Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава I. Теоретические аспекты формирования познавательных интересов младших школьников↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Содержание
Введение Глава I. Теоретические аспекты формирования познавательных интересов младших школьников 1.1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста 1.2 Особенности формирования познавательного интереса у младших школьников 1.3 Взгляды отечественных исследователей на проблему формирования познавательных интересов 1.4 Влияние игры на формирования познавательного интереса в младших школьников Глава II. Экспериментальное исследование процесса влияния игры на формирование познавательных интересов 2.1 Выявление уровня сформированности познавательных интересов младших школьников 2.2 Роль игры в развитии познавательных интересов младших школьников (формирующий эксперимент) 2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы процесса развития познавательных интересов (контрольный эксперимент) Заключение Список литературы Введение
Актуальность темы. В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры. По мнению Л.С. Выготского, познавательный интерес - это "естественный двигатель детского поведения", он является "верным выражением инстинктивного стремления; указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями". Вот почему оптимальным решением педагога будет построение "всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах…" Также Н.Г. Морозова определяет познавательный интерес как мотив, описывая его как "важную личностную характеристику школьника и как интегральное познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению". Автор считает, что интерес это отражение сложных процессов, происходящих в мотивационной сфере деятельности. Мы считаем, что именно этот вид интереса (познавательный интерес) является чрезвычайно важным в организации учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Познавательный интерес у младших школьников имеет довольно яркую эмоциональную окраску. Он проявляется в интересе к наблюдениям, описаниям, впечатлениям. Познавательный интерес в младшем школьном возрасте в значительной мере определяется таким новообразованием психики как стремление к взрослению и стремление к самостоятельности. Познавательный интерес в этом возрасте связан с желанием проникнуть в существующие закономерности учения и в основание знаний в целом. В психологической литературе мы обнаружили схожие точки зрения ученых о природе возникновения познавательного интереса как такового. Большинство психологов как отечественных, так и зарубежных связывают интерес с потребностью и часто их сравнивают. Взаимосвязь между потребностями и познавательным интересом весьма сложна и не дает оснований ставить между ними знак равенства. Так, С.Л. Рубинштейн отмечает, что интерес отражает потребность, но не сводится к ней. К развитию интереса можно также отнести и случаи перехода познавательного интереса в учебный интерес. В связи с этим, И.Ф. Харламов изучал специфику учебного интереса, отличающую его от других видов познавательного интереса. Исследуя и познавая мир, ребенок делает массу открытий, проявляя интерес к разным областям окружающей его действительности. Согласно мнению Г.И. Щукиной, познавательный интерес - это особое избирательное, наполненное активным замыслом, сильными эмоциями, устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям и процессам Игра - для детей это воссоздание какой-либо реальности с целью научиться действовать в ней (примером может послужить любая детская игра), на игре построено воспитание ребенка и познание им окружающего мира. Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня количество знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний. Советские психологи исходят из положения о единстве динамической и содержательной сторон мотивации. Как подчеркивал С.Л. Рубинштейн, выделение смысловой стороны мотивации "свидетельствует о научно обоснованной вере в человеческий разум, человеческое сознание, интеллект" Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения младших школьников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра - один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения. познавательный интерес младший школьник В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Для ребят дошкольного и младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра формирует учебную мотивацию школьников. В настоящее время появилось целое направление в педагогической науки - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условии жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатывают многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, З.М. Багусловской, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой, Е.К. Бондаренко, Л.А. Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. Цель исследования: выявить и обосновать условия, при кторых игровая деятельность становится эффективным средством формирования познавательного интереса у младших школьников. Предмет исследования: игра как средство развития познавательного интереса младших школьников Объект исследования: формирование познавательного интереса детей младшего школьного возраста. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование разнообразных игр с детьми младшего школьного возраста, с учётом современных методик, способствует: формированию познавательного интереса младших школьников; повышению уровня знаний младших школьников. Задачи исследования: 1. Анализ литературы по данной проблеме и рассмотрение различных подходов к развитию познавательного интереса. . Разработка комплекса игр, способствующих развитию познавательного интереса младших школьников. . Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности влияния игр на развитие познавательного интереса младших школьников. Методологической и теоретической основой исследования являются подходы к проблеме развития способностей, разработанные в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Г.И. Щукиной и др. В ходе данной работы были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; анкетирование, индивидуальная беседа с младшими школьниками, эксперимент. База исследования: МОУ Сотниковская СОШ 3 а и 3 б Занятие №1 Цель: Развитие общения и сплочения. Задачи: . Развитие у детей интереса друг к другу; . Развитие у детей интереса к взаимодействию друг с другом, общению и совместной деятельности; . Сплочение детей; . Развитие навыков взаимодействия и позитивного общения. Методически комментарий: данное занятия, является вводным для последующих занятий, поэтому прежде всего необходимо создание положительной атмосферы во время занятия: детям должно быть интересно происходящее, поэтому занятие нужно проводить достаточно энергично. Чтобы вся дальнейшая работа была продуктивной важно установить правила работы в группе. Оборудование: бейджики, разноцветные фломастеры, распечатанный плакат с правилами группы, "волшебная палочка", пазлы (разрезается лист бумаги с какой-нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются пазлы), коврики (бумажные) размером 40x60 см - минимум 4, максимум 7 штук, а также платки или веревки, скотч (для фиксации ковриков на полу). План занятия: 1. Приветствие и знакомство с участниками (10 минут): Цель: знакомство, приветствие, настрой на дальнейшее взаимодействие. Ведущий приветствует всех участников, представляется, говорит несколько слов о то, что будет происходить. Затем участники оформляют себе бейджики и происходит принятие правил группы, которые вывешиваются на видное место. Проводится упражнение "Волшебная палочка". Правила группы: 1. Внимательно слушать друг друга, . Не перебивать говорящего, . Уважать мнение друг друга, . Говорить от себя ("Я - высказывание") и про себя, . Быть активным. Упражнение "Волшебная палочка". Цель: принятие и упражнение в соблюдении правил группы. Инструкция: Сядьте, образуя круг, и посмотрите на волшебную палочку, которую я вам принесла. Сейчас право говорить получит только тот ребенок, у которого в руках находится волшебная палочка. Все остальные должны будут внимательно слушать до тех пор, пока палочка не перейдет к ним. Я хочу, чтобы каждый, кто держит волшебную палочку, рассказал нам, как его зовут и какой цвет его любимый. Когда рассказчик закончит, он передает палочку дальше по кругу. . Игры, направленные на сплочение и развитие общения участников (30 минут): Игра "Ветер дует на того, кто…" Цель: развитие интереса друг к другу, поднятие настроения. Проведение: Все участники, кроме одного - ведущего, садятся на стулья, образуя круг. Ведущий говорит, например: "Ветер дует на того, кто в кроссовках", тогда все участники, одетые в кроссовки, должны встать, найти другой свободный стул и сесть на него. Тот, кто остался без стула, становится ведущим, встает в круг и говорит: "Ветер дует на того, у кого. (например, в рубашке, любит мороженное, смелый, сильный, улыбается и др.). и игра продолжается. Игра "Зеркало". Цель: развитие интереса друг к другу, взаимодействию друг с другом, развитие внимательности к другому, уменияучитывать партнера при взаимодействии с ним. Проведение: предлагается выполнить несколько несложных заданий, точнее - сымитировать их выполнение. Задания следующие: ) пришиваем пуговицу; ) собираемся в дорогу; ) печем пирог; ) выступаем в цирке. Особенность этих заданий в том, что каждое из них дети будут выполнять попарно, причем напарники встанут друг против друга, и один из них станет на время зеркалом, т.