Глава 1. Исторические изменения семьи 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Исторические изменения семьи



 

Одна из самых известных и значительных работ в данной области – это работа Фридриха Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", которую сам Энгельс определил как "обзор развития взглядов на историю семьи" [82]. В этой книге Ф. Энгельс даёт анализ работ И. Я. Бахофена, Дж. Ф. Мак-Леннона, Л. Г. Моргана, М. М. Ковалевского с позиций исторического материализма.

"Согласно материалистическому пониманию истории, определяющим моментом является производство и воспроизводство непосредственной жизни. С одной стороны – производство средств к жизни: предметов питания, одежды, жилища и необходимых для этого орудий; с другой – производство самого человека, продолжение рода. Общественные порядки, при которых живут люди определенной исторической эпохи и определенной страны, обусловливаются обоими видами производства: ступенью развития, с одной стороны – труда, с другой – семьи. Чем меньше развит труд, чем более ограничено количество его продуктов, а, следовательно, и богатство общества, тем сильнее проявляется зависимость общественного строя от родовых связей. Между тем в рамках этой, основанной на родовых связях структуры общества все больше и больше развивается производительность труда, а вместе с ней – частная собственность и обмен, имущественные различия, возможность пользоваться чужой рабочей силой и тем самым основа классовых противоречий: новые социальные элементы, которые в течение поколений стараются приспособить старый общественный строй к новым условиям, пока, наконец, несовместимость того и другого не приводит к полному перевороту. Старое общество, покоящееся на родовых объединениях, взрывается в результате столкновения новообразовавшихся общественных классов; его место заступает новое общество, организованное в государство, низшими звеньями которого являются уже не родовые, а территориальные объединения, – общество, в котором семейный строй полностью подчинен отношениям собственности и в котором отныне свободно развертываются классовые противоречия и классовая борьба, составляющие содержание всей писаной истории вплоть до нашего времени".

Ф. Энгельс выделяет три периода: дикость – групповой брак, варварство – парный брак, цивилизация – моногамия [81, c. 80]. Каждый из периодов, дикость и варварство, может быть разделен на три ступени: низшую, среднюю и высшую в соответствии с прогрессом в производстве средств необходимых для жизни. Таким образом, дикость – это период преимущественно присвоения готовых продуктов природы, искусственно созданные человеком продукты служат вспомогательными орудиями такого присвоения. Варварство – период введения скотоводства и земледелия, период овладения методами увеличения производства продуктов природы с помощью человеческой деятельности. Цивилизация – период овладения дальнейшей обработкой продуктов природы, период промышленности в собственном смысле этого слова и искусства. Ю. И. Семёнов, описывая социальную организацию отношений между полами, выделяет следующие периоды развития брачных отношений: групповой брак, в нем выделяются промискуитет и дуально-родовой брак; патриархический брак, возникновение домохозяйства; современный неоэгалитарный брак [64, c. 209-230].  Е. М. Черняк рассматривает следующие исторические формы брака: стадная, родовая, патриархальная и моногамия [78, c. 42-62].

Идея изменчивости форм брака и семьи представлена в исследованиях Льюиса Г. Моргана [48]. В книге "Древнее общество" Морган выделил пять форм семьи:

 – кровнородственная семья, групповой брак родных и коллатеральных братьев и сестер;

– пуналуальная семья, групповой брак с устранением братьев и сестер от брачной связи;

–синдиасмическая (парная) семья, брак между отдельными парами без устранения внебрачных отношений;

– патриархальная семья, брак одного мужчины с несколькими женщинами;

– моногамная семья, брак между отдельными парами при исключительном сожительстве.

 

Групповой брак

 

И.Я Бахофен в своей работе "Материнское право. Исследования гинекратии старого времени и её религиозной и правовой природы" [4] разработал концепцию гетеризма, через который прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье, основанной на материнском праве и высоком положении женщин в обществе ("гинекратия"). Бахофен пытался подтвердить гипотезу о том, что исторически матриархат предшествовал устройству семьи и общества, основанного на примате отцовства, исследовал мифы как наиболее аутентичное свидетельство о древних временах, которое указывает на существование изначально матриархально ориентированного общества. Господствующая роль женщины в родственных отношениях, религиозном культе и в общественной и правовой жизни с необходимостью определяет первую ступень человеческой истории. Об этом, наиболее раннем периоде Бахофен говорит как о "поэзии истории", времени, когда при преобладании матерински-теллурических принципов господствовало всеобщее братство, мир и гармония в обществе, а также между человеком и природой.

