Философская мысль России XIX – начала ХХ века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философская мысль России XIX – начала ХХ века



Период расцвета русской философии приходится на XIX век, названный временем «философского пробуждения» России. Именно в эти десятилетия происходит становление большого количества разнообразных философских направлений, школ и течений.

Первая половина столетия прошла под знаком полемики между западниками и славянофилами, лейтмотивом которой был вопрос о дальнейшем историческом пути России. Впервые эта проблема была поставлена Петром Яковлевичем Чаадаевым. Именно он заложил основы русской историософии, традиции которой продолжаются и сегодня. Считал, что Россия сбилась с истинного пути своего развития. По мнению мыслителя, для того, чтобы выйти из тупика, требуется сближение с Западом и в первую очередь это должно проявиться в воссоединении православной и католической церквей. За подобные взгляды П.Чаадаев был объявлен сумасшедшим.

Тем не менее, начало полемике в среде русской мыслящей общественности было положено и к 40-м годам XIX века представители общественно-философской мысли разделились на западников и славянофилов.

Западники (Тимофей Николаевич Грановский, Николай Владимирович Станкевич, Константин Дмитриевич Кавелин) делали акцент на творческом усвоении западного опыта. В первую очередь внимание ими обращалось на общественно-политические преобразования, отмену крепостного права, обеспечение прав и свобод личности. Для них был характерен скептический взгляд на роль русского православия, на самобытность русской национальной культуры. Фигура Петра I расценивалась ими однозначно положительно, как реформатора, вернувшего Россию на ее истинный исторический путь – развитие страны по западным образцам.

К поздним западникам относится Борис Николаевич Чичерин. Он считал крестьянскую общину тормозом развития и выступал за ее разрушение. Борис Николаевич являлся сторонником конституционной монархии и противником демократии как уравнительного принципа построения общества.

Славянофилы (Алексей Семенович Хомяков, Иван Васильевич Киреевский, Иван Сергеевич Аксаков) выступали против прямого переноса западных форм общественной и политической жизни на российскую почву. Православие, лежащее в основе русской культуры, по их мнению, в большей степени, чем католицизм и протестантизм, сохранило основы истинного христианства. В рамках славянофильства разработано учение о соборности – способности прийти к пониманию высшей истины не через логическое мышление, а через соединение ума, чувства и воли, то есть духа в его живой целостности. Образцами проявления такого духа считали крестьянскую общину и рабочую артель. Отрицательно относились к крепостному праву. Осуждали реформы Петра I.

К поздним славянофилам относят Н.Я.Данилевского и К.Н.Леонтьева

Николаем Яковлевичем Данилевским была разработана первая культурологическая модель истории человечества, в основу которой была положена идея деления человечества на различные культурно-исторические типы, развивавшиеся по определенным объективным законам.

В своей достаточно жесткой философии Константин Николаевич Леонтьев выступал против «омещанивающего» буржуазного либерализма и проповедовал принцип «византизма» - твердую монархическую власть, строгую православную веру, крестьянскую общину, сословное деление общества. Философ выступал за объединение с Востоком (мусульмане, Индия, Китай) против развращающего Запада.

Практически через все XIX столетие проходит в русской философской мысли направление радикализма, отличительной чертой которого была уверенность в том, что для успешного развития России необходимы решительные и коренные преобразования в социальной и политической сферах.

Духовными наследниками А.Радищева явились декабристы. Идейно-философские идеи этого движения были изложены Н.М.Муравьевым в «Конституции» и П.И.Пестелем в «Русской правде». Никита Михайлович Муравьев выступал за конституционную монархию (власть императора ограничивается Народным вече, все равны перед законом, крепостное право отменяется, но сохраняется помещичье землевладение). Павел Иванович Пестель был сторонником демократической республики (с уничтожением царской семьи), устранения сословного деления, отмены крепостного права.

По образному выражению В.И.Ленина: «Декабристы разбудили Герцена», который вместе с В.Г.Белинским и Н.Г.Чернышевским, являлись признанными лидерами революционных демократов.

Александр Иванович Герцен считал, что философия, как познание, должна опираться на естествознание. Развитие бытия, по его мнению, основано на постоянной борьбе противоположных начал. Сторонник идей «русского социализма», отличавшегося, по его мнению, коренным образом от западного. Будущим зародышем такого социализма Герцен видел крестьянскую общину.

