По мдк. 03. 03. Теория и методика экологического воспитания дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По мдк. 03. 03. Теория и методика экологического воспитания дошкольников



Методические указания

для студентов заочного отделения

ГБПОУ АО «Архангельский педагогический колледж»

по выполнению самостоятельной работы

По МДК.03.03. Теория и методика экологического воспитания дошкольников

 

Архангельск 2017

 

 

Пояснительная записка

 

Заочное образование – это управляемое самообучение, в котором основной способ изучения учебного материала – самостоятельная работа.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

 - систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

 - углубления и расширения теоретических знаний;

 - формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

 - развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

 - формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

 - развития исследовательских умений.

В учебном процессе профессиональной образовательной организации выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная (выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию); внеаудиторная (выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия).

В ходе самостоятельной работы студенты овладевают умениями работать с нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками, пособиями, составлять технологическую документацию, решать производственные ситуационные задачи, анализировать свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы предназначены для студентов заочной формы обучения по специальности среднего профессионального образования 44.02.01 Дошкольное образование  по программе углублённой подготовки при освоении программы МДК.03.03. Теория и методика экологического воспитания дошкольников.

Методические указания включают тематический план, задания для внеаудиторной самостоятельной работы, перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы, задания для домашней контрольной работы и примерных вопросов для дифференцированного зачёта.

Программа МДК.03.03. Теория и методика экологического воспитания дошкольников состоит из 1 раздела и 15 тем. Структура МДК.03.03. Теория и методика экологического воспитания дошкольников и его тематическое содержание сформированы таким образом, чтобы в достаточной мере познакомить обучающихся с основной областью изучаемого знания - освоение теории и методики экологического воспитания дошкольников.

В результате освоения МДК.03.03. Теория и методика экологического воспитания дошкольников обучающийся должен:

знать:

 - особенности проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах;

- теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях;

- основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;

- педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занятиях, при проведении экскурсий и наблюдений.

 

уметь:

- определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учётом особенностей возраста;

- использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях;

- формулировать задачи обучения, воспитания и развития на их соответствия поставленной цели;

- анализировать занятия, наблюдения, экскурсии;

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Наименование тем
1 Традиции российского экологического образования. История становления и развития методики экологического образования дошкольников
2 Цель и задачи экологического образования дошкольников
3 Принципы отбора содержания для экологического образования дошкольников.
4 Структура и содержание примерных и вариативных программ обеспечения экологического образования дошкольников
5 Пути формирования естественнонаучных представлений дошкольников
6 Наглядные методы в системе экологической работы с детьми
7 Основные виды ТСО и их применение в экологическом образовании дошкольников
8 Использование моделей и моделирования в экологическом образовании дошкольников
9 Роль практических методов в экологической работе ДОУ
10 Элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников
11 Словесные методы в системе экологического образования
12 Сезонные изменения в природе, методика ознакомления дошкольников с сезонными изменениями
13 Примерные диагностические задания и подходы к обработке полученных результатов по методике Т.А. Серебряковой
14 Примерные диагностические задания и подходы к обработке полученных результатов по методике В.А. Зебзеевой
15 Проектная деятельность по экологическому образованию

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Раздел 3. Освоение теории и методики экологического образования дошкольников.

Тема 3.1. Традиции российского экологического образования. История становления и развития методики экологического образования дошкольников.

Задание 1. Подготовиться к семинару по следующим темам:

1) Я.А. Коменский о необходимости ознакомления детей с природой с раннего возраста для их гармонического развития.

2) Ж.-Ж. Руссо о значении общения с природой для воспитания детей в развитии сенсорной культуры ребёнка.

3) Взгляды И.Г. Песталоцци на значение природы в умственном развитии детей.

4) М. Монтессори о значении природы в развитии ребёнка.

5) К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова об использовании природы в первоначальном воспитании и обучении детей.

6) Природа в детском саду по методу Е.И. Тихеевой.

7) В.А. Сухомлинский о положительном влиянии природы на всестороннее развитие личности.

 

Задание 2. Подобрать высказывания известных людей о природе.

 

Основные источники:

1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников.- М.: Академия, 2010

2. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.- М.: Академия, 2011

 

1. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. Для занятий с детьми 5-6 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,

2010. – 152 с.: 

2. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 333с. 

3. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,

2010. – 144 с.: цв. вкл. 

4. Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008. – 144 с. 

5. Корнилова В.М. «Экологическое окно» в детском саду: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128с. 

6. Тимофеева Л.Л. Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в подготовительной к школе группе. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 272 с. 

7. Познание мира растений: занятия с детьми 4-7 лет / авт.-сост. М.Н. Сигимова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 251 с. 

8. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Часть I.». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005. – 128 с.: ил. 

9. Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. 

10. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно – метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 1996. – 128 с.: ил. 

11. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 144 с. 

12. Машкова А.А. Ребенок и окружающий мир: занятия на прогулке. Подготовительная группа. / Автор – сост. А.А. Машкова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с. 

13. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 56 с. (Программы ДОУ). 

14. Дубровская Н.В. Аппликация из семян и косточек / Н.В. Дубровская. – М.: АСТ: Полиграфиздат; Спб.: Сова, 2011. – 32 с.: ил. – (Подарок своими руками). 

15. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 48 с. 

16. Мирилова Т.Л. Экология. Нестандартные занятия. Подготовительная группа. /Автор-сост. Т.Л. Мирилова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 112 с. 17. Иванова Т.В. Ребенок и окружающий мир: явления общественной жизни. Подготовительная группа. Разработки занятий. / Сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с. 

18. Александрова О.В. Окружающий мир для малышей / Ольга Александрова. – М.: Эксмо, 2010. – 64 с.: ил. – (Ломоносовские энциклопедии-мини). 

19. Кириллова Ю. А. Если Вы играете с ребенком на улице….- СПб ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012 - – 64 с. – (Советы специалистов родителям. Коротко и доступно). 

20. Шорыгина Т.А. Беседы о том, кто, где живет. – М.: ТЦ Сфера, 2013.–80с. 

21. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группа. – М.: ВАКО, 2010. – 240 с. 

22. Стихи и рассказы о животном мире: Дидактические материалы по развитию речи дошкольников / Авт.-сост. О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, И.В. Переверзева. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 176 с. 

23. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах детского сада: сост. Нищева Н.В. – Спб.: OOO «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-

ПРЕСС», 2009. – 144 с. 

24. Дошкольники на прогулки. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с. 

25. Саво И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада: Учебно-методическое пособие. – Спб.: OOO «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 560 с. 

26. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008. – 128 с. 

27. Крылова О.Н. Знакомство с грамотой и окружающим миром: конспекты занятий / О.Н. Крылова, Л.Ю. Самсонова – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 157. 

28. Шорыгина Т.А. Беседы о русском Севере. Методические рекомендации –

М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96 с. 

29. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие / Под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 176 с. 

30. Лаптева Г.В. Развивающие прогулки для детей 5-6 лет. Программа детского сада и не только. – Спб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 128 с. 

31. Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

– 128 с. 

32. Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96 с. 

33. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. 2-е изд. – М.: Сфера, 2009. – 80 с. 

34. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с. 

35. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего возраста по теме «Зима». –

М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005 – 96 с.: ил. 

36. Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации. –

М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с. 

37. Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 80 с. 

38. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Лето». – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006 – 128 с.: ил. 

39. Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. - М.: Издательство ГНОМ, 2010. – 64 с. 

40. Шорыгина Т.А. Грибы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 64 с. 

41. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. - М.: Издательство ГНОМ и Д,

2009. – 48 с. 

42. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. - М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 72 с. 

43. Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 72 с. 

44. Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011. – 64 с. 

45. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по темам «Домашние животные» и «Дикие животные средней полосы России». – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006 – 128 с. 

46. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников; учебное пособие для студ. сред. пед учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2012. 

47. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. 

48. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации. Изд-во «Гном»,

2011. 

49. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.:Мозаика-Синтез, 2009. 

50. Зверев А.Т. Экологические игры. М.: ООО «Оникс 21 век», 2001. 

51. Лыкова И.А., Рыжова Н.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду. Издательство: «Цветной мир», 2012. 

52. Рыжова Н.А. «Наш дом – природа». Программа для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Издательство «Карапуз»,

2005. 

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Вариант 1.

