Анализ нормативно-правовой базы экономического развития Новосибирской области. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ нормативно-правовой базы экономического развития Новосибирской области.



Отчет по практике

по дисциплине «Экономическая безопасность»

на тему:

«Анализ экономической безопасности Новосибирской области»

 

Выполнила: студентка 4 курса специальности

«Экономическая безопасность»

Тарчиева Ц.А.

Проверил: Бурлуткин Т.В.

 

                                                    

 

 

Элиста –2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3

1.Анализ нормативно- правовой базы экономического развития Новосибирской области……………………………………………………….4

2.Анализ сильных и слабых сторон (SWAT – анализ) развития Новосибирской области…………………………………………………….....5

3.Применяемая методика оценки экономической безопасности региона….8

4. Анализ состояния экономической безопасности региона………………..11

4.1.Инвестиционная безопасность…………………………………………11

 4.2.Производственная безопасность……………………………………….13

4.3. Научно-техническая безопасность………………………………........14

4.4.Внешнеэкономическая безопасность………………………………..…16

4.5.Финансовая безопасность……………………………………………….17

4.6.Уровень жизни населения……………………………………………….20

4.7.Рынок труда………………………………………………………………21

4.8.Демографическаябезопасность………………………………………......22

4.9.Правопорядок……………………………………………………………...23

4.10.Продовольственная безопасность……………………………………....24

4.11.Экологическая безопасность……………………………………………25

Заключение……………………………………………………………………….26

 

Введение

Новосибирская область расположена в центре России, в юго-восточной части Западносибирской равнины и граничит с Казахстаном, Алтайским краем, Кемеровской, Омской и Томской областями. Расстояние от Новосибирска до Москвы - 3 191 км.

Новосибирск - третий по численности населения город в России, административный центр Новосибирской области, центр Сибирского федерального округа, самое крупное муниципальное образование в Российской Федерации.

В области континентальный климат. Он значительно суровее климата районов Европейского и Американского континентов, находящихся на той же географической широте.

Ведущими отраслями промышленности являются машиностроение и металлообработка, пищевая, электроэнергетика, цветная металлургия, химическая и нефтехимическая, черная металлургия.

Сельское хозяйствообласти играет важную роль в производстве продовольствия для восточных регионов Российской Федерации. Специализация - выращивание зерна, картофеля, овощей и мясомолочное животноводство. По объему валовой продукции сельского хозяйства Новосибирская область входит в первую десятку регионов Российской Федерации.

В настоящее время в муниципальной собственности находится около 1,5 тыс. объектов и 850 тыс. кв. м. общей площади нежилых помещений. Есть два основных направления получения доходов: приватизация и сдача имущества в аренду.

Новосибирск является явным лидером среди сибирских городов как по получению денежных средств от приватизации, так в результате сдачи помещений в аренду.

Анализ состояния экономической безопасности региона

Финансовая безопасность.

Оценка экономической безопасности по сфере производилась по следующим четырем индикативным показателям:

• отношение расходной части территориального бюджета к валовому региональному продукту;

• степень просроченной кредиторской задолженности предприятий и организаций в валовом региональном продукте;

• отношение сальдированной прибыли предприятий и организаций к валовому региональному продукту;

• индекс потребительских цен.

Таблица 5

 

Динамика показателей, характеризующих финансовую
безопасность Новосибирской области, за 2014-2016 гг.

Показатели 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Совокупные расходы областного бюджета, млн. руб. 146560,8 145049,5 146689,2
Просроченная кредиторская задолженности предприятий и организаций, млн. руб. 127647 137316 132338
Сальдированная прибыль (убыток) предприятий и организаций, млн. руб. -3192,0 23546,1 26338,5
Валовой региональный продукт в основных ценах, млн. руб.  911219,0 980850,5 330253,6
Отношение расходов бюджета к валовому региональному продукту млн.руб 0,160 0,147 0,444
Степень просроченной кредиторской задолженности предприятий и организаций в валовом региональном продукте млн.руб 0,140 0,139 0,400
Отношение сальдированной прибыли предприятий и организаций к валовому региональному продукту млн.руб -0,003 0,024 0,079
Индекс потребительских цен, % 107,4 111,0 112,9

Источник данные Новосибирскстат

Результаты диагностики по первому из индикативных показателей – отношению расходной части территориального бюджета к валовому региональному продукту – показали следующее.

      В 2014-2016гг. ситуация характеризовалась стадией предкризиса. Значения показателей варьировались от 16% в 2014году  до 44,4% в 2016.