Виссарион Григорьевич Белинский был сторонником эстетического гуманизма, понимая природу как гармоничное целое с утверждением безусловной ценности человеческой личности. Идеалом общественного устройства рассматривал социализм, но парламентаризм отвергал как способ господствования капитализма. Ярый противник крепостного права.

Николай Гаврилович Чернышевский переосмыслил эстетику Гегеля с материалистических позиций. В вопросах антропологии он идет даже дальше Фейербаха – к пониманию объективных социальных условий, определяющих человеческую историю. В этике Чернышевский отстаивал принцип «разумного эгоизма». Был сторонником республики в России, отстаивая необходимость революционного прихода к ней. Кроме того, он считал, что Россия должна идти некапиталистическим путем развития, прообразом которого является община.

Духовное наследие революционных демократов подхватили представители народничества, наиболее яркими из которых были П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев, Н.К.Михайловский.

Петр Лаврович Лавров отличался весьма самобытной философской позицией, отрицавшей одновременно и идеализм, и материализм. Предметом его философской позиции, сформированной под влиянием идей И.Канта, являлся человек как единое неразделенное целое. Это отразилось и в его социальной философии. Лавров считал, что главной движущей силой истории являются «критически мыслящие личности».

Петр Никитич Ткачев отстаивал материалистические взгляды, которые он называл «реализмом». Критиковал позитивизм и эмпириокритицизм. В социальной философии не соглашался с субъективным методом Лаврова и Михайловского. Тем не менее, считал особым качеством российского общества его надклассовость, а общину рассматривал как «ячейку социализма».

Николай Константинович Михайловский являлся одним из создателей субъективной социологии, тем самым, продолжая линию позитивизма О.Конта. Как следствие, им разрабатывалась теория «героя и толпы», сосредоточившаяся на социально-психологических закономерностях взаимоотношений лидеров и масс. Говоря о необходимости формирования «разнородной» полноценной личности, Михайловский предупреждает об опасности отчуждения от общества. И в этом смысле, социализм представляет собой «торжество личного начала при посредстве начала общинного».

Еще одним направлением радикальной мысли XIX века в России является анархизм. Основателем русского анархизма считается Михаил Александрович Бакунин. С позиции материализма критиковал идеализм и особенно позитивизм. Прогресс он представлял как движение от животности к свободе. На этом положении и базируется социальная теория анархизма, который Бакунин представлял как свободную безгосударственную федерацию, созданную по принципу «снизу вверх». Прообразом такой формы существования общества ему виделась русская община.

Еще одним выдающимся представителем русского анархизма был Петр Алексеевич Кропоткин. Окончил Пажеский корпус. Будучи выдающимся географом и биологом, сформулировал «биологический закон взаимной помощи» в противовес теории «борьбы за существование» Ч.Дарвина. Этот же закон был им перенесен и на социум. Мыслитель пришел к выводу, что именно государство создает препятствия для осуществления принципа взаимопомощи среди людей. Только анархическая форма общежития является естественной для человеческого общества.

Одним из наиболее влиятельных радикальных течений в России в конце XIX – начале ХХ веков являлся марксизм. Данное направление было представлено тремя разновидностями: ортодоксальным, легальным и большевистским.

Основателем марксизма в России как такового и признанным лидером его ортодоксального направления является Георгий Валентинович Плеханов. Он определял материалистическую диалектику (которую, кстати, называл «алгеброй революции») как высшее достижение мировой философии. Поэтому своей главной задачей Плеханов считал систематизацию и популяризацию марксизма. Он был последовательным приверженцем материалистического монизма, согласно которому единственной основой бытия выступает материалистическое начало.

Легальный марксизм представлен молодыми Н.А.Бердяевым, С.Н.Булгаковым, П.Б.Струве, С.Л.Франком. Особенностью данного направления было то, что его сторонники уловили опасность пренебрежения личностью в пользу социальности, существовавшее в марксизме. Этот недостаток они попытались исправить, совместив учения Маркса и Канта (по образному выражению С.Булгакова «проверяя Маркса Кантом»). В конце концов, все они впоследствии отошли от марксизма.

Главным теоретиком большевизма является Владимир Ильич Ленин (Ульянов). Он внес большое количество новаций в философию марксизма. Им разрабатывались и изучались:

- философская концепция развития – проблемы противоречия, взаимосвязи постепенных и взрывоопасных скачков, видов отрицания; 

- в теории познания – характер чувственного отражения, роль практики в познании, соотношение абсолютной и относительной истин;

- причины философско-методологического кризиса естествознания начала ХХ в. и пути выхода из него.

