Череповецкий военный инженерный 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Череповецкий военный инженерный



Череповецкий военный инженерный

Институт радиоэлектроники

 

 


ПОГОРЕЛЫЙ А.П.

 

Учебное пособие

«ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ»

 

Череповец – 2009

ББК 87.3 я 73

П-43

 

Ответственный редактор:

Старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ЧВИИРЭ, кандидат философских наук, доцент Сучков Алексей Владимирович

Рецензенты:

Преподаватель кафедры ГСЭД, кандидат философских наук Климов Валерий Васильевич

Заведующий методическим кабинетом ЧВИИРЭ кандидат философских наук, доцент Петряшов Иван Иванович

 

 

 Погорелый А.П. История философии. Учебное пособие. – Череповец: ЧВИИРЭ, 2009. – с.

 

Учебное пособие предназначено для оказания помощи курсантам института в изучении раздела «История философии» дисциплины «Философия». В нем раскрыты основные этапы развития философской мысли, рассмотрены наиболее известные философские учения и концепции, сделана попытка в краткой форме сформулировать основные взгляды наиболее известных мыслителей.

Рассмотрено на заседании кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, протокол № 11 от 16 июня 2009 года.

 

© ЧВИИРЭ, 2009 г.

© А.П. Погорелый 2009 г.

 

 

Оглавление

Введение                                                                                             4

Раздел I. Мировая философия:

Философия Древнего Востока

- Философия Древнего Китая                                      6

- Философия Древней Индии                                        8

Философия Античности

- Досократический период                                         11

- Классический период                                                12

- Эллинистический период                                         16

Философия Средневековья                                                  18

Философия эпохи Возрождения                                         21

Философия Нового времени                                               24

- Немецкая классическая философия                       28

Философские учения в Европе с середины XIX в. до начала ХХ в.

- Рациональное направление                                      31

- Иррациональное направление                                  33

Современная западная философия

- Философские теории, обращенные к проблеме человека и общества                                                       35                                       

- Философские теории, обращенные к методологии научного познания                                                    37

- Современная философско-религиозная мысль     38

Раздел II. Отечественная философия                                  40

Древнерусская философия                                                  41

Отечественная философская мысль XV–XVIII веков      43

Философская мысль России XIX – начала ХХ века         46

Отечественная философская мысль ХХ века

- Философия русского зарубежья                            53

- Советская философия                                            55

Заключение                                                                               59

Словарь философских терминов                                          60

Список литературы                                                                65

Введение

 

Приступая к изучению истории философии, следует помнить, что по своему содержанию она представляет собой важней­ший структурный элемент философии в целом. Как всякая наука, история философии имеет свой предмет и социальные функции.

Предметом научной истории философии являются объективные закономерности и этапы становления и развития философии как формы общественного сознания, ее основных культурно-исторических типов.

История философии изучает постановку и решение важнейших философских проблем, выясняет сущ­ность и закономерности научных революций, совершавшихся в реальной философской истории. Кроме того, она занимается вы­яснением закономерностей развития философских знаний, анализом сово­купности объективных и субъективных факторов, влияющих на харак­тер и тенденции изменения философского мировоззрения.

Ключевой проблемой истории философии как науки является периоди­зация всемирного историко-философского процесса, выделение в нем на основе объективных критериев тех или иных периодов, этапов, ста­дий, ступеней развития философской мысли и их обоснование.

История философии, обращаясь к решению актуальных задач исследования мирового историко-философского процесса, выполняет ряд важных социальных функций. Наиболее востребованными из них являются мировоззренческая и воспитательная, проявляющиеся в формировании у людей определенно­го типа мировоззрения, их социальных свойств, характера, жизненной позиции. Кроме того, история философии выполняет свою научно-познавательную функцию, заключающуюся в приращении, обогащения и развития человеческих зна­ний о всеобщем, о законах и категориях, принципах и нормах диалек­тического мышления, о культурно-исторических типах философство­вания.

История философии исследует историю зарождения и «борьбы» двух основных философских направлений – материализма и идеализма (линии Демокрита и линии Платона), а так же двух основных философских методов - диалектики и метафизики.

Не менее важной проблемой истории философии как науки является определение гносеологических и социально-классовых причин идеализма и материализма как философских направлений.

