Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Теоретические основы изучения системы отсчеты в пространственной ориентировке детей с нарушениями зренияСтр 1 из 6Следующая ⇒
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Теоретические основы изучения системы отсчеты в пространственной ориентировке детей с нарушениями зрения Понятие «система отсчета» Особенности использования системы отсчета в пространственной ориентировке дошкольников с нарушениями зрения Глава 2. Комплекс занятий по использованию системы отсчета у дошкольников с нарушениями зрения 2.1 Основные умения использования систем отсчета в пространственной ориентировке дошкольников с нарушениями зрения Занятия по использованию системы отсчета у дошкольников с нарушениями зрения ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы «Комплекс занятий по использованию системы отсчета в пространственной ориентировке дошкольников с нарушением зрения» состоит в следующем: Несформированность пространственной ориентировки является одной из причин, определяющих низкий уровень социальной адаптации ребенка с нарушением зрения, снижение его мобильности и контакта с окружающим миром. Нарушение ориентировки в пространстве - одна из главных и труднейших проблем тифлопедагогики, поскольку она наблюдается почти у 50% современных дошкольников. Ориентировка в пространстве представляет собой процесс определения человеком своего местоположения при помощи какой-либо системы отсчета. Многочисленные исследования показали, что дети с нарушением зрения самостоятельно не могут овладеть навыками пространственного ориентирования, и нуждаются в систематическом, целенаправленном обучении. Для дошкольников с нарушениями зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность. В свою очередь это вызывает трудности пространственной ориентировки, и недостатки в её развитии ограничивают в дальнейшем самостоятельность и активность детей, возможность самостоятельного передвижения с использованием различных точек отсчета. У них, по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми пространственного расположения предметов. Дети рассматриваемой категории спонтанно, самостоятельно не могут овладеть навыками пространственного ориентирования, и нуждаются в систематическом целенаправленном обучении, по программе специальных (коррекционных) учреждений IV вида.
Ориентировка в пространстве играет главную роль как для общего познавательного развития (развитие восприятия, памяти, мышления), так и для осуществления любой деятельности детей с нарушениями зрения в пространстве. Таким образом, можно говорить о необходимости формирования умения использовать систему отсчета в пространственной ориентировке дошкольников с нарушением зрения, а значит о разработке методической базы в виде системы занятий по использованию детьми с нарушением зрения системы отсчета. Объект исследования - процесс использования системы отсчета в пространственном ориентировании дошкольников с нарушениями зрения Предмет исследования - комплекс занятий по использованию системы отсчета в пространственном ориентировании дошкольников с нарушениями зрения Цель - теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по использованию системы отсчета в пространственной ориентировке детей с нарушениями зрения. Задачи: 1. Осуществить теоретический анализ проблемы использования системы отсчета в пространственном ориентировании детей с нарушениями зрения 2. Выделить основные умения по использованию системы отсчета в пространственном ориентировании дошкольников с нарушениями зрения . Разработать комплекс занятий по использованию системы отсчета в пространственном ориентировании детей с нарушениями зрения и апробировать на практике Методы исследования: § Метод изучения литературных источников; § Метод теоретического анализа и синтеза § Теоретическое моделирование § Метод интерпретации полученных данных Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет, задачи исследования и используемые методы. В первой главе «Теоретические основы изучения системы отсчеты в пространственной ориентировке детей с нарушениями зрения» раскрыто понятие системы отсчета, определена роль системы отсчета в пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения, выявлены особенности в использовании системы отсчета в пространственной ориентировке детей с нарушениями зрения. Во второй главе «Комплекс занятий по использованию системы отсчета у дошкольников с нарушениями зрения» были определены основные умения по использования системы отсчета в пространственной ориентировке дошкольников с нарушениями зрения и разработана система занятий по использованию системы отсчета в пространственной ориентировке детей с нарушениями зрения. В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В