Ответ на мнения, приписываемые Корану 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответ на мнения, приписываемые Корану



Как показали приведенные выше примеры, Священный Коран представляет женщину в качестве полноценного, совершенного человека. Женщина во всех человеческих измерениях ничем не отличается от мужчины, и точно так же она наделена всеми милостями и благами, которые Господь даровал человечеству. Она обладает всеми теми же способностями, которые Господь вложил в мужчину, дабы тот шел по пути совершенствования. Условием приближения их – как и мужчин – к Божественному престолу является набожность и богобоязненность. Но в некоторых религиозных книгах выдвинуты теории, основанные на критическом подходе к женщине, причем, к сожалению, предпринимаются попытки обосновать эти взгляды Кораном. Так как в этой главе мы говорим о том, в каком облике женщина предстает в Коране, считаем необходимым остановиться и на разъяснении этих моментов.

1) Действительно ли женщина создана из левого ребра мужчины?

В начале суры «Женщины», которая идет четвертой в Священном Коране, имеется такой аят:

«О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одного живого существа и из него же сотворил пару ему».[8]

Здесь необходимо остановиться на двух моментах.

Во-первых, все люди, живущие во вселенной, произошли от одного отца и одной матери, а различия в цвете кожи, расе, племени, говоре и языке, которые возникли между людьми, не должны их разъединять и приводить к вражде, ибо эти различия ввиду сказанного выше являются несущественными.

Во-вторых, Господь создал пару для Адама (а) из того же рода. Как мы уже говорили, Господь в подобных случаях говорит о «паре» (заудж) только потому, то слова «супруга» или «женщина» не передают понятие парности.

Слово «пара» показывает, что два человека нуждаются друг в друге, дополняют друг друга, и без их слияния и связи между собой не может быть достигнута достойная цель творения. Таким образом, выражение «из него же сотворил пару ему» означает, что Всевышний, создав Адама, сотворил и пару ему, дабы связь между ними позволила увеличить род человеческий на земле. Об этом говорит следующее предложение: «А от них обоих [произвел и] расселил [по свету] много мужчин и женщин». Оно показывает, что Господь создал и распространил по свету множество людей обоего пола.

Наши великие комментаторы Корана, как например, шейх Туси, в своем комментарии «Тебйан»,[9] шейх Табреси в комментарии «ал-Байан»[10], шейх Бохрани в комментарии «Борхан»[11], наш великий учитель алламе Табатабаи в комментарии «ал-Мизан»[12] так прокомментировали выражение «из него же сотворил пару ему»: Господь из существа Адама (а) создал ему пару, и это была Хавва (Ева).[13]

Но другие комментаторы, в частности представители суннитского течения, интерпретируют эти слова иначе и говорят, что Господь создал Еву из части тела Адама, которой и является его ребро. Некоторые, как Куртуби, ограничиваются указанием на ребро вообще[14], а другие, как Табари[15], Фахр Рази[16], шейх Мухаммад Абдо[17] и Мараги[18] утверждают, что Ева была создана из левого ребра Адама.

В этой связи приводится хадис из Сахиха «Муслим», а в комментариях Куртуби и Мараги – из Сахиха Бухари, который говорит о следующем:

Во-первых, сотворение Евы произошло не сразу, как сотворение Адама, то есть Ева не была сотворена непосредственно.

Во-вторых, Ева была сотворена из ребра, которое изначально и по своему естеству является кривой частью человеческого тела.

В-третьих, Ева была сделана из левого – а не правого – ребра.

Впоследствии постепенно именно такие комментарии привели к распространению такого подхода к женщинам, что они по своей сути имеют целый ряд недостатков и несовершенств:

а) Они несамостоятельны по творению (сотворены не прямо, а опосредованно).

б) Так как они сотворены из левого ребра, они изначально несут в себе некую кривизну, и если захочешь ее исправить, то они просто ломаются.

в) Так как они созданы из левого ребра, в них есть что-то «левое», то есть неправильное.

Это мнение проникло и в поэзию. Так у Низами находим такие строки:

Говорят, что женщина была создана из левого ребра,

А слева не нужно искать правого.

Еще один пример:

Женщина была сотворена из левого ребра,

А когда слева была правизна (прямота)?

Имам Садык (а): женщина не была создана из левого ребра

Мнение о сотворении женщины из левого ребра было распространено и в эпоху имамов, которые выступили против такого взгляда.

Великий шейх Садук передает, что Зарраре, один из выдающихся передатчиков высказываний имамов, спросил у имама Садыка (а) о сотворении Хаввы (Евы), указав, что некоторые утверждают, что Бог создал Еву из левого ребра Адама (а).

Имам Садык (а) ответил: «Слава Богу, Господь выше этого. Те, кто так говорят, видимо, думают, что Бог был не настолько могуществен, чтобы создать для Адама супругу каким-либо иным способом, а не их ребра. Пусть рассудит нас и их сам Бог. Ведь они, комментируя Коран, не обращаются к членам рода Пророка (с), в доме которых был ниспослан Коран, а потому идут по ложному пути».

Затем имам Садык (а) разъяснил то, как были созданы Адам и Ева:

Господь сотворил Адама из глины и повелел ангелам преклонить перед ним со всем почтением и скромностью. Затем Адам по воле Божьей заснул, и в этот время Бог создал из куска глины также и Еву. Адам проснулся от того, что Ева двигалась и толкалась, и тогда Господь повелел Еве отодвинуться от Адама. Адам оглянулся и увидел красивого человека, который на лицо был похож на него. Он спросил: «Кто ты?» И тот человек ответил: «Я сотворена Богом в том виде, как ты видишь меня».

Тогда Адам сказал: «Господи, кто этот красивый человек, который вызвал у меня приязнь?» Господь ответил ему: «Это – Ева. Хочешь ли ты, чтобы она была с тобой, возбуждала в тебе приязнь и была твоим собеседником?» Адам согласился и возблагодарил Бога.

Господь сказал: «Посватайся к ней!» В этот момент Господь вложил в Адама тягу к женщине. Адам спросил: «Господи, обращаюсь к Тебе с просьбой дать мне Еву в жены. В чем теперь моя обязанность и в чем Твоя воля?»

Господь ответил: «Свадебный выкуп за нее состоит в том, чтобы ты научил ее наукам о вере». Адам (а) принял это условие, Господь прочитал формулу брака и после этого Адам сказал Еве: «Так подойди же ко мне!». Но Ева ответила: «Нет, лучше ты иди ко мне!» Господь повелел Адаму пойти к Еве.

Имам Садык (а) добавил к своему рассказу следующее: «Если бы все было не так – то есть, если Адаму не было сказано подойти к Еве, - то тогда женщины бы шли за мужчинами и сватались к ним».[19]

Этот хадис, цепочка передатчиков которого не вызывает никаких сомнений[20], в целом ряде моментов свидетельствует о высоком достоинстве и важнейшем положении женщин.

Подобный хадис имеется и о непосредственном – а не из ребра Адама - сотворении Евы. Этот хадис от имама Бакера (а)[21] приводится шейхом Туси в комментарии Тебйан[22], Табреси в «Маджма ал-Байан»[23] и Бохрани в комментарии «Бурхан»[24].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.006 с.)