Особенности пластического творчества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности пластического творчества.



Техника лепки так проста, что доступна детям даже раннего возраста. Пластическое творчество — не только увлекательное, но и полезное занятие для дошкольников. Изображение предметов в лепке проще, чем в рисовании. Здесь имеет место реальный объем, не надо прибегать к условным средствам выразительности.

Только занимаясь лепкой:

-ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязанностью его частей, в лепке ребенок имеет дело с действительной формой предмета, он осязает ее своими руками со всех сторон, дети учатся объемному способу изображения предметов;

-формируются навыки работы двумя руками, умение координировать движение рук;

-очень активно развиваются: -мелкая моторика пальцев, а значит речь,

-ручные умения и навыки, готовность руки к письму,

-глазомер, пространственное мышление;

-развивается наблюдательность, т.к. приучаются более внимательно рассматривать предмет;

-ребенок знакомится со свойствами пластических материалов;

-лепку можно также использовать как элемент конструирования построек из песка, глины, снега, природного материала;

-декоративная лепка выступает в качестве одного из основных компонентов дизайна

-вылепленные предметы можно использовать в игровой деятельности

 

Пластические материалы.

Глина. Это природный экологически чистый материал.Это землистая масса, которая при смешивании с водой становится пластичной. Она имеет свою окраску, которая зависит от веществ. Жирная (если в составе мало песка) и тощая = суглинок (если песка много). Для работы нужна глина средней жирности.

Перед лепкой глину необходимо очистить: выбрать руками мусор, камешки, высушить, раздробить в брезентовом мешке колотушкой или молотком и просеять в ведрона 1/ 3,затем добавить столько же воды, взболтать деревянной палкой, дать отстояться, аккуратно снять плавающий сверху мусор и слить лишнюю воду. Набухшую глину вычерпывают из ведра, не затрагивая нижнего слоя (там лишний песок и тяжелая фракция мусора), и выкладывают слоем толщиной 1—1,5 см на стопку газет для удаления лишней воды. Подготовленную глину разминают руками до пластичного состояния. Хранить ее лучше в пластмассовом баке или ведре, накрыв влажной тряпкой. Изделия из необожженной глины очень хрупкие и боятся воды. Для ее упрочения можно использовать канцелярский клей или клей ПВА. Подсыхая, глиняно-клеевая масса быстро затвердевает, и размочить ее очень сложно, поэтому хранить сырье необходимо в завязанном полиэтиленовом пакете не дольше суток.

Преимущества глины для обучения детей. Она однотонна (цвет отвлекает, приходится сразу продумывать цветовое решение), дает возможность понять целостность формы (а это основное изобразительное свойство!). Глина более пластична. Из глины сначала лепят, лишь потом раскрашивают. Изделия прочнее, пластилин легко деформируется.

Пластилин — искусственный материал, в составе порошка глины + воск, масла, красители. Различают пластилин скульптурный (сероватых оттенков) и детский. Скульптурный пластилин применяют скульпторы, художники, макетчики и лепщики.

Требует предварительной подготовки: его слегка подогревают, помещая коробки вблизи источника тепла. Для того чтобы долго сохранять скульптурки из пластилина, можно покрыть их лаком, предварительно обваляв в муке, зубном порошке или меле.

Пластилин хорошо использовать для детей 5-7 лет, когда хорошо развиты мелкие мышцы рук для изображения мелких деталей (украшения, растительные формы в сюжетной лепке). У воспитанников старших групп должны быть индивидуальные готовые наборы пластилина, за состоянием которых дети должны следить, раскладывая оставшийся пластилин по цветам.

Пластика (полимерная глина) — разновидность пластилина. Изделия из пластики более прочны, чем из пластилина. Застывает на воздухе или при нагревании.

Мукосоль, или соленое тесто.

Первый способ: 1 стакан муки + 1/2 стакана соли + 1/4 стакана воды (+ раст.масло)

Второй способ (без соли): 1 стакан муки + 1/4 стакана воды + 1 столовая ложка клея ПВА (этот рецепт применяют, чтобы у детей не было раздражения кожи рук от соли). Приятный на ощупь, пластичный, мягкий, экологичный, легко отмывается и не оставляет следов. Правильная подготовка материала делает его прочным, не трескающимся, не крошащимся. Поделки из соленого теста можно расписывать и покрывать лаком или окрасить само тесто, добавив пищевой краситель при замешивании.

