Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования

Поиск

Оглавление

 

Введение. 3

Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования. 7

1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ VIII вида. 7

1.2. Психологическая природа связной монологической речи. 22

1.3. Изучение особенностей коррекционной работы по развитию связной устной речи учащихся младшего школьного возраста специальной (коррекционной) школы VIII вида. 29

Глава II. Содержание и организация констатирующего эксперимента. 39

2.1. Организация и методика исследования. 39

2.2. Анализ результатов исследования связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. 44

Глава III. Методические рекомендации по формированию монологической речи у умственно отсталых школьников младших классов. 49

Заключение. 58

Список используемой литературы.. 61

Приложение №1. 1

Приложение №2. 1

Приложение № 3. 3

Приложение № 4. 4

Приложение № 5. 5

Приложение № 6. 6

 


Введение

 

Актуальность исследования.

Мир, окружающий нас, становится все более быстротечным: возникают и исчезают не только предприятия, но и целые направления в науке и производстве. Темп изменений окружающего мира, возникновения в нем нового, ускорился настолько, что вместо привычной статичной картины мы имеем дело с процессом, в котором сами понятия начинают отставать от текучей сущности, которую они когда-то обозначали. Сегодняшние, мы живем плодами своих идей, убеждений и труда. В аналогичном – если не более сложном положении окажутся и наши дети.

Детская популяция в настоящее время состоит из трех групп: нормально развивающиеся дети, одаренные дети, дети с нарушениями в развитии различной степени.

По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8% детей с наследственной патологией, 8-10% детей имеют выраженную врожденную патологию, а 40-60% можно отнести к группе риска по ЦНС, ССС и т.д. Эти цифры кажутся особенно удручающими, если принять во внимание демографическую и социально-экономическую ситуацию в стране. По данным МО РФ 85% детей – учащихся начальных классов, нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера. Около 25% детей нуждаются в специализированной коррекционной помощи.

На современном этапе развития образования особенно остро встает проблема увеличения количества детей с интеллектуальными нарушениями и соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, отклонениях от норм поведения, трудностях взаимоотношений с окружающими. Между тем социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно решать новые жизненные проблемы.

Проблема развития связной речи актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность или недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию связной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников специальной (коррекционной) школы.

Однако вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития связной речи у младших школьников специальных (коррекционных) школ, на сегодняшний день недостаточно разработаны. В специальной литературе крайне мало методических и теоретических рекомендаций посвященных данной проблеме. Таким образом, в настоящее время проблема развития связной речи у учеников младших классов специальных (коррекционных) школ является актуальной как в практическом, так и в теоретическом плане.

Проблема исследования. Развитие связной устной речи у детей с нарушением интеллекта является одним из условий эффективности их обучения в специальной коррекционной школе и залогом их дальнейшей социализации в обществе. Но, к сожалению, технология данного процесса остается недостаточно разработанной.

Объект исследования. Связная монологическая речь учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Предмет исследования. Особенности коррекционной работы по развитию связной монологической речи учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что в связной монологической речи учащихся с нарушением интеллекта будет наблюдается искажение, как внутреннего смыслового уровня, так и языкового уровня, вместе с тем ее изучение позволит в дальнейшем разработать коррекционную программу, которая будет способствовать ее оптимизации.

Цель исследования. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:

1. Определить степень разработанности проблемы в теории ипрактике логопедии.

2. Выявить степень сформированности связной речи у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

3. На основании методической литературы разработать методические рекомендации, способствующие развитию связной речи у учащихся младших классов с нарушением интеллекта.

Методологической и теоретической основой исследования явились: положения общей и специальной психологии о единстве общих закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Выготский Л.С, Лурия А.Р.), о системном подходе к анализу речевых нарушений (Левина Р.Е., Лубовский В.И.), положение о коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса в специальных коррекционных учреждениях (Певзнер М.С., Рубинштейн С.Я. и др.).

Методы исследования. В соответствии с целью гипотезой и задачами работы в ходе данного исследования применялись теоретические методы (анализ литературных источников), метод наблюдения, констатирующий эксперимент.

