Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа в тетради «Русский язык» № 2

Упражнение 1 отработка зрительного восприятия и точности проведения линий в процессе дорисовывания попугая. Выполняется самостоятельно.

Упражнение 2 отработка написания строчной буквы о снизу, отработка написания за одно движение двух букв или элемента буквы и последующей буквы. Сочетание букв по можно предложить прописать за одно движение. В конце строки можно предложить учащимся попробовать написать за одно движение буквосочетание по и соединительный штрих после буквы о. Во время работы с буквосочетанием то не стоит предлагать прописывать букву т за одно движение, лучше предложить по-прежнему писать букву т за три движения (это поможет учащимся не путать буквы п и т). На свободной строчке можно потренироваться в безотрывном написании буквосочетаний со, по, а также в написании за одно движение этих буквосочетаний и соединительного штриха после буквы о. Также целесообразно использовать эту строчку для отработки соединений, внутри которых учащиеся допускают ошибки, или для дифференциации буквосочетаний по и то.

Упражнение 3 повторение йотированной функции букв я, е, ё, ю. Выполняется письменно, самостоятельно с обязательной последующей фронтальной проверкой. На каждом уроке педагог учит детей рациональным приёмам работы, поэтому и здесь, прежде чем выписывать слова, лучше их подчеркнуть или особым образом отметить, например, так: þ. Должны быть подчеркнуты слова маяк, каюта, юнга, ягода, ёжик, енот, яхта, юбка, юмор.

Возможная ошибка: учащиеся могут решить, что в словах ель, льёт, вьюга, якорь звуков больше, чем букв. Это достаточно типичная ошибка связана с тем, что в этих словах есть буква, обозначающая два звука, на которую и могут обратить внимание учащиеся, не заметив при этом наличия в этих словах буквы (ь), не обозначающей звука. Дополнительное задание: сначала выписать из слов упражнения слова, в которых букв больше, чем звуков (пять, зверь), а потом подобрать несколько своих примеров таких слов. После выполнения задания его нужно обязательно проверить, учащиеся должны аргументировать свой ответ.

Упражнение 4 развитие внимания к месту ударения в слове в процессе наблюдения над омóграфами, встретившимися в стихотворении. Сначала целесообразно предложить учащимся самостоятельно прочитать стихотворение, подчеркнуть нужные слова, поставить в них знак ударения, потом предложить хорошо читающему ученику прочитать стихотворение вслух. Встретившиеся омографы анализируются. После фронтального разбора по усмотрению учителя найденные пары слов могут быть записаны в рабочую тетрадь: ворóна – вóрона, сóрок – сорóк.

Вторая часть задания по составлению звуковых моделей слов ворóна и сорóка выполняется самостоятельно с последующей проверкой.

Результат работы:

ворóна

  /  
с   к с к С к

 

сорóка

    /    
с   к с к С к

В ходе проверки важно попросить объяснить, в чем причина ошибки у тех учащихся, которые «составили» неверные модели.

Возможная трудность этого упражнения связана с тем, что учащиеся могут не обратить достаточного внимания на такую качественную характеристику согласных, как звонкость-глухость. В слове ворона первый и пятый звуки - звонкие согласные, а не глухие, в отличие от слова сорока, что и должно найти отражение в модели.

Дополнительное задание: вспомнить и записать слова, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному.

Упражнение 5 отработка правила переноса, отработка умения обнаруживать слова, которые нельзя переносить. Выполняется письменно, самостоятельно с последующей фронтальной проверкой.

Выполненное упражнение будет выглядеть так:

пись-мо, ще-но-чек, боль-шая, ста-ру-шка (ста-руш-ка), маль-чик, ко-ло-коль-чик, ху-день-кий, зер-ка-ло, чай-ник, объ-езд, пла-тье

Возможная ошибка связана с тем, что учащиеся могут записать следующий вариант переноса: боль-ша-я, разделив слово не для переноса, а на слоги. В этом случае ещё раз напомнить, что деление для переноса иногда не совпадает с делением на слоги: одну букву нельзя оставлять на строке и переносить.