Тема: Уголок природы как важное условие экологического образования дошкольников

Содержание:

 Введение

Основная часть

1. История появления уголков природы в образовательных учреждениях

2. Воспитательно - образовательное значение уголка природы

3. Требования к подбору объектов для уголка природы

4. Сезонные изменения в уголке природы

5. Виды моделей, используемых в уголках природы

6. Практическое задание: проанализировать и оценить состояние уголков природы в разных возрастных группах своего ДОУ

Заключение

Список используемой литературы

Методические рекомендации к выполнению контрольной работы:

Во введении обоснуйте необходимость создания в ДОУ развивающей экологической среды, почему она может быть названа развивающей?

В основной части подберите интересный материал по истории появления уголков природы в образовательных учреждениях, вклад педагогов в создание «естественнонаучных» кабинетов в детских садах. Раскройте значение уголка природы с разных точек зрения: эстетической, нравственной, образовательной. Отметьте, какие требования к подбору и размещению объектов в уголке природы следует учитывать, чтобы избежать ошибок и обеспечить эффективность воспитательного и образовательного воздействия труда и наблюдений детей.

Выделите по месяцам сезонные изменения, происходящие в уголке природы.

Приведите примеры моделей, которые можно использовать в уголках природы (экосистемы, календари природы, календари погоды и т.д).

В заключении обобщите материал, отметьте, что позволит детям увидеть чёткое соблюдение экологического подхода к оборудованию зоны природы в

ДОУ.

Литература

 

1.Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие.- М.; Сфера, 2009. – 288с.

2.Зерщикова Т, Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим. Дошкольное воспитание 2005, №7.

3. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студентов высших пед. учебн. заведений/С.Н.Николаева – М.: «Академия» -2002.

4. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы) Н.А.Рыжова - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003

5. Киселёва Г.М. Теория и методика экологического образования дошкольников. Учебное пособие для студентов педвузов. Шадринск, ПО «Исеть», 2008.-128с.

6. Смирнова В.В., Балуева Н.И. Тропинка в природу. – СПб.: Речь, 2008.

7. Формирование экологической культуры дошкольников / авт.-сост. Л.Г.Киреева, С.В.Бережнова. Волгоград.: Учитель, 2008.

8. Широбокова Г.В., Глухова Е.Ю. Зимний сад в ДОУ. Справочник старшего воспитателя, 2009, №1.

                                                                                                                                                    

 

Вариант 2.

 

Содержание

 Введение

Основная часть

1. Формы цветочных насаждений (клумбы, рабатки, альпинарии, бордюр, газон и др.)

2. Однолетние цветочно-декоративные культуры

3. Двулетники

4. Многолетние растения

5. Характеристика цветочно-декоративных культур

6.Анализ цветников на участке детского сада

7. Практическое задание: составить план цветника

 Заключение

 Список используемой литературы

Методические рекомендации к выполнению контрольной работы

Во введении раскройте роль цветочных насаждений в жизни человека, умственный, нравственный, эстетический аспект влияния на ребенка.

В основной части дайте характеристику основных видов цветочных насаждений, зарисуйте их. Описывая однолетние, двулетние и многолетние цветочно-декоративные культуры, используйте план:

1. Определение 2. Виды 3. Особенности ухода.

Дайте характеристику 5-6 однолетников, 5-6 двулетников, 5-6 многолетников. Проанализируйте цветники в Вашем ДОУ: какие культуры можно там увидеть, зарисуйте план расположения цветочных насаждений.

В заключении выскажите своё мнение о роли цветочно-декоративных насаждений в жизни взрослых и детей.

В приложении представьте примерный конспект занятия по ознакомлению детей одной из возрастных групп (на выбор) с растениями цветника.

 

Литература

1. Браиловская Л.В. Креативный дизайн вашего сада. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005.

 2.Люблю тебя, мой край родной! \ Сост. А.А.Лычёва, В.С. Цвиль. Архангельск, 2001.

3. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. – М.: Мозаика, 2004.

4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студентов высших пед. учебн. заведений /С.Н.Николаева –М.: «Академия»,2002.

5. Предметная среда. Сенсорика. Экология. М.: АРКТИ, 2008.

6. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы) /Н.А.Рыжова - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003

7. Смирнова В.В., Балуева Н.И. Тропинка в природу. – СПб.: Речь, 2008.

8. Цветник в саду. –М.: Вече, 2004.

