Глава 3. Интересные факты и истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Интересные факты и истории



ИЗ ЖИЗНИ АНСАМБЛЯ

Идею написать эту главу подсказал начальник ансамбля Леонид Иванович Малев. Авторам она пришлась по душе. Ведь действительно - рассказанная в книге история прославленного коллектива представляет собой хронологически изложенную цепь взаимосвязанных основных, да и, прямо скажем, отнюдь не всех событий из многообразной восьмидесятипятилетней его жизни. Что и говорить, обо всём заслуживающем внимания написать практически невозможно.

Но всякая история состоит в том числе из деталей, среди которых есть эпизоды, факты, случаи, просто маленькие истории, представляющие незаурядный и своеобразный интерес для людей. В нашем случае значительное их число играет разную, но порою и немалую роль в достижении успехов и славы александровцев, служит отражением прекрасной исторической картины жизнедеятельности дважды Краснознамённого ансамбля.

Обратимся, например, ко времени его создания, в частности, к воспоминанию известного композитора Д.Б. Кабалевского, заканчивавшего тогда Московскую консерваторию, где в звании профессора трудился А.В. Александров. Об этом написал в журнале «Воин России» (1998г.) Г. Пожидаев. Кабалевский случайно оказался в преподавательской свидетелем разговора Александра Васильевича, который возмущённо говорил: «Вы представляете, что он мне предлагает? Военное обмундирование и командирский паёк, если я возьмусь за этот красноармейский хор. Выучить несколько красноармейских песен?» Речь, как выяснилось шла об инициаторе создания ансамбля Ф.Н. Даниловиче, который последнее время буквально не давал проходу Александрову, сманивал его как мог заняться красноармейской творческой группой. «Ну и нахал, - разошёлся профессор. – Взять вокальный ансамбль в восемь человек. И что с ними делать?» С большим трудом Данилович всё-таки уговорил Александрова. А теперь, представим, если бы этого не получилось. Вполне можно предположить, что такого легендарного уникального армейского ансамбля в истории нашей страны и музыкального мира могло не быть.

Или такой заслуживающий внимания факт. В 1989 году ансамбль имени Александрова впервые выступал в США. Джордж Буш, как и его супруга, дали высокую оценку искусству александровцев. И вот 23 февраля краснознамёнцы неожиданно получают телеграмму, в которой Президент США поздравлял дважды Краснознамённый ансамбль с Днём Советской Армии.

Ну и наконец, в качестве ещё одного примера поведаем о курьёзном случае, происшедшем накануне выступления александровского коллектива в Ватикане. Этот эпизод связан прежде всего с начальником ансамбля Л.И. Малевым, передвижения и работу которого внезапно блокировала местная служба безопасности. Случилось так, что перед концертом его организатор итальянский продюсер Андреа Андерман выдвинул в договоре условие, неприемлемое для ансамбля, в результате чего документ не был подписан. Л.И. Малев предупредил продюсера о том, что коллектив не выйдет на сцену, пока данная проблема не разрешится. Опасаясь срыва выступления, Андерман попросил местных секьюрити блокировать руководителя александровцев. Однако Леонид Иванович поручил находившемуся рядом сотруднику ансамбля С.Ю. Галкину передать коллективу распоряжение не начинать концерта без его команды, что и было исполнено. Слава богу, что возникшие недоразумения благополучно разрешились и триумфальное выступление краснознамёнцев в стенах Ватикана, получившее блестящую оценку понтифика, состоялось.

Как видите, приведенные в преамбуле главы маленькие истории и факты из жизни ансамбля разные и вместе с тем они представляют определённый интерес людей к ним. Ну а о многих иных, разумеется, далеко не всех, интересных эпизодах и случаях мы расскажем ниже. Они почерпнуты из разных источников, в том числе из воспоминаний ныне работающих ветеранов-александровцев.

 

Начнём с такого любопытного факта, что первые репетиции создаваемого ансамбля проходили дома у Ф.Н. Даниловича в коммунальной квартире в Трёхпрудном переулке г. Москвы. Спустя пять лет, в конце 1933 года, когда ансамбль приобрёл популярность, в газете Центрального Дома Красной Армии «Фрунзевец» Ф. Данилович, писал: «Уже после первых репетиций у меня на дому в Трёхпрудном переулке чувствовалось, что мы создаём интереснейшее, большое и нужное дело».

