Семья как функциональная система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семья как функциональная система



 

Идея представления семьи в виде кибернетической системы принадлежит Грегори Бейтсону. Он пишет: “Семья это кибернетическая система, и обычно когда возникает системная патология, члены семьи обвиняют друг друга или (иногда) самих себя. Однако истина состоит в том, что обе альтернативы фундаментально высокомерны: каждая предполагает, что индивидуальное человеческое существо имеет тотальную власть над системой, частью которой оно является” [6, c. 162]. Г. Бейтсон рассматривает семью как самокорректирующуюся систему, причем эта система всегда консервативна по отношению к чему-то. В таких системах изменения всегда возникают ради сохранения некоего компонента status quo. Каждая система содержит субсистемы, потенциально способные к регенерации, то есть при отсутствии коррекции потенциально "убегающие". Обычно для достижения "устойчивого состояния" регенеративные потенции таких субсистем удерживаются под контролем разнообразными видами управляющих контуров.

Принципы системного подхода, разработанные Грегори Бейтсоном, стали применяться для семейной психотерапии. В качестве пациента стал выступать не индивидуум, а вся семья. Клу Майданес предлагает следующее определения для сетевой модели, это коммуникационная связь, отличающаяся разнообразием направлений; она может быть и параллельной, и идти по диагонали или снизу вверх. Это словно рыбацкая сеть, где все ячейки сплетены между собой в трехмерную структуру. Семья – это сложная организация, включающая в сферу своего функционирования родителей, детей, приемных родителей, дедушек и бабушек и других родственников родителей и приемных родителей, друзей дома, соседей и других членов того сообщества, в котором существует данная семья. Наиболее вероятный вариант, вытекающий из иерархического принципа: родители помогают детям, бабушки и дедушки помогают родителям и детям. Однако, возможны и параллельные варианты: родители помогают друг другу; дети помогают друг другу. Связи по пирамиде могут оказаться перевернутыми: дети помогают родителям, родители помогают своим родителям, младшее поколение родственников помогает старшему [41, c. 158].

Карл А. Витакер рассматривает семью не только как продукт взаимодействия социальных ролей и социальных правил, не только как биокультурную динамическую силу, но также как живой организм. По сути своей семья – это субъект или территория, состоящая, как и индивид, из собственно физической территории плюс сочетания различных психологических и физиологических сил [12, c. 205].

А. И. Антонов рассматривает дихотомию понятий "власть" и "контроль" как способность оказывать влияние (власть) и способность ограничивать это влияние (контроль). Это дихотомия служит отражением отношений между системой и её средой. Семья как субсистема ограничивает влияние экосистемы общества на своё существование в качестве специфического института, т. е. стремится к сохранению своей автономии, суверенности [69, c. 467].

Человеческая семья может быть описана как эмоциональная единица или эмоциональное поле. Термин "поле" предполагает сложность эмоциональных стимулов, передаваемых и воспринимаемых разными членами семьи на разных уровнях взаимодействия. Эмоциональный процесс проявляется в том, что люди занимают разные функциональные позиции в семье. Функциональная позиция человека оказывает существенное влияние на его убеждения, ценности, отношения, чувства и поведение. Функциональные позиции находятся в реципроектном взаимодействии. Младший ребенок формирует поведение старшего в той же степени, в какой старший формирует поведение младшего. Функциональная система управляется двумя противоборствующими "жизненными силами", которые теория семейных систем определяет как индивидуализацию и совместность [8, c. 75-79].

Функциональные системы (ФС) были описаны в главе 3. Рассмотрим это понятие, применяя его к семье. Если рассматривать семью как ФС, то можно указать различные варианты результата как компонента системы. Это может быть глобальный вариант: выживание и эволюция человечества как биологического вида, либо менее глобальный вариант: выживание семьи в условиях кризиса и т.д. Определенная модель результата формируется в данной системе индивидуально каждым членом семьи и далее как объект с новым качеством, возникающим в результате взаимодействия отдельных моделей. На рис. 12 представлена общая схема функциональной системы.

 

 

Рис. 12. Общая схема функциональной системы

 

Внешнее воздействие – это биологический возраст, социальная среда, эмоциональные потребности.

