Глава 1. Теоретические основы изучения системы отсчеты в пространственной ориентировке детей с нарушениями зрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы изучения системы отсчеты в пространственной ориентировке детей с нарушениями зрения



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы изучения системы отсчеты в пространственной ориентировке детей с нарушениями зрения

Понятие «система отсчета»

Особенности использования системы отсчета в пространственной ориентировке дошкольников с нарушениями зрения

Глава 2. Комплекс занятий по использованию системы отсчета у дошкольников с нарушениями зрения

2.1 Основные умения использования систем отсчета в пространственной ориентировке дошкольников с нарушениями зрения

Занятия по использованию системы отсчета у дошкольников с нарушениями зрения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность курсовой работы «Комплекс занятий по использованию системы отсчета в пространственной ориентировке дошкольников с нарушением зрения» состоит в следующем:

Несформированность пространственной ориентировки является одной из причин, определяющих низкий уровень социальной адаптации ребенка с нарушением зрения, снижение его мобильности и контакта с окружающим миром. Нарушение ориентировки в пространстве - одна из главных и труднейших проблем тифлопедагогики, поскольку она наблюдается почти у 50% современных дошкольников. Ориентировка в пространстве представляет собой процесс определения человеком своего местоположения при помощи какой-либо системы отсчета.

Многочисленные исследования показали, что дети с нарушением зрения самостоятельно не могут овладеть навыками пространственного ориентирования, и нуждаются в систематическом, целенаправленном обучении.

Для дошкольников с нарушениями зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность. В свою очередь это вызывает трудности пространственной ориентировки, и недостатки в её развитии ограничивают в дальнейшем самостоятельность и активность детей, возможность самостоятельного передвижения с использованием различных точек отсчета. У них, по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми пространственного расположения предметов. Дети рассматриваемой категории спонтанно, самостоятельно не могут овладеть навыками пространственного ориентирования, и нуждаются в систематическом целенаправленном обучении, по программе специальных (коррекционных) учреждений IV вида.

Ориентировка в пространстве играет главную роль как для общего познавательного развития (развитие восприятия, памяти, мышления), так и для осуществления любой деятельности детей с нарушениями зрения в пространстве.

Таким образом, можно говорить о необходимости формирования умения использовать систему отсчета в пространственной ориентировке дошкольников с нарушением зрения, а значит о разработке методической базы в виде системы занятий по использованию детьми с нарушением зрения системы отсчета.

Объект исследования - процесс использования системы отсчета в пространственном ориентировании дошкольников с нарушениями зрения

Предмет исследования - комплекс занятий по использованию системы отсчета в пространственном ориентировании дошкольников с нарушениями зрения

Цель - теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по использованию системы отсчета в пространственной ориентировке детей с нарушениями зрения.

Задачи:

1. Осуществить теоретический анализ проблемы использования системы отсчета в пространственном ориентировании детей с нарушениями зрения

2. Выделить основные умения по использованию системы отсчета в пространственном ориентировании дошкольников с нарушениями зрения

.   Разработать комплекс занятий по использованию системы отсчета в пространственном ориентировании детей с нарушениями зрения и апробировать на практике

Методы исследования:

§ Метод изучения литературных источников;

§ Метод теоретического анализа и синтеза

§ Теоретическое моделирование

§ Метод интерпретации полученных данных

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет, задачи исследования и используемые методы. В первой главе «Теоретические основы изучения системы отсчеты в пространственной ориентировке детей с нарушениями зрения» раскрыто понятие системы отсчета, определена роль системы отсчета в пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения, выявлены особенности в использовании системы отсчета в пространственной ориентировке детей с нарушениями зрения. Во второй главе «Комплекс занятий по использованию системы отсчета у дошкольников с нарушениями зрения» были определены основные умения по использования системы отсчета в пространственной ориентировке дошкольников с нарушениями зрения и разработана система занятий по использованию системы отсчета в пространственной ориентировке детей с нарушениями зрения. В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе теоретического обоснования и разработки комплекса занятий по использованию системы отсчета в пространственной ориентировке дошкольников с нарушениями зрения были получены следующие результаты:

- теоретический анализдаёт возможность отметить то, что система отсчета - это система направлений от какой-либо точки отсчета, которой может быть как собственное тело, так и любой из окружающих нас объектов. Выделяют несколько систем отсчета:

- ориентация относительно схемы тела,

ориентация относительно предметов (объектов),

ориентация относительно теоретически заданной точки отсчета.

Использование системы отсчета помогает дошкольнику с нарушениями зрения адаптироваться и самостоятельно передвигаться в пространстве. Самостоятельное передвижение в пространстве будущем подготовит к взрослой самостоятельной жизни детей с нарушениями зрения, предоставит возможность социального включения в общество.

