Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация и характеристика современных теорий мотивации

Поиск

В настоящее время можно выделить 3 основные группы теорий мотивации:

· первоначальные,

· содержательные,

· процессуальные.

 

Первоначальные теории мотивации

Первоначальные теории мотивации основаны на применении простых стимулов принуждения и материального и морального поощрения работников.

Широко известна теория "кнута" и "пряника" (положительной и отрицательной мотивации), согласно которой сотрудники четко знают, за что они могут быть поощрены, а за что наказаны.

Пример 1

В федеральном законе от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" предусмотрены виды поощрений и взысканий, применяемых к государственным служащим за надлежащее или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей.

Развитием теории "кнута" и "пряника" является теория "X" и "Y" Д. Мак Грегора. Эта теория включает две противоположные концепции (см. табл. 1).

Таблица 1. Теория мотивации Д. Мак Грегора

"X" "Y"
  • В мотивах преобладают биологические потребности;
  • Человек не любит работать, поэтому труд необходимо нормировать, а людей принуждать к работе;
  • Человек предпочитает работать, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственность, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации;
  • Качество работы низкое, поэтому нужен постоянный строгий контроль.
  • В мотивах преобладают социальные потребности и желание хорошо работать;
  • Для человека работа может быть источником удовольствия, а может быть наказанием в зависимости от условий;
  • Обычно человек готов брать на себя ответственность;
  • Многим людям присуща готовность использовать свои знания и опыт в трудовой деятельности;
  • Внешние контакты и угроза наказания не являются главными стимулами;
  • Наиболее важное вознаграждение связано с удовлетворением потребностей в самовыражении.
↓ Главный стимул: принуждение. ↓ Вспомогательный стимул: материальное поощрение ↓ Главные стимулы:
  • самоутверждение;
  • моральное и материальное поощрение.
↓ Вспомогательный стимулы:
  • принуждение.

Согласно теории "X" и "Y" при мотивации сотрудников необходимо учитывать состояние уровня их сознания. Менеджеры должны стремиться развивать группу, если она недостаточно мотивирована, от состояния "X" к состоянию "Y".

Теория "Y" получила развитие в трудах В. Зигерта и Л. Ланга, которые отмечали важность информированности, свободы действий и значимости рабочего места сотрудника для мотивации его трудовой деятельности.

Дальнейшее развитие теория "X" и "Y" получила в трудах В. Оучи, который обосновал важность коллектива при мотивации. Основными положениями теории мотивации "Z" В. Оучи являются положения о сочетании социальных и биологических потребностей в мотивах работников и их предпочтении работать в группе и применять групповой метод принятия решения.

Таким образом, хороший работник предпочитает работать в группе и иметь стабильные цели деятельности на длительную перспективу.

Работники, описываемые теориями "X", "Y" и "Z", образуют различные группы людей и предпочитают различные мотивы поведения и стимулы побуждения к труду. На предприятии, как правило, представлены все типы людей, и применение той или иной концепции мотивации определяется удельным весом работников конкретного типа в группе.

  Вывод: Применение первоначальных теорий мотивации на практике позволяет обеспечить качественное выполнение сотрудником должностных обязанностей, но не способствует формированию внутреннего побуждения человека к эффективному труду.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.123.24 (0.007 с.)