Серьезные изменения были внесены Лениным в теорию классовой борьбы, социалистической революции и империализма (как высшей стадии капитализма).

Особое место в русской философии данного периода занимают религиозно-философские течения.

Мировое признание получили усилия на ниве философии Владимира Сергеевича Соловьева. Основу его философии составили разработанные им понятия Всеединства, Добра и его воплощений, богочеловечества, Софии. В человеке Добро проявляется в чувствах стыда, сострадания и благоговения. Смысл идеи Всеединства представляет собой идеал будущего, в котором в нравственном порядке будут преобразованы и воссоединены все элементы бытия. Соловьев рассматривал Россию как «третью силу», свободную от недостатков «восточной» (чрезмерно подчиняющей личное начало общему) и «западной» (утверждающей чрезмерную независимость частного от общего). Россия, по его мнению, способна примирить множество частных форм и элементов.

Федор Михайлович Достоевский, который никогда не считал себя философом, тем не менее, в своих произведениях затрагивал глубочайшие проблемы человеческого бытия. Для него характерна экзистенциальная напряженность духовно-нравственных исканий, в которых предвосхищались многие ключевые философские идеи ХХ века. Являясь, по сути, антропологом, Достоевский рассматривал человека как самую глубину бытия, уходящую в недра божественной жизни.

Социальная философия писателя проникнута любовью к России и русскому народу, как носителю «всечеловеческого» характера русского духа. Федор Михайлович был противником социальных потрясений, что особенно ярко проявилось в его романе «Бесы».

Своеобразную и весьма противоречивую философскую доктрину создал Лев Николаевич Толстой. Она получила название толстовство и представляет собой религиозно-этическое учение о мире, человеке, смысле жизни и общественном переустройстве. Отвергая официальную церковь, Толстой признавал нравственные начала христианства. В результате им была разработана концепция непротивления злу насилием.

Очень необычным явилось учение богостроительства, представителями которого были Анатолий Васильевич Луначарский, Александр Александрович Богданов, Алексей Максимович Горький. На основе марксизма была предпринята попытка создать новую пролетарскую религию без Бога, но с обожествлением коллектива и прогресса. Главная цель этого учения – возбуждать в человеке «творческое чувство веры в свои силы». Понимания богостроители не нашли ни в среде православия, ни среди марксистов.

Весьма критичную позицию по отношению к официальному христианству занимал Василий Васильевич Розанов. Признавая ценность индивидуального бытия, человеческих переживаний и устремлений, философ противопоставлял естественное развитие человека искусственным социальным проектам и ограничениям со стороны церкви и государства. Василий Васильевич считал, что христианство ориентировано на страдание и смерть, и потому пренебрегает ценностью жизни. Своей философией Розанов во многом предварил экзистенциализм.

Особое место в отечественной философии занимает направление русского космизма. Наиболее известными его представителями были Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский.

Неохристианская концепция Николая Федоровича Федорова получила название «Философия общего дела». Данное учение имеет в своей основе идею патрофикации (воскрешение предков), которая может быть достигнута с использованием достижений науки и техники с опорой на распространение высшей нравственности. Все это создаст предпосылки для ликвидации вражды и разобщенности и, в конечном счете, прекращению войн. «Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех». Христианская идея личного спасения, по мнению Федорова, противостоит делу всеобщего спасения и потому безнравственна.

Константин Эдуардович Циолковский считал, что религиозный идеализм, как и материализм не могут ответить на важнейшие вопросы мироздания. Он разрабатывает свою «космическую философию», исходя из идеи наличия жизни во всех формах и ступенях существования материи. Из данной концепции вытекает «космическая этика»: все разумные существа во вселенной связаны нравственной круговой порукой, что обусловлено борьбой с энтропийными тенденциями.

Владимир Иванович Вернадский является создателем философской системы антропокосмизма, гармонично совместившей в себе естественно-историческую и социально-гуманитарную тенденции развития науки. Величайшей заслугой этого философа было создание научной концепции ноосферы, которая представляет собой сферу взаимодействия природы и общества, в пределах которой целенаправленная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором. Вернадским абсолютно по-новому была поставлена проблема происхождения жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.014 с.)