Память – это опыт родительской семьи, традиции и обычаи данной социальной группы, родовая память.

Ресурсы – это здоровье, материальные условия, жилье, работа, помощь родителей.

Стимул – это ответ на вопросы создавать семью или нет, если да, то какую, в каком возрасте и т.д.

Блок программ – это исследование степеней свободы. Если создать семью, то с кем? Заводить ребенка или нет? Если да, то сколько детей? В каком возрасте?

Орган исполнитель – это две родительские семьи, два рода, создающие новую семью.

Реакция – это вариант семьи с ребенком пяти лет. Для достижения нового результата, ФС будет меняться. Возможно, данная семья распадется и образуется новая ФС для получения нового результата. Содержание и параметры результата формируются системой в виде определенной модели раньше, чем появится сам результат.

Рассмотрим вариант рождения и воспитания ребенка как подготовительную работу для жизни ребенка в социуме. Результат как компонент системы – это рождение и воспитание ребенка, адаптация ребенка к жизни в обществе. Психологи определяют этот период примерно в пять лет. Комплекс избирательно вовлеченных компонентов – это ребенок и родители. Образование семьи как системы – это объединение двух семей: семьи мужа и семьи жены. С рождением ребенка происходит образование новой ФС: родители и ребенок. Каждый из членов семьи привносит свой вклад в модель ребенка, и эта модель упорядочивает взаимодействие между членами семьи. Отсюда понятно насколько важно для ребенка иметь большую семью. У каждого из членов семьи, детей и взрослых, у каждого из близких данной семье людей есть своя модель. Таким образом, у ребенка увеличивается количество степеней свободы, из которых он может выбирать наиболее благоприятные. Если ребенок живет только с родителями, он может видеть только родительскую модель семьи. В случае семьи мама-ребенок ситуация еще более ограниченна и соответственно более жесткая. Важно обратить особое внимание на взаимодействие (или взаимосодействие) элементов ФС. Каждый человек в семье оказывает влияние на ребенка. Ребенок с помощью обратной связи также влияет на всех членов семьи. Мы все меняемся по мере роста ребенка. Результат, который мы получаем, это результат сложного процесса взаимодействия.

При таком подходе мы соблюдаем следующие необходимые условия ФС: изоморфизм, получение полезного результата, взаимодействие. По мере роста и развития ребенка он реорганизует систему с помощью обратной связи.

Таким образом, мы можем рассматривать модель ФС для семьи с точки зрения получения конкретного результата, как системообразующего фактора и рассматривать процесс роста и развития ребенка с точки зрения афферентного синтеза, обратной связи.

М. С Мацковский для унификации понятийного аппарата соотносит свойства объекта на основе системного подхода. Он выделяет следующие компоненты системы:

внешние связи и отношения системы – это внешнее воздействие;
элементы системы – это память и ресурсы;
внутренние связи и отношения элементов системы – это блок программ;
этапы формирования/ развития/ распада системы необходимо рассматривать как самостоятельные системы, поскольку для достижения каждого отдельного результата будет создаваться отдельная ФС [44, c. 28].

М. С. Мацковский предлагает использовать объяснительные модели. Это развернутые графы связей основной (зависимой) переменной и рядом других переменных, непосредственно и опосредовано влияющих на изменение значения основной переменной. Такая объяснительная модель может быть представлена схемой ФС, где основная переменная – это результат как компонент системы [44, c. 75].

Интерпретация семьи как ФС выявила, каким образом семья способна сочетать высокую устойчивость (защищённость от помех), с высоким потенциалом для развития, причём не только себя, как органичной системы, но и каждого из своих участников. Подход к семье как к ФС позволил синтезировать широкий спектр разнообразных подходов к данной теме, включая, кибернетику и теорию систем, педагогику, психологию, китайскую философию. Кроме того, развитие происходит в рамках незамкнутой системы, основной общественной единицы – семьи. При этом исследование не ограничивается только внутрисемейными отношениями, но и выделяет экспансивное развитие, то есть развитие вовне, за пределы семьи.