Анализ программы для дошкольников с нарушениями зрения - раздел «Пространственное ориентирование и мобильность» позволил выделить спектр умений по использованию системы отсчета, необходимых для ориентирования в пространстве данной категории детей (Например: умение ориентироваться в пространстве относительно собственного тела, умение определять пространственную размещенность предметов относительно друг друга, умение ориентироваться на поверхности листа, умение ориентироваться относительно человека, стоящего к ребенку спиной, лицом к лицу)

Разработан комплекс коррекционных занятий по формированию умений использовать системы отсчета в пространственном ориентировании и мобильности. При разработке занятий были учтены программные требования для данной категории детей, возрастные особенности, функциональные возможности зрительного, слухового, осязательного анализаторов. Предложенная система занятий позволит систематизировать коррекционно-развивающую работу по данному направлению. Разработанные занятия могут использоваться как учителем-дефектологом, так и воспитателем группы для детей с нарушениями зрения.

Разработанный комплекс занятий был апробирован на практике в качестве учителя-дефектолога (тифлопедагога) в ГУО «Специальный ясли-сад №19» г. Минска. Апробация показала, что данный комплекс занятий имеет место в коррекционной работе в обучении пространственной ориентировке.

 


 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Дружинина, Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения./ Л.А. Дружинина - СПб.: М., Издательство «Экзамен», 2006, - 159 с.

2. Дружинина, Л.А. Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ: Учеб.-метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. зав., / Л.А. Дружинина, Л. Б. Осипова.- СПб.: Челябинск: Изд-во «Букватор», 2006. - 175 с.

.   Дружинина, Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / Л.А. Дружинина. - СПб.: Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. - 206 с.

.   Дружинина, Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации/ Л.А. Дружинина. - СПб.: Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. - 206 с.

.   Ермаков, В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения: Справочно-методическое пособие для учителей./ В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. - СПб.: М., Просвещение, 1990.- 222 с.

.   Ермаков, В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения./ В.П. Ермаков, Г.А. Якунин.- СПб.: М., 1990.

.   Журавлёв, В.Ю. Развитие ориентировки в пространстве дошкольника./ В.Ю. Журавлёв.- СПб.: М., Просвещение, 2004 - 290 с.

.   Земцова, О. Н. Вправо-влево, вверх-вниз (ориентируемся в пространстве) / О.Н. Земцова. - СПб.: М., 2005;

.   Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие - М., Издательство «Экзамен», 2006. - 159 с.

.   Кручинин, В.А. Роль слова и систем отсчета в формировании навыков пространственной ориентировки у слепых детей в процессе физического воспитания // Физическое воспитание детей в специальных школах: Межв. сб. науч. трудов./ В.А. Кручинин. - СПб.: Горький, - 1989.- С. 4-10.

.   Литвак, А.Г. Тифлопсихология: уч. пособие для пед. ин-тов «Дефектология»/ А.Г. Литвак. - СПб.: М., 1985;

.   Михайлова, З.А. Развитие пространственных представлений в дошкольном возрасте. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия./ З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова. - СПб.: М., Центр педагогического образования, 2008.

.   Осипова, Л.Б. Развитие пространственной ориентировки у младших дошкольников с нарушениями зрения. / Л.Б. Осипова. - СПб.: Изд-во АПН РСФСР, 2010. - 263 с.

.   Особенности ориентировки в пространстве незрячих в пространстве./ Петров Ю.И [и другие.].- СПб.: М., 1989.- 67 с.

.   Подколзина, Е.Н. Как учить ребенка с нарушением зрения ориентироваться в пространстве. Дефектология./ Е.Н. Подколзина.- СПб.: М., 2008 - №6. - С. 74-77.

.   Подколзина, Е.Н. Особенности пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения. Дефектология. / Е.Н. Подколзина. - СПб.: М., 2008. -№4. - С. 63-67.

.   Подколзина, Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения./ Е.Н. Подколзина. - СПб.: М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. - 176 с.

.   Ройтман. Дж. "Общедоступные очерки из области астрономии. Луна. Солнце. Планеты. Кометы и падающие звёзды. Звёздные миры. Происхождение небесных светил", 2-е издание под ред. проф. С. Н. Блажко. Гос. изд. Ленинград. 1924

.   Самойлова, И.В. Формирование ориентировки в пространстве у детей с нарушеним зрения на основе комплексного подхода: Метод. пособие. / И.В. Самойлова. [и др.]. - СПб.: Уфа: Издательство БИРО, 2009. - 130 с.