процессе теоретического обоснования и разработки комплекса занятий по использованию системы отсчета в пространственной ориентировке дошкольников с нарушениями зрения были получены следующие результаты: - теоретический анализдаёт возможность отметить то, что система отсчета - это система направлений от какой-либо точки отсчета, которой может быть как собственное тело, так и любой из окружающих нас объектов. Выделяют несколько систем отсчета: - ориентация относительно схемы тела, ориентация относительно предметов (объектов), ориентация относительно теоретически заданной точки отсчета. Использование системы отсчета помогает дошкольнику с нарушениями зрения адаптироваться и самостоятельно передвигаться в пространстве. Самостоятельное передвижение в пространстве будущем подготовит к взрослой самостоятельной жизни детей с нарушениями зрения, предоставит возможность социального включения в общество. Анализ программы для дошкольников с нарушениями зрения - раздел «Пространственное ориентирование и мобильность» позволил выделить спектр умений по использованию системы отсчета, необходимых для ориентирования в пространстве данной категории детей (Например: умение ориентироваться в пространстве относительно собственного тела, умение определять пространственную размещенность предметов относительно друг друга, умение ориентироваться на поверхности листа, умение ориентироваться относительно человека, стоящего к ребенку спиной, лицом к лицу) Разработан комплекс коррекционных занятий по формированию умений использовать системы отсчета в пространственном ориентировании и мобильности. При разработке занятий были учтены программные требования для данной категории детей, возрастные особенности, функциональные возможности зрительного, слухового, осязательного анализаторов. Предложенная система занятий позволит систематизировать коррекционно-развивающую работу по данному направлению. Разработанные занятия могут использоваться как учителем-дефектологом, так и воспитателем группы для детей с нарушениями зрения. Разработанный комплекс занятий был апробирован на практике в качестве учителя-дефектолога (тифлопедагога) в ГУО «Специальный ясли-сад №19» г. Минска. Апробация показала, что данный комплекс занятий имеет место в коррекционной работе в обучении пространственной ориентировке.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Дружинина, Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения./ Л.А. Дружинина - СПб.: М., Издательство «Экзамен», 2006, - 159 с. 2. Дружинина, Л.А. Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ: Учеб.-метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. зав., / Л.А. Дружинина, Л. Б. Осипова.- СПб.: Челябинск: Изд-во «Букватор», 2006. - 175 с. . Дружинина, Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / Л.А. Дружинина. - СПб.: Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. - 206 с. . Дружинина, Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации/ Л.А. Дружинина. - СПб.: Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. - 206 с. . Ермаков, В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения: Справочно-методическое пособие для учителей./ В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. - СПб.: М., Просвещение, 1990.- 222 с. . Ермаков, В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения./ В.П. Ермаков, Г.А. Якунин.- СПб.: М., 1990. . Журавлёв, В.Ю. Развитие ориентировки в пространстве дошкольника./ В.Ю. Журавлёв.- СПб.: М., Просвещение, 2004 - 290 с. . Земцова, О. Н. Вправо-влево, вверх-вниз (ориентируемся в пространстве) / О.Н. Земцова. - СПб.: М., 2005; . Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие - М., Издательство «Экзамен», 2006. - 159 с. . Кручинин, В.А. Роль слова и систем отсчета в формировании навыков пространственной ориентировки у слепых детей в процессе физического воспитания // Физическое воспитание детей в специальных школах: Межв. сб. науч. трудов./ В.А. Кручинин. - СПб.: Горький, - 1989.- С. 4-10. . Литвак, А.Г. Тифлопсихология: уч. пособие для пед. ин-тов «Дефектология»/ А.Г. Литвак. - СПб.: М., 1985; . Михайлова, З.А. Развитие пространственных представлений в дошкольном возрасте. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия./ З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова. - СПб.: М., Центр педагогического образования, 2008. . Осипова, Л.Б. Развитие пространственной ориентировки у младших дошкольников с нарушениями зрения. / Л.Б. Осипова. - СПб.: Изд-во АПН РСФСР, 2010. - 263 с. . Особенности ориентировки в пространстве незрячих в пространстве./ Петров Ю.И [и другие.].- СПб.: М., 1989.- 67 с. . Подколзина, Е.Н. Как учить ребенка с нарушением зрения ориентироваться в пространстве. Дефектология./ Е.Н. Подколзина.- СПб.: М., 2008 - №6. - С. 74-77.
