Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Священный Коран: семья – это очаг любви и доброты

Поиск

С момента сотворения мира по воле Всевышнего и создания упорядоченного строя Божественных тварей, населяющих этот мир, которые были созданы попарно (Сура Рассеивающие прах, 49), проявилась истина парного принципа творения. Господь проявил особую милость к человечеству и такими словами в Коране прояснил сущность творение людей:

«Другое из знамений Его - то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили успокоение в них, и учредил любовь и [взаимную] благосклонность между вами. Воистину, во всем этом - ясные знамения для людей, которые размышляют» (Сура Румы, 21). Семья – это краеугольный камень человеческого мироздания и единственный легитимный путь появления на свет новых людей, лучшее место для развития и расцвета их способностей.

Семья – лучшая школа воспитания и развития людей. Это основа культуры любой страны и любого народа, это центр возвышения исламских знаний в области воспитания. Разрушение семьи – это ограбление любой страны и расхищение человеческих ресурсов. Именно так ислам смотрит на брак и не рассматривает его в качестве средства удовлетворения полового инстинкта.

Семья – правовая школа

Супружеские отношения – это первый класс социальной жизни, это школа, в которой изучаются права и отрабатывается соблюдение прав других людей.

Мужчина, который понимает, что его жена имеет в отношении его определенные права, которые ему нужно соблюдать, в других сферах, в торговой и управленческой деятельности, будет также относиться к соседям, компаньонам, клиентам и подчиненным. Ибо у всех у них есть свои права, ответственность за соблюдение которых возлагается на него. Он обязан обеспечивать и гарантировать эти права в общении с этими людьми.

Это касается и женщины, которая должна в рамках семьи понимать, какие права имеет на нее муж и что она обязана делать для него, что поможет ей ответственно вести себя и в обществе. Иными словами, люди в рамках семьи постигают науку ответственности соблюдения прав других людей, что является бесценным опытом для их жизни в обществе.

Ислам определяет да вида взаимных прав мужчин и женщин в браке: юридические и нравственные.

Под юридическими понимаются такие права, при несоблюдении которых другая сторона имеет возможность обратиться в судебные инстанции и через них обязать супруга выполнить или соблюсти определенные права. Имеется в виду право женщины на получение материального содержания от мужчины и право мужчины на послушание жены. Эти права составляют основу супружества и могут быть сравнимы с армированным поясом здания, который придает ему прочность и устойчивость и не дает развалиться. Их можно сравнить также с опорными столбами, фундаментом и кровлей здания, без которых самого его существование невообразимо.

Что касается нравственных прав, то это такие права, которые, согласно исламской морали и культуре, должны соблюдать муж и жена, однако в случае их несоблюдения противоположная сторона не может принудить к этому посредством закона. Только жизнь в такой ситуации становится неприятной. К таким правам относятся уважение к партнеру и доброе к нему отношение. Эти права можно сравнить с отделкой здания лепниной, покраской стен и установкой стекол и светильников. Если всего этого и не будет, здание все-таки будет существовать, но оно будет лишено эстетической привлекательности и совершенства.

Если муж и женщина будут поступать друг с другом исключительно по закону, то есть соблюдать только юридические права друг друга, в их жизни не останется места для взаимной привязанности и искренности, и такой брак долго не просуществует. Для того чтобы их жизнь была исполнена искренности и свежих чувств и продолжалась долго, необходимо соблюдать и нравственные права, о которых мы и поговорим, если будет на то воля Божья.

1) Исламские установления в семье

Во многих хадисах от ахле-бейт (а)подчеркивается, что вера, религиозность и добрый нрав являются основными условиями выбора супруга. А потому два верующих человека, желающие заключить брак и создать семью, стремятся не только обрести атмосферу любви и нежности и законно удовлетворять свои половые инстинкты, но и создать очаг постижения Божественных установлений, соблюдения исламских обязанностей и воспитания в себе исламской нравственности.

Ведь человек без согласия своей супруги не может пойти на бой за веру и истину, заняться каким-либо делом для обеспечения своей семьи, не сможет он и соблюдать религиозные предписания и выполнять свои финансовые обязанности перед другими людьми. Те, кто стремится создать семью в качестве места исполнения религиозных обязанностей и постижения исламской нравственности, не станут водиться с недостойными людьми, не впадут в опасную зависимость (например, от наркотиков), не станут тратить свое время и деньги своей семьи на сомнительные вечеринки. Как сказал великий Пророк ислама (с), если Господь хочет даровать счастье и блаженство семье, он наделяет ее членов религиозной проницательностью, учит их проявлять умеренность и соразмерность в тратах, не позволяет им заниматься мотовством и растратами. Кроме того, Он обеспечивает в такой семье уважение младших к старшим.