.   Солнцева, Л.И. Воспитание и обучение слепого дошкольника. / Л.И. Солнцева. - СПб.: М., Просвещение, 1993. - 175 с.

.   Спиркин, А. Г. Философия: учеб. для вузов / А.Г. Спиркин. - Изд. 2-е. - М.: Гардарики, 2004, - с. 731- 733.

.   Федорова, И.В. Развитие ориентировки в пространстве слабовидящих детей./ И.В. Федорова - СПб.: М.

.   Хайкин, С.Э. Физические основы механики / С.Э. Хайкин.- СПб.: М., 1963,

.   Шорыгина, Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве: Материалы для развития пространственного восприятия у дошкольников./ Т.А. Шорыгина.- СПб.: М., ТЦ Сфера, 2005.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы изучения системы отсчеты в пространственной ориентировке детей с нарушениями зрения

Понятие «система отсчета»

Особенности использования системы отсчета в пространственной ориентировке дошкольников с нарушениями зрения

Глава 2. Комплекс занятий по использованию системы отсчета у дошкольников с нарушениями зрения

2.1 Основные умения использования систем отсчета в пространственной ориентировке дошкольников с нарушениями зрения

Занятия по использованию системы отсчета у дошкольников с нарушениями зрения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность курсовой работы «Комплекс занятий по использованию системы отсчета в пространственной ориентировке дошкольников с нарушением зрения» состоит в следующем:

Несформированность пространственной ориентировки является одной из причин, определяющих низкий уровень социальной адаптации ребенка с нарушением зрения, снижение его мобильности и контакта с окружающим миром. Нарушение ориентировки в пространстве - одна из главных и труднейших проблем тифлопедагогики, поскольку она наблюдается почти у 50% современных дошкольников. Ориентировка в пространстве представляет собой процесс определения человеком своего местоположения при помощи какой-либо системы отсчета.

Многочисленные исследования показали, что дети с нарушением зрения самостоятельно не могут овладеть навыками пространственного ориентирования, и нуждаются в систематическом, целенаправленном обучении.

Для дошкольников с нарушениями зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность. В свою очередь это вызывает трудности пространственной ориентировки, и недостатки в её развитии ограничивают в дальнейшем самостоятельность и активность детей, возможность самостоятельного передвижения с использованием различных точек отсчета. У них, по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми пространственного расположения предметов. Дети рассматриваемой категории спонтанно, самостоятельно не могут овладеть навыками пространственного ориентирования, и нуждаются в систематическом целенаправленном обучении, по программе специальных (коррекционных) учреждений IV вида.

Ориентировка в пространстве играет главную роль как для общего познавательного развития (развитие восприятия, памяти, мышления), так и для осуществления любой деятельности детей с нарушениями зрения в пространстве.

Таким образом, можно говорить о необходимости формирования умения использовать систему отсчета в пространственной ориентировке дошкольников с нарушением зрения, а значит о разработке методической базы в виде системы занятий по использованию детьми с нарушением зрения системы отсчета.

Объект исследования - процесс использования системы отсчета в пространственном ориентировании дошкольников с нарушениями зрения

Предмет исследования - комплекс занятий по использованию системы отсчета в пространственном ориентировании дошкольников с нарушениями зрения

Цель - теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по использованию системы отсчета в пространственной ориентировке детей с нарушениями зрения.

Задачи:

1. Осуществить теоретический анализ проблемы использования системы отсчета в пространственном ориентировании детей с нарушениями зрения

2. Выделить основные умения по использованию системы отсчета в пространственном ориентировании дошкольников с нарушениями зрения

.   Разработать комплекс занятий по использованию системы отсчета в пространственном ориентировании детей с нарушениями зрения и апробировать на практике

Методы исследования:

§ Метод изучения литературных источников;

§ Метод теоретического анализа и синтеза

§ Теоретическое моделирование

§ Метод интерпретации полученных данных

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет, задачи исследования и используемые методы. В первой главе «Теоретические основы изучения системы отсчеты в пространственной ориентировке детей с нарушениями зрения» раскрыто понятие системы отсчета, определена роль системы отсчета в пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения, выявлены особенности в использовании системы отсчета в пространственной ориентировке детей с нарушениями зрения. Во второй главе «Комплекс занятий по использованию системы отсчета у дошкольников с нарушениями зрения» были определены основные умения по использования системы отсчета в пространственной ориентировке дошкольников с нарушениями зрения и разработана система занятий по использованию системы отсчета в пространственной ориентировке детей с нарушениями зрения. В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.


Глава 1. Теоретические основы изучения системы отсчеты в пространственной ориентировке детей с нарушениями зрения

Понятие «система отсчета»

 

Понятие «система отсчета» в разных науках имеет свое определение.