Теоретическая значимость исследования.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления о специфике логопедической работы по развитию речи учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.


Практическая значимость исследования.

Заключается в поиске адекватных методов и средств логопедической работы, способствующих более эффективному развитию речи умственно отсталых детей младшего школьного возраста, что позволит активизировать их учебную деятельность, увеличить коммуникативные возможности и как следствие будет способствовать их социализации.

Организация исследования. Базой исследования явилась специальная (коррекционная) школа VIII вида № 5 г. Тайшета.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап – изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование цели, гипотезы, задач, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента.

Второй этап – проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента.

Третий этап – изучение методической литературы, составление методических рекомендаций.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка литературы.


Глава II. Содержание и организация констатирующего эксперимента

 

Заключение

 

Формирование и развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта происходит в процессе коррекционно-педагогического воздействия путем комплексной и систематической работы. Разработкой наиболее эффективных методов и приемов работы, направленных на формирование монологической речи у детей с нарушенным интеллектом, в свое время занимались Р.И. Лалаева, Р.М. Дульнев, М.Ф. Гнездилов, Л.В. Занков, Л.С. Выготский, В.Г. Петрова, Т.Б. Филичева.

Анализ литературных источников показал, что нарушения речи у умственно отсталых детей являются сложным дефектом, и охватывают практически все уровни речевой деятельности.

У умственно отсталых детей нарушается не только языковой уровень речи, но и смысловой и сенсомоторный уровни. Более стойкими являются нарушения смыслового и языкового уровня.

Логопедическая работа по коррекции нарушений связной речи у умственно отсталых детей должна быть направлена на коррекцию и развитие всех операций порождения речевых высказываний, на формирование всех уровней речи. Развитие связной речи должно быть теснейшим образом связано с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения, особенно при отработке операций внутреннего программирования.

Каждая из операций порождения смыслового высказывания вначале формируется самостоятельно, изолированно, на простых заданиях. Затем постепенно операции объединяются в целостный процесс порождения связного текста.

Работа по развитию связной речи должна проводится не только на специальных логопедических занятиях, но и на уроках русского языка, математики и т.д. Именно комплексный системный подход к развитию связной речи у умственно отсталых детей может обеспечить эффективность логопедической работы.

Тем не менее, нужно отметить, что в настоящее время проблема развития связной устной речи у данной категории детей, является малоизученной. Имеется острый дефицит, как теоретических источников, так и практических рекомендаций и программ.

В ходе подготовки к эксперименту нами были проанализированы методики формирования устной связной речи на логопедических занятиях предложенные Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, т.Б. Филичевой, А.В. Ястребовой, цель которых - помочь детям овладеть навыками построения связных высказываний. После этого нами были выбраны наиболее эффективные, на наш взгляд методики, на основе которых в дальнейшем был построен констатирующий эксперимент.

В процессе обследования связной речи детей с нарушением интеллекта было замечено, что эти дети испытывают затруднения в овладении связной речью, связанные с их стремлением к дословному изложению событий, приводящему к застреванию на отдельных словах и мыслях, к повторению отдельных частей предложений. В ходе изложения, доказательства дети порой отмечают не самые существенные признаки.

У школьников с нарушением интеллекта наблюдается искажение, как внутреннего смыслового уровня, так и языкового уровня связной речи, в связи с чем у них возникают трудности при составлении рассказа по сюжетной картинке, где закономерность развития событий не задана, и при пересказе текста с сохранением последовательности событий.

Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о стойкости имеющихся у детей нарушений речевой деятельности, в первую очередь связной речи.

Синтаксические конструкции, используемые детьми при составлении связного высказывания, примитивны, имеют черты ситуативной речи. При этом наблюдается нарушения лексико-грамматического строя речи. Большинство детей используют в своих рассказах имена существительные, глаголы и местоимения.70% детей с нарушением интеллекта используют простые распространённые предложения, которые распространяют 2-3 второстепенными членами, 30% - простые нераспространённые предложения, процент употребления сложных предложений очень мал.

