Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зачем ребенку нужна большая семья,

Поиск

Зачем ребенку нужна большая семья,

Или семейный конструктор

Омск 2013

 

 

ББК 87.6

УДК 167.7:316.6

 

Медведовская В.Ф.

Зачем ребенку нужна большая семья, или семейный конструктор: Моногр. – Омск, 2013. – 144 с., ил.

27 рис., 91 назв. библ.

 

В книге рассматривается понятие семьи, различные категориальные схемы и проводится анализ семьи в рамках рассмотренных категориальных схем.

 

Я хочу выразить свою благодарность моим друзьям Владимиру Разумову, Елене Свинарёвой, Наталье Карловской, Максиму Лопатко, всем, кто помог мне написать эту книгу. И, конечно, большое спасибо моей семье, без которой этой книги просто не было бы.

 

 

©Медведовская В.Ф., 2013

©Медведовский К.В., дизайн обложки, иллюстрации, 2013

Оглавление

Сказка…………………………………………………………………….5

Вступление. Понятие семьи…………………………………………….8

Глава 1. Исторические изменения семьи……………………………..12

Групповой брак……………………………………………………….15

Патриархический брак……………………………………………….17

Эгалитарный брак…………………………………………………….21

Глава 2. Гомеостаз……………………………………………………...26

Глава 3. Что такое схема?........................................................................32

Модель компенсационного гомеостата……………………………..34

Функциональная система……………………………………….……38

Ряд информационных критериев……………………………………46

Тернарное представление противоречия…………………………...54

Звезда Давида…………………………………………………………57

  Пентаграмма у-син…………………………………………………...59

Энеаграмма Гурджиева………………………………………………64

Дерево Сифирот………………………………………………………70

Глава 4. Семейный конструктор………………………………………76

Семья как функциональная система………………………………...76

Основные противоречия……………………………………………..82

Структура семьи……………………………………………………...90

Жизненный цикл семьи…………………………………………......100

Глава 5. Метафизика семьи…………………………………………..114

Сказка…………………………………………………………………..125

Библиография………………………………………………………….128

 

 

Сказка

 

Чужих меж нами нет,
      Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.

                                                                            Исса

 

Когда-то давным-давно, рядом, но не вместе росли противоречия и контрадикции. Между ними проходила полоса, на которой ничего не росло. Противоречия чем-то напоминали укроп. Прямой стебель разделялся на несколько более тонких стеблей. Те в свою очередь тоже делились. Самые старые противоречия были так запутаны, что найти главный стебель уже не представлялось возможным. Среди противоречий иногда появлялись речепротия. Они считали, что противоречия устарели, и главное – это изменить направление роста. Поэтому они росли параллельно земле, а когда упирались в стебель противоречия, поворачивали на 180о и росли в противоположном направлении. Так кое-где появлялись непроходимые изгороди.

Контрадикции были похожи на хмель, они давали побеги, запутывались, иногда вдруг между листьями появлялись шишечки. У них тоже была своя оппозиция – дикоконтрицы. Они были убеждены, что изменения должны быть качественными. Среди зелёного поля контрадикций вдруг появлялись разноцветные пятна дикоконтриц фиолетовые, розовые, жёлтые с невообразимыми запахами.

Противоречия и контрадикции постоянно спорили. Они были непримиримы. Никогда и ни за что. Противоречия говорили: "Посмотрите, какие мы стройные, какие мы логичные. Это же очевидно. Только мы знаем, что правильно, что неправильно". Противоречия могли построить схемы, они умели писать формулы. У них был даже свой особый язык – алгоритм. Больше всего на свете они любили анализировать.

Контрадикции говорили тихо и завораживающе: "Кто знает, где начало и где конец? Смерть одного – это рождение другого. Посмотрите, как мы переплетаемся, какая красота в нашей сложности". Контрадикции очень любили сочинять хокку и разгадывать коаны.