е. будет копировать все движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями. Упражнение "Пазлы". Цель: развитие у детей интереса к совместной деятельности, коммуникативных навыков, умения сотрудничать, договариваться, согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи. Проведение: Группа делится произвольно на команды по 5 человек и каждой команде выдается по пазлу (Ведущий заранее разрезает лист бумаги, с какой-нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются пазлы для этого упражнения), который должны собрать совместно участники команды. Задача команды - собрать картинку, как можно быстрее. Игра "Кочки". Цель: развитие коммуникативных навыков и навыков взаимодействия, сплочение детей. Проведение: Для данного упражнения необходимы коврики (бумажные) размером 40x60 см - минимум 3, максимум 7 штук, а также платки или веревки, скотч (для фиксации ковриков на полу). Группа становится в ряд. Участникам связывают ноги (правая первого с левой второго) - получается цепочка. Задание: перейти цепочкой через комнату по "кочкам". Ребятам говорится, что перед ними болото, если кто-то вступает в болото - начинается все сначала. В конце участники делятся впечатлениями и радостью от совместного выполнения поставленной задачи. (Можно дружно поаплодировать, радостно прокричать "Ура!"). Обсуждается: Сложно было ли выполнить задание, что мешало его выполнить, что помогало с ним справиться. 3. Подведение итогов занятия (5 минут): Обсуждение пользы и привлекательности позитивного общения друг с другом: Было сегодня весело, интересно? (Важно, чтобы дети поделились положительными эмоциями) На до ли уметь слушать другого, помогать другому, быть внимательным? Если дружно взяться за дело все получится? (Вспоминая игру "Кочки") Вместе веселее? В конце все берутся за руки и дружно говорят: "До свидания!" Занятие №2 Цель: снижение психоэмоционального напряжения. Задачи: 1. Снижение психофизического напряжения; . Выражение различных эмоциональных состояний; Развитие представлений о том, как можно снять напряжение и выразить различные эмоции. Методически комментарий: в данном занятии ведущему необходимо стимулировать детей к активному участию в играх и упражнениях, правильному и продуктивному выполнению заданий, в целях снижение психоэмоционального напряжения. Оборудование: Старые газеты или что-то подобное, клейкая лента для обозначения линии, разделяющей две команды, мусорное ведро. План занятия: . Приветствие (5 минут): Приветствие приветствует участников. Игра "Испорченный телефон". Цель: настройка участников на дальнейшее взаимодействие. Проведение: Выбирается водящий, который на ухо шёпотом говорит одному из игроков слово или фразу, а тот старается точно также передает другому игроку и так по цепочке. Последний игрок говорит в слух то, что у него получилось и сравнивают с оригиналом. Зачастую получается очень неожиданный и смешной результат! Упражнение на расслабление. Цель: расслабление, снятие напряжения. Инструкция: Представьте себе, что вы прямо сейчас и прямо здесь будете ловить мышь. Что это будет за мышь? Хорошенькая белая мышка или серовато-коричневая домашняя мышь? Представьте себе маленького зверька с остренькой мордочкой и симпатичными серыми глазками, быстро перебирающего по полу четырьмя крошечными лапками. Вы должны передвигаться совершенно бесшумно, чтобы не спугнуть этого маленького зверька. Крадитесь как можно медленнее за своей мышкой, пройдите через всю комнату, подойдите к своему месту, и пусть ваша мышка останется сидеть перед вами. Если хотите, то можете, сидя на своем месте, взять ее в руки и погладить, или же просто внимательно смотрите, как она сидит и с любопытством оглядывается по сторонам. (Дождитесь, пока все дети вернутся на свои места). Попрощайтесь теперь со своей мышкой и мысленно проследите за тем, как все мышки побегут к двери. Я немного приоткрою дверь, так что все они смогут выбежать наружу. 3. Завершение, подведение итогов занятия (10 минут): Происходит обсуждение понравившихся моментов в занятии, способов справиться с напряжением, раздражением, злостью, проводится упражнение: Упражнение "Мусорное ведро". Цель: избавление от негативных эмоций и переживаний, мешающих чувствовать себя лучше. Проведение: Ведущий ставит на середину небольшое ведерко и предлагает детям по рассуждать, зачем человеку нужно мусорное ведро и почему необходимо постоянно освобождать его от мусора. Потом детям предлагается представить себе жизнь без мусорного ведра, когда мусор постепенно наполняет комнаты, становится тяжело дышать, невозможно передвигаться, люди начинают болеть. Но ведь так же и с чувствами - у каждого из нас скапливаются чувства, часто ненужные и бесполезные. И некоторые любят копить свои чувства, например, обиды или же страхи. Далее детям предлагается выбросить старые ненужные обиду, гнев, страх в мусорное ведро. Для этого дети на листочках записывают чувства, от которых они хотят избавиться, например: "Я обижаюсь на.", "Я злюсь на.", "Я боюсь.", затем сворачивают их комочками, выбрасывают в мусорное ведро, а ведущий выносит это ведро в мусорный ящик после завершения занятия. Занятие №3 Цель: Формирование представлений о последствиях чрезмерной увлеченности компьютерными играми и видеоиграми. Задачи: 1. Сравнение интерактивных и компьютерных игр; 2. Выявление последствий чрезмерной увлеченности компьютером; . Обозначение границ нормальной увлеченности компьютерными играми, не приносящей вреда. Методически