Рассказы детей отличались краткостью, логической непоследовательностью и сжатостью изложения, очень часто они состояли из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, а вместо активного развертывания сюжета в них наблюдалось обычное перечисление отдельных элементов ситуации.

В ходе анализа методической литературы нами были предложены методические игры, направленные на развитие смыслового программирования высказывания, овладения языковыми средствами оформления связного текста, а также формирование навыка строить связные рассказы и пересказы.

Мы считаем, что использование данных видов работы воспитателями и логопедами, поможет значительно преодолеть системное недоразвитие речи у детей с нарушением интеллекта, что положительно будет влиять на развитие их познавательной деятельности. Целенаправленная коррекционная работа по формированию связной речи школьников с нарушением интеллекта, с учётом структуры дефекта и психического состояния ребёнка, влияет на развитие речевой и познавательной деятельности, а также повышает уровень общего развития.

 


Список используемой литературы

 

1. Ахутина Т.В. Порождение речи. М.: Академия. 1998. 230с.

2. Блюмина М.Г. О некоторых принципах диагностики олигофрении у детей // Пятая конференция по дефектологии. М.: изд-во АПН РСФСР 1967г с23-47.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-и Т. Т5 Основы дефектологии. М.: Педагогика 1983.370с.

4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М. Академия. 1999.250с.

5. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/ Под ред.В. В. Воронкова. М.: Школа-пресс. 1994.417с.

6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детский речи. М.: Педагогика. 1961.170с.

7. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. М.: Педагогика. 1985.315с.

8. Дети с отклонениями в развитии/ Под ред. Певзнер М.С.М. Изд-во АПН РСФСР. 1978.278с.

9. Доблаев Л.П. Логико-психологический анализ текста. Саратов. 1986г.327с

10. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе.М. Просвещение. 1981.176с.

11. Дульнев.Г. М, Лурия А.Р. Принципы отбора детей во вспомогательную школу.М. 1979.210с.

12. Ефименкова Л.Н. Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей - олигофренов.М. Педагогика. 1970.230с.

13. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М. Прсвещение. 1985г 290с.

14. Занков Л.В. Вопросы психологии учащихся вспомогательной школы.М. 1976. Изд-во АПН РСФСР.279с.

15. Занков Л.В. Некоторые вопросы развития личности умственно отсталых школьников на первых этапах обучения. М. Изд-во АПН РСФСР. 307с.

16. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. Москва - Воронеж. 2001г 320с

17. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Спб. Речь. 2003.400с.

18. Корсаков С.С. Курс психиатрии Т1. М. Медицина. 1989.337с.

19. Кузнецова В.Г. Основы специальной психологии. М. Академия. 2002.478с.

20. Курицина А.М. Формирование связной речи у детей 6-7 лет // Дефектология 1998г№2 с 42-49.

21. Лалаева Р.И. Нарушения звукопроизношения у учащихся 1-3 классов вспомогательной школы // Психические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции. Ленинград. 1978.27-78с.

22. Лалаева Р.И. Формирование операций порождения связных высказываний у умственно отсталых школьников // Принципы и методы логопедической работы. Ленинград. 1984.16-33с.

23. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М. Изд-во АПН РСФСР 1978. 379с.

24. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М. академия. 2003г.230с.

25. Лосева Л.М. Как строится текст. М. Академия 1989г.270с

26. Липкина А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М. Просвещение. 1978г 190с.

27. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М. Педагогика. 1989.237с.

28. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология №6 1978г С23-47.

29. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. М. Изд-во АПН РСФСР 1960г 320с.

30. Лурия А.Р. Речь и мышление. М. Педагогика 1979г.400с

31. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М. Просвещение. 1974.270с.

32. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников. // Избранные психологические труды. М. Педагогика 1989г.

33. Певзнер М.С. Дети – олигофрены. М. Изд-во АПН РСФСР. 1963.270 с.

34. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников. Красноярск. 190с.

35. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей - олигофренов. М. Педагогика. 1978.210с.

36. Проблемы ВНД аномального ребенка. / Под ред. А.Р. Лурия. М 1956г, т 3. 270с.

37. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталых школьников.М. Педагогика 1986. 190с.

38 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М. Педагогика 1989г Т1.416с

39. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. М. Педагогика 1987г 290с

40. Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. М. Просвещение. 1976.370с.

41. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т3. М. Медицина. 1989.289с.

42. Филичева Т.Б. Туманова Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи.М. Владос. 2000г.

43. Филичева Т.Б. Мастюкова Е.Н. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М. Просвещение. 1990г.

44. Юркова. О динамике клинических проявлений олигофрении. // Дефектология № 6 1999. с28-37.

45. Ястребова А.В. Преодоление ОНР у детей. МАФКТИ 1999г

46. Якубинский Л.П. О диалогической речи // Русская речь/ под ред. Л.В. Щербы. М. Педагогика 1976г. С 96-195.

Приложение №1

 

Таблица №1

Анализ предложений (по результатам 4-х заданий).

Ф. И.О.

употребление простых предложений

употребление сложных предложений

 Употребление различных частей речи при составлении предложений

К-во слов в предл.

  Нераспр. Распростр. Слож. соч Слож. подч Существит. Прилагат. глагол наречие местоим предлог союз
1. Женя В. + + + - + + + -   +   + и, а 3-6
2. Наташа Ф. + + - - + - + - + + - 2-3
3. Сережа.С. + + - - + - + - + + - 2-3
4. Надя М. + + + - + + + - + + и, а 4-6
5. Таня К. + - - - + - + - - - - 1-2
6. Слава И. + + + - + + + - + + и, а 3-7
7. Алеша В. + + + - + + + - - + и, а 3-6
8. Наташа Д. + - - - + - + - - - - 1-2
9. Миша С. + + - - + - + - + - - 2-4
10. Настя К. + - - - + - + - - - - 2-3
11. Саша О. + + - - + - + - + +  - 3-5
12. Максим К + + - - + - + - + + - 3-4
13. Паша Г. + + + - + + + - + + и, а, 3-7
14. Володя И. + + - - + - + - - + - 2-4

 

Приложение №2

 

Таблица № 2.

Результаты выполнения 4-го задания (пересказ текста)

Ф. И.О. Понимание содержания текста Полнота содержания в пересказе Логическая последовательность пересказа Плавность речи Выразительность речи Количество предложений
1. Женя В. + + + + - 12
2. Наташа Ф. + - - - - 3
3. Сережа.С. + + - - - 6
4. Надя М. + + + - - 8
5. Таня К. - - - - - 3
6. Слава И. + + + + - 11
7. Алеша В. + + + + + 14
8. Наташа Д. - - - - - 2
9. Миша С. + - - - - 4
10. Настя К. - - - - - 2
11. Саша О. + + + + + 7
12. Максим К + + - - - 10
13. Паша Г. + + + - - 12
14. Володя И. - - - - - 2

 


Приложение № 3

 

Диаграмма 1.

 


Приложение № 4

 

Диаграмма 2.

 


Приложение № 5

 

Диаграмма 3.


Приложение № 6

 

Диаграмма 4.

 

Оглавление

 

Введение. 3

Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования. 7

1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ VIII вида. 7

1.2. Психологическая природа связной монологической речи. 22

1.3. Изучение особенностей коррекционной работы по развитию связной устной речи учащихся младшего школьного возраста специальной (коррекционной) школы VIII вида. 29

Глава II. Содержание и организация констатирующего эксперимента. 39

2.1. Организация и методика исследования. 39

2.2. Анализ результатов исследования связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. 44

Глава III. Методические рекомендации по формированию монологической речи у умственно отсталых школьников младших классов. 49

Заключение. 58

Список используемой литературы.. 61

Приложение №1. 1

Приложение №2. 1

Приложение № 3. 3

Приложение № 4. 4

Приложение № 5. 5

Приложение № 6. 6

 


Введение

 

Актуальность исследования.