***

Понятное дело, что перед первым выступлением 12 октября 1928 года руководители и артисты созданного ансамбля страшно волновались. Особо понервничать заставило одно неожиданное обстоятельство. «В самый последний момент, - вспоминал Ф.Н. Данилович, - вечер чуть было не сорвался, так как административно-хозяйственная часть ЦДКА отказалась выдать обмундирование. Только после настойчивых просьб удалось убедить начальника административно-хозяйственной части тов. Дзенцельского выдать обмундирование ансамблю на час». В конечном итоге выступление оказалось столь великолепным и успешным, что руководство ЦДКА обязалось оказывать родившемуся коллективу «всякую поддержку в его полезной работе» и оставило ему обмундирование для постоянного использования.

***

Уже через год после своего основания красноармейский творческий коллектив получил первое боевое крещение. Это произошло во время известных событий на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД). Вот что записано по данному поводу в дневнике возглавлявшего тогда ансамбль П.И. Ильина:

«29 октября. 1929 год.

Разъезд 86.

Мы – у вала Чингиз-хана. Пограничная арка. Городок Маньчжурия виден невооружённым глазом. Сегодня ансамбль поёт «ОКДВА» для бойцов, стоящих непосредственно у самой границы. С «той» стороны непрерывная стрельба. Спектакль идёт на большом накале. История прошлых боёв за Дальний Восток, рассказ о героизме партизан воспринимаются как сегодняшние события.

После спектакля немедленно отправляемся на участок соседней дивизии.

Едем на двух грузовиках с пулемётами. Дорога вдоль границы. У Багатурской Пади наши грузовики обстреляны. Даём газ и выходим за пределы досягаемости.

Боевое крещение прошло сравнительно спокойно. Энтузиазм растёт. Почувствовали себя одним из боевых подразделений армии, с которой уже сжились в течение почти всего 29-го года».

 

***

За свою историю ансамблю приходилось не раз выполнять внезапные неординарные задачи. Так, в конце января 1935 года перед концертом на VII Всесоюзном съезде Советов Союза ССР коллективу было предложено включить в свой репертуар русскую народную песню «Ой, да ты калинушка», которую исполнил на предварительном просмотре концертной программы вокальный квартет краснофлотцев. Причём было высказано пожелание спеть её под аккомпанемент русских народных инструментов.

Руководство ансамбля решило немедленно разучить эту песню, чтобы исполнить её на концерте. О том, что далее произошло, рассказывал А.В. Александров:

«Беда была в том, что я не знал ни этих краснофлотцев, ни их адресов и не имел нот под рукой. Нужно было выяснить всё. И вот уже с шести часов утра были посланы люди отыскать четырёх товарищей. Они остановились в Чернышевских казармах. Спрашивают у них ноты этой песни. Они говорят, что учили её по слуху.

- Кто же с вами разучивал?

- Артист Северский – гусляр.

Разыскали Северского, жил он в это время за городом, на даче.

Достали у него ноты для исполнения квартета.

Я получил эти ноты, здесь же сделал гармонизацию, вызвал людей, которые занялись перепиской партий для хора, сделал оркестровку, которую также переписали для оркестра, но в составе ансамбля не было народных инструментов – нужно было их найти. Я обратился в Радиокомитет, к группе балалаечников товарища Алексеева. Оказалось, что они уехали из Москвы, но обещали к четырём часам вернуться.

Очень взволнованный, я не был уверен, что эти двенадцать музыкантов смогут играть в нашем оркестре.

Ансамбль было трудно собрать, так как все жили на разных квартирах. Объявили сбор, и к трём часам дня, за небольшим исключением, собрались на репетиции все участники ансамбля.

Зная, что ансамбль исполнит песню и что для этого остаётся времени ещё достаточно, я спокойно вёл репетицию с вокальной группой. Наконец, в четыре часа дня приходит группа балалаечников. Спрашиваю их:

- Вы играете «Калинушку»?

- Да, играем.

- Продемонстрируйте.

Слушаю, и – о, ужас! – «Калинушка» не та. Что делать? Ноты были расписаны. Здесь же на ходу учу каждого музыканта в отдельности песне, которую нам дал Северский. К их чести нужно сказать, что они с этим справились быстро. Явились к нам отличные музыканты. И вот закипела работа! На первых порах, конечно, и оркестр кое-где неверно играл, и хор не то пел, главным образом потому, что не знал полного текста, но затем работа стала налаживаться, отшлифовываться…»

Русская народная песня «Ой, да ты Калинушка» прозвучала на концерте в Большом театре превосходно. «С этой же поры, - заключил А.В. Александров, - в оркестре осталась группа народных инструментов…» Таким образом оркестр краснознамённого коллектива стал с включением в него группы народных инструментов уникальным по составу.

