Высказывания алламе Табатабаи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Высказывания алламе Табатабаи



ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН

В ИСЛАМЕ

 


 

УДК 00

ББК 00.00

 

Хусейн Нури Хамадани

0 00 Положение женщин в исламе. – Махачкала: Издательство ООО «Мавел», 2012. – 200 с.

 

УДК 00

ББК 00.00

 

 

این کتاب با همکاری رایزنی فرهنگی سفارت جمهوری اسلامی ایران در فدراسیون روسیه و موسسه پژوهشی اهل بیت (ع) داغستان ترجمه و منتشر شده است.

Данная книга издана при сотрудничестве Культурного представительства при Посольстве ИРИ в РФ и центра исследований «Ахли Бейт».

 

کلیه حقوق ناشی از ترجمه و چاپ این کتاب متعلق به رایزنی فرهنگی سفارت جمهوری اسلامی ایران در فدراسیون روسیه می باشد.

 

ISBN 978-5-9902863-3-7 © Культурное представительство

при Посольстве ИРИ в РФ.

 

Во имя Всевышнего!

Предисловие

Вопрос о положении женщин в исламе с давних пор находился в центре внимания и дискуссий между учеными и экспертами, и многие теоретики высказывались по этому поводу, причем все они выдвигали свои мнения и давали свой анализ этого вечно актуального вопроса. Зачастую их мнение было следствием их особого мировоззрения. Чтобы лучше понять эту тему, следует обратиться к истории народов.

Опираясь на реалистический подход к человеку, к его обязанностям и предназначению, живительное исламское учение, являющее собой наиболее полную религиозную систему, представило принципиальный анализ положения женщины в обществе. Их права были в точности определены в соответствии с тем, как женщины были сотворены Всевышним. Без преувеличения нужно сказать, что ни в одном другом религиозном учении или течении не уделяется столько внимания защите прав и достоинства женщин, как это делается в исламе.

Ведь до появления ислама женщины во всем мире были объектами самого грубого и варварского обращения, лишенными элементарных социальных прав.

И вот в той отравленной предрассудками атмосфере жестокости и насилия Пророк ислама (с)возвысил свой голос в защиту женщин и со всей ясностью заявил о том, что они имеют право на самое высокое положение. Он установил законы общественной жизни, которые основаны на изначальной природе человека, данной ему от Бога.

Никто не может отрицать того, что первые годы ислама, когда поддерживалось активное участие женщин в ратном труде, образовании, воспитании и в общественных делах, стали золотой эрой ислама, блеск которой украсил собой всю историю этой религии.

С большим сожалением нужно признать, что все еще кое-где раздаются разглагольствования о положении женщин в исламе, которые свидетельствуют о полном непонимании самой логики исламского подхода в этой теме.

Учитывая это, великий аятолла Нури Хамадани, сведущий и мудрый ученый – правовед, признанный образцом для подражания (марджае таклид), защитником чистого ислама от всяческих недолжных поползновений и специалистом в области основных и прикладных вопросов ислама, снова, всесторонне и глубоко, изучил и показал в своей работе место женщин в исламском учении. Эта книга была написана на основе широкого спектра имеющихся исламских источников и ставит перед собой задачу развеять все сомнения и неясности. Надеемся, что этот труд, над которым автор работал в течение многих лет, будет угоден Имаму Махди (а).

 

Секретариат аятоллы Нури Хамадани.


Женщина в истории

В исторической перспективе женщина оказалась между двумя высокими глухими стенами: догматическим фанатизмом и ложно понятой цивилизованностью.

Она стала заключенной двух темниц: темницы невежества и темницы современного рабства.

Он стала жертвой ложных представлений и предрассудков, с одной стороны, и клеветы и лжи – с другой.

Ее преследовали невежество, с одной стороны, и обманчивые лозунги, призывавшие к свободе, равенству и т.д.

Ищущая справедливости и не находящая ее, без вины виноватая, жертва двойной несправедливости, лишенная всякого права на достойную жизнь, - вот образ женщины на протяжении истории.

Это только немногое из того что характеризует положение женщин в мире. Стремясь лучше понять исламский взгляд на них, как он представлен в Священном Коране, в эпоху пророчества и в культуре, развитой пречистыми членами рода Пророка (с), мы считаем необходимым обратиться хотя бы кратко к тому, как жили и с чем сталкивались женщины на протяжении истории человечества.

