Языкознание Древнего мира (Древняя Индия, Древняя Греция) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Языкознание Древнего мира (Древняя Индия, Древняя Греция)



Языкознание Древнего мира (Древняя Индия, Древняя Греция)

Древняя Индия

Древне Индийская традиция насчитывает 3 тыс. лет. Вызвана практическими причинами: стремлением нормализовать санскрит (язык Др. Индии, считавшийся языком самого Бога, и потому священным, на практике распавшийся в то время на разговорные варианты - пракриты) и необходимостью точно воспроизводить священные гимны - веды (веда - «я знаю»). Панини (~6 – 2 вв. до н.э.) «Восьмикнижие» ("Аштадхьяйя") в 4 тысячах кратких стихотворных правил (сутр) в устной форме, записаны через несколько веков. В этом труде содержатся исчерпывающие описания санскрита: тщательно описаны звуки и буквы, их передающие; большое внимание уделяется сочетаниям звуков, правилам их произнесения на стыке слогов; дается подробное описание словоизменительных и словообразовательных элементов; описываются правила сочетания морфем; описываются основные синтаксические конструкции.

Другим важным лингвистом был Яска – этимолог, создатель первой известной классификации частей речи.

Труды древнеиндийских грамматиков - Панини (V--IV вв. до н. э.), Патанджали (II в. до н. э.), Вараручи (II--III вв. н. э.) поражают современных учёных глубиной мысли и совершенством методов исследования.

Грамматика Панини в интерпретации Патанджали («Махабхашье» («Большом комментарии») заложила основу исследований в области языка. После Панини упадок в языкознании, ученые не могли придумать ничего лучше Панини и поэтому комментировали его, а затем комментировали комментарии и т. д.

Древняя Греция

В Др. Греции - Философский подход к языку. Не религиозно-практические, а познавательно-философские, педагогические и ораторские задачи. Дискуссия об отношении между мыслью и словом, между вещами и их именами (спор «о природном или условном» характере слов). С одной стороны, термин «physei» (фюзей) 'по природе' (т. е. наименование определяется самой природой предмета, имя отражает природу обозначаемой вещи, подобно теням предметов) - это Гераклит Эфесский, с другой — термин «thesei» (тезей) 'по положению' (т. е. наименования избираются по условному соглашению, по обычаю, по установлению самих людей) – это Демокрит из Абдеры. Демокрит: причины почему отрицает Гераклита: 1) слова могут быть многозначны, т. е. обозначать разные вещи; 2) вещи могут иметь нескольку названий 3) вещь может поменять св. 4) многие понятия не имеют словесных обозначений. Столь несовершенными могут быть только произведения людей, а не природы.

Платон, в лице Сократа, занимает среднюю позицию между Гераклитом и Демокритом. Платон: вначале между звуками и понятиями существовала внутренняя связь. От этих первоначальных слов люди образовали такое множество слов, что теперь уже нельзя усмотреть внутреннюю связь между звуком и значением. Платон пытается классифицировать слова в языке: 2 категории – имя (подлежащее) и глагол (сказуемое). Во всяком словесном изложении есть следующие части: элемент (звук, из к-го может возникнуть слово), слог (не имеющий значения звук), союз (союзы, местоимения, артикли), имя, глагол, член, падеж, предложение (звук, имеющий значение, отдельные части которого имеют значение).

Аристотель: речь членораздельна.

Стоики считали, что слова воспроизводят звуки, издаваемые предметами, и выражают те впечатления, которые предметы произвели в душе человека. Именно поэтому слова выражают подлинную внутреннюю сущность предметов с помощью природных звуков. Анализируя слова можно вскрыть их истинную природу - их этимон (по-гречески—'истина'). Они дали наименования многим грамматическим категориям, перенесли логический термин «часть речи» в языкознание, выявили 24 звука (буквы) в др гр, выделяя глас. и соглас., различали звучание звуков, Стоики различали пять частей речи: глагол, союз-связку, член (артикль и местоимение) и как самостоятельные части речи имя собственное и имя нарицательное (нарицание). Выявили что падеж относится к именам

Александрийские грамматисты (Зенодот Эфесский (основатель первой грам. школы в Александрии), Аристофан Византийский, Аристарх Самофракский, Дионисий Фракийский, Аполлоний Дискол). Величайшего расцвета греческое языкознание достигло в эллинистическую эпоху (334—31 гг. до н. э.) в поселениях греческих колониях в Александрии. Грамматисты этой эпохи, находившиеся вдали от Греции и не заставшие время ее культурного расцвета, стремились оградить старую греческую литературу и ее язык от посторонних влияний.