Как-то раз у противоречий появился гомеостат. Противоречия стали собираться на семинары, они скандировали лозунги: "Выходи и стар и млад изучать гомеостат!" или "Только глупый супостат не поймёт гомеостат!". Они так гордились своим новорожденным гомеостатом. Но природа берёт своё, и они решили (О, ужас!) проанализировать крошку. Разобрать какие у него связи, какой блок главный, где вход и где выход. Крошка гомеостат испугался и сбежал. Но это ещё не самое страшное. Он сбежал на сторону контрадикций через полосу отчуждения. А ведь на полосу отчуждения даже наступать боялись. Все с детства знали страшилку про то, что если кто наступит на полосу, он станет оборотнем и будет мучиться вечно. Днём он будет противоречием, а ночью контрадикцией. Ой, как страшно. Но поскольку гомеостат этого не знал, он ничего не боялся.

Контрадикции страшно испугались, когда увидели у себя маленький гомеостат. Началась паника. Что делать, что делать? Может быть, задушить его своими гибкими стеблями или пряным запахом. Но контрадикции побоялись совершить злодейство. То ли они были слишком ленивыми, то ли слишком красивыми.

Крошка гомеостат ползал между стеблями, наступал на листья, слушал красивые и непонятные сказки. А потом он превратился в пентаграмму. Это как гусеница превращается в куколку. Тут-то противоречия осмелели и стали громко и напористо обвинять контрадикции в убийстве младенца. А что контрадикции? Что они могут сказать? Они сочинили хокку.

 

Днём обжигает листья

Ночью пугает тенью

Полоса между нами.

 

Всем было страшно и противоречиям и контрадикциям. Контрадикции оплели листьями пентаграмму со всех сторон и постоянно прислушивались, жив ли гомеостат. Время шло, ничего не происходило. Все стали успокаиваться. Снова стали спорить и ссориться.

 

Бабочка не помнит

Гусеницы существования

Дао маленькой смерти.

 

Но на самом деле гусеница превращается в куколку, а куколка превращается в бабочку. Так и гомеостат превратился в пентаграмму, а потом пентаграмма раскрылась и оттуда вылетела бабочка. Потом вторая, потом третья… Всего их было десять, десять бабочек-сфирот. Каждая сфира звучала как нота. Эти десять бабочек взлетели в небо, и в небе зазвучала музыка. Противоречия и контрадикции перестали ссориться. Конечно, на короткое время. Потом опять вернулись к любимым занятиям.

Между ними по-прежнему полоса отчуждения. Днём противоречия скандируют лозунги, ночью контрадикции сочиняют хокку. Утром и вечером в небо поднимаются бабочки сфирот, звучит музыка. Все слушают и мечтают о новом гомеостате.

А недавно ветер принёс новость. В этих краях появилось мифическое существо – философ. Но это уже другая сказка.

 

Вступление. Понятие семьи

 

   Что такое семья? Толковый словарь дает следующее определение: "Семья – группа живущих вместе близких родственников" [51, с. 736]. Этимологический словарь относит славянское sĕmьja к обозначению территориальной общности [73, с. 600]. Синонимом слову "семья" является слово "фамилия". Так в английском языке – это "a family", в немецком "eine Familie", в французком "une famille", в итальянском "una famiglia". Этимологическая основа слова фамилия латинское familia "домочадцы" [74, c. 184]. Интересно, что слово "семья" созвучно слову "семь". Если представить некую пирамиду, в основании которой находятся бабушки и дедушки (четыре человека), выше родители (ещё два человека) и далее собственно ребёнок, то число людей в этой пирамиде равно семи.

Социологи и психологи дают следующее определение для семьи:

Л. Б. Шнейдер определяет семью как  малую социальную группу (ячейку) общества. Это важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство [80].

Согласно Дж. Хейли это развивающаяся группа, подверженная постоянно меняющимся внешним влияниям, со своей историей, со своим будущим, со своими стадиями развития, равно как и со своими стереотипами, не меняющимися в течение многих лет. Семья наиболее устойчивая, инвариантная изменением единица общественной организации [77, c. 68].

