Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Славная биография ансамбляСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Академический ансамбль песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова является не только ведущим военно-музыкальным коллективом Вооружённых Сил Российской Федерации, но и поистине уникальным творческим явлением нашей страны и мира. За свою почти девяностолетнюю историю он завоевал сердца миллионов своих соотечественников и получил широкое мировое признание. Его рождение произошло в 1928 году, когда по инициативе культпросветработника Ф.Н. Даниловича было решено при Центральном Доме Красной Армии организовать коллектив, пропагандирующий посредством литературно-музыкальных монтажей и песен героическую историю Красной Армии. Режиссёром стал опытнейший постановщик массовых музыкально-сценических представлений П.И. Ильин, а в качестве музыкального руководителя был приглашён выдающийся хормейстер и композитор профессор Московской консерватории А.В. Александров, перед которым ставилась задача подбирать, обрабатывать соответствующие тематике песни и разучивать их с вокальной группой. Первое выступление состоялось 12 октября 1928 года в Центральном Доме Красной Армии. Был показан литературно-музыкальный монтаж «22-я Краснодарская дивизия в песнях». Премьера прошла с таким большим успехом, что уже через день газета «Красная звезда» сообщила: «Небольшой, но мастерский хор исполнял простые красноармейские песни. При этом бой, поражение, победа получили тончайшую музыкально-словесную выразительность. Аудитория слушала с затаённым дыханием». 1 декабря коллектив в составе восьми певцов (А. Гольтяев, П. Зюков, С. Колтыпин, М. Розанов, П. Самарин, А. Ткаченко, Ф. Толстых, С. Шаров), двух танцоров (В. Максимов и З. Светлов), баяниста (С. Сурдин) и чтеца (А. Горский) был официально зачислен в штат и получил название «Ансамбль Красноармейской песни ЦДКА имени М.В. Фрунзе». С первых дней своего существования ансамбль ведёт активную творческую жизнь. Находясь в системе Центрального Дома Красной Армии имени М.В. Фрунзе, он начал выступать в частях Московского гарнизона и на клубных площадках Москвы. Благодаря малому составу, коллектив был необыкновенно мобильной артистической бригадой, которой не требовались ни декорации, ни бутафория, ни костюмы. Это свойство необыкновенной мобильности и определило характер его работы на ближайшие годы. Востребованность и популярность ансамбля были настолько велики, что его численность к концу 1929 года довели до 25 человек путём создания коллектива-дублёра, в состав которого вошли певцы Р. Верхулевский, М. Зыков, П. Лебедев, Н. Миронов, М. Монтвид, М. Москвин, А. Сахчинский, А. Соколов, С. Талицын и С. Тибаев, баянисты В. Александров, И. Марьин и А. Семёнов, танцоры С. Новиков и М. Полежаев, а также чтец Т. Соловьёв. В первой половине 1929 года ансамбль в составе инструкторско-показательной группы Политуправления РККА и ЦДКА имени М.В. Фрунзе уже обслуживал войска Московского, Белорусского, Украинского и Северо-Кавказского военных округов. Когда же начался конфликт в районе Китайско-Восточной железной дороги, коллектив во главе с П.И. Ильиным в составе агитационно-инспекторской группы ПУРа и ЦДКА откомандировали в Особую Дальневосточную армию. Чтобы выступить перед уходящими в бой красноармейцами приходилось совершать трудные марши на грузовиках, верхом, а порой и пешком. За время трёхмесячной командировки был преодолён нелёгкий путь от Забайкалья через Благовещенск, Хабаровск, Уссурийск до Владивостока. В 1929 году были выпущены одна за другой композиции «Первая конная в песнях», «Баварская Красная Армия в песнях», «Красный Флот в песнях», «Приамурская дивизия в песнях», в которых прозвучали обработки А.В. Александрова песен времён Гражданской войны. Это «Гулял по Уралу Чапаев-герой», «Слушай, рабочий», «Наш паровоз», «Там вдали, за рекой» и знаменитая «По долинам и по взгорьям». В 1930 году часть ансамбля в составе агитационно-художественной бригады ПУ РККА четыре месяца находилась в командировке в Среднеазиатском военном округе и на строительстве Туркестанско-Сибирской железной дороги. Второй состав обслуживал войска Белорусского и Украинского военных округов. Тогда же было положено начало традиции, выезжая в командировки в военные округа и на флота, давать концерты не только в крупных воинских частях, но и в отдалённых, порой труднодоступных гарнизонах, знакомить с военным искусством и гражданское население. Зимой 1931 года состоялась поездка к морякам