9. Широбокова Г.В., Глухова Е.Ю. Зимний сад в ДОУ. Справочник старшего воспитателя, 2009, №1.

 

Вариант 3.

Литература

1.Браиловская Л.В. Креативный дизайн вашего сада. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005.

2. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие.- М.; Сфера, 2009. – 288с.

3. Киселёва Г.М. Теория и методика экологического образования дошкольников. Учебное пособие для студентов педвузов. Шадринск, ПО «Исеть», 2008.-128с.

4. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М.: Линка-Пресс, 2004.

5. 2.Люблю тебя, мой край родной! \ Сост. А.А.Лычёва, В.С. Цвиль. Архангельск, 2001.

6. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы) /Н.А.Рыжова - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003

7.Смирнова В.В., Балуева Н.И. Тропинка в природу. – СПб.: Речь, 2008.

 

 

Вариант 4.

Тема: Наблюдение как основной метод экологического образования детей дошкольного возраста

Содержание

Введение

Основная часть

1.Сущность наблюдения как познавательной деятельности

2.Роль наблюдений в развитии ребенка и освоении мира природы

3. Виды наблюдений

4.Особенности организации и проведения  наблюдений в младшем дошкольном возрасте

5. Особенности организации и проведения  наблюдений в среднем дошкольном возрасте

6. Особенности организации и проведения  наблюдений старшем дошкольном возрасте

7. Практическое задание: представить конспект наблюдения (возрастная группа на выбор)

Заключение

Список используемой литературы

Методические указания к выполнению контрольной работы:

В основной части работы необходимо раскрыть сущность и значение наблюдений в экологическом образовании детей дошкольного возраста, показать особенности развития деятельности наблюдения, особенности организации и  проведения различных видов наблюдений в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.

В практической части работы представить конспект наблюдения, проводимого с детьми (возрастная группа на выбор) и проанализировать его по определённому плану.

Схема анализа наблюдения:

1. Оценка программного содержания:

- соответствие требованиям программы, уровню развития детей данной возрастной группы;

- наличие образовательных, развивающих и воспитательных задач, их взаимосвязь, объём, конкретность, реалистичность;

2. Анализ организации детей и подбора оборудования.

- обеспечивается ли реализация поставленных задач;

- учитывается ли специфика объекта наблюдения и возрастные особенности детей;

- созданы ли условия для разнообразных проявлений объекта и деятельности детей.

3. Оценка хода наблюдения:

- структура наблюдения, его логика;

- приёмы привлечения внимания к наблюдаемому объекту и возбуждения интереса, их соответствие возрасту, уровню развития детей;

- способы поддержания интереса в течение занятия;

- приёмы активизации умственной деятельности детей, их разнообразие, целесообразность использования, адекватность возрасту;

- особенности проведения итоговой части занятия.

4. Место данного занятия в системе работы.

Литература

1.Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие.- М.; Сфера, 2009. – 288с.

2.Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Лаптева Г.В. Развивающие прогулки для детей 5-6 лет. – СПб.: Речь, 2010.

4. Киселёва Г.М. Теория и методика экологического образования дошкольников. Учебное пособие для студентов педвузов. Шадринск, ПО «Исеть», 2008.-128с.

 

 

Вариант 5.

 

Тема: Использование моделей и моделирования в работе по экологическому образованию детей.

Содержание:

Введение

Основная часть

1.Понятие «модель», «моделирование», сущность, значение в экологическом образовании детей

2. Виды моделей, их характеристика

3. Возможности использования моделей разных видов и моделирования в работе с детьми разных возрастных групп

4.Методика работы с готовыми моделями, методика создания моделей вместе с детьми

5. Виды календарей природы, их характеристика.

5. Практическое задание: представить несколько видов моделей, обосновать возможности их применения с детьми, методику использования (возрастная группа на выбор). Разработать и представить конспект занятия с использованием одного из видов моделей.

Заключение

Список используемой литературы

Методические указания

Во введении необходимо обосновать преимущества использования моделей в работе с детьми дошкольного возраста. В основной части работы требуется раскрыть содержание основных понятий «модель», «моделирование», определить возможности использования данного метода в разных возрастных группах, в практической части представить описание 2 -3 моделей, конспект занятия с использованием одной из них.

 

Литература

1. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие.- М.; Сфера, 2009. – 288с.