Дополнительный вопрос: «Почему слова очень, олень, улей, осень, стая, которые состоят из двух слогов, не стали делить для переноса?».

Упражнение 6 закрепление сведений о родственных словах. Целесообразно предложить первоклассникам самостоятельно записать нужные слова на свободных строчках с последующим коллективным обсуждением.

Вариант выполнения: в слабом классе можно предложить открыть учебник на странице 79 и с опорой на учебник самостоятельно вписать пропущенные слова.

Упражнение 7 отработка умениянаходить повторяющуюся общую часть в словах. Работа с этим упражнением проводится в два этапа. Сначала учитель просит учащихся объяснить значение второго, третьего и четвёртого слова в столбике, используя при этом первое слово столбика: водичка – тёплая вода, водный – относящийся к воде, например, транспорт, водяной - живущий в воде. Толкование каждого слова позволит выделить общую часть и почувствовать сходство и разницу в значениях. После фронтальной устной работы учащиеся самостоятельно выделяют общую часть и ставят ударение. После постановки ударения важно попросить в каждой из групп называть слова, в которых подчеркнутая часть звучит четко. В первой группе это слово вóдный, во второй - свет, светлый, в третьей – зимний, зимушка, в четвертой – горка, горный.

Дополнительные задания: 1) Как называют слова, записанные в первом столбике? во втором? и т.д. 2) Списать одну-две группы родственных слов в тетрадь.

Упражнение 8 направлено на отработку действия списывания. Выполняется письменно самостоятельно. Учитель обращает внимание учащихся на постановку знаков препинания и на написание слов че г о - то, со л нца. По своему усмотрению учитель дифференцирует объём выполнения упражнения в зависимости от темпа работы класса.

Дополнительное задание после списывания: осуществить взаимопроверку выполненной работы, сверяя с авторским текстом.

 

Уроки 34-35

Упражнение 1 отработка зрительного восприятия и точности проведения линий в процессе дорисовывания конфеты. Выполняется самостоятельно.

Упражнение 2 тренировка в написании строчной буквы о и в написании линии сложной и длительной траектории. Работа на первых двух строчках выполняется учащимися самостоятельно. Написание слова гол сначала разбирается на доске, не стоит предлагать учащимся писать все слово за одно движение, целесообразно за первое движение написать буквосочетание го и соединительный штрих, после этого сделать паузу, оторвав ручку от тетради, а потом прописать букву л. Очень важно обратить внимание класса на точку начала написания буквы л, это поможет предупредить ошибки соединения типа Вставка № 5

Содержание работы на свободной строчке учитель определяет исходя из особенностей класса.

Упражнение 3 отработка написания словарных слов дорога, до свидания, ребята, медведь, город, собака. Проводится в два этапа. Сначала в ходе фронтальной работы в слова вписываются буквы: учащиеся по цепочке называют букву, которую нужно вписать в слово. После этого ученики самостоятельно работают с предложениями. При проверке нужно попросить в предпоследнем предложении поставить ударение в слове дорóга.

Вариант выполнения: Если уровень подготовки класса невысок, то эту работу необходимо организовать максимально развернуто, с обязательным постоянным орфографическим проговариванием слов, чтобы было понятно, какая буква должна быть вписана, лишь после проговаривания слова буква называется и вписывается. При вписывании слов в предложения они также перед записью проговариваются орфографически.

Дополнительное задание: Записать слово дорога дважды в рабочую тетрадь, подумать, какие возможны варианты постановки ударения. Объяснить значение слова дорогá. Придумать и записать предложение с этим словом.