В Древнем Китае девочкам с детства бинтовали ноги и помещали ступни в железный каркас, чтобы они не росли и сохраняли привлекательность по понятиям того времени. Женщина с такими неразвитыми ступнями практически не способна была передвигаться на сколько-нибудь значительные расстояния.

Для китайской женщины брак был родом сделки, когда родители выдавали свою дочь за любого человека по своему выбору в обмен на ценные подарки и деньги.

Девочки были лишены возможности получать образование, учиться чтению и письму, а дома постоянно подвергались побоям со стороны отца и мужа, были вынуждены выполнять самую тяжелую работу.

В Индии женщина считалась существом, паразитирующим на шее мужа, после смерти которого ее жизнь теряла всякий смысл, и она на сороковой день должна была броситься в огонь и покончить с собой. Поступавшие так жены считались образцовыми и достойными подражания.

В Древнем Египте в периоды обмеления Нила наряжали молодых девушек и бросали их в воды этой реки, чтобы та смилостивилась и вновь стала полноводной. Есть и примеры откровенной продажи девушек замуж, как это происходило на некоторых африканских островах, у халдеев и ассирийцев.

На Аравийском полуострове наличие девочки в семье считалось большим позором. Женщину, первенцем которой оказывалась девочка, считали безблагодатной и приносящей несчастье.

Священный Коран так описывает ситуацию с положением женщин в Аравии:

Когда кому-либо из них (т. е. арабов-язычников) сообщают весть о родившейся девочке, лицо его чернеет от огорчения, он прячется от людей из-за дурной вести [и не знает], оставить ли в живых [родившуюся дочь] или же схоронить ее в земле. О, как скверно то, на что они решаются! (Сура Пчелы, аяты 58-59).

В другом аяте говорится:

«Когда зарытую заживо спросят, за какой же грех ее убили» (Сура Скручивание, 9).

В так называемых цивилизованных странах той эпохи зверств в отношении женщин совершалось не меньше, чем среди диких народов.

В Риме женщина была полностью лишена права наследования и не могла пожаловаться в суд на любое притеснение, нарушение своих финансовых и иных прав и физическое насилие и получить защиту. Римляне полагали, что человеческая душа имеется только у мужчин, тогда как женщины ее лишены. В Греции смотрели на женщин, как на существа низшего сорта.

Не лучше было положение женщин и в Иране. Так, в работе «Женщина в Сасанидском праве» находим такие свидетельства:

«Согласно древним установлениям, в Сасанидской империи женщина считалась не личностью, а вещью. То есть она не имела никаких прав, но всего лишь могла кому-то принадлежать».[1]

В 1568 г. во Франции в результате долгих дебатов пришли к выводу, что женщина – не человек, но существо, созданное, чтобы служить мужчине.

Власть и культура

Основные факторы угнетения женщин можно обнаружить в области власти и культуры.

1) Власть

Мужчины, обладавшие властью в обществе, злоупотребляли своим положением, не позволяли женщинам активно участвовать во всех сферах жизни и проявлять свои способности.

Женщина не могла достойно проявиться в области экономики и трудовых отношений, не могла заниматься производительным трудом, сельским хозяйством и торговлей, не могла посвятить себя искусству, науке. Учебные заведения предназначались исключительно для лиц мужского пола, тогда как женщины не могли присутствовать на занятиях, обучаться письму и чтению и пользоваться этими навыками. Вся их жизнь проходила в отрыве от общества, в доме, под гнетом семейного насилия. Их не считали достойными занимать государственные посты, выражать свое мнение по политическим вопросам. Если они подвергались насилию, никакой суд не становился на их защиту. Их судьба была целиком в руках мужчин, и им оставалось только проявлять покорность.

2) Культура

Культура каждого народа – это некая матрица или форма, которую заполняют мировоззрение народа и его убеждения. В культуре народов мира с самого начала возникло превратное представление о женщине, как о существе второго сорта, которое отличается хитростью и неверностью и способно только на то, чтобы чинить всяческие несчастья и беды.

Эта тема неоднократно поднималась в произведениях прозы и поэзии, нашла свое отражение в бытовавших у различных народов пословицах и народных преданиях, а потому прочно закрепилась в сознании людей. Сами женщины утратили уверенность в себе и решили, что их удел – вот такое униженное положение в обществе. Не будем больше останавливаться на том, что же власть ли повлияла на культуру, или культура на власть. Но факт остается фактом: женщины оказались в положении людей второго сорта.


