Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты опытно-экспериментальной работы процесса развития познавательных интересов (контрольный эксперимент)

Поиск

Формирующий эксперимент - эксперимент, который направлен на изучение психологических особенностей испытуемых в условиях реализации воспитательных, образовательных и развивающих целей. Этот метод, позволяя прослеживать психические изменения личности, удачно сочетает в себе психологическое изучение испытуемых с поиском и разработкой оптимальных путей учебной работы посредством активного включения испытуемых в организованную психологом или преподавателем деятельность и целенаправленным воздействием на него.

Цели данного исследования: выявление эффективности использования игр как средства активизации познавательной интерес младших школьников Исследование проводилось в два этапа.

Первый этап - это организация пилотажного исследования. На этом этапе нами решались следующие задачи.

Выявить и проанализировать особенности отношения детей к использованию дидактических игр;

Методы проведения пилотажного исследования - анкетирование.

Анкета составлена автором исследования в соответствии с поставленной целью (Приложение №1)

Второй этап - организация формирующего эксперимента.

Задачи исследования:

подвергнуть анализу и сравнить результаты до и после экспериментального воздействия.

Экспериментальная гипотеза: активизация познавательного интереса младших школьников посредством использования дидактических игр выступает как условие успешности обучения. Независимая переменная - дидактические игры. Зависимая переменная - активизация познавательной деятельности младших школьников.

Далее я буду использовать комплекс дидактических игр на уроке математики в 1 классе (приложение № 2) при изучении темы "Стандартная единица объёма - литр".


Заключение

 

Итак, познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала - ” Смертельный грех учителя - быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников - это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Каковы же пути осуществления этой задачи? Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.

Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. Тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса - сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Путь к нему лежит прежде всего через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.

Свои уроки я стараюсь проводить с учетом индивидуальных способностей и уровня подготовленности учащихся. При изучении новых тем создаю и предлагаю решить проблемные вопросы, применяю компьютерные технологии, на уроках использую электронные и другие наглядные пособия.

Люблю использовать разнообразные виды уроков, что позволяет развивать у детей любознательность, активность, расширять их кругозор, творческие способности.

Ребятам больше нравятся уроки - практические, уроки самостоятельной творческой деятельностью. Дети на таких уроках наиболее активны, показывают свои творческие способности.

На уроках я использую различные формы: беседы, ролевые игры, уроки. Это позволяет учащимся проявить себя, развивать у них любознательность, расширить кругозор, наблюдательность, активность, самостоятельность. При подготовке уроков использую дополнительную литературу, сообщения средств массовой информации, наглядные пособия, карточки, тесты, ИКТ

В своей работе использую разноуровневые задания. Применяю индивидуальный и дифференцированный подход при работе с сильными и слабыми учениками.

Готовясь к урокам, уделяю внимание всем компонентам урока: целям, задачам, содержанию, методам, формам и результатам обучения.

Пополняю свою копилку дидактическими и наглядными материалами, тестами, мультимедиа.

В ходе написания выпускной квалификационной работы были реализованы поставленные цели и задачи. Гипотеза дала положительный результат.

1. Игра - это одна из форм обучения. Она должна включаться в учебный процесс по предметам в тесной связи с другими приемами учебной работы.

. Учителю нужно уметь организовать игру так, чтобы заинтересовать

детей учебным материалом.

Таким образом, использование дидактических игр приносит хорошие результаты, если игра полностью соответствует целям и задачам урока и в ней принимают активное участие все дети. Играя с увлечением, они лучше усваивают материал, не устают и не теряют интереса, выполняя однотипные упражнения, необходимые для формирования вычислительных навыков. В процессе игры у детей формируются обще - учебные умения и навыки, в частности, умения контроля и самоконтроля, формируются такие черты характера, как взаимопонимание, ответственность, честность.

 


Список литературы

 

1. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии, 1992.

2. Абдульменова З.З. Игра - способ развития пытливости и любознательности // Начальная школа. 2003. № 11

3. Советский Энциклопедический Словарь. - М: Издательство "Советская энциклопедия", 1979. - 1600 с.

.   Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: учеб. пособие / Г.И. Щукина [и др.]. - М.: Просвещение. 2008. - 354с.

.   Аникеева, Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение. 2007. - 334 с.