Балтики и воинам Ленинградского военного округа, а весной ансамбль отправляется на Урал с новой литературно-музыкальной композицией «Песнь о Магнитострое», затем в командировку по частям Украинского военного округа, где за 54 дня было дано 116 концертов. В 1932 году состоялась вторая, длительностью в четыре месяца, поездка на Дальний Восток, где ансамбль выступал в частях Особой Краснознамённой Дальневосточной армии, перед моряками Амурской военной флотилии и пограничниками. Коллектив горячо приветствовали также жители Хабаровска, Владивостока, Благовещенска, Спасска и ещё восьми городов. С осени уже в Москве была начата подготовка новой программы, посвящённой 15-летию Красной Армии. Состав ансамбля вырос к этому времени до 30 артистов. 19 и 23 февраля 1933 года состоялись первые выступления Ансамбля Красноармейской песни перед руководством страны на сцене Большого театра, где была показана композиция «Поэма о Царицыне», в которой впервые прозвучали песни «Эшелонная» и «Волжская бурлацкая». С А.В. Александровым беседовал И.В. Сталин. Эта встреча стала решающей для дальнейшего всестороннего роста коллектива. До конца года состоялись концерты перед воинами Приволжского (г. Сталинград), Северо-Кавказского и Закавказского военных округов, а также жителями Баку, Тбилиси, Еревана и Нахичевани. В марте 1933 года А.В. Александрову и П.И. Ильину были присвоены почётные звания заслуженных артистов РСФСР, а в декабре Приказом № 185 РВС СССР, подписанным К.Е. Ворошиловым, они были награждены золотыми часами с надписью «От Революционного Совета». Этим же приказом были отмечены премиями все участники ансамбля и особенно поощрены главные ветераны, проработавшие в коллективе со дня его основания пять лет, - Т. Соловьев, М. Розанов, В. Максимов и М. Полежаев. Ансамблю было присвоено звание «Ударный коллектив ЦДКА». За первые 5 лет своей работы ансамбль дважды побывал на Дальнем Востоке, в Средней Азии, на Балтийском флоте, на Урале, на Украине, в Белоруссии, в Приволжском, Северо-Кавказском и Закавказском военных округах. При этом преодолел в поездках 100000 километров, обслужил 2,5 млн. зрителей, заслуженно завоевав любовь и признательность слушателей. В начале 1934 года коллектив работал в войсках Белорусского военного округа, затем последовала вторая командировка в Среднюю Азию, в июле концертировал в Сталинграде, а в октябре был выпущен монтаж «Сказ о Ледовом походе», посвящённый героям-челюскинцам и их спасителям-лётчикам - первым Героям Советского Союза. А.В. Александров понимал, что литературно-музыкальные композиции исчерпали себя, и поэтому пошёл по пути создания концертного коллектива нового типа с практически неограниченными возможностями. В связи с этим в ансамбле происходит не только количественный рост (к концу 1935 года в его составе уже 135 певцов, музыкантов и танцоров), но и совершаются качественные перемены, в результате которых возросли творческие возможности коллектива. Происшедшие перемены заключались, во-первых, в новом качестве звучания состоящего к этому времени из 80-90 отличных певцов уникального мужского хора, который, по мнению известного композитора Д. Кабалевского, ученика А.В. Александрова, «по уровню своего мастерства стоит наряду с лучшими профессиональными хорами, во многих отношениях даже превосходя их». Во-вторых, в создании полноценного оркестра, способного не только аккомпанировать, но и с блеском исполнять сольные номера. И, в-третьих, в расширении танцевальной группы, в том числе включением танцовщиц, что позволило ставить не только армейские и флотские, но и народные пляски и танцы. Помимо песен советских композиторов репертуар пополнился большим количеством народных песен, причём разных народов Советского Союза, в обработке А.В. Александрова. В них не была искажена душа самой народной песни, сохранена её первоначальная красота. Возросшие исполнительские возможности ансамбля позволили также включить в репертуар многочисленные произведения русской и зарубежной классики, включая хоры из опер современных авторов. Таким образом, в исполнительском искусстве молодого коллектива произошёл своеобразный синтез традиций народного исполнительства, советской массовой песни и классического пения. 