Научное чудо Корана

Можно сказать, что это одно их научных чудес Корана, ибо на тот день, когда был ниспослан Священный Коран, люди полагали, что принцип парности распространяется только на людей и животных, и никто даже не подозревал о парности растений. Коран же со всей ясностью заявил: «Он (Бог) создал все попарно». Прогресс науки, достигнутый за прошедшие более 14 веков, доказал, что даже такая малая величина, как атом, который является базовым строительным материалом для всех существ на небе и на земле, средний диаметр которого составляет примерно одну десятимиллионную миллиметра и количество которого в одной капле воды больше, чем все население земли; так вот, столь малая величина также делится на электрон и протон, то есть и здесь присутствует принцип парности. Причем электрон с высокой скоростью обращается вокруг второго, и эта скорость в атоме водорода составляет 30000 км в секунду, а в атоме урана – 201164 км в сек. А фактором их парности является то, что электрон заряжен отрицательно, а протон – положительно.

Доказательств монотеизма

Вопрос парности всего сущего в мире является одним из аргументов богопознания, ибо пара не может образовываться, если две ее составные части не будут испытывать необходимости друг в друге. Если есть пара, это означает, что мудрый и всемогущий Творец создал гармонию между двумя существами, дабы они образовали пару, и именно поэтому аят заканчивается словами: «наверное, вы не забудете (могущество Создателя)».

Вопрос парности мужчины и женщины и то, что Господь создал женщину в пару мужчине, нашел свое отражение во многих аятах Корана:

«Мы создали вас парами» (Сура Весть, 8).

«И потом мы распределили вас попарно» (Сура Творец, 11).

«Господь создал из вас самих для вас пары» (Сура Пчелы, 72).

Но в одном случае Коран дает такое разъяснение этого вопроса:

«[Другое] из знамений Его - то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили успокоение в них, и учредил любовь и [взаимную] благосклонность между вами. Воистину, во всем этом - ясные знамения для людей, которые размышляют». (Сура Румы, 21).

Как видим, в этом аяте мужчина и женщина рассматриваются как пара, после чего речь идет об их взаимной благосклонности, которая и является основой, которая удерживает их вместе в качестве пары. В этом и состоит смысл данного аята.

Когда на производстве хотят соединить друг с другом две детали, проводят расчеты для того, чтобы эти детали гармонично соединились и создали единое целое. Так же и Всевышний Создатель при создании мужчины и женщины предусмотрел в них телесные и душевно-эмоциональные различия, которые и создают возможность их гармоничного сосуществования в паре, притягивают их друг к другу, объединяют их на основе взаимной благосклонности и единства, дают им спокойствие, а кроме того, обеспечивают продолжение рода человеческого. Вообще одним из удивительных чудес творения как раз и является то, что между мужчиной и женщиной имеются такие различия, которые делают их необходимыми друг другу, позволяют им дополнять друг друга, ибо в отдельности они чувствуют себя обеленными и одинокими. Эта тонкая гармония показывает насколько мудро и разумно устроен наш мир, созданный Богом. Чтобы лучше понять, насколько совершенно и правильно Господь сотворил мужчину и женщину и насколько они дополняют друг друга, еще раз вдумайтесь в содержание этого аята:

«[Другое] из знамений Его - то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили успокоение в них, и учредил любовь и [взаимную] благосклонность между вами. Воистину, во всем этом - ясные знамения для людей, которые размышляют».


Царица Савская

Одним из преимуществ Священного Корана является то, что в нем использованы предания, говорящие о тех, кто жил в древности и чей пример может быть поучителен для людей. Замечания, касающиеся веры, социальных, экономических и нравственных аспектов жизни, которые приводит Коран в этой связи, способствуют исправлению индивида и общества. Причем живые примеры и свидетельства оказывают на людей большее воздействие, чем наставления как таковые.

Священный Коран приводит повествование об одной женщине, которая отличалась выдающимся умом в сравнении с мужчинами одного с ней уровня. Речь идет об истории царя Соломона (Сулеймана) и царицы Савской.

Как мы знаем, Ибрахим (а), будучи одним из первых пророков, по велению Господа восстал против Нимрода и приложил много усилий к тому, чтобы наставить его на путь истинный. Но Нимрод, даже увидев чудеса и услышав многие доводы и увещевания, все же не принял истину и продолжил идти по своему ложному пути, основанному на высокомерии, пока не погубил себя.

