Лингвистическая концепция ф. Де Соссюра 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лингвистическая концепция ф. Де Соссюра



Фердинанд де Соссюр – швейцарский историк и лингвист XIX века. Заложил основы семиологии и структурной лингвистики. Проложил мостик из 19 в. в 20 в. – переход к системно-структурной парадигме языкознания.

Автор имманентной лингвистики – изучения языка в самом себе и для себя.

Осознание факта многомерности языка:

- язык – средство общения;

- язык – средство формирования мыслей;

- язык – средство выражения мыслей.

Язык – факт культурно-исторический. Средство для кодирования сообщений.

Лингвистика:

1. Внутренняя (устройство языка и его структура);

2. Внешняя (условия существования языка: история, народ, политика и т.д.)

- язык и общество не тождественны, они развиваются по разным законам; но язык создается и существует в обществе.

Выделяет два аспекта:

1. Язык (грамматическая система + словарь);

2. Речь – акт, посредством которого индивид пользуется языком для выражения мысли.

Различия между языком и речью:

- язык социален, речь – индивидуальна;

- язык – потенция, речь – реализация;

- язык устойчив, речь неустойчива;

- язык долговечен, речь одноразова.

Необходима лингвистика языка и лингвистика речи.

Исследование синхронии и диахронии в изучении языка:

- Синхрония и диахрония не связаны;

- Язык – система. Системные отношения характеризует только синхроническая лингвистика. Нет системы, которая охватывает одновременно несколько периодов.

Ф. де Соссюр – основоположник лингвосемиотики: определение знака.

Знак – совокупность означаемого и означающего (билатеральная трактовка). Язык – система знаков.

Два типа отношений между элементами языковой системы:

1. парадигматические (ассоциативные: или … или …);

2. синтагматические (отношения линейной последовательности в речевой цепи).

Семиотика – наука, изучающая знаковые системы. Помимо понятия «система» важно понятие «значимость». Значимость единицы вытекает из её противопоставленности другим единицам, из различительных признаков.

Ученики и последователи: Шарль Балли, Альбер Сеше, С.О. Карцевский.

Современное языкознание

Интерес к работам Бодуэна де Куртенэ. В XX веке стали актуальными те проблемы, которые Бодуэн де Куртенэ исследовал в конце XIX века:

- внимание на процессах, происходящих в индивидуальной речи;

- призыв к рассмотрению не языка отдельно, а человека как носителя языка;

- изучение языка тесно связано с изучением общества.

Развивается идея: осознание необходимости изучать язык и человека комплексно, то есть «говорящего человека»

Основные парадигмы:

1. Историко-генетическая (принцип историзма, возникновение и развитие языка);

2. Системно-структурная (инвариантность и системность языка);

3. Коммуникативно-прагматическая (антропоцентрическая);

4. Когнитивная парадигма (мышление – манипуляция моделями языка; понятие концепта).

Основные тенденции:

1. Исследованием языка занимаются не только лингвистика, философия и логика;

2. Восприятие языка как уникальной способности человека, средства общения и отображения мира, неотъемлемого компонента истории;

3. Интерес к процессу переработки огромного количества знаний человеком;

4. Развитие вычислительной техники задает направление исследованиям языка.

Антропоцентрическая парадигма современной лингвистики: человек осознает мир через осознание себя и получает право творить в своем сознании порядок, свою сущность.

4 направления:

1. Язык – зеркало человека (человек отражает себя в языке);

2. Коммуникативная лингвистика (человек в процессе коммуникации);

3. Роль языка в познавательных процессах;

4. Исследование существования языка в человеке;

Язык – продукт культуры, он развивается в культуре и выражает ее. Появление лингвокультурологии – науки о проявлениях культуры народа, отразившихся в языке.

Исследование человека и его места в культуре. В центре внимания – языковая личность. Культура и язык «антропоцентрические сущности, они служат человеку и без него не имеют смысла».

Становление когнитивной парадигмы. В основе идея о том, что мышление – манипулирование различными моделями и структурами знания.

Отношение языка и мышления:

- языковая деятельность связана с определенными отделами мозга (нейролингвистика);

- язык – система знаков в сознании ч-ка, соотношение системы и ее функционирования (психолингвистика);

- усвоение и обработка инф-ции с помощью языковых знаков (когнитивная лингвистика).

Предпосылки в трудах А.А. Потебня, И.А. Бодуэна де Куртенэ.

Становление: Дж. Лакофф, Р. Лангакер, Е.С. Кубрякова (Россия).

Основная категория – концепт. Определяется как «содержательная единица памяти», «смысл, которым оперирует человек в процессе мышления».

В основе концепта – знание, полученное в результате познавательной деятельности. Коцептуализация – выделение минимальных единиц знания. Категоризация – объединение сходных единиц в категории. Тесно связан с культурой.

Концепт многомерен: включает в себя множество элементов (понятийный, образный, этнологический и т.д.). Концептуальный анализ - метод исследования концептов, репрезентация их содержания. Метод исследования – интегративный: комплексный анализ объекта, всестороннее описание.

Язык и история

В процессе истории язык развивается и меняется, что приводит к разнообразию языков, языковых явлений и категорий. Язык динамичен, но при этом в нем есть постоянство. Проблема связи истории языка и истории народа – проблема не только лингвистическая, но и философская.

Подходы:

1. Односторонняя связь между историей языка и историей его носителей (детерминация).

Развитие общества – причина развития языка (Н.Я. Марр).

2. Развитие языка происходит самостоятельно.

«Наш язык это так же наша история» (Я. Гримм).

Проблема связи языка и общества требует рассмотрения влияния как языка на людей, так и общества на язык.

Причины языковых изменений, связанные с историей общества:

1. контакты народов, изменение состава носителей;

2. распространение просвещения и культуры;

3. материальный и социальный прогресс общества.

Взаимодействие языков – важный фактор их исторического развития (Гумбольдт, Б. де Куртенэ, Марр): заимствование, скрещивание и образование смешанных языков.

Заимствуется главным образом – лексика. Различаются непосредственные (контактные) и опосредованные (неконтактные) заимствования (часто - термины). Пример: английские термины в экономике.

1. При непосредственном и длительном контакте языков и происходящем при этом скрещивании один из языков сохраняет свою самостоятельность, приобретая лишь некоторые особенности соседнего языка. Длительные языковые контакты могут охватывать ряд языков, в результате чего возникает языковой союз (Балканский языковой союз: греческий, албанский, румынский, болгарский языки).

2. Влияние просвещения и культуры. История литературных языков непосредственно связана с историей литературы и деловой письменности, а также языка науки. Связь языка и культуры проявляется так же посредством деятельности ученых, писателей, общественных деятелей. (Данте, Петрарка доказали право писать на итальянском и закрепили авторитет флорентийского диалекта как литературной нормы).

3. Социальная обусловленность: общая история языка находится в зависимости от развития социальных общностей людей, общественно-политической и экономической истории общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.007 с.)