Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 3. 3. Интеграция различных видов детской деятельности.

Поиск

Задание практическое №1

  Инструкция: По 4 темам спланировать интеграцию различных видов детской деятельности. И заполнить таблицу.

 

  Тема Виды детской деятельности. Образовательные области.

пример

Животные Африки

Изобразительная Рисование «Это кто плывёт по Нилу» (рисование крокодила) Лепка «Жираф» Аппликация «Саванна»
Музыкальная Разучивание танца
Познавательно -исследовательская НОД «Кто живёт в Африке?» Беседа «Что ест Бегемот?» Создание модели пустыни
Восприятие художественной литературы Чтение детской Энциклопедии про животных Африки
Конструирование из различного материала  
1      
2      
3      
4      

 

Задание практическое №2

Инструкция:  Проанализируйте конспект непрерывной образовательной деятельности
по предложенной схеме. Ответы запишите в таблицу.

 

№ п/п Вопросы к анализу Анализ
1 Анализ целей занятия (соответствие целей занятия возрасту детей, требованиям программы, обеспечение единства обучения, воспитания и развития)  
2 Анализ структуры и организации занятия (продуманность выбора типа занятия, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия)  
3 Анализ содержания занятия (соответствие содержания требованиям программы, поставленным целям, воспитательная направленность занятия)  
4 Анализ методики занятия (используемые методы, приемы, эффективность использования наглядных пособий, дидактического материала)  
5 Содержание мероприятия было доступно детям данного возраста.  
6 Созданы ли условия для актуализации опыта воспитанников, их личностного общения, рефлексии  
7 Была ли дана детям возможность выбора форм, методов, приёмов и материала  
8. Какие виды здоровьесберегающих методик были спланированы.  
9. Какие нетрадиционные методы предлагается использовать в конспекте.  

Тема 1.3.4 Системно – деятельностного подхода в организации обучения. Ребёнок как субъект образовательного процесса

Задание практическое №1

Инструкция: Спланировать работу воспитателя на один день с учётом системно –деятельностного подхода к организации обучения.

 

Группа_____________________

Тема недели______________________________

 

День недели

Образовательная деятельность в утренний отрезок времени.

Образовательная деятельность совместно с воспитателем

 

Организация образовательной деятельности во вторую половину дня.

Организация самостоятельной

деятельности

Взаимодействие с семьёй

Индивидуально По подгруппам
               

 

Задание самостоятельное №2

Инструкция: Спланировать работу воспитателя на одну неделю с учётом системно –деятельностного подхода к организации обучения. Работа проводится на отдельном листе бумаги.

 

Группа_____________________

Тема недели______________________________

 

День недели

Образовательная деятельность в утренний отрезок времени.

Образовательная деятельность совместно с воспитателем

 

Организация образовательной деятельности во вторую половину дня.

Организация самостоятельной

деятельности

Взаимодействие с семьёй

Индивидуально По подгруппам
               
             
             
             
             

 

Задание проверочное №3

Инструкция: ответьте на вопросы по теме.

Система дидактических принципов, обеспечивающих системно – деятельностный подход (по Л.Г. Петерсон).    
Принципы деятельностного подхода в работе с дошкольниками  
Деятельностный подход - это:    
Структура познавательной деятельности  
Признаки применения подхода в образовательном процессе. Как отличить?  
Формы организации образовательного пространства коллективные  
 Четыре уровня проблемности в обучении  

Тема 1.3.5 Метод проектов в организации обучения.

Задание самостоятельное №1

Инструкция: Спланировать проект по организации различных видов детской деятельности.

 

Тема________________

Вид проекта__________________________________

Возрастная группа_______________________

Срок проведения_____________________________

Цель__________________________

Задачи
1.

2.

3.

4.

 

Виды детской деятельности

Мероприятия

Срок

Итоговое мероприятие

Педагоги Сотрудники Родители
           
           
           
           
           

 

Литература

1. Алексеева О., Круглова Н. «Кем быть?» // Ребенок в детском саду. 2005 № 3.

С.34.