В механике: Инерциальная система отсчета - любая система отсчета, в которой справедлив закон инерции (1-й закон Ньютона), т.е. тело, не подверженное действию сил, сохраняет свое состояние или сохраняет свою скорость по величине и направлению. [23]

Неинерциальными же будут все те системы отсчета, которые движутся с ускорением относительно какой-либо инерциальной системы. Различают два вида неинерциальных систем отсчета: системы, движущиеся относительно инерциальной системы отсчета поступательно с постоянным или переменным ускорением, и системы, вращающиеся с постоянной или переменной угловой скоростью относительно некоторого центра или некоторой оси.

В физике: Система отсчета - система тел, по отношению к которой определяются положения исследуемого тела (или места событий) и отмечаются моменты времени, соответствующие этим положениям. [23]

В астрономии: Гелиоцентрическая система отсчета - это просто система отсчета, где начало координат размещено в Солнце. [18]

В философии: Система отсчета - это целостная совокупность элементов, в которой все элементы настолько тесно связаны друг с другом, что выступают по отношению к окружающим условиям и другим системам того же уровня как единое целое. [21]

Из всех приведенных определений, к определению понятия «система отсчета» в пространственной ориентировке ближе всего находиться понятие, которое взято из физики.

Ориентация в пространстве представляет собой процесс определения человеком своего местоположения при помощи какой-либо системы отсчета. Точкой отсчета может быть собственное тело или любой предмет окружения. Точка отсчета помогает определять свое положение на земле по отношению к сторонам горизонта. Это в свою очередь, помогает ориентироваться в окружающем пространстве, и связано с умениями ориентироваться по шести направлениям: спереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу. Тем самым определяется трехмерность пространства (т.е. его объемность) на основе выбранной системы отсчета.

Для нахождения своего местоположения в пространстве необходимо локализовать себя и окружающие предметы в определенной точке. В результате этой операции человек определяет форму и величину окружающего пространства и его заполненность.

В процессе ориентации осуществляется восприятие пространства, сличение воспринятого с имеющимися представлениями и определение взаиморасположения человека и окружающих его объектов. Сложившаяся на основе условно-рефлекторной деятельности мозга единая для человека система отсчета, благодаря которой он ориентируется, отражает трехмерность пространства и представляет собой систему направлений от какой-либо точки отсчета, которой может быть как собственное тело, так и любой из окружающих нас объектов.

Различение направлений, из которых слагается система отсчета - впереди-сзади, справа-слева, вверху-внизу и промежуточные, формируется на основе выработки двигательных дифференцировок, связанных с показаниями органов чувств. Система отсчета образуется в результате чувственного, практического различения пространственных отношений, за которыми впоследствии закрепляются обозначения. [17]

Ориентировка в пространстве совершается на основе использования человеком какой-либо системы отсчета. Выделяют несколько систем отсчета:

1. ориентация относительно схемы тела (т. е. относительно своего места тела по отношению к стоящему человеку распределяет в пространстве все окружающие предметы) Исследования показали, что дети с нарушениями зрения испытывают значительные трудности при определении направления по схеме «право-лево» чем при различении «вверх-вниз», «спереди-сзади».

2. ориентация относительно предметов (объектов), других людей, то есть за точку отсчета примем положение любого объекта, а не любого тела. Эта система отсчета позволяет дошкольникам с нарушениями зрения лучше познавать пространственные отношения объектов между собой, определять удаленность, место нахождения предметов по отношению друг к другу.

3. ориентация относительно теоретически заданной произвольно выбранной точки отсчета (педагог за точку отсчета берет любой объект или предмет, и ребенок должен ориентироваться в пространстве относительно его, обращая внимание на то, что любое передвижение объекта будет изменять и расположение других предметов по отношению к заданной точке)

Все они отражают опыт познания человеком пространственных отношений, обобщают опыт ориентации людей в предметно-пространственном окружении.

Затруднение пространственной ориентировки тесно связаны с неумением дошкольников с нарушениями зрения, пользоваться системой отсчета, быстро переходить от одной системы отсчета к другой. [8]

Таким образом, мы делаем вывод о том, что понятие «системы отсчета» используется не только в работе по обучению пространственному ориентированию, но и в других областях развития. И ближе из всех определений данного понятия взято из физики.

Система отсчета помогает ориентироваться в окружающем пространстве, определить трехмерность пространства, позволяет определять форму и величину окружающего пространства, его заполненность. Использование системы отсчета является неотъемлемой частью процесса формирования пространственной ориентировки дошкольников с нарушениями зрения.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.186.72 (0.045 с.)