 

 

Основные противоречия

 

В гомеостатике очень плодотворной оказалась идея осмысления и развития новых философских представлений о противоречии, в частности, об управляемом внутреннем противоречии.

Для семьи это может быть противоречие мужчина – женщина или противоречие родитель – ребёнок. Оно может быть проиллюстрировано с помощью схемы компенсационного гомеостата, описанного в главе 2.

 

 

Рис. 13. Семейный гомеостат для супругов

 

В качестве ресурса, который передается в данной системе, можно использовать информацию. Группа людей создает информационное поле. В семье большая часть информации передается невербально. Мюррей Боуэн полагает, что поведение человека в семье управляется инстинктивными эмоциональными силами. Основная часть интеллектуальной деятельности расходуется на то, чтобы объяснить и оправдать свое поведение [25, c. 38]. Также мы можем отметить эмпатию как ресурс системы или биологический ресурс для продолжения рода. Кроме того, существует понятие катексис – это сумма психической энергии, которую индивид может вложить в те или иные психические процессы и содержательные моменты. Выбор ресурса определяется поставленной задачей.

Понимание противоречия как источника изменений системы, а также отношения, участвующего в образовании системы и регулирования их функционированием, требует его представления в виде иерархической системы. Такие отношения есть потенциально между всеми элементами системы, но актуально они устанавливаются в каждой системе строго определенным образом. Система определенного типа образуется под действием особого контрадикционного фактора (КФ). Под действием этого фактора образуются противоречия, и далее формируется система на основе некоторой базы элементов. КФ существенно влияет на системы уже сформированные. Для них он выступает в виде особого возмущения, способного реорганизовать имеющиеся противоречия в новую конфигурацию (то есть придать противоречиям новый тип взаимодействия). Иллюстрацией действия КФ может быть появление ребёнка в семье, не только первого, но и каждого последующего.

Э. Г. Эйдемиллер рассматривает противоречия как важный фактор интеграции семьи и согласования её развития с развитием каждой личности. Как семья, так и личность являются самостоятельными объектами. Член семьи – не её "подсистема", но индивидуальность со своей историей и динамикой развития. С другой стороны, семья есть также самостоятельно развивающаяся система, функционирующая по своим законам. Развитие члена семьи и семьи в целом – процессы независимые, и противоречия между ними совершенно естественны. Насколько естественны противоречия между семьей и личностью, настолько же естественна и каждодневная необходимость разрешать эти противоречия. Семейной нормой является ситуация, когда индивид не вполне доволен своей семьёй, когда между членами семьи имеются разногласия, а стабильность семьи находится под постоянной угрозой. [81, c. 190]

Мюррей Боуэн рассматривает противоречие между стремлением соединиться с другим человеком и стремлением к индивидуальности. Баланс сил совместности – индивидуализации является критическим показателем функционирования эмоциональной системы. Эти силы находятся в равновесии, увеличение одной из них приводит к эмоциональным потрясениям, сопровождающим процесс перехода к новому балансу сил. Появление эмоционально напряжения показывает начало такого перехода. Напряжение, возникающее в системе, – это носитель ресурса системы [8, c. 138-142].

В третьей главе противоречие рассматривалось с позиции триадичности. Триада (треугольник) является одной из наиболее используемых категориальных схем. Например, в китайской философии важную роль играет триада первичных качеств: цзин (семя), ци (энергия), шэнь (дух); мировоззренческая триада: небо, человек, земля. Подобные схемы встречаются для выражения отношений тех или иных объектов, для иллюстрации различных процессов или задач.

И. Бахофен, исследуя мифологию, выделяет три наиболее значительных для человека небесных тела (земля, луна, солнце), которые находятся в определенной взаимосвязи и воплощают в себе определенные этапы развития человеческой истории (например, земля – материнское, солнце – отцовское начало). Движение от материнского начала к отцовскому Бахофен метафорически разделяет на три стадии: "утреннюю" (когда сын еще находится во власти матери) – ей соответствует хтоническая[1] мифология; "полуденную" (когда солнце-сын полностью разворачивает свою светоносную силу) – эту стадию Бахофен называет также фаллически-дионисийской; третья, высшая стадия – "аполлонийская"; если Дионис лишь возвышает отцовское начало над материнским, то Аполлон целиком освобождается от всякой связи с женским, его отцовство – более высокого, духовного порядка. У каждой фазы (ступени) есть свой "дух" [4].

