Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления исторического языкознания в XIX-XX веках
Натурализм. Возникает в связи с развитием в Европе естественных наук. Август Шлейхер (1821-1868), Германия. Наиболее полно и отчетливо натурфилософия языка Шлейхера отражена в работах «Теория Дарвина и наука о языке» (1863 г.), «Значение языка для естественной истории человека» (1865 г.). Шлейхер рассматривает язык как природный организм. Языки возникли естественным путем, независимо от человеческой воли. Законы языка объективны и внешние по отношению к человеку, как и законы природы. Шлейхер подчеркивает, что законы, установленные Дарвином для всех видов животных и растений, в главных своих чертах применимы и к организмам языков. Сравнение языка с живым организмом способствовало утверждению системного взгляда на язык, как ообъект, обладающий собственной структурой и законами св развития. Шлейхер сформулировал след. Положения: 1) проблема языковой типологии; 2) проблема праязыка и родословного дерева индоевропейских языков; 3)вопрос о генетическом варьировании языков Психологизм. Относится к середине-концу 19 века, оно тесно связано с именем Г.Штейнталя (1823-1895), М.Лацаруса (1824-1903) и В. Вундта (1832-1920) в Германии, с именем А.А. Потебни (1835-1891) в России. Два течения: социальный или коллективный психологизм – этнический психологизм ( связан с рассмотрением языка как специфического проявления психологии народа, язык служит одновременно выражением самосознания, мировоззрения и логики духа целого народа и выражением и мерилом индивидуального духа) и индивидуальный психологизм (понимание языка как особого механизма деятельности индивидуальной психики, как механизма, представленного в сознании индивида. В центре - отдельный человек и его психика). Язык развивается вместе с мышлением. Потебня: уделял внимание соотношению языка и мышления (они не всегда совпадают друг с другом), учению о слове, учению о предложении (2 стадии развития предложения: деревняя (именные предложения), современная (глагольные), эти стадии развития соответсвуют 2 этапам в развитии мышления) Психологизм (опора на ассоциатив. психологию) рассматривает язык как явление историческое, развивающееся вместе с мышлением (тесная связь языка и мышления). Уделяют пристальное внимание процессам обрязования языковых единиц, пытаясь объяснить их психологическими законами ассимиляция (уподоблении звуков друг другу в пределах одного слова или словосочетания), ассоциация (установление связей различного рода между представлениями), апперцепция (определяемости нового восприятия массой уже имеющихся в сознании представлений). Лингвистический психологизм → психолингвистика (50-е гг 20 в.)
Младограмматики (такое шутливое имя, т. к. резко критиковали старшое поколение языковедов). А.Лескин (1840‑1916), К. Бругман (1849-1919), Г. Остгоф (1847-1909), Г. Пауль (1846-1921), Б. Дельбрюк (1842-1922) и др. Эти ученые связаны с Лейпцигским университетом, поэтому младограмматиков называют также Лейпцигской школой языкознания. По взглядамна природу языка, предмет языкознания и методику науч. исследования представляют сравнит.-истор. психолог-е языкознание. Критикуют: - невозможно рассуждать о языке, не узнавая о его истор. становлении. - раньше языкознан. слишком много занималось языком и слишком мало человеком (язык не существует без человека) Предлагают: - выделяют 2 в механизме чел. речи 2 стороны: физическая и психическая → - изучают живые языки и диалекты - гл. причина языковых изменений во внутрелингвистич. факторах, в строении самого языка, к-й в процессе функционирования саморазвивается. Это роднит язык с естественноисторическими объектами. - естественноисторическое развитие языка происходит через индивид. и коллектив. психолог. отклонения. Гумбольд – основатель общего языкознания. 6. Формирование общего языкознания (Гумбольд) Вильгельма фон Гумбольдта (1761-1835) занимался философией, литературоведением, классической филологией, государственным правом, политической и дипломатической деятельностью. Работами этого немецкого ученого были заложены основы общего языкознания. С ним связано становление философии языка как самостоятельной научной дисциплины, влияние на все последующее развитие языкознания. Лингвистическая концепция В. фон Гумбольдта была реакцией на антиисторическую и механистическую концепцию языка 17--18 вв. Последователи идей Гумбольдта: А. Шлейхер, Г.Штейнталь, А.А. Потебня и Б. де Куртенэ.
1-й лингвист. доклад «О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития» (1820 г), другие работы В. Гумбольдта: «О буквенном письме и его связи со строением языка» (1824), «О двойственном числе» (1827), «О связи письма с языком» (1836) и др. В последние годы жизни работал над трехтомным трудом «О языке кави на о. Ява». Основные теоретические и методологические принципы концепции В. фон Гумбольдта заключаются в следующем: а) синтез натуралистического и деятельностного подходов (язык как организм духа и как деятельность духа); б) диалектическое соотнесение противоположных начал (в форме антиномий (противоречие 2-х положений, каждое из к-х само по себе логически доказуемо); в) системно-целостный взгляд на язык; г) приоритет динамического, процессуально-генетического подхода над структурно-статическим; д) трактовка языка как порождающего себя организма; е) приоритет вневременного (панхронического или ахронического) взгляда на язык над историческим анализом изменения языка во времени; ж) приоритет изучения живой речи над описанием языкового организма; з) сочетание интереса к реальному разнообразию существующих языков и к языку как общему достоянию человечества; и) попытка представить в идеальном плане языки как ступени к совершенному образованию языка как такового; й) отказ от описания языка только изнутри его самого, вне связей с другими видами человеческой деятельности; к) сочетание философски-отвлеченного взгляда на язык со скрупулезно-научным его изучением.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.024 с.) |