 

***

Примечателен и следующий факт. 25 ноября 1935 года постановлением ЦИК СССР учреждён орден «Знак Почёта». 26 ноября состоялось первое награждение этим орденом многих советских людей, в том числе краснознамёнцев. Было неожиданно и очень приятно, что новую государственную награду под номером 1 и 2 удостоились чести получить организаторы ансамбля П.И. Ильин и Ф.Н. Данилович.

 

***

Первые зарубежные гастроли ансамбля. 1937 год. Франция. Париж. Избалованная концертами знаменитых коллективов местная публика вполне естественно не имела никакого представления о советском военном ансамбле, завоевавшем огромную популярность у себя на Родине. В городе висело много ярких афиш о гастролях театров, оркестров, хоров, балетных трупп, отдельных солистов различных государств. «Полпредами» советского искусства в Париже были МХАТ имени М. Горького и Краснознамённый ансамбль.

Афиша армейских артистов была достаточно заметной. Однако билеты оказались проданными пока лишь на премьеру. Казалось, парижане думали: Ансамбль Красной Армии? Интересно ли это?.. Но уже после первого концерта, буквально ошеломившего зрителей, у кассы зала Плейель образовалась огромная очередь и все билеты были мгновенно распроданы. Вскоре появились и барышники, продававшие билеты на концерты ансамбля по спекулятивным ценам. Краснознамёнцы должны были дать в столице Франции шесть концертов, а пришлось выступать тринадцать раз, а также по одному выступлению состоялось в Лилле и Лионе. Причём почти каждый номер на любом концерте исполнялся два, а то и три раза. Вот так началось триумфальное шествие ансамбля как «Хора Красной Армии» за рубежом.

 

***

В 1938 году в период шестимесячной поездки по Дальнему Востоку ансамбль давал концерты не только для военнослужащих. Забавный случай произошёл в одном колхозе на Сахалине. Об этом вспоминает танцор В. Золотухин:

«…Шли пляски. Неожиданно на сцене появился старый колхозник. Увлечённые танцем мы не заметили его. Улучив момент, он вбежал в круг танцоров и вместе с нами пустился в пляс. Мы с удивлением взглянули на нового участника ансамбля, но танцы продолжались, тем более, что старик не нарушал общей композиции танца, а, наоборот, делал его ещё живописней.

Что творилось среди наших зрителей… трудно описать. Все грани между нами и сценой были снесены. Казалось, сейчас вся аудитория в несколько сот человек последует примеру старика.

Когда закончились пляски, старый колхозник подошёл к нам и сказал:

- Вы меня простите, товарищи, но у вас до того задорно и весело получается, что я вспомнил свою молодость.

Ему было 72 года…»

 

***

В 1938 году на Дальнем Востоке ансамблю вновь пришлось выступать с концертами в боевой обстановке. Это происходило в районе боевых действий Красной Армии на Хасане. Немало героических воинов встречали там краснознамёнцы. С одним из них с участием артистов произошёл неординарный эпизод, о котором позже поведал певец И. Шувалов:

«Чарующее впечатление произвёл на нас широкоплечий пулемётчик Гальянов, простой и скромный, который несколько суток подряд, не отходя от пулемёта, отражал японцев. Всем нам хотелось как-то выразить ему свою любовь, своё восхищение его подвигом, свою дружбу. Но у нас ничего не было. Мы ограничивались тем, что без конца подносили ему папиросы, которые он из деликатности брал, не зная, что потом с ними делать, так как их хватило бы на целую дивизию.

Однажды во время разговора с Гальяновым ко мне подходит один из участников ансамбля товарищ Миловидов и, очевидно, не решаясь сам это сделать, показывая кивком головы на товарища Гальянова и протягивая мне прекрасные, купленные им в Париже во время заграничной поездки часы, говорит:

- Вот, отдай ему!

Мы решили поднести товарищу Гальянову эти часы в присутствии всего ансамбля, так нам хотелось ещё и ещё почествовать героя. Товарищ Миловидов приготовил краткую речь, в которой должен был объяснить, что подносит эти часы как знак любви и восхищения его подвигом.

Ансамбль выстроился в полном боевом порядке. Миловидов вышел вперёд. Пригласили товарища Гальянова, но из речи ничего не вышло. Миловидов смешался, покраснел и, сунув часы в руки удивлённого Гальянова, пробормотал:

- Вот… был в Париже, купил часы. Хорошие. Возьми. Дарю тебе.