2.Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений– М.:ТЦ Сфера, 2004 – С.37 – 46

3. Киселёва Г.М. Теория и методика экологического образования дошкольников. Учебное пособие для студентов педвузов. Шадринск, ПО «Исеть», 2008.-128с.

4.Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. – М, 2010.

5. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студентов высших пед. учебн. заведений /С.Н.Николаева – М.: «Академия», 2002.

6. Николаева С.Н. Использование моделей при ознакомлении с природой

С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание – 2002, №4

 

Вариант 6.

 

Тема: Элементарная исследовательская деятельность в  экологическом образовании детей дошкольного возраста

Содержание

Введение

Основная часть

1.Понятие «исследовательская деятельность», «элементарный опыт», «эксперимент», отличие от наблюдения

2.Структура и этапы исследовательской деятельности дошкольников

3.Содержание опытов с предметами неживой природы, растениями, животными, человеком.

 

4. Особенности организации элементарной исследовательской деятельности в дошкольных учреждениях
5. Требования к проведению экспериментальной исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста 6. Практическое задание: разработать и представить конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием опытов и экспериментов (возрастная группа на выбор)

Заключение

 Список используемой литературы

Методические указания к выполнению контрольной работы:

Во введении обоснуйте  значение опытов и экспериментов в экологическом образовании детей.

В основной части работы представить ответы на предложенные вопросы плана. Содержание опытов (вопрос 3) представить по следующему плану:

- дидактическая цель опыта

- оборудование и материалы

- ход опыта, доказать возможность их использования в одной из возрастных групп.

 

Литература

1. Бутузова В.В. Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности. Справочник старшего воспитателя 2010, №2.

2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина; отв. ред. О.В.Дыбина – М.: ТЦ «Сфера», 2002 – 192 с.

3. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. _М.: 2002.

4. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений [Текст]/А.И.Иванова – М.:ТЦ Сфера, 2004 – С.145-150, 170-181

5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников \ под ред. Л.Н.Прохоровой. М.: АРКТИ, 2010.

 

 

Вариант 7.

Тема: Игра как метод экологического образования детей дошкольного возраста

Содержание

Введение

Основная часть

1. Классификация игр экологического содержания

2. Характеристика различных видов игр

3. Принципы подбора игр экологического содержания для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста

4. Методика использования различных видов игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста

5. Методика использования различных видов игр в работе с детьми среднего дошкольного возраста

6. Методика использования различных видов игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста

7. Практическое задание: проанализировать имеющиеся в группе игры экологического содержания в соответствии с предъявляемыми требованиями к их подбору (возрастная группа на выбор).

Заключение

Список используемой литературы

Литература

1.Богданец Т. Игры и экология. Дошкольное воспитание 2006, №7

2.Васильева М.Н. Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой. Справочник старшего воспитателя 2007, № 10

3. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие.- М.; Сфера, 2009. – 288с.

4. Киселёва Г.М. Теория и методика экологического образования дошкольников. Учебное пособие для студентов педвузов. Шадринск, ПО «Исеть», 2008.-128с.

5. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми Л.П.Молодова - Минск, 1996

6. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст]: Учебное пособие для студентов высших пед. учебн. заведений /С.Н.Николаева –М.: «Академия», 2002.

7. Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников - М., 1996

8. Рыжова Н.А.Экологическое образование в детском саду – М.: Изд. дом «Карапуз», 2001.

 

 

Вариант 8.

 

Тема: Нетрадиционные формы работы по экологическому образованию в

дошкольных учреждениях.

Содержание

Введение

Основная часть

1.Виды нетрадиционных форм работы по экологическому образованию детей

(экологический кружок, акции и десанты, туристические походы и др.), их характеристика

 2.Методика организации и руководства новыми формами работы, их место в педагогическом процессе разных возрастных групп

3. Практическое задание: разработать конспекты (сценарии) некоторых форм работы для разных возрастных групп.

Заключение

Список используемой литературы

 

Методические указания к выполнению контрольной работы:

Во введении необходимо обосновать необходимость использования нетрадиционных форм работы по экологическому воспитанию в детском саду. В основной части работы необходимо охарактеризовать новые формы работы, раскрыть возможности их использования в процессе экологического образования детей. В практической части представить примерные сценарии, конспекты некоторых форм работы для разных возрастных групп.

