Тема: Изучение закономерностей ощущений и восприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Изучение закономерностей ощущений и восприятия



Задание 1

Цель задания. Исследование роли апперцепции методом узнавания.

Необходимое оборудование. Наборы предметов (катушки и нитки, наперсток, кассета для фотопленки, губная помада, бигуди и т. д.).

Ход выполнения задания. Экспериментатор и протоколист заранее знакомятся с набором предметов, данных преподавателем. Испытуемый этих предметов не должен видеть заранее, с закрытыми (завязанными) глазами он поочередно ощупывает предлагаемые предметы и называет их. Протоколист фиксирует время, которое понадобилось испытуемому, чтобы определить предмет, отмечает, верно ли назван данный предмет, делает особые пометки о поведении испытуемого во время опыта. В конце выясняется связь названных предметов с прошлым опытом испытуемого.

Другому испытуемому предлагается новый набор предметов.

Обработка данных выполненного задания. Результаты опытов заносятся в таблицу:

Набор предметов Время узнавания Ответ испытуемого Поведение испытуемого
кассета Катушка с нитками Бигуди Наперсток        
 
 
 

Затем сравниваются данные по разным группам испытуемых. Отмечается роль прошлого опыта (т.е.апперцепция) в осязательном восприятии предметов.

Задание 2

Цель задания. Выявление характера ассоциаций и представлений, возникающих в процессе прослушивания шумов; выяснение зависимости характера этих ассоциаций от прошлого опыта испытуемого.

Необходимое оборудование. Магнитофон и магнитофонная запись некоторых шумоподобных звуков. Такими звуками могут быть: шелест переворачиваемых страниц, шум дождя, морского прибоя, скрежет напильников, голоса птиц, шумы, возникающие при движении трамвая, поезда и т. д. Общее число предъявленных звуков-раздражителей — до 10. Длительность звучания каждого шума — 5 секунд, между двумя видами звуков должна быть пятисекундная пауза.

Ход выполнения задания. Звуковые раздражители предъявляются испытуемому, который, вслушиваясь в них, сообщает о возникших у него при этом ассоциациях.

Обработка данных выполненного задания. Результаты опыта заносятся в таблицу:

Предметный источник звуков Характер ассоциаций  
   

Затем экспериментатор обсуждает с испытуемым полученные результаты: называя истинные источники предъявленных звуков, он анализирует характер вызванных ими ассоциаций. В наиболее интересных случаях устанавливается связь между характером ассоциаций и прошлым опытом испытуемого. Для этого можно использовать такие вопросы:

1. Где жил до поступления в институт?

2. Где работал (или проходил практику)?

3. Где отдыхал летом?

4. Как любишь проводить свободное время?

Задание 3

Цель задания. Доказать значение деятельности в развитии чувствительности любой модальности.

Ход выполнения задания. Поскольку в условиях практических занятий очень трудно показать роль упражнений в развитии чувствительности, студентам обычно предлагают задание, которое предусматривало бы решение сенсорной задачи в результате многократных упражнений, распределенных во времени в течение недели. Упражнения выполняют вне учебных занятий. После каждой серии упражнений студент сам определяет достигнутый уровень совершенства. Упражнения и замер их эффекта не должны быть связаны со счетной аппаратурой.

Можно рекомендовать изучить роль упражнений в развитии глазомера. Для этого во время занятий предложить каждому испытуемому на листе белой бумаги с помощью линейки провести горизонтальную линию размером 18 см, разделить ее на глаз как можно точнее пополам. Повторить опыт трижды. Определить допущенные отклонения, выразив их в миллиметрах, и установить среднюю ошибку. Выяснить допущенные отклонения и выделить испытуемых, у которых глазомер развит слабо. Этим студентам предлагают в течение пяти дней упражняться в делении линий пополам, ежедневно осуществляя по 10 упражнений, и определять среднее отклонение в упражнениях за день. К следующему занятию каждый из студентов готовит краткое сообщение о проведенных опытах и полученных результатах.

Задание 4

Цель задания. Исследование точности в оценке времени.

Необходимое оборудование. Секундомер или часы с секундной стрелкой.

Ход выполнения задания. Испытуемый должен определить отрезки времени, равные, например, 3, 50, 10, 17 секундам. Экспериментатор отмечает ударом карандаша по столу начало и конец временного отрезка. Испытуемый, не прибегая к счету или другому средству, оценивает и записывает продолжительность данного промежутка времени в секундах.

Обработка данных выполненного задания. Результаты выполненного задания фиксируются в таблице:

Номер опыта Предъявляемый раздражитель Показания испытуемого Разность между кажущимся временным отрезком и истинным
       

 

Затем определяется процентная точность (С) оценки времени по формуле: С=(А X 100):В

где А — разность между предъявленным раздражителем (отрезком времени в секундах), и отрезком времени, названным испытуемым (знак не учитывается), В — отрезок времени, заданный экспериментатором.