Упражнение 4 наблюдение за значением фразеологизмов; умение выбрать нужный фразеологизм в соответствии со смыслом предложения. Начинается как фронтальное: в ходе устного обсуждения учащиеся объясняют значения устойчивых сочетаний слов: считал ворон, мастер на все руки, клевал носом, продолжается как самостоятельное: от выбранного фразеологизма проводится линия к нужному предложению, а затем учащиеся вписывают фразеологизм в предложение. После выполнения письменной части упражнения учащиеся еще раз объясняют значения фразеологизмов в записанных предложениях.

Дополнительное задание: заменить устойчивое сочетание слов в предложении одним словом, например: «На уроке Вася не слушал учителя, а сидел и считал ворон» = «бездельничал» и т.п. Ответить на вопрос «Какое из предложений – с фразеологизмом «считал ворон» или со словом «бездельничал» - более яркое, выразительное?»

Упражнение 5 наблюдение за словами, которые обозначают число или количество (имена числительные). Знакомство с именами числительными вводится с пропедевтической целью, так как учащиеся часто сталкиваются с числами и цифрами и должны уметь грамотно записать их с помощью букв. При этом в подаче материала вводится определённое ограничение: рассматриваются простейшие случаи, где орфография не расходится с орфоэпией (два, три, пять, шесть, семь). Учитель просит вспомнить текст известной считалки, а вместо пропусков хором произнести пропущенные слова, после чего учащиеся самостоятельно вписывают нужные слова.

Упражнение 6 работа с деформированным текстом. Выполняется фронтально, с последующей обязательной проверкой. На доске необходимо продублировать материал упражнения, так как этот вид работы труден для первоклассника. Методика работы аналогична урокам № 30-31. Внимание учащихся обращается на правописание имён собственных.

Упражнение 7 закрепление результатов работы над предыдущим упражнением, отработка действия списывания в усложнённых условиях. Выполняется письменно самостоятельно с последующим обсуждением результатов работы.

Вариант выполнения: в очень слабом классе проводится фронтально с параллельной записью на доске. В ходе работы четко контролируется постановка знака препинания в конце предложения, написание с заглавной буквы первого слова следующего предложения. Для усиления контроля можно предложить учащимся подчеркивать знак конца предложения и заглавную букву в начале.

Дополнительное задание: предложить учащимся ответить на вопросы:

1) Кто написал книгу «Маугли»?

2) Почему мальчик оказался в волчьей стае?

Уроки 36-37

Упражнение 1 отработка зрительного восприятия и точности проведения линий в процессе дорисовывания луковицы. Выполняется самостоятельно.

Упражнение 2 работа по развитию связности движений при написании строчной буквы ю, написание второго и третьего элементов за одно движение без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. Не стоит предлагать первоклассникам прописывать всю букву ю за одно движение, т.к. им еще довольно трудно проводить линию снизу вверх точно попадая в проведенную перед этим линию, если же учитель оценивает возможности класса как высокие, можно поработать над написанием буквы ю за одно движение на четвертой строчке уже после того, как будет отработано написание за два движения. На свободной строчке можно потренироваться в написании некоторых буквосочетаний, например, юл, юм, юя, юг, юз. Количество отрывов при прописывании буквосочетаний определяет возможностями учащихся.

Упражнение 3 отработка правила написания буквосочетаний жи – ши, ча – ща. Начинается выполнение устно в парах. Перед началом письменного выполнения целесообразно фронтально поработать над значением пословиц, которые прочитывают хорошо читающие учащиеся. Завершается выполнение упражнения как самостоятельное: учащиеся вписывают буквосочетания.

Вариант выполнения: в классах, где учащиеся нуждаются в пошаговой помощи, каждое слово с пропущенной орфограммой проговаривается, учащиеся сообщают, какую букву нужно вставить.

Дополнительный вопрос: Что объединяет все эти пословицы? (Все они о дружбе).

Упражнение 4 отработка умения делить слова для переноса. Выполняется письменно, самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. Должны быть выписаны слова: ле-ни-вец, ви-сит, (на) ве-тке (вет-ке), ска-зал, по-про-бу-ет, про-ви-сеть, хо-тя. Учитель должен предупредить возможность возникновения ошибки в слове по-про-бу-ет (по п -ро-бу-ет).