Дж. Ф. Мак Леннан  [42] пришел к тем же выводам и открыл феномен, названный им "экзогамией" (от греч εκσω – вне и γαμοσ – брак) – запрет браков внутри "своих" человеческих групп и необходимость вступать в брак с членами других, не своих, групп. В отличие от Баховена он трактовал род не как разросшуюся семью или совокупность семей, а как социальную форму, предшествующую семье. Род – это совокупность родственников, происходящих от одного общего предка, отличающихся особым тотемом и связанных узами крови. Его характеризуют коллективная собственность на землю и другие средства производства, первобытно-коммунистическая организация хозяйства, отсутствие эксплуатации и равенство всех членов племени.

Л. Г. Морган [48] четко разграничил род и семью, показав, что род является экзогамной группой, между членами которой невозможны брачные отношения и, значит, первобытный род не мог состоять из семей. Исходя из этого, первой формой рода оказывается материнский род, основанный на коллективном хозяйстве и на экзогамно-эндогамных брачных отношениях при наблюдавшихся парных союзах. Разложение коллективной собственности и появление частной собственности ведет от материнского рода к отцовскому и превращает парную семью в моногамную.

Е. М. Черняк определяет промискуитет как одну из самых ранних форм организации, как первый социальный порядок, обеспечивающий дальнейшую антропологическую революцию. Стадные отношения предлюдей не были зоологическим хаосом, а являлись первой социальной формой жизни. Ведущей тенденцией развития стадного общества было развитие социальных начал. Становление человеческого общества с необходимостью предполагало обуздание и введение в социальные рамки двух важнейших биологических инстинктов – пищевого и полового. Первым был обуздан пищевой. Возникли первобытно-коммунистические отношения распределения. Промискуитет привел к обузданию полового инстинкта. От стадной организации человечество перешло к следующей социальной форме – родовой. Род – универсальная, общая для всех народов стадия исторического развития. Важнейшие признаки рода: экзогамия, общее хозяйство, общественная собственность, происхождение по матери. Род внутри строго экзогамен, т. е. между его членами категорически запрещены браки. Браки заключаются между женщинами и мужчинами, принадлежащими к разным родам. По сравнению с промискуитетом дуально-родовой брак был истинной социальной организацией отношений между полами.

Патриархический брак

 

Неолитическая революция выразилась в переходе от присваивающей, непроизводящей экономики (собирательство, охота) к производящей – земледелие, скотоводство. Происходит отделение семьи от рода и превращения семьи в домохозяйство. Неолитическая революция привела к кризису и разложению материнского рода. Род стал отцовским, патриархальным. Известное соединение отдельных пар на более или менее продолжительный срок имело место уже в условиях группового брака или еще раньше; мужчина имел главную жену среди многих жен, и он был для нее главным мужем среди других мужей. Парный брак ввел в семью новый элемент. Рядом с родной матерью он поставил достоверного родного отца. Первый результат установившегося таким образом единовластия мужчин обнаруживается в возникающей теперь промежуточной форме – патриархальной семье. Ее главная характерная черта – не многоженство, а организация известного числа лиц, свободных и несвободных, в семью, подчиненную отцовской власти главы семьи [82].

Ю. И. Семенов описывает такую семью на примере семьи семитского и римского типа. Глава семьи живет в многоженстве, несвободные имеют жену и детей, а цель всей организации состоит в уходе за стадами в пределах определенной территории. Существенными признаками такой семьи являются включение в ее состав несвободных (рабов) и отцовская власть; поэтому законченным типом формы семьи является римская семья. Однако в условиях перехода от первобытного общества к классовому, да и в крестьянском мире классового общества хозяйственная ячейка, состоящая из членов одной элементарной семьи, не могла быть достаточно устойчивой. Отсюда тенденция к образованию многосемейных домохозяйств. Такого рода домохозяйства существовали не только в предклассовом, но и в докапиталистических классовых обществах. Один из наиболее распространенных путей, которые вели к образованию многосемейных домохозяйств, состоял в том, что взрослые сыновья после вступления в брак не отделялись, а продолжали вместе со своими семьями входить в состав одной с отцом хозяйственной ячейки. Такого рода объединение обычно называют большой, неразделенной, а также патриархальной семьей. Ю. И. Семенов предлагает для такой семьи определение – отцовское многосемейное домохозяйство [64, c. 222].