Е. М Черняк даёт следующее определение. Это структурообразующая система общественной жизни, которая фокусирует все кардинальные изменения, происходящие в обществе. Семья – это единственный социальный институт, в котором происходит рождение новых поколений, благодаря чему происходят социально-демократические процессы, и происходит передача традиционной информации от родителей к детям [78, c. 187].

У Ф. Ле Пле это начальная среда для воспитания, это сознательное и охранительное начало у благополучных народов [39, c. 32].

Исходя из определений, данных выше, можно отметить, что семья рассматривается с трех позиций: как малая группа, как социальный институт и как система взаимоотношений.

В социальной психологии также существует понятие "первичная группа". Социальные связи в этих группах строятся на непосредственных контактах, на эмоциональном вовлечении ее членов в дела группы, обеспечивающем высокую степень отождествления и слияния ее участников. Такой первичной группой является семья.

Как малая группа семья выполняет биологические функции, то есть удовлетворяет основные потребности человека, например, естественные потребности, безопасность. Однако семья обладает своей спецификой, отличающей её от других социальных образований. Это такие специфические характеристики как первичность (процесс первичной социализации), биологический компонент (родство), длительность истории семьи, полифункциональность, преемственность семейных поколений, тотальный характер включения индивида в семью, взаимосвязь формальных и неформальных признаков, доминирование эмоционального компонента. 

Особенностью семьи как малой социальной группы является то, что она способна разрастаться "изнутри" не благодаря "приёму" новых членов извне, а благодаря рождению детей. Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства. Таким образом, семья поддерживает непрерывность человеческих поколений.

Как социальный институт семья позволяет подготовить ребенка к жизни в обществе. Первые пять лет жизни ребенка семья – это своеобразный социальный инкубатор. Отношения упорядоченности в семье предстают моделью упорядоченных отношений вообще. Кроме физического воспроизводства семья также обеспечивает воспроизводство "духовное", создавая условия для индивидуального развития индивида. Семья – это важнейший посредник во взаимодействиях личности и общества. В. Соловьев в "Смысле любви" пишет: "Человек не равен самому себе, человек ищет себя через другого, ищет своего восполнения и бытийственного осуществления в своей сообщённости с другим человеком. И прежде всего с человеком другого пола, со своей столь родной и столь не похожей на себя "половиной". И эта ситуация качественно меняет обоих" [65]. 

Изучая феномен семьи для различных цивилизаций, стран, для разных религиозно-культурных обществ, нельзя не заметить, что многие институты человеческой жизни обретают прочность и благоприятный человеческий климат именно благодаря навыкам взаимной ответственности, которые человек приобретает именно в семье. Семья, быть может, как никакой другой социальный институт, оказывается устойчивым, традиционным, хорошо организованным целым, обладающим прочными связями и интересами. Как целое семья разрушается или укрепляется много медленнее под воздействием общественного развития, чем это происходит с другими группировками. В силу исключительного положения семейной группировки в общей структуре общественного устройства он оказывает мощное давление на прочие группировки. Общественная жизнь людей в значительной степени является функцией организации семейного института. Даже формальные социальные системы вторичного порядка (государства, корпорации, преступные кланы, авторитарные партии и диктатуры) пытаются представить себя как некие имитации семейной преданности и заботы.

Общественные, культурные, цивилизационные условия могут изменяться, изменяется и семья вместе с историческими условиями. Но, несмотря на многочисленные испытания, институт семьи воспроизводится, несмотря на самые мрачные прогнозы футурологов. В основе института семьи лежит принцип долговременного (возможно пожизненного) союза между мужчиной и женщиной.

Ч. Дарвин представляет истоки социального порядка по модели семьи. Отношения упорядоченности в семье предстают моделью упорядоченных отношений вообще. С другой стороны социальный порядок может быть представлен по модели государства. То есть государство дает в развитом виде такую систему отношений, которая в зародыше уже существует в самых элементарных прото-социальных отношениях [24].