Вторая часть упражнения позволяет продолжить наблюдения над группами родственных слов. Выполняется фронтально, устно. Учитель просит учащихся объяснить значение слова ленивец, используя при этом слово лень. Ученикам предлагается ответить на следующие вопросы: «Как называются такие слова в русском языке? Есть ли у этих слов общая часть? Назовите её». Работа с однокоренными словами строиться таким образом, чтобы закрепить в сознании учащихся представление о двух признаках родственных слов: близость по значению и наличие общей части.

Упражнение 5 отработка умения делить слова на слоги, определять место ударения. Выполняется самостоятельно письменно с последующей фронтальной проверкой. Учитель выясняет, в какой последовательности учащиеся будут выполнять это задание. Поскольку аналогичные задания уже выполнялись, учащиеся формулируют последовательность своих действий: сначала поставить ударение в слове, поделить его на слоги, а потом записать в нужный столбик. До начала выполнения упражнения учитель обращает внимание учащихся на то, что могут встретиться слова, которые не соответствует ни одной из схем.

Самопроверку можно организовать по-разному: после выполнения задания учащиеся зачитывают слова, которые они подобрали к каждой слогоударной схеме или параллельно у доски работают четыре ученика, каждый подбирает слова к одной слогоударной схеме. Выполненное задание выглядит так:

´

 

´  
поэт улыбка
делить рисунок
всегда смешинки

 

 

´ ´    
помогать огромные
пополам пословица
почему  

 

Ни к одной из схем не подошли слова: дружба, настоящий, правда, горькая, льдина.

Дополнительные задания: 1) На какие группы можно разделить слова, не вошедшие ни в один из столбиков? (На три: 2-слоговые, 3-слоговые, 4-слоговые); 2) Что объединяет слова дружба, правда, льдина? (Они все состоят из двух слогов, первый слог ударный); 3) Записать эти слова в рабочую тетрадь, начертив их слогоударную схему.

Упражнение 6 отработка умения задать вопрос к слову. Выполняется письменно, самостоятельно, в слабом классе лучше выполнить фронтально. До начала самостоятельного выполнения устно в ходе фронтальной работы нужно задать вопрос к каждому слову. Проверку выполненной работы можно провести по-разному: учащиеся последовательно называют слова с вопросами, на которые они отвечают; а можно на доску вынести следующую таблицу:

кто? что? какая? какой? что делать? что делает? что делают?
     

В этом случае учащиеся сначала называют все слова, отвечающие на вопрос кто?, затем что? и т.д. Такой способ проверки возможен только в хорошо подготовленном классе.

Дополнительные вопросы: 1)Что называют слова красивая, кислый: какие-то предметы или признаки? 2) В каком случае мы говорим что делает?, а в каком что делают?

Упражнение 7 закрепление действия списывания. Возможную трудность может представлять написание слов пр е врати ться, и с чезнет, с о верше нн о, поэтому чтобы предупредить ошибки целесообразно до начала списывания попросить учащихся подчеркнуть опасные места, слово обнюхивал поделить на слоги, прочитать еще раз эти слова и при списывании обратить на них особое внимание. Дополнительно нужно обратить внимание учащихся на то, что здесь встречаются предложения, внутри которых стоят запятые: важно при списывании не пропустить их. Выполняется письменно самостоятельно. Вариант выполнения: в классах с невысоким темпом работы не стоит предлагать списывать весь текст целиком, лучше более тщательно поработать над списыванием какой-то его части. После завершения самостоятельного списывания учитель просит учащихся проверить свою работу, обращая особое внимание на подчеркнутые места.

Дополнительные вопросы: 1) Почему слово Бимбо пишется с заглавной буквы? 2) Какие еще примеры слова, пишущихся с заглавной буквы, вы можете привести?