Индикатор степени просроченной кредиторской задолженности предприятий и организаций в ВРП за исследуемый период увеличивается. Увеличивается не только валовой региональный продукт, но и просроченность кредиторской задолженности предприятий и организаций.      Как показали расчеты, ситуация по индикатору отличается от нормальной, когда по причине низкой кредитоспособности предприятий по-прежнему сохраняются проблемы с ликвидацией долгов – угрожающая кризисная ситуация со значением индикативного показателя 14% - 2014 г.,13,9% - 2015 г.,40% соответственно.

Индикативный показатель отношения сальдированной прибыли предприятий и организаций к ВРП имеет тенденцию к снижению. Так, по итогам 2014-2016 гг. наблюдалось значение индикативного показателя соответственно 14% и 22%

Вместе с тем, в последние годы в результате теневой деятельности значительная часть прибыли укрывается от налогообложения и в финансовых результатах деятельности не отражается. Поэтому реальные финансовые результаты деятельности предприятий и организаций региона выше, чем те, которые приводятся в данных отчетности. Соответственно, и ситуация по индикатору лучше полученной в результате расчетов.

Четвертый индикативный показатель сферы – индекс потребительских цен – характеризовал инфляционные процессы на территории. Результаты расчетов показали, что за последние годы ИПЦ постоянно возрастал. По итогам 2014 г. индекс потребительских цен оказался ниже уровня 110% с величиной умеренной инфляции 7,4% в год. В 2015-2016 гг. индикатор находился в развивающейся стадии предкризиса, и разброс значений был в пределах 10-15% инфляции в год (11,0% и 12,9% соответственно).

Таким образом, динамика изменения ситуации по индикатору в анализируемый период носит отрицательный характер.

Уровень жизни населения.

Оценка экономической безопасности по сфере производилась по следующим индикативным показателям:

• доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума;

• отношение среднедушевого денежного дохода к прожиточному минимуму;

• потреебительские расходы в среднем на душу населения.

Таблица 7

Динамика показателей, характеризующих уровень жизни населения Новосибирской области, за 2014-2016 гг.

Показатели

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Среднедушевые денежные доходы в месяц, руб.

24060

25858

25206

Величина прожиточного минимума на душу населения в среднем за месяц, руб.

7253

8338

8442

Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, %

12,0

13,9

Отношение среднедушевого денежного дохода к прожиточному минимуму, раз

3,32

3,10

2,99

Потребительские расходы в среднем на душу населения в месяц, руб.

17409

17255

Источник: данные Новосибирскстат

 

Ситуация по первому индикатору – доле населения с доходами ниже величины прожиточного минимума – показывает, что из года в год его значение увеличивается от 12,0% в 2014 г. 14,0% в 2016 г.

Индикативный показатель отношения среднедушевого денежного дохода к прожиточному минимуму за исследуемый период уменьшается, в 2014 г. равнялся 3,32 раз, а в 2016 г. – 2,99 раз. Среднедушевой денежный доход превышает прожиточный минимум почти в 3 раза.

Индикатор потребительских расходов в среднем на душу населения с каждым годом увеличивается. За исследуемый период он изменился на 154 руб. Если в 2014 г. он составил 17409 руб., то в 2016 г. – 17255 руб.

Таким образом, несмотря на стабильный рост уровня доходов населения, изменение ситуации в целом по сфере за анализируемый период показывает ее ухудшение. Вследствие этого в социальной сфере все еще сохраняется высокая напряженность без предпосылок к коренному изменению ситуации в ближайшие годы.

Рынок труда.

Оценка экономической безопасности по сфере производилась по индикативному показателю уровня общей безработицы, поэтому результаты диагностики по данному индикативному показателю совпадают с результатами по сфере в целом.

Как показали результаты расчетов (см. табл. 8), по сфере наблюдается нарастание негативных процессов. За все пять исследуемых лет уровень официально зарегистрированной безработицы не изменялся и составлял 1,2%, что не является позитивным результатом.

Таблица 8

Динамика показателей, характеризующих рынок труда Новосибирской области, за 2014-2016 гг.

Показатели

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости, человек

12,5

12,9

13,0

Экономически активное население, тыс. человек

944,5

941,3

959,8

Уровень безработицы, %

1,0

1,3

1,1

Источник: данные Новосибирскстат

 

Данная ситуация обусловлена параллельным увеличением как абсолютного числа безработных: с 12,5тыс. чел. – в 2014 г., до 13,0 тыс. чел. – в 2016 г.; так и численности экономически активного населения: с 944,7 тыс. чел. – в 2014 г., до 958,8 тыс. чел. – в 2016 г.

