Понятия языкового строительства и языковой политики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия языкового строительства и языковой политики.



Языковые ситуации.

яз сит- совокупность всех языков и форм языков (диалектов), а также социальные и функциональные отношения между ними в границах определённых географических регионов или единых политических образований.

- описывают количественные признаки (сколько языков на одной территории, сколько говорящих, сколько яз доминируют)

- качественные признаки (происхождение языка, грамматич особенности)

- оценочные признаки (принадлежность, коммуникативная пригодность, эстетичность)

Яз сит могут складываться исторически и определяться языковой политикой.

Языковая политика - является частью государственной политики. Это вся сумма мероприятий, которые осуществляют государственные учреждения в сфере языка - нормализация языка, подготовка педагогических кадров, создание учебных пособий. Если не осуществляется ущерб другим языкам - это политика демократическая. Если же все действия государственных учреждений направлены на подавление других языков, то эта политика шовинистическая.

Языковое строительство - под этим термином понимались конкретные мероприятия по созданию письменности для безписьменных народов в 1930-ые годы в СССР. Сначала эта письменность создавалась на базе латиницы. Потом эти младописьенные языки пришлось переводить на латиницу.

Виды язык ситуаций: 2пути (4 типа: сбалансир/несбалансированный путь)

Эндоглоссный путь - когда язык страны коренного народа становится государственным. Такой вариант укрепляет самомознание и способствует сплочению нации. Эндоглоссная сбалансированная ситуация - один язык в различных формах (литерат и диалектный) все формы языка выполняют одну ф-ию Несбалансированная - в разных сферах - разные формы языка, т.е разные ф-ии(Дания)

Экзоглоссный путь - когда государственным становится язык метрополии. Способствует продвижению страны на мировой уровень. Сбалансир. - Швейцария (4 гос языка).

Билингвизм (владение двумя языками) бывает трёх видов:

· Рецептивный - человек понимает второй язык

· Репродуктивный - человек не только понимает второй язык, но и может его воспроизвести

Продуктивный - человек может говорить на произвольные темы на втором языке

Координативный билингвизм - когда человек в равной степени владеет двумя языками.

Субординативный билингвизм - владение двумя языками в неравной степени.

Человек владеющий двумя формами одного и того же языка - Диглоссия

последствия билингвизации -интерференция (нормы языков могут влиять друг на друга) и престиж языка.

Многоязычная несбалансированная ситуация - существует несколько языков и эти языки выполняют одинаковые функции (пример: Россия, Индия). Язык межнационального общения существует в любой многоязычной стране.

33 гипотеза лингвистической относительности

Гипотеза лингвистической относительности предполагает, что структура языка влияет на мировосприятие и воззрения его носителей, а также на их когнитивные процессы. Лингвистическая относительность широко известна как гипотеза Сепира — Уорфа. Выделяют две формулировки этой гипотезы:

1. Строгая версия: язык определяет мышление, и, соответственно, лингвистические категории ограничивают и определяют когнитивные категории.

2. Мягкая версия: наряду с лингвистическими категориями мышление формируют влияние традиций и некоторые виды неязыкового поведения.

Термин «гипотеза Сепира — Уорфа» является, по сути, ошибочным, так как Эдвард Сепир и Бенджамин Уорф никогда не были соавторами и никогда не заявляли о своих идеях как о научных гипотезах. Появление строгой и мягкой версий гипотезы также является позднейшим нововведением: хотя Сепир и Уорф никогда намеренно не проводили подобного разделения, в их работах можно найти как строгое, так и мягкое описание принципа лингвистической относительности[1][2].

Идея лингвистической относительности (или лингвистического релятивизма) в основных чертах была сформулирована в работах мыслителей XIX века, например Вильгельма Гумбольдта, считавшего, что язык является воплощением духа нации. В начале XX века представители американской школы антропологии, возглавляемой Францем Боасом и Эдвардом Сепиром, приближались к этой гипотезе, но именно Сепир в своих работах чаще остальных критиковал лингвистический детерминизм. Студент Сепира, Бенджамин Ли Уорф был одним из наиболее активных сторонников этой теории; он опубликовал свои работы о том, какое влияние лингвистические различия оказывают на человеческое познание и поведение. Гарри Хойджер, один из студентов Сепира, сам ввёл термин «гипотеза Сепира — Уорфа»[3].