Уроки 38-39

Упражнение 1 отработка зрительного восприятия и точности проведения линий в процессе дорисовывания карандаша. Выполняется самостоятельно.

Упражнение 2 работа по развитию связности движений, отработка написания линий сложной траектории и большой длительности за одно движение без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. Основное условие работы – написание предлагаемых образцов за одно движение. На свободной строчке отрабатываются буквосочетания, в соединении которых учащиеся класса допускают ошибки.

Упражнение 3 различение слова и «неслова», закрепление понимания слова как единства значения и звучания (написания). Выполняется фронтально, письменно. Материал упражнения читает учитель или хорошо читающий ученик. Перед тем как подчеркнуть слова, учащиеся должны объяснить логику своего выбора: знают ли они значение этого слова; слышали ли когда-нибудь такие слова или нет. Каждый раз, называя «неслово», учащиеся должны отмечать отсутствие значения в данном наборе букв. Если темп работы класса позволяет, то можно выписать все слова, встретившиеся в упражнении.

Упражнение 4 развитие самоконтроля. Начинается как фронтальное: в ходе устного обсуждения учащиеся сравнивают два текста и приходят к выводу, что грамотно и красиво написанный текст - это показатель общей культуры человека. Кроме того, предложения, написанные небрежно и с ошибками, затрудняют понимание. Далее продолжается как самостоятельное: учитель просит самостоятельно найти и исправить ошибки, а затем записать текст в тетрадь. Важно, чтобы учащиеся назвали причину ошибок, сформулировали правила, которые забыл ученик первого класса.

Упражнение 5 повторение словарных слов адрес, ученик, дорога, класс, собака, деревня, фамилия в процессе разгадывания кроссворда. Выполняется письменно, самостоятельно с последующим обсуждением результатов.

Вариант выполнения: В слабом классе лучше использовать это упражнение не столько для контроля, сколько для отработки написания слов, для этого работу лучше организовать максимально развернуто, с обязательным постоянным орфографическим проговариванием слов.

Дополнительное задание: устно придумать предложения с отрабатываемыми словарными словами, наиболее удачные предложения под диктовку учителя записать в рабочую тетрадь.

Упражнение 6 наблюдение над написанием родственных слов; выбор проверочного слова, основанный на общем смысле предложения. Следует обратить внимание учащихся на слова л[и]са, м[и]чей, отметив, что при работе с этими словами нужно особенно внимательно относиться к их значениям, выбор проверочного слова зависит от контекста. Начинается как фронтальное: в ходе устного обсуждения учащиеся подчеркивают проверочные слова, продолжается как самостоятельное: учащиеся вписывают пропущенные орфограммы.

Упражнение 7 отработка действия списывания. Выполняется письменно, самостоятельно. Учитель обращает внимание учащихся на постановку знаков препинания и тире. Возможную трудность может представлять списывание слов заг о рать, (на) со л нце, х о дить, сляк о ть, п о год е, поэтому нужно обратить особое внимание учащихся на эти слова и попросить подчеркнуть опасные места. Слова любимое, загорать, встречаются, предпочитают поделить на слоги, прочитать еще раз эти слова и при списывании обратить на них внимание. По своему усмотрению учитель дифференцирует объём выполнения упражнения в зависимости от темпа работы класса.

 

Уроки 40-41

Упражнение 1 отработка зрительного восприятия и точности проведения линий в процессе дорисовывания чашки. Выполняется самостоятельно.

Упражнение 2 отработка написания первых двух элементов строчной и заглавной букв ф, Ф за одно движение. На третьей строчке целесообразно отработать написание букв ф, Ф с использованием отработанного на предыдущих строчках единого написания начальных элементов, при этом не стоит предлагать прописывать эти буквы за одно движение. При написании строчной буквы ф второй овал целесообразно теперь писать как строчную букву о с использованием нижнего способа написания, предложив учащимся за одно движение написать еще и соединительный штрих. На четвертой строчке целесообразно отработать написание буквосочетаний, первой буквой в которых идет строчная ф. Лучше, если учащиеся сами будут предлагать буквосочетания для записи, при этом особенности соединения сначала разбираются на доске, а потом учащиеся записывают буквосочетание в тетрадь.

