Философия советского периода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия советского периода



 

Начальный период советской философии может быть охарактеризован как период институционализации философии марксизма. Уже в 1922 г. был учрежден журнал «Под знаменем марксизма». Завершился этот этап в 1929 г. создание Института философии.

Именно в это время началась и весьма интенсивно развивалась дискуссия между механистами (И.А.Борический, А.К.Тимирязев), являвшихся сторонниками позитивистского понимания философии (суть совокупность выводов частных наук) и диалектиками (А.М.Деборин), склонными к преувеличению философского метода в конкретных исследованиях. Ход дискуссии был прерван административным путем – борьбой с «ревизионистским уклоном механистов» и «троцкистско-меньшевистским идеализмом» диалектиков.

В этот период на передний план выходит группа проводников «партийной линии» в философии (М.Б.Митин, П.Ф.Юдин), приведшая к абсолютизации принципа партийности в науке. В этот период многие философы, чьи взгляды не совпадали с «линией партии», были высланы из страны, либо репрессированы. Вот только некоторые из них.

Павел Александрович Флоренский считал основным законом мира принцип термодинамики, в соответствии с которым мир стремится к энтропии (смерти). Но ей противостоит эктропия – Логос, упорядочивающее начало. По мнению философа, человек через культуру (религию, веру) противостоит затуханию жизни в мире. Важное место в философии Флоренского занимает учение о Софии – Премудрости Божией – софиология. В 1933 г. Павел Александрович был арестован и расстрелян.

Алексей Федорович Лосев развивал русскую философию в традиции синтеза идеалистической диалектики и православия в идее всеединства с помощью феноменологии Гуссерля. В 1930 г. обвинен в воинствующем идеализме и репрессирован. Вернулся к научной деятельности только в 1933 году. Занимался историей античной философии и эстетики. Считал, что русская философия развивалась в борьбе между западноевропейским рационализмом и православным богочеловеческим Логосом.

Густав Густавович Шпет, будучи последователем феноменологии Гессерля, проанализировал функции слова в постижении мира человеком. Он доказал, что современная философия представляет собой специфическое знание как по отношению к другим видам знания, так и к более ранним историческим формам философии. В 1935 г. Шпет был арестован и расстрелян.

Михаил Михайлович Бахтин определял сферу своей деятельности как философскую антропологию, представлявшую собой сплав неокантианства, феноменологии, философии жизни, экзистенциализма, герменевтики и идей Ф.М.Достоевского. Он делал акцент на исследовании уникальности человеческой личности, духовный мир которой должен изучаться с целью постижения не точности, а глубины проникновения, не объяснения, а понимания. В конце 20-х годов Михаил Михайлович был репрессирован, долго прожил в ссылке. Более тридцати лет не публиковался. Сегодня признано влияние идей Бахтина на ценностный плюрализм в философии конца ХХ века.

Но, вместе с тем, в этот период было сделано и много положительного. Массовыми тиражами публиковались произведения классиков мировой философии, вышли три тома всемирной «Истории философии», изучалась история философии народов СССР.

В послевоенный период круг философских исследований существенно расширился. Наиболее заметную роль в развитии советской философии этого периода сыграли Б.М.Кедров, П.В.Копнин, Э.В.Ильенков, в трудах которых нашли отражение вопросы теории диалектики, взаимосвязи философии и естествознания, классификации наук, логики научного исследования. Проблемами анализа познания занимались В.А.Лекторский и А.М.Коршунов. Вопросы философской антропологии нашли свое отражение в трудах А.Н.Леонтьева и Г.С.Батищева.

В 60–70-е годы выходит пятитомная «Философская энциклопедия», а так же многотомное издание философских первоисточников в серии «Философское наследие». Центрами философской мысли этого периода становятся философский факультет МГУ, институт философии АН СССР, журнал «Вопросы философии».

В 70–80-е годы имели место следующие достижения в советской философии:

-деятельностный подход к общей методологии разрабатывал Г.П.Щедровицкий;

-методология науки представляла основное содержание исследований И.С.Алексеева и В.С.Степина;

-социально-философские и этические проблемы нашли свое воплощение в трудах А.А.Зиновьева;

-сочетание диалектики и феноменологии присуще исследованиям М.К.Мамардашвили;

-глубокое изучение проблем философской антропологии присутствует в работах А.Г.Спиркина, Т.И.Ойзермана, П.С.Гуревича.

Интереснейшую концепцию этногенеза, базирующуюся на теории пассионарности, разработал Лев Николаевич Гумилев. Источник пассионарности (страстное стремление человека к достижению своего идеала вопреки всему) он видел в биохимической энергии живого вещества биосферы. Идеи Гумилева во многом перекликались с теорией евразийства.

Особое место в истории советской философии занимает военная философия. Ее начало следует вести с 1928 года, когда в Военно-политической академии была сформирована кафедра диалектического и исторического материализма. Сегодня ее традиции продолжает кафедра философии и религиоведения Военного университета. У истоков военной философии стояли профессора Г.С.Тымянский и А.А.Таланкин, доцент Б.А.Чагин. Огромный вклад в ее развитие внесли В.О.Василенко, Ф.Д.Хрустов, А.С.Миловидов, Д.А.Волкогонов, С.А.Тюшкевич, П.И.Гидиринский, А.И.Дырин, Б.И.Каверин, Г.Л.Бузук, П.В.Петрий и многие другие. Только за последние 25 лет на кафедре подготовлено более 40 докторских и свыше 400 кандидатских диссертаций.

Заключение

 

Сегодня философская мысль продолжает играть важную роль в поисках дальнейшего пути человеческой цивилизации. Осмысление места человека во Вселенной продолжает оставаться актуальным. Вечные вопросы философии не оставляют равнодушными новые поколения людей. И абсолютно естественно обращение к истории философии в поисках ответов на эти постоянно встающие проблемы. Человек будет оставаться человеком до тех пор, пока сможет задавать себе эти вопросы и пока будет стремиться искать на них ответы.

Философия современной России полноценно включается сегодня в мировую философию, где она начинает занимать подобающее ей место. Мы видим, как продолжаются традиции русской и советской философии в тех идеях, которые генерирует современная философская общественность. Создается благоприятная интеллектуальная атмосфера для философского осмысления сложных процессов, происходящих сегодня как в стране, так и в мире. И снова мы констатируем тот факт, что без обращения к истории философии этот процесс невозможен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 2701; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.204.140 (0.005 с.)