Сопоставление этих двух моделей социального порядка (модели семьи и модели государства) мы находим у С. М. Соловьева: "Русская история открывается тем явлением, что несколько племен, не видя возможности выхода из родового, обособленного быта, призывают князя из чужого рода, призывают единую общую власть, которая соединяет роды в одно целое, дает им наряд, сосредоточивает силы северных племен, пользуется этими силами для сосредоточения остальных племен нынешней Средней и Южной России. Здесь главный вопрос... состоит в том, как определились отношения между призванным правительственным началом и призвавшими племенами..., как изменился быт этих племен вследствие влияния правительственного начала – непосредственно и посредством другого начала – дружины, и как, в свою очередь, быт племен действовал на определение отношений между правительственным началом и остальным народонаселением при установлении внутреннего порядка или наряда". Модель семейных отношений выражается у С. М. Соловьева словом "быт", модель государства – словосочетанием "правительственное начало" [66].

Групповой брак

 

И.Я Бахофен в своей работе "Материнское право. Исследования гинекратии старого времени и её религиозной и правовой природы" [4] разработал концепцию гетеризма, через который прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье, основанной на материнском праве и высоком положении женщин в обществе ("гинекратия"). Бахофен пытался подтвердить гипотезу о том, что исторически матриархат предшествовал устройству семьи и общества, основанного на примате отцовства, исследовал мифы как наиболее аутентичное свидетельство о древних временах, которое указывает на существование изначально матриархально ориентированного общества. Господствующая роль женщины в родственных отношениях, религиозном культе и в общественной и правовой жизни с необходимостью определяет первую ступень человеческой истории. Об этом, наиболее раннем периоде Бахофен говорит как о "поэзии истории", времени, когда при преобладании матерински-теллурических принципов господствовало всеобщее братство, мир и гармония в обществе, а также между человеком и природой.

Дж. Ф. Мак Леннан  [42] пришел к тем же выводам и открыл феномен, названный им "экзогамией" (от греч εκσω – вне и γαμοσ – брак) – запрет браков внутри "своих" человеческих групп и необходимость вступать в брак с членами других, не своих, групп. В отличие от Баховена он трактовал род не как разросшуюся семью или совокупность семей, а как социальную форму, предшествующую семье. Род – это совокупность родственников, происходящих от одного общего предка, отличающихся особым тотемом и связанных узами крови. Его характеризуют коллективная собственность на землю и другие средства производства, первобытно-коммунистическая организация хозяйства, отсутствие эксплуатации и равенство всех членов племени.

Л. Г. Морган [48] четко разграничил род и семью, показав, что род является экзогамной группой, между членами которой невозможны брачные отношения и, значит, первобытный род не мог состоять из семей. Исходя из этого, первой формой рода оказывается материнский род, основанный на коллективном хозяйстве и на экзогамно-эндогамных брачных отношениях при наблюдавшихся парных союзах. Разложение коллективной собственности и появление частной собственности ведет от материнского рода к отцовскому и превращает парную семью в моногамную.

Е. М. Черняк определяет промискуитет как одну из самых ранних форм организации, как первый социальный порядок, обеспечивающий дальнейшую антропологическую революцию. Стадные отношения предлюдей не были зоологическим хаосом, а являлись первой социальной формой жизни. Ведущей тенденцией развития стадного общества было развитие социальных начал. Становление человеческого общества с необходимостью предполагало обуздание и введение в социальные рамки двух важнейших биологических инстинктов – пищевого и полового. Первым был обуздан пищевой. Возникли первобытно-коммунистические отношения распределения. Промискуитет привел к обузданию полового инстинкта. От стадной организации человечество перешло к следующей социальной форме – родовой. Род – универсальная, общая для всех народов стадия исторического развития. Важнейшие признаки рода: экзогамия, общее хозяйство, общественная собственность, происхождение по матери. Род внутри строго экзогамен, т. е. между его членами категорически запрещены браки. Браки заключаются между женщинами и мужчинами, принадлежащими к разным родам. По сравнению с промискуитетом дуально-родовой брак был истинной социальной организацией отношений между полами.