Так же и Муса (Моисей) (а), будучи одним из великих пророков, восстал против фараона, которого Коран рассматривает в качестве одного из самых высокомерных властителей на протяжении истории. Даже увидев все знамения, фараон не сошел со своего ложного пути и не склонил головы перед Божественной истиной, что и привело его к падению и гибели.

Призывая людей действовать на основании разума и справедливости и не проявлять строптивости в отношении логики и рациональных аргументов, Священный Коран неоднократно ссылается на эти примеры.

Но история Сулеймана (а) и царицы Савской, которая с точки зрения власти и величия ничем не уступала Нимроду и фараону, ибо, как говорит Коран, «все ей было дано», отличается от того, что было сказано о них.

В Йемене правила женщина, о правлении которой, как свидетельствует Коран, удод рассказал Сулейману в таких выражениях:

«Воистину, я обнаружил там женщину, которая владычествует над ними, ей даровано все, и ей принадлежит великий трон. Я узнал, что она и ее народ поклоняются солнцу вместо Аллаха». (Сура Муравьи, 23).

Получив это известие, Сулейман составил краткое послание царице Савской, в котором говорил:

«Во имя Бога, Милостивого, Милосердного, не перечьте мне, пророку Аллаха, а приходите ко мне, приняв ислам»» (Сура Муравьи, 29).

Обратим здесь внимание на то, что не все правители и монархи принимали такой призыв. Достаточно указать на то, что в седьмом году хиджры Посланник Аллаха (с)направил послания известным правителям своего времени, призвав их принять ислам. От большинства из них он получил отрицательный ответ. Иранский шах Хосров Парвиз просто порвал письмо Пророка. А теперь рассмотрим пример правильной реакции на призыв к вере со стороны могущественной и властной женщины.

Царица Савская благосклонно отнеслась к посланию Сулеймана и заявила своим придворным: «Мне пришло благородное послание!» (Сура Муравьи, 29).

Она посоветовалась со своими приближенными, и они заявили ей: «Мы сильны и могущественны (в политическом и военном плане)» (Сура Муравьи, 34). «Но право повелевать принадлежит тебе, так что ждем твоего приказа» (Сура Муравьи, 33).

Она же в ответ им дала понять, что нужно поразмыслить над этим посланием и принять рациональное решение. Вот ее слова: «"Воистину, цари, когда вторгаются в какую-либо страну, разоряют ее и превращают знатных мужей в униженных. Так поступают они. Но я пошлю им дары и буду ждать, с чем вернутся послы"». (Сура Муравьи, 34).

Она произнесла эти слова, так как еще не постигла всей возвышенности духовного положения Сулеймана и смотрела на вещи поверхностным взглядам, усматривая только внешнее, но не внутреннее. Если их цель получить подарки и дань, если это их удовлетворит и они отстанут от нас, думала царица, станет очевидно, что ничего духовного в их послании нет и что они, как и все владыки мира, движимы только алчностью и желанием заполучить больше богатств. Если же они не удовлетворятся нашими дарами и будут настаивать на том, чтобы мы приняли их веру, то тогда это будет другое дело.

Когда дары были доставлены Сулейману, он отверг их с таким словами: «Видно, вы довольны тем, что послали дары» (Сура Муравьи, 36). Царица из этого сделала вывод, что Сулейман действительно не думает о получении богатства и что его нельзя подкупить дарами.

И тогда Сулейман направил ей послание такого содержания: «Мы нагрянем с войском, перед которым они не устоят» (Сура Муравьи, 37). Этим он сказал, что готов прибегнуть к военному походу, дабы искоренить культ поклонения солнцу и установить единобожие.

Получив это послание, царица Савская собралась на встречу с Сулейманом, но тот еще до ее приезда решил убедить ее в своей пророческой миссии, показав ей чудо. Он приказал своим придворным принести к нему трон Белькис. «Тот, у которого было знание из Писания, сказал: "Я принесу его тебе в мгновение ока"». (Сура Муравьи, 40). Везирь Сулеймана, который был в некоторой степени сведущ в «науке о книге», произнес эти слова.