Александрийские ученые стремились поддерживать нормы общегреческого литературного языка, так называемого койне, установили полный текст поэм Гомера, трудились над лексическими и грамматическими комментариями к произведениям Эсхила, Софокла и др. Важная роль - Александрийская библиотека (около 800 тысяч рукописных свитков). В противовес стоикам (в языке встречаются отклонения от закономерности — аномалии), они признавали в языке строгую законосообразность, в которой имеются и аномалии — исключения. Этот спор привел к тому, что наряду с грам. явлениями нашли место и аномалии (исключению). На александрийскую школу опирались многие языковеды в св работах (Дионисий Фракийский (170—90 гг. до н. э.) «Искусство грамматики», Аполлоний Дискол (II в. до н. э.) «О синтаксисе»)

Они делят звуки на гл. (долгими, краткими и «двухвременными» (м. б. долгими и краткими), на согл. (не имеющие без гл. звука) и (Дионисий) двугласные (дифтонги)

Слово - «наименьшая часть связной речи», а предложение (или речь) как «соединение слов, выражающее законченную мысль»

Аристарх установил восемь частей речи: имя, глагол, причастие, член (артикль), местоимение, предлог, наречие, союз, для определения части речи учитывалась не только синтаксическая роль, но и морфологический критерий. Дионисий выделяет 8 категорий глагола по флективному критерию: наклонения (5: изъяв, повел.), залоги (3), виды (4), образы (фигуры), числа (3), лица (3), времена (3), спряжения.

2. Языкознание Средневековья (476 – 1492 гг)

Ср. века характеризуются 1) зарождением и развитием феодализма; 2)созданием «новых» культур, к-е разрушили старую мифолог. концепцию, создали и подготовили почву для послед. развития новых цивилизаций; 3) зарождение и укрепление мировых религий: буддизма в Восточной, Центральной и отчасти Средней Азии, ислама с Средней и Передней Азии и в Северной Африке, христианства в Европе и отчасти в Передней и Средней Азии.

С разрушением античных государственных объединений и переходом общества к новому экономическому, политическому, религиозному и нравственно-этическому состоянию, новое положение возникает не только в области культуры, но и в области языковой деятельности. Выделяются 2 ареала языков: 1) ареал языков канонических и классических (все они – языки древних цивилизаций), осознанных и интерпретированных в общественно-языковой практике и теории языка как языки «правильные»; 2) ареал языков «варварских», или «вульгарных» (все они – языки бесписьменные или новописьменные), осознанных в общественно-языковой практике и теории языка как языки «неправильные».

Наблюдаются 2 тенденции: 1) сохранение религии и содержания текстов, т. е. канонизация языков, канонические тексты = религиозные → распространение → правила употребления → канонизация античной грамматики, логики, поэтики…

2) естественное развитие «неправильных» языков в связи с переводом на них канонических текстов → новые канонические языки (церковно-славянский после перевода на него с греч. Библии)

Для Средневековья образцами были грамматика Доната (III-IV века н.э.) и многотомная грамматика Присциана (VI век, ранневизантийский период). Потом, в XII и XIII веках, появляются философские грамматики, которые не описывают, а стараются объяснить грамматические явления. Первая философская грамматика в виде каментов к Присциану была написана Петром Гелийским в XII веке. Потом сложилась школа модистов (нач.XIII – нач.XIV). Самый известный модист – Томас Эрфуртский. Модисты интересовались не столько фактами латинского языка, сколько общими свойствами языка и его отношениями к внешнему миру и к миру мыслей. Модисты впервые пытались установить связь между грамматическими категориями языка и глубинными свойствами вещей. Модисты внесли также вклад в изучение синтаксиса, недостаточно разработанного в античной науке.