комментарий: в данном занятии важно, чтобы дети исходя из собственного опыта сформировали представления о последствиях чрезмерной увлеченности компьютерными и видеоиграми. Большое значение имеет принятие со стороны ведущего и детей того факта, что компьютерные игры бывают интересными, а так же могут принести определенную пользу (развить навыки: внимание, сенсомоторная координация, логическое мышление, отдых (как переключение деятельности), снятие напряжения и др.). Но положительное влияние компьютерных игр может иметь место только в случае умеренного увлечения ими. Оборудование: Бутылка с питьевой водой, одноразовые стаканчики, пластилин, природные материалы для поделки (шишки, палочки, листики и др.), 2-3 одинаковых корзинки для кидания в них шаров, шарики (бумажные, из газет или пластмассовые), "волшебная палочка". План занятия: Игры - соревнования. Цель: удовлетворение потребности в соревновании, реальное достижение успеха в противовес мнимому при игре к компьютерные игры. Проведение: Дети делятся на 2-3 команды и участвуют в эстафете, предавая волшебную палочку по цепочке, кто быстрей. Аналогично кто быстрее передаст монетку (из ладошки в ладошку не уронив). Затем соревнуются, чья команда забросит больше шариков к корзинку (можно использовать пластмассовые шарики или шарики сделанные из газет или бумаги). 3. Завершение, подведение итого занятия (5 минут): Обсуждение вопросов: Что нам дают компьютерные игры? Когда, почему и чем компьютерные и видеоигры могут быть неполезны и даже вредны? Занятие №4 Цель: Развитие игровой деятельности и ролевого взаимодействия, удовлетворение потребности в игре. Задачи: . Организация ролевого взаимодействия детей в ролевой игры. . Создание каждым ребенком своей неповторимой роли и проигрывание ее. . Удовлетворение потребности детей в игре; . Сравнение положительных впечатляй от живой ролевой игры с другими детьми и компьютерной игры. Оборудование: текст произведения С. Я Маршака "Цирк" для ведущего, билетики с ролями, которые будут исполнять дети по произведению"Цирк", листы бумаги, карандаши, фломастеры, круглые листы зелено-коричневого цвета (кочки), скотч, чтобы их прикрепить к полу, сундучок или его имитация, маленькие шоколадки или конфетки (клад). План занятия: Занятие № 5 Цели: Расширение у детей представлений о себе и сферы их интересов, развитие чувства меры и самоконтроля, осознание значимости и пользы альтернативных способ времяпрепровождения детей. Оборудование: веселая музыка для подвижной игры, мячик, бумага, карандаши и фломастеры, карточки с цифрами от 1 до 11, медальки или флажки из бумаги. План занятия: Заключение
Итак, познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала - ” Смертельный грех учителя - быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников - это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению. Каковы же пути осуществления этой задачи? Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. Тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса - сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Путь к нему лежит прежде всего через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса. Свои уроки я стараюсь проводить с учетом индивидуальных способностей и уровня подготовленности учащихся. При изучении новых тем создаю и предлагаю решить проблемные вопросы, применяю компьютерные технологии, на уроках использую электронные и другие наглядные пособия. Люблю использовать разнообразные виды уроков, что позволяет развивать у детей любознательность, активность, расширять их кругозор, творческие способности. Ребятам больше нравятся уроки - практические, уроки самостоятельной творческой деятельностью. Дети на таких уроках наиболее активны, показывают свои творческие способности. На уроках я использую различные формы: беседы, ролевые игры, уроки. Это позволяет учащимся проявить себя, развивать у них любознательность, расширить кругозор, наблюдательность, активность, самостоятельность. При подготовке уроков использую дополнительную литературу, сообщения средств массовой информации, наглядные пособия, карточки, тесты, ИКТ В своей работе использую разноуровневые задания. Применяю индивидуальный и дифференцированный подход при работе с сильными и слабыми учениками. Готовясь к урокам, уделяю внимание всем компонентам урока: целям, задачам, содержанию, методам, формам и результатам обучения. Пополняю свою копилку дидактическими и наглядными материалами, тестами, мультимедиа. В ходе написания выпускной квалификационной работы были реализованы поставленные цели и задачи. Гипотеза дала положительный результат. 1. Игра - это одна из форм обучения. Она должна включаться в учебный процесс по предметам в тесной связи с другими приемами учебной работы. . Учителю нужно уметь организовать игру так, чтобы заинтересовать детей учебным материалом. Таким образом, использование дидактических игр приносит хорошие результаты, если игра полностью соответствует целям и задачам урока и в ней принимают активное участие все дети. Играя с увлечением, они лучше усваивают материал, не устают и не теряют интереса, выполняя однотипные упражнения, необходимые для формирования вычислительных навыков. В процессе игры у детей формируются обще - учебные умения и навыки, в частности, умения контроля и самоконтроля, формируются такие черты характера, как взаимопонимание, ответственность, честность.