Упражнение 3 наблюдение над группами родственных слов, отработка умения находить повторяющуюся общую часть в словах. Выполняется письменно, фронтально. Учитель организует наблюдение над тем, как на письме передаётся написание безударного гласного в корне в сравнении с обозначением ударного гласного в этом же корне в составе однокоренного слова. Можно продублировать этот материал на доске. В каждой паре слов, где возможно, ставится знак ударения, учитель просит учащихся объяснить значение этих слов, обратить внимание на сходство значения. Учитель просит в каждой паре называть слова, которые не требуют проверки на письме. Возможные ошибки связаны с постановкой знака ударения в односложных словах. В этом случае стоит ещё раз напомнить учащимся, что знак ударения в таких словах не ставится, т.к. место ударения очевидно.

Упражнение 4 наблюдение за соотношением звукового состава слова, переданного с помощью транскрипции, и буквенной записи этого же слова. Выполняется фронтально, поскольку упражнение может быть отнесено к трудным. Впервые вводится новая запись звуков с помощью транскрипции. Начинается выполнение с разбора первой строки. Учитель напоминает детям, что во втором столбике нарисована привычная для них модель слова тигр, в третьем столбике дана транскрипция этого же слова, при этом необходимо обратить внимание на способ обозначения мягкости согласного, в четвёртом столбике слово записано буквами. Во втором случае учащиеся делают буквенную запись слова торт, это не должно вызвать никаких сложностей. А далее нужно записать транскрипцию слов луг [лук] и лук [лук]. При сравнении буквенной и звуковой записей слова луг ученики должны обратить внимание на несовпадение последнего звука и буквы.

Упражнение 5 отработка умения читать транскрипцию и делать на её основе буквенную запись, передавая мягкость согласных с помощью гласных букв и ь. Выполняется фронтально, с поочерёдным выходом учащихся к доске. Учитель обращает внимание детей на то, что надо быть внимательным при записи имён собственных.

Дополнительный вопрос: 1) Всегда ли можно мягкость согласных обозначить с помощью гласных букв?

Правильно выполненное задание:

Кó[л’а] Кóля кó[л’й’ а] кóлья
сé[м’а] сéмя се[м’й’á] семья́́
по[л’ó]т полёт по[л’й’ó]т польёт
со[л’ý] солю́ со[л’й’ ý] солью́

Упражнение 6 отработка осознанности чтения и умения выбрать правильный знак препинания в конце предложения в соответствии со смыслом предложения. Выполняется самостоятельно с обязательной последующей проверкой. Вариант выполнения: в классе с большим количеством учащихся, испытывающих трудности в усвоении материала, учитель читает предложение с нужной интонацией, учащиеся слушают, самостоятельно ставят знак в конце предложения, знак обсуждается, после чего несколько учащихся прочитывают это предложение вслух с нужной интонацией. Дополнительные задания: 1) Одно из предложений после предварительной подготовки записать по памяти. 2) Записать любое интонационно окрашенное предложение в рабочую тетрадь.

Упражнение 7 отработка действия списывания. Объем выполнения упражнения зависит от темпа работы класса и регулируется учителем. Важно при этом оказать помощь слабым учащимся, предупредить случаи побуквенного списывания. Для этого можно вместе с учащимися слова собирались, отправить, произойти, исполнялось разделить на слоги, проведя под словами слоговые дуги. Возможные трудности связаны с написанием слов: настал о, ко нч ились, к бабушк е, до отъ езда, исп о лнял о сь, поэтому чтобы предупредить ошибки целесообразно до начала списывания попросить учащихся найти эти слова, подчеркнуть их, прочитать и при списывании обратить на них особое внимание. Выполняется письменно, самостоятельно.

