Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Доля проб воды из источников нецентрализованного водоснабжения в сельских поселениях, не соответствующей гигиеническим нормативам по Республике Башкортостан в 2015-2017 годах
Обеспеченность населения питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности. В 2017 году доля населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, составила 92,04% (2016 г. – 92,02%). Доля населения, проживающего в городских поселениях, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, составила в 2017 году – 99,7% городского населения республики, а доля населения, проживающего в сельской местности, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, составила в 2017 году – 79,5% сельского населения республики. Горячее водоснабжение. В 2017 году исследовано 1140 проб горячей воды из распределительной сети (2016 г. – 1475) по санитарно-химическим показателям, из них не соответствовало нормативам 8,8% (2016 г. – 4,5%), по микробиологическим показателям из 2032 проб, все соответствовали гигиеническим нормативам (2016 г. – 0,3%). Отобрано 814 проб горячей воды из распределительной сети на соответствие температурному режиму, в т.ч. не соответствовало нормативу – 198 или 24,3% (2016 г. – 40,5%). 06.12.2017 г. на заседании санитарно-противоэпидемической комиссии Правительства Республики Башкортостан с участием Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, Управление Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управление ветеринарии Республики Башкортостан, Министерство образования Республики Башкортостан, Министерство природопользования и экологии в Республике Башкортостан, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, Управление Федеральной службы по ветеринарии и фитосанитарному надзору по Республике Башкортостан, Управления МЧС России по Республике Башкортостан, Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей, Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Башкортостан, Куйбышевского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан», АО «Международный аэропорт «Уфа»», Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом рассмотрен вопрос «Обеспечение требования санитарно-эпидемиологического законодательства к объектам хозяйственно-питьевого водоснабжения, качества и безопасности холодного питьевого водоснабжения, горячего водоснабжения», «Об обеспечении требований санитарно – эпидемиологического законодательства к объектам хозяйственно – питьевого водоснабжения, качества и безопасности холодного питьевого водоснабжения, горячего водоснабжения» (протокол №2 от 12.12.2017 г., утвержденный заместителем Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, Председателем санитарно-противоэпидемической комиссии Правительства Республики Башкортостан С.Т. Сагитовым).
Эффективное взаимодействие с органами власти Республики Башкортостан позволило придать вопросу обеспечения населения доброкачественной питьевой водой приоритетность в решении республиканских проблем. По предложению Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, 22.12.2017 г. Премьер-министром Правительства Республики Башкортостан Р.Х. Мардановым утверждены изменения, вносимые в Порядок утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на территории Республики Башкортостан (постановление Правительства Республики Башкортостан от 22.01.2017 г. №605). В постоянном режиме осуществляется взаимодействие с администрациями муниципальных районов, органами местного самоуправления, с организациями, осуществляющими холодное питьевое и горячее водоснабжение. Также, органы местного самоуправления, в обязательном порядке, информируются о неудовлетворительных результатах лабораторных исследований питьевой воды, полученных при проведении социально-гигиенического мониторинга, а также исследованных в период контрольно-надзорных мероприятий.
Состояние водных объектов I и II категории. В 2017 году состояние водных объектов I категории, используемых в качестве питьевого водоснабжения, улучшилось по санитарно-химическим показателям – доля проб, не соответствующих гигиеническим требованиям, уменьшилась до 12,1% (2016 г. – 22,6%); по микробиологическим показателям незначительно увеличилась – до 2,5% (2016 г. – 2,2%) (табл. №58, рис.64).