2. Бакина М. Современные дети, //Дошкольное образование. 2005. № 4. С.58.

3. Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное

воспитание. 2005 № 4. С. 14.

4. Играем? Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного

возраста / О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова. – М. «Издательство Скрипторий

2003», 2005

5. Мищенко О., Никишкина О., Гоменюк Е., Осипова М. Мы помним героев//

Ребенок в детском саду. 2007. № 2. С.36.

6. Молева И. Познаем окружающий мир через игру// Дошкольное воспитание.

2007. № 7. С.24.

7. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателей / Н.Я.

Михайленко, Н.А. Короткова. – 2-е изд. Испр – М. Издательство «Гном и Д»,

2000 – 96 с.

8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для

руководителей и практических работников ДОУ / Авт. – сост. Л.С. Киселева,

Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 4 – е изд. Испр. И доп. – М. АРК-

ТИ, 2006 – 112с.

9. Проектирование развития ДОУ. Методическое пособие / С.В. Кузнецова. И

кол. Авт. – М. ТЦ сфера. 2006 – 112 с.

10.Патранова И. Проектный метод //Дошкольное воспитание. 2007 № 3. с81.

11.Растим играя: Сред. И ст. дошк. Возраст: Пособие для воспитателей и

родителей / В.А. Недоспадова. 2-е изд. – М: Просвещение. 2003 – 93с.

12.Ролевые игры для детей/ Т.Н. Образцова – М: ООО «Этрол», ООО «ИКТЦ

«Лада». 2005 – 192с.

13.Разноцветные игры: По материалам Московской городской недели «Игра и

игрушки» в государственных дошкольных учреждениях г. Москвы/ Авт. Сост.

Белая К.Ю., Сотникова В.М. – М: Линка-Пресс, 2007 – 336с.

14.Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста /Н.В. Краснощекова.

Изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008 – 251с.

15.Солнцева О. Играем в сюжетные игры// Дошкольное воспитание. 2005 № 4

с33.

16.Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова – М.: ТЦ Сфера. 2006 –

64с.

17.Шитова Т. Развитие фантазии и творчества дошкольников в сюжетно-ролевых

играх //Ребенок в детском саду. 2004 № 6. с.33.

 

Задание итоговое (проверочное) №1 по Главе 1.2

Инструкция: Решите педагогические задачи.

1. Часто можно видеть, как на занятиях, не успел ещё воспитатель задать вопрос, одни и те же дети тянут руку – готовы ответить. От нетерпения они трясут рукой, вскакивают с места, выкрикивают.

Как действовать педагогу:

§ почаще их спрашивать,

§ делать замечания,

§ игнорировать их действия?

Как поступите вы в аналогичных случаях?

2. Воспитатели отмечают, что на занятиях в старших группах выделяются дети, которые отдают предпочтение какому-то одному виду деятельности: с удовольствием рисуют либо танцуют, кто-то предпочитает математику, а кому-то больше нравится рассказывать стихи. На других занятиях эти же дети пассивны, занимаются неохотно.

Укажите причины такой избирательности.

Как поступать педагогам в подобных ситуациях:

§ не обращать на это внимания,

§ чаще давать им неинтересные, но важные для развития задания,

§ не привлекать к неинтересной деятельности, а развивать выраженные склонности.

 

3. Как воспитатель должен вести себя по отношению к детям, которые после объяснения задают вопросы: «А как делать? Что делать?»

Как поступать педагогу:

§ игнорировать таких детей, чтобы отвыкли от дополнительной помощи и приучались слушать,

§ терпеливо помогать им после каждого обращения,

§ дополнительно объяснять?

Предложите ваши варианты действий.

 

4. Наблюдая за детьми, воспитатели отмечают, что одни и те же воспитанники часто отстают от других: не успевают вовремя сесть, позже всех заканчивают любое дело. Назовите возможные причины этого.

Как поступать педагогам:

§ постоянно поторапливать,

§ раньше давать им задания,

§ не трогать таких детей? Ваши предложения.