Семьи же, где не соблюдаются исламские ценности, где нет места для искренности, верности, целомудрия, справедливости, богобоязненности и преданности, с точки зрения членов рода Пророка (а)представляют руины, а не настоящие семьи.

2) Семья и стремление подстроиться под супруга

Муж и жена должны иметь желание построить совместную жизнь друг с другом. Вообще, намерение – это основной фактор во всех делах, это душа любого дела, которым занимается человек. Если супруги действительно захотят сжиться вместе и создать крепкую семью, это определит и их поведение в семейной жизни, побудит их внимательнее относиться друг другу и не позволит поступать так, чтобы опечалить своего спутника жизни. Наоборот, они будут внимательно следить за тем, чего от них хочет и ожидает партнер, и стараться удовлетворить эти ожидания. Видя, что что-то не нравится супругу, они постараются не повторять этого, чтобы его (или ее) не обижать и не наносить ему (ей) душевную травму.

Муж и жена должны понимать, что брак – это соединение, слияние двух людей, и если они захотят продолжать свое отдельное существование, то никакого слияния, то есть настоящего брака, не получится.

После заключения брака оба супруга должны отказаться от некоторых своих желаний и привычек, чтобы приспособиться к желаниям спутника жизни. Они не должны подавлять партнера, не должны проявлять деспотизм, командовать им. И самое главное – им никогда не должна приходить в голову даже мысль о возможности развода.

Посланник Аллаха (с) обратился к мужчинам с такой речью:

«В своем обращении с женами думайте о Боге, ибо женщины – это ценный дар, данный вам Богом на хранение. Так что будьте добрыми с ними, старайтесь завоевать их симпатию»[194].

А женщин он увещевал такими словами:

«Знайте, что если женщина не будет вести себя в соответствии с возможностями мужа и будет заставлять его что-либо делать свыше его возможностей, такой женщине не зачтутся никакие ее благие дела. Она увидит Бога в гневе».[195]

Умение женщины подстроиться под супруга, под его возможности и способности, сохранение атмосфере привязанности, доброты и спокойствия в доме, искренности и доброжелательности в семейных отношениях ценятся так высоко, что считаются равными по статусу участию в бою. Повелитель правоверных сказал так: «Джихад женщины – это хорошее содержание мужа»[196].

3) Семья и добрый нрав

Добрый нрав – это одно из отличительных качеств достойных рабов Божьих. Человек, имеющий добрый нрав, хорошо обращается с людьми. Такой человек с улыбкой разговаривает с окружающими, никогда не произносит резких слов и не обижает никого. Имам Садык (а) зримым воплощением доброго нрава считал открытое, улыбчивое лицо, вежливую речь, хорошее поведение.[197]

Как мы знаем, нрав человека в наилучшем виде проявляется в семье. Именно поэтому Посланник Аллаха (с)говорил, что самыми совершенными людьми с точки зрения веры являются люди с добрым нравом, но лучшими из них нужно считать тех. кто хорошо ведет себя в семье.[198]

Интересно высказывание на эту тему имама Садыка (а): «Не видать милости Бога женщине, которая досаждает своему мужу и ввергает его в печаль. Женщина же, которая проявляет к своему супругу уважение и не подвергает его мучениям, слушается его, будет счастлива и спасена».[199]

Можно привести еще много высказываний Пророка ислама (с)и членов рода Пророка (а), которые всегда подчеркивали важность доброго нрава и достойного поведения людей во всех ситуациях и, в частности, в семье.

Когда скончался Саад бин Мааз, один из выдающихся асхабов Посланника Аллаха, пользовавшийся его уважением, Пророк в знак большого траура босиком принял участие в его похоронах, своими благословенными руками уложил его тело в могилу и покрыл его. В тот момент мать Саада, увидев проявление такого великого уважения со стороны Пророка, воззвала к своему покойному сыну и произнесла такие слова: «Саад, да будет сладок рай для тебя!».

А Пророк ответил ей: «Мать Саада, не говори таких слов, ибо могила тяжело придавила Саада».

Когда его спросили о смысле этих слов, он пояснил: «Дело в том, что Саад плохо поступал со своей семьей».[200]

Нужно иметь в виду, что счастье и радость семейной жизни не имеет отношения к обладанию несметными богатствами, высоким общественным положением и тому подобными внешними показателями благополучия. Только добрый нрав и хорошее поведение членов семьи могут действительно сделать семейную жизнь приятной. Только это создает то, что в исламской традиции передается термином «благостная жизнь» (хайат-е таййебе). Об этом говорили многие предводители ислама.