Когда царица Савская прибыла к Сулейману (а), тот для испытания ее приказал произвести небольшие изменения в троне, чтобы проверить, насколько она проницательна и сообразительна. Но, как говорит Коран, она ответила: "Да, будто он самый и есть " (Сура Муравьи, 42). После беседы с Сулейманом и под впечатлением от увиденного она воскликнула: "Господи! Воистину, я нанесла урон самой себе, [ныне] же вместе с Сулейманом предаюсь Аллаху, Господу [обитателей] миров" (Сура Муравьи, 44).

А теперь внимательно рассмотрите эту историю, посмотрите, как разумно вела себя эта женщина и сравните ее поведение с фараоном и Нимродом, двумя мужчинами. И вам станет ясно, что успех возникает только тогда, когда в дело идет разум, логическое мышление и честность. А высокомерие и строптивость приводят к падению и гибели, и здесь уже нет различия между мужчинами и женщинами.


Ответ на основе Корана

Женоненавистники пытались найти в Коране подтверждение своим представлениям о природной хитрости и коварстве женщин. Нам представляется необходимым ответить на такие ссылки на Коран, ибо мы уже установили, что в нем женщина, как и мужчина, предстает перед нами совершенным, полноценным человеком во всех своих проявлениях, причем преимущество одного человека перед другим может быть связано только со степенью набожности и богобоязненности. А из этого следует, что отрицательный взгляд на женщину не имеет под собой никаких оснований. Итак, посмотрим, на что ссылаются сторонники отрицательного подхода к женщинам. Они утверждают, что Коран указывает на хитрость женщин в следующем аяте: «Велика ваша хитрость» (Сура Юсуф, 28). А о хитрости сатаны говорится: «Хитрость сатаны слаба». Иными словами, в женщинах наличествует больше хитрости, чем в шайтане.[25]

Ответ алламе Табатабаи.

Алламе Табатабаи в Комментарии «Ал-Мизан» говорит, что предложение «Хитрость шайтана была слаба» приведено в аяте о джихаде, где Господь призывает мусульман к джихаду, обещая им за это духовные блага и привилегии. После этого идут такие слова: «Пусть сражаются во имя Аллаха те, которые покупают будущую жизнь [ценой] жизни в этом мире. Тому, кто будет сражаться во имя Аллаха и будет убит или победит, Мы даруем великое вознаграждение. И почему бы вам не сражаться во имя Аллаха и ради обездоленных мужчин, женщин и детей, которые говорят: "Господи наш! Выведи нас из этого города, жители которого - притеснители. Назначь нам от Тебя покровителя и заступника?" Те, которые уверовали, сражаются во имя Аллаха, а те, которые не уверовали, сражаются во имя Тагута. Так сражайтесь с приверженцами шайтана. Ведь козни шайтана жалки». (Сура Женщины, 74-76).

Алламе Табатабаи объясняет, что жалкой хитрость шайтана называется потому, что он противопоставляет себя Божественному пути. Хотя эти козни могут показаться великими и неодолимыми людям, следующим по дьявольскому пути, по сравнению с могуществом Бога они ничего не стоят.[26]

Затем исламский ученый пишет, что значение аята «хитрость вас, женщин, была велика», приведенного в кораническом повествовании об Юсуфе (Юсуф) (а), можно установить, принимая во внимание то, к кому обращен этот аят. Речь в нем идет о том, как Зулейха, жена египетского царедворца, хотела совратить Юсуфа и привлечь его к себе. Но ее планы раскрылись, и ее муж все узнал о происках своей жены, и тогда-то и были сказаны им эти слова, обращенные к Зулейхе и подобным ей египтянкам: «Хитрость вас, женщин, была велика».

Если посмотреть контекст, то есть предшествующие аяты, станет понятно, что несколько египтянок задумали привлечь к себе внимание Юсуфа (а), а он, желая сохранить свою непорочность, прибег к Божьей помощи, говоря: "Господь мой! Темница мне милее того, к чему меня принуждают. Если Ты не избавишь меня от их козней, я уступлю им и окажусь в числе глупцов"». Всевышний внял словам Юсуфа и отвратил от него их козни, ибо, воистину, Он - внемлющий, знающий (Сура Юсуф, 34).

Как видим, во всех приведенных «анти-женских» высказываниях обращение идет именно к женщинам, что выражается соответствующими формами глагола. В силу сказанного, и в предложении «хитрость вас, женщин, была велика» мы имеем дело с обращением к египетским женщинам, а не каким-либо еще.[27] А потому неверно истолковывать эти слова как обращенные ко всем женщинам мира.