5. Воспитатель предложил пятилетней Ане напоить Мишку водой и дал ей вместо чашки колечко от пирамидки. Девочка попыталась зачерпнуть воду из ковша. Повторив действие несколько раз, она вопросительно посмотрела на взрослого.

– Не можешь напоить? Почему? – спросил взрослый.

Девочка повертела колечко, вдела палец в дырочку и сказала:

– Дырка, вода льётся.

– Что нужно взять, чтобы Мишку напоить?

– Чашку.

– Возьми чашку и напои Мишку. Напоила, а теперь скажи ему, почему ты его не могла из колечка напоить.

– В колечке дырка, а в чашке нет, – объяснила Аня.

Четырехлетний Кирилл посещает младшую группу постоянно. Когда ему предложили такое же задание, он сразу же отказался взять колечко, а про чашку рассказал так: «Я напоил Мишку из чашки потому, что у неё донышко без дырочки, стеночки высокие, много водички можно взять и ручка есть, чтобы держать. Мишке удобно из чашки пить».

Чем, по-вашему, может быть обусловлена такая разница в ответах и действиях детей?

Какие особенности мышления и речи Ани и Кирилла проявились в выполнении задания?

6. Продумывая план работы, воспитатель наметил провести в октябре следующие мероприятия: экскурсию в овощной магазин; прогулку в осенний парк; разучивание стихов и песен об осени; рисование и аппликацию на темы «Улица города вечером», «Осенний парк».

Какие задачи в работе с детьми наметил педагог?

Как Вы сформулируете задание, состав­ляя план работы?

7. Детям задали трудный вопрос, и два ребёнка одновременно подняли руку. Кого вы вызовите первым: ребёнка с высоким уровнем умственного развития или с более низким? Обоснуйте свой ответ.

 

8. Шестилетнюю Настю, хрупкую, бледненькую, умную девочку, посещающую прогимназию, учитель музыки пригласил для индивидуального занятия. Взбираясь на вертящийся стул, девочка вздыхает и, жалобно глядя на педагога, спрашивает: «Я сегодня опять не буду гулять?»

Выскажите своё отношение к стремлению некоторых родителей ещё до школы обучить детей грамоте, иностранному языку, музыке.

9. Мама и сын возвращаются из детского сада. Мама расспрашивает сына, какие занятия были в детском саду. Вначале он отвечает, что не помнит, но когда слышит вопрос: «Что вы рисовали?» – подробно описывает, что сначала слушали веселую и грустную музыку, а потом под грустную музыку рисовали, кто дождик, а кто тёмные тучи.

Какие особенности дошкольника отражены в этом примере?

Приведите свои примеры, подтверждающие аналогичное поведение детей и взрослых.

10. В любой возрастной группе можно встретить ребёнка, который не уверен в себе. Прежде чем приняться за какое-либо дело, он несколько раз переспрашивает или долго смотрит, как делают другие. Начинает он действовать, только когда взрослый подбадривает либо, когда никто не смотрит на него.

Как осуществить индивидуальный подход к таким детям?

Назовите причины неуверенности детей.

11. Дети лепили зайчика. Каждый старался по-своему изобразить его в движении (на это была установка воспитателя). По окончании работы ребёнок ставил свою работу на общий стол, убирал за собой место и шел играть. Когда все дети выполнили работу, воспитатель пригласил их посмотреть на поляну, найти своего зайца и рассказать о нём.

В другой группе аналогичная работа была организована так: изделия на общий стол не выставлялись, а по мере окончания лепки воспитатель подходил к каждому ребёнку, узнавал, доволен ли ребёнок полученным результатом, всё ли получилось так, как ему хотелось. Почти все дети были довольны тем, что получилось. Но если у ребёнка были сомнения в оценке работы, педагог предлагал изменить, подправить изделие, помогал малышу в случае затруднения.

Определите возрастную группу, в которой проводились занятия.

В каких случаях эффективны использованные педагогами приёмы оценки результатов деятельности детей?

Какие ещё приёмы вам известны и при каких условиях они используются?

 

12. Гуляя по парку, Андрей (4,5 года) обратил внимание на корни деревьев и спросил маму: «Почему они вылезли из земли?»