.   Божович, Л.И. Проблемы формирования личности /Л.И. Божович. - М.: Педагогика. 2007. - 324 с.

.   Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя /А.К. Маркова. - М.: Просвещение. 2009. - 196 с.

.   Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова // Психология и педагогика. - 2009. - №2. - С.5-6.

.   Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебное пособие. - М.: Просвещение. 2008. - 456 с.

.   Савина, Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: учеб. пособие к спецкурсу / Ф.К. Савина. - Волгоград: ВГПИ им.А.С. Серафимовича. 2009. - 267с.

.   Щукина, Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение. 2009. - 197 с.

.   Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика. 2008. - 208 с.

.   Эльконин, Д.Б. Психология игры /Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение. 2009. - 225 с.

.   Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. Пг., 1922.

.   Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 1924.

.   Хут С. Исследование и детская игра. (1966) // Игра, ее роль в развитии. - Нью-Йорк, 1976.

.   Хут С., Бхавнани Р. Предсказание игры // Игра, ее роль в развитии. - Нью-Йорк, 1976.

.   Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1925.

.   Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа. Одесса, 1927.

.   Эйфманн Р.К. Это детская игра. // Игра, ее роль в развитии. - Нью-Йорк, 1976.

.   Пиаже Ж. Игра мастера // Игра, ее роль в развитии. - Нью-Йорк, 1976.

.   Пиаже Ж. Символическая игра // Игра, ее роль в развитии. - Нью-Йорк, 1976.

.   Коффка К. Основы психического развития.М. - Л., 1934.

.   Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. - Вопросы психологии, 1975, №2.

.   Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959.

.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.Т. - 1. - М., 1946. - 488 с.

.   Эльконин Д.Б. Психология игры: для психологов. - М: Педагогика, 1978. - 304 с

.   Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова СВ. Методическое пособие к - учебнику "Математика. I класс": Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2003.

.   Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа. - 2004. - № 5. - С.26-30.

.   Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие / В.М. Букатов. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2005.

.   Вайс В. Перспективное планирование воспитательной работы в начальной школе // Воспитание школьников. - 2005.

.   Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Краткий курс лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2004.

.   Гаврилычева Г.Ф. Развитие самостоятельности у детей // Нач. шк., 2005, №1.

.   Горенков Е.М. Технологические особенности совместной деятельности учителями, учащихся в дидактической системе Л.В. Занкова // Начальная школа. - 2004. - № 2. - С.57-62.

.   Далингер В.А., Самостоятельная деятельность учащихся - основа развивающего обучения. // Математика в школе, №6, 2004.

.   Демидова С.И., Денищева Л.О. Самостоятельность учащихся при обучении математике. - М.: Просвещение, 2005

.   Дрозд В.Л., Урбан М.А. От маленьких проблем - к большим открытиям // Начальная школа. - 2005. - № 5. - С.37.

.   Жарова А.В. Учить самостоятельности. - М., 2005.

.   Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

.   Степанова О.А. Научно-методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками // Начальная школа плюс До и После. 2003. №8 - 80 с.

.   Сиденко А. Игровой подход в обучении // Народное образование. 2000, №8 - 352 с. Северо-запада России. Выпуск 7. Тенденции в развитии и модернизации современного образования СПб, 2004.

.   Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум СИ. Психология и педагогика. -; СЖ: Питер, 2003.

.   Степанова О.А. Научно-методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками // Начальная школа плюс До и после, 2003. №8 - 80 с.

.   Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия "Учебники, учебные пособия". Ростов н/Д; "Феникс", 2005. - 448с.

.   Смолеусова Т.В. Этапы, методы и способы решения задач // Начальная школа. - 2003. - №12. - С.62-66.

.   Татьянченко Д., Воровщиков С. Развитие общеучебных умений школьников. // Народное образование №8, 2003

.   Царева С.Е. Нестандартные виды работы-с задачами на уроке как средство реализации современных педагогических концепций и технологи // Начальная школа. - 2004.

.   Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в

.   учебной деятельности. - М: Просвещение, 2004.

.   Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. - М: Просвещение, 2005.

.   Эльконин Д.Б. Психология игры. - М: Педагогика, 2004 Щ. Степанова. О.А. Игровая школа мышления Москва, 2003



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.105.101 (0.011 с.)