Появляется герменевтика – истолковательное искусство – толкование сложных текстов. Экзогетика – «толкующий с разных сторон» – толкование канонических текстов.

Спор о происхождении названий. Реалисты (кентерберийский епископ Ансельм): реально лишь вещи, а вещи и явления есть лишь их слабые корни, наука – от общего к частному, познать общее – познать все. Номиналисты (Иоан Росцеллин): реально существуют лишь вещи, понятия не могут существовать отдельно от вещей, они даже в полной мере не отражают сути вещей. Умеренные номиналисты (Пьер Абеляр) (промежуточная позиция): реально существуют только предметы, предметы служат основой для формирования понянтий, понятия реально не существуют, они выводятся нашим сознанием из реально существующих вещей и полностью отражают их свойства.

Китай. Тут всё просто. В основном занимались толкованием непонятных слов и составлением словарей. II век до н.э. – первый словарь иероглифов. Сю Шэнь (I век н.э.) – классик китайского языкознания. Потом знакомятся с европейцами и перенимают черты европейского языкознания. Китайская традиция в чистом виде перестаёт существовать.

Арабская традиция. С распространением ислама появляется необходимость в изучение арабского языка. В 735-736 годах появляется первая арабская грамматика. Потом перс по происхождению Сибавейхи (умер в 793 году) написал грамматику, описывавшую фонетику, морфологию и синтаксис классического арабского языка. Эта грамматика признана образцовой. Ещё составлялись словари, строились этимологии. Это всё было в Басре и Куфе, что в Месопотамии (современный Ирак). А в арабской Испании был некто Ибн Джинни (конец X – начало XI), арабский учёный-языковед, сын раба-грека. Он рассуждал о природе языка и языковой норме, занимался этимологией и семантикой. Потом всё пришло в упадок, и арабская традиция стало заниматься самовоспроизведением. А вообще, арабы были торговцами, то есть много путешествовали. Отсюда возникала потребность в словарях. Первый арабский словарь – «Айна» – написал Аль Хале Ибн Ахмедом, пионером арабского языкознания.

1258 год – конец классического периода развития арабского языкознания.

Происхождение языка:

А) от бога – Адаму

Б) Соглашение между патриархами человечества

В) язык сообщён богом, но развит людьми

Возрождение

1. Разрыв со средневековой идеалогией, возвращение к античной культуре

2. Развитие национальных символов европ. Государств.

3. Просвящение заменило теологию наукой

- работают по собрнию и толкованию лат. Текстов, что способствует возродению классич. Языков

- переводят Библию на европейские языки, что способствует появлению филологии различных народов

Американский структурализм

Дескриптивная лингвистика. Представители: Ф. Боас, Л. Блумфильд, Э. Сепир.

Занимается методикой анализа и созданием описания систем языка. Привлечение методов логики и математики.

Развитие данного направления имело практическую цель — изучение языков американских индейцев. Существенное отличие языков индейцев от европейских языков (трудно разграничить слово и предложение). Необходимы новые методы исследования, опирающиеся на формальные признаки:

1. Метод дистрибуции;

2. Трансформационного анализа;

3. Исследование по непосредственной составляющей:

- непосредственная составл. – слово, словосочетание; конечная составл. – морфема.

- Опора на форму, как исходный элемент анализа;

- Игнорирование смысловой стороны языка (приравнивание языка к животным сигналам).

Дистрибутивный анализ: изучение языка от простого фонологического уровня к семантическому. Представляет собой систему приёмов членения высказывания на минимально возможные в данном языке сегменты (фоны и морфы). Три этапа: сегментация, идентификация и классификация.

Морф – единица плана выражения, морфема – единица плана содержания. Слово – цепочка морфем.

Связь языка и культуры (Сепир): «гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа»: люди, говорящие на разных языках, видят мир по-разному, т.к. язык по-своему членит окружающую действительность.

Дескриптивная лингвистика Блумфилда: язык – система сигналов, речевое общение – реакция (сказанное слово) на стимул (услышанное слово).