 

Уроки 42-43

Упражнение 1 отработка зрительного восприятия и точности проведения линий в процессе дорисовывания попугая. Выполняется самостоятельно.

Упражнение 2 работа по развитию связности движений, отработка написания линий сложной траектории и большой длительности за одно движение без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. Основное условие работы – написание предлагаемых образцов за одно движение. При написании буквосочетаний аб и ад важно обратить внимание учащихся на то, что овал как элемент букв б и д прописывается снизу. При работе на всех четырех строчках стоит предложить прописать буквосочетание пять раз, а на оставшемся месте записать слово, которое начинается с отрабатываемого буквосочетания. Слова подбирают сами учащиеся, выбирается самое интересное, оно проговаривается учителем орфографически, а потом записывается учащимися, первые две буквы пишутся за одно движение.

Упражнение 3 отработка умения задать вопрос к слову, наблюдение за группами родственных слов. Выполняется письменно в парах. Можно предложить учащимся в парах договориться и одному писать слова первого столбика, а второму писать слова второго столбика. Если учитель считает целесообразным, можно до начала самостоятельного выполнения устно в ходе фронтальной работы задать вопрос к каждому слову. В ходе выполнения упражнения отрабатывается умение находить слово, с помощью которого можно объяснить значение родственных слов. Доказательством того будет развёрнутое толкование каждого слова. В ответах учеников должны быть указаны отличительные признаки родственных слов: близость значения и наличие общей части.

Вопросы: Что объединяет все слова в первом столбике? во втором? и т.п.

Дополнительные задания: 1) Предложить учащимся вспомнить другие слова, продолжая каждый ряд. 2) Списать любую группу слов по выбору в тетрадь.

Упражнение 4 наблюдение за соотношением звукового состава слова, переданного с помощью транскрипции, звуковой модели и буквенной записи этого же слова. Выполняется самостоятельно с последующей проверкой. В ходе проверки важно просить объяснить, в чем причина ошибки у тех учащихся, которые выполнили неверное соединение. Вариант выполнения: в классах с большим количеством учащихся, испытывающих трудности, выполняется фронтально с подробным комментированием. Учащиеся простым карандашом соединяют транскрипцию слова с соответствующей моделью, а затем уже с буквенной записью. Нарушение последовательности действий может привести к ошибкам. Учащиеся рассказывают о слове все, что видно по модели. Примерный ответ может быть таким: «В слове мел три звука, первый звук мягкий звонкий согласный, второй звук гласный, третий звук твёрдый звонкий согласный» и т. п.

Результат выполнения:

[м’эл]
 
з   к с

 

рысь
[рыс’]
 
з   к з

 

мель
[р’ис]
   
з   к с

 

мел
[м’эл’]

 

   
с   к з

 

рис
[пóл’ка]
  /    
с   к с с к

 

пóлка
  [пóлка]
  /    
с   к з с к

 

пóлька

 

Дополнительное задание: Назовите слова, которые имеют различия только в один звук (ме л -ме ль, по л ка-по ль ка).

Упражнение 5 направлено на осознание правил разборчивой грамотной записи слов. Начинается как фронтальное: в ходе устного обсуждения учащиеся подчеркивают выбранные слова, продолжается как самостоятельное: учащиеся вписывают слова.

Вариант выполнения: предложить открыть учебник на странице 122 и с опорой на учебник самостоятельно вписать пропущенные слова.

Упражнение 6 отработка умения находить слова, отвечающие на заданный вопрос. В сильном классе выполняется письменно в парах, в классе с большим количеством учащихся, испытывающих трудности в изучении русского языка, выполняется фронтально. Перед началом нужно обязательно прочитать все стихотворение, коротко обсудить, о чем оно и после этого приниматься за поиск слов, отвечающих на нужный вопрос. Учащиеся записывают по два слова в столбик, слова стихотворения могут быть распределены следующим образом:

кто? какой? что делает?
Вовка угрюмый сидит
Маруся дальний твердит
     

Возможная трудность: учащиеся могут предложить записать в третий столбик слово заберётся (что с делает?). В первом классе мы не знакомим с видовыми различиями, но нельзя оставлять ошибочный вариант. В этом случае необходимо ещё раз вернуться в постановке вопроса.