Бумажная масса для лепки из мелко нарезанной или порванной бумаги и густо заваренного крахмального клейстера. Из нее можно лепить любые фигуры для работы в технике бумагопластики. При высыхании они становятся жесткими и прочными. Их можно расписать, а потом покрыть лаком, клеем или парафином. Вместо бумажной массы для лепки можно использовать также опилки (в охлажденный мучной клейстер добавляют пищевую соду, несколько ложек столярного клея, опилки и перемешивают). Выполненные из полученной массы изделия сушат в теплом месте. Поверхность таких фигурок имеет красивую фактуру.

Папье-маше — одна из художественных техник, заключающихся

в создании силуэта различных предметов, путем предварительного многослойного их оклеивания с последующим оформлением.

Снег и песок. Одно из условий работы с этими материалами — достаточная влажность. Сухой песок рассыпается, снег в морозную погоду не лепится, но стоит только этим материалам набрать необходимую влажность, как они начинают удерживать придаваемую форму. Обычно изделия из этих материалов выполняются довольно больших размеров и служат для игры. Инструментами для обработки таких скульптур также являются игрушечные лопатки, совки, формочки и пр.

Репейник. Это соцветия сорного растения — лопуха. Благодаря колючкам они хорошо скрепляются между собой и надолго сохраняют форму. Использовать репейник нужно сразу, как только сорвали, или в тот же день. Он подходит для лепки фигур, имеющих выразительный, узнаваемый силуэт (медвежат, слонов, белок, зайчиков). Для оформления вылепленных из репейника фигурок можно использовать пуговицы, бусинки, пластилин, спички, нитки, лоскутки и многое другое. Изготовленные из него игрушки могут быть использованы в играх, на выставках они хранятся в течение года.

Фольга

Вспомогательные материалы для лепки:

- дощечки для лепки

- станок с поворотным кругом

- стеки (деревянные, металлические, пластмассовые – заострённые с одной стороны и закруглённые с другой, в виде лопаточки и стека-петля)

-две устойчивые банки с горячей и холодной водой, если дети работают спластилином; салфетки, тряпочки.

- каркасы (для придания фигуре устойчивости, прочности, для экономии материала): палочки разной длины и толщины, мягкая проволока, бумажные стаканчики, формочки, вырезанные из яичной тары, целлулоидные формочки для конфет и др.

- основа (картон, дерево, стекло, диски и др.)

- бисер, бусинки, камешки, ракушки, семена растений, кора, ветки, желуди, шишки, ореховая скорлупа, крупа, а также другие природные и неприродные материалы.

- ножницы

 

Виды лепки

В работе с детьми используется 3 основных видов лепки: предметная, сюжетная и декоративная. Каждый их этих видов проводятся как по заданию воспитателя, так и по замыслу.

Предметная (=изображение отдельных конкретных предметов),

 

Сюжетная (=лепные композиции на определенную тему) проводится в старших группах. Сюжетом могут быть эпизоды из окружающей жизни, из сказок и рассказов.

 

Декоративная (=создание декоративных изделий = украшения, народная глиняная посуда, народные игрушки, декоративные пластины («изразцы» = гончарные изделия в виде глиняных плиток для облицовки стен, печей, каминов).

 

Другие виды лепки:

Комплексная – комбинируя разные способы лепки (создаем предмет, затем декорируем)

 

Модульная лепка – из большого количества одинаковых деталей (по типу мозаики), например: из шариков

 

Лепка из пластин (прямоугольные, квадратные формы) – домики, шкатулки

 

Лепка по форме, используя прочные готовые формы: банки, коробки, бутылки, контейнеры (от киндера)

 

Пластилинография – нетрадиционная техника лепки = «рисование» пластилином на горизонтальной поверхности

 

По форме лепка может быть: 1.объемная и 2.рельефная.

