Надеемся, что данная тетрадь будет Вам полезна. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Надеемся, что данная тетрадь будет Вам полезна.



Пояснительная записка

Рабочая тетрадь по МДК.03.01. Теоретические основы организации обучения в разновозрастных группах ПМ 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»;

 

Цель рабочей тетради: развитие мыслительных способностей студентов; формирование способов самостоятельной деятельности и усвоение учебного материала по пройденным темам; контроль знаний и умений обучающихся, выявление сформированности общих и профессиональных компетенций студентов, работа с учебником.

Содержание заданий имеют как репродуктивный, так и творческий, поисковый характер, что вызывает необходимость структурировать содержание лекционного материала, использовать дополнительную литературу, систематизировать свои знания и творчески их применять. Примерные тестовые задания также выполняются самостоятельно, что помогает студентам качественно подготовиться к промежуточному и итоговому контролю качества знаний. Структура тестовых заданий: открытые задания, предполагающие самостоятельную формулировку ответа; закрытые задания, предполагающие выбор одного правильного ответа из предложенных вариантов; задания на упорядочение и сопоставление.

При выполнении заданий студенты могут воспользоваться материалами лекций, рекомендациями преподавателя, электронными и тестовыми материалами. Выполненные работы в рабочей тетради считаются допуском обучающихся к комплексному экзамену.

Уважаемый студент!

Рабочая тетрадь по МДК 03. 01. Теоретические основы организации обучения в разновозрастных группах подготовлена в помощь Вам для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.

Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельного выполнения заданий, которые помогут утвердиться в своих знаниях, обеспечат необходимую подготовку по междисциплинарному курсу. Приступая к изучению нового учебного материала, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы.

Разделы тетради соответствуют программному содержанию рабочей программы ПМ 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, специальности 44.02.01 «Дошкольное образование». Выполнять задания следует по мере прохождения учебного материала прямо в тетради.

Перед началом работы необходимо внимательно прочитать задание, данное в рабочей тетради и, воспользовавшись методическими пособиями и своими знаниями по данной дисциплине, выполнить его.

Добросовестная и систематическая работа с рабочей тетрадью - залог отличных результатов в изучении предмета.

 

Желаем Вам успехов!

Надеемся, что данная тетрадь будет Вам полезна.


Раздел 1. Основы организации обучения в разных возрастных группах

Глава 1. 1 Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах.

Тема 1.1.1: Понятие дидактика

Задание самостоятельное №1

Инструкция: продолжите определения:

Предметом современной дидактики является_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Обучение _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Движущие силы ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Противоречия _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание проверочное №2

 

Инструкция: Перечислите основные функции обучения и дайте каждой функции определение

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Закономерности обучения -____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание самостоятельное №3

 

Существует достаточно много подходов к выделению закономерностей обучения,

Заполните таблицу:

 

Автор Закономерности
   
   
   

 

 

Примеры конкретных закономерностей обучения:

 


Задание практическое №2

Инструкция: Заполните таблицу проанализировав следующие документы:

Документы регламентирующие содержание образования. Содержание документа. Выводы
Санитарно –эпидемиологические требования  
Порядок организации обучения  
Закон об Образовании.    

Задание проверочное №3

Инструкция. Выполните тест.