Тагмемика - направление американского структурализма (исследование языковых закономерностей в связи с социокультурным поведением). Представитель – Кеннет Ли Пайк. Тагмема – минимальный функционально нагруженный формальный элемент. Тагма – минимальная реализация грамматических элементов.

Дескриптивисты внесли огромный вклад в разработку процедур точного формального анализа языка и привлечение методов логики и математики. Они обогатили мировое языкознание многочисленными терминами. В качестве реакции на недостатки дескриптивизма появились теория компонентного анализа, генеративная лингвистика, падежная грамматика, когнитивная лингвистика и т.п.

Глоссематика

греч. glossa — «язык»

Копенгагенский лингвистический кружок (КЛК). Основан в 1931 году. Во главе: Л. Ельмслев, В. Брёндаль. Так же участвовал Р.О. Якобсон.

Влияние идей Ф. де Соссюра, Ф. Фортунатова, Пражской школы.

Язык – структура, целое, состоящее из взаимообусловленных явлений, из которых каждое зависит от других и может быть таковым только в связи с ним.

Глоссематика («язык» + «сема») – строго формализованное в духе требований математики, логики и семиотики воззрение на язык. Разработана Л. Ельмслевом и Х.Й. Ульдаллем.

Создавалась как совершенный метод анализа: непротиворечивость, исчерпывающий характер, максимальная простота.

- построение теории как логико-математического исчисления;

- теория приложима к языкам любой природы -> идея универсальной лингв. теории;

- идеи де Соссюра о различии языка и речи, системности и имманентности языка.

При этом:

- не учитываются особенности отдельных языков;

- язык рассматривается вне развития во времени, исключительно синхронически;

- не учитывается роль экстралингвистических факторов.

Язык — синхронная абстрактная система чистых отношений, игнорирующая специфические особенности каждого конкретного языка.

4 формы языка: схема (чистая норма), норма (материальная норма), узус (то, что принято в социуме), акт речи.

Выделение плана выражения и плана содержания (мир мысли).

Отношения между языковыми элементами как функции в математике. Языковые элементы – пересечение пучков функций. «Алгебра языка» (Ельмслев) для точности анализа: использование метода дедукции (от класса к отдельному элементу). Дедукция по Ельмслеву — анализ, индукция — синтез.

Задача глоссематики — анализ текста, который подвергается членению. Анализ от большего к меньшему (от текста до элементарных единиц). Особое внимание – отношениям между элементами текста:

- интердепенденция (один член предполагает существование другого и наоборот);

- детерминация (один член предполагает существование другого, но не наоборот);

- констелляция (оба совместимы, но ни один не предполагает существования другого).

Достоинство: логичность, последовательность. Недостаток: далека от практического применения. Сыграла существенную роль в развитии строгих методов лингвистического исследования. Позднее интерес ряда датских языковедов-структуралистов переключился на генеративную лингвистику и т.п.

Современное языкознание

Интерес к работам Бодуэна де Куртенэ. В XX веке стали актуальными те проблемы, которые Бодуэн де Куртенэ исследовал в конце XIX века:

- внимание на процессах, происходящих в индивидуальной речи;

- призыв к рассмотрению не языка отдельно, а человека как носителя языка;

- изучение языка тесно связано с изучением общества.

Развивается идея: осознание необходимости изучать язык и человека комплексно, то есть «говорящего человека»

Основные парадигмы:

1. Историко-генетическая (принцип историзма, возникновение и развитие языка);

2. Системно-структурная (инвариантность и системность языка);

3. Коммуникативно-прагматическая (антропоцентрическая);

4. Когнитивная парадигма (мышление – манипуляция моделями языка; понятие концепта).

Основные тенденции:

1. Исследованием языка занимаются не только лингвистика, философия и логика;

2. Восприятие языка как уникальной способности человека, средства общения и отображения мира, неотъемлемого компонента истории;

3. Интерес к процессу переработки огромного количества знаний человеком;

4. Развитие вычислительной техники задает направление исследованиям языка.

Антропоцентрическая парадигма современной лингвистики: человек осознает мир через осознание себя и получает право творить в своем сознании порядок, свою сущность.