Ю. И. Антонов описывает патриархический брак как гетерогенную общину. На этапе зрелой родовой организации возникает противоречие между родовыми и семейными интересами. Отцовский род в отличие от материнского без индивидуальной семьи существовать не может. Переходная семья между родовой и соседской была гетерогенной. Гетерогенная община состояла из нескольких или домовых общин. Гетерогенность выражалась в наличии двух форм собственности: общественной и обособленной. В условиях группового брака и разделения рода на экзогамные и эндогамные группы функция родительства распространялась на весь род-племя, на старших представителей рода. Потребовалась длительная эволюция для выделения и социализации социальных ролей матери и отца. Удалось создать такую социальную организацию, которая органично соединяла в себе социальные нормы, регулирующие сохранение социального строя, порядка жизни, обеспечение существования членов рода. Патриархальная семья не меняет своей структуры, в ней постоянно есть старшее, среднее поколение (дети старших) и дети среднего поколения (внуки старших). Каждый человек последовательно проходит все ступени демографической иерархии большой семьи. Ю. И. Антонов выделяет пять фундаментальных признаков патриархальной семьи: семейная экономика, власть родственных связей, нераздельная связь с землей, многодетность, приоритет старших поколений. Эти пять принципов обеспечивали семье устойчивость среди других социальных институтов [69, c. 156-173].

Ле Пле предлагает две формы постоянной семьи "патриархальная семья" и "коренная семья" (famille souche). Патриархальная семья состоит из главы семейства, его братьев, женатых сыновей и холостых сыновей. После расширения община распадается на две группы. Одна группа остается, другая уходит. Коренная семья представляет собой одно семейство. Это родительская семья, в которой остается первый из женатых сыновей. Ле Пле исследует причины распада патриархальной семьи, которые, по его мнению, заключаются в полном подчинении отдельной личности общине и её представителю – отцу и мужу. Следствие из этого полное уничтожение индивидуальной свободы. "Насильно удерживая умы в состоянии морального и материального принуждения, патриархальная община сковывает то свободное развитие выдающейся личности, которое она получила бы при независимом положении" [39, c. 32].

Согласно М. М. Ковалевскому патриархальная семья, второй этап эволюции, имеет вид общины, состоящей из людей, которые находятся в родстве друг с другом, так как являются потомками одного отца, живут под одной кровлей и владеют своим имуществом сообща. Ковалевский изучает данную общественную организацию в двух её видах: как религиозную ассоциацию, состоящую из нескольких лиц, имеющих общий культ предков, и как ассоциацию кооперативную, сообща распоряжающуюся своим имуществом. Культ предков неразрывно связан с самим существованием патриархальной семьи, он появляется вместе с ней и в свою очередь становится одной из причин её устойчивости на протяжении ряда веков. Семейная община является в то же время и общиной религиозной. Следует признать, что существует тесная связь между этой древней фазой общественного развития и этой не менее древней верой в духов. Коренясь в понятии о будущей жизни, по существу своему однородной с жизнью земной, культ мёртвых неизбежно проявляется лишь с установлением патриархальной семьи, так как это культ, переходящий от мужчины к женщине и дающий мужу преимущество перед женой. В обоих своих видах – в виде социальной организации и в виде самостоятельной религиозной группы – семейная община, родоначальником которой является отец [32].

 

 

Эгалитарный брак

 

Современный период, названный Морганом цивилизацией, соответствует моногамной семье. Моногамная семья возникает из парной на рубеже между средней и высшей ступенью варварства. Она основана на господстве мужа, поскольку бесспорность происхождения необходима для установления права наследования. Для такой семьи брак может быть расторгнут только по желанию мужа. Ф. Энгельс рассматривает эту форму семьи с диалектических позиций, как единство и борьбу противоположностей. "Первая появляющаяся в истории противоположность классов совпадает с развитием антагонизма между мужем и женой при единобрачии, и первое классовое угнетение совпадает с порабощением женского пола мужским. Единобрачие было великим историческим прогрессом, но вместе с тем оно открывает, наряду с рабством и частным богатством, ту продолжающуюся до сих пор эпоху, когда всякий прогресс в то же время означает и относительный регресс, когда благосостояние и развитие одних осуществляется ценой страданий и подавления других. Единобрачие – это та клеточка цивилизованного общества, по которой мы уже можем изучать природу вполне развившихся внутри последнего противоположностей и противоречий" [82].