Строгая версия лингвистической релятивистской теории была разработана в начале 1920-х немецким лингвистом Лео Вайсгербером.

Принцип лингвистического релятивизма Уорфа был переформулирован в форме научной гипотезы психологом Роджером Брауном и лингвистом Эриком Леннебергом, проводившим эксперименты, чтобы выяснить, зависит ли цветовое восприятие участников эксперимента от того, как классифицированы цвета в их родных языках. Когда изучение универсальной природы языка и познания оказалось в центре внимания в 1960-х, лингвисты утратили интерес к идее лингвистического релятивизма. В конце 1980-х представители новой школы лингвистического релятивизма, изучая последствия, которые влекут за собой различия в лингвистической категоризации познания, смогли предоставить широкую экспериментальную поддержку для недетерминистских версий гипотезы[4][5].

Некоторые эффекты лингвистической относительности проявляли себя лишь в нескольких семантических областях, хотя в общем были довольно слабыми. В настоящее время большинство лингвистов придерживаются сдержанной позиции по отношению к лингвистическому релятивизму: поддерживается идея того, что язык влияет на определённые виды когнитивных процессов, хотя и неочевидными путями, но иные процессы и сами являются субъектами по отношению к универсальным факторам. Исследования сосредоточены на том, чтобы обнаружить эти пути влияния и определить, до какой степени язык влияет на мышление[4].

В последние годы в среде лингвистов и психолингвистов получила распространение точка зрения о том, что гипотеза лингвистической относительности в сущности перестала иметь статус "гипотезы", но трансформировалась в когнитивно-антропологический проект изучения того, как структура естественного языка влияет на отдельные аспекты когнитивности, притом исследования стали носить более локальный и "точечный" характер[6]. Было также предложено охарактеризовать эту трансформацию как переход от споров вокруг релятивизма к анализу места языка в когнитивной архитектуре[7][8] или как переход от неорелятивизма (неоуорфианства) к пострелятивизму[9][10].

Принцип лингвистического релятивизма и отношения между языком и мышлением оказывались в поле интереса различных дисциплин, от философии до психологии и антропологии, а также послужили источником вдохновения для литературных произведений и создания искусственных языков.

34 Язык и мышление

Как уже отмечалось, язык тесно связан с мышлением, с духовной деятельностью людей, направленной на познание объективно существующей действительности, на ее моделирование в человеческом сознании («языковая картина мира»), поскольку язык является орудием закрепления, передачи и хранения информации.

Находясь в диалектическом единстве, язык и мышление не образуют тождества.

Как и общение, мышление может быть невербальным (с помощью наглядно-чувственных образов, возникающих под впечатлением восприятия действительности, и вербальным (при оперировании понятиями, закрепленными в словах, суждениях, умозаключениях и т.д.). Таким образом, язык определенным образом организует знания человека о мире, закрепляет эти знания и передает их последующим поколениям. Интересно, что иногда язык сохраняет и устаревшие, неправильные представления, «вчерашний мир мышления». Cf. Солнце село. Солнце взошло.

Сложная структура человеческого мышления была подтверждена исследованиями на головном мозге человека, обнаружившими так называемую функциональную асимметрию – специализацию функций левого и правого полушарий. У большинства людей в левом полушарии расположены зоны порождения и восприятия речи (Брока и Вернике), то есть левое полушарие является «речевым», оно ответственно за логико-грамматическую расчлененность и связность речи человека, за ее форму. При афазИях (нарушения речи в связи с инсультами, ранениями в голову и т.д.), обусловленных травмами левого полушария, речь теряет грамматическую правильность и плавность.

Правое полушарие более тесно связано с наглядно-образным мышлением, со зрительными, пространственными, звуковыми и иными образами, а в области языка – с предметными значениями слов, особенно конкретных существительных. При заболеваниях и травмам правого полушария грамматическая правильность высказывания может сохраниться, но речь становится бессмысленной.