 

1.Способы объемной лепки:

Конструктивный – простейший. Предмет лепится из отдельных частей (как из деталей конструктора). Работу начинают с основной, более крупной, мелкие детали лепят в последнюю очередь.). Дети знакомятся с этим способом в младшей группе, а далее он применяется во всех возрастных группа, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.

Здесь важно научиться соотносить части друг с другом, чтобы они были соразмерными. Для лепки парных частей нужно приготовить одинаковые кусочки.

Пластический (скульптурный) – лепка из целого куска, из которого вытягиваются все мелкие части изделия и др. Начинают со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Пример: мышка – создаётся нужная форма, вытягивается мордочка, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаются ей характерные признаки. Этим способом дети пользуются и далее.

Здесь требуется точность движений, хороший глазомер и отчетливое представление о форме и пропорциях предмета, объекта лепки. Прежде чем приступить к лепке, ребенок должен представить образ, его форму, характер, положение в пространстве, позу. Сначала материалу придается общий силуэт, после чего ребенок постепенно переходит к лепке каждой части.

 

Комбинированный объединяет в себе оба предыдущих способа, позволяет разнообразить технически пластические образы. Самые крупные детали можно выполнить скульптурным способом, а детали — конструктивным. Например, делается столбик, сгибается в дугу, опущенные вниз концы разрезаются стекой и раздвигаются. Далее прикрепляются другие части животного (кошка, собака, медведь).

 

Для лепки посуды используются способы:

Способ вдавливания (в ср.гр.) =углубление в целом куске

Ленточный способ (ст.гр)

Кольцевой способ (жгутиковый, круговой нелеп) (подг.гр) заключается в выполнении тонких валиков, которые объединяются в кольца, которые накладываются друг на друга, после чего поверхность поделки сглаживается пальцами.

Выбирание стекой глины

Гончарный.

 

2.Рельефная лепка используется:

1)-При изготовлении птиц, животных, людей: небольшие куски глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом примазываются стекой или пальцами.

2) объемное лепное изображение на плоскости. Различают следующие виды рельефа:

- барельеф — средневыпуклый рельеф, изображение выступает менее чем на половину своего объема;

- горельеф — сильновыпуклый рельеф, изображение выступает над плоскостью основы более чем на половину своего объема;

- контррельефуглубленный рельеф, изображение не выступает над основой, а, напротив, углубляется в нее (=выбирание глины)

7. Обучение лепке во 2 мл группе задачи содержание методы и приемы обуч

Содержание обучения

Занятия носят предметный характер, подводим детей к предметно-сюжетной лепке, как результату коллективной работы (это объединение вылепленных изображений единой темой. Каждый ребёнок лепит один предмет, затем все предметы объединяются на единой плоскости «Грибы растут на поляне», «Снеговики пляшут у ёлочки»).

 

Дети лепят:

· Палочки, карандаши, столбики, конфеты (научить детей формообразующим движениям для получения цилиндрической формы, учить согласовывать работу двумя руками)

· Сушки, колечки, баранки, крендель (учить видоизменять цилиндрическую форму свёртывая её.)

· Шарики, мячики, вишенки, орехи (раскатывать между ладонями, круговыми движениями, получая форму между ладонями, получая диск)

· Пельмени, вареники, батон нарезной (учить защипывать края формы, оттягивать и сплющивать края формы кончиками пальцев)

· Самолёт, лесенка, неваляшка, погремушка, куколка, птичка, зайчик (учить лепить несложные предметы состоящие из нескольких частей, одинаковой и разной формы, плотно прижимая одну часть к другой)

 

Техника приёмов

· Отрывать

· Раскатывать

· Соединять

· Лепить предметы простой форы

· Свёртывание

· Вытягивание

· Сплющивания

· Налепливание

· Скатывание

Методика обучения

Дети второй младшей группы более подготовлены к занятиям по лепке. Некоторые из них знакомы с материалом, знают, что из глины можно лепить, владеют простейшими способами получения цилиндра, шара, диска. Выполненные фигурки начинают вызывать у детей чувство радости и удовлетворения. Однако у них ещё не существует чёткой связи между движениями руки и формой, которая получается, нет устойчивости в замысле, недостаточно закреплены гигиенические правила при работе с глиной, пластилином. В связи с этим во второй младшей группе в основном закрепляются имеющиеся умения и навыки.