В дальнейшем развитии семья принимает новую форму – эгалитарную. М. М. Ковалевский называет третью форму эволюции семьи индивидуальной семьей. Данную форму семьи Ковалевский называет основой нашего общественного строя. "Характерным для индивидуальной семьи является то, что она представляет собой союз, заключённый по добровольному соглашению, что члены её тесно связаны между собой, что в ней соблюдаются взаимные права и обязанности, что отношения между мужем и женой стремятся к известной степени равенства, что вся семейная группа подчинена контролю государства и его судебной власти" [32].

Несомненно, что в разных общественных и культурных условиях брак семья могут выглядеть по-разному. Формы семейных отношений могут быть самые разнообразные. Е. М. Черняк выделяет три типа семейных отношений для современного периода: патриархальный, эгалитарный (демократический) и переходный [78, c. 224]. Патриархальная семья исчезла, но патриархальный уклад во внутрисемейных отношениях сохранился. Современная семья чаще всего состоит из супружеской пары с одним или двумя детьми. В социологии такая семья называется нуклеарной. Поскольку такая семья состоит из одной брачной пары, её основной признак – автономность в отличие от патриархальной семьи, которая включает в себя несколько брачных пар. Вторая особенность нуклеарной семьи – малодетность. Патриархальные семьи отличаются многодетностью.

Если свести данные классификации вместе, то мы получаем следующую таблицу.

Таблица 1.

период вид брака форма семьи
дикость групповой промискуитет дуально-родовой кровно-родственная пуналуальная синдиасмическая
варварство патриархический парный патриархальная большая неразделенная "коренная"
цивилизация неоэгалитарный моногамия моногамная нуклеарная "конъюгальная" супружеская

 

Разные авторы называют современную семью по-разному, но приведенные в таблице последние четыре формы семьи – это различные подходы к описанию одного типа семьи. Моногамная семья – это брачный союз одного мужчины и одной женщины. Нуклеарная семья – это супружеская пара с детьми, дети не состоят в браке и живут вместе с родителями. Супружеская семья – это тип семейной организации, при которой на первый план выдвигаются отношения мужа и жены. "Конъюгальная" семья – это транслитерация латинского термина conjugatio (соединение), то есть супружеская семья. В настоящее время существуют различные формы семьи, например, неполные, когда дети живут с одним из родителей; гомосексуальные браки, мусульманские семьи, в которых один мужчина имеет нескольких жён и т.д.

Современная семья – это предмет исследования многих научных направлений, таких как социология, антропология, психология и т. д. Существует много прогнозов о том, в каком направлении будут развиваться брачно-семейные отношения и какие формы примет семья. Г. Морган рассматривает развитие моногамной семьи как прогресс, приближение к полному равноправию полов. "Если признать тот факт, что семья последовательно прошла через четыре формы и находится теперь в пятой, то возникает вопрос, может ли эта форма сохраниться на длительный срок в будущем? Ответ возможен только один – она должна развиваться по мере развития общества и изменяться по мере изменения общества, точно так же как это было в прошлом. Являясь продуктом определенной общественной системы, она будет отражать состояние ее развития. Так как моногамная семья за период с начала цивилизации усовершенствовалась, и особенно заметно в современную эпоху, то можно, по меньшей мере, предполагать, что она способна к дальнейшему совершенствованию, пока не будет достигнуто равенство полов. Если же моногамная семья в отдаленном будущем окажется не способной удовлетворять потребности общества, то невозможно заранее предсказать, какой характер будет иметь ее преемница" [48].

Питирим Сорокин проанализировал кризисные явления нуклеарной семьи, причины ослабления союза супругов, союза родителей и детей, всей семьи, взятой в качестве хозяйственного целого. П. Сорокин рассмотрел такие социокультурные факторы, как рост разводов, уменьшение частоты заключаемых браков, уменьшение количества детей в браке, раскрепощение женщины. Эти факторы инициируют процесс разложения современной семьи, они постоянно прогрессируют в росте. Отсюда П. Сорокин делает вывод, что распад семьи не только не остановится, но и будет развиваться дальше [68].