К. Витакер выделяет следующие треугольники: его семья – её семья – пара; муж – жена – его семья; жена – муж – её семья; его семья – муж – ребёнок; её семья – жена – ребёнок [12, c. 75].

Для семьи можно выделить противоречия мужчина-женщина, родитель-ребенок, семья-социум. Внутренние противоречия для пары семья-социум можно представить как противоречия отдельный человек-группа, личность-общество. Если рассматривать семью как взаимодействие трёх элементов, то третий (средний) элемент можно рассматривать как равновесную точку или объект-посредник.

Применим вышесказанное к семье. Ребенок несет в себе и отцовское и материнское начало. Интересно, что, применяя этот положение к семье, мы получаем ребёнка, как объект-посредник. В русском языке есть слова дитя, чадо. Эти слова среднего рода. В немецком языке слово das Kind тоже среднего рода. В английском языке мужской и женский род выражаются местоимениями he или she, однако слово a baby заменяется местоимением it также среднего рода.

Если рассматривать семью, то мы можем выделить следующие триады: мужской род–женский род–новая семья; отец–мать–ребёнок; биологический–социальный–психологический аспекты, физическое– ментальное–духовное и т.д. Построим таблицу, объединяющую некоторые триады.

 

Таблица 2. Триады, представленные как два крайних понятия и одно промежуточное

женское андрогинное мужское
начало середина конец
рождение бытие смерть
инь чжун ян
земля человек небо
её семья пара его семья
любовь знание творение
эмоции интеллект воля
физическое духовное ментальное
биологическое психологическое социальное
мать ребёнок отец

 

В данной таблице категорий ребёнок представлен как новое качество, присущее двум "исходным" категориям, но качество скрытое, "непроявленное". Именно рождение ребёнка раскрывает это новое качество.

Попробуем представить триады схематически в виде звезды Давида. Верхний треугольник соответствует мужскому началу, нижний – женскому. Вершины треугольника представляют род, родителя и ребенка.

 

 

Рисунок 14. Звезда Давида

 

   Шесть внешних треугольников – это индивидуальное пространство каждой составляющей. Внутренний шестиугольник – это общее пространство, новая семья, которая образуется при объединении двух родов: мужского и женского.

Работу гомеостатического механизма, связанного с компенсирующей ролью третьего элемента, можно проиллюстрировать с помощью теории семейных систем Мюррея Боуэна. Согласно теории семейных систем М. Боуэна семья является системой, в которой происходит передача эмоционального ресурса. Теория Боуэна постулирует, что треугольник, или эмоциональная конфигурация из трех человек, является молекулой, кирпичиком в фундаменте любой эмоциональной системы. Система из двух человек тоже может оставаться стабильной в спокойный период, но как только нарастает тревога в нее немедленно вовлекается наиболее уязвимое третье лицо, и она становится треугольником. Если напряженность внутри треугольника слишком велика для троих, в него вовлекаются другие люди, и структура данной системы приобретает вид нескольких взаимопересекающихся треугольников. В семье таким уязвимым лицом часто становится ребенок, поскольку именно ребенок сохраняет равновесие в семье, если отношения между родителями конфликтные [8, c. 203].

Боуэн предлагает использовать понятие треугольника как единицу анализа семейных структур. В общем случае треугольники — это любые взаимоотношения с тремя каналами связи. В каждом углу может находиться индивидуум, группа людей, неодушевленный предмет или деятельность. Основной семейный треугольник состоит из отца, матери и ребенка. Базовой гипотезой является предположение о том, что взаимоотношение любых двух участников треугольника зависят от его третьей стороны. Взаимосвязи в треугольнике не являются тремя разрозненными диадами. Любая диада в треугольнике оказывается функцией двух остальных. Чем больше дистанция между супругами, тем ближе один из них к третьему участнику треугольника, например, к ребенку или к кому-либо из собственных родителей. Чем ближе один из родителей к одному из детей, тем дальше они оба от второго родителя. Если ребенок попытается изменить это положение, передвигаясь к более дистанцированному родителю, то он нарушит не только свои отношения с близким родителем, проявив к нему нелояльность, но и отношения этого более близкого родителя с более дистанцированным.

