![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: «Исследование закономерностей процесса памяти»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Задание 8 Цель задания. Изучение скорости образования и характера появляющихся ассоциаций методом предъявления ряда слов. Необходимый материал и оборудование. Секундомер, список слов. Ход выполнения задания. В первой части задания экспериментатор зачитывает испытуемому слова. Испытуемый должен отвечать на каждое предъявленное слово любым другим, пришедшим ему в голову. Протоколист, имея на бланке перечень предлагаемых слов и пользуясь секундомером, фиксирует время, затраченное на ответную реакцию, и ответ испытуемого. Испытуемому предъявляется 20—25 слов. Во второй части задания испытуемому предлагаются другие слова, на которые он должен отвечать не произвольно, а соблюдая определенные условия. Например, можно предложить отвечать словом-антонимом или синонимом или словом, относящимся к раздражителю как часть к целому, как причина к следствию и т. д. Вычисляется среднее время образования ассоциаций. При обработке результатов первой части задания полученные ассоциации классифицируются. Могут получиться следующие типы связей (характеры ассоциаций): вид—род (стол — мебель); часть—целое (корма — лодка); ассоциация из той же категории (стол — стул); предикативные (змея—ядовитая, зима — суровая); по контрасту (черное— белое); по элементарному определению слова-раздражителя (пение — хорошее); по определению функции предмета (топор — рубить); по отрицанию (щедрый — нещедрый); по адекватности (пещера — убежище); речедвигательные, т. е. ответ-штамп (обман — зрения); по созвучию (топор — мотор); по установлению причинной зависимости (боль — слезы; резать - больно). При обработке результатов второй части задания характер ассоциаций не анализируется, поскольку он дан заранее, а основное внимание уделяется изучению связи между скоростью образования ассоциаций и их сложностью.
Задание 9 Цель задания. Изучение непроизвольного запоминания слов, имеющих эмоциональную окраску, и нейтральных слов. Необходимый материал. Ряд слов: мрак, мелодия, людный, грусть, страх, творчество, ритм, тревога, гнев, восторг, вопль, игра, боль, зависть, тусклый, фасон, замок, шерсть, пуговица, прическа, плоскость, стекло, пальто, береза, берег, песок, шарф, пятно. Ход выполнения задания. Испытуемый делит чистый лист бумаги на 2 части по вертикали. Затем он прослушивает слова и записывает их следующим образом: слева пишет слова, которые, по его мнению, имеют эмоциональную окраску, справа - не имеющие эмоциональной окраски. Исписанный листок бумаги откладывается.
После этого на чистом листе, разделив его на 2 части, испытуемый воспроизводит слова, придерживаясь своего разделения на эмоциональные и неэмоциональные. Обработка данных выполненного задания. Подсчитывается записанное количество слов на первом и втором листах (эмоциональные и неэмоциональные слова подсчитываются отдельно). Затем составляется соотношение (для каждой группы слов отдельно) между количеством правильно воспроизведенных слов и общим количеством слов каждой группы. Обычно дробь для эмоциональных слов должна быть больше, чем для нейтральных. Задание 10 Цель задания. Исследование опосредствованного запоминания методом свободного графического ассоциирования. Необходимый материал. Слова и словосочетания: мальчик — трус, сердитая учительница, трудная работа, развитие, ошибка, праздник, дом, ум, город, слепой музыкант, наука, подъем, движение, улица, покой. Ход выполнения задания. А)Экспериментатор предлагает испытуемому прослушать и запомнить несколько слов и словосочетаний и медленно читает их. Испытуемый должен одновременно с прослушиванием дать графическое изображение услышанного. После окончания чтения под каждой пиктограммой (пиктограмма – образец рисуночного письма), начиная с первой, испытуемый записывает то слово, которое он должен был запомнить, делая это изображение. Б) испытуемому предлагается прослушать и запомнить 15 слов и сочетаний. Обработка данных выполненного задания: Подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в первой и второй серии. Вывод должен содержать определение значения опосредованного запоминания на процесс последующего воспроизведения. Задание 11 Цель задания. Выявление типа памяти методом воспроизведения по-разному воспринятых слов. Необходимый материал. Четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках.