Товарищ Гальянов долго не понимал, в чём дело. Когда понял, был, видимо, тронут, долго жал протянутые руки. И так же кратко, как Миловидов, вместо ответной речи, сказал: «Спасибо! Буду так же бить японцев и дальше!»

По этому случаю мы долго кричали «ура».

 

***

Далеко небезынтересны эпизоды концертной работы артистов ансамбля в годы Великой Отечественной войны. Участник группы, выехавшей в начале войны на Западный фронт, Г. Семиженов, в частности, рассказал о следующих:

«Во время обслуживания 21-й армии артисты подъехали к взорванному мосту… Надо было во что бы то ни стало добраться до воинской части и дать концерт. И вот дружно берётся ансамбль за необычную работу. Артисты укрепляют балки, пилят доски, вставляют рамы, стучат молотками. С песней спорится дело… Мост починен и машина трогается дальше в путь. Концерт не был сорван, хотя и начался с большим опозданием.

Когда красноармейская аудитория узнала о причине опоздания, ласковые улыбки засветились на лицах бойцов, аплодирующих как мастерству певцов, так и мастерству новоиспечённых сапёров.

Не обходилось в пути без забавных случаев. Однажды кончилось горючее. Машины стали. Что делать? Навстречу мчится машина, сквозь стёкла мелькнули кубики на петлицах. Останавливаем, рассказываем о случившемся, просим помощи. Обладатель кубиков на петлицах оказался начальником местного гарнизона.

- Куда вы едете, что с собой везёте? – спросил он.

- Едем выполнять задание штаба фронта. Везём с собой песни, - улыбаясь, ответили красноармейские запевалы. – Дайте возможность доехать по маршруту, одолжите горючее, когда-нибудь расквитаемся.

- Простите, товарищи, вы не Краснознамённый ансамбль?

- Да.

- В таком случае я совершу преступление перед своим гарнизоном, если выпущу вас из рук. Я прошу вас обслужить мои части, и за это вы получите бензин. Идёт?

- Значит, меняем песни на… бензин! – расхохотался… один из «стариков» ансамбля.

И вот, предводительствуемые командиром, двинулись артисты на концерт, не запланированный штабом фронта.

Вдохновенно звучали красноармейские песни. Летучий митинг после концерта спаял воедино бойцов и певцов.

- Бойцы! Вы пошли бы сейчас в атаку? – крикнул полковник. В ответ грянуло: - Урра!»

***

Об интересных историях рассказал в одной из своих книг руководитель фронтовой концертной бригады ансамбля А. Шилов.

«Командир артиллерийской части, где только что выступала одна из фронтовых групп ансамбля, выражая благодарность артистам, просит их повторить свои песни для тех солдат, которые в настоящую минуту дежурят на батареях… Но как это сделать? Командир части предлагает солисту ансамбля В. Никитину и танцору А. Расщепкину, умевшему играть на баяне и петь частушки, спуститься в его землянку, которая связана полевыми телефонами со всеми другими батареями.

...Офицер по очереди вызывает свои батареи и говорит дежурным солдатам, что сейчас артисты споют для них любимые песни. Так начался необычный концерт – по телефону. Солдаты присылали в землянку командира свои заявки на песни, которые немедленно выполнялись артистами ансамбля…».

Далее А. Шилов приводит и другой случай:

«… Командующий 16-й армией – тогда (в сентябре 1941 года) генерал-лейтенант К. Рокоссовский – после концерта фронтовой группы ансамбля говорит, что у него есть такой геройский полк, защищающий Ярцево, которому бы он хотел доставить удовольствие послушать ансамбль. Но расположен полк в таком месте, куда товарищ Рокоссовский не решается послать группу. «Послать вас туда я не могу, - сказал командарм, - так как не имею права взять на себя такой риск. Но если вы не откажетесь туда поехать, то буду вам чрезвычайно благодарен».

«Впрочем, - добавил он, - если сами артисты захотят съездить туда, то возражений не встретится».

Надо ли говорить, что ответ на пожелание товарища Рокоссовского был достойным армейских артистов? Поездка к защитникам Ярцево была трудноватой. Дорога подвергалась обстрелу, но удалось доехать благополучно. Сойдя с машины, артисты ползком добирались до места выступления. Концерт состоялся. Бурным восторгом встретили герои – солдаты и офицеры - песни и пляски ансамбля.

После концерта командир полка обратился к артистам: «Вы видите, товарищи, здание, находящееся от вас в 300-400 метрах… Это – бывший Дворец культуры. Там тоже надо дать концерт. Если вы согласитесь, то предупреждаю, туда нужно продвигаться ползком…» Ползком - на концерт! И поползли, крепко держа своё оружие – балалайки и баяны. Немцы усилили обстрел. И всё-таки добрались, дали концерт».