Изложенное в данном разделе представление о противоречии служит целям моделирования сложных объектов. В основу любой качественной модели должен быть заложен механизм внутреннего противоречия, с помощью которого устанавливаются и оптимизируются связи между её элементами. Тернарное представление противоречия позволяет нам объединить два противоположных суждения. Семейные системы функционируют под воздействием двух законов: закона гомеостата и закона развития. Тернарное представление делает возможным рассматривать изменения семьи как одну из тенденций либо в сторону развития, либо в сторону инволюции.

Закономерности противоречия проявляются в традиционных символах философии, таких как пентаграмма и энеаграмма. Это средства для отображения разнообразных объектов в виде систем, а заключенная в символах информация о предметной области может быть подвергнута конверсии в модели гомеостатического типа.

 

Структура семьи

 

Если использовать пентаграмму для описания структуры семьи, то пентаграмму можно разделить на две части: инь и ян. Огонь и дерево – это янские стихии, огонь – мужчина, дерево – семья мужа. Вода и металл – это иньские элементы. Вода – это женщина, металл – семья жены. Почва здесь нейтральный элемент, это стихия, в которой объединяются остальные четыре первоэлемента. Почва – это ребенок, который появляется в результате объединения двух семейных кланов. Такое представление пентаграммы показывает передачу ресурса. Так каждая семья передает ресурс, поддерживает своего ребенка. Цикл угнетения рассматривается реже, но он может выявить некоторые интересные аспекты. Для данной модели это будет цикл мать – отец – семья жены – семья мужа – ребенок – мать. Вариант расстановки определяется конкретной ситуацией и поставленной задачей. Если в семье несколько детей, то один оказывается наиболее эмоционально чувствительным и в силу этого он сильнее остальных поддерживает равновесие в семье.

Можно сделать для данной схемы следующую расстановку: огонь – это отец, вода – мать, почва – семья. Дерево – сестра, металл – брат. Почва здесь центральный элемент, это стихия, в которой объединяются остальные четыре первоэлемента. Такое представление пентаграммы показывает передачу ресурса. Так мать поддерживает дочь, та в свою очередь отца. Отец передает ресурс сыну, сын – снова матери.

Типы семейных структур определяются по критериям родительство-супружество-родство. В главе 1 "Исторические изменения семьи как социального института" рассматривались различные формы семейно-брачных отношений. Групповому браку соответствует кровнородственная семья, патриархическому браку – патриархальная семья, эгалитарному браку – моногамная семья. В наше время самой распространенной является нуклеарная семья, которая состоит из родителей и детей, т. е. из двух поколений. Расширенная семья представляет собой семью, объединяющую две и более нуклеарные семьи с общим домохозяйством. Такие семьи состоят из трёх и более поколений. Репродуктивная семья состоит из родителей и несовершеннолетних детей. Если кто-то из детей обзавелся своей репродуктивной семьей, то родительская семья будет для него ориентационной [69, c. 48-52].

 

Рис. 15. Схема пяти нуклеарных семей с тремя ориентационными и тремя репродуктивными семьями

 

Ориентационная семья ЭГО:

1. Ориентационная семья супруга (супруги) ЭГО.

2. Репродуктивная семья ЭГО и ориентационная семья его (её) детей.

3. Репродуктивная семья сына.       

4. Репродуктивная семья дочери.

 

Эта схема очень хорошо интерпретируется с помощью пентаграммы, описание которой дано в главе 3.

