Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие мысли о сущности процесса познанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Античная эпоха Демокрит (460-370 до н. э.), древнегреческим философ античной эпохи, высказал предположение, что мышление вторично относительно ощущения и восприятия. Эти чувственные представители познания способны дать лишь поверхностную картину внешнего (материального) мира. Мышление же позволяет человеку проникнуть в глубь этого мира Сократ (469-399 до н. э.) и его ученик Платон (427-347 до н. э.) утверждали, что способность мыслить заложена в идеальном, а не материальном и душе человека, вселенной в него Богом. В основе мышления лежат не ощущение и восприятие, принадлежащие внешнему миру, а «понимание», состоящее в припоминании знаний, изначально заложенные в душе. Поэтому мышление должно быть направлен.» не вовне, а внутрь себя («Познай самого себя»). платоновский механизм мышления состоял в поиске и «оживлении» врожденных «идей». Аристотель (384-324 до н. э.) вернул ощущении» и восприятию статус «первооткрывателей» внешнего материального мира, предсказанный Демокритом. По его мнению, отдельные виды ощущений (зрительные слуховые, вкусовые, обонятельные и осязательные обрабатываются в «общем чувствилище» и создают базу для мышления. Таким образом, мысль объединяет множество чувственных форм. Что же касается самой природы мышления, то она заключена в верхнем разуме, абсолютно не связанном ни с телом человека, ни с его «индивидуальным мышлением». Сенека (4 до н. э. - 65 н. э.) и Эпиктет (ок. 50-10), представители римского стоицизма, видели сущность мышления в образовании всеобщих представлений через переработку чувственных ассоциативных впечатлений в главенствующей (материальной и неделимой) части души. Период средневековья и эпоха Возрождения Авиценна (980-1037), представитель арабской философии и медицины, вслед за Аристотелем и Платоном настаивал на независимости и даже несовместимости мышления и чувств, принадлежности мышления Богу. Фома Аквинский (1225-1274) представлял себе мышление как высшую функцию триединой деятельности души: построение чувственного образа, само-ют о выполненных актах, самопознание (общение личности самой с собой). Р. Бэкон (1214-1292), Д. Скотт (1270-1308) и Оккама (1300-1350) возвращали источник способности мыслить к материальному миру, к ощущению и восприятию, к представлению их как системы знаков («дым есть знак огня»). Новое время (XVII век) Ф. Бэкон (1561-1626) убеждал, что для мышления у человека есть две души - чувствующая и разумная. Первая проявляет себя в ощущении и восприятии и обусловлена воздействиями реальном» мира. Вторая, данная Богом, обрабатывает информацию, поступающую от чувствующей души через память и воображение. Р. Декарт (1596-1650) отнес мышление к одному из двух субстанций - духовной. Деятельность мышления состоит в сомнении («если я сомневаюсь я мыслю, если я мыслю - я существую»). Психическое - только то, что осознает сам человек, то, что становится доступным только субъекту через интроспекцию, самосознание. Воображение, представление, ил мять, чувства суть простые телесные движения, пол дающиеся изучению через эксперимент. Телесная и духовная субстанции взаимосвязаны. Т. Гоббс (1588-1679) говорил, что никаких духовных субстанций не существует и мышление определяется телесным свойством: без тела нет мышления («без гуляющего нет прогулки»). Суть мышления составляет осознанная манипуляция чувственными образами и представлениями через различные уровни ассоциаций. Механизм мышления подобен математическим операциям сложения и вычитания. Б. Спиноза (1632-1677) настаивал на том, что мышление определяется единственной (а не двумя как у Декарта) субстанцией, независимой ни от кого, кроме реального внешнего мира. Мышление - один из двух атрибутов (свойств) этой единственной субстанции. Мышление выражается модусами (частим ми состояниями и видами), такими как впечатления, память, воображение, ассоциации, воля, аффекты, от познания конкретного к общему пролегает рез несколько уровней (чувственное, демонстративное и высшее — интуитивное познание). Д. Локк (1632-1704) убеждал, что все разумное возникает из опыта, состоящего из «идей» (ощущений, памяти, воли и др.), наполняющих душу человека в течение его жизни. Простые чувственные - это материал для активного внутреннего (рефлексивного) их преобразования в новые идеи. Механизм преобразования – механическое комбинирование простых идей через ассоциации, абстрагирование, суммирование и т.п. Это и составляет основную схему мышления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.92.180 (0.005 с.) |