Проблема философского метода, понимаемая как проблема противо­положности диалектики и метафизики как методов философского мышления и концепций развития, так же входит в число наиболее важных вопросов истории философии.

Несомненно, важнейшей задачей истории философии как науки является определение и характеристика основных культурно-исторических типов философии, обоснование их сущност­ных особенностей.

Для современного офицера, изучающего историю философии, имеет большое значение как познавательная сторона процесса, так и мировоззренческая. Анализируя философские концепции различных эпох, обучаемый как бы постигает дух времени, так как философия есть эпоха, схваченная в мысли. А чем глубже мы познаем прошлое, тем легче понимаем настоящее и увереннее прогнозируем будущее. Офицер-разведчик обязан уметь проникать в глубинную суть явлений, анализировать сущностные основы процессов. И в этой деятельности, несомненно, изучение истории философии выступает важнейшим средством формирования вышеназванных качеств.

 

Раздел I.

Мировая философия

Философия Древнего Востока

Середина первого тысячелетия до нашей эры представляет собой своеобразный рубеж, явившийся, по образному выражению Карла Ясперса, «осью» мировой истории. Именно в это время приходит конец безраздельному царствованию мифа, как первой формы существования культуры, и начинается его борьба с рациональным опытом. В различных регионах мира зарождаются новые формы культуры, заложившие основы современной цивилизации.

Одними из основных центров этой интенсивной духовной работы, по мнению того же Ясперса, явились Китай и Индия. Центральными проблемами философских поисков китайских и индийских мыслителей определяются:

1) бытие и небытие, в чем их сущность и возможная взаимосвязь;

2) методы рационального познания;

3) человек и проблема управления обществом и государством.

 

Философия Древнего Китая

 

С IV века до н. э. в жизни Древнего Китая все большую роль начинают играть различные философские концепции. В первую очередь это было вызвано тем, что разоренный кровопролитными войнами Китай, потерявший в междоусобице две трети населения, нуждался в гармонизации и умиротворении. Эту задачу и призвана была решить философия.

Центральной категорией китайского мировоззрения явилось понятие Дао, представлявшее собой беспредельную пустоту, наделенную столь же беспредельной информацией. Дао в философском своем содержании выступает как универсальная всепроникающая основа бытия и одновременно как Путь, Разум, Истина. Внутреннее содержание Дао проявляет себя через «Дэ» – «благая творческая сила», внешним воплощением которой выступают «Ян» и «Инь» – символы двойственности, дуализма бытия.

Наиболее влиятельными философскими школами Древнего Китая явились конфуцианство, моизм, легизм и даосизм.

Основателем конфуцианства считается Конфуций (латинизированная форма от Кун Фу-цзы). Основными вопросами, на которые пытались ответить сторонники данного учения были: как сделать человека нравственным; как создать совершенное общество; каким должно быть государство?

По мнению Конфуция, нравственным человек становиться, благодаря следованию принципу «Жень» – человечности. Концентрированным выражением этого принципа выступает «Золотое правило» морали, сформулированное Конфуцием в двух вариантах – отрицательном: «Чего не желаешь себе, того не навязывай другим» и положительном: «Побуждай людей к тому, в чем желаешь продвинуться сам».

Общество и государство должны строиться в соответствии с теми социальными функциями, которые присущи людям изначально: «Государь должен быть государем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном».

Учение моизма, названное так по имени своего основателя Мо Ди, выступало с позиций критики конфуцианства. В частности, отвергались: точное следование ритуалам, почитание старины и предков, покорность родителям и правителям. Высшим нравственным принципом считались всеобщая любовь и взаимная выгода. Осуждались агрессивные войны, и в связи с этим, большое внимание уделялось необходимости всемерного укрепления обороноспособности страны. В частности, моисты много усилий прилагали к развитию искусства фортификации и обороны крепостей.

Теоретиком легизма (латинизированное от китайского «фа-цзы», т.е. «закон»), был Хань Фэй. Отрицалась конфуцианская идея о ведущей роли человеческой добродетели в управлении государством. Отстаивалась необходимость сильного и деспотичного государства, равенства всех перед законом, управления на основе награды и наказания (что соответствовало Римскому принципу «кнута и пряника»).