Ход выполнения задания. Экспериментатор читает испытуемому вслух I ряд слов (интервал между словами — пять секунд). После 10-секундного перерыва испытуемый записывает запомнившиеся слова и отдыхает 10 минут. Затем экспериментатор показывает испытуемому слова II ряда, которые он должен записать по памяти. Дав 10-минутный отдых, экспериментатор читает вслух слова III ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и «записывает» в воздухе, после чего записывает на листке запомнившиеся слова III ряда. Спустя 10 минут экспериментатор показывает испытуемому слова IV ряда, читает их вслух. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, «записывая» в воздухе, затем записывает на листке запомнившиеся слова IV ряда.
Обработка данных выполненного задания. После проведения опыта заполняется таблица и делается вывод об эффективности разных видов памяти:
Задание 12 Цель задания. Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов. Необходимый материал. Два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.
Ход выполнения задания. Экспериментатор читает испытуемому 15 пар слов первого ряда (интервал между парой — 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда. Обработка данных выполненного задания. Результаты опыта записываются в таблицу.
Задание 13 Цель работы: изучить некоторые рациональные приемы запоминания. Необходимый материал: набор слов для запоминания. 1. К опыту 1.- шкаф, село, тетрадь, машина, сабля, стекло, ручка, заяц, молоко, буква, шум, лев, лампа, дыня. К опыту 2 — рыба, автомобиль, мах, стул, небо, туфли, градусник, учебник, лиса, щетка, море, парта.
К опыту 4 — дым — дыра, железо — желудь, карандаш — конь, стол—сено, корень—колокол, чайник — чернила, заяц — зеркало, лупа — лозунг, мыло — мельница, нора—-ноль, огурец - очки, вода — ветер. К опыту 5 — дуб — дерево, луна — планета, толстый — тонкий, взрыв — разрушение., теленок — корова, карандаш—тетрадь, рабовладелец — раб, материализм—-идеализм, тучи — дождь, ученик — учитель, зима — лето, сладкое — горькое. К опыту 6 — стадион, соревнование, выстрел, старт, бровка, соперник, обход, рывок, финиш, аплодисменты, К опыту 7 — любовь, стипендия, победа, твист, зачет, невеста, декан, звонок, измена, праздник, змея, гол. 2. Набор карточек с изображением предметов и чисел. Всего 12 карточек, на каждой из которых в центре крупно изображен предмет, а в левом углу мелко — двузначное число: чашка, 12; голубь, 44; лыжи, 79; ваза, 16; футбольный мяч, 47; собака, 72; тарелка,18; штанга, 38; медведь, 76; ложка, 81; автомобиль, 53; дерево, 27. 3. Таблицы со схематическим изображением гимнастических упражнений. 4. Секундомер. 5. Сводный протокол опытов. Ход выполнения задания. Групповые и демонстрационные опыты, самостоятельный анализ студентами экспериментальных данных, полученных на занятиях. Длительное и точное сохранение и воспроизведение изучаемого материала требуют рационально организованного запоминания. Оно предполагает: 1) правильную формулировку цели и создание установки па запоминание; 2) глубокое осмысливание; 3) целесообразно построенное повторение. Соответственно этим моментам на занятии проводится три серии опытов. В I серии проводятся два опыта: опыт 1, в котором цель запомнить не ставится, и опыт 2, в котором определяется цель запомнить. Опыт 1 — групповой. Перед началом опыта экспериментаторпроизносит: «Внимание!» — и через 5 сек. диктует первое слово. В данном опыте (и во всех следующих) слова (или числа).зачитываются однотонным голосом, с интервалами 5 сек. Через 5 сек. после произнесения последнего, двенадцатого, слова (или числа)подается команда: «Пишите». На воспроизведение дается I мин. Инструкция: «Сейчас вам будут зачитаны слова. Слушайте их внимательно и старайтесь запомнить слова среднего рода. Когда будет сказано: «Пишите», возьмете карандаши и запишите в любом порядке слова среднего рода». Студентам предлагается записать все прочитанные слова и зачеркнуть слова среднего рода. Оставшиеся слова принимаются за показатель непроизвольного запоминания. Результаты опыта каждый студент вносит в графу «опыт 1, индивидуальные данные». Высчитываются средние показатели группы и заносятся в соответствующую графу сводного протокола.
