Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отечественная философская мысль XV-XVIII вековСодержание книги Поиск на нашем сайте
Политическое освобождение Руси от иноземного ига в XV веке самым непосредственным образом повлияло на оживление философской мысли в стране. Особенно ярко это проявилось в полемике нестяжателей и иосифлян. Лидерами этих течений стали соответственно Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Поводом к идейно-философским разногласиям стало отношение к монастырскому землевладению. Нил Сорский выступал против него, настаивая на отказе церкви от накопления материальных благ. Иосифляне же считали, что православная церковь должна активно влиять на все сферы жизни государства и общества, что невозможно было осуществить без соответствующей сильной материальной базы. В конце концов, победа в этом споре была одержана иосифлянами и это учение, приобретя черты идеологической доктрины, стало главенствующим в Московской Руси. Молодому крепнущему государству требовалась объединяющая идея. В этот период происходит падение Византии под напором турок-сельджуков. Единственным свободным православным государством остается Русь. В глазах всех православных людей Москва приобретает статус столицы православного мира. Наиболее последовательно идея «Москва – Третий Рим» была изложена старцем Псковского Елеазаровского монастыря Филофеем в его посланиях Василию III. Он писал: «все христианские царства сошлись в тебе: ибо два Рима пало, третий стоит, а четвертому не бывать». В этой знаменитой формуле Филофея присутствует историческое выражение древнерусского идеала Святой Руси, связанной с верой в реальность подлинно православной государственности. Завершение строительства русской самодержавной государственности завершилось в XVI веке при первом русском царе Иване Васильевиче Грозном. Идейно-философское обоснование происходящим процесса государствообразования наиболее ярко было представлено у Ивана Пересветова. В своих произведениях этот мыслитель резко выступал против самовластия бояр, ослаблявших страну. Опорой государя являются служивые люди – «воинники». И.Пересветов выступал против крепостного права, так как считал, что несвободный человек не способен к патриотизму и защите своей Родины. Для XVII века было характерным не только смена правящей династии, но и проникновение на российскую почву первых западноевропейских идей. Это вызывало серьезные потрясения в обществе, ярчайшим примером которых может служить церковный раскол, поводом к которому послужила унификация церковных обрядов. Реформа, проводимая патриархом Никоном, вызвала протест среди широких народных масс. Во главе старообрядцев встал один из виднейших «ревнителей старины» протопоп Аввакум. В это же время приобретает известность Симеон Полоцкий, приехавший в Московскую Русь с Украины. Он был убежденным рационалистом, уверенным в познавательных способностях разума. Считал, что образование должно выйти за рамки церковного и приобрести светский характер. Социальная философия С.Полоцкого выявляла в нем сторонника просвещенного абсолютизма. Не менее заметной фигурой в философии этого периода является Юрий Крижанич. Был ярым сторонником объединения всех славянских народов под рукой русского царя. Но так как оставался католиком, был заподозрен в прокатолической пропаганде и сослан в Тобольск. Считается основателем «панславизма». Реформы Петра I начала XVIII века коренным образом изменили не только политический, социальный, военный облик страны, но и самым кардинальным образом повлияли на состояние российской философской мысли. Главное изменение заключалось в ее секуляризации, то есть придании ей светского характера. Уже современник и соратник царя Феофан Прокопович, несмотря на то, что был священником, всю свою философию строил на внерелигиозных основаниях. Он являлся сторонником деизма и считал, что Бог, однажды создав мир, больше не вмешивается в его жизнь. Прокопович однозначно отдавал предпочтение науке перед верой. В своей теории «философ на троне» он проповедовал идеи просвещенного абсолютизма. Выдающимся представителем русского просвещения является Михаил Васильевич Ломоносов. Он так же был сторонником деизма, но выступал за равноправие науки и религии, считая, что они не противоречат друг другу. В своих онтологических взглядах Михаил Васильевич выступал как материалист-атомист. Яростно отстаивал самобытность русской истории в споре с основоположниками так называемой «норманнской теории». Родоначальником русского радикализма по праву считается Александр Николаевич Радищев. Выступал последовательным материалистом. Много занимался проблемами человека. Но наиболее ярко Александр Николаевич проявил себя в социальной философии, являясь сторонником демократической формы правления в России. Был «высоко» оценен императрицей Екатериной II («бунтовщик почище Пугачева») и отправлен на каторгу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.185 (0.006 с.) |