Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отечественная философская мысль XV-XVIII веков

Поиск

Политическое освобождение Руси от иноземного ига в XV веке самым непосредственным образом повлияло на оживление философской мысли в стране. Особенно ярко это проявилось в полемике нестяжателей и иосифлян. Лидерами этих течений стали соответственно Нил Сорский и Иосиф Волоцкий.

Поводом к идейно-философским разногласиям стало отношение к монастырскому землевладению. Нил Сорский выступал против него, настаивая на отказе церкви от накопления материальных благ. Иосифляне же считали, что православная церковь должна активно влиять на все сферы жизни государства и общества, что невозможно было осуществить без соответствующей сильной материальной базы. В конце концов, победа в этом споре была одержана иосифлянами и это учение, приобретя черты идеологической доктрины, стало главенствующим в Московской Руси.

Молодому крепнущему государству требовалась объединяющая идея. В этот период происходит падение Византии под напором турок-сельджуков. Единственным свободным православным государством остается Русь. В глазах всех православных людей Москва приобретает статус столицы православного мира. Наиболее последовательно идея «Москва – Третий Рим» была изложена старцем Псковского Елеазаровского монастыря Филофеем в его посланиях Василию III. Он писал: «все христианские царства сошлись в тебе: ибо два Рима пало, третий стоит, а четвертому не бывать». В этой знаменитой формуле Филофея присутствует историческое выражение древнерусского идеала Святой Руси, связанной с верой в реальность подлинно православной государственности.

Завершение строительства русской самодержавной государственности завершилось в XVI веке при первом русском царе Иване Васильевиче Грозном. Идейно-философское обоснование происходящим процесса государствообразования наиболее ярко было представлено у Ивана Пересветова. В своих произведениях этот мыслитель резко выступал против самовластия бояр, ослаблявших страну. Опорой государя являются служивые люди – «воинники». И.Пересветов выступал против крепостного права, так как считал, что несвободный человек не способен к патриотизму и защите своей Родины.

Для XVII века было характерным не только смена правящей династии, но и проникновение на российскую почву первых западноевропейских идей. Это вызывало серьезные потрясения в обществе, ярчайшим примером которых может служить церковный раскол, поводом к которому послужила унификация церковных обрядов. Реформа, проводимая патриархом Никоном, вызвала протест среди широких народных масс. Во главе старообрядцев встал один из виднейших «ревнителей старины» протопоп Аввакум.

В это же время приобретает известность Симеон Полоцкий, приехавший в Московскую Русь с Украины. Он был убежденным рационалистом, уверенным в познавательных способностях разума. Считал, что образование должно выйти за рамки церковного и приобрести светский характер. Социальная философия С.Полоцкого выявляла в нем сторонника просвещенного абсолютизма.

Не менее заметной фигурой в философии этого периода является Юрий Крижанич. Был ярым сторонником объединения всех славянских народов под рукой русского царя. Но так как оставался католиком, был заподозрен в прокатолической пропаганде и сослан в Тобольск. Считается основателем «панславизма».

Реформы Петра I начала XVIII века коренным образом изменили не только политический, социальный, военный облик страны, но и самым кардинальным образом повлияли на состояние российской философской мысли. Главное изменение заключалось в ее секуляризации, то есть придании ей светского характера.

Уже современник и соратник царя Феофан Прокопович, несмотря на то, что был священником, всю свою философию строил на внерелигиозных основаниях. Он являлся сторонником деизма и считал, что Бог, однажды создав мир, больше не вмешивается в его жизнь. Прокопович однозначно отдавал предпочтение науке перед верой. В своей теории «философ на троне» он проповедовал идеи просвещенного абсолютизма.

Выдающимся представителем русского просвещения является Михаил Васильевич Ломоносов. Он так же был сторонником деизма, но выступал за равноправие науки и религии, считая, что они не противоречат друг другу. В своих онтологических взглядах Михаил Васильевич выступал как материалист-атомист. Яростно отстаивал самобытность русской истории в споре с основоположниками так называемой «норманнской теории».

Родоначальником русского радикализма по праву считается Александр Николаевич Радищев. Выступал последовательным материалистом. Много занимался проблемами человека. Но наиболее ярко Александр Николаевич проявил себя в социальной философии, являясь сторонником демократической формы правления в России. Был «высоко» оценен императрицей Екатериной II («бунтовщик почище Пугачева») и отправлен на каторгу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.185 (0.006 с.)