Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «введение в психологию познавательных процессов. Виды познавательных процессов, критерии их классификации»

Поиск

Вопросы для осмысления по теме

1. Ограничения, связанные с органами чувств. Проблема адекватного познания реальности.

2. Организация человеческого восприятия. Феномены, сенсорная очевидность познавательных феноменов.

3. Основные проблемы психологии познания.

4. Целостность познавательной деятельности и проблема выделения познавательных процессов.

5. Познание и действие. Познание и образ. Предметный образ, его чувственная основа.

6. Образ мира как теоретический конструкт, позволяющий организовать изучение познавательных процессов.

7. Основные теоретические подходы к изучению познания.

8. Основные критерии классификации познавательных процессов: предметное содержание (структура), функции, генезис. Универсальные («сквозные») психические процессы: память, внимание, воображение.

9. Общее представление об универсальных психических процессах и основные подходы к их изучению.

10. Приспособительная роль психики в биологической эволюции. Гипотеза о возникновении чувствительности как элементарной форме психического отражения. Представление об эволюции психического отражения. Основные стадии развития психики и поведения животных.

Формы и средства контроля:

· творческая работа: «сравнение картины мира животного и человека»;

· выполнение тестовые задания;

· выполнение задания из контрольной работы №10(1).

Тема: «Ощущения и восприятие»

Вопросы для осмысления по теме:

1. Сущность процесса ощущения. Роль ощущений в жизнедеятельности человека. Ощущение в свете теории отражения.

2. Психофизиологические теории ощущений. Физиологические механизмы ощущений. Рефлекторный характер ощущений. Рецепторы и анализаторы.

3. Классификация ощущений.

4. Понятие о чувствительности личности. Общие закономерности ощущений: адаптация, сенсибилизация, синестезия. Развитие чувствительности. Компенсаторные возможности в области ощущений.

5. Понятие о восприятии. Проблема генезиса восприятия. Роль моторных компонентов в процессах восприятия. Оперативные единицы восприятия и проблема сенсорных эталонов.

6. Перцептивные действия: задачи перцептивных действий, средства осуществления перцептивных действий, перцептивные операции, ориентировочная основа перцептивных действий.

7. Психофизиология восприятия. Иллюзии восприятия.

8. Перцептивный образ и его важнейшие особенности: предметность, целостность, избирательность, осмысленность, константность. Постоянная и временная апперцепция. Восприятие и характер деятельности личности.

9. Классификация и виды восприятия.

10. Восприятие формы и законы перцептивной организации.

11. Проблемы восприятия времени и пространства.

12. Наблюдение и наблюдательность. Формирование наблюдательности как свойства личности. Развитие наблюдательности и перестройка восприятия.

13. Развитие восприятия в онтогенезе.

Литература по темам «Ощущение и восприятие»

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. С.133-140.

2. Хрестоматия по ощущению и восприятию. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б.Михалевской. – М., 1975.

3. Экспериментальная психология. Под ред. П.Фресса и Ж.Пиаже. Вып.1 и 2. – М., 1966.

4. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психофизиология восприятия. – М., 1972. С.59-82.

5. Венгер Л.А. Восприятие и обучение». –М., 1969

6. Восприятие и действие /Под ред. А.В.Запорожца. – М., 1967.

7. Логвиненко А.Д.Психология восприятия. – М., 1987. С.16-22.

8. Брунер Дж. Психология познания. – М., 1077. С. 65-78.

9. Восприятие и деятельность. Под ред. А.Н.Леонтьева. – М., 1976. С.186-192.

10. Грегори Р. Глаз и мозг.- М., 1970. С.101-130.

11. Выготский Л.С. Собр.соч. Т.2. Гл.6. С.255-264.

12. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969. С.193-205.

13. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1970. С.112-124.

Формы и средства контроля:

· выполнение практических заданий («ощущение», «восприятие), подготовка и оформление выводов по результатам работы;

· выполнение тестовых заданий;

· выполнение заданий из контрольных работ №9(2 задание); №10 (2 задание); №11 (2 задание).

 

Тема: «Память»

Вопросы для осмысления по теме:

1. Психология памяти: основные подходы, факты, закономерности.

2. Общая характеристика системы памяти.

3. Определение памяти. Основные функции, процессы, содержания и связи памяти.

4. Явление и понятие ассоциации. Законы, условия и виды ассоциаций.

5. Проблема памяти в культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Экспериментальное исследование опосредствованного запоминания.

6. Представление о памяти в бихевиоризме.

7. Когнитивный подход к исследованию памяти: основные понятия и положения.

8. Виды, уровни и типы памяти.

9. Характеристика, задачи и установки произвольного запоминания. Понятие и источники мнемической направленности..

10. Характеристика и исследования непроизвольного запоминания.

11. Кратковременная память: основные методы и результаты исследований.

12. Структура долговременной памяти. Феноменальная память. Амнезии.

Литература по теме «Психология памяти: основные подходы, факты, закономерности»

Основная литература:

1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980.

2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

3. Зинченко Т.И. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. М., 2002.

4. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 2002.

5. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974.

6. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. - М.: Педагогика, 1974.

7. Лурия А.Р. Внимание и память. - М.,1975.

8. Клацки Р. Память человека. Структура и процессы. - М., 1978.

9. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. - М.: МГУ, 1976.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2002.

11. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.

12. Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996.

13. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология, вып 4. Научение и память. - М.: Прогресс, 1973.

14. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М., 1979.

Дополнительная литература.

1. Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. - М.,1973.

2. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1996.

3. Зинченко В.П. Живое знание. Самара, 1998.

4. Корсаков С.С. Болезненные расстройства памяти и их диагностика. М., 1980.

5. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М., МГУ, 1968.

6. Роговин М.С. Проблемы теории памяти. - М.: Высшая школа, 1977

7. Соколов Е.Н. Механизмы памяти. - М.МГУ, 1969.

8. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. М., 1926.

9. Хофман И. Активность памяти. - М.: Прогресс, 1986.

10. Эббингауз Г.Основы психологии. СПб., 1912.

Формы и средства контроля:

· выполнение тестовых заданий по теме;

· выполнение практических заданий («память»), подготовка и оформление выводов по результатам работы;

· выполнение заданий из контрольных работ № 5(1); № 6(1); 9(1); №14(1).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.140.44 (0.006 с.)