Доля проб воды из источников нецентрализованного водоснабжения в сельских поселениях, не соответствующей гигиеническим нормативам по Республике Башкортостан в 2015-2017 годах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доля проб воды из источников нецентрализованного водоснабжения в сельских поселениях, не соответствующей гигиеническим нормативам по Республике Башкортостан в 2015-2017 годах



 

Всего

из них:

по санитарно-химическим показателям

по микробиологическим показателям

Годы

Динамика

в 2017 г. к 2016 г., %

Годы

Динамика

в 2017 г.

к 2016 г., %

2015 2016 2017 2015 2016 2017
10,5 17,0 23,1 21,3 ‏‏-7,8 12,2 20,7 16,1 -22,2

 

Обеспеченность населения питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности. В 2017 году доля населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, составила 92,04% (2016 г. – 92,02%). Доля населения, проживающего в городских поселениях, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, составила в 2017 году – 99,7% городского населения республики, а доля населения, проживающего в сельской местности, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, составила в 2017 году – 79,5% сельского населения республики.

Горячее водоснабжение. В 2017 году исследовано 1140 проб горячей воды из распределительной сети (2016 г. – 1475) по санитарно-химическим показателям, из них не соответствовало нормативам 8,8% (2016 г. – 4,5%), по микробиологическим показателям из 2032 проб, все соответствовали гигиеническим нормативам (2016 г. – 0,3%).

Отобрано 814 проб горячей воды из распределительной сети на соответствие температурному режиму, в т.ч. не соответствовало нормативу – 198 или 24,3% (2016 г. – 40,5%). 

06.12.2017 г. на заседании санитарно-противоэпидемической комиссии Правительства Республики Башкортостан с участием Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, Управление Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управление ветеринарии Республики Башкортостан, Министерство образования Республики Башкортостан, Министерство природопользования и экологии в Республике Башкортостан, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, Управление Федеральной службы по ветеринарии и фитосанитарному надзору по Республике Башкортостан, Управления МЧС России по Республике Башкортостан, Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей, Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Башкортостан, Куйбышевского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан», АО «Международный аэропорт «Уфа»», Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом рассмотрен вопрос «Обеспечение требования санитарно-эпидемиологического законодательства к объектам хозяйственно-питьевого водоснабжения, качества и безопасности холодного питьевого водоснабжения, горячего водоснабжения», «Об обеспечении требований санитарно – эпидемиологического законодательства к объектам хозяйственно – питьевого водоснабжения, качества и безопасности холодного питьевого водоснабжения, горячего водоснабжения» (протокол №2 от 12.12.2017 г., утвержденный заместителем Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, Председателем санитарно-противоэпидемической комиссии Правительства Республики Башкортостан С.Т. Сагитовым).

Эффективное взаимодействие с органами власти Республики Башкортостан позволило придать вопросу обеспечения населения доброкачественной питьевой водой приоритетность в решении республиканских проблем.

По предложению Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, 22.12.2017 г. Премьер-министром Правительства Республики Башкортостан Р.Х. Мардановым утверждены изменения, вносимые в Порядок утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на территории Республики Башкортостан (постановление Правительства Республики Башкортостан от 22.01.2017 г. №605).

В постоянном режиме осуществляется взаимодействие с администрациями муниципальных районов, органами местного самоуправления, с организациями, осуществляющими холодное питьевое и горячее водоснабжение.

Также, органы местного самоуправления, в обязательном порядке, информируются о неудовлетворительных результатах лабораторных исследований питьевой воды, полученных при проведении социально-гигиенического мониторинга, а также исследованных в период контрольно-надзорных мероприятий.

Состояние водных объектов I и II категории. В 2017 году состояние водных объектов I категории, используемых в качестве питьевого водоснабжения, улучшилось по санитарно-химическим показателям – доля проб, не соответствующих гигиеническим требованиям, уменьшилась до 12,1% (2016 г. – 22,6%); по микробиологическим показателям незначительно увеличилась – до 2,5% (2016 г. – 2,2%) (табл. №58, рис.64).