Если использовать пентаграмму для описания структуры семьи, то пентаграмму можно разделить на две части: инь и ян. Огонь и дерево – это янские стихии, огонь – мужчина, дерево – семья мужа. Вода и металл – это иньские элементы. Вода – это женщина, металл – семья жены. Почва здесь нейтральный элемент, это стихия, в которой объединяются остальные четыре первоэлемента. Почва – это ребенок, который появляется в результате объединения двух семейных кланов. Такое представление пентаграммы показывает передачу ресурса. Так каждая семья передает ресурс, поддерживает своего ребенка. Цикл угнетения рассматривается реже, но он может выявить некоторые интересные аспекты. Для данной модели это будет цикл мать – отец – семья жены – семья мужа – ребенок – мать. Вариант расстановки определяется конкретной ситуацией и поставленной задачей. Если в семье несколько детей, то один оказывается наиболее эмоционально чувствительным и в силу этого он сильнее остальных поддерживает равновесие в семье.

Можно сделать для данной схемы следующую расстановку: огонь – это отец, вода – мать, почва – семья. Дерево – сестра, металл – брат. Почва здесь центральный элемент, это стихия, в которой объединяются остальные четыре первоэлемента. Такое представление пентаграммы показывает передачу ресурса. Так мать поддерживает дочь, та в свою очередь отца. Отец передает ресурс сыну, сын – снова матери.

 

Рис.16. Пентаграмма порождения и угнетения

Если обозначить семьи, представленные на рис. 15, через первоэлементы, мы получим, что почва – это репродуктивная семья ЭГО (РСЭ), дерево – ориентационная семья мужа (ОСМ), вода – ориентационная семья жены (ОСЖ), огонь – репродуктивная семья сына (РСС), металл – репродуктивная семья дочери (РСД). Для семьи ЭГО пентаграмма показывает отношения угнетения, для семьи сына или дочери отношения поддержки. Семья родителей мужа ограничивает семью ЭГО, а сама семья ЭГО ограничивает семью родителей жены. Каждый первоэлемент может быть представлен в двух позициях и для цикла порождения (поддержки) цикла угнетения (ограничения).

Данное представление через пентаграмму позволяет выявить следующие основные противоречия:

· семья жены – нуклеарная семья/ семья сына;

· семья мужа – нуклеарная семья/ семья дочери;

· семья сына – семья дочери/ семья жены;

· нуклеарная семья – семья мужа/ семья жены;

· семья дочери – семья сына/ семья мужа.

Здесь мы можем выделить основное противоречие семейной системы: совместность-индивидуализация. Например, противоречие ориентационная семья жены/ мужа (совместность) – нуклеарная семья (индивидуализация). Поскольку каждый элемент пентаграммы может быть представлен в виде собственной пентаграммы, мы можем получить более детальное представление о порядках поддержки и угнетения для семьи как части общества.

Представление семьи в виде пентаграммы можно объединить со схемой развернутого гомеостата.

 

 

 

Рис. 17. Семейный гомеостат (с дополнительными элементами)


1.Высший орган управления.
2. Местный регулятор.
3. Регулятор-исполнители.
4. Объект.
5. Блок дополнительной активации адаптации.

 

Данная схема построена на предположении, что ребенок выполняет функцию местного регулятора, осуществляя отрицательную обратную связь, и таким образом сохраняет стабильность системы. Данную категориальную модель можно построить и для других членов семьи, для подсистем и для всей семьи в целом. Например, если бабушка живет вместе с семьей дочери и образует подсистему с дочерью, а отец отделяется от участия в семейной жизни, то в этом случае бабушка становится регулятором-исполнителем, а отец оказывается в положении блока дополнительной активации и адаптации.

Для того чтобы описать структуру семьи более подробно можно воспользоваться шестиричной структурой и добавить в пентаграмму шестой элемент "зерно", он будет находиться между водой и деревом (шестиричная структура широко используется в китайской медицине, здесь шестой элемент – это вторичный огонь). Если при пятеричном их наборе вода “питает” и “рождает” дерево, то при шестеричном – вода будет “питать” зерно, а из зерна (семени) “родится” (вырастет) дерево. Сделаем следующую расстановку. Металл – женский род, вода – мать, зерно – дочь. Дерево – мужской род, огонь – отец, почва – сын. Цикл угнетения для шестиричной структуры более сложный. Еремеев предлагает использовать для описания отношений "дед-внук" гексанему, внутреннюю часть энеаграммы Гурджиева [29, c. 96-106].