 

***

Приведём и такой факт, который связан с широко популярной песней «Смуглянка». Песня была частью сюиты, написанной композитором А. Новиковым и поэтом Яковом Шведовым в 1940 году по заказу ансамбля Киевского особого военного округа. В ней воспевалась девушка-партизанка времён гражданской войны. А вся сюита посвящалась Г. И. Котовскому. Однако песня в довоенные годы так и не исполнялась. Клавир её был потерян, у авторов остались только черновики. Композитор вспомнил об этой песне через четыре года, когда ему позвонил художественный руководитель Краснознамённого ансамбля А.В. Александров и попросил показать песни для новой программы своего коллектива. В числе других Новиков прихватил на всякий случай и «Смуглянку». И именно она понравилась Александрову, который тут же начал её разучивать с хором и солистами. Обнаружились сложности в её исполнении, которые не сразу, но были преодолены.

Впервые краснознамёнцы спели песню в Концертном зале имени Чайковского в 1944 году. Запевал её солист ансамбля Н. Устинов, которому песня эта в значительной степени обязана своим успехом. Она была встречена бурно, её пели три раза подряд. Концерт передавался по радио, что позволило услышать «Смуглянку» многим людям. Её подхватили в тылу и на фронте. Песня, в которой говорилось о событиях гражданской войны, была воспринята как песня о тех, кто боролся за освобождение Молдавии в Великую Отечественную войну. Таким образом «Смуглянка» ушла в народ, как и многие ныне популярные песни, которым ансамбль дал свою путёвку в жизнь.

 

***

Заслуживающее особого внимания событие произошло в истории ансамбля на завершающем этапе Великой Отечественной войны. Об этом хорошо рассказал в 1971 году на страницах журнала «Советская музыка» краснознамёнец А. Годов.

Однажды в начале 1945 года, вспоминал он, А.В. Александров срочно собрал весь коллектив. Попросив поплотнее прикрыть двери, он сообщил, что получено важное задание правительства выехать незамедлительно в одну страну. Какую – пока сказать не может.

Это оказалась поездка в Финляндию, которая была неожиданной и вместе с тем интересной. Под сокрушительными ударами Красной Армии трещали и рушились союзнические соглашения с фашистской Германией. Настал черёд и финскому народу самому решить свою судьбу. Финляндия вышла из войны. Главой советской делегации на мирных переговорах с Финляндией был А.А. Жданов. И в конце января Краснознамённый ансамбль в отлично экипированном спецпоезде прибыл в Хельсинки.

Премьера состоялась на сцене городского драматического театра. Сказать, что она прошла успешно, отмечается в «Советской музыке», значит не сказать и половины! Ансамбль дал несколько концертов в самом большом в то время спортзале финской столицы «Мессухалле», вмещавшем более семи тысяч человек. Выезжал коллектив также в города Тампере и Турку. Везде, на всех концертах уже с первых номеров программы, после исполнения гимнов Финляндии (на финском языке) и СССР «холодные» финны приходили в неистовый восторг. Когда от аплодисментов немели руки, зрители начинали дружно стучать ногами. Просто удивительно, как выдерживали стены этот шквал восхищения!

Жданов на приёме, устроенном в честь гастролей, от всего сердца благодарил артистов ансамбля и его руководителей. Обращаясь к Александру Васильевичу, он подчеркнул, что Краснознамённый ансамбль сумел за две недели гастролей так наладить взаимопонимание и укрепить дружественные связи с финским народом, как это было бы под силу только полному составу сотрудников посольства… за два года!

В заключение необходимо отметить, что прошедшие концерты краснознамёнцев в Финляндии были единственным уникальным гастрольным выездом ансамбля в период Великой Отечественной войны за рубеж.

***

Нельзя не заметить и такой факт, о котором поведал в своих воспоминаниях в «Советской музыке» А. Годов.

8 июля 1946 года, будучи в Польше, ансамбль прибыл в очередной город. Настроение у всех было приподнятое, радостное. Затянувшаяся поездка подходила к концу. Вдруг поступило сообщение о скоропостижной смерти Александра Васильевича Александрова во время его поездки по приглашению маршала В.Д. Соколовского в Берлин. Все в ансамбле были повергнуты в отчаяние. Никто не хотел верить случившемуся.