На развитие ситуации в сфере занятости Новосибирской области оказывают влияние процессы, происходящие в экономике и социальной сфере: снижение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, сокращение приема кадров и списочной численности работников в организациях Новосибирской области, уменьшение численности населения, занятого в экономике.

Правопорядок.

Оценка экономической безопасности по сфере производилась по следующим двум индикативным показателям:

• количество зарегистрированных преступлений на 1000 человек населения;

• доля несовершеннолетних из числа лиц, совершивших преступления.

Результаты расчетов по первому из индикативных показателей показывают, что в регионе сохраняется очень высокий уровень преступности. В 2013-2016 гг. наблюдалось некоторое снижение числа зарегистрированных преступлений: с 1468 случая на 1000 человек населения – в 2014 г., до1554 – в 2015 г. и до 1 – в 2016 г. В 2015 тенденция снижения значений показателя в корне меняется и составляет до 1554 случая на 1000 человек (кризисная ситуация). Однако в 2016 г. он уменьшается на 70 случаев на 1000 человек – 1484.

Таблица 10

Динамика показателей, характеризующих правопорядок в Новосибирской области, за 2014-2016 гг.

Показатели

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Количество зарегистрированных преступлений на 1000 человек населения

1468

1554

1 484

Доля несовершеннолетних из числа лиц, совершивших преступления, %

5,4

5,2

Источник: данные Новосибирскстат

 

Негативные сдвиги в изменении ситуации по индикатору могут быть обусловлены, в первую очередь, экономическим спадом последних лет и ростом социальной напряженности.

Ситуация по второму индикатору сферы получилась намного лучшей, чем по первому. В анализируемом периоде уровень показателя снизился с 5,9% до 5,2%. Тем не менее, высокое значение доли несовершеннолетних из количества лиц, совершивших преступления, не позволяет сделать оптимистичные выводы о снижении общего уровня преступности в Омской области в ближайшем будущем.

Основные выводы

На основе оценок по 11 сферам жизнедеятельности была получена комплексная оценка экономической безопасности Новосибирской области. Как показали результаты расчетов (см. табл. 2-12), к концу 2016 г. 2 сферы: правопорядок и экологическая– находятся в стадии угрожающего кризиса; еще 2 сферы: инвестиционная, производственная, научно-техническая. В предкризисном состоянии находятся еще 3 сферы – демографическая, внешнеэкономическая и уровень жизни, финансовая сфера характеризуется неустойчивым кризисным состоянием. Рынок труда и продовольственная сферы характеризуются нормальным состоянием.

Главной причиной негативных изменений стали санкции против России, повлекшие за собой экономический кризис и напряженную геополитическую обстановку. Это, свою очередь, повлекло за собой дестабилизацию процессов в производственно-финансовой сфере, а также отрицательные сдвиги в социальных сферах: падение уровня жизни, безработица, трудовая эмиграция в массовом масштабе, рост преступности и др.

Подытоживая анализ ситуационного состояния экономической безопасности Омской области, можно сделать следующие выводы:

1. Потенциальную угрозу экономической безопасности Омской области составляет отставание валового регионального продукта, несмотря на положительную динамику роста. Он характеризует производство товаров и услуг, является важным показателем развития региона.

2. Социально-экономические показатели уровня жизни, коэффициента фондов, доли населения с доходами ниже прожиточного минимума находятся в кризисной зоне. Это свидетельствует о необходимости более внимательного отношения к проведению социально-экономической политики в Омской области.[1]

3. Уровень экологической безопасности крайне низок. Сохраняются проблемы загрязнения водных ресурсов, водоохранных зон, водосборных бассейнов и выбросов вредных веществ в атмосферу.

4. Правопорядок региона также находится в кризисном состоянии. Наблюдается очень высокий уровень количества зарегистрированных преступлений, а также участия несовершеннолетних лиц в противоправных действиях.

    Основными мероприятиями по снижению уровня угроз экономической безопасности Новосибирской области являются следующие:

1) Организация промышленно-производственной особой экономической зоны (развитие высокотехнологичных производств).

2) Развитие внешнеэкономической деятельности, реализация имеющегося потенциала в сфере межтерриториальной кооперации с учетом стратегических направлений развития Омской области и соседних регионов.

3) Оптимизация товарной структуры экспорта и импорта. Новосибирская  область экспортирует в основном топливно-энергетические товары, продукцию химической промышленности, каучук

4) Оказание государственной поддержки участникам внешнеэкономической деятельности Новосибирской бласти по продвижению производимых товаров и услуг, что позволит расширить внешнеэкономический потенциал региона.

5) Совершенствование механизма регулирования миграционных потоков в целях замещения естественной убыли населения.