1935 год был насыщен выездными концертами. Здесь и Ростов-на-Дону, и Донбасс, и Белорусский военный округ, и Северный флот, и Западная Сибирь. Концертная программа кроме известных монтажей включала сольные номера теноров А. Арсенюка, Н. Макарова, В. Люткевича, П. Татарского, баритонов Г. Бабаева и Г. Шаповаленко, баса А. Тарасова, дуэт Татарского и Шаповаленко, выступления вокального квартета, танцоров Д. Борисова и В. Золотухина, жонглёра-танцора В. Кучкина, баянистов А. Семёнова, и И. Марьина, чтецов А. Горского и Л. Баринова, скрипача С. Юсфина и артиста оригинального жанра Л. Райхмана. Оркестр народных инструментов под управлением В. Попонова также имел свои сольные исполнения. 26 ноября 1935 года Постановлением ЦИК СССР за исключительные заслуги в культурной деятельности Ансамбль Красноармейской песни Центрального Дома Красной Армии имени М.В. Фрунзе награждён Почётным Революционным Красным Знаменем с орденом «Красная звезда» на нём. Ему было присвоено звание «Краснознамённый ансамбль красноармейской песни и пляски Союза ССР». Музыкальный руководитель ансамбля А.В. Александров был награждён орденом «Красная звезда», а большая группа артистов – только что учреждённым Правительством орденом «Знак Почёта». Это - начальник ансамбля П.И. Ильин, организаторы творческого коллектива Ф.Н. Данилович и А.С. Горский, певцы М.М. Розанов, В.К. Виноградов, Р.Е. Верхулевский и А.И. Курский, плясуны В.Д. Максимов, М.П. Полежаев, С.В. Новиков и Д.М. Борисов, баянисты И.М. Марьин и А.С. Семёнов. «Награждение артистов ансамбля орденом «Знак Почёта» показывает, как высоко ценится у нас народное искусство. Это не предмет для дешёвой эстрады и не забава для скучающих меценатов. Это большое государственное дело. Мастер песни окружён почётом не меньшим, чем мастер отбойного молотка», - писала газета «Правда» от 27 ноября 1935 года. В новом качестве ансамбль увидели в 1936 и 1937 годах сотни тысяч зрителей в Ленинграде, Закавказье, на Украине и в Белоруссии. Слава коллектива продолжала так стремительно расти, что теперь уже по его образцу и подобию стали создаваться не только окружные ансамбли, но и ансамбли песни и пляски других наркоматов. Год 1937-ой положил начало международному признанию высочайшего исполнительского мастерства краснознамёнцев. В сентябре ансамбль по заданию Правительства в составе 185 человек под руководством А.В. Александрова, ставшего к тому времени народным артистом СССР, совершил свою первую зарубежную поездку во Францию на Международную выставку техники и искусства в Париже. При полном аншлаге триумфально прошли 15 концертов, хотя вначале планировалось только шесть. «Триумф, с которым в Париже проходят концерты Ансамбля красноармейской песни и пляски, - восхищённо заявил известный французский композитор и музыкальный критик Жорж Орик, - превосходит восторженные приёмы, какие наша публика когда-либо оказывала своим любимым виртуозам». За великолепное мастерство ансамблю была присуждена высшая награда – «Гран При». Крупнейшие фирмы грамзаписи «Колумбия» и «Полидор» выпустили 14 дисков с записью лучших произведений, а полный концерт ансамбля был снят на киноплёнку. Местная пресса буквально взорвалась в самых похвальных оценках потрясших французскую публику выступлений советского красноармейского музыкального коллектива. «Ансамбль Красной Армии является хоровой и вокальной группой совершенно исключительного качества. Он достигает голосовых эффектов, мощь которых недоступна для западноевропейских хоров». («Прогрэ»). «Этот хор являет образец дисциплины. И не только той внешней дисциплины, которая проявляется в безупречной манере держаться, повиноваться неуловимому движению начальника, но и той внутренней, глубокой дисциплины, благодаря которой музыкальные части прекрасно сочетаются одна с другой и вызывают восхищение». («Эвр»). «Как прекрасен отрывок «Тише, тише» из «Риголетто»… Зал, встав, устроил долгую овацию этим мастерам народной песни и пляски. Эта овация была прекраснее всех, потому что она шла от души». («Пари Суар»). И подобные высочайшие оценки блестящих концертных выступлений Краснознамённого ансамбля давали на своих страницах многие другие газеты. Много лет спустя, вернувшись в СССР, русский журналист Л. Любимов, долгие годы живший в эмиграции во Франции, вспоминал парижскую премьеру ансамбля и писал: «Нет, - лучше этого ничего быть не может! Я говорю о Краснознамённом ансамбле песни и пляски Александрова. Самое замечательное из всех артистических выступлений по случаю Международной выставки. Весь зал всколыхнуло. А мы, русские, там прямо плакали. Почти навзрыд. …Знакомые французы нам говорили в антракте: «Мы понимаем ваши чувства, мы бы на вашем месте тоже гордились…» Первые гастроли во Францию положили начало многолетней традиции ансамбля в зарубежных творческих поездках начинать концерты с