4 направления:

1. Язык – зеркало человека (человек отражает себя в языке);

2. Коммуникативная лингвистика (человек в процессе коммуникации);

3. Роль языка в познавательных процессах;

4. Исследование существования языка в человеке;

Язык – продукт культуры, он развивается в культуре и выражает ее. Появление лингвокультурологии – науки о проявлениях культуры народа, отразившихся в языке.

Исследование человека и его места в культуре. В центре внимания – языковая личность. Культура и язык «антропоцентрические сущности, они служат человеку и без него не имеют смысла».

Становление когнитивной парадигмы. В основе идея о том, что мышление – манипулирование различными моделями и структурами знания.

Отношение языка и мышления:

- языковая деятельность связана с определенными отделами мозга (нейролингвистика);

- язык – система знаков в сознании ч-ка, соотношение системы и ее функционирования (психолингвистика);

- усвоение и обработка инф-ции с помощью языковых знаков (когнитивная лингвистика).

Предпосылки в трудах А.А. Потебня, И.А. Бодуэна де Куртенэ.

Становление: Дж. Лакофф, Р. Лангакер, Е.С. Кубрякова (Россия).

Основная категория – концепт. Определяется как «содержательная единица памяти», «смысл, которым оперирует человек в процессе мышления».

В основе концепта – знание, полученное в результате познавательной деятельности. Коцептуализация – выделение минимальных единиц знания. Категоризация – объединение сходных единиц в категории. Тесно связан с культурой.

Концепт многомерен: включает в себя множество элементов (понятийный, образный, этнологический и т.д.). Концептуальный анализ - метод исследования концептов, репрезентация их содержания. Метод исследования – интегративный: комплексный анализ объекта, всестороннее описание.

Язык и история

В процессе истории язык развивается и меняется, что приводит к разнообразию языков, языковых явлений и категорий. Язык динамичен, но при этом в нем есть постоянство. Проблема связи истории языка и истории народа – проблема не только лингвистическая, но и философская.

Подходы:

1. Односторонняя связь между историей языка и историей его носителей (детерминация).

Развитие общества – причина развития языка (Н.Я. Марр).

2. Развитие языка происходит самостоятельно.

«Наш язык это так же наша история» (Я. Гримм).

Проблема связи языка и общества требует рассмотрения влияния как языка на людей, так и общества на язык.

Причины языковых изменений, связанные с историей общества:

1. контакты народов, изменение состава носителей;

2. распространение просвещения и культуры;

3. материальный и социальный прогресс общества.

Взаимодействие языков – важный фактор их исторического развития (Гумбольдт, Б. де Куртенэ, Марр): заимствование, скрещивание и образование смешанных языков.

Заимствуется главным образом – лексика. Различаются непосредственные (контактные) и опосредованные (неконтактные) заимствования (часто - термины). Пример: английские термины в экономике.

1. При непосредственном и длительном контакте языков и происходящем при этом скрещивании один из языков сохраняет свою самостоятельность, приобретая лишь некоторые особенности соседнего языка. Длительные языковые контакты могут охватывать ряд языков, в результате чего возникает языковой союз (Балканский языковой союз: греческий, албанский, румынский, болгарский языки).

2. Влияние просвещения и культуры. История литературных языков непосредственно связана с историей литературы и деловой письменности, а также языка науки. Связь языка и культуры проявляется так же посредством деятельности ученых, писателей, общественных деятелей. (Данте, Петрарка доказали право писать на итальянском и закрепили авторитет флорентийского диалекта как литературной нормы).

3. Социальная обусловленность: общая история языка находится в зависимости от развития социальных общностей людей, общественно-политической и экономической истории общества.

Язык как система

В середине 19-го начале 20-го веков в естественных и гуманитарных науках стал осуществляться переход к системно-структурному представлению о действительности.

Идея структурности разрабатывалась: в философии- Марксом, в химии- Бутлеровым и Менделеевым, в физике – Бором и Резерфордом, в языкознании Соссюром, Б. де Куртене и Фортунатовым.