Патриархический брак

 

Неолитическая революция выразилась в переходе от присваивающей, непроизводящей экономики (собирательство, охота) к производящей – земледелие, скотоводство. Происходит отделение семьи от рода и превращения семьи в домохозяйство. Неолитическая революция привела к кризису и разложению материнского рода. Род стал отцовским, патриархальным. Известное соединение отдельных пар на более или менее продолжительный срок имело место уже в условиях группового брака или еще раньше; мужчина имел главную жену среди многих жен, и он был для нее главным мужем среди других мужей. Парный брак ввел в семью новый элемент. Рядом с родной матерью он поставил достоверного родного отца. Первый результат установившегося таким образом единовластия мужчин обнаруживается в возникающей теперь промежуточной форме – патриархальной семье. Ее главная характерная черта – не многоженство, а организация известного числа лиц, свободных и несвободных, в семью, подчиненную отцовской власти главы семьи [82].

Ю. И. Семенов описывает такую семью на примере семьи семитского и римского типа. Глава семьи живет в многоженстве, несвободные имеют жену и детей, а цель всей организации состоит в уходе за стадами в пределах определенной территории. Существенными признаками такой семьи являются включение в ее состав несвободных (рабов) и отцовская власть; поэтому законченным типом формы семьи является римская семья. Однако в условиях перехода от первобытного общества к классовому, да и в крестьянском мире классового общества хозяйственная ячейка, состоящая из членов одной элементарной семьи, не могла быть достаточно устойчивой. Отсюда тенденция к образованию многосемейных домохозяйств. Такого рода домохозяйства существовали не только в предклассовом, но и в докапиталистических классовых обществах. Один из наиболее распространенных путей, которые вели к образованию многосемейных домохозяйств, состоял в том, что взрослые сыновья после вступления в брак не отделялись, а продолжали вместе со своими семьями входить в состав одной с отцом хозяйственной ячейки. Такого рода объединение обычно называют большой, неразделенной, а также патриархальной семьей. Ю. И. Семенов предлагает для такой семьи определение – отцовское многосемейное домохозяйство [64, c. 222].

Ю. И. Антонов описывает патриархический брак как гетерогенную общину. На этапе зрелой родовой организации возникает противоречие между родовыми и семейными интересами. Отцовский род в отличие от материнского без индивидуальной семьи существовать не может. Переходная семья между родовой и соседской была гетерогенной. Гетерогенная община состояла из нескольких или домовых общин. Гетерогенность выражалась в наличии двух форм собственности: общественной и обособленной. В условиях группового брака и разделения рода на экзогамные и эндогамные группы функция родительства распространялась на весь род-племя, на старших представителей рода. Потребовалась длительная эволюция для выделения и социализации социальных ролей матери и отца. Удалось создать такую социальную организацию, которая органично соединяла в себе социальные нормы, регулирующие сохранение социального строя, порядка жизни, обеспечение существования членов рода. Патриархальная семья не меняет своей структуры, в ней постоянно есть старшее, среднее поколение (дети старших) и дети среднего поколения (внуки старших). Каждый человек последовательно проходит все ступени демографической иерархии большой семьи. Ю. И. Антонов выделяет пять фундаментальных признаков патриархальной семьи: семейная экономика, власть родственных связей, нераздельная связь с землей, многодетность, приоритет старших поколений. Эти пять принципов обеспечивали семье устойчивость среди других социальных институтов [69, c. 156-173].

Ле Пле предлагает две формы постоянной семьи "патриархальная семья" и "коренная семья" (famille souche). Патриархальная семья состоит из главы семейства, его братьев, женатых сыновей и холостых сыновей. После расширения община распадается на две группы. Одна группа остается, другая уходит. Коренная семья представляет собой одно семейство. Это родительская семья, в которой остается первый из женатых сыновей. Ле Пле исследует причины распада патриархальной семьи, которые, по его мнению, заключаются в полном подчинении отдельной личности общине и её представителю – отцу и мужу. Следствие из этого полное уничтожение индивидуальной свободы. "Насильно удерживая умы в состоянии морального и материального принуждения, патриархальная община сковывает то свободное развитие выдающейся личности, которое она получила бы при независимом положении" [39, c. 32].