Э. Тоффлер в книге "Третья волна" рассматривает распад семьи как часть общего кризиса индустриализма. Тип нуклеарной семьи, в которой есть работающий муж, жена-домохозяйка и маленькие дети, соответствует цивилизации Второй волны. Структура такой семьи удовлетворяет нуждам общества массового производства с четкой отделенностью семейной жизни от работы. В технологически развитых странах в наши дни существует множество типов семей: гомосексуальные браки, коммуны, племенные группы, договорные браки, серийные браки, семейные группы и т. д. Мы выходим из периода нуклеарной семьи и вступаем в новое общество, для которого характерно разнообразие типов семейной жизни. Это не означает полного исчезновения или "смерти" нуклеарной семьи. Это значит, что семья-ячейка станет только одним из многих социально принятых и одобренных типов [71].

В данной работе эволюционное развитие семейно-брачных отношений представлено схематически в разделе "Энеаграмма Гурджиева". На основании этой схемы можно сделать следующую экстраполяцию. Общество в настоящий момент находится в некой точке качественного перехода. Согласно цикличности развития мы приближаемся к новому матриархату. Менахем-Мендл Шнеерсон, любавический ребе, пишет: "Во времена Машиаха (Мессии) будет явлено превосходство женщины. То, что мы наблюдаем сейчас, - это подготовка к тем временам" [79].

 

Глава 2. Гомеостаз

 

Антропогенез неотделим от социогенеза. В ходе эволюции человека в первую очередь закреплялись и усиливались те наследственные изменения биологической организации людей, которые вели к его социализации. Важнейшим фактором социализации является порядок отношений между полами. Н.И. Моисеева и В. И. Разумов рассматривают эволюцию как взаимодействие двух противоположных факторов. "Идея эволюции включает две непременные противоположные тенденции – сохранение и изменение. От среды идет деградирующая информация (мороз, жара, хищники, паразиты), система, чтобы лучше сохранится, должна быть "подальше" (в информационном смысле) от среды. Hо от среды же идет и полезная информация о том, как нужно меняться, для получения которой системе надо быть "поближе" к среде, т.е. быть чувствительной, лабильной. Для системы возможно или находиться на некотором оптимальном "расстоянии" от среды или разделиться на две сопряженные подсистемы - консервативную и оперативную, причем первую "убрать" подальше от среды, чтобы сохранить имеющуюся информацию, а вторую "приблизить" к среде для получения новой. Именно в этом эволюционная логика дифференциации полов, которые по-разному участвуют в двух потоках информации: генеративном (передача генетической информации от поколения к поколению, из прошлого в будущее) и экологическом (информация от среды, из настоящего в будущее)" [46].

Подобное взаимодействие противоположностей представляет собой гомеостатический механизм. Понятие гомеостаза широко используется в биологии. Управление с помощью циклов регулирования или гомеостазов является одним из структурных свойств высокоинтегрированных органических систем. Представим циклический, замкнутый ряд из некоторого числа систем, каждая из которых способствует действию другой таким образом, что система a способствует действию системы b, система b способствует действию системы c и т.д. Циклы с положительной обратной связью в природе почти не встречаются, их можно увидеть лишь в случае лавины или степного пожара. Для того чтобы превратить систему в устойчивую достаточно ввести в циклический процесс одно звено с отрицательной обратной связью. То есть воздействие на следующее звено цепи тем слабее, чем сильнее влияет на него предыдущее. При наличии в системе отрицательной обратной связи, нет необходимости в том, чтобы действие каждой подсистемы было "точно отмерено". Небольшое отклонение функции в ту или иную сторону легко выравнивается. Опасное расстройство всей системы может произойти лишь в том случае, когда величина отдельной функции возрастает или уменьшается настолько, что гомеостаз не в состоянии её выровнять, или когда что-то не в порядке в самом механизме регулирования. Активность системы – это взаимодействие гомеостатического регулирования с внешней средой, направленное на изменение и организацию внешней среды в соответствии с требованием внутреннего строения системы [40, c. 15-16]. К. Лоренц рассматривает механизм эволюции человека с точки зрения гомеостаза. Так, человек – земледелец и скотовод – создает новый, полностью приспособленный к своим потребностям биоценоз, который в принципе может долго существовать точно также как и возникший без его участия [26, c. 22].