Предполагаемым автором учения даосизма является полулегендарный мудрец Лао-цзы. В качестве основы данной философии выдвигаются три принципа: 1) естественности; 2) недеяния и 3) ненасилия. Социальный идеал даосов: маленькие обособившиеся общины, с патриархальными принципами жизни, с отказом от механических орудий и конфуцианских ритуалов.

 С XI века конфуцианство становиться главенствующим в Китае государственным учением, а Конфуций признается «Отцом китайской нации».

 

Философия Древней Индии

Появление первых философских школ в Древней Индии относится к IV в. до н. э. Этому предшествовали достаточно продолжительные дофилософский и предфилософский периоды, в течение которых происходило формирование основ древнеиндийской духовной культуры. Проблемное поле философских исканий индийских мудрецов включало в себя такие понятия как: «Рта» - универсальный космический порядок, «Брахман» – Абсолют, «атман» – индивидуальная душа, «карма» – закон воздаяния. Философия Древней Индии отличалась некоторой «интравертностью», направленностью на внутренний мир человека. Еще одной отличительной ее особенностью был рационализм.

Философские школы Древней Индии традиционно делят на две большие группы. Основанием для такого деления является отношение представителей этих учений к древнеиндийскому религиозному памятнику Веды, датируемому III тысячелетием до н. э. К ортодоксальным философским школам (т.е. базирующимся на ведической традиции) относятся: веданта, санкхья, вайшешика, ньяя, йога, миманса. Как неортодоксальные учения (т.е. противоречащие ведической традиции) определяются такие учения как чарвака-локаята, джайнизм, буддизм.

Ортодоксальные школы:

Веданта – философская основа индуизма. Первоосновой и первопричиной сущего признается Брахман, но единства в толковании его атрибутов и возможности познания не было.

В классическом учении санкхья признается два вечных и независимых друг от друга первоначала: а) пракрити – природа, материя, и б) Пуруша – дух, чистое сознание. С соединения пракрити и пуруши начинается эволюция мира. Санкхья является теоретическим фундаментом философии йоги.

Отличительной чертой школы вайшешика был рационализм. Сторонники данного учения придерживались атомистической теории построения мира. Но связь между атомами (параману) объяснялась не естественными, а сверхъестественными причинами или законом кармы, который определяет распад вещей на атомы при уничтожении или их соединение при рождении объекта.

Своеобразным дополнением онтологической концепции вайшешики явилась логико-гносеологическая проблематика ньяя. В ней признавались четыре источника достоверного знания: а) восприятие; б) вывод; в) сравнение и г) словесное свидетельство авторитета. Некоторые открытия в логике представителям данного учения удалось осуществить даже раньше Аристотеля.

Целью философии йоги выступает обеспечение контроля над телом и сознанием и перестройка сознания для достижения тождественности личности и мирового чистого сознания (пуруши). Осознание этого ведет к освобождению (мокша) от временного опыта и страдания. Система практик йоги использовалась не только ортодоксальными школами, но и неортодоксальными.

Центральной проблемой философской системы миманса является дхарма, понимаемая в соответствии с ведами как религиозный и моральный долг. Особое внимание мимансаки уделяли ритуалам, которые представляют собой естественный путь достижения мудрости и освобождения.

Неортодоксальные школы:

Учение локаята зародилось в системе классического брахманского образования. Впоследствии в ее недрах вызрела атеистическая школа чарвака, а с течением времени эти два направления слились в одно – чарвака-локаята. Основной идеей данной школы было представление о реальности мира и возникновении его многообразия из различных соединений четырех первоэлементов: земли, воды, воздуха и огня. Своеобразным соединением этих веществ объяснялся и феномен появления жизни. Единственным адекватным способом познания мира считали восприятие. Цель жизни – сама жизнь и ее удовольствия.

Философская концепция джайнизма базировалась не на авторитете вед, а на священном для джайнов учении – Агаму. Двумя главными сущностями, на которых базируется существование бытия, являлись таттвы. Две главные таттвы – это джива (живое, душа) и аджива (неодушевленное). Физическая основа мира носила атомарное строение, где ану (атом) – бесконечно малая величина. Множество духовных субстанций-джив находятся либо в совершенном состоянии – свободном от материи (мокша или нирвана), либо в несовершенном – связанном с материей (сансара).