Так, Предводитель правоверных (а) напутствовал Мухаммада Ханафию таким словами: «Чтобы твоя жизнь прошла в радости и счастье, хорошо обращайся со своей женой, ибо женщина – это нежный цветок, который не выносит грубого обращения».[201]

Священный Коран в нескольких словах определяет то, как должны существовать супруги в рамках своей семьи: «Обращайтесь с ними (женами) по-доброму».[202]

В хадисах от членов рода Пророка (а)хорошая жена рассматривается в качестве одной из наибольших благодатей, дарованных Богом людям. Так, имам Садык (а) сказал: «В мире нет ничего лучше достойной супруги, увидев которую, муж испытывает радость».[203]

Что касается смысла выражения «достойная жена», которая так восхваляется в исламском предании, то он определяется следующим аятом суры Женщины (аят 34): «Добродетельные женщины преданы [своим мужьям] и хранят честь, которую Аллах велел беречь».

Приведем хадис от Посланника Аллаха (с): «Лучшей из ваших жен является та, которая благодарит мужа, если он что-либо принесет для нее, но при этом не возмущается, если он не смог принести ничего».[204]

Пророк также говорил, что хорошая женщина слушается своего мужа и выполняет его (законные) пожелания.[205]

 

Женщины, которых порицают

О таких женщинах Пророк (с)говорил: «Худшая из жен – та, которая упрямится». А также: «Плохая жена не принимает извинения супруга и не прощает его ошибок».[206]

Но при этом в исламе утверждается, что если муж сумел ужиться с не самой лучшей женой, это зачтется ему в качестве добродетельного поступка. Посланник Аллаха (с)сказал: «Каждый мужчина, который сможет поладить со своей недоброй супругой, Всевышний воздаст ему за его терпение и дарует ему силу терпения Айуба (Иова)».[207]

4) Искренность и помощь семье

Хотя на практике женщины обычно берут на себя всю работу по дому, ислам не обязывает их делать это, а потому они при желании имеют права требовать со своих мужей плату за выполненную работу. Но так как обычно этого не происходит, мужчины должны в качестве компенсации хотя бы изредка помогать им по дому. Это будет способствовать установлению в семье атмосферы искренности и взаимопонимания. Именно так поступали Посланник Аллаха и члены его рода.

Супруга Пророка Аиша рассказывала, что когда все расходились, Пророк зашивал себе одежду, чинил обувь и работал по дому, как другие мужчины.[208]

5) Уважение в семье

Хотим подчеркнуть, что добрый нрав и хорошее поведение, на котором акцентирует свое внимание ислам, призывая к этому людей, - это мораль, которая берет свое начало в вере в Бога, в сердечной доброте и в скрытых возвышенных движениях человеческой души. Если же человек будет только внешне соблюдать правила достойного поведения, но это не будет следствием его внутренней убежденности и веры, то это будет уже не добрый исламский нрав, а всего лишь некий вид раздвоения личности.

Уважение и вежливость

Каждому хотелось бы, чтобы его личность пользовалась уважением у других людей. Это является условием того, чтобы и сам этот человек с уважением относился к другим. Чем больше будет проявляться уважение к человеку, тем в большей степени сам этот человек будет с уважением относиться к другим. Верно и обратное: человек не испытывает добрых чувств к тем, кто не уважает его, подвергает его поношениям и оскроблениям. Такое поведение вызывает ответную отрицательную реакцию.

Будучи приверженным прочности супружеских уз и устойчивости семейного очага, ислам особо подчеркивает необходимость взаимного уважения между супругами в качестве условия этого. Пророк ислама (с)в этой связи говорил: «Благородные мужи почитают своих жен, дорожат ими. Низкие же люди подвергают своих жен оскорблениям».[209]

Имам Садык (а) передавал слова своего великого деда, который сказал: «Каждый, кто взял в дом жену, должен уважать ее»[210].