1 тип занятия «Обучающий» (по заданию воспитателя)

Занятие носит предметный характер. Детям можно предложить не один, а несколько одинаковых предметов на закрепляющем занятии. Обследование предметов проводить за один, два дня до занятия. Занятия состоит из 3-х частей.

 

1 часть занятия Сообщение темы в разных формах, соблюдать игровую ситуацию.

· Провести обследование предмета (определить форму, величину частей и их расположение) на игрушке или образце в два раза больше детской работы.

 

2 часть занятия Показ приёмов лепки, сопровождая объяснением

· Как разделить пластилин на части,

· Как вылепить части или предмет (формообразующие движения),

· Как соединить части

· Закрепление приёмов лепки

· Уточнение последовательности работы

· Указание к работе

 

3 часть занятия Самостоятельная работа детей. Воспитатель контролирует работу детей и осуществляет руководство.

· Показ индивидуальный на своём куске

· Метод пассивного движения

· Напоминание этапов лепки

· Поощрение

· Советы, вопросы

· Даёт положительную оценку детям и детским работам.

 

2 тип занятия «По замыслу» (творческая работа детей)

 

1 часть занятия

Тема должна давать возможность детям самостоятельно придумать содержание работы. Сообщение темы, которая формируется широко.

· Что мы умеем лепить?

· Вылепите, какую хотите игрушку

· Слепите угощения куклам.

После объявления темы воспитатель разговаривает с детьми, обсуждая возможные варианты решения темы, предлагает вспомнить и показать приёмы лепки (формообразующие движения).

 

2 часть занятия Показ приёмов лепки, сопровождая объяснением

· как разделить пластилин на части,

· как вылепить части или предмет (формообразующие движения),

· Как соединить части

· Закрепление приёмов лепки

· Уточнение последовательности работы

· Указание к работе

 

3 часть занятия В конце занятия воспитатель даёт положительную оценку детям и детским работам и предлагает показать что слепили.

ЗАДАЧИ

Во II младшей группе основным методом является сотворчество. Почему? Присутствует кризис трех лет «Я сам». Ребенок ограничен, с одной стороны, своими возможностями – не имеет технических навыков, а с другой стороны – он самостоятелен, он хочет делать сам. В этом возрасте у детей очень широкие возможности для развития творчества, в частности для развития самостоятельности, как его компонента. Поэтому воспитатель не может выполнять за ребенка задание, но он должен ему помочь используя прием сотворчества.
Речь ребенка интенсивно развивается, восприятие становится более дифференцированным. Он уже владеет определенными сенсорными эталонами. Как уже было замечено, в этом возрасте у ребенка появляется желание действовать самостоятельно, но координация движения рук слабо развита, внимание неустойчиво. Изменяется и отношение детей к окружающим, формируется умение работать в коллективе.
На занятиях по изобразительному творчеству во II-ой младшей группе закрепляются все навыки работы с глиной, те, что дети усвоили в I-ой младшей группе. Наряду с этим появляются и новые задачи. Педагогу необходимо помнить о том, что уже наступает изобразительный период в деятельности.
I. Изобразительные задачи:

1. Учить лепить простые предметы окружающей действительности; передавая форму, строение, располагая изделия на дощечке.

2. Продолжать учить лепить предметы, состоящие из 2-3 частей, одинаковых по форме, но разных по величине, учить лепить разные по форме и по величине предметы (соединяется шар, цилиндр, диск, конус). Учить плотно соединять части (без примазывания).

3. Учить лепить фигурки, передавая некоторые характерные признаки образа (замечать особенности формы клюва, ушей, хвоста у животных).

4. Формировать умение участвовать в коллективной лепке.

5. Формировать у детей умение задумывать тему изображения и выполнить ее (тему дает воспитатель).

II. Технические задачи:

1. Закрепить все технические приемы, усвоенные в первой младшей группе.

2. Учить раскатывать конусообразную форму между ладонями (морковка).

3. Учить украшать формы точками, насечками с помощью палочки (стеки).