Согласно М. М. Ковалевскому п атриархальная семья, второй этап эволюции, имеет вид общины, состоящей из людей, которые находятся в родстве друг с другом, так как являются потомками одного отца, живут под одной кровлей и владеют своим имуществом сообща. Ковалевский изучает данную общественную организацию в двух её видах: как религиозную ассоциацию, состоящую из нескольких лиц, имеющих общий культ предков, и как ассоциацию кооперативную, сообща распоряжающуюся своим имуществом. Культ предков неразрывно связан с самим существованием патриархальной семьи, он появляется вместе с ней и в свою очередь становится одной из причин её устойчивости на протяжении ряда веков. Семейная община является в то же время и общиной религиозной. Следует признать, что существует тесная связь между этой древней фазой общественного развития и этой не менее древней верой в духов. Коренясь в понятии о будущей жизни, по существу своему однородной с жизнью земной, культ мёртвых неизбежно проявляется лишь с установлением патриархальной семьи, так как это культ, переходящий от мужчины к женщине и дающий мужу преимущество перед женой. В обоих своих видах – в виде социальной организации и в виде самостоятельной религиозной группы – семейная община, родоначальником которой является отец [32].

 

 

Эгалитарный брак

 

Современный период, названный Морганом цивилизацией, соответствует моногамной семье. Моногамная семья возникает из парной на рубеже между средней и высшей ступенью варварства. Она основана на господстве мужа, поскольку бесспорность происхождения необходима для установления права наследования. Для такой семьи брак может быть расторгнут только по желанию мужа. Ф. Энгельс рассматривает эту форму семьи с диалектических позиций, как единство и борьбу противоположностей. "Первая появляющаяся в истории противоположность классов совпадает с развитием антагонизма между мужем и женой при единобрачии, и первое классовое угнетение совпадает с порабощением женского пола мужским. Единобрачие было великим историческим прогрессом, но вместе с тем оно открывает, наряду с рабством и частным богатством, ту продолжающуюся до сих пор эпоху, когда всякий прогресс в то же время означает и относительный регресс, когда благосостояние и развитие одних осуществляется ценой страданий и подавления других. Единобрачие – это та клеточка цивилизованного общества, по которой мы уже можем изучать природу вполне развившихся внутри последнего противоположностей и противоречий" [82].

В дальнейшем развитии семья принимает новую форму – эгалитарную. М. М. Ковалевский называет третью форму эволюции семьи индивидуальной семьей. Данную форму семьи Ковалевский называет основой нашего общественного строя. "Характерным для индивидуальной семьи является то, что она представляет собой союз, заключённый по добровольному соглашению, что члены её тесно связаны между собой, что в ней соблюдаются взаимные права и обязанности, что отношения между мужем и женой стремятся к известной степени равенства, что вся семейная группа подчинена контролю государства и его судебной власти" [32].

Несомненно, что в разных общественных и культурных условиях брак семья могут выглядеть по-разному. Формы семейных отношений могут быть самые разнообразные. Е. М. Черняк выделяет три типа семейных отношений для современного периода: патриархальный, эгалитарный (демократический) и переходный [78, c. 224]. Патриархальная семья исчезла, но патриархальный уклад во внутрисемейных отношениях сохранился. Современная семья чаще всего состоит из супружеской пары с одним или двумя детьми. В социологии такая семья называется нуклеарной. Поскольку такая семья состоит из одной брачной пары, её основной признак – автономность в отличие от патриархальной семьи, которая включает в себя несколько брачных пар. Вторая особенность нуклеарной семьи – малодетность. Патриархальные семьи отличаются многодетностью.

Если свести данные классификации вместе, то мы получаем следующую таблицу.

Таблица 1.

