Ручной труд и конструирование в д/саду. Виды ручного труда и конструирования 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ручной труд и конструирование в д/саду. Виды ручного труда и конструирования



В разделе программы по конструированию во всех возрастных группах четко прослеживаются три основные задачи обучения: развитие конструктивного мышления, создание благоприятных условий для сотрудничества в совместной деятельности.

Содержание задач и их значение на каждом возрастном этапе различны. Если в младшем дошкольном возрасте, прежде всего, важно обучить детей навыкам конструирования, то в старшем уже ставятся проблемные задачи, связанные с поисковой деятельностью и творчеством

 

Конструирование и ручной труд являются продуктивной деятельностью, но не сводятся к изготовлению конкретных поделок по образцу, а развивают воображение, мышление, творческие способности детей; совершенствуют и координируют движения пальцев и кистей рук; влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи известно, что одним из показателей нормального физического и нервно психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой моторики. По умелости детской руки на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и мозга. В дошкольном возрасте основной формой взаимодействия взрослого с детьми в образовательном процессе должна быть совместная партнёрская деятельность, а не прямое обучение - свидетельствуют исследования, проведённые М.И. Лисициной. Также Ж. Пиаже в своих работах утверждал, что развитие ребёнка во многом зависит от практики взаимодействия с другими людьми. Занятия по конструированию и ручному труду с детьми организуются как партнёрская деятельность, и проводится не занятием, а как работа в «мастерской» - особым образом организованном пространстве, где создаются вещи красивые, интересные и нужные для детской жизни.

Занятия по конструированию и ручной труд, связанные одинаковым или близким содержанием, потребуют четкой мотивации каждого из детей: на занятиях формируются мотивы учебной деятельности и ставятся учебные цели: «Мы научимся», «Будем учиться делать», а в трудовой деятельности, особенно при организации преднамеренных педагогических ситуаций («заказов»), создаются условия для формирования общественных мотивов.

Исследования советских педагогов и психологов показывают, что каждый из видов деятельности оказывает свое определенное специфическое влияние на личность. Это «необходимо так строить педагогический процесс, чтобы характерные особенности этих видов деятельности были в достаточной мере развиты и использованы в воспитательных целях». Система обучения и формирования навыков по ручному труду, прежде всего, обеспечила регулярное участие каждого ребенка в труде (1--2 раза в неделю, а иногда и больше). Значительно расширяется сфера самостоятельности и самодеятельности: наряду с играющими детьми появятся группки работающих. Если в начале года дети будут слабо проявлять самостоятельность в постановке трудовой задачи, то в конце года почти все будут ставить трудовую цель и охотно выполнять работу по изготовлению предметов, предназначенных для других.

Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала, и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.) материалы.

Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное, и два взаимосвязанных этапа: создание замысла и исполнение замысла. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла, поскольку он заключается в обдумывании и планировании процесса предстоящей практической деятельности - в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения. Практическая деятельность, направленная на использование замысла, не является чисто исполнительской. Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Источником замысла детей является всё окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь игра

Ручной труд

Ручной труд ребёнка - один из компонентов его эстетической деятельности, развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Навыки ручного труда формируются у детей как на занятиях по конструированию, так и во время самостоятельной деятельности. Использование одних и тех же материалов (бумаги, семян и плодов растений, коробок и катушек), инструментов, наличие одинаковых действий (склеивания, складывания и т.д.) во многом сближает конструирование и ручной труд. В каких случаях деятельность детей следует рассматривать как обучение трудовым навыкам, в каких -- приемам конструирования? Решение этого вопроса имеет большое значение для практики, так как каждый вид деятельности отличается определенными мотивами и целями и требует специфического руководства со стороны педагога.

Целью учебной деятельности является формирование навыков конструирования, трудовой -- изготовление предметов, имеющих значимость для самого ребенка, его сверстников, близких людей. Если этого не учитывать, то воспитательно-образовательные возможности каждого вида деятельности снижаются. Например, дети на занятии учатся делать игрушку (одноэтажный домик). Они впервые приобретают определенные умения, получают новые знания. Педагог предлагает сделать домики и подарить их малышам. Однако все его приемы направлены не на поддержание данного общественного мотива, а на усвоение программного содержания, на реализацию главной цели занятия -- сформировать навыки изготовления поделки, поэтому нравственный смысл работы не воспринимается. Кроме того, разъяснение значимости и необходимости поделки для малышей не позволило в полной мере вычленить и познавательную задачу (чему научимся), привело к подмене ее практической задачей (сделаем домик).

После занятия воспитатель реализует другую задачу -- организуя определенным образом трудовую деятельность детей, закреплять навыки работы, формировать общественные мотивы, развивать инициативу, творческий подход к делу. Прежде всего, важно было позаботиться о том, чтобы в трудовом уголке всегда имелся в достаточном количестве материал, с которым дети учатся работать на занятиях. Воспитатель продумывает, как наиболее педагогически целесообразно объединить их в подгруппы, обеспечивая участие в труде каждого ребенка, использовал и специальные приемы, побуждающие к трудовой деятельности. Для того чтобы вызвать у детей желание заняться ручным трудом в свободное время, воспитатель еще после объяснения хода работы, перед тем как приступить к ее выполнению, спрашивает их: «Когда вы научитесь делать эту вещь (называл конкретно), для кого вы ее потом сделаете?» Дети высказывают возможные варианты: для малышей, своему младшему брату или сестре, для мамы, для игры в группе и т.д. Затем в ходе их самостоятельной трудовой деятельности воспитатель напоминает о выдвинутых ими мотивах, поддерживал желание отдать поделку тем, кому дети ее предназначали. В последующем интересуется, как отнеслись к подарку те, кому он был вручен.

Ставя перед детьми цель научиться хорошо делать, педагог старается создать ближайшую перспективу, раскрывая, где, когда и какие вещи можно сделать из этого материала. В целях формирования действенных общественных мотивов педагог широко использует прием «заказов». Например, после дневного сна входит воспитатель младшей группы и говорит: «Дети, я видела, какие красивые коробочки для занятий вы научились делать. Нашим ребятам тоже нужны такие, но они еще малы и не сумеют их сделать. Хорошо было бы, если бы вы нам помогли!» Дети сразу соглашаются помочь, и «заказ» выполнялся в течение нескольких дней. Как правило, они сами относили работу в младшие группы. Необходимо придавать большое значение тому, что каждый ребенок видит, как относятся к продуктам его труда те, кому он предназначен. В дальнейшем это служит стимулом для участия в трудовой деятельности, полезной для других.

12. Методика и техник плетения в старшем дошкольном возрасте





Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 581; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.133.198 (0.008 с.)