4. Учить защипывать края формы кончиками пальцев (клюв, плавник, хвостик, тарелочка, батон, пирожок).

5. Учить аккуратно пользоваться глиной на дощечке, не разбрасывая ее и не пачкая дощечку.

 

8 Обучение лепке в ср группе задачи содержание методы и приемы обуч

 

Содержание обучения

Занятия носят предметный характер, предметно-сюжетная лепка, как результат коллективной работы. Каждый ребёнок лепит один предмет, затем все предметы объединяются на единой плоскости «Птички клюют зёрнышки», «Хоровод»).

 

Дети лепят:

· Палочки, карандаши, столбики, конфеты (научить детей формообразующим движениям для получения цилиндрической формы, учить согласовывать работу двумя руками)

· Слойки, цепочки, крендель (учить видоизменять цилиндрическую форму свёртывая её.)

· Шарики, мячики, овощи, фрукты (раскатывать между ладонями, круговыми движениями, получая форму между ладонями, диск)

· Посуду, одежду у кукол, столбик, на котором сидит птичка, можно украсить высоким или углубленным рельефом. Это способствует созданию более яркого образа и положительному эмоциональному настрою детей к развитию чувства ритма, симметрии, пропорции стремлению сделать свою работу красивой и законченной.

· Более высокие требования предъявляются к детям в отношении самостоятельного использования некоторых способов лепки и выбора темы на занятиях по собственному замыслу.

· Повышаются требования к технике лепки: дети должны уметь лепить форму концами пальцев, плотно скреплять части путем замазывания мест крепления, делать мелкие детали палочкой или путем прищипывания.

Техника приёмов

· Оттягивание

· Вытягивание

· Защипывание

· Налепливание

· Примазывание

· Прищипывание

· Скатывание

· Раскатывание

Методика обучения

Дети пятого года жизни по своему развитию отличаются от детей предшествующего возраста. У них в достаточной мере окрепла мышечная система, расширился словарный запас, в связи с этим повысилась регулирующая роль речи. Дети начинают выделять некоторые функциональные признаки предметов, что облегчает процесс изображения. Они стали внимательнее во время объяснений воспитателя и в процессе занятия, но результаты работы еще мало отличаются от того, что они делали во второй младшей группе: при изображении предметов нарушаются пропорции, нет четкости в передаче формы, непрочно скрепляются части. Происходит это потому, что дети не владеют в нужной мере способами изображения, у них нет ясного представления о предметах, их форме и строении.

1 тип занятия «Обучающий» (по заданию воспитателя)

 

Занятие носит предметный характер. Занятия состоит из 3-х частей.

 

1 часть занятия Сообщение темы в разных формах, соблюдать игровую ситуацию.

- Провести обследование предмета (при обследовании дети могут показать или назвать формообразующие движения)

· Определить части предмета

· Определить форму частей

· Величину частей

· расположение частей относительно друг друга

- Показ приёмов лепки (конус или овал). Показ чаще всего не полный, воспитатель показывает:

· Новые способы лепки (округлая и цилиндрическая). При показе воспитатель объясняет, как регулировать силу нажатия рук и пальцев

· Способы деления пластилина на части

· Способы соединения частей

- Уточнение последовательности работы (С чего начать? Как делить пластилин?)

- Указания к работе

 

2 часть занятия Самостоятельная работа детей. Воспитатель использует словесные методы и практический показ на своём куске пластилина и осуществляет контроль за работой детей. Готовые работы предлагает разместить на выставке.

 

З часть занятия Анализ детских работ. Кроме общей положительной оценки, воспитатель учит видеть:

· Правильно ли вылеплен предмет

· Правильно ли передано форма, величина и расположение частей относительно друг друга

· Выразительность образца: передача движения и характерных деталей

· Уборка рабочих мест

 

2 тип занятия «По замыслу» (творческая работа детей)

 

1 часть занятия и 2 часть занятия Методика проведения такая же как и во II младшей группе

3 часть занятия Обратить внимание на:

 