период вид брака форма семьи
дикость групповой промискуитет дуально-родовой кровно-родственная пуналуальная синдиасмическая
варварство патриархический парный патриархальная большая неразделенная "коренная"
цивилизация неоэгалитарный моногамия моногамная нуклеарная "конъюгальная" супружеская

 

Разные авторы называют современную семью по-разному, но приведенные в таблице последние четыре формы семьи – это различные подходы к описанию одного типа семьи. Моногамная семья – это брачный союз одного мужчины и одной женщины. Нуклеарная семья – это супружеская пара с детьми, дети не состоят в браке и живут вместе с родителями. Супружеская семья – это тип семейной организации, при которой на первый план выдвигаются отношения мужа и жены. "Конъюгальная" семья – это транслитерация латинского термина conjugatio (соединение), то есть супружеская семья. В настоящее время существуют различные формы семьи, например, неполные, когда дети живут с одним из родителей; гомосексуальные браки, мусульманские семьи, в которых один мужчина имеет нескольких жён и т.д.

Современная семья – это предмет исследования многих научных направлений, таких как социология, антропология, психология и т. д. Существует много прогнозов о том, в каком направлении будут развиваться брачно-семейные отношения и какие формы примет семья. Г. Морган рассматривает развитие моногамной семьи как прогресс, приближение к полному равноправию полов. "Если признать тот факт, что семья последовательно прошла через четыре формы и находится теперь в пятой, то возникает вопрос, может ли эта форма сохраниться на длительный срок в будущем? Ответ возможен только один – она должна развиваться по мере развития общества и изменяться по мере изменения общества, точно так же как это было в прошлом. Являясь продуктом определенной общественной системы, она будет отражать состояние ее развития. Так как моногамная семья за период с начала цивилизации усовершенствовалась, и особенно заметно в современную эпоху, то можно, по меньшей мере, предполагать, что она способна к дальнейшему совершенствованию, пока не будет достигнуто равенство полов. Если же моногамная семья в отдаленном будущем окажется не способной удовлетворять потребности общества, то невозможно заранее предсказать, какой характер будет иметь ее преемница" [48].

Питирим Сорокин проанализировал кризисные явления нуклеарной семьи, причины ослабления союза супругов, союза родителей и детей, всей семьи, взятой в качестве хозяйственного целого. П. Сорокин рассмотрел такие социокультурные факторы, как рост разводов, уменьшение частоты заключаемых браков, уменьшение количества детей в браке, раскрепощение женщины. Эти факторы инициируют процесс разложения современной семьи, они постоянно прогрессируют в росте. Отсюда П. Сорокин делает вывод, что распад семьи не только не остановится, но и будет развиваться дальше [68].

Э. Тоффлер в книге "Третья волна" рассматривает распад семьи как часть общего кризиса индустриализма. Тип нуклеарной семьи, в которой есть работающий муж, жена-домохозяйка и маленькие дети, соответствует цивилизации Второй волны. Структура такой семьи удовлетворяет нуждам общества массового производства с четкой отделенностью семейной жизни от работы. В технологически развитых странах в наши дни существует множество типов семей: гомосексуальные браки, коммуны, племенные группы, договорные браки, серийные браки, семейные группы и т. д. Мы выходим из периода нуклеарной семьи и вступаем в новое общество, для которого характерно разнообразие типов семейной жизни. Это не означает полного исчезновения или "смерти" нуклеарной семьи. Это значит, что семья-ячейка станет только одним из многих социально принятых и одобренных типов [71].

В данной работе эволюционное развитие семейно-брачных отношений представлено схематически в разделе "Энеаграмма Гурджиева". На основании этой схемы можно сделать следующую экстраполяцию. Общество в настоящий момент находится в некой точке качественного перехода. Согласно цикличности развития мы приближаемся к новому матриархату. Менахем-Мендл Шнеерсон, любавический ребе, пишет: "Во времена Машиаха (Мессии) будет явлено превосходство женщины. То, что мы наблюдаем сейчас, - это подготовка к тем временам" [79].