 

Таблица №58

 

Доля проб воды водоемов I и II категории, не соответствующих гигиеническим нормативам, в Республике Башкортостан в 2015-2017 годах, %

 

Категории

водоемов

Показатели

Годы

Динамика

в 2017 г.

к 2016 г.

2015 2016 2017

I

Санитарно-химические 26,7 22,6 12,1
Микробиологические 7,5 2,2 2,5
Паразитологические 0 0 0 =

II

Санитарно-химические 11,9 12,2 12,4
Микробиологические 8,3 5,4 6,4 ­
Паразитологические 2,6 1,2 3,3 ­

 

Состояние водных объектов II категории, используемых в рекреационных целях, по санитарно-химическим показателям оставалось на уровне предыдущего года – доля проб, не соответствующих гигиеническим требованиям, составила 12,4% (2016 г. – 12,2%), в основном по показателю «окраска столбика»,а доля проб, не соответствующих гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям, несколько увеличилась и составила 6,4% (2016 г. – 5,4%) (рис.65).

В 2017 году лабораторный контроль санитарного состояния открытых водоемов осуществлялся в 24 створах по водоемам I категории и в 274 створах – по водоемам II категории.

Рис.64. Удельный вес проб воды водоемов I категории, не соответствующих гигиеническим нормативам, в Республике Башкортостан в 2015-2017 годах, % в рекреационных целях.

Рис.6 5. Удельный вес проб воды водоемов II категории, не соответствующих гигиеническим нормативам, в Республике Башкортостан в 2015-2017 годах, %

 

В 2017 году исследовано на санитарно-химические показатели 740 проб воды открытых водоемов (2016 г. – 975), не соответствовали гигиеническим нормативам – 12,4% проб (2016 г. – 12,9%); из 2790 проб, исследованных на микробиологические показатели – 6,1% (2016 г. – 5,2%).

Наиболее часто в концентрациях, превышающих допустимые уровни, обнаруживаются взвешенные вещества, нитраты, нитриты, фосфаты, сульфаты, железо, аммоний, минерализация и показатели БПК, ХПК и окраска столбика воды, а по водоемам I категории – окраска столбика воды.

В 2017 году в республике состояние водных объектов I категории по паразитологическим показателям оставалось удовлетворительным – доля нестандартных проб воды составила 0% (как и в 2016 г.) (рис.67). Удельный вес проб воды водных объектов II категории, не соответствующих гигиеническим нормативам по паразитологическим показателям, увеличился, и составил 3,3% (2016 г. – 1,2%) (рис.68).

Республика Башкортостан относится к числу наиболее крупных индустриальных центров не только Приволжского Федерального округа, но и всей Российской Федерации, и, соответственно, техногенная нагрузка, оказываемая на компоненты природной среды республики значительная. В республике водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных законодательством целей. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Территория Республики Башкортостан расположена в пределах бассейнов рек Волги, Урала и Оби. Водные ресурсы республики складываются из количества воды, поступающей с соседних административных территорий Российской Федерации, а также ресурсов, формирующихся в пределах самой республики.

К бассейну реки Волги относятся реки Белая, Буй и Западный Ик (левые притоки р. Камы). Их водосборы охватывают 79% территории республики. Водосборы рек бассейна Урала охватывают 20%, а водосборы бассейна реки Оби, представленные верховьями рек Уй и Миасс, 1% территории республики.

Большинство рек, протекающих по территории республики, маловодны. В особенности маловодны реки юго-восточной части республики, относящиеся к бассейну р.Урал. Их среднегодовой сток составляет 12,5% от общего республиканского стока.

Основная водная артерия Башкортостана река Белая (Агидель). Водосборная площадь реки Белой составляет 72,2% от территории республики. Суммарные ресурсы

поверхностных вод бассейна реки Белой в средний по водности год – 30 км3, из которых более 70% формируется на территории Республики Башкортостан, что составляет до 82% годового республиканского речного стока.