– Потому что это дерево старое. А вот молодое – корней у него не видно, они в земле, – ответила мама.

Мальчик задумался, а потом возразил:

– Нет, не потому. Им в земле тесно, они вон какие длинные и дерево длинное!

– Высокое дерево, а не длинное, – поправила мама.

– Да, и яма не широкая, вот им и тесно, – продолжал рассуждать Андрей. – А ещё и букашки вылезли, они корни едят.

Какие особенности мышления проявились в суждении мальчика?

Охарактеризуйте уровень развития его познавательной активности.

 

13. Определите возраст детей, и назови­те основные признаки, по которым вы это сделали.

а) Детей интересуют названия предметов, их свойства и ка­че­ства. Они задают вопросы типа где? кто? что? какой? «Это что? Это кни­га новая? Моя книга?»

б) Вопросы усложняются и выра­жаются в форме зачем? почему? «Почему сажают одно зёрнышко, а вырастает це­лый колос? Зачем люди придумали атомную бомбу? Отчего облака дви­жутся?»

в) Для детей типичны цепи вопро­сов о каком-либо предмете или явлении: «Какие бывают молнии? Почему они разные? Почему от молнии может на­чаться пожар? А ты видела шаровую молнию? Какая она? Она сверкает?»

 

14. К воспитателю обратился отец, обеспокоенный тем, что его четырёхлетний сын путает цвета: синий называет зелёным, жёлтый – красным, а квадрат путает с треугольником.

Чем, на ваш взгляд, могут быть вызваны подобные затруднения ребёнка?

Что бы вы посоветовали отцу и чем бы помогли ребёнку сами?

Рекомендуемая литература

  1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М., 1988.
  2. Дошкольная педагогика: в 2 ч. / под ред. В.И. Логиновой [и др.]. – М., 1988. – Ч. 1.

3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2007.

  1. Кудрявцева Е.А. Сенсорная гимнастика М. Монтессори как важное средство социализации ребёнка // Как помочь ребёнку войти в современный мир? / Под ред. Т.В. Антоновой. – М.: Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, 1995. – С. 48-52.
  2. Морозова О. Е.И. Тихеева: Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. 1993. № 5.

6. Пастюк О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах. – Ростов н/Д, 2009.

  1. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. – М., 1996.

8. Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. – М., 1996.

  1. Поддьяков Н.Н., Парамонова Л.А. Некоторые новые проблемы умственного воспитания // Дошкольное воспитание. 1985. № 2.

10. Практикум по дошкольной педагогике: Пособие для средних и высших педагогических учебных заведений и работников дошкольных учреждений / Г.С. Красницкая, Б.Р. Борщанская и др. – М., 1997.

  1. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н. Поддъякова. – М., 1981.

12. Содержание и методы умственного воспитания до­школьников / Под ред. Н.Н. Поддьякова. – М., 1980.

  1. Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду. – М., 1975.

14. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддьякова. – М, 1984.

  1. Чуковский К. И. От двух до пяти (любое издание).

Задание проверочное №2 по Главе 1.2

Инструкция: Решение педагогических задач.

1. Как воспитатель должен вести себя по отношению к детям, которые после объяснения задают вопросы: «А как делать? Что делать?»

Как поступать педагогу:

§ игнорировать таких детей, чтобы отвыкли от дополнительной помощи и приучались слушать,

§ терпеливо помогать им после каждого обращения,

§ дополнительно объяснять?

Предложите ваши варианты действий.

 

2. Наблюдая за детьми, воспитатели отмечают, что одни и те же воспитанники часто отстают от других: не успевают вовремя сесть, позже всех заканчивают любое дело.

Назовите возможные причины этого.

Как поступать педагогам:

§ постоянно поторапливать,

§ раньше давать им задания,

§ не трогать таких детей? Ваши предложения.

3. Во время занятия воспитатель заметил, что многие дети не усвоили состав числа 5 из единиц.

Как дальше спланировать работу:

§ не обращать внимания на затруднение,

§ повторить занятие,

§ провести индивидуальную работу, не заканчивая данное занятие,

§ изменить приёмы работы, с тем чтобы все дети усвоили?

