Конспект коррекционного занятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект коррекционного занятия



Тема: Ориентировка в замкнутом пространстве

Цель: Формировать умение ориентироваться в пространстве относительно собственного тела

Задачи:

. Формировать умение ориентироваться в замкнутом пространстве относительно собственного тела по словесной инструкции педагога

. Формировать умение определять местоположение предмета в пространстве, используя слова «дальше», «ближе»

3. Формировать умение определять свое местоположение относительно различных объектов

4. Закреплять умение обозначать расположение предметов, используя пространственные термины («справа», «слева», «вверху», «внизу», «выше», «ниже», «спереди», «сзади», «направо», «налево», «перед», «за», «впереди», «позади»)

Оборудование: Смоделированный лабиринт, игрушки (заяц, три медведя), загадки, готовые нарисованные задания, фломастеры, макеты фруктов, игрушка-брелок.

Ход занятия:

. Орг. момент

Сегодня, мы с тобой отправимся в маленькое путешествие. Где будут ждать тебя разные герои и задания. Отправимся? (да)

. Этап актуализации

Скажи, пожалуйста, где я стою относительно тебя? (за мной)

А где находится шкаф? (впереди меня)

Где расположен стол относительно тебя? (слева)

Где находится стул относительно стола? (впереди стола)

Хорошо, ты все вспомнила.

. Этап формирования

Сейчас, начнется наше с тобой путешествие. Мы отправимся гулять по лабиринту чудес и загадок.

Посмотри, вот наш лабиринт (смотрит)

Что ты видишь перед собой? (мостик)

Мостик, относительно тебя, где находиться? (впереди)

А по расположению далеко или близко? (близко)

Хорошо иди вперед.

Теперь поверни налево, и скажи, что ты там видишь? (игрушку Зайца)

Относительно Зайца ты, где находишься? (спереди)

А от относительно тебя? (спереди)

Он тебе приготовил задание. Ты должна нарисовать на листочке геометрические фигуры. Но так, как скажет заяц.

Нарисуй квадрат слева от круга. Раскрась круг, который находится слева от тебя. Справа от круга нарисуй треугольник.

Молодец. Ты справилась с заданием и за это тебя Заяц пропускает дальше.

А сейчас, мы с тобой немножко отдохнем.

Физкультминутка

 

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики

Ручками хлопают,

Ножками топают,

Глазками моргают,

После отдыхают.

 

4. Этап практикования

Ну, немножко передохнули и в путь отправляемся.

Посмотри и скажи, относительно тебя с какой стороны находятся три медведя (игрушки разных цветов) - справа.

Хорошо. Теперь, поверни направо, и скажи, как сейчас они расположены относительно тебя в пространстве? (впереди меня и близко)

Каких цветов наши медведи? (красный, синий и зеленый)

Они запутались, как стояли раньше и хотят, чтобы ты помогла им.

Зеленый мишка должен быть за синим, но справа от красного (выполняет)

А красный мишка близко или далеко сейчас от тебя? (дальше, чем синий)

Хорошо. Молодец. Мишек ты посадила, так как нужно.

Посмотри, что там виднеется дальше в лабиринте? (деревья)

Да, это деревья. А они от тебя сейчас, где находятся? (далеко и впереди)

Значит, как тебе нужно идти? (прямо)

Скажи, мне, что ты видишь на этих деревьях? (яблочки, груши, абрикосы, вишни)

А какое из деревьев ближе всего к тебе? (там, где вишни)

А дерево с яблоками как относительно тебя расположено? (далеко и с левой стороны)

Молодец. Ты очень хорошо, ориентируешься среди деревьев.

Деревья тебе загадают загадки, а ты должна будешь угадать про какое из них говорить в загадке и сказать, как они расположены относительно тебя.

 

Сижу на тереме,

Мала, как мышь,

Красна, как кровь,

Вкусна, как мёд (вишня)

 

Гуси-лебеди летели,

Унести детей хотели.

Что за дерево стояло

И ребят от них скрывало? (яблоня)

 

Что за фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож,

Бок зеленый солнцем греет,

Он желтеет и краснеет? (груша)

 

Желтый фрукт. Он очень сладкий.

Не нужна и шоколадка.

Я сушить его могу.

Получу я курагу.

Отвечай мне на вопрос. Что же это? (абрикос)

 

Ты такая молодец. Все отгадала. (называет как располагаются деревья относительно друг друга)

. Этап контроля и оценки

Вот и заканчивается наше с тобой путешествие. Только мне бы хотелось, чтобы ты мне сказала, где находится относительно тебя все те герои, которых ты встретила на пути? (позади и далеко) Молодец.

А я сейчас относительно тебя, где нахожусь? (впереди и близко)

Ты замечательно справилась с заданиями в нашем путешествии и за это тебе маленький приз. Вот такой новый друг (игрушка-брелок), который всегда будет с тобой рядом, с какой бы ты стороны его не прицепила.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе теоретического обоснования и разработки комплекса занятий по использованию системы отсчета в пространственной ориентировке дошкольников с нарушениями зрения были получены следующие результаты:

- теоретический анализ даёт возможность отметить то, что система отсчета - это система направлений от какой-либо точки отсчета, которой может быть как собственное тело, так и любой из окружающих нас объектов. Выделяют несколько систем отсчета:

- ориентация относительно схемы тела,

ориентация относительно предметов (объектов),

ориентация относительно теоретически заданной точки отсчета.