Установлено, что в детском возрасте асимметрия мозга не проведена полностью. Недавние исследования показали, что имеются различия в работе головного мозга мужчин и женщин. У мужчин речевая часть обычно находится только в левом полушарии, а у женщин - и в правом, и в левом. В случае инсульта, у мужчин речь поражается чаще, ем у женщин. Из-за особенностей работы полушарий мозга, женщины лучше и больше говорят, легче усваивают иностранные языки.

Исследования последних лет показали, что у людей, много работающих с компьютерной графикой, у программистов и т.п., даже,. если изначально они были левополушарными, постепенно доминирующим становится правое полушарие.

Типы мышления

Б.А. Серебренников выделяет следующие типы мышления:

ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ

Вербальное мышление - Мышление, основным носителем которого служит речь, словесное мышление.

СЛОВЕСНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Словесное мышление, или мышление при помощи языка, присуще любому народу. Хронологически это, несомненно, более поздний тип мышления, которому предшествовали различные авербальные типы мышления, сохранившиеся в настоящее время.

Появление словесного мышления было вызвано необходимостью в общении, поскольку авербальные типы мышления не коммуникативны. Общение людей вообще невозможно без знаков.

Другой отличительной особенностью словесного мышления должна быть линейность речи. Все элементы речи как бы выстраиваются в один ряд, в одну линию. Это необходимо для обеспечения ясности высказывания.

По сравнению с авербальными формами мышления содержание словесного мышления должно быть выражено более подробно.

Всякое языковое выражение предназначено прежде всего для другого человека. Нужно выразить свою мысль в языковой форме так, чтобы слушающий понял. Необходимость создания языковых моделей естественных ситуаций требует объективизации отдельных свойств предметов и отношений. В нашем сознании они отделяются от их естественных носителей, находят отдельные выражения в словах и формах языка или в смысловых аналогах этих форм. По этой причине в каждом языке количество слов намного превосходит количество самостоятельно существующих явлений действительности. Такие понятия, как "теплота" или "твердость", "справедливость", "высота", "близость", "даль" и т.п., отдельно в природе не существуют.

Словесное мышление является, по-видимому, самой совершенной формой мышления. Оно предназначено для коммуникации и возникло по этой причине. Существует также скрытая форма словесного мышления, или проговаривание про себя.

АВЕРБАЛЬНЫЕ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ (образное, практическое, авербально-понятийное, редуцированное; мышление, основывающееся на конечных результатах действий)

Там, где не возникает необходимости в коммуникации, человек часто использует различные авербальные формы мышления. Использование этих форм мышления отчасти стимулируется тенденцией к экономии физиологических затрат, поскольку все авербальные типы мышления действительно требуют меньшего количества физиологических затрат.

ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Это такой тип мышления, когда в качестве основных элементов мышления выступают образы предметов внешнего мира. Мышление этого типа могло быть внеситуативным. Вероятнее всего оно сводилось к воспроизведению в памяти цельных конкретных ситуаций или их фрагментов, а также людей, животных, находящихся в рамках этих ситуаций. Этот тип мышления основывается исключительно на действии памяти. Все здесь воспринимается в естественной связи.

Образное мышление присуще каждому человеку, но чаще им пользуются представители определенных профессий -- художники, композиторы, режиссеры, писатели и т.п. Некоторые исследователи приписывают такой тип мышления животным и уверяют при этом, что вне конкретной обстановки такое мышление вообще не могло проявляться.

ПРАКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Особенности этого типа мышления очень хорошо пояснил С.Л. Рубинштейн. Он в качестве особого вида выделяет так называемое практическое мышление. "Под практическим мышлением обычно понимают мышление, совершающееся в ходе практической деятельности и непосредственно направленное на решение практических задач в отличие от мышления, выделенного из практической деятельности, направленного на разрешение отвлеченных теоретических задач, лишь опосредственно связанных с практикой...

Практическое мышление является одним из наиболее распространенных типов мышления, возникших еще в глубокой древности. Наглядным ее примером может быть ориентировка на местности. Наш далекий предок -- первобытный человек, еще не владевший речью, прекрасно ориентировался на местности. Основанием для такой ориентировки служило знание данной местности. Здесь не требовалось знания слов и их значений. Все действия человека выражались в осмысленных движениях. Он знал, где и что находится, он знал, каким путем нужно идти к определенному месту, что нужно делать, если попадется какое-либо животное, каким способом можно его убить, содрать С него шкуру и ее использовать.