Основоположником учения буддизма считается Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой (просветленный, пробудившийся). Основная идея заключается в том, что жизнь представляет собой страдание, причиной которого выступает жажда (чувственных наслаждений, воплощений и самоуничтожения). Устранение жажды приводит к устранению причин страдания. Путь устранения жажды – «благой восьмеричный путь»: 1) правильное видение, 2) правильная мысль, 3) правильная речь, 4) правильное действие, 5) правильный образ жизни, 6) правильное усилие, 7) правильное внимание, 8) правильное сосредоточение. Целью этого пути является нирвана, то есть слияние индивидуальной души с мировой и прекращение цепи страданий. Революционность учения буддизма заключалась в том, что путь спасения открывался для каждого человека, независимо от того к какой касте он принадлежал, что напрямую противоречило ведическим установлениям.

Философия Античности

 

Античная философия занимает особое место в мировой культуре. И дело даже не столько в том, что именно древнегреческая цивилизация явилась фундаментом для европейской культуры. В первую очередь значение древнегреческой философии определяется тем, что она впервые в мировой практике приобрела признаки науки как самостоятельного явления общества, гармонично сочетала в себе мировоззренческий и рациональный аспекты, уделяла внимание практически всем основным разделам философского знания.

Философия Античности представлена тремя периодами:

- досократический период;

- классический период;

- эллинистический период.

 

Досократический период

Философов досократического периода принято называть досократиками, хотя некоторые из них жили и творили после Сократа. К их числу относятся натурфилософы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Пифагор и его последователи, элеаты (Зенон, Парменид), Гераклит Эфесский, атомисты (Левкипп, Демокрит), софисты (Протагор). Досократиков объединяет то, что в центре их внимания находился живой, чувственно воспринимаемый космос.

Основным вопросом, на который пытались ответить философы досократического периода, был вопрос о первооснове (архе) бытия. Натурфилософы считали, что такой первоосновой является какая-либо стихия. Так, Фалес видел первооснову бытия в воде, Анаксимен – в воздухе, Анаксимандр – в апейроне (неком неопределенном материальном начале, находящемся в состоянии вечного движения и перерождения, познать который можно было только рациональным путем). Гераклит первоосновой мира определял огонь – подвижное начало, постоянно развивающееся по закону борьбы и необходимости. Опираясь на стихийную диалектику, Гераклит пришел к выводу о том, что война является отцом всего существующего. Пифагор ратовал за первичность числа как магического выражения божественного творения мира. Элеаты отстаивали мнение о том, что бытие едино, вечно и неуничтожимо, отождествляя космос с Богом. Причем, Парменид видел в основе мира два начала: 1) эфирный огонь, тепло и 2) густую тьму, холод, смешение которых порождает все многообразие бытия. Атомисты первоосновой мира называли атом (неделимую частицу, которую невозможно постичь посредством чувств). Кроме того, Демокрит считал, что атомы заполняют собой пустоту – пространство, понимаемое как небытие.

Революционный поворот в древнегреческой философии связывают с деятельностью софистов и Сократа, перенесших акцент в философском размышлении с природы на человека. Протагор, один из самых известных представителей школы софистов, так сформулировал их основной принцип: «Человек есть мера всех вещей». Кроме того, софисты многое сделали для развития практической педагогики и риторики. Недостатком софистики следует считать то, что в своем стремлении показать гибкость понятий, они перешли меру и превратили философию в бесплодный и бесцельный спор.

 

Классический период

Основным оппонентом софистов в понимании сути философии выступил Сократ. По его мнению, главной целью познания должна является не бессмысленная дискуссия, а изучение природы нравственного в человеке и действие в соответствии с этим знанием. Надпись на храме Аполлона в Дельфах «Познай себя» становиться основным девизом философии Сократа. Изучая себя, человек приходит к пониманию того, каким он должен быть. Именно поэтому Сократа считают первым философом, сформулировавшим целостную философско-этическую концепцию и автором первого антропологического поворота в философии. К сожалению, популярность Сократа среди молодежи вызывала зависть у его оппонентов. В конце концов, Сократа обвинили в неуважении к богам и приговорили к смерти. Когда ученики предложили ему спастись бегством, он отказался, предпочтя смерть бесчестию, пожертвовав жизнью ради своих идей.