Опыт 2 — групповой. Инструкция: «Сейчас вам будут читаны слова. Слушайте их внимательно и старайтесь запомнить. Когда будет сказано: «Пишите», — возьмите карандаши и запишите слова, которые сможете вспомнить, в любом порядке». Студенты подсчитывают индивидуальные данные, высчитывают средние показатели по группе, вносят их в соответствующие графы сводного протокола, сопоставляют и объясняют результаты, полученные в опытах 1 и 2, знакомятся с данными психологических исследований А. А. Смирнова и Л.В. Занкова формулировки цели для эффективности запоминания. II серия опытов преследует цель продемонстрировать значение осмысливания для продуктивности запоминания (опыты 3,4,5,6,), а также влияние эмоций на запоминание (опыт 7). Опыт 3. Исследование продуктивности непроизвольного запоминания, включенного в активную мыслительную деятельность. Опыт демонстрационный. Для него используются 12 карточек, на которых в центре изображены различные предметы, а в правом углу—-числа. Испытуемые (два студента) на время покидают аудиторию; оставшимся объясняют существо опыта. Затем в аудиторию приглашают одного из студентов и открывают перед ним 12 карточек. Инструкция первому студенту: «Перед вами карточки с изображением различных предметов. Сгруппируйте карточки по признакам, определенным вами». После этого студенту предлагают перечислить предметы и числа(которые стояли в углу каждой карточки). Подсчитывают количество правильно воспроизведенных предметов и чисел. Данные заносятся в соответствующую графу протокола. Инструкция второму студенту: «Перед вами карточки, в правом углу каждой — цифры. Расположите карточки по числам, от большего к меньшему». После выполнения задания студенту предлагают воспроизвести числа и предметы, изображенные на картинках. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных чисели предметов. Данные вносятся в соответствующую графу протокола. Студенты сравнивают и объясняют результаты, полученные в опытах 3,1,2. В опытах4 и 5 исследуется запоминание слов в зависимости от характера связей между ними. Опыт 4 — групповой. В нем используются слова, имеющие внешнее сходство. Опыт 5 — групповой. В нем используются слова, имеющие содержательныесвязи. Инструкция для опытов 4 и 5: «Сейчас вам зачитают пары слов, старайтесь запомнить первое слово пары, используя второе вспомогательное для запоминания первого». При воспроизведении экспериментатор зачитывает вспомогательное слово, а студенты записывают первое слово пары. Затем студенты подсчитывают индивидуальные данные, высчитывают средние показатели группы и вносят результаты в соответствующие графы протоколов. Опыт 6. Логическое запоминание продиктованных слов, дающих возможность, мысленно составив предварительный план, написатьрассказ, состоящий из этих слов. Инструкция та же, что и в опыте 2.
Студенты подсчитывают индивидуальные данные, выводят средние данные по группе. Затем сопоставляют и объясняют результаты 5, 6 и знакомятся с исследованиями (А. А. Смирнова, В. А. Петровского) значения составления плана при заучивании материала. Опыт 7. Запоминание эмоционально окрашенного материала. Инструкция та же, что в опыте 2, набор слов для опыта 7. Студенты подсчитывают индивидуальные показатели, выводят средние данные по группе и объясняют результаты опыта. IIIсерия опытов преследует цель ознакомить студентов правилами повторения материала. В опытах 8 и 9 иллюстрируется одноиз правил повторения. Экспозиция в этих опытах длится 45 сек, на узнавание и воспроизведение дается 90 сек. Опыт 8. Исследование узнавания Инструкция: «Сейчас вам будет показана таблица, на которой схематично изображены гимнастические упражнения. Постарайтесь запомнить их, с тем, чтобы потом в другой таблице отыскать эти упражнения и записать номера, которыми они обозначены. Подсчитываются индивидуальные и средние данные по группе. Опыт 9. Исследование воспроизведения. Инструкция: сейчас вам будет показана таблица, на которой схематично изображены гимнастические упражнения. Постарайтесь запомнить их с тем, чтобы потом зарисовать или описать. Студенты подсчитывают индивидуальные и средние данные по группе.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.104 (0.012 с.) |