. Подколзина, Е.Н. Особенности пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения. Дефектология. / Е.Н. Подколзина. - СПб.: М., 2008. -№4. - С. 63-67. . Подколзина, Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения./ Е.Н. Подколзина. - СПб.: М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. - 176 с. . Ройтман. Дж. "Общедоступные очерки из области астрономии. Луна. Солнце. Планеты. Кометы и падающие звёзды. Звёздные миры. Происхождение небесных светил", 2-е издание под ред. проф. С. Н. Блажко. Гос. изд. Ленинград. 1924 . Самойлова, И.В. Формирование ориентировки в пространстве у детей с нарушеним зрения на основе комплексного подхода: Метод. пособие. / И.В. Самойлова. [и др.]. - СПб.: Уфа: Издательство БИРО, 2009. - 130 с. . Солнцева, Л.И. Воспитание и обучение слепого дошкольника. / Л.И. Солнцева. - СПб.: М., Просвещение, 1993. - 175 с. . Спиркин, А. Г. Философия: учеб. для вузов / А.Г. Спиркин. - Изд. 2-е. - М.: Гардарики, 2004, - с. 731- 733. . Федорова, И.В. Развитие ориентировки в пространстве слабовидящих детей./ И.В. Федорова - СПб.: М. . Хайкин, С.Э. Физические основы механики / С.Э. Хайкин.- СПб.: М., 1963, . Шорыгина, Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве: Материалы для развития пространственного восприятия у дошкольников./ Т.А. Шорыгина.- СПб.: М., ТЦ Сфера, 2005. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Теоретические основы изучения системы отсчеты в пространственной ориентировке детей с нарушениями зрения Понятие «система отсчета» Особенности использования системы отсчета в пространственной ориентировке дошкольников с нарушениями зрения Глава 2. Комплекс занятий по использованию системы отсчета у дошкольников с нарушениями зрения 2.1 Основные умения использования систем отсчета в пространственной ориентировке дошкольников с нарушениями зрения Занятия по использованию системы отсчета у дошкольников с нарушениями зрения ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы «Комплекс занятий по использованию системы отсчета в пространственной ориентировке дошкольников с нарушением зрения» состоит в следующем: Несформированность пространственной ориентировки является одной из причин, определяющих низкий уровень социальной адаптации ребенка с нарушением зрения, снижение его мобильности и контакта с окружающим миром. Нарушение ориентировки в пространстве - одна из главных и труднейших проблем тифлопедагогики, поскольку она наблюдается почти у 50% современных дошкольников. Ориентировка в пространстве представляет собой процесс определения человеком своего местоположения при помощи какой-либо системы отсчета. Многочисленные исследования показали, что дети с нарушением зрения самостоятельно не могут овладеть навыками пространственного ориентирования, и нуждаются в систематическом, целенаправленном обучении. Для дошкольников с нарушениями зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность. В свою очередь это вызывает трудности пространственной ориентировки, и недостатки в её развитии ограничивают в дальнейшем самостоятельность и активность детей, возможность самостоятельного передвижения с использованием различных точек отсчета. У них, по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми пространственного расположения предметов. Дети рассматриваемой категории спонтанно, самостоятельно не могут овладеть навыками пространственного ориентирования, и нуждаются в систематическом целенаправленном обучении, по программе специальных (коррекционных) учреждений IV вида.
Ориентировка в пространстве играет главную роль как для общего познавательного развития (развитие восприятия, памяти, мышления), так и для осуществления любой деятельности детей с нарушениями зрения в пространстве. Таким образом, можно говорить о необходимости формирования умения использовать систему отсчета в пространственной ориентировке дошкольников с нарушением зрения, а значит о разработке методической базы в виде системы занятий по использованию детьми с нарушением зрения системы отсчета. Объект исследования - процесс использования системы отсчета в пространственном ориентировании дошкольников с нарушениями зрения Предмет исследования - комплекс занятий по использованию системы отсчета в пространственном ориентировании дошкольников с нарушениями зрения Цель - теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по использованию системы отсчета в пространственной ориентировке детей с нарушениями зрения. Задачи: 1. Осуществить теоретический анализ проблемы использования системы отсчета в пространственном ориентировании детей с нарушениями зрения 2. Выделить основные умения по использованию системы отсчета в пространственном ориентировании дошкольников с нарушениями зрения . Разработать комплекс занятий по использованию системы отсчета в пространственном ориентировании детей с нарушениями зрения и апробировать на практике Методы исследования: § Метод изучения литературных источников; § Метод теоретического анализа и синтеза § Теоретическое моделирование § Метод интерпретации полученных данных Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет, задачи исследования и используемые методы. В первой главе «Теоретические основы изучения системы отсчеты в пространственной ориентировке детей с нарушениями зрения» раскрыто понятие системы отсчета, определена роль системы отсчета в пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения, выявлены особенности в использовании системы отсчета в пространственной ориентировке детей с нарушениями зрения. Во второй главе «Комплекс занятий по использованию системы отсчета у дошкольников с нарушениями зрения» были определены основные умения по использования системы отсчета в пространственной ориентировке дошкольников с нарушениями зрения и разработана система занятий по использованию системы отсчета в пространственной ориентировке детей с нарушениями зрения. В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе. Глава 1. Теоретические основы изучения системы отсчеты в пространственной ориентировке детей с нарушениями зрения Понятие «система отсчета»