Как поступите вы в подобных ситуациях?

4. Для закрепления знаний детей о животном мире воспитатель проводит такую игру. На столе разложены изоб­ражения цыплят и утят, на остальных столах под моделя­ми деревьев лежат зеленые и голубые листы бумаги, ими­тирующие полянку и озеро.

Ребёнку предлагают на выбор взять то изображение, которое ему понравилось, а после этого пустить цып­лёнка на лужок, а утёнка – в озеро.

– Могут ли цыплята в водичке плавать? – уточняет воспитатель у тех, кто выбрал цыплёнка.

«– Нет, у них ласт нет», – говорит Вася.

– Не ласт, а перепоночек, – возражает Катюша.

– А утята могут плавать в водичке? – снова спрашивает педагог.

– Да, у них на лапках перепоночки, – дружно отве­чают дети.

Малыши, обыгрывая изображения цыплят и утят, поют песенку «Вышла курочка гулять». Уви­дев, что один утёнок остался на «полянке», Оля переносит его в «во­дичку».

В чём эффективность использованных педагогом методов? Какие возрастные особенности де­тей учёл педагог, проводя такое занятие?

5. Увидев из окна группы стоящую перед дверью на кухню машину «Продукты», педагог предложил де­тям посмотреть, что привёз шофёр.

– Хлеб! Кашу! Крупу! Мясо! – перечисляли дети на­перебой.

– А зачем в детском саду продукты?

– Чтобы дети кушали! Повару продукты привезли, чтобы он нам кашу сварил.

– А кто приготовил запеканку на завтрак?

– Мария Николаевна, повар!

– Из каких продуктов испекли запеканку?

– Из творога, крупы и сахара, – отвечали дети.

– Повар и шофёр позаботились, чтобы все дети в детском саду были сыты! – заключил разговор педагог.

В чём эффективность использованных педагогом методов?

С какой целью и с детьми какой возрастной группы проводилось это незапланированное наблюдение?

6. Воспитатель предложил детям средней группы игру «Кто внимательный?». Взрослый показывает цифру, а дети должны назвать такое же количество предметов. Когда была показана цифра 1, дети быстро перечислили: серёжка, яблоко, груша, часы, радио. Так же чётко они назвали два предмета, увидев соответствующую цифру. «А теперь будет задание потруднее! – предупреждает педагог. – Нужно назвать слово, в котором вот столько звуков!» Воспитатель поднимает карточку с цифрой 3. Без ошибок ребята называют такие слова: шар, дом, зуб, кот, рот, рис.

Каков уровень развития счетной деятельности у детей этой группы?

Каким образом можно добиться таких успехов?

 

7. Тёпе-Недотёпе, который решил заняться благоустройством участка возле своего нового дома, дети средней группы решили помочь. Рассмотрев макет участка и те растения, которые он приготовил для посадки, дети разделились на три группы: одна захотела посадить то, что растёт на клумбах; другая – на огороде; третья – те растения, которые помогают летом спрятаться от жары.

Когда работа была закончена, каждая группа детей объяснила Тёпе, по какому признаку были посажены растения.

Дети заспорили, высказывая своё мнение по поводу того, растут ли мак и подсолнух на клумбах, а камыши на берегу. После обсуждения пришли к правильным выводам.

Какие задачи наметил воспитатель, проводя такое занятие?

Какие методы им были использованы?

8. Обратив внимание детей на то, что пришло время заниматься, Ирина Николаевна предложила закончить игры, навести порядок и посмотреть, какие гости пришли в группу, пока дети играли. На подносах для каждого ребёнка стояли матрёшки, рядом лежали кубики. Каждый ребёнок взял поднос и подошёл к своему рабочему месту. У некоторых детей матрёшки падали. Поставив поднос, дети подбирали их.

Среди воспитателей, присутствующих на этом занятии, возник спор: не лучше ли бы было заранее на каждое рабочее место поставить поднос с игрушками?

Насколько оправдана такая организация начала занятия?

