Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные категориально-методологические парадигмы современного теоретического языкознанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Парадигма (от греческого – пример, образец) – совокупность всех форм словоизменения присущих той или иной лексической единице. Кроме морфологической, парадигма может быть синтаксической, словообразовательной, семантической. 1. Историко-генетическая парадигма (первые десятилетия 19в.) была первой научной парадигмой в лингвистике. Опирается на принцип историзма и рассматривает язык в его возникновении и развитии. До 18в. язык не рассматривался как историческая категория. Основоположники сравнительно-исторического языкознания - Франц Бопп, Расмус Раск, Якоб Гримм, А.Х. Востоков приходят к выводу о том, что сходство нескольких языков может быть объяснено только их родством, происхождением их из общего древнего праязыка и последующим развитием. Сравнивая эти языки, выявляя их исконные явления и инновации, можно реконструировать исторический ход развития родственных языков. Стали складываться сравнительные грамматики отдельных языковых семей. Сравнение становится средством систематизации языкового материала, а исторический подход к языку главным принципом исследования. Дальнейшее развитие сравнительно-исторического языкознания в 19 веке связано с именами крупнейших компаративистов: А.Ф. Потта, Г. Курциуса, А. Шлейхера, И. Шмидта, Ф. Дица и др. ученых. Ими уточняются и совершенствуются исследовательские приемы, расширяется научная проблематика компаративистики. Один из наиболее значимых результатов компаративистики – создание генеалогической классификации языков мира. Также выработаны методики установления родства. Строение морфем (личные окончания глаголов - Ф.Бопп - выявлено их материальное сходство). Сравниваются грамматические системы, тк они не заимствуются. В каждом языке есть — 100 слов, которые образуют исконную лексику. -Шлейхер: генеалогическая классификация языков + развитие языков в динамике (язык молодой -далее стремится к упрощению). Причины возникновения сравнительно-исторического языкознания: 1)знакомство с санскритом, 2)великие географические открытия (письменные памятники), 3)историко-эволюционный подход. Системно-структурная парадигма (таксономическая, инвентарная, структурная, системная) – с середины 20в. Поставила в центр внимания целостность языкового образования – принцип инвариативности – язык во всех своих проявлениях сохраняет одну и туже структуру как совокупность устойчивых свойств. Функция языковой системы - служить средством порождения, хранения и передачи информации. «подфункция» - передача информации, то есть коммуникативная. Язык – единое целое, система. Система языка – это внутренняя организация его единиц и частей. Система, структурная организация языка делает его устойчивым в условиях функционирования и развития. Язык – это гетерогенная система, т.е. ему свойственна «многоэтажность». В гетерогенных системах наблюдается распад системы на подсистемы однородных элементов, взаимодействующих друг с другом, а также с элементами других подсистем. Язык как структура состоит из подсистем (ярусов, уровней), которые, хотя и обладают структурной самостоятельностью, но не могут функционировать отдельно. Языковая система представляет собой иерархию уровней, поскольку единицы каждого вышележащего уровня формируются из единиц нижележащего уровня. Существует 4 вида глобальных (то есть, очевидно, всеохваты-вающих) отношений: парадигматические, синтагматические, иерархические и деривационные. Под общим названием структурализм объединяются следующие школы: 1) пражская школа; 2) копенгаген\ская школа (глоссематика); 3) американский структурализм; 4) лондонская школа. Внимание было ориентировано на предмет, вещь, имя, поэтому в центре внимания находилось слово. Даже в третьем тысячелетии можно исследовать язык все еще в рамках системно-структурной парадигмы, ибо эта парадигма продолжает существовать в лингвистике, а число ее последователей довольно велико. 3. Коммуникативно-прагматическая (антропоцентрическая) парадигма (с середины 20в.). Личностно-ориентированная, деятельностная лингвистика, прагмалингвистика («прагматическая лингвистика») – наука об употреблении языка; исследование языка с точки зрения исследуемых целей, различных способов их достижения и условий, при которых эти цели достигаются. Термин «прагматика» был введен в научный обиход Ч. Моррисом. Прагмалингвистика представляет собой совершенно новый подход к языку - исследует использование языка в дискурсе, вплетенном в совместную деятельность людей. Впервые язык связывается с его пользователем, происходит переключение интересов исследователя с объектов познания на субъекта, т. е. анализируется человек в языке и язык в человеке. Принцип деятельности. Гумбольдт: «язык есть не продукт деятельности (ergon), а деятельномть (energeia)». 