Г. Бейтсон предложил рассматривать человеческий индивидуум как систему внутри общества (системы того же общего вида) и внутри экосистемы, естественного биологического окружения человека как животного. Такие системы – это сообщества существ, существа и растения живут вместе, сочетая конкуренцию с взаимной зависимостью. Каждый вид имеет первичный мальтузианский потенциал. Однако если каждый вид имеет потенциальный прирост, для достижения равновесия необходимы интерактивные балансы и зависимости. Мальтузианская кривая экспоненциальна. Это кривая роста популяции, некий популяционный взрыв. При нарушения равновесия появляются такие кривые, некоторые растения становятся сорняками, некоторые животные будут уничтожены, сбалансированная система распадется на части.

Это верно и для группировок и типов людей в обществе, которые пребывают в шатком равновесии зависимости и конкуренции. То же справедливо и для человеческого организма, где существует устойчивая физиологическая конкуренция и взаимозависимость между органами, тканями, клетками и т. д. При недолжном вторжении в систему возникают экспоненциальные кривые. Все важные социальные или физиологические изменения до некоторой степени являются соскальзыванием системы в некую точку вдоль экспоненциальной кривой. Соскальзывание может зайти недалеко, а может дойти и до катастрофы. В таком соскальзывании существует опасность: возможность, что некоторая переменная (например, плотность населения) может достичь такой величины, что дальнейшее соскальзывание будет контролироваться вредоносными факторами. Если популяция контролируется доступной пищей, то выжившие индивидуумы будут вести полуголодное существование, а запасы питания будут истощены необратимо [6, c. 149].

В общественном сознании представления об истории семьи и развитии семейных отношений представлены такими категориями как размер семьи, стабильность, иерархия семейных отношений, многопоколенность семьи [80, c. 32-45]. Рассмотрим эти категории с точки зрения теории гомеостаза.

 Размер семьи. Это представление связано, прежде всего, с количеством детей в семье. Высокая детская смертность ограничивала количество детей, оставшихся в семье к периоду взрослости. Прибавим к этому низкую продолжительность жизни. В ХХ веке продолжительность жизни возросла, детская смертность значительно снизилась. А. И. Антонов рассматривает систему норм многодетности как фундамент социальной организации. "Многодетность потеряла свою главную опору, а рождение детей, функционально никак не связанное с физическим самосохранением Я, теперь могло сокращаться беспредельно, точнее, до бездетности. Однако не создаются какие-либо новые стимулы к рождению нескольких детей, но какое-то время инерционное действие норм многодетности в изменившихся обстоятельствах продолжает обеспечивать высокую рождаемость" [69, c. 174].

В гомеостатической системе пример обратной связи можно описать как увеличение продолжительности жизни – снижение рождаемости. Влияние различных факторов на рождаемость описано в работе А. Г Вишневского "Демографическая революция" [13].

Стабильность семьи. Несмотря на жесткие социальные рамки и религиозные запреты, развод существует с момента возникновения института брака. Если обратиться к Библии, то успешному союзу Адама и Евы, предшествовал развод Адама и Лилит. В историческом плане мы можем обратиться к разводам Иоанна Грозного или Генриха VIII. Если представить, что человек обладает определенным ресурсом, например, времени, энергии и т. п., то он может расходовать этот ресурс на личные цели, семейные или общественные. Недостаточность, равно как и избыточность этого ресурса приводит к нестабильности семейной системы. М. С. Мацковский делает следующие предположения: чем выше доля расширенных семей, основанных на традиционной системе родства, тем ниже коэффициент разводимости [44, c. 72].

Иерархия семейных отношений. Для этой категории гомеостатический процесс очень нагляден. Это распределение мужских и женских ролей в семье. Если рассматривать семью, то традиционно в ней выделяются две составляющие: мужская и женская. Однако, Мюррей Боуэн, основатель системной семейной психотерапии, полагает, что доминантная и адаптивная позиция напрямую не связаны с полом супругов. Они определяются позицией, которую занимал каждый из них в своей родительской семье. Доминантных женщин не меньше чем мужчин, а приспосабливающихся мужчин столько же, сколько и женщин [8, c. 208].

И. Бахофен, анализируя классическую литературу древности, показал, что древние мифы отражают исторические изменения во взаимном общественном положении мужчины и женщины [4]. Н.И. Моисеева выделяет противоречие между противоположными полами, которые созданы в процессе эволюции во многом непохожими друг на друга и преследуют в продолжение жизни разные цели. "Природе такое равенство (мужчины и женщины) неизвестно. Там существуют хорошо организованные стаи, стада, прайды, и, конечно – семьи, гомеостат которых основан не на сходстве, а на внутреннем противоречии между полами" [47].