Упражнение 7 отработка действия списывания. Выполняется письменно самостоятельно. Возможную трудность может представлять написание слов извес т но, лу ч ший, пр о казник, поэтому чтобы предупредить ошибки целесообразно до начала списывания попросить учащихся подчеркнуть опасные места. Слова продолжает, в маленьком, спокойно, вздумается, проказничает поделить на слоги, прочитать еще раз эти слова и при списывании обратить на них особое внимание. Внимание учащихся учитель обращает также и на постановку знаков препинания внутри и в конце предложений. Вариант выполнения: в классах с невысоким темпом работы не стоит предлагать списывать весь текст целиком, лучше более тщательно поработать над списыванием какой-то его части. После самостоятельного списывания, учитель просит учащихся проверить свою работу, обращая особое внимание на подчеркнутые места.

Дополнительные вопросы: 1) Есть ли в текстеоднокоренные слова? Назовите их.

2) Как называется сказка А. Линдгрен о Карлсоне?

 

Уроки 44-45

Упражнение 1 отработка зрительного восприятия и точности проведения линий в процессе дорисовывания клоуна. Выполняется самостоятельно.

Упражнение 2 работа по развитию связности движений, отработка написания линий сложной траектории и большой длительности за одно движение без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. Основное условие работы – написание предлагаемых образцов за одно движение. При написании буквосочетаний ло и зо важно обратить внимание учащихся на то, что буква о прописывается снизу. Как и на предыдущем уроке буквосочетания прописываются по пять раз, а на оставшемся месте записываются слова, которое начинается с отрабатываемого буквосочетания, при этом выбираются самые интересные из предложенных учащимися. Отрабатываемое буквосочетание в словах пишется за одно движение.

Упражнение 3 наблюдение за группами родственных слов. Начинается как фронтальное: в ходе устного обсуждения учащиеся подчеркивают выбранные слова, продолжается как самостоятельное: учащиеся выписывают группы родственных слов. В процессе фронтальной работы учащиеся называют однокоренные слова, доказывают, почему эти слова являются однокоренными. Возможная трудность связана с записью цепочки слов часы, часовая (мастерская), т.к. эти слова в стихотворении даны не в начальной форме. При совместном обсуждении на это следует обратить особое внимание. Кроме того, в эту цепочку могут быть включены слова час, часам. Эту ошибку следует предусмотреть на этапе фронтального обсуждения, объяснив учащимся, что это одно и то же слово с разными окончаниями.

Дополнительные задания: 1) в группе однокоренных слов: ходики, ходили; будильники, будили; часы, часовая (мастерская); выделить корень, указать место ударения; 2) в каждой из групп называть слова, в которых выделенная (подчеркнутая) часть звучит четко.

Упражнение 4 сопоставление звуковой и буквенной записи слов, привлечение внимания к звуковой стороне слова. Выполняется самостоятельно с обязательной последующей проверкой. Правильность выполнения зависит от того, на что будут ориентироваться учащиеся: на звучание слова или только на буквенную запись слов, что, скорее всего, приведет к ошибкам выполнения. Один из развивающих эффектов этого упражнения связан с фиксацией внимания учащихся на том, что произношение и написание слова не всегда совпадает.

Результат выполнения:

а) книжка, нож, шар [ш]

б) все, улов, встреча [ф]

в) билет, фильм, герой [и]

Упражнение 5 закрепление написания сочетаний чк, чн. Целесообразно предложить первоклассникам самостоятельно выбр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.130.151 (0.011 с.)