Годовой сток р. Уфы, самого крупного притока р.Белой, равен 12,3 км3, или 35%

стока всех водных ресурсов республики, по р. Сим с притоком Инзер эта величина равна 4,30 км3, р. Ай 2,65 км3, р. Юрюзань 1,95 км3, р. Дема 1,49 км3, р. Сакмара 0,70 км3; р. Уй 0,095 км3.

Неравномерность распределения речного стока по территории Республики Башкортостан, его большая внутригодовая и многолетняя изменчивость затрудняют удовлетворение потребностей населения и экономики в необходимом количестве воды. Особенно остро это проявляется в маловодные годы.

Решение проблемы обеспеченности республики водными ресурсами осуществляется за счет регулирования стока рек водохранилищами и прудами, его пространственно-временного перераспределения.

Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в 2017 году выдано 74 мотивированных решения по предоставлению государственной услуги в соответствии с Административным регламентом Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Минприроды России от 02.06.2014 г. №246 по согласованию нормативов допустимых сбросов (далее – НДС) веществ и микроорганизмов в водоемы для юридических лиц, расположенных в Республике Башкортостан, из них не согласовано 12.

Поверхностные водные объекты республики являются основными источниками водоснабжения всех отраслей экономики и населения. Развитие водоемких отраслей промышленности обусловливает высокую степень использования поверхностных водных объектов, как для забора воды, так и для сброса сточных вод. Следствием этого является высокая антропогенная нагрузка на поверхностные водные объекты.

Практически все водные объекты республики в той или иной мере подвергаются антропогенному и техногенному воздействию различной степени интенсивности. Это, в основном, связано с продолжающимся сбросом в водные объекты промышленных и бытовых сточных вод без очистки или недостаточно очищенных, а также поступлением загрязнителей с ливневыми стоками. Основной вклад в загрязнение поверхностных вод вносят предприятия химической, нефтехимической, топливно-энергетической, металлургической, лесной, деревообрабатывающей промышленности, жилищно-коммунального сектора и агропромышленного комплекса.

Основными загрязнителями водных объектов являются, в том числе предприятия, входящие в структуру жилищно-коммунального хозяйства.

Значительный сброс загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами связан, прежде всего, с неэффективной работой очистных сооружений или их отсутствием.

Основными причинами неэффективной работы очистных сооружений, как и в предыдущие года, являются:

- устаревшие технологии и изношенность основных производственных фондов;

- сброс в канализацию неутилизированных отходов;

- отсутствие локальных очистных сооружений, ведущее к перегрузке основных очистных сооружений по концентрации поступающих загрязнителей;

- перегрузка очистных сооружений по гидравлике;

- неудовлетворительная эксплуатация очистных сооружений;

- эксплуатация очистных сооружений с отступлением от проектных схем.

Качество поверхностных вод на территории республики формировалось под влиянием гидрохимического состава подземных вод, сбросов сточных вод с объектов экономики, поверхностного стока с сельскохозяйственных угодий, лесов и территорий населенных пунктов, а также транзита загрязняющих веществ из соседних областей.

Река Белая – основная водная артерия Республики Башкортостан и крупный левобережный приток р.Кама (Нижнекамское водохранилище). Качество вод р.Белая формируются под влиянием сточных вод предприятий жилищно-коммунального хозяйства, черной металлургии, химической, нефтехимической, нефтедобывающей, лесозаготовительной, деревообрабатывающей, машиностроительной и металлообрабатывающей отраслей экономики, а также смывов с территорий предприятий, сельхозугодий и населенных пунктов.

Река Ашкадар – небольшой левобережный приток, впадающий в р.Белая в черте г.Стерлитамак. На качество воды в реке оказывают влияние сточные воды предприятий города, а также неорганизованные стоки с объектов агропромышленного комплекса и нефтедобывающей промышленности.

Река Уфа – самый крупный правобережный приток р.Белая, верхнее течение которого пролегает по горно-лесной зоне Челябинской, Свердловской областей и далее – по лесной зоне Уфимского плато Республики Башкортостан. В среднем течении р.Уфа зарегулирована Павловским водохранилищем.

На качество воды в контрольном створе р.Уфа (г.Уфа) влияют сточные воды предприятий города, а также аварийные сбросы и смывы загрязняющих веществ с территорий предприятий северной промзоны.