Расшифруйте аббревиатуру ФГОС ДО  
Расшифруйте аббревиатуру ООП ДО  
Основная образовательная программа дошкольного образования – это: а) программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста; определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования, организационно-педагогические условия образовательного процесса; б) система мероприятий по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, включающая цель, задачи, методы, формы организации и результат данной деятельности; в) структурированное описание педагогического опыта (мастер-классы, открытые мероприятия, тексты выступлений на научно-практических конференциях, публикации)
4. Стандарт предъявляет требования: а) к внешнему виду, грамотному и техническому оформлению ООП ДО; б) к структуре ООП ДО и ее объему; в) к условиям реализации ООП ДО; г) к результатам освоения Программы.
5. Укажите соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений: а) 80% и 20% соответственно; б) 60% и 40% соответственно; в) 30% и 70% соответственно.
6. Укажите лишние компоненты требований к условиям реализации Программы: а) психолого-педагогические условия; б) кадровые условия; в) результаты освоения ООП ДО; г) материально-технические условия; д) финансовые условия; е) развивающая предметно-пространственная среда.  
Какие требования к развивающей предметно-пространственной среде необходимо учитывать при реализации Программы? 1. -Насыщенность 2. -Вариативность 3. -Информативность 4. - Полифункциональность 5. -Доступность 6. -Индивидуальность 7. -Трансформируемость 8. -Целесообразность 9. -Безопасность
Образовательные области, выделенные в Стандарте? а) социально-коммуникативное развитие; б) познавательное развитие; в) речевое развитие; г) художественно-эстетическое развитие; д) физическое развитие; е) музыкальное развитие; ж) познавательно-речевое развитие  
9. Формирование основ безопасного поведения ребенка в быту, социуме, природе относится к образовательной области: а) социально-коммуникативного развития; б) познавательного развития; в) художественно-эстетического развития; г) физического развития.  
10. Овладение ребенком элементарными нормами и правилами здорового образа жизни относится к образовательной области: а) социально-коммуникативного развития; б) познавательного развития; в) художественно-эстетического развития; г) физического развития; д) познавательно-речевое развитие.  
11. Оценка индивидуального развития детей при реализации ООП ДО может проводиться в форме: а) педагогической диагностики; б) ранней коррекционной помощи детям с ОВЗ; в) психологической диагностики; г) комплексного обследования медицинских специалистов  
12. Определите время реализации ООП ДО: а) от 65% до 80% времени пребывания детей в детском саду; б) только во время занятий; в) может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в организации.  
13. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде: а) целевых ориентиров; б) интегративных качеств личности дошкольников; в) уровней освоения образовательной программы.
14. Целевые ориентиры – это: а) социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня ДО; б) основа объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей; в) показатель качества профессиональной деятельности педагогов ДО.    

 

Задание практическое №4

 

Инструкция: Спроектируйте предметно – пространственную среду согласно требованиям ФГОС, для любой возрастной группы.

 

Задание практическое №2

Инструкция: При помощи дополнительной литературы заполните таблицу

Название образовательной программы Авторы Цель, задачи, Выводы
1 Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. Руководители авторского коллектива и научные редакторы программы: кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор А. Г. Гогоберидзе, кандидат педагогических наук, доцент О. В. Солнцева.    
2 Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2014 Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред.  Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой.    
3 ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Руководители авторского коллектива — доктор психологических наук, профес- сор— Н. Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор,— Т. С. Ко- марова; Заслуженный учитель России,— М. А. Васильева    
4 Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» С.Г.Якобсон Т.И. Грузик Т.Н. Доронова    
5 Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. Научный руководитель — доктор педагогических наук Л.А. Парамонова Программа доработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования Алиевой Т.И., Арнаутовой Е.П., Васюковой Н.Е., Качановой И.А., Кондратьевой Н.Л., Лыковой И.А., Нехорошкиной О.В., Родиной Н.М., Рыча- говой Е.С., Трифоновой Е.В., Урадовских Г.В.    
6 Образовательная программа дошкольного образования «Р А З В И Т И Е» Одобрено Экспертным советом ФГАУ «ФИРО» по образованию и социализации детей к использованию в дошкольных образовательных учреждениях для разработки основной образовательной программы Руководители авторского коллектива: Венгер Л. А., д-р психол. наук; Дьяченко О. М., д-р психол. наук; Булычева А. И., канд. психол. наук    

 

Задание самостоятельное №3

Инструкция: с помощью дополнительной литературы составить перечень парциальных программ по образовательным областям.

 

Образовательная область. Парциальная программа (название, автор)
   
   
   
   
   

 

Задание практическое №4

Инструкция: Проанализировать педагогическую литературы из опыта работы и составить картотеку опытов и экспериментов для разных возрастных групп.