Принцип системности языка обусловлен системным характером самой объективной действительности. О языке как о системе одним из первых заговорил Соссюр. Для него был важен термин «система». Термин «структура» вели его ученики. В настоящее время под системой понимают совокупность взаимосвязи и взаимообусловленности элементов.

Структура – строение и внутренняя форма организации системы. В лингвистике и семиотике выделяют 2 типа систем: галогенные и гетерогенные.

Гомогенные - состоят из однородных элементов (в противоставлении с гетерогенными системами).

Гетерогенные - система более сложная, состоит из разнородных элементов. В них наблюдается деление на подсистемы.

Язык относится к гетерогенной системе. Он состоит из подсистем, которые не могут функционировать отдельно и являются частями единого целого. Подсистемы языка называют уровнями или ярусами. Основные ярусы языка: фонетический, морфемный (словообразовательный), лексический и синтаксический.

В каждом из этих ярусов есть соответствующие единицы. Единицы одного яруса языка должны непосредственно синтезировать единицы другого вышележащего яруса. Совокупность таких ярусов составляет иерархию.

Языковая система занимает особое место среди прочих систем окружающих человека. Солнцев классифицировал все системы по происхождению:

Материальные (первичные), существовавшие до человека и вне человека, и характерные для природы: жидкости, газы, твёрдые тела.

Деятельность человека создаёт ещё 3 типа систем:

· - идеальные;

· - искусственные;

· - семиотические (вторичные);

Идеальные – системы, элементы которых суть идеальные объекты. Понятия или идеи.

Пример: система идей художественного произведения; система понятий какой-либо науки;

Искусственные – технические. Механизмы, аппараты, машины.

Вторичные – языки и другие системы знаков, созданные для закрепления и выражения семантической информации и как средство общения людей.

Источником всех систем, кроме первичной, является психическая деятельность человека, мышление. Сам же человек есть первичная, естественная, и способная к мышлению система.

18. Язык как семиотическая система

Семио́тика, или семиоло́гия (греч. — «знак, признак»), — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков).

Знаковая система- совокупность знаков, образующих единство на основании внутр. Отношен. Между ними и использ. В определ. Сфере человеч. Деятель-ти.

Богатство, глубина, полифункциональность человеч. Мышления зависит от уровня владения знаками.

В семиотике различают два типа знаков: естественные (знаки-признаки) и искусственные (условные). Естественные знаки (знаки-признаки) содержат некоторую информацию о предмете (явлении) вследствие естественной связи с ними: дым в лесу может информировать о разведенном костре, морозный узор на оконном стекле – о низкой температуре воздуха на улице и т. д. В отличие от знаков, которые существуют отдельно от предметов и явлений, знаки-признаки являются частью тех предметов или явлений, которые люди воспринимают и изучают (например, мы видим снег и представляем зиму). Искусственные (условные) знаки специально предназначены для формирования, хранения и передачи информации, для представления и замещения предметов и явлений, понятий и суждений.

Знак не является частью (или существенной частью) того, что он представляет, замещает, передает. В этом смысле он искусствен и условен. Условные знаки служат средством общения и передачи информации, поэтому их называют также коммуникативными, или информативными знаками (знаками-информаторами). Существует множество информативных знаков и их систем, различающихся назначением, структурой и организацией. Основные виды информативных знаков – сигнал, символ, языковой знак.

Знаки-сигналы несут информацию по условию, договоренности и не имеют никакой естественной связи с предметами (явлениями), о которых они информируют. Сигнал – это звуковой, зрительный или иной условный знак, передающий информацию. Сам по себе сигнал не содержит информацию – информацию содержит знаковая ситуация. Например, зеленая ракета может означать начало атаки или начало какого-либо празднества; школьный звонок означает окончание или начало урока, а звонок в квартире – это сигнал, приглашающий открыть дверь, и т. д. Содержание сигнала как условного знака, таким образом, варьируется в зависимости от ситуации, от количества сигналов (например, три звонка в театре означают начало спектакля).

Знаки-символы несут информацию о предмете (явлении) на основе отвлечения от него каких-то свойств и признаков. Символ отличается от сигнала тем, что его содержание наглядно, и тем, что он свободен от ситуативной обусловленности. Например, изображение соединенных во взаимном пожатии рук – это символ дружбы, изображение голубя – это символ мира, герб – это изображение какого-либо предмета как признака принадлежности определенному государству, городу и т. д.