Как видим, безосновательными оказываются утверждения, согласно которым женщины коварнее, чем сатана, и вся хитрость и козни мира всегда и везде сосредоточены в них. Это клевета на женщин и большая ошибка, причем еще большей ошибкой являются попытки ссылаться в этом на текст Священного Корана.

 

Величие Фидды

Так как Пророк уделял большое внимание воспитанию и образованию женщин и высоко ставил их в общественной жизни, что позволило многим из них обрести значительные нравственные добродетели, Фидда также достигла высоких степеней и знаний. Алламе Маджлеси, Ибн Шахаршуб Мазандарани, Шейх Забихулла Махаллати и Шейх Мофид рассматривали ее в качестве одного из источников передачи хадисов от Посланника Аллаха (с).[89]

Фидда отличалась сильной верой и большой богобоязненностью. В общении с Фатимой Захра (с), которое стало для нее неиссякаемым источником духовности, она достигла высоких степеней искренности в вере, аскетизма и поклонения Богу. Она горячо и преданно любила всю семью Пророка. Имам Али (а) даже сказал: «Фатима заставила меня поклясться Богом и Его Посланником, что, когда она покинет этот мир, об этом из женщин должны узнать только Умм Сальма, супруга Пророка, Умм Айман и Фидда, а среди мужчин – Абдулла бин Аббас, Сальман Фарси, Умар биг Йасир, Микдад, Абузар и Хазифа».[90]

Фидда обладала большим ораторским искусством. Она знала наизусть Коран, понимала смысл коранических понятий, причем в течение двадцати лет жизни она даже обычные беседы с людьми вела с помощью аятов из Корана.[91]

На путь борьбы за веру

Ханса вместе со своими четырьмя сыновьями приняла участие в сражении при Кадиссии, произошедшее в четырнадцатый год хиджры между войсками мусульман и Сасанидского Ирана.

Вечером она отвела в сторону своих четырех сыновей, которые унаследовали от нее беспримерную смелость и красноречие, и обратилась к ним с такими словами: «Дорогие мои сыновья! Вы знаете, какую великую награду Господь уготовал тем, кто сражается с миром неверия и безбожия. Знайте же, что вечная жизнь лучше этого тленного мира. Господь сказал: «О вы, которые уверовали! Терпите [тяготы поклонения Аллаху и житейских невзгод], будьте стойки [против врага во время сражений]. И бойтесь Аллаха, - может быть, вы преуспеете.». (Сура Семейство Имрана, 200). Так что будьте готовы и прямо сейчас примите твердое решение, чтобы завтра утром с открытыми глазами и сердцем, исполненным искренней веры, выступить против врагов. Ведь в конечном итоге, вы или одержите победу над врагом и вернетесь из битвы с триумфом, или обретете счастье и блаженство загробной жизни, которую дарует вам Господь».

Сыновья с воодушевлением восприняли призыв матери и провели ночь разлуки в ожидании утра воссоединения. Ранним утром они выступили в первых рядах исламских воинов против сил куфра и неверия и с победным кличем бросились на врага. Все они погибли в этой сече.

Ханса расценила гибель сыновей в битве за веру в качестве великой чести для себя. С гордостью за их подвиги она сказала: «Благодарю Бога за то, что ниспослал мне великое счастье пожертвовать моими сыновьями за Него. Прошу Всевышнего поместить меня в рай вместе с ними».[96]

Она была настолько рада тому, что пожертвовала своими четырьмя сыновьями во имя Бога, что, когда войско ислама вернулось в Медину, встречавшие ее люди не могли по ее облику определить следует ли им поздравить ее или выразить соболезнования.[97]


В сирийскую

По приказу Муавии, Зийад вызволил Амину из тюрьмы и вместе с охраной отправил в Дамаск. Ее перевозили очень быстро, совершали затяжные переходы, чтобы подвергнуть ее еще большим страданиям. В конце концов, процессия прибыла в Дамаск к Муавии.

Смелая женщина проявила полную выдержку и терпение, представ перед ним.