Одним из самых известных учеников Сократа был Платон (настоящее имя – Аристокл). Имя «Платон» (большой, сильный) он получил за успехи в спорте (был победителем олимпийских игр по панкратиону – борьбе без правил). В Афинах в 385 г. до н. э. Платон создал философскую школу, получившую название «Академия». Она просуществовала почти тысячу лет и была закрыта в 529 г. н. э. по приказу императора Юстиниана. Важнейшими проблемами, которые разработал Платон, были: 1) теория идей и 2) теория «идеального государства».

Теория идей. Платон считал, что существуют два самостоятельных мира: мир видимости, материальный мир, в котором мы живем, и мир духовный, мир идей, который может быть постигнут только при помощи разума. Философ высказывал мысль о том, что чувственно воспринимаемый мир есть лишь отражение мира идей, подобно теням на стене пещеры. Он впервые сформулировал классическую философскую концепцию объективного идеализма, получившего впоследствии название «линия Платона».

Гносеология Платона тесным образом связана с его онтологией. Так как человеческая душа, по мнению мыслителя, вечна и, находясь в мире идей, созерцает мир, ее воплощение в материальное тело сопровождается «забыванием» всего, что она знала до этого. Соответственно, весь процесс познания, совершаемый человеком, Платон определял как процесс «припоминания» того, что уже было известно душе до воплощения в тело.

Теория идеального государства. Данная теория была непосредственно связана с теорией идей. Идеальное государство виделось Платону как образец для реальных держав. Структура идеального государства, как считал философ, должна полностью повторять структуру человеческой души, в которой выделялись разум, ярость и вожделение. Каждой части души соответствует добродетель: разуму – мудрость, ярости – мужество, вожделению – сдержанность. В государстве воплощением вожделения являлись ремесленники и земледельцы, производившие материальные блага. Основной их добродетелью Платон считал сдержанность. Следующей социальной ступенью были воины, воплощавшие в себе ярость и защищавшие государство. Главная добродетель, которой они должны обладать –  это мужество. Руководить государством должны были мудрецы-философы, воплощавшие разум, добродетелью которых выступала мудрость.

Огромное значение в идеальном государстве уделялось процессу воспитания детей. По мнению Платона, формирование будущих граждан настолько важное дело, что его нельзя было доверять семье. Поэтому детей отбирали у матерей, а дальнейшую ответственность за них на себя возлагало государство.

Дети обучались и воспитывались в соответствии со своими способностями. Подавляющее большинство ограничивалось начальным образованием – изучением музыки, поэзии и гимнастики до двадцатилетнего возраста. Наиболее одаренные молодые люди в течение последующих 10 лет изучали астрономию и математику. Дальнейшие 5 лет посвящались постижению философии. После этого наступал период практической государственной деятельности. Только после всего вышеперечисленного в результате жесточайшего отбора человек допускался к управлению государством. Обязательным условием для человека власти было отсутствие у него частной собственности и семьи, дабы не подвергать его соблазну.

Войну Платон считал явлением, которое сопровождает человечество на протяжении всей его истории, и не верил, что люди когда-нибудь откажутся от такого способа решения своих проблем: «Только мертвые видели конец войне».

Платон по праву считается величайшим мыслителем и вполне можно согласиться с философом и математиком А.Уайтхедом по поводу того, что вся европейская философия представляет собой комментарии к идеям Платона.

Учеником Платона, ставшим вровень со своим учителем, был Аристотель. Он родился в городе Стагир (поэтому его называли Стагиритом) в семье потомственных врачевателей. В молодом возрасте Аристотель поступил в Академию Платона, где впоследствии преподавал. Стагирит был так же учителем Александра Македонского. В 335 г. он основал в Афинах собственную философскую школу, названную Ликеем.

Аристотель произвел первую классификацию наук. Группа наук, которые он определял как теоретические, включала в себя физику и математику. К практическим наукам относились этика, экономика и политика. Третья группа, творческие науки, была представлена поэтикой и риторикой.

Аристотель по праву считается основателем логики,которую он понимал не как отдельную науку, а как орудие всякой науки. Именно он сформулировал основные единицы логики: понятие, суждение и силлогизм (умозаключение).

Онтология Аристотеля представляет собой дуалистическое учение. Единичное бытие рассматривается философом как единство двух начал – «формы» и «хаоса». Материя-хаос являет собой потенциальное бытие, а идеал-форма – условие превращения материи в действительность. Материя есть возможность формы, а форма – действительность материи.