Использование системы отсчета помогает дошкольнику с нарушениями зрения адаптироваться и самостоятельно передвигаться в пространстве. Самостоятельное передвижение в пространстве будущем подготовит к взрослой самостоятельной жизни детей с нарушениями зрения, предоставит возможность социального включения в общество.

Анализ программы для дошкольников с нарушениями зрения - раздел «Пространственное ориентирование и мобильность» позволил выделить спектр умений по использованию системы отсчета, необходимых для ориентирования в пространстве данной категории детей (Например: умение ориентироваться в пространстве относительно собственного тела, умение определять пространственную размещенность предметов относительно друг друга, умение ориентироваться на поверхности листа, умение ориентироваться относительно человека, стоящего к ребенку спиной, лицом к лицу)

Разработан комплекс коррекционных занятий по формированию умений использовать системы отсчета в пространственном ориентировании и мобильности. При разработке занятий были учтены программные требования для данной категории детей, возрастные особенности, функциональные возможности зрительного, слухового, осязательного анализаторов. Предложенная система занятий позволит систематизировать коррекционно-развивающую работу по данному направлению. Разработанные занятия могут использоваться как учителем-дефектологом, так и воспитателем группы для детей с нарушениями зрения.

Разработанный комплекс занятий был апробирован на практике в качестве учителя-дефектолога (тифлопедагога) в ГУО «Специальный ясли-сад №19» г. Минска. Апробация показала, что данный комплекс занятий имеет место в коррекционной работе в обучении пространственной ориентировке.

 


 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Дружинина, Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения./ Л.А. Дружинина - СПб.: М., Издательство «Экзамен», 2006, - 159 с.

2. Дружинина, Л.А. Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ: Учеб.-метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. зав., / Л.А. Дружинина, Л. Б. Осипова.- СПб.: Челябинск: Изд-во «Букватор», 2006. - 175 с.

.   Дружинина, Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / Л.А. Дружинина. - СПб.: Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. - 206 с.

.   Дружинина, Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации/ Л.А. Дружинина. - СПб.: Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. - 206 с.

.   Ермаков, В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения: Справочно-методическое пособие для учителей./ В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. - СПб.: М., Просвещение, 1990.- 222 с.

.   Ермаков, В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения./ В.П. Ермаков, Г.А. Якунин.- СПб.: М., 1990.

.   Журавлёв, В.Ю. Развитие ориентировки в пространстве дошкольника./ В.Ю. Журавлёв.- СПб.: М., Просвещение, 2004 - 290 с.

.   Земцова, О. Н. Вправо-влево, вверх-вниз (ориентируемся в пространстве) / О.Н. Земцова. - СПб.: М., 2005;

.   Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие - М., Издательство «Экзамен», 2006. - 159 с.

.   Кручинин, В.А. Роль слова и систем отсчета в формировании навыков пространственной ориентировки у слепых детей в процессе физического воспитания // Физическое воспитание детей в специальных школах: Межв. сб. науч. трудов./ В.А. Кручинин. - СПб.: Горький, - 1989.- С. 4-10.

.   Литвак, А.Г. Тифлопсихология: уч. пособие для пед. ин-тов «Дефектология»/ А.Г. Литвак. - СПб.: М., 1985;

.   Михайлова, З.А. Развитие пространственных представлений в дошкольном возрасте. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия./ З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова. - СПб.: М., Центр педагогического образования, 2008.

.   Осипова, Л.Б. Развитие пространственной ориентировки у младших дошкольников с нарушениями зрения. / Л.Б. Осипова. - СПб.: Изд-во АПН РСФСР, 2010. - 263 с.

.   Особенности ориентировки в пространстве незрячих в пространстве./ Петров Ю.И [и другие.].- СПб.: М., 1989.- 67 с.

.   Подколзина, Е.Н. Как учить ребенка с нарушением зрения ориентироваться в пространстве. Дефектология./ Е.Н. Подколзина.- СПб.: М., 2008 - №6. - С. 74-77.

.   Подколзина, Е.Н. Особенности пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения. Дефектология. / Е.Н. Подколзина. - СПб.: М., 2008. -№4. - С. 63-67.

.   Подколзина, Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения./ Е.Н. Подколзина. - СПб.: М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. - 176 с.

.   Ройтман. Дж. "Общедоступные очерки из области астрономии. Луна. Солнце. Планеты. Кометы и падающие звёзды. Звёздные миры. Происхождение небесных светил", 2-е издание под ред. проф. С. Н. Блажко. Гос. изд. Ленинград. 1924

.   Самойлова, И.В. Формирование ориентировки в пространстве у детей с нарушеним зрения на основе комплексного подхода: Метод. пособие. / И.В. Самойлова. [и др.]. - СПб.: Уфа: Издательство БИРО, 2009. - 130 с.

.   Солнцева, Л.И. Воспитание и обучение слепого дошкольника. / Л.И. Солнцева. - СПб.: М., Просвещение, 1993. - 175 с.

.   Спиркин, А. Г. Философия: учеб. для вузов / А.Г. Спиркин. - Изд. 2-е. - М.: Гардарики, 2004, - с. 731- 733.

.   Федорова, И.В. Развитие ориентировки в пространстве слабовидящих детей./ И.В. Федорова - СПб.: М.

.   Хайкин, С.Э. Физические основы механики / С.Э. Хайкин.- СПб.: М., 1963,

.   Шорыгина, Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве: Материалы для развития пространственного восприятия у дошкольников./ Т.А. Шорыгина.- СПб.: М., ТЦ Сфера, 2005.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.029 с.)