 

Глава 2. Гомеостаз

 

Антропогенез неотделим от социогенеза. В ходе эволюции человека в первую очередь закреплялись и усиливались те наследственные изменения биологической организации людей, которые вели к его социализации. Важнейшим фактором социализации является порядок отношений между полами. Н.И. Моисеева и В. И. Разумов рассматривают эволюцию как взаимодействие двух противоположных факторов. "Идея эволюции включает две непременные противоположные тенденции – сохранение и изменение. От среды идет деградирующая информация (мороз, жара, хищники, паразиты), система, чтобы лучше сохранится, должна быть "подальше" (в информационном смысле) от среды. Hо от среды же идет и полезная информация о том, как нужно меняться, для получения которой системе надо быть "поближе" к среде, т.е. быть чувствительной, лабильной. Для системы возможно или находиться на некотором оптимальном "расстоянии" от среды или разделиться на две сопряженные подсистемы - консервативную и оперативную, причем первую "убрать" подальше от среды, чтобы сохранить имеющуюся информацию, а вторую "приблизить" к среде для получения новой. Именно в этом эволюционная логика дифференциации полов, которые по-разному участвуют в двух потоках информации: генеративном (передача генетической информации от поколения к поколению, из прошлого в будущее) и экологическом (информация от среды, из настоящего в будущее)" [46].

Подобное взаимодействие противоположностей представляет собой гомеостатический механизм. Понятие гомеостаза широко используется в биологии. Управление с помощью циклов регулирования или гомеостазов является одним из структурных свойств высокоинтегрированных органических систем. Представим циклический, замкнутый ряд из некоторого числа систем, каждая из которых способствует действию другой таким образом, что система a способствует действию системы b, система b способствует действию системы c и т.д. Циклы с положительной обратной связью в природе почти не встречаются, их можно увидеть лишь в случае лавины или степного пожара. Для того чтобы превратить систему в устойчивую достаточно ввести в циклический процесс одно звено с отрицательной обратной связью. То есть воздействие на следующее звено цепи тем слабее, чем сильнее влияет на него предыдущее. При наличии в системе отрицательной обратной связи, нет необходимости в том, чтобы действие каждой подсистемы было "точно отмерено". Небольшое отклонение функции в ту или иную сторону легко выравнивается. Опасное расстройство всей системы может произойти лишь в том случае, когда величина отдельной функции возрастает или уменьшается настолько, что гомеостаз не в состоянии её выровнять, или когда что-то не в порядке в самом механизме регулирования. Активность системы – это взаимодействие гомеостатического регулирования с внешней средой, направленное на изменение и организацию внешней среды в соответствии с требованием внутреннего строения системы [40, c. 15-16]. К. Лоренц рассматривает механизм эволюции человека с точки зрения гомеостаза. Так, человек – земледелец и скотовод – создает новый, полностью приспособленный к своим потребностям биоценоз, который в принципе может долго существовать точно также как и возникший без его участия [26, c. 22].

Г. Бейтсон предложил рассматривать человеческий индивидуум как систему внутри общества (системы того же общего вида) и внутри экосистемы, естественного биологического окружения человека как животного. Такие системы – это сообщества существ, существа и растения живут вместе, сочетая конкуренцию с взаимной зависимостью. Каждый вид имеет первичный мальтузианский потенциал. Однако если каждый вид имеет потенциальный прирост, для достижения равновесия необходимы интерактивные балансы и зависимости. Мальтузианская кривая экспоненциальна. Это кривая роста популяции, некий популяционный взрыв. При нарушения равновесия появляются такие кривые, некоторые растения становятся сорняками, некоторые животные будут уничтожены, сбалансированная система распадется на части.

Это верно и для группировок и типов людей в обществе, которые пребывают в шатком равновесии зависимости и конкуренции. То же справедливо и для человеческого организма, где существует устойчивая физиологическая конкуренция и взаимозависимость между органами, тканями, клетками и т. д. При недолжном вторжении в систему возникают экспоненциальные кривые. Все важные социальные или физиологические изменения до некоторой степени являются соскальзыванием системы в некую точку вдоль экспоненциальной кривой. Соскальзывание может за



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.015 с.)