Борис Александрович Александров тут же выехал в Берлин, а осиротевший коллектив отправился в город Кюстрин на концерт, запланированный накануне. Трудный это был, замечает А. Годов, для краснознамёнцев концерт. Артисты пели, и плакали, и снова пели. А концерт проходил с большим успехом. Ничего не подозревавшие зрители аплодировали, смеялись, требовали «бисов». Лишь в конце выступления, узнав о смерти Александра Васильевича, присутствующие почтили его память вставанием.

 

***

Знаменитая песня А.В. Александрова «Священная война» сыграла свою достойную мобилизующую роль в войне советского народа с немецким фашизмом. Её пел не только Краснознамённый ансамбль, её пела вся страна и прежде всего воины.

Однажды, сообщил на страницах газеты «Советская культура» (1973 г.) ветеран ансамбля заслуженный артист РСФСР Евгений Толстов, они шли с Александром Васильевичем по городу. Путь преградила колонна солдат: воинская часть уходила на фронт. Бойцы, чеканя шаг, пели, здорово пели! – «Священную войну». Александров застыл, приложив руку к козырьку. Он стоял, а солдаты шли и шли, подтянутые, молодые, хорошо экипированные, и удивлённо поглядывали на военного в генеральской шинели, в глазах которого блестели слёзы. Это были слёзы великой гордости композитора-воина: его песня шла с бойцами на фронт.

***

И.В. Сталин любил александровский коллектив и часто приглашал его выступать в Георгиевском зале Кремля. Заслуженный артист РСФСР Ю.В. Штрунов в своей книге «Исповедь александровца» вспоминает в связи с этим один случай, рассказанный ему ведущим солистом ансамбля заслуженным артистом РСФСР И.И. Савчуком:

- Однажды в программу очередного концерта в Георгиевском зале была включена украинская народная песня «Бандура». В последнем куплете, идя по ходу голосоведения вверх, я взвивался на верхнее «до», и тут выходил наш октавист Володя Фёдоров, который в своём голосоведении опускался всё ниже и ниже и ставил ноту «ля» субконтроктавы. Со стороны впечатление неизгладимое и красочное. Сталину очень понравилась эта песня, и часто её повторяли на бис. И вдруг к нам подходит порученец И.В. Сталина и говорит: «Иосиф Виссарионович просит вас подойти к нему». Мы с замиранием сердца идём к столу вождя. Сталин говорит: «Мне очень понравилось ваше выступление и ваше мастерство. Пожалуйста, просите, что хотите, любое ваше желание будет исполнено».

«Вы знаете, - рассказывал И.И. Савчук, - у нас голова пошла кругом от услышанного Время было такое, что в одночасье можно было стать народным артистом Советского Союза, или попросить большой оклад, или – большую квартиру – всё исполнимо. Пауза затянулась. И.В. Сталин терпеливо ждал. И мы, как будто сговорившись, одновременно произносим нашу просьбу. «Дорогой Иосиф Виссарионович! – говорим мы. – Разрешите выпить с Вами по фужеру шампанского в знак великой любви и признательности к Вам». «И это ваша просьба?» - рассмеялся Сталин и пожал удивлённо плечами». Фужеры, которыми они чокались с вождём, упаковали в коробки и разрешили взять с собой.

 

***

1956 год. Англия. Лондон. Ансамбль Александрова блестяще выступал перед английскими зрителями. Восхищённый искусством александровцев, будущий премьер-министр страны Гарольд Вильсон пригласил краснознамёнцев на приём. Здесь для гостей был прекрасно исполнен рок-н-ролл.

Александровские танцовщики Лев Успенский и Ирина Ревельс попросили Б.А. Александрова разрешить им показать, как они исполняют рок-н-ролл. Борис Александрович сначала не давал добро, но под напором молодых танцоров согласился. Советские военные артисты станцевали и буквально ошеломили участников приёма своим великолепным мастерством. На следующий день местные газеты написали, что александровцы не только изумительно поют и танцуют свои вещи, но и потрясающе танцуют рок-н-ролл, и призвали англичан спешить на концерты уникального ансамбля Александрова.

 

***

В 1963 году дважды Краснознамённый ансамбль совершил очередные гастроли по городам Англии. Как сообщает в своих записях, сделанных во время этой гастрольной поездки, заместитель начальника ансамбля полковник С. Тулин, артисты ансамбля сравнивали свои впечатления от гастролей 1956 года с сегодняшними. В связи с возросшей славой александровского коллектива перемен ощущалось много, даже по сравнению с поездками в другие западные страны. Особенно запомнилось, как отмечает автор, что в 1960 году в Париже александровцы хотели по своей воинской традиции возложить венок на могилу Неизвестного солдата. Но сделать это им не разрешили.