 

 

Рис. 18. Гексаграмма

 

В этом случае цикл угнетения выглядит следующим образом: металл – зерно – вода – почва – дерево – огонь – металл. Можно рассмотреть этот цикл угнетения как противоречия возникающие при объединении двух родов и создании новой семьи. Можно выделить следующие пары противоречий:
1. Металл – зерно, женский род – дочь.
2. Зерно – вода, дочь-мать.
3. Вода – почва, мать – сын.
4. Почва – дерево, сын – мужской род.
5. Дерево – огонь, мужской род – отец.
6. Огонь – металл, отец – женский род.

Данную гексаграмму можно представить в виде Звезды Давида или более детально в виде Дерева Жизни (рис. 19).

 

 

 

Рис. 19. Дерево Жизни

 

Верхняя триада Сфирот – это так называемый "Бессмертный Человек". Кетер – это монада, непротяженный и неделимый центр духовной силы и сознания. Она относится к миру Ацилут, миру Архетипа. Первая Сфира Хохма или "Мудрость" мужская, энергичная и активная. Она называется Отцом. Вторая Сфира Бина "Понимание" негативная, женская и пассивная. Это Олам Брия, мир Творения. Взаимодействие первой и второй Сфирот рождает сфиру Даат דעת (Знание). Будем рассматривать первую триаду как идеальный, небесный брак. Здесь можно провести аналогию с высказыванием Лао-цзы "Дао породило Единство, Единство породило Двойственность, Двойственность породила Тройственность, а Тройственность породила всё сущее". 

Нижние семь Сфирот являются отражением верхних. Четвертая сфира Хесед "Милосердие" – мужской и положительный принцип. Она порождает пятую женскую Сфиру Гвура "Сила". Совместные действия четвертой и пятой, мужской и женской сфирот производят Тиферет "Красоту". На схеме она расположена в центре всей системы и соединена со всеми остальными Сфирот. Сфира Нецах "Победа" находится на правой колонне Дерева и является мужской эманацией. Сфира Ход "Сияние" соответственно женской. Эти пять Сфирот относятся к Оламу Йецира, Миру Формирования.

Можно соотнести Сфирот следующим образом Хесед представляет отца, Нецах мужской род. Гвура – это мать, Ход – женский род. Тиферет – это ребёнок, связанный со всеми родственниками. О седьмой и восьмой Сфирах в "Зогаре" говорится, что под победой и сиянием подразумеваются расширение, умножение и сила, поскольку все рожденные во вселенной силы вышли из их лона.

Оставшиеся две Сфиры относятся средней колонне Дерева Жизни. Девятую Сфиру Йесод "Основание" И. Регарди рассматривает как прочное основание, точку перехода в материальный мир. Эту Сфиру можно представить как подсознание. Йесод относится к Оламу Йецира, Миру Формирования. В астрологии Йесод соответствует Луне. Малхут "Царство" – это мир четырех элементов, мир материи и её целостности и всех форм, воспринимаемых нашими пятью органами чувств, сумма и кристаллизация предыдущих девяти цифр. Это физическое тело. Малхут – это Олам Ассия, Мир Действия, материальный мир. В астрологии Малхут соотвествует Земле. Метафорическое представление Йесод и Малхут как Луны и Земли можно интерпретировать как соотношение коллективного бессознательного и материального мира. Движение по Дереву Жизни сверху вниз даёт следующую последовательность. Мир Архетипа порождает Мир Творения мужское и женское начало; мужская эманация проявляется в мужчине, далее образуя мужской род, женская эманация проявляется в женщине, дав начало женскому роду. Далее эти сфирот соединяются, рождая нового человека. 4, 5, 6, 7, 8 и 9 Сфиры образуют Мир Формирования и далее переходят в десятую сфиру в Мир Действия [61, c. 82].