Задание 5

Цель задания. Исследование точности локализации слуховых раздражителей при помощи определения источника звука.

Необходимое оборудование. Две монеты, секундомер или часы с секундной стрелкой.

Ход выполнения задания. Испытуемый неподвижно сидит на стуле с закрытыми или завязанными глазами. Экспериментатор, зажав между большим и указательным пальцами 2 монеты, стоит перед испытуемым и на одном и том же расстоянии от головы, то слева, то справа, то сзади, то спереди, то сверху, производит легкий лязг, потирая одну монету о другую (каждое из направлений задается 3—5 раз, но не подряд). Испытуемый должен указывать, в каком, по его мнению, направлении находится источник звука.

После того как испытуемый справился с этой задачей» ему предлагается выполнить то же самое с помощью одного уха, заткнув другое.

Обработка данных выполненного задания. Протоколист записывает в таблицу показания испытуемого о местонахождении источника звука, фиксирует количество правильных ответов и подсчитывает латентное (скрытое) время, которое понадобилось испытуемому, чтобы определить направление источника звука. Таблицы, фиксирующие точность локализации слуховых раздражений при бинауральном (двумя ушами) и монауральном (одним ухом) слухе, могут иметь примерно такой вид:

Номер предъявления Местонахождение источника звука Ответ испытуемого Латентное время Количество правильных ответов
                 
 

После того как испытуемый определит местонахождение источника звука, по формуле подсчитывают, в каком направлении наиболее точно локализуется звук: С=А: В x 100

где А — количество правильных ответов по одному направлению, В — количество опытов по этому же направлению.

В конце работы сравниваются общие результаты по локализации источника звука при бинауральном и монауральном слухе, а также результаты для разных направлений при бинауральном и монауральном слухе. Делаются выводы о степени точности, с какой локализуется источник звука в разных направлениях, и о положениях источника звука, при которых ошибки были более значительными.

Задание 6

Цель задания. Исследование особенностей тактильного и зрительного восприятия методом Фолькельта.

Необходимый материал. Несколько пар фигур из плотной бумаги или картона.

Ход выполнения задания. Экспериментатор предлагает испытуемому не глядя ощупывать одну из фигур в течение одной минуты (испытуемый раньше этих фигур не видел), затем нарисовать ее на бумаге. Протоколист (который записывает в таблицу данные о поведении испытуемого) убирает рисунок, а экспериментатор показывает испытуемому оригинал. Испытуемый в течение 1 минуты внимательно рассматривает фигуру, затем зарисовывает ее вторично.

Обработка данных выполненного задания. Результаты опытов записываются в таблице, сравниваются рисунки каждого испытуемого и сравниваются особенности тактильно-моторного и зрительного восприятия у различных групп испытуемых.

Задание 7

Цель задания. Роль восприятия в познавательной деятельности.

Необходимый материал. Набор мелких предметов (резинка, мел, вата, кольцо, спиннинговая отвертка, монета, плоскостные фигуры разной формы).

Ход выполнения задания: Испытуемый становится лицом к аудитории, закрывает глаза, вытягивает руку в сторону ладонью вниз и отворачивает голову так, чтобы не видеть вытянутой руки.

На первом этапе экспериментатор показывает предмет так, чтобы его видели все, кроме испытуемого. Далее кладет предмет на тыльную сторону руки и просит испытуемого сказать все возможное о предмете. Протоколист записывает показания испытуемого по следующей схеме:

  Номер предмета   Предмет Показания испытуемого  
1-й этап 2-й этап 3-й этап
         

Предмет осторожно снимают. Затем последовательно проводят аналогичную работу с остальными отобранными для эксперимента предметами.

Второй этап эксперимента проводят так же, как первый, с той лини, разницей, что предметы кладут на внутреннюю сторону ладони. Экспериментатор должен следить за тем, чтобы испытуемый не производил никаких движений рукой или пальцами.

На третьем этапе испытуемому разрешают ощупать предмет, лежащий на ладони. Перед работой испытуемого с предметом протоколист зачитывает те показания, которые давал испытуемый на первом и втором этапах.

На основе анализа полученных показаний делают следующие выводы:

при воздействии предметов на наши органы чувств возникают ощущения и восприятие;

с помощью ощущений отражаются отдельные стороны, качества предметов;

восприятие — предметное, целостное отражение окружающей действительности в нашем сознании;

восприятие не сводится к сумме ощущений. Важную роль при восприятии играют контур предмета, улавливание отношений между качествами предметов, действия с предметом, прошлый опыт личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.143.31 (0.01 с.)