Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия советского периода↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Начальный период советской философии может быть охарактеризован как период институционализации философии марксизма. Уже в 1922 г. был учрежден журнал «Под знаменем марксизма». Завершился этот этап в 1929 г. создание Института философии. Именно в это время началась и весьма интенсивно развивалась дискуссия между механистами (И.А.Борический, А.К.Тимирязев), являвшихся сторонниками позитивистского понимания философии (суть совокупность выводов частных наук) и диалектиками (А.М.Деборин), склонными к преувеличению философского метода в конкретных исследованиях. Ход дискуссии был прерван административным путем – борьбой с «ревизионистским уклоном механистов» и «троцкистско-меньшевистским идеализмом» диалектиков. В этот период на передний план выходит группа проводников «партийной линии» в философии (М.Б.Митин, П.Ф.Юдин), приведшая к абсолютизации принципа партийности в науке. В этот период многие философы, чьи взгляды не совпадали с «линией партии», были высланы из страны, либо репрессированы. Вот только некоторые из них. Павел Александрович Флоренский считал основным законом мира принцип термодинамики, в соответствии с которым мир стремится к энтропии (смерти). Но ей противостоит эктропия – Логос, упорядочивающее начало. По мнению философа, человек через культуру (религию, веру) противостоит затуханию жизни в мире. Важное место в философии Флоренского занимает учение о Софии – Премудрости Божией – софиология. В 1933 г. Павел Александрович был арестован и расстрелян. Алексей Федорович Лосев развивал русскую философию в традиции синтеза идеалистической диалектики и православия в идее всеединства с помощью феноменологии Гуссерля. В 1930 г. обвинен в воинствующем идеализме и репрессирован. Вернулся к научной деятельности только в 1933 году. Занимался историей античной философии и эстетики. Считал, что русская философия развивалась в борьбе между западноевропейским рационализмом и православным богочеловеческим Логосом. Густав Густавович Шпет, будучи последователем феноменологии Гессерля, проанализировал функции слова в постижении мира человеком. Он доказал, что современная философия представляет собой специфическое знание как по отношению к другим видам знания, так и к более ранним историческим формам философии. В 1935 г. Шпет был арестован и расстрелян. Михаил Михайлович Бахтин определял сферу своей деятельности как философскую антропологию, представлявшую собой сплав неокантианства, феноменологии, философии жизни, экзистенциализма, герменевтики и идей Ф.М.Достоевского. Он делал акцент на исследовании уникальности человеческой личности, духовный мир которой должен изучаться с целью постижения не точности, а глубины проникновения, не объяснения, а понимания. В конце 20-х годов Михаил Михайлович был репрессирован, долго прожил в ссылке. Более тридцати лет не публиковался. Сегодня признано влияние идей Бахтина на ценностный плюрализм в философии конца ХХ века. Но, вместе с тем, в этот период было сделано и много положительного. Массовыми тиражами публиковались произведения классиков мировой философии, вышли три тома всемирной «Истории философии», изучалась история философии народов СССР. В послевоенный период круг философских исследований существенно расширился. Наиболее заметную роль в развитии советской философии этого периода сыграли Б.М.Кедров, П.В.Копнин, Э.В.Ильенков, в трудах которых нашли отражение вопросы теории диалектики, взаимосвязи философии и естествознания, классификации наук, логики научного исследования. Проблемами анализа познания занимались В.А.Лекторский и А.М.Коршунов. Вопросы философской антропологии нашли свое отражение в трудах А.Н.Леонтьева и Г.С.Батищева. В 60–70-е годы выходит пятитомная «Философская энциклопедия», а так же многотомное издание философских первоисточников в серии «Философское наследие». Центрами философской мысли этого периода становятся философский факультет МГУ, институт философии АН СССР, журнал «Вопросы философии». В 70–80-е годы имели место следующие достижения в советской философии: -деятельностный подход к общей методологии разрабатывал Г.П.Щедровицкий; -методология науки представляла основное содержание исследований И.С.Алексеева и В.С.Степина; -социально-философские и этические проблемы нашли свое воплощение в трудах А.А.Зиновьева; -сочетание диалектики и феноменологии присуще исследованиям М.К.Мамардашвили; -глубокое изучение проблем философской антропологии присутствует в работах А.Г.Спиркина, Т.И.Ойзермана, П.С.Гуревича. Интереснейшую концепцию этногенеза, базирующуюся на теории пассионарности, разработал Лев Николаевич Гумилев. Источник пассионарности (страстное стремление человека к достижению своего идеала вопреки всему) он видел в биохимической энергии живого вещества биосферы. Идеи Гумилева во многом перекликались с теорией евразийства. Особое место в истории советской философии занимает военная философия. Ее начало следует вести с 1928 года, когда в Военно-политической академии была сформирована кафедра диалектического и исторического материализма. Сегодня ее традиции продолжает кафедра философии и религиоведения Военного университета. У истоков военной философии стояли профессора Г.С.Тымянский и А.А.Таланкин, доцент Б.А.Чагин. Огромный вклад в ее развитие внесли В.О.Василенко, Ф.Д.Хрустов, А.С.Миловидов, Д.А.Волкогонов, С.А.Тюшкевич, П.И.Гидиринский, А.И.Дырин, Б.И.Каверин, Г.Л.Бузук, П.В.Петрий и многие другие. Только за последние 25 лет на кафедре подготовлено более 40 докторских и свыше 400 кандидатских диссертаций. Заключение
Сегодня философская мысль продолжает играть важную роль в поисках дальнейшего пути человеческой цивилизации. Осмысление места человека во Вселенной продолжает оставаться актуальным. Вечные вопросы философии не оставляют равнодушными новые поколения людей. И абсолютно естественно обращение к истории философии в поисках ответов на эти постоянно встающие проблемы. Человек будет оставаться человеком до тех пор, пока сможет задавать себе эти вопросы и пока будет стремиться искать на них ответы. Философия современной России полноценно включается сегодня в мировую философию, где она начинает занимать подобающее ей место. Мы видим, как продолжаются традиции русской и советской философии в тех идеях, которые генерирует современная философская общественность. Создается благоприятная интеллектуальная атмосфера для философского осмысления сложных процессов, происходящих сегодня как в стране, так и в мире. И снова мы констатируем тот факт, что без обращения к истории философии этот процесс невозможен.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 2820; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.74 (0.006 с.) |