Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ручной труд и конструирование в д/саду. Виды ручного труда и конструированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В разделе программы по конструированию во всех возрастных группах четко прослеживаются три основные задачи обучения: развитие конструктивного мышления, создание благоприятных условий для сотрудничества в совместной деятельности. Содержание задач и их значение на каждом возрастном этапе различны. Если в младшем дошкольном возрасте, прежде всего, важно обучить детей навыкам конструирования, то в старшем уже ставятся проблемные задачи, связанные с поисковой деятельностью и творчеством
Конструирование и ручной труд являются продуктивной деятельностью, но не сводятся к изготовлению конкретных поделок по образцу, а развивают воображение, мышление, творческие способности детей; совершенствуют и координируют движения пальцев и кистей рук; влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи известно, что одним из показателей нормального физического и нервно психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой моторики. По умелости детской руки на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и мозга. В дошкольном возрасте основной формой взаимодействия взрослого с детьми в образовательном процессе должна быть совместная партнёрская деятельность, а не прямое обучение - свидетельствуют исследования, проведённые М.И. Лисициной. Также Ж. Пиаже в своих работах утверждал, что развитие ребёнка во многом зависит от практики взаимодействия с другими людьми. Занятия по конструированию и ручному труду с детьми организуются как партнёрская деятельность, и проводится не занятием, а как работа в «мастерской» - особым образом организованном пространстве, где создаются вещи красивые, интересные и нужные для детской жизни. Занятия по конструированию и ручной труд, связанные одинаковым или близким содержанием, потребуют четкой мотивации каждого из детей: на занятиях формируются мотивы учебной деятельности и ставятся учебные цели: «Мы научимся», «Будем учиться делать», а в трудовой деятельности, особенно при организации преднамеренных педагогических ситуаций («заказов»), создаются условия для формирования общественных мотивов. Исследования советских педагогов и психологов показывают, что каждый из видов деятельности оказывает свое определенное специфическое влияние на личность. Это «необходимо так строить педагогический процесс, чтобы характерные особенности этих видов деятельности были в достаточной мере развиты и использованы в воспитательных целях». Система обучения и формирования навыков по ручному труду, прежде всего, обеспечила регулярное участие каждого ребенка в труде (1--2 раза в неделю, а иногда и больше). Значительно расширяется сфера самостоятельности и самодеятельности: наряду с играющими детьми появятся группки работающих. Если в начале года дети будут слабо проявлять самостоятельность в постановке трудовой задачи, то в конце года почти все будут ставить трудовую цель и охотно выполнять работу по изготовлению предметов, предназначенных для других. Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала, и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.) материалы. Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное, и два взаимосвязанных этапа: создание замысла и исполнение замысла. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла, поскольку он заключается в обдумывании и планировании процесса предстоящей практической деятельности - в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения. Практическая деятельность, направленная на использование замысла, не является чисто исполнительской. Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Источником замысла детей является всё окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь игра Ручной труд Ручной труд ребёнка - один из компонентов его эстетической деятельности, развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Навыки ручного труда формируются у детей как на занятиях по конструированию, так и во время самостоятельной деятельности. Использование одних и тех же материалов (бумаги, семян и плодов растений, коробок и катушек), инструментов, наличие одинаковых действий (склеивания, складывания и т.д.) во многом сближает конструирование и ручной труд. В каких случаях деятельность детей следует рассматривать как обучение трудовым навыкам, в каких -- приемам конструирования? Решение этого вопроса имеет большое значение для практики, так как каждый вид деятельности отличается определенными мотивами и целями и требует специфического руководства со стороны педагога. Целью учебной деятельности является формирование навыков конструирования, трудовой -- изготовление предметов, имеющих значимость для самого ребенка, его сверстников, близких людей. Если этого не учитывать, то воспитательно-образовательные возможности каждого вида деятельности снижаются. Например, дети на занятии учатся делать игрушку (одноэтажный домик). Они впервые приобретают определенные умения, получают новые знания. Педагог предлагает сделать домики и подарить их малышам. Однако все его приемы направлены не на поддержание данного общественного мотива, а на усвоение программного содержания, на реализацию главной цели занятия -- сформировать навыки изготовления поделки, поэтому нравственный смысл работы не воспринимается. Кроме того, разъяснение значимости и необходимости поделки для малышей не позволило в полной мере вычленить и познавательную задачу (чему научимся), привело к подмене ее практической задачей (сделаем домик). После занятия воспитатель реализует другую задачу -- организуя определенным образом трудовую деятельность детей, закреплять навыки работы, формировать общественные мотивы, развивать инициативу, творческий подход к делу. Прежде всего, важно было позаботиться о том, чтобы в трудовом уголке всегда имелся в достаточном количестве материал, с которым дети учатся работать на занятиях. Воспитатель продумывает, как наиболее педагогически целесообразно объединить их в подгруппы, обеспечивая участие в труде каждого ребенка, использовал и специальные приемы, побуждающие к трудовой деятельности. Для того чтобы вызвать у детей желание заняться ручным трудом в свободное время, воспитатель еще после объяснения хода работы, перед тем как приступить к ее выполнению, спрашивает их: «Когда вы научитесь делать эту вещь (называл конкретно), для кого вы ее потом сделаете?» Дети высказывают возможные варианты: для малышей, своему младшему брату или сестре, для мамы, для игры в группе и т.д. Затем в ходе их самостоятельной трудовой деятельности воспитатель напоминает о выдвинутых ими мотивах, поддерживал желание отдать поделку тем, кому дети ее предназначали. В последующем интересуется, как отнеслись к подарку те, кому он был вручен. Ставя перед детьми цель научиться хорошо делать, педагог старается создать ближайшую перспективу, раскрывая, где, когда и какие вещи можно сделать из этого материала. В целях формирования действенных общественных мотивов педагог широко использует прием «заказов». Например, после дневного сна входит воспитатель младшей группы и говорит: «Дети, я видела, какие красивые коробочки для занятий вы научились делать. Нашим ребятам тоже нужны такие, но они еще малы и не сумеют их сделать. Хорошо было бы, если бы вы нам помогли!» Дети сразу соглашаются помочь, и «заказ» выполнялся в течение нескольких дней. Как правило, они сами относили работу в младшие группы. Необходимо придавать большое значение тому, что каждый ребенок видит, как относятся к продуктам его труда те, кому он предназначен. В дальнейшем это служит стимулом для участия в трудовой деятельности, полезной для других. 12. Методика и техник плетения в старшем дошкольном возрасте
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 1240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.224.165 (0.009 с.) |