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии, 1992. 2. Абдульменова З.З. Игра - способ развития пытливости и любознательности // Начальная школа. 2003. № 11 3. Советский Энциклопедический Словарь. - М: Издательство "Советская энциклопедия", 1979. - 1600 с. . Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: учеб. пособие / Г.И. Щукина [и др.]. - М.: Просвещение. 2008. - 354с. . Аникеева, Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение. 2007. - 334 с. . Божович, Л.И. Проблемы формирования личности /Л.И. Божович. - М.: Педагогика. 2007. - 324 с. . Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя /А.К. Маркова. - М.: Просвещение. 2009. - 196 с. . Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова // Психология и педагогика. - 2009. - №2. - С.5-6. . Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебное пособие. - М.: Просвещение. 2008. - 456 с. . Савина, Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: учеб. пособие к спецкурсу / Ф.К. Савина. - Волгоград: ВГПИ им.А.С. Серафимовича. 2009. - 267с. . Щукина, Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение. 2009. - 197 с. . Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика. 2008. - 208 с. . Эльконин, Д.Б. Психология игры /Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение. 2009. - 225 с. . Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. Пг., 1922. . Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 1924. . Хут С. Исследование и детская игра. (1966) // Игра, ее роль в развитии. - Нью-Йорк, 1976. . Хут С., Бхавнани Р. Предсказание игры // Игра, ее роль в развитии. - Нью-Йорк, 1976. . Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1925. . Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа. Одесса, 1927. . Эйфманн Р.К. Это детская игра. // Игра, ее роль в развитии. - Нью-Йорк, 1976. . Пиаже Ж. Игра мастера // Игра, ее роль в развитии. - Нью-Йорк, 1976. . Пиаже Ж. Символическая игра // Игра, ее роль в развитии. - Нью-Йорк, 1976. . Коффка К. Основы психического развития.М. - Л., 1934. . Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. - Вопросы психологии, 1975, №2. . Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959. . Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.Т. - 1. - М., 1946. - 488 с. . Эльконин Д.Б. Психология игры: для психологов. - М: Педагогика, 1978. - 304 с . Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова СВ. Методическое пособие к - учебнику "Математика. I класс": Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2003. . Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа. - 2004. - № 5. - С.26-30. . Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие / В.М. Букатов. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2005. . Вайс В. Перспективное планирование воспитательной работы в начальной школе // Воспитание школьников. - 2005. . Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Краткий курс лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2004. . Гаврилычева Г.Ф. Развитие самостоятельности у детей // Нач. шк., 2005, №1. . Горенков Е.М. Технологические особенности совместной деятельности учителями, учащихся в дидактической системе Л.В. Занкова // Начальная школа. - 2004. - № 2. - С.57-62. . Далингер В.А., Самостоятельная деятельность учащихся - основа развивающего обучения. // Математика в школе, №6, 2004. . Демидова С.И., Денищева Л.О. Самостоятельность учащихся при обучении математике. - М.: Просвещение, 2005 . Дрозд В.Л., Урбан М.А. От маленьких проблем - к большим открытиям // Начальная школа. - 2005. - № 5. - С.37. . Жарова А.В. Учить самостоятельности. - М., 2005. . Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005. . Степанова О.А. Научно-методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками // Начальная школа плюс До и После. 2003. №8 - 80 с. . Сиденко А. Игровой подход в обучении // Народное образование. 2000, №8 - 352 с. Северо-запада России. Выпуск 7. Тенденции в развитии и модернизации современного образования СПб, 2004. . Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум СИ. Психология и педагогика. -; СЖ: Питер, 2003. . Степанова О.А. Научно-методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками // Начальная школа плюс До и после, 2003. №8 - 80 с. . Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия "Учебники, учебные пособия". Ростов н/Д; "Феникс", 2005. - 448с. . Смолеусова Т.В. Этапы, методы и способы решения задач // Начальная школа. - 2003. - №12. - С.62-66. . Татьянченко Д., Воровщиков С. Развитие общеучебных умений школьников. // Народное образование №8, 2003 . Царева С.Е. Нестандартные виды работы-с задачами на уроке как средство реализации современных педагогических концепций и технологи // Начальная школа. - 2004. . Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в . учебной деятельности. - М: Просвещение, 2004. . Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. - М: Просвещение, 2005. . Эльконин Д.Б. Психология игры. - М: Педагогика, 2004 Щ. Степанова. О.А. Игровая школа мышления Москва, 2003 Содержание