Практическое мышление, как особый вид мышления, не исчезло и в настоящее время. Можно привести немало примеров осуществления практического мышления. Женщина вяжет чулок. Она не употребляет при этом никаких слов и не строит никаких предложений. Она только знает, как вязать чулок. В процессе вязания ее мышление выражается в осмысленных движениях. Абсолютно то же самое происходит, когда шофер сидит за рулевым колесом и управляет машиной. Он при этом не подбирает никаких слов и не строит предложений. Он знает, каким путем нужно ехать. Все его мышление здесь выражается в осмысленных движениях. Подобный тип мышления наблюдается, когда человек чинит или собирает какой-либо прибор, молотит хлеб, добывает уголь, занимается охотой или рыбной ловлей. Вообще этот тип мышления присущ любому трудовому процессу.

АВЕРБАЛЬНО-ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Так называемое лингвокреативное мышление способно создавать слова-понятия или формы, содержание которых может далеко не охватывать объема понятия, существующего в действительности.

Тем не менее у каждого говорящего на том или ином конкретном языке всегда имеется понятие, которое может быть не выражено специальным словом.

История самых различных языков показывает, что в глубокой древности предложения не имели связующих средств. Одно предложение непосредственно следовало за другим и каждое предложение выглядело как главное. Однако отсутствие формально выраженной связи между предложениями опять-таки не означает, что у людей не было понятия логической связи предложений, понятия логической неравноценности предложений. В двух самостоятельных предложениях: Я живу в доме, дом стоит на берегу реки, второе предложение, несомненно, выступало как определение первого (Я живу в доме, который стоит на берегу).

Поэтому мы с полным правом можем говорить о наличии так называемых понятийных категорий.

РЕДУЦИРОВАННОЕ МЫШЛЕНИЕ

"Понятиями, -- замечает П. А. Сотникян, -- мы мыслим лишь в научной области, в обыденной жизни мы мыслим типичными образами".

"При мышлении у нас образ вещи может сворачиваться и разворачиваться. Когда я в более или менее сложной форме мыслю обычную для меня мысль, то образ этой вещи бывает в свернутом виде, однако вполне достаточном для мышления; например, когда я говорю: "Мой отец помог мне получить среднее образование", то образ моего отца мыслится совершенно сокращенно, так что лишь какой-либо штрих из его внешнего облика, например его характерный взор, оказывается достаточным для мышления. Мы мыслим свернутыми образами, когда мысль для нас привычна... В обыденном мышлении мы не нуждаемся в развернутом образе, так как и свернутые образы или сгустки оказываются достаточными для мышления или неточного привычного различения одной вещи от другой... Развернутый образ выступает у нас, когда мы нуждаемся в каком-либо доказательстве при объяснении" [Там же, 87].

МЫШЛЕНИЕ, ОСНОВЫВАЮЩЕЕСЯ НА КОНЕЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЙСТВИЙ

Этот своеобразный тип мышления в практической жизни встречается довольно часто. Предположим, человек идет и видит раздавленного на полотне железной дороги человека. Человек может сразу понять, что здесь произошло и мысленно представить весь ход возможных действий: человек по неосторожности пошел по железнодорожному полотну, по какой-то причине не слышал шума приближающегося поезда, предупредительного гудка или окрика машиниста. Он предполагает, что колеса локомотива нанесли какие-то серьезные повреждения, приведшие к смерти пострадавшего. Мышление здесь также может быть авербальным. Вид раздавленного человека может вызвать просто последовательную картину действий, которая хранится в памяти человека как воспоминание чего-то подобного, виденного им в прошлом.

Примерно то же самое испытывает человек, увидевший вместо своего дома обугленные развалины. Он также представляет, что здесь могло быть: дом мог кто-нибудь поджечь или он мог загореться от оставленного невыключенным утюга, или от искры топившейся в доме печки и т.п. Он может представить, как из дома стал выходить дым и пламя, толпу суетящихся около дома людей, не сумевших потушить пожар, так как пожарные приехали слишком поздно и т.п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 884; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.021 с.)