Таблица №58
Доля проб воды водоемов I и II категории, не соответствующих гигиеническим нормативам, в Республике Башкортостан в 2015-2017 годах, %
Состояние водных объектов II категории, используемых в рекреационных целях, по санитарно-химическим показателям оставалось на уровне предыдущего года – доля проб, не соответствующих гигиеническим требованиям, составила 12,4% (2016 г. – 12,2%), в основном по показателю «окраска столбика»,а доля проб, не соответствующих гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям, несколько увеличилась и составила 6,4% (2016 г. – 5,4%) (рис.65). В 2017 году лабораторный контроль санитарного состояния открытых водоемов осуществлялся в 24 створах по водоемам I категории и в 274 створах – по водоемам II категории. Рис.64. Удельный вес проб воды водоемов I категории, не соответствующих гигиеническим нормативам, в Республике Башкортостан в 2015-2017 годах, % в рекреационных целях. Рис.6 5. Удельный вес проб воды водоемов II категории, не соответствующих гигиеническим нормативам, в Республике Башкортостан в 2015-2017 годах, %
В 2017 году исследовано на санитарно-химические показатели 740 проб воды открытых водоемов (2016 г. – 975), не соответствовали гигиеническим нормативам – 12,4% проб (2016 г. – 12,9%); из 2790 проб, исследованных на микробиологические показатели – 6,1% (2016 г. – 5,2%). Наиболее часто в концентрациях, превышающих допустимые уровни, обнаруживаются взвешенные вещества, нитраты, нитриты, фосфаты, сульфаты, железо, аммоний, минерализация и показатели БПК, ХПК и окраска столбика воды, а по водоемам I категории – окраска столбика воды. В 2017 году в республике состояние водных объектов I категории по паразитологическим показателям оставалось удовлетворительным – доля нестандартных проб воды составила 0% (как и в 2016 г.) (рис.67). Удельный вес проб воды водных объектов II категории, не соответствующих гигиеническим нормативам по паразитологическим показателям, увеличился, и составил 3,3% (2016 г. – 1,2%) (рис.68). Республика Башкортостан относится к числу наиболее крупных индустриальных центров не только Приволжского Федерального округа, но и всей Российской Федерации, и, соответственно, техногенная нагрузка, оказываемая на компоненты природной среды республики значительная. В республике водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных законодательством целей. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Территория Республики Башкортостан расположена в пределах бассейнов рек Волги, Урала и Оби. Водные ресурсы республики складываются из количества воды, поступающей с соседних административных территорий Российской Федерации, а также ресурсов, формирующихся в пределах самой республики. К бассейну реки Волги относятся реки Белая, Буй и Западный Ик (левые притоки р. Камы). Их водосборы охватывают 79% территории республики. Водосборы рек бассейна Урала охватывают 20%, а водосборы бассейна реки Оби, представленные верховьями рек Уй и Миасс, – 1% территории республики. Большинство рек, протекающих по территории республики, маловодны. В особенности маловодны реки юго-восточной части республики, относящиеся к бассейну р.Урал. Их среднегодовой сток составляет 12,5% от общего республиканского стока. Основная водная артерия Башкортостана – река Белая (Агидель). Водосборная площадь реки Белой составляет 72,2% от территории республики. Суммарные ресурсы поверхностных вод бассейна реки Белой в средний по водности год – 30 км3, из которых более 70% формируется на территории Республики Башкортостан, что составляет до 82% годового республиканского речного стока. Годовой сток р. Уфы, самого крупного притока р.Белой, равен 12,3 км3, или 35% стока всех водных ресурсов республики, по р. Сим с притоком Инзер эта величина равна 4,30 км3, р. Ай – 2,65 км3, р. Юрюзань – 1,95 км3, р. Дема – 1,49 км3, р. Сакмара – 0,70 км3; р. Уй – 0,095 км3. Неравномерность распределения речного стока по территории Республики Башкортостан, его большая внутригодовая и многолетняя изменчивость затрудняют удовлетворение потребностей населения и экономики в необходимом количестве воды. Особенно остро это проявляется в маловодные годы. Решение проблемы обеспеченности республики водными ресурсами осуществляется за счет регулирования стока рек водохранилищами и прудами, его пространственно-временного перераспределения. Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в 2017 году выдано 74 мотивированных решения по предоставлению государственной услуги в соответствии с Административным регламентом Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Минприроды России от 02.06.2014 г. №246 по согласованию нормативов допустимых сбросов (далее – НДС) веществ и микроорганизмов в водоемы для юридических лиц, расположенных в Республике Башкортостан, из них не согласовано 12.
Поверхностные водные объекты республики являются основными источниками водоснабжения всех отраслей экономики и населения. Развитие водоемких отраслей промышленности обусловливает высокую степень использования поверхностных водных объектов, как для забора воды, так и для сброса сточных вод. Следствием этого является высокая антропогенная нагрузка на поверхностные водные объекты. Практически все водные объекты республики в той или иной мере подвергаются антропогенному и техногенному воздействию различной степени интенсивности. Это, в основном, связано с продолжающимся сбросом в водные объекты промышленных и бытовых сточных вод без очистки или недостаточно очищенных, а также поступлением загрязнителей с ливневыми стоками. Основной вклад в загрязнение поверхностных вод вносят предприятия химической, нефтехимической, топливно-энергетической, металлургической, лесной, деревообрабатывающей промышленности, жилищно-коммунального сектора и агропромышленного комплекса. Основными загрязнителями водных объектов являются, в том числе предприятия, входящие в структуру жилищно-коммунального хозяйства. Значительный сброс загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами связан, прежде всего, с неэффективной работой очистных сооружений или их отсутствием. Основными причинами неэффективной работы очистных сооружений, как и в предыдущие года, являются: - устаревшие технологии и изношенность основных производственных фондов; - сброс в канализацию неутилизированных отходов; - отсутствие локальных очистных сооружений, ведущее к перегрузке основных очистных сооружений по концентрации поступающих загрязнителей; - перегрузка очистных сооружений по гидравлике; - неудовлетворительная эксплуатация очистных сооружений; - эксплуатация очистных сооружений с отступлением от проектных схем. Качество поверхностных вод на территории республики формировалось под влиянием гидрохимического состава подземных вод, сбросов сточных вод с объектов экономики, поверхностного стока с сельскохозяйственных угодий, лесов и территорий населенных пунктов, а также транзита загрязняющих веществ из соседних областей.