Многопоколенность. В России в состав семьи кроме близких родственников часто включались дальние или неимущие родственники. Кроме того существовал институт странниц и приживалок. В ХХ веке произошли огромные изменения, которые привели к разрыву связей между поколениями. Сейчас происходит обратный процесс. Люди ищут своих предков, восстанавливают родословную. Весь род оказался жизненно необходимым для человека. В наше время многие функции семьи берет на себя социум. Это обеспечение естественных потребностей, вам не нужно выращивать овощи или держать скот. Это социальные потребности, вы можете отдать ребенка в детский сад. Чем выше уровень жизни, чем больше функций берет на себя общество, тем меньше поколений живет вместе.

А. Варга предлагает рассматривать функционирование семейной системы под воздействием двух законов: закона гомеостаза и закона развития [9]. Согласно закону гомеостаза система стремится сохранить своё положение. Согласно закону развития каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл. Однако, возможно не только развитие, но и распад семьи. Если рассматривать изменения семьи в свете теории гомеостаза, то в гомеостазе действуют три основные тенденции: (1) развития, (2) инволюции, (3) компенсации. Та или иная тенденция действует в зависимости от периода жизни и состояния системы. Сохранение определенного состояния системы соответствует тенденции компенсации. Тенденция инволюции в противоположность эволюции (развитию) соответствует переходу системы в низшее состояние или разрушению системы. Если семья старается сохранить свое положение, семейная система стремится остаться в данной точке, не меняться. Это верно и для функциональных и для дисфункциональных семей. Для дисфункциональных семей закон гомеостаза – вещь неприятная, поскольку в такой семье существует много трудного и мучительного, а семья пытается это положение сделать стабильным [9, c. 14].

В механике есть понятие устойчивого и неустойчивого равновесия. Этот образ можно применить для описания функциональной и дисфункциональной семьи. Дисфункциональная семья – это семья, в которой недостаточность или отсутствие одной из функций компенсируется гипертрофией другой функции. Такая семья тоже может быть устойчивой, но для поддержания такого равновесия нужно постоянно прилагать большие усилия. Фактором стабильности для такой семьи может быть болезнь ребёнка. Эта болезнь объединяет родителей, и семья (поскольку это гомеостатическая система) всячески препятствует выздоровлению. Ребёнок выздоравливает – семья распадается.

У Муллы спросили:

— Отчего это, когда наступает утро, один человек идёт в одну сторону, а другой — в другую?

— Если бы все пошли в одну сторону, — разъяснил Мулла, — нарушилось бы в мире равновесие, и мир бы перевернулся.

Глава 3. Что такое схема?

 

Философская энциклопедия даёт следующее определение: СХЕМА (нем. Schema) – понятие "Критики чистого разума" Иммануила Канта, включенное им в качестве определения результата синтеза воображения, делающего возможным применение категорий к явлениям [50, c. 683. Кант считает схему продуктом деятельности не рассудка и не чувственности, а продуктивной силы воображении вследствие чего она имеет отношение не к понятию и не к образу, а к методу, посредством которого создаются различные понятия и образы. Схема указывает на правило созидания какого-либо предмета в общем виде, т. е. представляет собой итог чистого синтеза воображения сообразно правилу единства на основе понятий вообще, потому "есть продукт и как бы монограмма чистой способности воображения a priori" [30]. Использование схем – это своеобразный интерсемиотический перевод, переход от вербального, линейного текста к построению модели данной предметной области. Это позволяет увидеть взаимодействие внутренних составляющих некоего объекта как системы.

Если рассматривать динамику распределения противоречия в системе в виде перемещения ресурса, то категориальные схемы и символы древней философии можно рассматривать как оптимальные алгоритмы распределения противоречия. Таким образом, обеспечивается гомеостаз системы, устроенной по такому типу.

 

В данной работе были применены следующие схемы:

1) Модель компенсационного гомеостата.

2) Функциональная система.

3) Ряд информационных критериев.

4) Тернарное представление противоречия.

5) Звезда Давида.

6) Пентаграмма у-син.

7) Энеаграмма Гурджиева.

8) Дерево Сфирот.

 

Рассмотрим схемы, используемые в данной работе.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.21.85.250 (0.016 с.)