Языковые знаки

Языковые знаки – это знаки человеческого языка, основные информативные знаки.

Основные признаки знака: двусторонность (наличие материальной формы и содержания), противопоставленность в системе, условность/мотивированность.

В знаке выделяются две стороны – означаемое (понятие, содержание, смысл знака, его внутренняя сторона, то, что воспринимается нашим сознанием) и означающее (внешнее выражение знака, его формальная сторона, то, что воспринимается органами слуха или зрения).

Как правило, знаки в системе противопоставлены, что предполагает различность их содержания. Например, длинные и короткие гудки в телефонной трубке означают соответственно «линия свободна» – «линия занята». Противопоставленность знаков ярко проявляется в случае нулевого обозначающего. Рассмотрим ситуацию. Для того чтобы какой-то предмет (или звук, жест и т. д.) мог стать условным знаком, он обязательно должен быть противопоставлен какому-то другому предмету (или звуку, жесту и т. д.), иначе говоря, он должен войти в систему знаков.

К примеру, поставленная на подоконник ваза может стать сигналом об опасности только в том случае, если обычно ее там нет. Если же она всегда стоит на подоконнике, она ничего не может обозначать, тогда она – просто ваза. Для того чтобы приобрести способность что-то обозначать, она должна быть противопоставлена другому знаку, в данном случае – нулевому (т. е. значимому отсутствию материально выраженного знака).

Условная связь между означающим и означаемым основана на договоренности (сознательной) (красный свет – «путь закрыт»). Условной связью, например, является закрепленность длительности или краткости звучания гудка в телефонной трубке с занятостью или незанятостью телефонной линии. Мотивированная (внутренне обоснованная) связь основана на сходстве означающего с означаемым. Признак мотивированности очевиден при изображении на дорожном знаке поворота, бегущих детей и т. д.

Языковой знак, как всякая двусторонняя языковая единица, обладает формой (означающее знака) и содержанием (означаемое знака). Как и все прочие знаки, они всегда материальны и означают что-то помимо самих себя. Языковые знаки всегда условны, т. е. связь означаемого и означающего у них произвольна (но при этом, будучи однажды установленной, она становится обязательной для всех носителей данного языка). Как и все условные знаки, они всегда являются членами знаковой системы, а следовательно, обладают не только значением, но и значимостью.

Помимо свойств, общих для всех знаков, языковые знаки имеют еще и особые, только им присущие особенности. К их числу относится линейность: языковые знаки всегда следуют друг за другом, никогда не совмещаясь в пространстве (при письме) или во времени (в устной речи). Можно представить себе неязыковой знак (скажем, сигнал) в виде звучащего в определенный момент аккорда из трех звуков, каждый из которых имеет свое значение. Но не существует языковых знаков, в которых в пространстве или во времени совмещалось бы несколько единиц. Они всегда следуют друг за другом, составляя линейную цепь.

Другая особенность языковых знаков связана с диахроническим аспектом их существования: языковой знак характеризуется изменчивостью и одновременно стремлением к неизменчивости. Такое противоречие объясняется тем, что язык используется обществом, которое, с одной стороны, нуждается в постоянно изменяющемся языке для выражения своих меняющихся знаний о мире, а с другой стороны – в неизменной, стабильной системе общения, так как любые изменения в языке поначалу вызывают затруднения в общении. Поэтому на языковые знаки постоянно действуют две разнонаправленные силы, одна из которых подталкивает их к изменению, а другая стремится их удержать в неизменном виде.

К языковым знакам следует отнести значимые единицы языка – морфемы, слова, предложения.

Однако знаковость морфем очень ограничена, поскольку морфемы являются составными частями слов и имеют значения только в составе слов. В полной мере знаками в языке являются слова. Они представляют понятия, являются их символами или знаками; слова способны входить в состав предложения и по необходимости оформлять предложение. Полноценным коммуникативным знаком является предложение. В предложении как высшей знаковой единице приводятся в действие все знаки и сигналы языка, а сами предложения образуют связь друг с другом, с контекстом и ситуацией речи. Предложение обеспечивает языку возможность передавать любую конкретную мысль, любую информацию.