Онтология Аристотеля теснейшим образом связана с его диалектикой. Переход от возможного бытия к действительному бытию представляет собой простейший элемент изменения. Но любое изменение в мире всегда предполагает некую причину-толчок, которая, в свою очередь, имеет свою причину. Аристотель приходит к выводу, что в основе движения мира в целом лежит первопричина. В качестве таковой выступает Бог, представляемый бестелесной субстанцией, неподвижной, вечно мыслящей.

Аристотеля так же считают основателем психологии как науки о душе - субстанции, присущей всему живому. Он выделял три вида души – растительную, занятую поисками питания; животную, ориентированную на ощущения и перемещения в пространстве и разумную, главной функцией которой являлась мыслительная деятельность. Добродетелью разума выступала мудрость.

Аристотель предложил свою политическую теорию. Человек не может существовать вне государства, так как именно оно служит общению между людьми ради благой жизни. По мнению Аристотеля, гражданами могут быть только те, кто заботиться не о собственном благе, а о благе общества. К таковым он относил тех, кто работал в законовещательных органах и воинов. Формы государственного правления Аристотель делил на правильные (в них представители власти руководствуются общественной пользой) и неправильные (в которых властители ориентированы на личную выгоду). К правильным он относил монархию (у власти – один человек), аристократию (у власти – небольшая группа людей) и политию (у власти - совокупность всех свободных граждан). Правильные формы могут вырождаться в неправильные: монархия – в тиранию, аристократия – в олигархию, полития – в демократию.

 

Эллинистический период

В период эллинизма (IV в. до н. э. – V в. н. э.) философия продолжила свое развитие. Наиболее заметными концепциями являлись эпикуреизм и стоицизм.

Основоположник эпикуреизма - Эпикур считал, что целью философии является достижение счастья. Счастье же представляет собой достижение удовольствия. Но удовольствия бывают разные. Эпикур различал три вида удовольствий: 1) естественные и необходимые; 2) естественные, но не необходимые; 3) не естественные и не необходимые. Наслаждение несут только удовольствия первого вида. Политика, по мнению философа, есть препятствие на пути достижения счастья.

Эпикур был сторонником атомизма Демокрита. Основываясь на принципе свободного движения атомов, философ приходит к выводу о том, что тот же принцип свободы лежит в основе человеческой этики. Мыслитель считал, что истинные знания приобретаются только с помощью чувств.

Наиболее известным последователем Эпикура считается римский мыслитель Тит Лукреций Кар, автор поэмы «О природе вещей», в которой он  не только изложил взгляды Эпикура, но и представил первую материалистическую концепцию истории природы и человечества.

Стоицизм был основан в III веке до н. э. Зеноном из Китона. Свое название данное философское учение получило от портика в Афинах (Стоя), где собирались ученики Зенона. К стоикам так же принадлежали Хрисипп, Сенека (воспитатель императора Нерона), Марк Аврелий (римский император).

В данном учении Бог и природа отождествлялись. Мир развивается в соответствии с абсолютной необходимостью, которая понималась и как абсолютная целесообразность. Такой фатализм в стоицизме самым причудливым образом сочетался с понятия свободы воли. Как следствие этого парадоксального сочетания в стоицизме присутствует положение о том, что жить надо в согласии с природой, что означает – жить сообразно разуму. Такая позиция привела стоиков к тому, что, в отличие от патриотических идей Сократа и Платона, они сформировали понятие космополитизма, называя себя «гражданами мира».

Этика стоицизма основывалась на том, что нравственное поведение приводит к ощущению счастья, а безнравственность чревата саморазрушением и болезнью души. Данная концепция была весьма популярна, поэтому стоицизм иногда называют религией народа.

Философия Средневековья

Средневековая европейская философия развивалась под влияянием христианства, которое с VI века н.э. становиться в этом регионе главествующей религией. Именно поэтому философская мысль данной эпохи характеризовалась своей теоцентричностью, так как единственной реальностью, определяющей все сущее в этот исторический период, считался Бог. Теоцентричность оказывала влияние на две главенствующие идеи философии Средневековья – идею творения в онтологии и идею откровения в гносеологии.