исполнения гимна государства, где он находится, а также исполнять популярные песни этой страны на его официальном государственном языке. Вот как отреагировала в таком случае газета «Пари Суар»: «Эти солдаты и их выдающийся руководитель оказали нам прекрасный знак внимания – «Марсельеза» и «Походная» были исполнены по-французски, и притом великолепно». «Гордое, строгое и совершенное исполнение «Марсельезы» было своего рода откровением… для всего Парижа. Не было ни одного слушателя, который хотя бы про себя не подпевал этой мелодии, так по-новому нас взволновавшей» (Французский композитор и музыкальный критик Жорж Орик). Последующие затем гастроли ансамбля в Чехословакии с 28 сентября по 4 октября произвели не меньший эффект. Пражане восторженно оценили замечательное искусство артистов Красной Армии. Видный музыкальный учёный и общественный деятель профессор Зденек Неедлы писал: «Трудно сказать, чем прежде всего восхищаться, - голосами ли, единственными в своём роде…, или искусством хорового пения. Всякая опера могла бы гордиться солистами этого хора. Хор в целом стоит выше любого самого лучшего оперного хора. Пианиссимо его просто поразительно. Затем ритм: в этом отношении наши гости стоят на недосягаемой высоте… И, наконец, весь стиль пения и экспрессия исполнения просто изумительны. Играющие на музыкальных инструментах, как и певцы, безукоризненны. А танцоры! Какие виртуозы! У нас никто никогда ещё не видел чего-либо подобного». «Ансамбль вписал в историю русского искусства новые прекрасные страницы. Высокое мастерство исполнения номеров хорового пения, народных танцев, художественное использование народных музыкальных инструментов обеспечили ансамблю невиданный успех, всеобщее признание в Западной Европе» («Лидове Новины»). Сольные номера в этой исторической поездке превосходно исполняли В. Панков, П. Твердохлебов, Р. Верхулевский, Я. Павлинский, А. Тарасов, В. Лягин, Г. Бабаев, А. Сахчинский и О. Лаут. Вскоре после возвращения из первой зарубежной поездки в жизни коллектива произошли значительные перемены. В декабре 1937 года ансамбль был выведен из состава ЦДКА и стал самостоятельной творческой единицей, состав его вырос до 274 человек, а начальником и художественным руководителем одновременно был назначен А.В. Александров. «Сейчас ансамбль с большим успехом выступает в Ленинграде. - писала газета «Ленинская правда» 5 января 1938 года, - Как неизмеримо вырос, обогатился он за время после прошлогодних концертов в Ленинграде! Не останавливаясь на достигнутом, не успокаиваясь на завоёванных успехах, ансамбль… всё растёт, развивается, совершенствует своё мастерство». Но основным событием в жизни ансамбля в 1938 году явилась очередная длительная, пятимесячная, командировка коллектива в количестве 200 человек на Дальний Восток и в Забайкалье. Работая двумя составами, он исколесил огромные пространства, преодолев по железной дороге, в машинах, верхом и пешком свыше 50 тысяч километров пути, дал 450 концертов. Успех выступлений ансамбля перед военными и гражданскими зрителями был настолько велик, что буквально окрылял артистов. «Нужно признаться, - писал в связи с этим в своём дневнике А.В. Александров, - что наши ансамблисты работают, не жалея своих голосов, ни ног, ни рук. Молодцы! Слышна утомлённость в голосах, но нервы, желание дать выступления как можно лучше, пересиливают всё, и поэтому концерт проходит «на ура». Во время этой поездки ансамбль получил приглашение посетить Монгольскую Народную Республику, где гастролировал на протяжении месяца, подчас преодолевая по безводной пустыне сотни километров на грузовиках от одного места выступления до другого. Когда пришло известие о военных событиях в районе озера Хасан, по просьбе руководства ансамбля он был направлен к месту боевых действий, где армейские артисты, несмотря на сложную обстановку, демонстрировали бойцам своё искусство. Вот как описала это событие 26 сентября 1938 г. газета «Уральский рабочий»: «Характерная подробность. В дни, когда весь мир облетела весть о событиях в районе озера Хасан, Краснознамённый ансамбль… уже завершал свою гастрольную поездку по Дальнему Востоку. Оставалось вернуться в Москву. Возвращение было отложено. Весь коллектив просил руководителей партии и правительства отправить его на фронт. Он получил согласие». Позже в Москве 147 сотрудников и артистов ансамбля были награждены знаком «Участник Хасанских боёв». 1939 год ознаменовался примечательным событием в жизни ансамбля. 