Какую цель преследовал педагог, предлагая детям самим поставить поднос с игрушками?

9. Пятилетняя Лариса с завидным упорством складывает из бумаги сначала кошелёк, потом лодочку. Затем она подходит к воспитателю, что-то записывающему в тетрадь, и радостно сообщает:

– Посмотрите, пожалуйста, что у меня получилось! Хорошо?

Взрослый, не отрываясь от записей, погладил ребёнка по голове:

– Молодец, хорошая девочка!

Постояв немного, Лариса робко шепнула:

– Пожалуйста, посмотрите, так ли я сложила лодочку?

– Да-да, я вижу. Хорошо! – снова слышит девочка.

Немного постояв, Лариса, огорчённая возвращается на своё место.

Эффективна ли использованная педагогом оценка?

Как вы в подобной ситуации отреагируете на обращение ребёнка?

10. Молодая мама и худенький большеглазый мальчик лет четырёх едут в метро. Подчёркнуто громко молодая мама спрашивает: «Ну и какие же у вас сегодня были уроки в лицее?» Малыш напрягается, пытаясь вспомнить. «Ты что, про английский язык забыл? Как ты мог, ведь это твоя дальнейшая судьба!» – возмущается родительница. «А мы сегодня рисовали красками, кто что хочет! И меня похвалили!» – говорит мальчик, заглядывая маме в глаза. Она замолкает и через некоторое время нехотя начинает спрашивать, за что похвалили сына.

Какую тенденцию отражает поведение молодой мамы?

Какие наиболее типичные особенности развития дошкольников отражены в этой ситуации?

11. Когда дети закончили рисовать осенние пейзажи, воспитатель предложил нескольким детям выбрать наиболее понравившиеся им работы. Олеся, отобрав два рисунка, проходит мимо Серёжи и слышит, как тот настойчиво предлагает: «Возьми мою!» Девочка колеблется, работа Серёжи ей не нравится – неаккуратная, но берёт рисунок и несёт к доске. Рассказав, чем ей понравились первые два пейзажа, девочка замолкает, а про работу Серёжи не говорит ничего. «А этот пейзаж ты почему взяла? Чей он? А-а, – понимающе произносит воспитатель, – это Серёжина работа!» Воспитатель ставит рисунок на доску и, никак не комментируя случившееся, заканчивает занятие.

Почему педагог не заострил внимание всех детей на работе Серёжи?

Как поступите вы в подобной ситуации?

12. Малыши закончили лепить чашку, и воспитатель похвалил их:

– Молодцы, много красивых чашек слепили для кукол! Они вам «спасибо» говорят!

В группе подобное занятие заканчивается иначе: ребёнок заканчивал лепку, подходил к кукле и показывал ей свою работу. Воспитатель хвалил ребёнка за старание, а вот кукла была «придирой». Если ей чашка не нравилась, она говорила, что чашка некрасивая, из неё нельзя гостей поить чаем. Педагог, увидев реакцию детей на такие оценки, обещал кукле:

– А мы ещё разочек вечером попробуем слепить чашку, торопиться не будем и слепим красивую чашку для гостей! Правда?

Малыши соглашались, и после сна многие из них напомнили воспитателю об уговоре. Дети ещё раз лепили чашку, которая кукле понравилась.

Какой из приёмов оценки результатов вы считаете педагогически целесообразным? Обоснуйте своё суждение.

Приведите другие варианты оценки результатов работы малышей.

 

13. Когда дети построили из строительного материала мосты через широкую реку, воспитатель похвалил:

– Молодцы! Все были внимательными, не отвлекались, и поэтому у всех хорошие мосты получились! И у Вали, и у Павлика!

– А у меня? – послышались с разных сторон голоса детей.

– И у тебя крепкий мостик, и у тебя… – отвечал воспитатель каждому ребёнку.

Определите возраст детей. Чем вызвана такая реакция на общую похвалу?

Приведите свои варианты оценки работ детей этого возраста.

 

14. В старшей группе на занятии по развитию речи детям, разделённым на три команды, предложили придумать слова со звуками «л» и «ль». За каждое названное слово команда получала фишку.