А вот теперь в Лондоне не только не возражали, чтобы краснознамёнцы возложили венок у памятника Неизвестному солдату, но и всячески содействовали и помогали в осуществлении этой торжественной церемонии. Было даже дано распоряжение приостановить движение транспорта на 15 минут, что для оживлённых лондонских улиц весьма ощутимо.

 

***

Несколькими примечательными историями поделился с авторами настоящего издания старейший работник и главный администратор ансамбля В.Г. Кадинов. Во время гастролей краснознамёнцев в 1963-64 годах во Франции по окончании одного из концертов в Париже импресарио пригласил ансамбль встретить Новый год на Эйфелевой башне. Александровцы заняли столики. Вокруг внизу сияет огнями вечерний Париж. Открыли шампанское. Вдруг Б.А. Александров даёт команду: «Всем – вниз!» Артистам объясняют, что нужно срочно ехать на концерт, где будет руководитель государства генерал Де Голль.

Оказывается, ансамбль был приглашён выступать в ночном гала-концерте с участием знаменитых артистов, весь сбор от которого шёл в пользу голодающих детей. Успех ансамбля был восхитительным. Позже в адрес коллектива пришло благодарственное письмо за подписью директора фонда ЮНЕСКО, в котором подчёркивалось: «Господин полковник Александров! Несмотря на огромную нагрузку, которую Вы несёте в Париже, Вы не отказались от участия в гала-концерте в пользу голодающих детей, организованном ЮНЕСКО. Участие хора Советской Армии способствовало великолепному успеху концерта, украсило его, придало ему нужное содержание и международный характер».

В неожиданном, по сути незапланированном, приглашении александровцев на ночной гала-концерт выразилось особое отношение к уникальному искусству краснознамённого коллектива, обещавшего непременный блестящий успех перед публикой. А после благотворительного выступления ансамбль вернулся на Эйфелеву башню праздновать встречу Нового года.

 

***

Ансамблю приходилось ещё не раз выступать в неожиданных ситуациях, в том числе при необходимости, на ходу перестраивая программу.

Так, в ноябре 1963 года опять-таки в Париже в середине одного из концертов Б.А. Александров внезапно остановил выступление коллектива. Произошло это потому, что ему поступила информация о гибели президента США Дж. Кеннеди. Была объявлена минута молчания. Затем коллектив экспромтом исполнил «Грёзы» Шумана. В зале царила гробовая тишина. Публика слушала всё произведение стоя.

Похожее положение возникло в 2005 году в ходе гастролей ансамбля в Польше. Поступило известие о кончине Папы Римского Иоанна Павла II-го. В связи с объявленным на родине понтифика национальным трауром руководство александровского коллектива срочно изменило концертную программу в соответствии с возникшими обстоятельствами.

***

Коль речь в последнем случае связана с Папой Римским Иоанном Павлом II-ым, есть два примечательных примера, отражающих его отношение в разное время к ансамблю имени А.В. Александрова и искусству александровцев.

Так, в 1968 году краснознамёнцы давали концерт в г. Кракове Польской Народной Республики. Некоторые из ансамбля обратили внимание на то, что кардинал-священник Кароль Войтыла, будущий понтифик, возглавлявший Краковское архиепископство, покинул зал после первого отделения. Произошло это, как говорят, из-за его негативного отношения к советскому государству, что и выразилось соответственно в неприемлемости в том числе искусства ансамбля Советской Армии.

Другое дело – незабываемое для александровцев выступление в 2004 году в Ватикане. Об этом концерте уже сообщалось в данной книге. Здесь, спустя более трёх десятилетий, восторженный блестящим мастерством легендарного российского коллектива, Папа Римский Иоанн Павел II-ой, подняв руки, похлопал ладонями и воскликнул: «Браво Россия! Браво Армия!»

 

***

В 1963 году на одном из концертов, проходивших в Париже, к Б.А. Александрову подошли организаторы гастролей краснознамёнцев и сообщили ему, что у них есть очень талантливая девушка, которую они просят ансамбль поддержать. Её, стоявшую за кулисами, показали. Борис Александрович дал согласие.

Александровцы записали слова и ноты песни этой девушки. Был отменён выходной, чтобы выучить песню и прорепетировать её исполнение. На репетиции она с ансамблем спела только один раз.

На другой день уже исполнила свою песню с краснознамёнцами перед публикой и вызвала восхищение у зрителей. А назавтра пресса широко возвестила о рождении новой звезды. Это была знаменитая ныне Мирей Матье. Вот так александровский коллектив дал ей путёвку в большую музыкальную жизнь.