Идея творения. В этот период Бог рассматривался как внеприродное начало, что практически отождествляло его с пониманием бытия. Дьявольское начало уподоблялось небытию. Так как Бог сотворил мир и, тем самым привнес в него добро, все зло в мире рассматривается как проявление небытия.

Идея откровения. Так как Бог – внеприродная субстанция, рациональные попытки его познания заранее обречены на провал. Поэтому единственно верный путь познания – это откровение, то есть знание, полученное не логическим путем, а искренней верой в Бога.

Средневековая философия базировалась на ряде принципов, к которым относились следующие.

Геоцентризм – вера в то, что Земля является центром Вселенной, лежала в основе всей религиозной философии.

Креационизм – Бог сотворил мир актом своей воли. Данный принцип обосновывал онтологию теоцентризма.

Антропологизм – принцип антропологии, исходивший из исключительности человека среди божьих творений. Человек рассматривается как венец творения.

Богоуподобление – человек был создан по «образу и подобию Божьему». На этом основывалась средневековая гносеология.

Провиденциализм – в основе средневековой философии истории лежало мнение о том, что мир развивается по замыслу Бога, или, иначе говоря, по его провидению.

Первый период средневековой философии получил название патристика («учение отцов церкви»). Особое влияние на западную цивилизацию оказала латинская патристика, наиболее выдающимся представителем которой был Августин Аврелий (Блаженный).

Августин создал христианский вариант платонизма. Он выделял идеальный мир, существующий в Боге, и реальный, возникший в результате воплощения идеи в материи. Бог первичен и является источником всего сущего. Вера, проявляемая в воле, более значима, чем разум. Истинное знание приобретается не посредством разума, а единством веры и познания с приоритетом первого.

Социальные взгляды Августина основываются на идее неравенства как вечном принципе общественной жизни. В мире постоянно происходит борьба между «градом Божьим», воплощением которого выступает Церковь, и «градом земным», включающем в себя все греховное и несовершенное этого мира.

С течением времени патристика развивалась, а с появлением системы университетов превратилась в схоластику (от лат. Schole – школа), представлявшую собой теологическую философию, основывавшуюся на рациональном обосновании догматов веры. Наиболее видным представителем схоластики был Фома Аквинский.

Особенностью философии данного мыслителя, названной впоследствии томизмом (по его имени Фома-Тома), было широкое использование учения Аристотеля применительно к средневековому мировоззрению.

Аквинат создал учение о соотношении веры и разума. Он полагал, что истины, постигаемые верой и разумом не совпадают, но и не противоречат друг другу. Бог открывается человеку двумя путями: естественным – через сотворенный мир и сверхъестественным – через Откровение. Истины, получаемые через Откровение, предостерегают разум от ошибок. Разум же, доказывая истины, предопределяемые верой, не только готовит человека к их восприятию, но и защищает веру.

На такой же основе, по мнению Фомы Аквинского, должны строиться и взаимоотношения теологии и науки (в том числе и философии). Они не противоречат друг другу, а взаимно дополняют, причем наука служит теологии, формулируя догматы веры в категориях разума.

Высшим достижением учения о единстве веры и разума можно считать пять доказательств существования Бога, разработанные Фомой Аквинским:

1. Самодвижение предметов невозможно. Перводвигателем Вселенной выступает Бог;

2. Бог так же является первой творческой причиной мира;

3. Мир полон случайностей, но не хаотичен. Он скреплен необходимостью, которая и есть Бог;

4. В мире существуют разные степени совершенства, но мерилом всего выступает Бог;

5. Бог руководит миром, следовательно, и во Вселенной все целесообразно и закономерно.

Социальное учение томизма исходило из того, что государство является божественно установленным (вся власть от Бога). Лучшей формой управления считалась монархия. Восстать против власти можно было только в том случае, если властитель попадал под власть сатаны, причем обязательным условием восстания должно было быть то, что во главе его стояла церковь.

Философия эпохи Возрождения

Переходным периодом между Средневековьем и Новым временем явилась эпоха Возрождения. В центр внимания философской мысли этого периода выдвигается человек. Антропоцентризм становится главной характерной чертой философского мышления на данном этапе. Человек рассматриваться не просто как лучшее творение Бога, но как главная цель существования Вселенной. Более того, творческие потенц



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.107 с.)