16 января в связи с его 10-летним юбилеем был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР «О награждении работников Краснознамённого Ансамбля Красноармейской песни и пляски СССР». Ордена Трудового Красного Знамени был удостоен А.В. Александров, орденом «Знак Почёта» награждены комиссар ансамбля Д. Левантовский, хормейстер Е. Пронин, солисты-певцы Я. Павлинский, В. Панков, А. Шилов, П. Лебедев и солист-танцор Г. Фоминок. 16 человек отмечены медалью «За трудовое отличие». Почётное звание «Заслуженный артист РСФСР» было присвоено певцам Р. Верхулевскому, Н. Пашутину, А. Добродееву и М. Монтвиду, танцорам В. Максимову, М. Полежаеву, Г. Лисицину-Светланову и И. Боярову. В своём приказе от 17 января 1939 года по случаю юбилея Краснознамённого ансамбля Нарком обороны СССР отметил: «Родившись в Красной Армии небольшим красноармейским хором, ансамбль за 10 лет вырос в первоклассный художественный коллектив Советского Союза… Краснознамённый ансамбль объехал и обслужил самые отдалённые части Красной Армии и пограничные заставы, побывал во Франции и Чехословакии. Недаром, поэтому, ансамбль Красной Армии стал известен далеко за пределами нашей Родины». В конце августа 1939 года ансамбль в составе 217 человек отправился из Ленинграда в США на международную выставку в Нью-Йорк. Однако в связи с началом Второй мировой войны вынужден был из Лондона через Норвегию и Швецию вернуться на Родину. 1940 год начался с двухнедельных гастролей в Сталинград и Ростов-на-Дону. В этом году Краснознамённый ансамбль в числе первых советских музыкальных коллективов выступил перед зрителями 13 городов Западной Украины и Белоруссии. «Сегодня воскресенье – наш выходной день, - писал 13 октября в Бресте А.В. Александров, - а мы дали два концерта по группам и один общий. Таким образом, на долю Белоруссии выпало 42 концерта за 17 дней, из которых я продирижировал 18 концертов… Работаю много, но так складывается обстановка, да и мой характер не позволяет поступить иначе: обслуживаем-то Красную Армию». С гастролей домой Александр Васильевич сообщал: «Дали 74 концерта, да и в Киеве придётся дать не менее 7-9. Вот такая нагрузка за 33 дня». В марте 1941 года состоялась последняя командировка ансамбля мирного времени. Она проходила в войсках Прибалтийского и Ленинградского военных округов, причём впервые в городах прибалтийских республик, вошедших в состав СССР. Неоценим духовный вклад ансамбля в достижение Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. «Ансамбль, руководимый народным артистом СССР, лауреатом Сталинской премии профессором А.В. Александровым, - писал 9 августа 1944 года корреспондент Я. Ган, - давно принят на вооружение Красной Армии как грозное и верное оружие… В дни Великой Отечественной войны все мы как никогда глубоко почувствовали роль и значение Краснознамённого ансамбля». Уже через два дня после начала войны, 24-го июня, коллектив был разделён на четыре группы, три из которых направились в действующую армию. Первая группа (50 человек) под руководством хормейстера Е.С. Пронина с 26 июня по 4 октября находилась на Западном фронте и проследовала с концертами по маршруту Борисов – Смоленск – Рославль – Стародуб – Новозыбков – Почеп – Карачев – Погар – Брянск – Ярцево – Гомель – Новобелицы – Вязьма – Юхнов – Сухиничи – Думиничи – Навля – Нара (18 населённых пунктов). Вторая (51 человек) под руководством А.В. Шилова с 26 июня по 18 октября находилась на Юго-Западном фронте и проследовала с концертами по маршруту Киев – Пирятин – Проскуров – Прилуки – Новая Басань – Овруч – Рачи – Чернобыль – Чернигов – Козелец – Остёр – Семиполки – Гоголево – Княжичи – Ичня – Малая Девица – Глемязово – Яготин – Ташань - Рудки – Халявин – Драбов – Бровары – Чугуев – Свечковцы – Липовец – Кагановичи – Печенеги – Харьков (29 населённых пунктов). Третья (53 человека) под руководством главного хормейстера С.К. Мусина с 25 июня по 13 августа находилась на Южном фронте и проследовала по маршруту Винница – Тирасполь – Бендеры – Бессарабка – Болград – Ананьев – Первомайск – Кировоград – Новомосковск – Александрия – Днепропетровск (11 населённых пунктов). Эта же бригада с 29 августа по 30 сентября давала концерты в Орле, Брянске, Трубачёвске и ряде других городов. Четвёртая (55 человек) под руководством А.