 

***

О вызывающих особого внимания фактах гастрольного тура александровцев в 1964 году во Франции сообщил в «Красной звезде» П. Смоленский.

Популярность советских военных артистов была столь велика, что самыми ходовыми пластинками месяцев пребывания ансамбля во Франции были пластинки с записями его выступлений. Организованные накануне нового года фирмой «Глоб» и крупнейшими универсальными магазинами Парижа выставки-продажи этих пластинок с участием артистов ансамбля привлекали огромные массы народа, и уже здесь нужно было иметь только терпение, чтобы выстоять длинную очередь и дождаться возможности получить автографы советских артистов. Как отметил в газете «Советская культура» (1973 г.) солист ансамбля В. Русланов, до 11 января 1964 года во Франции был продан один миллион триста тысяч дисков с записями песен александровцев, из них свыше десяти тысяч с автографами артистов.

Или ещё один эпизод. Капитан теплохода, на котором краснознамёнцы совершали прогулку по Сене, в знак уважения к своим гостям поднял на теплоходе советский флаг. Два часа продолжалась эта прогулка по водной магистрали Парижа, два часа на украшенном стягом нашей Родины теплоходе звучали советские песни, а навстречу им с набережных и мостов неслись аплодисменты парижан.

 

***

Из истории ансамбля имени А.В. Александрова известно, что как он сам, так и его песни неоднозначно воспринимались в советское время за рубежом в западных странах. Когда Э. Колмановский написал песню на слова Е. Евтушенко «Хотят ли русские войны?», Б. Александров включил её в программу зарубежных концертов в исполнении Вадима Русланова. Исполняя песню на языке той страны, где выступал ансамбль, Русланов со свойственной ему чёткой дикцией и ораторской страстью доносил содержание песни до слушателя. Вокруг неё в западной прессе разгорелась настоящая полемика…

«Не знаю, как расценивать ансамбль Советской Армии в области культурной пропаганды, - писал корреспондент лондонской газеты «Спектейтор», - но знаю, что он гораздо более эффективен и полезен, чем покойные «Блю Стрик» (дорогостоящие ракеты, вызвавшие большие парламентские дебаты и бурное обсуждение в народе – авт.). Как замечательно иметь и посылать по всему миру группу солдат, поющих песню с вопросом: «Хотят ли русские войны?»

В Швейцарии газета «Трибуна Лозанн» выразила недовольство: «Этот концерт представляет собой блестящую советскую пропаганду. Русские уж очень напирают на такие песни, как «Хотят ли русские войны», «Бухенвальдский набат», и мало дают фольклорных произведений». Бельгийская газета «Пёпл» пошла ещё дальше: «Песня «Хотят ли русские войны?» не имеет ничего общего с искусством. Это откровенно подчёркнутая и вызывающая пропаганда. Что касается усиленных аплодисментов публики, то они исходят от зрителей, специально организованных обществом «Бельгия-СССР».

Другая газета Бельгии «Валлония» выражает удивление: «Публика заставила также бисировать песню Евтушенко и Колмановского «Хотят ли русские войны». «Бис» непонятный, поскольку речь шла о серьёзной песне». Но стоит обратить внимание на заметки в путевом дневнике ансамбля, где отмечено, что песня «Хотят ли русские войны» в 90 концертах, данных во Франции, Бельгии и Швейцарии, исполнялись под аплодисменты 180 раз. Следовательно, эта песня в этих выступлениях александровцев бисировалась, потому что трогала души людей, прежде всего своим антивоенным характером. Последнее подтверждается мнением католической прессы Бельгии, которая усмотрела ценность программы советского военного ансамбля именно в том, что в неё была включена эта песня (как и «Бухенвальдский набат»), призывающая к миру. «Это богоугодное дело, понятное всем простым людям мира», - сделало вывод одно из католических изданий.

 

***

Представляется целесообразным отдельно рассказать о случае с песней «Хотят ли русские войны?», исполнявшейся краснознамёнцами за рубежом, когда ансамбль гастролировал в 1967 году в Англии.

В Лондоне, где в крупнейшем концертном зале «Альберт-холл» должно было состояться первое его выступление перед английской публикой, незадолго до начала концерта выяснилось, что местные власти запретили включать в программу «Хотят ли русские войны?». Б.А. Александров потребовал объяснений. Оказалось, что исполнение этой песни рассматривалось здесь как акт вмешательства во внутренние дела страны. Со стороны александровского коллектива был заявлен решительный протест, и запрет был отменён.

***



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.123 с.)