Понятие «система отсчета» в разных науках имеет свое определение. В механике: Инерциальная система отсчета - любая система отсчета, в которой справедлив закон инерции (1-й закон Ньютона), т.е. тело, не подверженное действию сил, сохраняет свое состояние или сохраняет свою скорость по величине и направлению. [23] Неинерциальными же будут все те системы отсчета, которые движутся с ускорением относительно какой-либо инерциальной системы. Различают два вида неинерциальных систем отсчета: системы, движущиеся относительно инерциальной системы отсчета поступательно с постоянным или переменным ускорением, и системы, вращающиеся с постоянной или переменной угловой скоростью относительно некоторого центра или некоторой оси. В физике: Система отсчета - система тел, по отношению к которой определяются положения исследуемого тела (или места событий) и отмечаются моменты времени, соответствующие этим положениям. [23] В астрономии: Гелиоцентрическая система отсчета - это просто система отсчета, где начало координат размещено в Солнце. [18] В философии: Система отсчета - это целостная совокупность элементов, в которой все элементы настолько тесно связаны друг с другом, что выступают по отношению к окружающим условиям и другим системам того же уровня как единое целое. [21] Из всех приведенных определений, к определению понятия «система отсчета» в пространственной ориентировке ближе всего находиться понятие, которое взято из физики. Ориентация в пространстве представляет собой процесс определения человеком своего местоположения при помощи какой-либо системы отсчета. Точкой отсчета может быть собственное тело или любой предмет окружения. Точка отсчета помогает определять свое положение на земле по отношению к сторонам горизонта. Это в свою очередь, помогает ориентироваться в окружающем пространстве, и связано с умениями ориентироваться по шести направлениям: спереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу. Тем самым определяется трехмерность пространства (т.е. его объемность) на основе выбранной системы отсчета. Для нахождения своего местоположения в пространстве необходимо локализовать себя и окружающие предметы в определенной точке. В результате этой операции человек определяет форму и величину окружающего пространства и его заполненность. В процессе ориентации осуществляется восприятие пространства, сличение воспринятого с имеющимися представлениями и определение взаиморасположения человека и окружающих его объектов. Сложившаяся на основе условно-рефлекторной деятельности мозга единая для человека система отсчета, благодаря которой он ориентируется, отражает трехмерность пространства и представляет собой систему направлений от какой-либо точки отсчета, которой может быть как собственное тело, так и любой из окружающих нас объектов. Различение направлений, из которых слагается система отсчета - впереди-сзади, справа-слева, вверху-внизу и промежуточные, формируется на основе выработки двигательных дифференцировок, связанных с показаниями органов чувств. Система отсчета образуется в результате чувственного, практического различения пространственных отношений, за которыми впоследствии закрепляются обозначения. [17] Ориентировка в пространстве совершается на основе использования человеком какой-либо системы отсчета. Выделяют несколько систем отсчета: 1. ориентация относительно схемы тела (т. е. относительно своего места тела по отношению к стоящему человеку распределяет в пространстве все окружающие предметы) Исследования показали, что дети с нарушениями зрения испытывают значительные трудности при определении направления по схеме «право-лево» чем при различении «вверх-вниз», «спереди-сзади». 2. ориентация относительно предметов (объектов), других людей, то есть за точку отсчета примем положение любого объекта, а не любого тела. Эта система отсчета позволяет дошкольникам с нарушениями зрения лучше познавать пространственные отношения объектов между собой, определять удаленность, место нахождения предметов по отношению друг к другу. 3. ориентация относительно теоретически заданной произвольно выбранной точки отсчета (педагог за точку отсчета берет любой объект или предмет, и ребенок должен ориентироваться в пространстве относительно его, обращая внимание на то, что любое передвижение объекта будет изменять и расположение других предметов по отношению к заданной точке) Все они отражают опыт познания человеком пространственных отношений, обобщают опыт ориентации людей в предметно-пространственном окружении. Затруднение пространственной ориентировки тесно связаны с неумением дошкольников с нарушениями зрения, пользоваться системой отсчета, быстро переходить от одной системы отсчета к другой. [8] Таким образом, мы делаем вывод о том, что понятие «системы отсчета» используется не только в работе по обучению пространственному ориентированию, но и в других областях развития. И ближе из всех определений данного понятия взято из физики. Система отсчета помогает ориентироваться в окружающем пространстве, определить трехмерность пространства, позволяет определять форму и величину окружающего пространства, его заполненность. Использование системы отсчета является неотъемлемой частью процесса формирования пространственной ориентировки дошкольников с нарушениями зрения.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.186.72 (0.045 с.) |