Морфемно-морфологический уровень 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Морфемно-морфологический уровень



В вопросе о выделении этого уровня у языковедов нет единства. Некоторые ученые выделяют только морфемный уровень, исследуя системные взаимоотношения семантически минимальных единиц - морфем, выделяя, в свою очередь, в их составе аффиксальный подуровень. Другие ученые, кроме морфем, включают в морфемно-морфологический уровень словоформы и их парадигмы как единицы морфологии. Учитывая тот факт, что морфемы и их связи должны изучаться в единстве с выполняемыми ими функциями, мы также включаем в состав единиц этого уровня морфемы и словоформы. Как уже говорилось выше, слово является узловым элементом языка, фокусом взаимодействия многих языковых факторов. В силу этого разными своими сторонами оно имеет отношение к другим единицам языка, а следовательно, и к другим языковым уровням Слово не только носитель лексического значения, оно одновременно и морфологическая единица, образованная по присущим данной языковой системе правилам. Поэтому словоформа и лексема как совокупность словоформ - это морфологические образования, а потому имеют отношение к морфемно-морфологическому уровню.

Подобно другим единицам языка, морфема выступает в виде определенных своих видоизменений, вызванных историческими причинами или конкретными текстовыми условиями Представители (репрезентанты) морфемы, образующие в совокупности парадигму ее изменений в системе языка, т. е. ее тождество, называются морфами, или алломорфами (по аналогии с аллофонами фонемы, ср.: друг - друга - друзья - дружить; свечой - тучей; избить - испить; искать - подыскать; история - предыстория и т. п.).

Морфемы самостоятельно не употребляются в предложении, не являются тем самым номинативными или коммуникативными единицами языка. Они служат для образования слов и словоформ. Выделяются знаменательные морфемы (корни) и служебные (аффиксы). В свою очередь аффиксы подразделяются на словообразовательные и словоизменительные. С помощью словообразовательных суффиксов образуются новые слова различных частей речи; словоизменительные аффиксы участвуют в образовании форм слова. Приставки образуют новые слова одной и той же части речи. В соответствии с этим делением словообразовательные аффиксы имеют словообразовательное значение, словоизменительные - грамматическое.

Морфема - явно выраженный показатель классификационной природы слова. Если с корнем связано выражение вещественного значения слова, то словообразовательные и словоизменительные аффиксы являются показателями принадлежности слова к тому или другому соответственно содержательному или формальному разряду слов.

Образованная с помощью словоизменительного аффикса слово-Форма включается в парадигму формального изменения слова, принадлежащего к определенной части речи Совокупность таких словоформ, образующих парадигму, определяется как лексема.

Конкретные грамматические значения объединяются в грамматические категории (ср. категории рода, числа, вида, наклонения и др.). Грамматические категории - это предельно отвлеченные грамматические понятия, которые часто не замыкаются пределами одной части речи. С помощью категорий осуществляются сквозные грамматические классификации, охватывающие разные части речи и доказывающие тем самым единство грамматической системы языка

Значимые элементы языка по-разному осмыслялись отечественными и зарубежными лингвистами и в соответствии с этим по-разному классифицировались. Укажем в качестве примера на оригинальную классификацию значимых элементов языка Потебни.

Потебня делит значимые единицы языка, с известной долей условности, на объективные и субъективные. Объективные - это элементы слова, выражающие индивидуальное содержание, т. е. корни. С ними связано обозначение вещественного значения; они, как пишет Потебня, непосредственно указывают на те или другие явления действительности. Субъективные - это элементы, выражающие различного рода общие, классификационные значения, относя слово к разным содержательным или формальным разрядам. Именно эти субъективные значения представляют собой "приспособления" языка для организации, оформления и выражения так называемого "внеязычного содержания", образующегося на основе чувственного восприятия явления действительности и его понимания. Субъективные значения - это сопутствующие (синсемантические) значения, уточняющие в том или другом отношении и оформляющие значение корня, вещественной части слова.

С помощью "субъективных приспособлений" осуществляются закономерные преобразования "внеязычного содержания", в чем находят выражение системные взаимоотношения между лексикой, словообразованием и грамматикой.

Лексико-семантический ярус.

Лексикология – раздел языкознания, изучающий словарный состав, лексику языка. Основной лексической единицей является слово. Семантический анализ лексических единиц является предметом изучения лексической семантики, или семасиологии, которая исследует соотнесённость слова с выражаемым им понятием (сигнификатом) и обозначаемым им в речи объектом (денотатом).