Один воспитатель так подвел итоги: «Посчитайте, кто сколько фишек набрал. Победила команда, где капитаном была Настя: у них 17 фишек. У команды Толи 12 фишек, а у команды Павлика только 7. Похлопаем победителям!»

Другой воспитатель такое же занятие оценил иначе: «Все были активные, много слов со звуками «л» и «ль» назвали. Команда Кости была очень дружной, внимательной, она вспомнила больше слов. Остальным командам нужно быть дружнее, не отвлекаться. Вы тоже сможете победить, когда мы снова будем играть в такие игры. Договорились?!»

Выскажите свое отношение к таким приёмам оценки деятельности детей, как фишки, фанты, очки.

К каким последствиям приведёт оценка игры и подведение итогов, использованные первым и вторым педагогом?

 

15. В конце занятия по математике проводилась игра «Хоккей», в которой по указанию педагога дети передвигали «шайбу» (черный круг) в ту часть листа (хоккейного поля), которую называл взрослый. Каждый ребёнок, если задание было выполнено правильно, клал перед собой красный треугольник. Когда игра была закончена, дети посчитали набранное число треугольников и определили самого внимательного «хоккеиста», набравшего 8 очков. Ему предстояло стать организатором игры «Хоккей» на прогулке.

«– Игра закончилась», – сказал педагог, – а занятие ещё продолжается. Итак, чему мы сегодня учились? Кто скажет, для чего я приносила эти карточки?

Дети с трудом припоминают, какие действия и задания они выполняли в течение всего занятия.

– Мне понравилось, как вы сегодня работали! Были внимательными в игре, не забудьте, что Витя сегодня на прогулке будет тренером! – подвёл итог занятия воспитатель.

Почему воспитатель не закончил занятие игрой?

Целесообразно ли подобное подведение итогов занятия?

 

16. Когда педагог предложил детям самим оценить свои рисунки и положить их в соответствующую стопку (в первую – хорошие, во вторую – не очень, в треть – плохие), большинство детей пяти лет положили свои работы (не раздумывая долго) в первую стопку, и только двое после колебаний во вторую, в третьей не оказалось ни одного рисунка.

Эксперимент повторили в старшей группе, результат был несколько иным: прежде чем положить работу, одни дети раздумывали, колебались, а другие, напротив, действовали решительно, но всё же в первой стопке было значительно больше работ, чем во второй. Когда педагог обратился к мальчику, у которого работа не отличалась аккуратностью, с вопросом: «Почему ты именно сюда положил свой рисунок?» – он ответил: «Я старался, да краска у меня потекла, жидкая очень!»

Какая особенность детей отражена в приведённом примере?

Возможно ли формирование в дошкольном возрасте самокритичности? Если да, то какими приёмами этого достичь? Если нет, то почему?

 

17. К воспитателю обратился отец, обеспокоенный тем, что его четырёхлетний сын путает цвета: синий называет зелёным, жёлтый – красным, а квадрат путает с треугольником.

Чем, на ваш взгляд, могут быть вызваны подобные затруднения ребёнка?

Что бы вы посоветовали отцу и чем бы помогли ребёнку сами?

 

Рекомендуемая литература

  1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. – М., 2007.
  2. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. – М., 1981.
  3. Дошкольное образование: словарь терминов / сост. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Толстикова С.Н. [и др.] – М., 2005.
  4. Дошкольная педагогика: в 2 ч. / под ред. В.И. Логиновой [и др.]. – М., 1988. – Ч. 2.
  5. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – М., 2008.
  6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2007.
  7. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. – Балашов, 2005.
  8. Пастюк О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах. – Ростов н/Д, 2009.
  9. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. – М., 1996.

10. Практикум по дошкольной педагогике: Пособие для средних и высших педагогических учебных заведений и работников дошкольных учреждений / Г.С. Красницкая, Б.Р. Борщанская и др. – М., 1997.