Мир, окружающий нас, становится все более быстротечным: возникают и исчезают не только предприятия, но и целые направления в науке и производстве. Темп изменений окружающего мира, возникновения в нем нового, ускорился настолько, что вместо привычной статичной картины мы имеем дело с процессом, в котором сами понятия начинают отставать от текучей сущности, которую они когда-то обозначали. Сегодняшние, мы живем плодами своих идей, убеждений и труда. В аналогичном – если не более сложном положении окажутся и наши дети.

Детская популяция в настоящее время состоит из трех групп: нормально развивающиеся дети, одаренные дети, дети с нарушениями в развитии различной степени.

По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8% детей с наследственной патологией, 8-10% детей имеют выраженную врожденную патологию, а 40-60% можно отнести к группе риска по ЦНС, ССС и т.д. Эти цифры кажутся особенно удручающими, если принять во внимание демографическую и социально-экономическую ситуацию в стране. По данным МО РФ 85% детей – учащихся начальных классов, нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера. Около 25% детей нуждаются в специализированной коррекционной помощи.

На современном этапе развития образования особенно остро встает проблема увеличения количества детей с интеллектуальными нарушениями и соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, отклонениях от норм поведения, трудностях взаимоотношений с окружающими. Между тем социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно решать новые жизненные проблемы.

Проблема развития связной речи актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность или недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию связной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников специальной (коррекционной) школы.

Однако вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития связной речи у младших школьников специальных (коррекционных) школ, на сегодняшний день недостаточно разработаны. В специальной литературе крайне мало методических и теоретических рекомендаций посвященных данной проблеме. Таким образом, в настоящее время проблема развития связной речи у учеников младших классов специальных (коррекционных) школ является актуальной как в практическом, так и в теоретическом плане.

Проблема исследования. Развитие связной устной речи у детей с нарушением интеллекта является одним из условий эффективности их обучения в специальной коррекционной школе и залогом их дальнейшей социализации в обществе. Но, к сожалению, технология данного процесса остается недостаточно разработанной.

Объект исследования. Связная монологическая речь учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Предмет исследования. Особенности коррекционной работы по развитию связной монологической речи учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что в связной монологической речи учащихся с нарушением интеллекта будет наблюдается искажение, как внутреннего смыслового уровня, так и языкового уровня, вместе с тем ее изучение позволит в дальнейшем разработать коррекционную программу, которая будет способствовать ее оптимизации.

Цель исследования. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:

1. Определить степень разработанности проблемы в теории ипрактике логопедии.

2. Выявить степень сформированности связной речи у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

3. На основании методической литературы разработать методические рекомендации, способствующие развитию связной речи у учащихся младших классов с нарушением интеллекта.

Методологической и теоретической основой исследования явились: положения общей и специальной психологии о единстве общих закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Выготский Л.С, Лурия А.Р.), о системном подходе к анализу речевых нарушений (Левина Р.Е., Лубовский В.И.), положение о коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса в специальных коррекционных учреждениях (Певзнер М.С., Рубинштейн С.Я. и др.).

Методы исследования. В соответствии с целью гипотезой и задачами работы в ходе данного исследования применялись теоретические методы (анализ литературных источников), метод наблюдения, констатирующий эксперимент.

Теоретическая значимость исследования.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления о специфике логопедической работы по развитию речи учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.


Практическая значимость исследования.

Заключается в поиске адекватных методов и средств логопедической работы, способствующих более эффективному развитию речи умственно отсталых детей младшего школьного возраста, что позволит активизировать их учебную деятельность, увеличить коммуникативные возможности и как следствие будет способствовать их социализации.

Организация исследования. Базой исследования явилась специальная (коррекционная) школа VIII вида № 5 г. Тайшета.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап – изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование цели, гипотезы, задач, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента.

Второй этап – проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента.

Третий этап – изучение методической литературы, составление методических рекомендаций.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка литературы.


Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 746; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.139.164 (0.011 с.)