Река Ай – крупный левобережный приток р.Уфа, берущий начало в горно-лесной зоне Южного Урала на территории Челябинской области. На качество воды в реке оказывает влияние транзит загрязняющих веществ из Челябинской области.

Река Киги (небольшой правобережный приток р.Ай), загрязняется неорганизованными сбросами с объектов сельского хозяйства.

На качество воды реки Юрюзань оказывают влияние сточные воды ООО «Коммунальщик» Салаватского района (Жилищно-коммунальное хозяйство), а также транзит загрязняющих веществ от сбросов сточных вод г.Усть-Катав Челябинской области.

Река Шугуровка – небольшой правобережный приток р.Уфа, протекающий по территории северной промышленной зоны г.Уфа. На качество воды оказывают влияние аварийные сбросы с предприятий жилищно-коммунального хозяйства и смывы с территории жилой и промышленной зон.

В настоящее время сеть ливневой канализации, не только в сельских поселениях, но и в городах республики, представлена отдельными разрозненными коллекторами, отводящими ливневые стоки до ближайших водоемов или понижений местности, имеющих уклон к реке, какие-либо очистные сооружения отсутствуют. 

Чаще всего на промышленных предприятиях отсутствует обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, очистка поверхностного стока и дренажных вод не проводится, а имеющиеся локальные очистные сооружения находятся в нерабочем состоянии.

Не только в сельских поселениях, но и в городах республики объекты не обеспечены централизованными сетями канализации.

Сброс сточных вод после очистных сооружений канализации в водоемы осуществляется часто без согласования нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы, без разработки проектов по нормативам предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты.

Организации, осуществляющие водоотведение, разрабатывают и утверждают программы ведения регулярных наблюдений за водными объектами и ее водоохраной зоной. При осуществлении деятельности, связанной с выпуском всех видов производственных, хозяйственно-бытовых и поверхностных сточных вод с территорий населенных мест, производственных и иных объектов, предусматривается лабораторный контроль за работой очистных сооружений, составом сбрасываемых сточных вод.

Одной из причин отсутствия действенных мер по организации водоотведения населенных пунктов, подготовке и утверждению технических заданий на разработку инвестиционных программ, согласованию инвестиционных программ и планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, является отсутствие или недостаточное финансирование работ по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы водоотведения.

Сброс в систему водоотведения сточных вод, требующих дополнительной очистки загрязняющих веществ, полученных в результате технологических процессов, разрешается абонентам только после ввода на них в эксплуатацию локальных очистных сооружений, обеспечивающих очистку сточных вод до степени, допустимой (нормативы ДК) для приема их на очистные сооружения водоотведения.

Основная проблема обеспеченности населения коммунальными услугами проявляется в ярко выраженной диспропорции в коммунальном обслуживании в сельской местности и малых городских поселениях, в которых сосредоточены наиболее острые социально-экономические проблемы: низкие доходы и платежеспособность населения, наибольшая доля неблагоустроенного жилья, низкие качество и надежность коммунального обслуживания.

Особенности застройки небольших поселений, в том числе низкая плотность населения, требующая высокой протяженности коммуникаций при организации централизованного коммунального обслуживания, ограничивают возможности повышения уровня благоустройства жилищного фонда, как существующего, так и вновь вводимого в эксплуатацию, не позволяют использовать организационные и технические решения, типичные для крупных городов и поселков.

Во многих городах республики для обеззараживания стоков применяются «классические» технологии – обеззараживание хлором. Недостатками «классического» метода обеззараживания являются: сложности при транспортировке хлора, хранении, дозировании, не эффективность хлора в отношении вирусов.

Внедрение новых методов обеззараживания сточных вод ведется медленно из-за отсутствия финансирования. Методы обеззараживания сточных вод с использованием УФО имеется на единичных очистных сооружениях.

