Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Язык как знаковая система. Понятие о языковом знаке.
Язык - настолько сложное явление, что его сущность невозможно охватить каким-то одним простым определением. Определений языка может быть очень много, и в каждом из них вскрывается какая-нибудь его сущностная характеристика. Язык - это система знаков. Знаками называются материальные объекты, замещающие и представляющие обозначающие нечто отличное от самих себя в процессе общения. Например, портфель, случайно забытый в аудитории, не знак, но признак того что там кто-то был; тот же портфель, преднамеренно оставленный на стуле, явл. знаком, т.к. обозначает, информирует о том, что место занято. Свойства знака: - социальность, т.к. он используется в общении; - двусторонний характер: знак состоит из означающего- материально воспринимаемого носителя информации, в нашем примере -портфель и означаемого- информации, содержания знака, в нашем примере - "место занято"; - произвольность /условность/: связь между означаемым и означающим условна, произвольна, т.е. не мотивирована или лишь частично мотивирована; - асимметричность отношений между означаемым и означающим: одному означаемому могут соответствовать два или более означающих и наоборот. Асимметрия языкового знака лежит в основе таких явлений как омонимия, полисемия, синонимия; - противопоставленность другому или другим знакам в данной системе, что предполагает различимость означающих знаков и различность их означаемых. Соотношением с прочими членами системы определяется ценность, или значимость, знака. Например, в 20-е годы в нашей стране в вузах употреблялись лишь две оценки: удовлетворительно и неудовлетворительно. Ныне в вузах применяется четырехчленная шкала оценок: отлично, хорошо, удовлетворительно и неудовлетворительно. Обе системы включают "удовлетворительно", но в этих двух системах оно имеет разную "весомость", разную ценность. Все системы средств, используемых человеком для обмена информацией, являются знаковыми: например, система дорожных знаков, система приветствий и др. Наука, изучающая знаковые системы, называется семиотикой, или семиологией (система жестов судей в хоккее, баскетболе, футболе.) Язык - это семиологическая система особого рода. Отличие ее от других знаковых систем в следующем:
I. Язык - универсальная знаковая система: обслуживает все сферы жизни и деятельности человека. Все прочие знаковые системы - специальные системы с узкими задачами, обслуживающие человека лишь в определенных сферах, в определенных ситуациях. Язык способен выразить любое содержание за счет того, что его знаки способны к свободному, почти безграничному комбинированию и за счет многозначности языковых знаков. Количество со-держаний, передаваемых другими знаковыми системами, ограниченно; знаки либо совсем не комбинируются, либо комбинируются в строго ограниченных рамках. 2. Язык - наиболее сложная знаковая система. 3. Язык - естественная система, все прочие знаковые системы искусственные, специально созданы человеком; 4. Язык - система саморазвивающаяся, динамическая, открытая; все прочие знаковые системы не способны к самостоятельному развитию. 5. Язык первичен по отношению ко всем прочим знаковым системам, складывающимся на его основе, при посредстве языка. Язык – самое естественное и привычное для человека орудие общения и средство формирования мысли; другие знаковые системы обычно служат как бы лишь для "перевода" информации, уже выраженной знаками естественного языка. 19. Основные и промежуточные ярусы (уровни) языка Ярусы связаны друг с другом, как в системе языка, так и при его функционировании, и это еще раз подтверждает целостность языка, как бы не называли это целое - организмом, формой, системой или структурой. Основными ярусами-системами языка являются фонетико-фонологический, морфемо-морфологический, синтаксический, лексико-семантический. Выделяются также промежуточные ярусы: морфонологический, словообразовательный и фразеологический. У. я. не изолированные друг от друга «участки» языка. Они в силу иерархических отношений теснейшим образом связаны и характеризуют объективное устройство языковой системы. Идея уровневой организации языка получила широкое распространение к середине 20 в. — сначала в американской дескриптивной лингвистике, чётко не разграничивавшей, однако, онтологические и операционные уровни, а позднее и в других направлениях, в т. ч. в советском языкознании. Традиционное выделение таких разделов языкознания, как фонетика, морфология, лексикология, синтаксис фактически подготовило почву для концепции уровневой организации языка; по традиции эти области языка выступали как рядоположенные, но не связанные иерархическими отношениями. По-видимому, лингвистика заимствовала идею уровневой организации из биологии, где с начала 20 в. стала распространяться концепция структурного уровня, или уровня организации живых систем. Если в биологии понятие более высоких и более низких уровней связывается с идеей развития, в лингвистике уровневая организация языка предполагает условное выделение «низших» уровней языка как результат своего рода расчленения или трансформации «высших» (на которых выделяются двусторонние (обладающие планом выражения и планом содержания) единицы) уровней; реальное направление развития может при этом иметь обратный характер — от единицы высшего У. я. к единице низшего, например, история языка устанавливает, что морфемы являются производными от слов единицами. Язык не складывается из уровней в процессе развития, а членится на них.
Морфемо-морфологический ярус предполагает два типа основных единиц: морфемы и словоформы. Морфема – это минимальная значимая (двусторонняя) единица языка. Расщепление морфемы на план выражения и план содержания приводит к раздельному их изучению и даже выделению двух единиц: морфемы и граммемы. Морфема как двусторонняя единица – это совокупность фонетических вариантов (алломорфов) и пучка сем (значений). Словоформа – это первичное членение слова, распадение слова на постоянную основу и переменную – окончание (флексию). Основа выражает лексическое и общее грамматическое значение, окончание – частные грамматические значения. Парадигма – это совокупность словоформ, свойственных слову как представителю той лил иной части речи. Лексико-семантический ярус отличается от названных тем, что словарный состав языка непосредственно открыт для «вмешательства» людей, допускает замены одних единиц другими, выбор слов различного происхождения и образования. Особенностью лексико - семантической системы - языка является её непосредственная связанность с внешней структурой языка – стилями. Лексико-семантические категории не носят замкнутого характера. Центральной единицей лексико - семантической системы является лексема. Синтаксический ярус выделяется не всегда. Тем не менее, здесь есть свои строевые единицы – это словосочетания и предложения. Словосочетание состоит из форм слова, объединенных синтаксической связью и синтаксическим значением. Предложение состоит из форм слов и словосочетаний, объединенных моделью данного предложения. Предложение отличается от словосочетания протяженностью и глубинностью (многоэтажностью) строения. Для предложения характерна его коммуникативная направленность, способность выступать как образец построения конкретных фраз и синтаксического контекста.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 831; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.006 с.) |