Пример:

Возраст Тема Цель материалы Описание
Средний Эксперимент «Рассматривание и сравнение шишек сосны и ели» Продолжать формировать знания детей о семенах и плодах, учить выделять характерные особенности семян и плодов культурных растений; закрепить знания о том, что из семян вырастают растения. шишки ели и сосны, лупа. Щенок Шарик бегал по лесу и увидел на полянке в траве шишки. Ему стало интересно, с какого дерева они. Он огляделся вокруг и увидел сосну и ель. - Попробуй тут разберись, с какого дерева шишки, - подумал щенок. Дети с помощью лупы рассматривают шишки, выясняют, чем они схожи и чем отличаются. Приходят к выводу, что у сосны шишка круглая и твёрдая, а у ели длинная и мягкая.
         
         
         
         
         
         

Задание проверочное №5

Инструкция: напишите определение

Средство -_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

К визуальным дидактическим средствам относятся________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аудиальные средства – это средства ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аудиовизуальные средства ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Художественные средства ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Материализованные средства ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание самостоятельное №6

 

Инструкция: Используя дополнительную литературу составить перечень средств организации обучения по разным образовательным областям с учётом разных видов средств.

Образовательные области Средства обучения
   
   
   
   
   
   

Задание самостоятельное №7

Инструкция:

 1.Обобщенная формулировка задачи.

В практике работы ДОУ широко используются ИКТ. В этом есть не только положительные стороны, но и негативные.

Ключевое задание.

1. Покажите возможности использования ИКТ в обучении детей.

2. Раскройте условия, методику использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ.

3. Проанализируйте опыт работы воспитателей по использованию ИКТ в образовательном процессе ДОУ на основе средств интернет.

 

Список рекомендуемой литературы

1.Будунов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной среде: «за» и «против». – М.АРКТИ,2006.192с.

2.Громова У. Ясли VKONTAKTE. //Дошкольное воспитание. – 2012 г. - № 1. – с. 67-69.

3.Давыдова О.И., Майер А.А. Медиакомпетентность воспитателя ДОУ при создании электронных презентаций.// Управление ДОУ. – 2012 г. - № 1. – с. 99-105.

4.Дошколенок + компьютер: перспективно-тематическое планирование/авт.-сост. Л.А. Коч, Ю.А. Бревнова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 179 с.

5.Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. и др. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 128 с.

6. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 208с

 

Задание проверочное №8

Инструкция: Впишите правильные ответы в таблицу

1. Перечислите образовательные области согласно ФГОС.    
2. Универсальным методом обучения дошкольников является:  
3. К какому принципу обучения вы отнесете правила: от легкого к трудному, от неизвестного к известному, от простого к сложному?    
4. К какому принципу обучения вы отнесете правило «Как можно чаще использует вопрос «почему?»  
5. Напишите типы организации обучения.  
6. Наука об обучении, образовании, их целях, содержании, методах, средствах называется  
7. Перечислите виды детской деятельности  
8. Виды образовательных программ  
9. Структура образовательной программы состоит из:    
10. Чем обусловлены функции средств обучения  
11. Перечислите функции средств обучения.  
12. Отрезок образовательного процесса, законченный в смысловом, временном и организационном отношении.  
13. Согласованная деятельность воспитателя и детей, осуществляемая в определённом порядке и режиме.    
14. Деятельность педагога и детей, направленная на достижение дидактической цели. Это?  
15. Напишите виды наблюдения  

Задание практическое №1

 

А) Инструкция: Заполните таблицы, по младшей, средней и старшей группе. Необходимо определить возраст детей, тему занятия, определить цель и дидактические задачи.

Тема НОД__________________________________________________________

Возраст - младшая группа

Задачи Планируемый результат. Методические действия.
     
     
     
     

Б) Инструкция: Заполните таблицы, по младшей, средней и старшей группе. Необходимо определить возраст детей, тему занятия, определить цель и дидактические задачи.

Тема НОД__________________________________________________________

Возраст – средняя группа

Задачи Планируемый результат. Методические действия.
     
     
     
     

 

В) Инструкция: Заполните таблицы, по младшей, средней и старшей группе. Необходимо определить возраст детей, тему занятия, определить цель и дидактические задачи.

Тема НОД__________________________________________________________

Возраст – старшая группа

Задачи Планируемый результат. Методические действия.
     
     
     
     

 

Задание самостоятельное №2

Инструкция: Заполните таблицы, аналогичные заданию №1, по младшей, средней и старшей группе. Необходимо определить возраст детей, тему занятия, определить цель и дидактические задачи. Не менее двух на каждую группу.