6) Снижение негативного техногенного воздействия на окружающую среду.

7) Организация и осуществление государственного экологического мониторинга.

 


 

Отчет по практике

по дисциплине «Экономическая безопасность»

на тему:

«Анализ экономической безопасности Новосибирской области»

 

Выполнила: студентка 4 курса специальности

«Экономическая безопасность»

Тарчиева Ц.А.

Проверил: Бурлуткин Т.В.

 

                                                    

 

 

Элиста –2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3

1.Анализ нормативно- правовой базы экономического развития Новосибирской области……………………………………………………….4

2.Анализ сильных и слабых сторон (SWAT – анализ) развития Новосибирской области…………………………………………………….....5

3.Применяемая методика оценки экономической безопасности региона….8

4. Анализ состояния экономической безопасности региона………………..11

4.1.Инвестиционная безопасность…………………………………………11

 4.2.Производственная безопасность……………………………………….13

4.3. Научно-техническая безопасность………………………………........14

4.4.Внешнеэкономическая безопасность………………………………..…16

4.5.Финансовая безопасность……………………………………………….17

4.6.Уровень жизни населения……………………………………………….20

4.7.Рынок труда………………………………………………………………21

4.8.Демографическаябезопасность………………………………………......22

4.9.Правопорядок……………………………………………………………...23

4.10.Продовольственная безопасность……………………………………....24

4.11.Экологическая безопасность……………………………………………25

Заключение……………………………………………………………………….26

 

Введение

Новосибирская область расположена в центре России, в юго-восточной части Западносибирской равнины и граничит с Казахстаном, Алтайским краем, Кемеровской, Омской и Томской областями. Расстояние от Новосибирска до Москвы - 3 191 км.

Новосибирск - третий по численности населения город в России, административный центр Новосибирской области, центр Сибирского федерального округа, самое крупное муниципальное образование в Российской Федерации.

В области континентальный климат. Он значительно суровее климата районов Европейского и Американского континентов, находящихся на той же географической широте.

Ведущими отраслями промышленности являются машиностроение и металлообработка, пищевая, электроэнергетика, цветная металлургия, химическая и нефтехимическая, черная металлургия.

Сельское хозяйствообласти играет важную роль в производстве продовольствия для восточных регионов Российской Федерации. Специализация - выращивание зерна, картофеля, овощей и мясомолочное животноводство. По объему валовой продукции сельского хозяйства Новосибирская область входит в первую десятку регионов Российской Федерации.

В настоящее время в муниципальной собственности находится около 1,5 тыс. объектов и 850 тыс. кв. м. общей площади нежилых помещений. Есть два основных направления получения доходов: приватизация и сдача имущества в аренду.

Новосибирск является явным лидером среди сибирских городов как по получению денежных средств от приватизации, так в результате сдачи помещений в аренду.

Анализ нормативно-правовой базы экономического развития Новосибирской области.

Правовое регулирование вопросов экономической безопасности Новосибирской области регулируют следующие нормативные документы:

1. Устав Новосибирской области от 18.04.2005 №282-ОЗ (  Определяет статус и предметы ведения Новосибирской области, устанавливает систему органов государственной власти Новосибирской области и их полномочия)

2.Закон «О государственной гражданской службе Новосибирской области» от 1 февраля 2005 года №265-ОЗ (Устанавливает общие принципы организации государственной гражданской службы и основы правового положения государственных гражданской служащих в Новосибирской области)

3.Постановление Губернатора Новосибирской области от 04.05.2010 N 145 (ред. от 01.11.2010) "О министерстве транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области"                                 (Утверждает Положение о министерстве транспорта и дорожного хозяйства НСО. Определяет наиболее важные вопросы организации и осуществления деятельности министерства на территории НСО).

4. Закон Новосибирской области от 07.06.2007 N 112-ОЗ (ред. от 15.07.2010) "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области" (принят постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 24.05.2007 N 112-ОСД) (Регулирует отношения в сфере организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным, электрическим (трамвай, троллейбус, метрополитен) транспортом, а также водным и железнодорожным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) на территории Новосибирской области в целях создания условий для безопасных и регулярных пассажирских перевозок).

5. Постановление администрации Новосибирской области от 19.01.2009 N 13-па "О мерах по улучшению транспортного обслуживания населения на пригородных и межмуниципальных внутриобластных и межобластных (межрегиональных) автобусных маршрутах регулярного сообщения, проходящих по территории Новосибирской области".(Утверждает дополнительные меры по улучшению транспортного обслуживания населения на пригородных и межмуниципальных внутриобластных и межобластных автобусных маршрутах регулярного сообщения).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.074 с.)