· Доведение замысла до конца

· Самостоятельность в работе

· Выразительность образа

ЗАДАЧИ

Особенности и достижения возраста:
В этом возрасте у детей появляется замысел, но он по-прежнему неустойчив. Теперь они должны лепить, используя не только тематику, над которой они работали, но и привносить элементы творчества в свою работу.
У детей формируются операции анализа, синтеза, обобщения. Совершенствуются психические процессы. Приоритетное значение, как и во второй младшей группе, остается за работой над техническими навыками лепки. (Приемы уточняются и закрепляются, дети овладевают некоторыми навыками). В основном лепка носит предметный характер, но детей учат и сюжетной лепке. Н.Б. Халезова рекомендует во всех группах первое занятие проводить по замыслу, чтобы выявить умения детей, для того чтобы воспитателю знать, над чем работать, какие приемы лепки закреплять.
В качестве приемов в средней группе на занятиях по изобразительному творчеству используют полный и частичный показ в медленном темпе, закрепляя каждое движение словом (чуть–чуть, сильнее, покрепче, осторожно).
Анализ – в средней группе идет от оценки выразительности формы, образа в целом. Дети этого возраста элементарно анализируют работу, рассказывают о своей работе и о работе товарищей. Если в младшей группе анализ сводился лишь к оценка – нравится – не нравится, то в средней группе ребенок должен объяснить «почему?» и обратить внимание на выразительность образа (руки за спиной – спрятал сыр, лапы к морде – плачет).
I. Изобразительные задачи:

1. Учить лепить, образно отражая действительность, правильно передавая форму, величину, строение, пропорции частей, относительно основной части, передавая отдельные характерные признаки предмета, располагая их на дощечке.

2. Подводить к правильному изображению персонажей в действии, обращая внимание на позу (кошка лежит, сидит, птица пьет, поет, летит).

3. Учить замечать выразительность формы и передавать это в лепке. (туловище не круглое, а в виде овала, у собаки есть морда, у яблока - углубление и.т.д.).

4. учить работать с пластилином вне занятий.

II. Технические задачи:

1. Учить оттягивать детали от основной формы (клюв, хвост).

2. Учить сглаживать поверхность формы пальцами, примазывая одну часть к другой.

3. Учить лепить предметы овальной формы в виде овонда (овоид из шара или цилиндра оформляют пальцами).

4. Учить приему вдавливания для получения полой формы (кружка), загибать края расплющенной и вдавленной формы.

5. Учить лепить конусообразную форму, путем вытягивания одной из сторон пальчиками.

6. Учить украшать поделку способом налепа, стекой, добиваясь выразительности образа (оперение, чешуя и.т.п.).

9. Обучение лепке в ст группе задачи содержание методы и приемы обуч

В этой группе, как и в предыдущей, в педагогический процесс включаются разные виды изобразительной деятельности и изобразительны е задачи: изображение предметов, создание сюжетных композиций. Также включается декоративная деятельность, создание изображений по замыслу.

Дети шестого года жизни уже понимают, что в лепке можно изобразить различные предметы и явления; что изображения получаются красивыми, интересными, если хорошо передана форма предметов и их частей, разнообразных по величине, цвету, расположению на листе. Для них не представляет трудности лепка шаров, овалов, цилиндров, из которых затем составляются более сложные по форме изображения. Полученные знания, умения и навыки позволяют дошкольникам изображать большой круг предметов и явлений, интересующих их; отражать в лепке свои творческие замыслы.

В старшей группе на занятиях по лепке детей учат передавать характерные особенности предметов и объектов. Мелкая мускулатура кистей у детей достаточно развита, чтобы они могли тщательнее, чем в предыдущих группах, оттянуть мелкие детали, сгладить переходы, убрать образовавшиеся от пальцев углубления. Чтобы сглаживание было более эффективным, нужно давать детям на подносиках или блюдцах мокрые тряпочки для смачивания пальцев.

Содержанием лепки могут быть живые объекты (птички, кролики, котята). Детям предлагают лепить посуду, при этом их учат разным способам лепки: чашечку предлагается лепить путем вдавливания середины шара и утоньшения стенок; ручку чашки изготавливают из палочки глины, раскатанной прямыми движениями. Блюдце лепят из диска, края которого поднимают мелкими движениями пальцев обеих рук.