В. Александрова осталась в Москве. Здесь она обслуживала концертами сборные пункты и госпитали, выступала с новыми боевыми песнями по радио, провожала на вокзалах своими песнями войска на фронт, участвовала в съёмках на киностудии «Мосфильм». С 11 по 28 августа эта группа обслуживала воинские части в городах Калинин (ныне Тверь) и Ржев, а с 4 сентября по 1 октября – в Гжатске, Ельне и Мархоткино. Вот одно из сообщений о работе московской группы ансамбля, опубликованное 26 июня 1941 г. в газете «Правда»: «Один из концертов группы состоялся вчера… непосредственно на перроне одного из московских вокзалов перед отправкой бойцов на фронт. Подмостками для хора и оркестра служила вокзальная мебель». Солистами в 1941 году были Г.И. Бабаев, И.Ф. Кузнецов, О.Г. Лаут, Н.М. Пашутин, В.П. Лягин, В. И. Никитин, Я.С. Павлинский, В.К. Панков, О.Н. Разумовский, П.А. Твердохлебов, Н.Е. Устинов. В первые же дни войны А.В. Александров создаёт гениальную песню «Священная война» на слова В.И. Лебедева-Кумача, которая впервые была публично исполнена перед отправляющимися на фронт бойцами в Москве на Белорусском вокзале 26 июня 1941 года и стала вдохновляющей на победы музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. 18 октября 1941 года ансамбль и семьи артистов выехали в эвакуацию сначала в Казань, а затем в Бугульму, где было дано 56 концертов. Фронтовая бригада в 48 человек под руководством Е.С. Пронина из Бугульмы отправилась на Северо-Западный фронт, где находилась с 16 ноября по 10 января 1942 года. 30 декабря 1941 года ансамбль вернулся в Москву. В 1942 году коллектив в основном работал в Москве и выезжал в полном составе для обслуживания частей Московского фронта ПВО в Ярославль, Рыбинск, Кострому, Рязань и Калинин. В первой половине 1943 года концертные бригады ансамбля обслуживали войска Брянского и Западного фронтов, части Московского военного округа, а также в полном составе коллектив работал в Туле, Рязани, Горьком (ныне Нижний Новгород) и Куйбышеве (Самара). 1943 год стал знаменательным в истории ансамбля, во-первых, тем, что Правительство поручило коллективу выступать по радио после каждой победоносной сводки Совинформбюро, и, во-вторых, тем, что он выполнял ответственное задание Правительственной комиссии, работавшей над созданием Государственного гимна страны. В ночь на 1 января 1944 года Краснознамённый ансамбль впервые исполнил новый Государственный гимн на музыку А.В. Александрова по радио. В мае-июне 1944 года, когда обстановка уже позволяла собирать значительное число зрителей, не опасаясь налётов вражеской авиации, ансамбль в полном составе во главе с А.В. Александровым был направлен на Карельский фронт и выступал перед воинами частей, осуществлявших прорыв вражеской обороны, а также в Ленинграде и Кронштадте. В августе ансамбль уже дал концерты перед жителями освобождённых от фашистов Харькова, Киева и Чугуева. Только за эти две большие поездки было дано более 100 концертов. В декабре краснознамёнцы выступали в освобождённой от гитлеровцев Риге. Значительное место в работе коллектива по-прежнему занимало участие во всех правительственных концертах самого высокого уровня. Наступил победный 1945 год. Он был открыт исключительно успешной поездкой в только что вышедшую из войны Финляндию. Из 15 прошедших там концертов 8 состоялись в Хельсинки в переполненном выставочном зале «Мессухалли», вмещавшем до восьми с половиной тысяч человек. И это в стране, ещё полгода назад воевавшей на стороне нашего врага! Весьма красноречива одна из многочисленных записей в книге отзывов: «Вы сделали больше, чем десятки тысяч орудий и танков: вы победили наши сердца!». А вот мнение о творческих успехах Ансамбля, которое высказала газета «Афтонпокстен»: «Хор поёт мастерски. Он когда-нибудь прославится на весь мир». День Победы ансамбль отметил выступлениями на Манежной площади и площади Маяковского ликующей Москвы, завершив этот всенародный праздник концертом на радио. В последующие дни коллектив участвовал в больших концертах в Кремле. Весомым вкладом прославленного коллектива в Великую Победу можно считать более 1400 концертов, из которых 742 состоялись на передовой, и исполнение в период войны более 200 новых произведений. На конец 1945 года в штате ансамбля было 230 человек, а в начале марта 1946 года – 278. Спустя год после Победы ансамбль возобновил зарубежные гастроли. В мае-июле 1946 года состоялись его триумфальные поездки в Чехословакию и Польшу. В Чехословакии, как и в 1937 году, залы вновь не вмещали всех желающих. И тогда по просьбе хозяев армейские артисты вышли на стадионы и природные амфитеатры. Вот какими стали их концертные площадки: Зимний стадион в Праге (12 тысяч зрителей), стадион в Братиславе (30 тысяч), площадь города Злин (30 тысяч), цирк в Брно (30 тысяч), стадионы в Оломоуце, Остраве, Карловых Варах, берег Дуная в Девине… В результате на 21 концерте в 13 городах побывало порядка 300 тысяч человек! С не меньшим успехом проходили выступления ансамбля в Польше, где за неполные три недели были даны концерты в девяти городах. Однако скоропостижная смерть Александра Васильевича Александрова 8 июля вынудила досрочно завершить эти гастроли. В июле 1946 года Постановлением Правительства СССР память выдающегося музыкального деятеля и композитора была увековечена присвоением его имени ансамблю, который стал именоваться «Краснознамённый имени А.