Таким образом, супруги в разговоре между собой должны использовать уважительные выражения, причем уважение должно проявляться не только вербально, но и в интонации и тоне голоса. В их семейных беседах не должно быть места для оскорблений и проявлений неуважения, на что следует обратить особое внимание. Ведь Пророк (с)сказал: «Если кто-то оскорбит свою семью, он утратит радость жизни».[211]

Некто обратился к Пророку с такими словами: «Моя жена всегда встречает меня, когда я возвращаюсь домой, и провожает, когда я выхожу их дома. Если видит, что я опечален, она старается ободрить меня и говорит: «Если ты думаешь о том, как достать средств нам на пропитание, не печалься, ибо Бог обеспечит нам средства к жизни. Если же ты думаешь о своей загробной жизни, то пусть Господь утолит твои печали». Пророк похвалил эту женщину и сказал: «В этом мире у Бога есть исполнители Его воли, одной из которых и является твоя жена. Такой супруге будет дано воздаяние в половину того, что дается шахиду».[212]

6) Управление семейными делами и попечение семьи

Общественная жизнь осуществляется на разных уровнях в различных сферах, но среди всех них уникальную роль играет семья. Здесь начинается жизнь каждого человека, где он изучает «алфавит жизни». Люди входят в мир, наделенные многими способностями, и именно в семье эти способности проявляются и расцветают. Это школа, где воспитывается человек и где ему даются первые уроки жизни.

Если руководители семейного очага, то есть родители, окажутся хорошими воспитателями и смогут дать полезные уроки своим детям, они могут считать свою миссию исполненной. Семья создается волей двух людей, один из которых отличается твердостью, решительностью и способностью к устроению дел, а другая – нежностью и эмоциональностью.

Женщина в течение девяти месяцев вынашивает ребенка, затем претерпевает родовые муки, после чего вскармливает новорожденного своей грудью и воспитывает его с лаской и нежностью. Она своей улыбкой учит ребенка улыбаться, своими словами – говорить, гуляя с ним, учит его ходить, не спит по ночам и ухаживает за ним во время болезни.

Если сравнивать семью с неким общественным центром, то логично поставить вопрос о том, кто является руководителем этого центра. И здесь разум дает простой и неоспоримый ответ: руководство этого «центра» определило само Творение.

7) Кто же руководит семьей

Разве не обладает приоритетным правом на руководство семьей тот, кто обладает больше твердостью, физической и духовной силой, кто может глубже и логичнее мыслить? Разве не обладает большим свободным временем для обеспечения семьи и руководства ею тот, кого само Провидение освободило от тяжелого бремени вынашивания плода, родовых мук и кормления новорожденного?

Всевышний, который установил законы Творения и мудро устроил мир, в одном из аятов Корана разъясняет миссию мужчины и женщины в семье:

«Мужья - попечители [своих] жен, поскольку Аллах дал одним людям преимущество перед другими и поскольку мужья расходуют [на содержание жен] средства из своего имущества. Добродетельные женщины преданы [своим мужьям] и хранят честь, которую Аллах велел беречь».[213]

Как видим, в этом аяте миссия упорядочения семейных дел и управления семьей возложена на мужчину, что обосновывается преимуществом, данным мужчинам Всевышним, и их обязанностью нести расходы по содержанию семьи. В этой связи обратим внимание читателей на несколько важных моментов.

а) Управление на основе господства права

Ислам разделил между собой права, дарованные женщине и мужчине, а попечительство мужчины над семьей осуществляется не по его желанию и воле и не из индивидуальных побуждений, а на основе права и закона. Причем Господь призывает уверовавших быть попечителями по справедливости.[214]

Таким образом, важнейшая обязанность мужчины заключается в том, чтобы быть защитником и проводником принципов справедливости и на этой основе служить своей семье. В том же аяте, после определения обязанностей женщины в семье, говорится, что муж в управлении делами семьи должен избегать всякой чрезмерности и злоупотреблений, он не должен игнорировать мнение своей жены, ибо забота о семье – дело исключительной важности.

Имам Бакер (а) говорит: «Женившийся человек не имеет права несправедливо обращаться со своей женой и проявлять к ней невнимание».[215]

б) Контроль над членами семьи

Так как великий Пророк ислама (с)назвал мужчину попечителем семьи, а каждый попечитель несет ответственность за своих подчиненных, мужчина должен следить за тем, чтобы его жена не сбилась с правильного пути под влиянием общения не с теми людьми или пропаганды недолжных идей.

Пророк (с)сказал: «Если мужчина послушается своей жены, Всевышний бросит его навзничь в огонь». Люди спросили: «Посланник Аллаха, о каком послушании идет речь?» Он ответил: «Когда жена просит разрешения у мужа ходить на свадьбы, праздники и в гости в тонкой одежде и он соглашается на это».[216]

В другом случае Пророк сказал: «Если женщина выйдет из дома в украшениях и умастившись благовониями, а муж с этим согласится, Всевышний подвергнет его мучениям за каждый шаг, который она сделает».[217]

в) Исламское воспитание в семье

Одной из обязанностей, которую Всевышний установил для мужчины в семье, является выполнение функции семейного воспитателя, который должен познакомить свою супругу с религиозными установлениями, обучить ее исламской идеологии и морали. Это одна из непременных обязанностей супруга.