Передача соотношения по величине при изображении животных лучше дается детям в лепке. Они легко усваивают, что у четвероногих животных ноги расположены парами: две передние и две задние; тело как бы лежит на передних и задних ногах; голова овальная, длинная, расположена выше туловища и соединена с ним шеей. Постепенно овладевают способами лепки морды разных животных: зайца, собаки, лисы, медведя и др.

В процессе обучения воспитатель должен направлять их внимание на сравнение и выявление сходства и различия разных животных. Тогда, усвоив способы изображения одного животного, дети смогут вылепить, а затем и нарисовать любое другое животное, сравнив их изображения на картинках, игрушки и т.д.

Предлагая ту или иную тему для лепки, педагог должен неоднократно подчеркивать в беседе, объяснении различия в величине, строении, форме частей, которые придадут работам детей выразительность и правдивость. В процессе выполнения лепки дети должны прилагать усилия для выражения этих отношений, а воспитатель - предъявлять известную требовательность; некоторым детям - индивидуальную помощь.

Технические приемы лепки четвероного животного закрепляются на занятиях по замыслу детей. Для того чтобы они не повторяли уже знакомые образы, полезно сделать в групповой комнате выставку изображений разных животных в скульптуре, игрушках, картинках. Не следует выставлять слишком много изображений: важнее позаботиться о наличии ярко выраженных отличительных признаков. Примерный конспект занятия по замыслу детей приведен в приложении 8.

В течение года на занятиях по лепке дети неоднократно повторяют изображение человека, всякий раз стараясь передать действие, движение, например, изобразить, как малыши танцуют на празднике новогодней елки. Беседуя с детьми о передаче этой темы в лепке, целесообразно вспомнить простые движения танца, вызвать несколько ребят в начале занятия, чтобы они показали эти движения. Следует обратить внимание на положение рук и ног танцующих - это облегчит детям передачу движения. Необходимо обратить внимание на характерные особенности этих персонажей, которые нужно передать в лепке.

Наряду с предметными изображениями дети могут создавать в лепке коллективные композиции, например, на темы сельской жизни (птичий двор, площадка молодняка в зоопарке). Примерный конспект такого занятия приведен в приложении 9.

В процессе их восприятия следует развивать такие мыслительные операции, как сравнение и уподобление, установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. На этой основе у детей развивается способность анализировать воспринимаемые предметы, сравнивать их между собой, устанавливать сходство и различия (по форме, цвету, пропорциям, положению в пространстве).

ЗАДАЧИ

старшая группа.
Особенности и достижения возраста:
В старшей группе дети хорошо видят форму, но с трудом определяют пропорции. В этом возрасте у ребенка начинается окостенение кисти руки, укрепились мелкие мышцы пальцев и мышцы руки. В связи с этим содержание лепки усложняется (птицы, животные, человек, несложные сюжеты, декоративная лепка и др.)
В старшей группе по программе вводится сюжетная лепка, лепка с натуры и по представлению.
В данной возрастной группе всего запланировано примерно 36 занятий в год. Из них 8 – предметные (4 – с натуры, 4 – по представлению), 8 сюжетная, 8 декоративная,12 – по замыслу.
В старшей группе дети лепят по представлению, что является для них не простой задачей. Следовательно, наблюдение, в процессе которого дети черпают впечатления для последующего воплощения их в художественные образы должно быть правильно организованно. Необходимо при этом четко обозначит детям цель наблюдения. Дети рассматривают много иллюстраций, картинок, скульптур и т. д.

Задачи обучения лепке в старшей группе (с усложнением)
I. Изобразительные задачи:

1. Учить лепить знакомые предметы с натуры и по представлению, выразительно передавая очертания форм, характерные признаки, правильно передавая форму, строение, величину, фактуру стекой, рельефом; учить передавать несложные движения.

2. Учить детей лепить человека комбинированным способом, передавая несложные движения (подняты руки - танцуют) и персонажей по типу дымковской барышни.

3. Учить переносить выразительные средства со скульптуры малых форм при рассматривании на свои лепные работы (форма, пластика, фактура материала и т.п.).

4. Учить планировать свою работу.