Река Белая – основная водная артерия Республики Башкортостан и крупный левобережный приток р.Кама (Нижнекамское водохранилище). Качество вод р.Белая формируются под влиянием сточных вод предприятий жилищно-коммунального хозяйства, черной металлургии, химической, нефтехимической, нефтедобывающей, лесозаготовительной, деревообрабатывающей, машиностроительной и металлообрабатывающей отраслей экономики, а также смывов с территорий предприятий, сельхозугодий и населенных пунктов. Река Ашкадар – небольшой левобережный приток, впадающий в р.Белая в черте г.Стерлитамак. На качество воды в реке оказывают влияние сточные воды предприятий города, а также неорганизованные стоки с объектов агропромышленного комплекса и нефтедобывающей промышленности. Река Уфа – самый крупный правобережный приток р.Белая, верхнее течение которого пролегает по горно-лесной зоне Челябинской, Свердловской областей и далее – по лесной зоне Уфимского плато Республики Башкортостан. В среднем течении р.Уфа зарегулирована Павловским водохранилищем. На качество воды в контрольном створе р.Уфа (г.Уфа) влияют сточные воды предприятий города, а также аварийные сбросы и смывы загрязняющих веществ с территорий предприятий северной промзоны. Река Ай – крупный левобережный приток р.Уфа, берущий начало в горно-лесной зоне Южного Урала на территории Челябинской области. На качество воды в реке оказывает влияние транзит загрязняющих веществ из Челябинской области. Река Киги (небольшой правобережный приток р.Ай), загрязняется неорганизованными сбросами с объектов сельского хозяйства. На качество воды реки Юрюзань оказывают влияние сточные воды ООО «Коммунальщик» Салаватского района (Жилищно-коммунальное хозяйство), а также транзит загрязняющих веществ от сбросов сточных вод г.Усть-Катав Челябинской области. Река Шугуровка – небольшой правобережный приток р.Уфа, протекающий по территории северной промышленной зоны г.Уфа. На качество воды оказывают влияние аварийные сбросы с предприятий жилищно-коммунального хозяйства и смывы с территории жилой и промышленной зон. В настоящее время сеть ливневой канализации, не только в сельских поселениях, но и в городах республики, представлена отдельными разрозненными коллекторами, отводящими ливневые стоки до ближайших водоемов или понижений местности, имеющих уклон к реке, какие-либо очистные сооружения отсутствуют. Чаще всего на промышленных предприятиях отсутствует обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, очистка поверхностного стока и дренажных вод не проводится, а имеющиеся локальные очистные сооружения находятся в нерабочем состоянии. Не только в сельских поселениях, но и в городах республики объекты не обеспечены централизованными сетями канализации. Сброс сточных вод после очистных сооружений канализации в водоемы осуществляется часто без согласования нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы, без разработки проектов по нормативам предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты. Организации, осуществляющие водоотведение, разрабатывают и утверждают программы ведения регулярных наблюдений за водными объектами и ее водоохраной зоной. При осуществлении деятельности, связанной с выпуском всех видов производственных, хозяйственно-бытовых и поверхностных сточных вод с территорий населенных мест, производственных и иных объектов, предусматривается лабораторный контроль за работой очистных сооружений, составом сбрасываемых сточных вод. Одной из причин отсутствия действенных мер по организации водоотведения населенных пунктов, подготовке и утверждению технических заданий на разработку инвестиционных программ, согласованию инвестиционных программ и планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, является отсутствие или недостаточное финансирование работ по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы водоотведения. Сброс в систему водоотведения сточных вод, требующих дополнительной очистки загрязняющих веществ, полученных в результате технологических процессов, разрешается абонентам только после ввода на них в эксплуатацию локальных очистных сооружений, обеспечивающих очистку сточных вод до степени, допустимой (нормативы ДК) для приема их на очистные сооружения водоотведения. Основная проблема обеспеченности населения коммунальными услугами проявляется в ярко выраженной диспропорции в коммунальном обслуживании в сельской местности и малых городских поселениях, в которых сосредоточены наиболее острые социально-экономические проблемы: низкие доходы и платежеспособность населения, наибольшая доля неблагоустроенного жилья, низкие качество и надежность коммунального обслуживания. Особенности застройки небольших поселений, в том числе низкая плотность населения, требующая высокой протяженности коммуникаций при организации централизованного коммунального обслуживания, ограничивают возможности повышения уровня благоустройства жилищного фонда, как существующего, так и вновь вводимого в эксплуатацию, не