  1. Работа с дошкольниками по программам развивающего обучения: Методическое пособие / Авт.-сост. Л.Р. Бережнова. – М., 2007.
  2. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н. Поддъякова. – М., 1981.
  3. Содержание и методы умственного воспитания до­школьников / Под ред. Н.Н. Поддьякова. – М., 1980.
  4. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддьякова. – М, 1984.
  5. Усова А.П. Обучение в детском саду. – М., 1981.

Практико – ориентируемые задание по курсу

Задание № 1.

Сформулируйте задачи работы с дошкольниками на основе анализа конспекта непрерывной образовательной деятельности по теме: «Какие раньше были дома» в старшем дошкольном возрасте.

Рекомендации к выполнению задания.

Внимательно прочитайте конспект и выполните следующие задания:

1. Сформулируйте задачи работы по различным образовательным областям развития для данной образовательной деятельности?

2. Придумайте задания для детей на данном занятии.

 

 

Задание № 2.

  Составьте картотеку наблюдений, не менее 3 заданий, в природе на прогулке весной для детей ______________________ дошкольного возраста.

Рекомендации к выполнению задания.

1. Какой вид наблюдения вы считаете лучшим и почему?

2. Сформулируйте цель наблюдения.

3. Составьте картотеку наблюдений (не менее 3 наблюдений). учитывая требования к наблюдению.

Дидактические требования к наблюдению (Е. А. Флерина, Е. И. Радина, П. Г. Саморукова):

 1-объект наблюдения должен быть интересен для детей;

 2-объект наблюдается в таких условиях, которые позволяют выявить его характерные особенности;

 3-педагог намечает цель наблюдения, определяет круг новых знаний, продумывает их связь с опытом детей;

4-детям дается целевая установка для наблюдения;

 5-стимулирование умственной активности и самостоятельности детей;

 6-усвоенные в процессе наблюдения знания, зародившиеся чувства и отношение к наблюдаемому должны получить свое развитие в деятельности детей;

 7-последовательность и планомерность наблюдения;

 8-сопровождение наблюдения точным и конкретным словом.

 

Задание № 3.

Составить конспект непрерывной образовательной деятельности проведение весенней экскурсии в парк в мае для детей старшей группы. Используйте возможные варианты интеграции образовательных областей.

Рекомендации к выполнению задания.

1. Сформулировать задачи в интегрируемых образовательных областях.

2. Представить в виде плана-конспекта ход организованной образовательной деятельности: выделить части, описать конкретные приёмы работы в каждой из них.

1. Часть 1. Предварительная беседа. Указать приёмы мотивации детей на деятельность, формулировки проблемы, осознания детьми проблемы и т.п.

2. Часть 2. Ход экскурсии. Последовательно описать приёмы работы по совместному с детьми решению поставленных задач.

3. Часть 3. Заключительная. Указать приёмы, направленные на закрепление, обобщение полученных представлений, интеграцию с другими видами детской деятельности.

 

Задание №4.

Решети педагогические задачи. Сформулируйте программные задачи

Рекомендации к выполнению задания.

1. Какие программные задачи решались на занятии?

2. Какие приемы использовал воспитатель на занятии? Дайте обоснованную оценку этим приемам и поясните свои действия.

Пример задач

1. В группе трехлеток воспитательница проводит занятие. Она положила четыре цветных плоских обруча в разные места групповой комнаты, не очень далеко друг от друга. В середине комнаты педагог высыпал много мелких кубиков, брусков, цилиндров и кирпичиков четырех разных цветов (соответственно цветам четырех деревянных обручей).

Сначала воспитательница проверила, все ли дети знают четыре основных цвета, затем назвала четырех ребят и каждому из них приколола один из цветных бантов (банты были четырех цветов в соответствии с цветом обручей).

Начинает играть музыка. Дети танцуют. Как только музыка обрывается, каждый ребенок должен как можно быстрее выбрать из рассыпанных на полу кубиков, кирпичиков, предметы только того цвета, какого его бант, и перенести их в соответствующий обруч. Кто справится со своим заданием раньше всех, тому все сидящие ребята громко и весело хлопают в ладоши. Занятие прошло весело и очень живо.



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 2797; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.195.79 (0.022 с.)