Минимальные группировки отдельных лексических единиц, основанные на сходстве формы, образуют омонимы (лук) или паронимы (гордый-горделивый); при опоре на содержание выделяются группировки слов, основывающиеся на понятийных логических отношениях – равнозначности (синонимы), противоположности (антонимы).

1) Словарный состав языка непосредственно открыт для «вмешательства» людей, допускает замены конкретных единиц, выбор слов различного происхождения и образования. В лексике любого языка можно обнаружить интернациональную лексику. Особое место в лексико-семантической системе занимает специальная, в том числе терминологическая лексика.

2)Центральной лексико-стилистической оппозицией считается противопоставление нейтральной (межстилевой) и стилистической лексики. Нейтральная лексика основная и наиболее распространенная, так что частота употребления и безразличие к стилистическим характеристикам определяют ее как явление не только качественное, но и количественное. Нейтральной лексике противостоят лексика книжная и разговорная.

23. Синтаксический ярус языка имеет единицы двух типов – словосочетание и предложение. Между ними имеется определенная зависимость: словосочетания, как и словоформы, являются конструктивным материалом для построения предложений по их собственным образцам. Предложение делится не только на словосочетания, но и на члены предложения и синтагмы.

Словосочетание как синтаксический образец состоит из форм слова, объединенных на основе синтаксической связи и синтаксического значения. Словосочетание «слово учителя» (Именительный + родительный падежи) по форме связи «управляет» именительный падеж, по семантике отношения «управляет» существительное в родительном падеже.

Предложение как синтаксический образец состоит из форм слов и словосочетаний, объединенных моделью данного предложения. Модель предложения отличается от модели словосочетания не только своей протяженностью, но и глубинностью строения.

Синтаксический ярус охватывает словосочетания и предложения, которые объединяются в группы и разделы.

Классификация предложений и словосочетаний выявляет общие синтаксические категории синтаксического яруса. По строению основы предложения делят на односоставные и двусоставные, глагольные и именные. По степени сложности выделяют 1) простые, распространенные и осложненные предложения, 2) простые и сложные, среди которых различаются сложносочиненные и сложноподчиненные. Каждая модель предложения способна варьировать свои формальные и семантические признаки. Это обеспечивает взаимосвязь данной модели с моделями предложений близких групп и разрядов, а также вхождение любого предложения, построенного по языковым синтаксическим моделям, в синтаксический контекст и ситуацию речи, позволяет служить образцом для построения самых различных высказываний и фраз.

23 Синтаксический ярус

Синтаксический ярус является самым высшим из основных ярусов языковой системы, следовательно является самым сложным. Количество единиц на синтаксическом ярусе практически бесконечно, поскольку уровень связанной речи предполагает бесконечное число вариантов выражения мыслей. До настоящего времени в синтаксической науке нет единого мнения о том, что является основной синтаксической единицей. В истории науки существовало 3 точки зрения:

Сложилась в рамках московской лингвистической школы (Фортунатов). Последователи этой школы считали, что основной единицей языка на связанной речи является словосочетание, поскольку именно из него строится предложение, т.е. словосочетание - основной стройматериал.

Эту точку зрения развивал академик Шахматов, который считал, что не словосочетание, а именно предложение является основной синтаксической единицей, поскольку словосочетание не может быть единицей общения людей, т.е. у словосочетания нет коммуникативной функции.

Точку зрения выдвинул В.В. Виноградов, который примирил обе бывшие точки зрения. Он считает, что на синтаксическом ярусе существует две единицы, т.е. и словосочетание и предложение. Но словосочетание у Виноградова выполняет структурно-номинативную функцию, а предложение выполняет структурно-коммуникативную, т.е. раз у них разные функции, значит одна дополняет другую.

В последнее десятилетие были приняты попытки создания структурного синтаксиса, что повлекло за собой необходимость уточнения понятия «основная единица синтаксиса». Структурный синтаксис выдвигает новую единицу, которая предполагает модель предложения (структурная схема предложения).

Основные ярусы выделяются потому, что существуют единицы этих ярусов. Но согласно диалектическому пониманию развития природы, общества и мышления, ярусы в языке не могут переходить один в другой жёстко, необходимые какие-то промежуточные ступенья, т.е. переход яруса в ярус плавный, размытый. Именно поэтому лингвисты полагают, что между основными ярусами языка системы располагаются ещё и ярусы промежуточные (вспомогательные, буферные). Их отличительной чертой является отсутствие собственных единиц, а их функция - связывать основные ярусы между собой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 638; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.174.76 (0.007 с.)