позволяют использовать организационные и технические решения, типичные для крупных городов и поселков. Во многих городах республики для обеззараживания стоков применяются «классические» технологии – обеззараживание хлором. Недостатками «классического» метода обеззараживания являются: сложности при транспортировке хлора, хранении, дозировании, не эффективность хлора в отношении вирусов. Внедрение новых методов обеззараживания сточных вод ведется медленно из-за отсутствия финансирования. Методы обеззараживания сточных вод с использованием УФО имеется на единичных очистных сооружениях. Состояние атмосферного воздуха. Состояние здоровья населения является одним из главных критериев качества окружающей среды. В структуре общей заболеваемости населения все больший удельный вес занимают болезни, являющиеся следствием техногенного загрязнения окружающей среды, в частности атмосферного воздуха. Такая тенденция в последнее время наблюдается не только в промышленных регионах, но и сельских районах. Атмосферные загрязнения могут оказывать острое и хроническое специфическое и неспецифическое действие на организм человека. Наличие в воздухе вредных веществ, пыли, промышленных отходов вызывает болезни органов дыхания, острые респираторные заболевания, аллергии, рост злокачественных раковых новообразований, повышенную детскую смертность. Основная причина возникновения новообразований – канцерогены, токсичные химические вещества, насыщающие окружающую среду. По данным социально-гигиенического мониторинга для республики характерно уменьшение уровня загрязнения атмосферного воздуха. Мониторинг состояния загрязнения атмосферного воздуха осуществляется Федеральным государственным бюджетным учреждением «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (ФГБУ «Башкирское УГМС») в 5 городах: Уфа, Благовещенск, Салават, Стерлитамак, Туймазы. Уровень загрязнения атмосферы городов определяется главным образом высокими концентрациями по дигидросульфиду и взвешенным веществам. Определяющим фактором качества атмосферного воздуха является поступление в атмосферу загрязняющих веществ в результате деятельности более 4 тыс. промышленных предприятий и организаций промышленного и аграрного комплексов, расположенных на территории Республики Башкортостан. На территории республики расположены предприятия и организации более 200 отраслей промышленности, а республиканский автопарк насчитывает более 1533 тыс. единиц автомототранспортных средств. В атмосферном воздухе в республике в результате эксплуатации данных объектов в 2017 году содержались примеси по 452 наименованиям. Из стационарных источников наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха республики вносят предприятия топливно-энергетического комплекса. Основными предприятиями отрасли, расположенными в городах Уфа, Салават, Стерлитамак являются: нефтеперерабатывающая, включающая в себя три нефтеперерабатывающих завода: «Башнефть – Уфанефтехим», «Башнефть – Уфимский НПЗ», «Башнефть – Новойл», являющихся филиалами ПАО АНК «Башнефть»; химическая, крупным представителем которой является ПАО «Уфаоргсинтез», ООО «Башнефть-добыча» НГДУ Уфанефть Демский район; машиностроение и металлообработка представлены ПАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение», АО «УАП «Гидравлика», ОАО «Уфимское агрегатное производственное объединение»; лесная и деревообрабатывающая – ООО «Уфимский фанерный комбинат», ООО «Уфимский фанерно-плитный комбинат», ООО «Башмебель – плюс»; медицинская – ОАО «Фармстандарт – УфаВИТА», НПО «Иммунопрепарат» филиал ФГУП «НПО «Микроген» МЗ РФ в г. Уфа; предприятия по производству стройматериалов: ОАО «СТЕКЛОНиТ» (входит в Группу компаний «РУСКОМПОЗИТ»), филиал ООО «Русджам Стеклотара Холдинг», ОАО «Газпром нефтехим Салават», ОАО «Синтез-Каучук», ООО «Башкирская генерирующая компания», ООО «Ново-Салаватская ТЭЦ», ОАО «Башкирская содовая компания». Наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха республики вносят предприятия топливно-энергетического комплекса, который включает в себя такие крупные отрасли промышленности как нефтедобывающая (13%), нефтеперерабатывающая и нефтехимическая (30%), химическая (11%), электроэнергетическая (18%). Увеличение объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников объясняется ростом количества автотранспортных средств. Приоритетными химическими веществами, загрязняющими атмосферный воздух населенных мест Республики Башкортостан являются: диоксид азота, взвешенные вещества, оксид углерода, оксид азота, аммиак, этилбензол, диоксид серы, дигидросульфид, гидроксибензол, бензол, толуол, хлористый водород. Объемы выбросов загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников в 2017 году увеличились по сравнению с предыдущим годом и составили 0,918 млн. тонн. Вклад автотранспорта в эту величину составил 49,8 % (2016 г. – 50,9%) (табл. №59). Таблица №59
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.169.107.177 (0.287 с.) |