Состояние атмосферного воздуха. Состояние здоровья населения является одним из главных критериев качества окружающей среды. В структуре общей заболеваемости населения все больший удельный вес занимают болезни, являющиеся следствием техногенного загрязнения окружающей среды, в частности атмосферного воздуха. Такая тенденция в последнее время наблюдается не только в промышленных регионах, но и сельских районах. Атмосферные загрязнения могут оказывать острое и хроническое специфическое и неспецифическое действие на организм человека. Наличие в воздухе вредных веществ, пыли, промышленных отходов вызывает болезни органов дыхания, острые респираторные заболевания, аллергии, рост злокачественных раковых новообразований, повышенную детскую смертность. Основная причина возникновения новообразований – канцерогены, токсичные химические вещества, насыщающие окружающую среду.

По данным социально-гигиенического мониторинга для республики характерно уменьшение уровня загрязнения атмосферного воздуха.

Мониторинг состояния загрязнения атмосферного воздуха осуществляется Федеральным государственным бюджетным учреждением «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (ФГБУ «Башкирское УГМС») в 5 городах: Уфа, Благовещенск, Салават, Стерлитамак, Туймазы.

Уровень загрязнения атмосферы городов определяется главным образом высокими концентрациями по дигидросульфиду и взвешенным веществам.

Определяющим фактором качества атмосферного воздуха является поступление в атмосферу загрязняющих веществ в результате деятельности более 4 тыс. промышленных предприятий и организаций промышленного и аграрного комплексов, расположенных на территории Республики Башкортостан. На территории республики расположены предприятия и организации более 200 отраслей промышленности, а республиканский автопарк насчитывает более 1533 тыс. единиц автомототранспортных средств. В атмосферном воздухе в республике в результате эксплуатации данных объектов в 2017 году содержались примеси по 452 наименованиям. Из стационарных источников наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха республики вносят предприятия топливно-энергетического комплекса. Основными предприятиями отрасли, расположенными в городах Уфа, Салават, Стерлитамак являются: нефтеперерабатывающая, включающая в себя три нефтеперерабатывающих завода: «Башнефть – Уфанефтехим», «Башнефть – Уфимский НПЗ», «Башнефть – Новойл», являющихся филиалами ПАО АНК «Башнефть»; химическая, крупным представителем которой является ПАО «Уфаоргсинтез», ООО «Башнефть-добыча» НГДУ Уфанефть Демский район; машиностроение и металлообработка представлены ПАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение», АО «УАП «Гидравлика», ОАО «Уфимское агрегатное производственное объединение»; лесная и деревообрабатывающая – ООО «Уфимский фанерный комбинат»,

ООО «Уфимский фанерно-плитный комбинат», ООО «Башмебель – плюс»; медицинская – ОАО «Фармстандарт – УфаВИТА», НПО «Иммунопрепарат» филиал ФГУП «НПО «Микроген» МЗ РФ в г. Уфа; предприятия по производству стройматериалов: ОАО «СТЕКЛОНиТ» (входит в Группу компаний «РУСКОМПОЗИТ»), филиал ООО «Русджам Стеклотара Холдинг», ОАО «Газпром нефтехим Салават», ОАО «Синтез-Каучук», ООО «Башкирская генерирующая компания», ООО «Ново-Салаватская ТЭЦ», ОАО «Башкирская содовая компания».

Наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха республики вносят предприятия топливно-энергетического комплекса, который включает в себя такие крупные отрасли промышленности как нефтедобывающая (13%), нефтеперерабатывающая и нефтехимическая (30%), химическая (11%), электроэнергетическая (18%).

Увеличение объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников объясняется ростом количества автотранспортных средств.

Приоритетными химическими веществами, загрязняющими атмосферный воздух населенных мест Республики Башкортостан являются: диоксид азота, взвешенные вещества, оксид углерода, оксид азота, аммиак, этилбензол, диоксид серы, дигидросульфид, гидроксибензол, бензол, толуол, хлористый водород.  

Объемы выбросов загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников в 2017 году увеличились по сравнению с предыдущим годом и составили 0,918 млн. тонн. Вклад автотранспорта в эту величину составил 49,8 % (2016 г. – 50,9%) (табл. №59).

Таблица №59



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.169.107.177 (0.287 с.)