Рассмотрим следующий аят Корана:

«О вы, которые уверовали! Остерегайтесь вместе с вашими семьями огня, топливом для которого служат люди и камни».[218]

Имам Садык (а) сообщил, что когда снизошел этот аят, один из мусульман зарыдал и возгласил: «Я не могу спасти даже самого себя от адского огня, а теперь я обязан еще и спасать от ада членов своей семьи».

Посланник Аллаха (с)на это сказал: «Достаточно тебе приказать им исполнять то, что ты должен делать, и не предаваться тем делам, которые ты сам должен оставить»[219].

Жена также должна призывать своего супруга совершать дозволенные поступки и предостерегать его от недозволенного. Ведь это обязанность всех мусульман, как мужчин, так и женщин. Если муж совершит греховное деяние (например, не прочитает намаз или не выполнит еще какое-то из обязательных исламских действий), его жена обязана с соблюдением правил обращения к супругу увещевать его и указывать ему на то, что он сделал неправильно.

г) Гордость и защита семьи

Мужчина обязан защищать честь и достоинство своей жены, на что делается серьезный акцент в культурной традиции рода Пророка (а). Об этом говорят многие имамы из рода Пророка (а).

д) Миссия женщины в семье

В конце аята, в котором говорится о том, что мужчина должен управлять делами семьи и организовывать ее жизнь, описывается и миссия женщины в семье и подчеркивается, что женщины должны быть добропорядочны и сохранять неприкосновенность домашнего очага в отсутствие мужа.

Из этих указаний можно сделать два важных вывода:

1) Достойные женщины подчиняются своим мужьям и слушаются их, хотя при этом указывается, что мужчины не должны требовать от женщин чего-то сверх меры. Подчинение женщины мужчине необходимо только в сфере половых отношений.

2) В отсутствии мужа женщина обязана во всех смыслах этого слова хранить честь и достоинство своего супруга.

е) Выполнение работы по дому на основе принципа равновесия

Домашняя среда, которая является школой жизни и права, является также и средой, где должна преобладать искренность в отношениях. Здесь человек отдыхает от своих трудов и набирается сил для продолжения активной работы. Здесь решаются проблемы, возникшие у человека, и удовлетворяются его потребности. Дом, семья – это и место воспитания подрастающего поколения. Это своего рода «офис», управление оперативное которым лежит на плечах женщины. Хотя ислам не вменил женщинам в обязанность исполнять эти управленческие функции, тем не менее, женщины это делают и ведут всю работу по дому, беря в этом пример с таких великих женщин ислама, как Хадиджа, Фатима (а)и другие.

Упорядоченное ведение домашнего хозяйства само по себе является искусством. Это часть супружеских обязанностей, это то, за что полагается большая духовная награда.

Как сказал Посланник Аллаха (с), «мир женщины состоит в том, чтобы хорошо заботиться о муже».[220]

Умм Сальма, одна из мудрых и религиозно развитых жен Пророка ислама (с)спросила его о том, насколько работа по дому прибавляет женщине религиозного благочестия и духовных преимуществ.

Пророк ответил: «Если женщина хотя бы переставит какую-то вещь с одного места на другое, чтобы в доме было больше порядка, Господь милостиво оценит ее усилия. А каждый, на кого Господь обратит внимание, не окажется под Его гневом». Умм Сальма сказала: «О Посланник Аллаха! Да падут жертвой за тебя мои отец и мать! А что даст женщинам большую духовную награду?

Посланник Аллаха (с)ответил: «Когда женщина беременеет, Господь дает ей награду человека, который своей душой и имуществом участвовал в битве. Когда женщина рожает, ей сообщается, что ее грехи прощены и она может начинать свою деятельность заново уже без старых грехов. Когда женщина вскармливает молоком своего ребенка, Господь за каждый раз, как она это делает, освобождает ее от одного греха в свитке ее деяний».[221]

Обратим внимание на то, что экономические вопросы и соблюдение умеренности в тратах являются важными составными частями семейной жизни, на что Господь обратил особое внимание и расценил это в качестве показателей веры:

«Рабами Всемилостивого Бога являются те, кто не впадает в расточительство».[222]

Об этом же говорили и члены рода Пророка (а), призывая воздерживаться от расточительности и подчеркивая, что никогда не будет нищим тот, кто бездумно не тратит свои деньги.

Абдулла бин Абан говорит: «Я спросил у хазрата Мусы бин Джафара (а) о расходах на семью, и он ответил: «Не допустимы как расточительство, так и излишняя скаредность. Следует придерживаться среднего пути».[223]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.46.129 (0.011 с.)