5. Учить работать с пластилином на занятиях.

II. Технические задачи:

1. Учить лепить пластическим способом.

2. Учить устанавливать фигуру в вертикальном положении и делать ее устойчивой (юбка у барышни).

3. Учить новому способу скреплению частей – вставление одной части в другую.

4. Учить самостоятельно выбирать способ лепки.

5. Учить разрезать валик стекой для получения ног у человека, лап у животных.

Сюжетная лепка.
Учить передавать в лепке разнообразные сюжеты на темы окружающей жизни, на темы литературных произведений, располагая предметы на подставке, используя доступные детям средства выразительности (композицию,форму, динамику). Передавать действенную связь между событиями и относительную величину предметов между собой – дочка не может быть больше, чем мама; и внешнюю характеристику (как передать злость собаки – лает, пасть открыта).

Декоративная лепка.
Учить лепить птиц, человека, животных по типу народных игрушек (каргопольская, дымковская, богородская игрушки и т.д.), расписывая вылепленные изделия ангобом.

 

10. Обучение лепке в под группе задачи содержание методы и приемы обуч

В этой группе (как и в предыдущих) надо предоставлять детям возможность широко проявлять инициативу, творчество на занятиях и в свободное время, поощрять поиски самостоятельного композиционного, цветового решения.

В подготовительной группе усложняются задачи обучения детей лепке и развития их творчества. Дети выполняют в лепке разнообразные изображения: предметные, сюжетные, декоративные (индивидуальные и коллективные); создают изображения как из отдельных частей, так и из целого куска. Образцами для лепки могут служить небольшие скульптурные произведения. Воспитатель обращает их внимание на передачу движения в скульптуре, на объединение нескольких фигур в одну группу на подставке.

Хорошо если небольшие скульптурные произведения постоянно находятся в групповой комнате и дети их рассматривают, рассказывают о них. Можно предложить детям вылепить скульптурную группу с человеком и животным или дать темы по литературным произведениям. Например, можно предложить детям создать коллективную картину-панораму по сказке «Царевна-лягушка». Это может быть сценка, где Иванушка приходит на болото за своей стрелой и видит, что ее держит лягушка. Воспитатель распределяет работу: одни ребята лепят деревья; другие - животных, птиц; третья подгруппа детей создает картину болота с кочками, травой. Наиболее умелые ребята лепят Иванушку и лягушку. Предлагая создать такие композиции, воспитатель должен обсудить с детьми пропорциональные соотношения между персонажами, их позы и т.п. Чтобы облегчить детям работу, можно показывать им иллюстрации в детских книгах, а также настольный театр.

Дети учатся лепить фигуры животных и людей из одного куска глины, намечая сначала ее общую форму, а затем детали. При лепке из целого куска возможно и отделение лишней, а также прибавление недостающей глины к той или иной части фигуры. Основная работа производится движениями пальцев, иногда кистями обеих рук.

На занятиях по лепке дети могут все вместе слепить чайный сервиз для кукольного уголка.

В этой группе продолжается работа по овладению детьми лепкой декоративных изделий по мотивам народной скульптуры: животных по образцам гжельской керамики, дымковских игрушек. Вылепленные скульптурки дети могут расписать специальными красками ангобами, после чего их следует обжечь в муфельных печах. Эти фигурки украсят интерьер групповой комнаты, изостудии, могут стать подарком на день рождения кому-либо из сотрудников детского сада, малышам.

Дети пользуются стекой - ею они надрезают, разделяют части в целом куске глины. Педагог учит их поворачивать создаваемое в лепке изделие на дощечке, чтобы рассматривать фигуру то с одной, то с другой стороны.

В конце каждого занятия необходимо рассматривать и анализировать детские работы; отмечать те из них, в которых интересно и выразительно решена тема; поддерживать детей, которые нуждаются в этом.

Организованное приобщение ребенка к изобразительной деятельности начинается в первой младшей группе.

Для успешного овладения лепкой важно развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов разной формы (зрительное, осязательное, кинестезическое); цвета, начиная с контрастных цветов (красный, синий, зеленый, черный) и постеп



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 1760; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.144 с.)