В. Александрова ансамбль песни и пляски Советской Армии». 16 августа 1946 года начальником и художественным руководителем ансамбля был назначен старший сын А.В. Александрова – Борис Александрович Александров, с 1937 года работавший заместителем художественного руководителя и впитавший в себя все творческие традиции коллектива. С именем Б.А. Александрова, свыше 40 лет руководившего коллективом, связана целая эпоха ярчайших творческих свершений. Пройдя путь от бережного сохранения «александровского» стиля своеобразия народного искусства до предельного расширения жанровой сферы репертуара и создания масштабных героико-патриотических произведений, он продолжил путь отца к завоеванию ансамблем мировой известности, всеобщей любви, признания и широкой популярности среди миллионов советских и зарубежных слушателей. Ближайшими помощниками и единомышленниками Б.А. Александрова долгие годы были такие выдающиеся деятели музыкального искусства, как главный хормейстер лауреат Сталинской премии народный артист РСФСР К.П. Виноградов, хормейстер В.Г. Соколов (в будущем народный артист СССР), главный балетмейстер лауреат Сталинской премии заслуженный деятель искусств РСФСР (впоследствии народный артист СССР) П.П. Вирский, руководитель оркестра заслуженный артист РСФСР и заслуженный деятель искусств РСФСР В.А. Александров. С ним была испытанная «старая гвардия» александровцев – хор и плоть от плоти хора – солисты: заслуженные артисты РСФСР Р. Верхулевский, В. Панков, лауреат Сталинской премии Г. Бабаев, О. Разумовский, В. Никитин, И. Кузнецов, О. Лаут, В. Лягин, Г. Виноградов. После ухода из жизни А.В. Александрова ансамбль уже под руководством Б.А. Александрова продолжил свои выступления за рубежом. С ноября 1946 года по январь 1947 года включительно коллектив гастролировал в Румынии, Болгарии и Венгрии. Концерты традиционно начинались исполнением государственного гимна страны пребывания на языке оригинала и Гимна Советского Союза. Общественность этих стран оценила выступления александровцев как выдающееся событие в их культурной жизни. Корреспондент румынской газеты «Симпу» так высказался об ансамбле: «Он выступал на фронте – в окопах, в перерывах между боями. Услыхав его, я понял, что эта музыка, исполненная такими прекрасными певцами, может вдохновить бойцов на смертный бой». Болгарская «Работническо Дело», отмечая большой духовный вклад советского армейского коллектива в победу над фашизмом, писала: «… Какую огромную радость испытывали мы во время войны, когда… по радио звучали песни Краснознамённого ансамбля! Выразительность и внутренняя сила этих песен наилучшим образом сочеталась с огромной радостью, доставляемой победами Красной Армии». В грозные годы Великой Отечественной войны было создано большое количество замечательных песен такими выдающимися композиторами, как А. Александров, Б. Александров, А. Новиков, М. Блантер, В. Соловьёв-Седой, Т. Хренников, Б. Мокроусов, К. Листов, М. Фрадкин и др. В первые послевоенные годы советские поэты и композиторы также создали немало замечательных песен, прекрасные мелодии которых звучали и в домашнем кругу, и по радио, и на концертах. Многие из них впервые прозвучали в исполнении ансамбля имени А.В. Александрова и стали популярными на долгие годы как в нашей стране, так и за рубежом. В мае 1947 года Борис Александрович Александров провёл в ансамбле первое творческое совещание известных отечественных композиторов и поэтов, создав репертуарный совет с их участием, тем самым укрепив связи коллектива с авторами песен. Благодаря такому содружеству значительно расширился репертуар ансамбля, ныне составляющий более двух тысяч произведений, а главное – александровский коллектив превратился в подлинного проводника в народные массы новых и лучших советских песен. В 1947 году в связи с 20-летним юбилеем коллектива по инициативе одного из старейших работников артиста хора А.В. Шилова и концертмейстера Б.М. Хевелёва был организован вокальный октет. Он явился, выражаясь словами Б.