 

Тема 1.2.4 Формы организации непрерывной образовательной деятельности.

Задание практическое №1

  Инструкция: Заполните таблицу

 

Виды детской деятельности. Формы работы по видам деятельности.
1    
2    
3    
4    
5    
6    
7    
8    
9    

 

 Задание самостоятельное №2

Инструкция: Составить конспект экскурсий (на отдельном листке), для детей старшего, младшего дошкольного возраста по плану.

Структура экскурсии

Структурный компонент Содержание
Подготовительный этап Педагог определяет объем экскурсии, программное содержание, сроки проведения, педагог осматривает место проведения экскурсии, продумывает содержание, методы и приемы проведения. Решаются организационные вопросы (маршрут, сопровождение и т.п.). Подготовка детей к предстоящей экскурсии заключается в пополнении знаний (актуализация)
Ход экскурсии Наблюдение организуется в определенной последовательности: целостное восприятие объекта, а затем анализ его составляющих для углубленного познания. Наблюдение является ведущим методом работы с детьми на экскурсии, но при этом большое значение имеют разнообразные вопросы: от организующих внимание, до стимулирующих творческое мышление, воображение. В процессе экскурсии поддерживается мыслительная активность ребенка (дети задают вопросы, читают стихи, отгадывают загадки, участвуют в играх). В конце экскурсии подводятся итоги, что узнали нового, интересного.
После экскурсионная работа Полученные знания систематизируются, уточняются, находят свое отражение в других видах деятельности (оформление материалов экскурсии, работа с художественной литературой, продуктивная деятельность, организация игр, обобщающие беседы и т.д.)

 

 

 

 


Задание практическое №3

Инструкция: Напишите конспект НОД, используя технологическую карту, в любой возрастной группе по предложенной схеме. По познавательному развитию.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

организованной образовательной деятельности

Образовательная область___________________________________________________________________________________________________

Вид детской деятельности__________________________________________________________________________________________________

Возрастная группа ________________________________________________________________________________________________________

Тема: ____________________________________________________________________________________________________________________

Форма НОД: _____________________________________________________________________________________________________________

Форма организации детей __________________________________________________________________________________________________

Задачи приоритетной области

Развития: Обучения: Воспитания:
     

 

Словарная работа ________________________________________________________________________________________________________

Ожидаемые результаты

иметь представление знать уметь
     

 

Методы и приемы ________________________________________________________________________________________________________

Предварительная работа с детьми ____________ ______________________________________________________________________________

Задание проверочное №5

 

Инструкция: Дайте определение.

Форма обучения – это_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фронтальные формы работы –это_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Формы организации обучения Особенности
Индивидуальная  
Групповая (индивидуально-коллективная)    
Фронтальная  

Задание проверочное (промежуточный) №6

Инструкция: Решите кроссворд.

      2           5                 15  
  1           3                 13      
                                       
          4   7                        
                                       
          8                            
      6               14   16            
                                       
                  12                    
              11           19   21        
                                       
                  17       20            
                                       
  9                                    
                                       
                      22                
10                                      
                                       
        18                              
                                       

 

По горизонтали:
1. Это способ организации педагогического процесса 3. Процесс совместной целенаправленной деятельности педагога и детей, 4. Построение процесса обучения, единство, взаимосвязь и взаимодействие его отдельных компонентов 6. Конкретное содержание указанных _______________ зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей; определяется целями и задачами Программы. 9. Приём организации обучения 10. Умение всматриваться в явления окружающего мира 11. Нормативный акт, регулирует общественные отношения. 14. Комплекс основных характеристик образования. 17. Составная часть метода 18. Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка 19. Набор операций, которые можно осуществлять в обучении 22. Замещение реальных предметов
По вертикали:
2. Движущаяся сила обучения. 5. Заключается в формировании знаний, выполнение обеспечивает полноценное развитие и успешную социализацию личности учащихся 7. Основной жанр прозы, метод взаимодействия педагога с детьми. 8. Вид наблюдения 12. Перевод теоретического опыта в практический 13. Диалог между двумя и более людьми 14. Фундаментальные положения 15. Предполагает поиск резервов умственного развития детей: способности к творческому мышлению и самостоятельной познавательной деятельности 16. Деятельность детей на приобретение новых знаний и умений. 20. Система последовательных взаимосвязанных действий педагога и детей 21. Приём организации обучения

Задание практическое №1

Инструкция: Составить конспект занятия для детей раннего возраста по предложенной схеме.