Язык как знаковая система

Язык как важнейшая знаковая система отличается от всех остальных вспомогательных (специализированных) знаковых систем.

Языковая знаковая система является всеобъемлющим средством передачи и хранения информации, а также оформления самой мысли, выражения эмоций, оценки и волеизъявления, в то время как специализированные знаковые системы служат для передачи ограниченной информации, перекодировки уже известного.

18 Язык как семиотическая система

Лексико-семантический ярус.

Лексикология – раздел языкознания, изучающий словарный состав, лексику языка. Основной лексической единицей является слово. Семантический анализ лексических единиц является предметом изучения лексической семантики, или семасиологии, которая исследует соотнесённость слова с выражаемым им понятием (сигнификатом) и обозначаемым им в речи объектом (денотатом).

Минимальные группировки отдельных лексических единиц, основанные на сходстве формы, образуют омонимы (лук) или паронимы (гордый-горделивый); при опоре на содержание выделяются группировки слов, основывающиеся на понятийных логических отношениях – равнозначности (синонимы), противоположности (антонимы).

1) Словарный состав языка непосредственно открыт для «вмешательства» людей, допускает замены конкретных единиц, выбор слов различного происхождения и образования. В лексике любого языка можно обнаружить интернациональную лексику. Особое место в лексико-семантической системе занимает специальная, в том числе терминологическая лексика.

2)Центральной лексико-стилистической оппозицией считается противопоставление нейтральной (межстилевой) и стилистической лексики. Нейтральная лексика основная и наиболее распространенная, так что частота употребления и безразличие к стилистическим характеристикам определяют ее как явление не только качественное, но и количественное. Нейтральной лексике противостоят лексика книжная и разговорная.

23. Синтаксический ярус языка имеет единицы двух типов – словосочетание и предложение. Между ними имеется определенная зависимость: словосочетания, как и словоформы, являются конструктивным материалом для построения предложений по их собственным образцам. Предложение делится не только на словосочетания, но и на члены предложения и синтагмы.

Словосочетание как синтаксический образец состоит из форм слова, объединенных на основе синтаксической связи и синтаксического значения. Словосочетание «слово учителя» (Именительный + родительный падежи) по форме связи «управляет» именительный падеж, по семантике отношения «управляет» существительное в родительном падеже.

Предложение как синтаксический образец состоит из форм слов и словосочетаний, объединенных моделью данного предложения. Модель предложения отличается от модели словосочетания не только своей протяженностью, но и глубинностью строения.

Синтаксический ярус охватывает словосочетания и предложения, которые объединяются в группы и разделы.

Классификация предложений и словосочетаний выявляет общие синтаксические категории синтаксического яруса. По строению основы предложения делят на односоставные и двусоставные, глагольные и именные. По степени сложности выделяют 1) простые, распространенные и осложненные предложения, 2) простые и сложные, среди которых различаются сложносочиненные и сложноподчиненные. Каждая модель предложения способна варьировать свои формальные и семантические признаки. Это обеспечивает взаимосвязь данной модели с моделями предложений близких групп и разрядов, а также вхождение любого предложения, построенного по языковым синтаксическим моделям, в синтаксический контекст и ситуацию речи, позволяет служить образцом для построения самых различных высказываний и фраз.

23 Синтаксический ярус

Синтаксический ярус является самым высшим из основных ярусов языковой системы, следовательно является самым сложным. Количество единиц на синтаксическом ярусе практически бесконечно, поскольку уровень связанной речи предполагает бесконечное число вариантов выражения мыслей. До настоящего времени в синтаксической науке нет единого мнения о том, что является основной синтаксической единицей. В истории науки существовало 3 точки зрения:

Сложилась в рамках московской лингвистической школы (Фортунатов). Последователи этой школы считали, что основной единицей языка на связанной речи является словосочетание, поскольку именно из него строится предложение, т.е. словосочетание - основной стройматериал.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 613; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.129 с.)