А. Александрова, «лабораторией советской песни», поскольку именно им сначала исполнялись многие известные теперь песни, ставшие неотъемлемой частью «золотого» репертуарного фонда ансамбля. Приобретя значительный творческий опыт и популярность, в 1958 году октет в составе А.В. Шилова, Н.А. Абрамова, А.А. Львова, С.А. Рубановича, И.П. Бобкова, Н.А. Озерецковского, В.А. Моськина, А.Г. Печкурова и Б.М. Хевелёва на Всесоюзном конкурсе исполнителей советской песни получил I-ую премию. Вообще за более чем полувековую историю октета в разные годы в его составе работали многие выдающиеся певцы ансамбля. Это солисты заслуженные артисты РСФСР Н. Абрамов, И. Савчук, О. Лаут, В. Бычеев, В. Штефуца, артисты хора заслуженные артисты РСФСР А. Шилов, А. Печкуров, Н. Озерецковский, Ю. Лысенко, В. Шкапцов, В. Кадинов, Ю. Штрунов, заслуженные артисты РФ И. Соболев, Б. Мизюк, А. Гвоздецкий, артисты хора А. Львов, М. Бусурин, М. Мосин, Н. Маценко, И. Карслиян, А. Разухин, В. Бузлов, Н. Золотарёв, С. Рубанович, И. Бобков, А. Абашин, П. Сластной, Б. Казанов, В. Моськин, Л. Дегтяр, П. Шадский. Творческое руководство октетом осуществляли концертмейстеры Б.М. Хевелёв и заслуженные артисты РСФСР Л. Шац, В. Огарков и В. Бродский. Ярким событием в жизни ансамбля в 1948 году явилась его летняя поездка по городам Чехословакии и Восточной Германии. Так, из 18 концертов, данных в Чехословакии, 15 состоялись под открытым небом, каждый раз собирая по 10-15 тысяч восторженных зрителей. Совершенно необычная на концертах александровцев в Восточной Германии была немецкая аудитория – люди страны, являвшейся для СССР главным врагом в недавней жестокой войне. Для них коллектив дал 21 открытый концерт в 15 городах. Успех превзошёл все самые смелые ожидания. Многие выступления проходили на городских площадях и стадионах, где советскому искусству горячо аплодировали тысячи и тысячи благодарных зрителей. Немецкая пресса уделила очень большое внимание концертам ансамбля. Вот лишь несколько выдержек из откликов немецких газет: «Покидая театр, публика ещё долго находится во власти увиденного и услышанного…» (Nacht Express), «…Руки устали от аплодисментов…» (Berliner Zeitung), «…Создалась картина подлинно народного праздника. Берлинцы были в восторге от песен и плясок советских солдат…» (National Zeitung). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 февраля 1949 года «за выдающиеся заслуги в развитии советского искусства и плодотворную деятельность по культурно-художественному обслуживанию Вооружённых Сил Союза ССР и в связи с 20-летним юбилеем» ансамбль был награждён орденом «Красного Знамени» и стал именоваться дважды Краснознамённым. Многие александровцы были награждены орденами и медалями, отмечены почётными званиями. Орден Ленина получили Б.А. Александров и В.Д. Максимов. орденом Трудового Красного Знамени были награждены В.А. Александров, Л.Н. Андреев, Г.И. Бабаев, А.В. Бажанов, Д.М. Борисов, Р.Е. Верхулевский, К.П. Виноградов, Е.А. Виноградов, П.П. Вирский, Б.М. Гаврилин, П.А. Гвоздев, К.Г. Герасимов, Н.И. Григорьев, М.С. Гриднев, Г.Т. Грызунов, А.Т. Зуев, А.Д. Климкин, Г.А. Коженков, И.Ф. Кузнецов, П.Н. Лебедев, Г.И. Лисицын-Светланов, Г.А. Лучинский, В.П. Лягин, В.И. Медведев, В.И. Никитин, В.К. Панков, Л.Ф. Печерский, М.П. Полежаев, О.Н. Разумовский, С.А. Рубанович, А.Ф. Сергеев, А.А. Сдобнов, Г.В. Фоминок, А.В. Шилов. 22 человека удостоились ордена Красной Звезды, 70 - ордена «Знак Почёта» и 8 – медали «За трудовое отличие». Народным артистом РСФСР стал Б.А. Александров, заслуженными деятелями искусств РСФСР – П.П. Вирский и К.П. Виноградов. Звание заслуженного артиста РСФСР присвоено В.А. Александрову, Г.И. Бабаеву, Д.М. Борисову, Г.П. Виноградову, Е.А. Виноградову, Н.И. Григорьеву, Г.Т. Грызунову, Б.П. Иванову, Г.А. Коженкову, И.Ф. Кузнецову, В.П. Лягину, В.И. Никитину, Н.А. Озерецковскому, В.К. Панкову и О.Н. Разумовскому. Большого успеха в том же году добился танцевальный коллектив ансамбля. Группа артистов под руководством заместителя начальника ансамбля М.И. Ломоносова и главного балетмейстера П.П. Вирского в составе танцоров Б.М. Гаврилина, П.Л. Гродницкого, В.И. Жукова, Г.А. Коженкова, В.Ф. Локтева, Н.М. Ломанова, С.В. Минаева, Е.С. Осмоловского, Л.Ф. Печерского, А.Ф. Сергеева, А.И. Сорокина, Л.И. Фоминича и трио баянистов в составе А.Т. Зуева, В.И. Медведева, Б.И. Шашина завоевала «<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 1082; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.143.8 (0.013 с.) |