Тема  
Дидактические задачи.  
Мотивация к деятельности.  
Этапы реализации дидактической задачи.  
Рефлексия  

 

Задание практическое № 2

Инструкция: Спланируйте серию занятий, направленных на развитие предметных действий у детей раннего возраста.

Срок.(период) Тема. Задачи
     
     
     
     
     
     

 

 


Задание самостоятельное №2

Инструкция: Проанализировать методическую литературу и спланировать мероприятия по адаптации детей в разные режимные моменты.

 

Пример: Ранний возраст

День недели Утренний приём Прогулка 2 половина дня Режимные моменты
Понедельник        
Вторник        
Среда        
Четверг        
Пятница        

Задание практическое (самостоятельное) №3

Инструкция: Решить педагогические ситуации с детьми раннего возраста.

1. Трёхлетняя Катюша начала одеваться на прогулку, но, пока выворачивала налицо кофту, колготки, рейту­зы, отстала от других детей.

Как быть:

§ помочь девочке быстро одеться,

§ предложить детям подождать, пока Катя оде­нется сама,

§ оставить её в группе с няней?

Назовите свои варианты действий и дайте им обо­снование.

Учтите, что вещи остались в таком состоянии с утра, когда мама привела девочку в детский сад. Она очень спешила.

Что вы добавите к ответам в этом случае?

Как поступите вы, если такое положение с ве­щами девочки повторяется каждый день?

2. Четырёхлетний Кирилл после занятия забыл отне­сти на место стульчик и побежал играть. Няня сказала мальчику: «Кирюша, поставь свой стульчик на место!»

Как поступить:

§ оставить ребёнка в покое, а когда дети уйдут на прогулку, поставить стул на место,

§ демонстративно поставить стульчик на место, подчеркнув, что все дети хорошие, аккуратные, а Кирилл нет,

§ подвести мальчика к стульчику, обратить вни­мание на то, что все стулья одинаковые и заста­вить Кирилла принести стульчик на место?

Назовите другие возможные варианты действий, дайте им обоснование.

3. Как только в группу приходит новый человек, дети подходят к нему и стараются привлечь к себе внимание: кто-то показывает любимую игрушку, кто-то демонст­рирует новую одежду, кто-то хвалится своими достиже­ниями.

Чем вызвано такое поведение детей?

4. За одним столом сидят Женя (6 лет 5 мес) и Юля (4 года 6 мес). Они собираются рисовать. Юля раскрывает свою коробочку с красками и проявляет недовольство: ей не нравится белая краска. Она просит соседку поделиться с нею красками, но Женя возражает: «Не дам! Ты сама испачкала свою белую краску, вот и рисуй такой!» Юля начинает плакать, и старшая девочка уступает: «Ну, ладно, давай рисовать моими, только не испачкай белую краску, хорошо споласкивай кисточку!»

Какие черты характера и особенности возраста проявились у девочек?

Какой может быть реакция педагога?

5. Трёхлетний Миша катал по полу машину, а Таня играла с куклой. Ей захотелось покатать её, и, подойдя к мальчику, она отняла машину. Миша заплакал, а Таня выжидательно посмотрела на воспитателя.

Какие особенности, свойственные младшим дошкольникам, проявились в поведении девочки?

Как поступить педагогу в данной ситуации?

 

6. Лена (2 года 8 мес) принесла в группу новую игруш­ку – красивого котёнка. На прогулке Юра выхватил иг­рушку у девочки, несмотря на её протесты, повертел в руках и бросил в лужу. Лена горько заплакала, прижимая к себе испачканного котенка.

Объясните возможные причины поведения Юры.

Какие особенности малышей следует учесть педа­гогу, чтобы правильно среагировать на происшед­шее?

 

7. Пятилетняя Света проболела две недели, а когда пришла в группу, то увидела, что её место за столом заняла Дин



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.121 с.)