Можно рассматривать движение сверху вниз как изменение социальных факторов эволюции. Согласно Де Роберти "Творить понятия и есть высшая цель всех подлинных обществ. Абстракция и социальное сохранение есть в строгом смысле синонимы. Абстракция (то есть мир понятий) есть подлинное imum fundamentum (самое основание) социального порядка, глубокая основа, на которой держится продолжительность, сила и могущество человеческих обществ" [67]. Так как сущность социального процесса составляет мысль, мир понятий, то, очевидно, он же и является основным первоначальным фактором социальной эволюции. Все основные виды социального бытия (миропонимание, искусство, практика) обусловлены знанием (наукой) или, что то же, представляют модификацию этого фактора. Все социальные отношения в конце концов обусловливаются мыслью. Это, в частности, подтверждается "законом запаздывания" Де-Роберти, состоящим в том, что наше знание опережает миропонимание, миропонимание — искусство и все, вместе взятые, — практику, быт. То есть изменение понятий, идей приводит к возникновению нового знания, далее появляется новое миропонимание, новое искусство и т. д.. Взаимодействие Хохмы (1) и Бины (2) приводит к рождению Даат (Знания). Хесед (4) и Гвура (5) – это возникновение нового понимания мира. Первые пять Сфирот порождают шестую Тиферет (Красоту). И далее происходят изменения в социальном и материальном мирах.

Движение по Дереву снизу вверх показывает развитие семьи, переход от удовлетворения биологических потребностей (таких как безопасность, физиологические потребности) к социальным (потребность в уважении, в общении) и далее к духовным потребностям каждого отдельного человека (познание, самовыражение). Движение сверху вниз показывает, как духовное развитие человека изменяет его социальные и материальные потребности.

О. Конт определил социологию как науку о "порядке и прогрессе (эволюции) общества" и тем самым установил обычное теперь деление социологии на две части: на социальную статику и социальную динамику [33]. "Дерево Жизни" представляет исследуемый объект в этих двух качествах одновременно.

 

В мифе о Паньгу рассказывается, что вначале существовал только “перво-зданный хаос” (хунь дунь), который по форме напоминал куриное яйцо. В этом яйце и зародился будущий гигант Паньгу. Когда он немного подрос, то, взяв топор, ударил по скорлупе. С великим треском и грохотом раскололось яйцо. При этом все чистое и легкое поднялось вверх и образовало Небо, а мутное и тяжелое опустилось вниз и образовало Землю. Паньгу продолжал расти дальше, и вместе с ним увеличивались Небо и Земля. Боясь, чтобы они не сомкнулись вновь, Паньгу в течение 18 тысяч лет служил распоркой между ними. Когда же Небо и Земля укрепились настолько, что опасность больше не грозила, он умер. Дыхание его сделалось ветром, голос - громом, глаза - солнцем и луной, туловище - горами и т. д. - Паньгу полностью превратился в этот мир.

 

Жизненный цикл семьи

 

Согласно закону развития каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл. Жизненный цикл семьи – это такая последовательность смены событий и стадий, которую проходит любая семья. В универсальном виде в жизненном цикле выделяют фазы: образования, роста, стабилизации, угасания, смерти, и это можно представлять в категориальных схемах и качественных моделях. Непосредственной физиологической причиной, дающей семье возможность пройти этот жизненный цикл, являются некоторые обязательные для возникновения этой системы события, такие как брак, а также изменения физического возраста людей и соответственные изменения стадий психического развития. Впервые жизненный цикл семьи был описан Грегори Бейтсоном [5].

Дальнейшее развитие эта концепция получила в работах Милтона Эриксона, Грегори Бейтсона, Вирджинии Сатир, Джея Хейли и др. На любой стадии жизни семьи критическим шагом развития семьи является её переход на следующую стадию. Семья развивается во времени, а явления стресса и психической патологии появляются тогда, когда этот процесс развития нарушается. В данном разделе предлагается рассматривать семью с социально-биологической точки зрения.

М. Эриксон и Дж. Хейли разделяют жизненный цикл семьи на пять стадий. Как у человека, так и у животного имеют место процессы ухаживания, спаривания, постройки гнезда, выведения потомства и освобождения потомства для самостоятельной жизни, но вследствие огромной сложности социальной жизни человека проблемы, возникающие на различных стадиях, являются специфическими только для него. Критическое различие между человеком и животным состоит в том, что человек – единственное животное, учитывающее дальнее родство. Брак, таким образом, не является соединением двух людей, но представляет собой соединение дву



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.087 с.)