Муавия в резких, зачастую непристойных выражениях стал говорить о ее муже, выступающем против режима, а затем перешел на личность Предводителя правоверных Али (а). Амина же резко и красноречиво ему ответила, привела логические аргументы и тем самым посрамила Муавию. Тот приказал отвести ее в тюрьму, где она и пробыла два года в очень тяжелых условиях. Собственно, цель двора Муавии состояла в том, чтобы о заключении Амины прослышал ее муж, отказался от пропагандистской деятельности против Муавии и сдался ему. Но Амру, хотя и узнал об этом, но, будучи уверенным в ее твердости и мужестве, продолжил свою проповедь о правоте Али (а) и борьбу с режимом Муавии. Но в конце концов, приспешники Муавии схватили и казнили его. Они отрубили ему голову, воздели ее на копье и отправили из Мосула в Дамаск. Это был первый случай в истории ислама, когда человеку отрубили голову и стали носить ее из города в город на копье.

Подарок заключенной супруге

Находясь с темных застенках Муавии, преодолевая муки и страдания, с которыми было связано ее заключение, Амина поддерживала себя мыслью о самопожертвовании своего мужа и его героизме, планируя продолжение борьбы с гнетом и несправедливостью, творимыми Муавией.

А Муавия старался растравить ее раны и отомстить за протест, который подняла эта самоотверженная женщина. Он приказал отнести к ней в тюрьму отрезанную голову ее мужа, причем повелел не просто показать ее, а положить ей ее на колени, а затем послушать, что она при этом скажет, чтобы в точности передать все ее слова самому Муавии.

Стражник правителя явился в тюрьму и бросил Амине на подол отрезанную окровавленную голову ее мужа. Она подняла голову и омыла ее своими горькими слезами, а потом молвила:

«Пока мой муж был жив, вы отдалили его от меня и обратили его в бега, а теперь, убив его, принесли мне его отрезанную голову. Приветствую тебя, супруг, добро пожаловать! Какой ценный подарок. Я никогда не забуду тебя. Пусть сладкой будет тебе твоя мученическая смерть!»

Затем она повернулась к посланнику Муавии и заявила: «От моего лица передай Муавии, что Всевышний отомстит ему за кровь моего мужа. Скоро, скоро свершится справедливое возмездие, и Господь подвергнет тебя Своему страшному гневу».

Затем она прижала отрезанную голову к груди, будто желая, чтобы убиенный муж услышал биение ее сердца.

Стражник вернулся к Муавии и передал ему слова смелой женщины. Тогда Муавия повелел привести к нему Амину. Он был в страшном гневе, и злоба проявлялась во всем его виде. «Враг Бога, - вскричал он, - неужели ты посмела так говорить обо мне?!!»

Не проявив ни малейшего страха, Амина сказала: «Да, Муавия, все это я сказал о тебе. Не буду скрывать и извиняться. Я знаю, что тебе ожидает гнев Господний».

Ее сильные, обличающие слова произвели такое впечатление на присутствующих, что они стали просить Муавию издать приказ о ее казни, ибо она, по их мнению, оказалась не лучше своего мужа.

Услышав эти слова, Амина вскричала: «Горе вам! Предлагаете ему сегодня убить меня, как вчера он убил моего мужа. Чего еще можно от вас ждать? Но знайте, что мы не боимся смерти». Муавия решил, что убивать эту женщину ему не целесообразно. Жестом он повелел увести ее и выслать из Шама.

Амина вышла от Муавии и сказала: «Удивляюсь я на Муавию, который не в состоянии даже со мной говорить, а только способен жестом приказать, чтобы меня вывели от него. Клянусь Богом, мой муж Амру так заклеймит его перед престолом Господа своими твердыми и истинными словами, что ему покажутся ничтожными любые удары меча и ранения от стрел». Амина покинула Шам и отправилась в Мосул, где был похоронен ее муж, но по пути туда скончалась и отправилась к Богу.[118]

Это только один пример биографии исламской женщины, от которой до нас дошло множество посланий и ценных уроков и наставлений. Нужно сказать, что в истории ислама таких женщин, которые не только выполняли семейные обязанности, но и ярко проявили себя в общественной жизни, призывали к дозволенному и упреждали недозволенное, было много. Так что это был только один пример такой женской судьбы. Именно в силу того, что таких женщин было немало, мы и призываем ученых. Посвятивших себя сбору и публикации поучительных сведений из жизни выдающихся людей ислама, обратить более пристальное внимание на женщин, которые не должны чувствовать никакой дискриминации в этом отношении.

