Философские теории, обращенные к проблеме человека и общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские теории, обращенные к проблеме человека и общества



Экзистенциализм. Современная философия существования делится на два основных направления: религиозное и атеистическое.

Религиозный экзистенциализм (Карл Ясперс, Габриель Марсель) исходит из того, что экзистенция человека формируется на подлинном христианстве, аутентичном социализме и феномене веры. Истинную свободу человек может приобрести, только если он движется к Богу.

Отличием атеистического экзистенциализма (Жан-Поль Сартр, Анри Камю, Мартин Хайдеггер) является то, что человек в достижении свободы ищет опору не в каких-то внешних проявлениях, а в самом себе, в своей духовности, в собственной готовности к ответственности, в постоянной борьбе со своими недостатками, страхами и кошмарами.

Неофрейдизм. Преимущественное распространение получил в США. Карен Хорни – осуществила определенную социологизацию психоанализа Фрейда, так как пришла к выводу, что многие неврозы в основе своей имеют не бессознательное, а социальное. Кроме того, отстаивала историческую изменчивость неврозов.

Герберт Маркузе считал, что социум оказывает давление на природную сущность человека. Особой критике подвергал общество потребления, как спекулирующее на «ложных» принципах. Выдвинул лозунг «Великого отказа» от господствующих ценностей не только капитализма, но и «тоталитарного социализма». В определенном смысле, Маркузе может рассматриваться как теоретик «сексуальной революции» 60-х годов.

Эрих Фромм различает в сущности человека две тенденции: «свободу от» (негативную) и «свободу на» (позитивную). Первая ведет человека к одиночеству и отчуждению. Поэтому общество наполняется насилием и жестокостью. Выход из такого состояния возможен только при ориентации на «свободу на». Необходимо воспитывать в людях продуктивный характер, то есть способность к любви и самореализации.

Философская антропология. Признанным основателем данной концепции считается Макс Шелер. Большой вклад внесли так же Хельмут Плеснер и Арнольд Гелен. Шелер и его последователи выступили с критикой антропологизма (воззрение, рассматривающее мир через призму ограниченных человеческих интересов). По их мнению, человек должен пониматься как существо любящее. Особая «логика любви», исключающая равнодушие, позволяет постигать подлинную сущность бытия. Одной из главных целей, которую ставили себе сторонники философской антропологии, являлось выведение человека из состояния ослепления внешними успехами в покорении природы.

Философия истории. Главная цель данного направления – выяснение смысла человеческой истории.

Особое место занимает исторический релятивизм, отрицающий единство в развитии человечества и отстаивающий уникальность различных общностей (культур, цивилизаций). Освальд Шпенглер считал, что каждая культура имеет свою «душу», которая на завершающем этапе своего развития вырождается в цивилизацию, что особенно заметно на примере Запада. Арнольд Тойнби разработал концепцию «Вызов-и-Ответ», смысл которой заключался в том, что каждая локальная цивилизация обладает культурно-творческим ядром, позволяющим адекватно отвечать на угрозы извне. Как только это ядро начинает утрачиваться – цивилизация погибает. Активно выступал против «западоцентризма».

Особое место в философии истории занимает концепция «осевого времени», разработанная Карлом Ясперсом. Смысл ее заключался в том, что изначально у человечества отсутствовало историческое самосознание. В последующем, с появлением первых древних цивилизаций, исторический процесс приобрел локальный характер. Затем, в период между 800–200 гг. до н. э., названный Ясперсом «осевым», одновременно в Китае, Индии, Персии, Палестине, Древней Греции возникает движение, сформировавшее современный тип человека. Это проявилось через религии и философию в возникновении рационально-рефлективного отношения человека к миру.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.160.129 (0.039 с.)