Введение Глава I. Теоретические аспекты формирования познавательных интересов младших школьников 1.1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста 1.2 Особенности формирования познавательного интереса у младших школьников 1.3 Взгляды отечественных исследователей на проблему формирования познавательных интересов 1.4 Влияние игры на формирования познавательного интереса в младших школьников Глава II. Экспериментальное исследование процесса влияния игры на формирование познавательных интересов 2.1 Выявление уровня сформированности познавательных интересов младших школьников 2.2 Роль игры в развитии познавательных интересов младших школьников (формирующий эксперимент) 2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы процесса развития познавательных интересов (контрольный эксперимент) Заключение Список литературы Введение
Актуальность темы. В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры. По мнению Л.С. Выготского, познавательный интерес - это "естественный двигатель детского поведения", он является "верным выражением инстинктивного стремления; указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями". Вот почему оптимальным решением педагога будет построение "всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах…" Также Н.Г. Морозова определяет познавательный интерес как мотив, описывая его как "важную личностную характеристику школьника и как интегральное познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению". Автор считает, что интерес это отражение сложных процессов, происходящих в мотивационной сфере деятельности. Мы считаем, что именно этот вид интереса (познавательный интерес) является чрезвычайно важным в организации учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Познавательный интерес у младших школьников имеет довольно яркую эмоциональную окраску. Он проявляется в интересе к наблюдениям, описаниям, впечатлениям. Познавательный интерес в младшем школьном возрасте в значительной мере определяется таким новообразованием психики как стремление к взрослению и стремление к самостоятельности. Познавательный интерес в этом возрасте связан с желанием проникнуть в существующие закономерности учения и в основание знаний в целом. В психологической литературе мы обнаружили схожие точки зрения ученых о природе возникновения познавательного интереса как такового. Большинство психологов как отечественных, так и зарубежных связывают интерес с потребностью и часто их сравнивают. Взаимосвязь между потребностями и познавательным интересом весьма сложна и не дает оснований ставить между ними знак равенства. Так, С.Л. Рубинштейн отмечает, что интерес отражает потребность, но не сводится к ней. К развитию интереса можно также отнести и случаи перехода познавательного интереса в учебный интерес. В связи с этим, И.Ф. Харламов изучал специфику учебного интереса, отличающую его от других видов познавательного интереса. Исследуя и познавая мир, ребенок делает массу открытий, проявляя интерес к разным областям окружающей его действительности. Согласно мнению Г.И. Щукиной, познавательный интерес - это особое избирательное, наполненное активным замыслом, сильными эмоциями, устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям и процессам Игра - для детей это воссоздание какой-либо реальности с целью научиться действовать в ней (примером может послужить любая детская игра), на игре построено воспитание ребенка и познание им окружающего мира. Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня количество знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний. Советские психологи исходят из положения о единстве динамической и содержательной сторон мотивации. Как подчеркивал С.Л. Рубинштейн, выделение смысловой стороны мотивации "свидетельствует о научно обоснованной вере в человеческий разум, человеческое сознание, интеллект" Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения младших школьников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра - один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения. познавательный интерес младший школьник В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Для ребят дошкольного и младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра формирует учебную мотивацию школьников. В настоящее время появилось целое направление в педагогической науки - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условии жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатывают многими исследова
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.9 (0.016 с.) |