4. Когнитивная парадигма. В последние десятилетия 20в. в связи с теорией искусственного интеллекта произошло становление когнитивной парадигмы. 2 обстоятельства, послуживших причиной: 1) произошел фундаментальный пересмотр традиционных представлений о природе языка 2) усиливается стремление понять, каким образом человек с его относительно ограниченными возможностями оказывается способным перерабатывать, трансформировать и преобразовывать огромные массивы знаний в крайне ограниченные промежутки времени. В основе когнитивной лингвистики лежит идея о том, что мышление представляет собой манипулирование внутренними (ментальными) репрезентациями типа планов, сценариев, моделей и других структур знания. В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления. Начало такому изучению положили нейрофизиологи, врачи, психологи (П. Брока, К. Вернике, И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов и др.). На базе нейрофизиологии возникла нейролингвистика (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия). Стало ясным, что языковая деятельность протекает в мозге человека, что разные виды языковой деятельности связаны с разными отделами головного мозга. Вся проблематика когнитивной лингвистики вращается вокруг ее основных категорий – концепт, концептуализация, категоризация, концептосфера (или картина мира). Концепт (лингвистический подход) – единица ментальных ресурсов сознания и той информационной структуры, которая отражает знание и опыт человека. И концептуализация, и категоризация представляют собой классификационную деятельность, но различаются по своему результату и цели. Процесс концептуализации это осмысление поступающей информации, мысленное конструирование предметов и явлений которое приводит к образованию определенных представлений о мире в виде концептов, то есть фиксированных в сознании человека смыслов. Процесс категоризации нацелен на объединение сходных или тождественных единиц в более крупные разряды, категории и предполагает деление мира на категории, то есть выделение в нем групп, классов. Концептосфера (Д. С. Лихачев) - это совокупность концептов нации, чем богаче культура нации, ее фольклор, литература и т.д. тем богаче концептосфера народа. Выдвижение на передний план то принципа историзма, то принципа системности, то принципа деятельности не есть процесс замены одной лингвистической парадигмы другой. Появление очередной из них не ведет к исчезновению другой или других. Происходит лишь смена акцентов в воззрениях на языковой феномен. Функции языка и речи Слова «язык» и «речь» обозначают разные, хотя и близкие понятия. Язык – это социально предназначенная система знаков, естественно возникшая в человеческом обществе, которая служит важнейшим средством коммуникации. Язык существует в двух формах: звуковой и письменной. Звуковая форма является первичной по отношению к письменной. Речь – это конкретное говорение, реализация языка в различных видах речевой деятельности ‒ говорении и слушании, письме и чтении. Отличия речи от языка: 1) Речь- сугубо индивидуальна и неповторима. 2) Речь менее консервативна, более динамична, чем язык: человек может легко перейти от одного стиля к другому ‒ в социолингвистике это называется «смена кода». 3) Речь отражает опыт говорящего, обусловлена контекстом и ситуацией, вариативна, может быть спонтанна. 4) Язык присущ любому человеку, а речь - конкретному человеку. К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся: -коммуникативная (функция обмена информацией); -когнитивная (функция познания); -конструктивная (формулирование мыслей); -кумулятивную (функцию накопления знаний); -апеллятивная (воздействие на адресата); -эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); -фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами); -метаязыковая (функция толкования. Используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом). Функции речи: -сигнификативная (обозначения) - состоит в том, что речь обозначает реальные предметы. У каждого слова есть свое значение. -обобщения - слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. -коммуникативная (передачи информации) - что речь служит средством передачи информации от человека к человеку. Это главная функция речи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 1076; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.125.137 (0.007 с.) |