Так, мы видим, что Мухтар бин Аби Убайде Сакафи, который восстал, желая отомстить убийцам Предводителя правоверных (а) и его соратников, добился успехов в своем начинании и прославился в веках. И теперь его пышная усыпальница является объектом паломничества всех приверженцев велаята (правления) членов рода пророка – ахле-бейт (а). У него была супруга, которая с самого начала разделяла его стремления и во всем поддерживала его. Когда враги убили Мухтара, та же участь постигла и его жену, проявившую большое мужество, стойкость и твердость в отстаивании своих убеждений. Но ее имя не упомянуто в летописях, а о месте нахождения ее последнего пристанища мы не имеем никаких сведений.

Конечно, в книге жизней Всевышнего записаны все добрые и злые дела людей, а награда и воздаяние Господни всеобъемлющи. Но мы ведем речь о том, что при упоминании положительных и отрицательных примеров из жизни людей не должно быть никакой разницы между мужчинами и женщинами.


Многие женщины лучше мужчин

Имам Садык (а) сказал:

«Как часто женщина оказывается лучше мужчины».[131]

В подобного рода высказываниях членов рода Порока проявляется основной принцип, а именно то, что критерием для оценки человека выступает то, какие поступки совершает этот человек. Этот подход выработан на основе культуры, заложенной в Священном Коране.

Имам Садык (а) сказал:

«Как часто встречаются женщины, которые обладают пониманием религиозных материй в большей степени, чем мужчины».[132]

Образец для мусульманок

Считаем необходимым, говоря об образе женщины в культурной традиции членов рода Пророка (а), показать примеры женщины, которыми могли бы воспользоваться и современные мусульманки в таких сферах, как брак, отношения внутри семьи, забота о муже и детях, выполнение работы по дому, а также участие в общественной жизни. Как имамы Али, Хасан и Хусейн (а)являются достойными примерами для мужчин, Фатима, Хадиджа, мать Фатимы, и Зейнаб, дочь Фатимы (а)могут сыграть такую же роль для женщин.

С одной стороны, необходимо обратить внимание на то, что человеческая природа во все века и на всех этапах жизни человечества всегда была единой, а соответственно были неизменны и Божественные традиции и правила, определяющие жизнь людей, ибо они были всегда основаны на Богом данной изначальной человеческой природе (фитре). Поэтому Священный Коран подчеркивает неизменность этих правил человеческой жизни, используя такие формулы: «Божественная традиция всегда будет неизменной» (сура Сонмы, 62; сура Открытие, 23) и «Не произойдет изменений в Божественной традиции» (Сура Создатель, 43; Сура Перенос ночью, 43). Это подчеркивается для того, чтобы кто-нибудь не подумал, что данные в Коране установления относятся только к определенному моменту в истории, а затем утраивают свою силу.

Поэтому истинным мусульманкам следует принимать во внимание вневременные образцы жизни и поведения выдающихся женщин ислама, которых мы упомянули и о которых подробнее расскажем далее.

Хадиджа

С того самого момента, как воссияло солнце пророческой миссии Мухаммада (с), его высокочтимая супруга Хадиджа поверила в него и стала ему верной соратницей и помощницей. Когда Мухаммад находился в стесненных обстоятельствах, претерпевал поношения и хулу со стороны многобожников, не желавших принимать слово истины, возглашенное им, Хадиджа в меру своих сил и возможностей старалась утешить его, помочь ему преодолеть выпавшие на его долю испытания, утешить и крепить его в его миссии. Все свое довольно значительное имущество она с открытым сердцем и душой преподнесла своему мужу во имя его великой цели. Известны ее проникновенные слова: «Мой дом – твой дом, а я твоя служанка».[133]

Джебраил: поприветствуй Хадиджу от имени Бога и от меня

Хадиджа отличалась многим положительными качествами: верностью и преданностью, готовностью к самопожертвованию. Когда Пророк возвращался из своего путешествия на небо (мирадж), он спросил Джебраила, не хочет ли тот чего-либо. Тот ответил: «От имен Господа и от меня передай привет Хадидже». Когда Порок (с)выполнил эту просьбу, Хадиджа ответила: «Господь дает здравие и мир, благоволение от Него и возвращается к нему. И привет от меня Джебраилу»[134]. Величие Хадиджи, пожертвовавшей все свое состояние на дело ислама и оказавшей бесценную поддержку Мухаммаду (с)столь велико и очевидно, что это избавляет нас от необходимости что-либо еще говорить по этому вопросу.

Уроки жизни Хадиджи

В книге «Усд ал-Габа» говорится: «Хадиджа была истинным и искренним помощником ислама, она давала спокойствие и уверенность в себе Пророку ислама».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.075 с.)