В заключении сделать выводы о преимуществах данных форм работы.

 

 

Литература:

1.Вакуленко Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры. – Волгоград: Учитель, 2008.

2.Горькова Л.Г., Кочегина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М.: Вако, 2007.

3. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие.- М.; Сфера, 2009. – 288с.

4. Киселёва Г.М. Теория и методика экологического образования дошкольников. Учебное пособие для студентов педвузов. Шадринск, ПО «Исеть», 2008.-128с.

5. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми /Л.П.Молодова - Минск, 1996

6. Молодова Л. П. Экологические праздники для детей [Текст] /Л.П.Молодова - Минск, 1997

7. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студентов высших пед. учебн. заведений /С.Н.Николаева –

М.: «Академия», 2002.

 

 

                                                                                                                                

 

Вариант 9.

 

Тема: Использование малых форм фольклора в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение

Основная часть

1. Характеристика малых форм фольклора, его влияние на развитие личности ребенка

2. Особенности восприятия детьми малых форм фольклора

3. Особенности и возможности использования малых форм фольклора в экологическом образовании детей младшего дошкольного возраста

4. Особенности и возможности использования малых форм фольклора в экологическом образовании детей среднего дошкольного возраста

5. Особенности и возможности использования малых форм фольклора в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста

6. Практическое задание: разработать и представить конспекты непосредственной образовательной деятельности с использованием малых форм фольклора для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Заключение

Список используемой литературы

Методические рекомендации к выполнению контрольной работы

Во введении необходимо раскрыть значение малых форм фольклора в экологическом образовании детей. В основной части работы требуется охарактеризовать малые формы фольклора, раскрыть особенности его восприятия детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, специфику использования в процессе их экологического образования.

В практической части работы следует представить конспекты непосредственной образовательной деятельности с использованием малых форм фольклора для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

В заключении сделать выводы о преимуществах данного метода работы.

Литература

4. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. - СПб: «Детство - Пресс»; 2001

8. Князева, О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истоком русской народной культуры: О.Л.Князева, М.Д.Маханева: Программа./Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., доп. - СПб: «Детство - Пресс», 2000.

9. Мирясова, В.И., Коноваленко, С.В. Родная природа в стихах и загадках /Пособие для логопедов, воспитателей, учителей начальных классов и родителей - М.: «Том - Пресс», 1999.

 

 

Вариант 10.

 

Вопросы для дифференцированного зачета

1. Сформулировать  цель и задачи экологического образования дошкольников

2. Охарактеризовать методы экологического образования детей дошкольного возраста

3. Перечислить принципы экологического образования дошкольников

4. Перечислить виды наблюдений виды наблюдений, более подробно охарактеризовать воссоздающий вид наблюдения

5. Сформулировать требования к организации наблюдений

6. Раскрыть организацию и методику руководства наблюдениями в младшем дошкольном возрасте, согласно ранее изученного алгоритма

7. Раскрыть организацию и методику руководства наблюдениями в старшем дошкольном возрасте, согласно ранее изученного алгоритма

8. Перечислить методы фиксации наблюдений, более подробно охарактеризовать метод использования календарей погоды в разных возрастных группах

9. Раскрыть особенности детского экспериментирования

10. Охарактеризовать условия проведения опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками

11. Раскрыть структуру проведения опытов с детьми дошкольного возраста

12. Охарактеризовать этапы проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста

13. Перечислить виды материалов и оборудования для уголка экспериментирования в соответствии с ФГОС ДО

14. Раскрыть значение использования моделей в экологическом образовании дошкольников

15. Охарактеризовать виды моделей, используемых в эколого-педагогической работе с детьми, более подробно раскрыть предметно-схематические модели

16. Раскрыть значение словесных методов в экологическом образовании дошкольников

17. Раскрыть особенности видов бесед

18. Рассмотреть методику проведения беседы с детьми в разных возрастных группах

19. Раскрыть требования к вопросам проведения беседы

20. Раскрыть требования к рассказам воспитателя по экологическому образованию дошкольников

21. Раскрыть методику ознакомления с природоведческой литературой детей младшего дошкольного возраста

22.Раскрыть методику ознакомления с природоведческой литературой детей старшего дошкольного возраста

23.Охарактеризовать формы организаци



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.57.77 (0.266 с.)