Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Александров Александр васильевич

Поиск

(1883–1946 гг.)

Имя выдающегося русского композитора, создателя музыки Гимна страны, первого художественного руководителя уникального коллектива, хормейстера и дирижёра, педагога, общественного деятеля и патриота народного артиста СССР, лауреата Сталинских премий, доктора искусствоведения профессора генерал-майора Александра Васильевича Александрова известно во всём мире. Одной из высочайших, отметим, оценок А.В. Александрова стали, в частности, в 1943 году следущие слова, сказанные Маршалом Советского Союза К.Е. Ворошиловым при поздравлении Александра Васильевича с 60-летием и присвоением ему генеральского звания: «В Красной Армии много способных, талантливых генералов, но Александров во всей армии – один!»

Он родился 1 (13) апреля 1883 г. в селе Плахино Рязанской губернии в крестьянской семье, в которой любили и умели петь не только русские народные песни, но и духовные песнопения. У маленького Саши оказался абсолютный слух и звучный альт. Поэтому его часто приглашали петь в церковном хоре и на народных гуляниях.

Судьба мальчика резко изменилась, когда один из земляков, солист Петербургского церковного хора П.А. Заливухин, услышав его пение, уговорил родителей отпустить ребёнка в столицу для обучения музыке. Так в 1892 году А.В.Александров сначала стал певчим в Казанском соборе, а с 1897 года - учеником Придворной певческой капеллы, по окончании которой в 1900 году получил звание регента. В том же году он успешно выдержал приёмные экзамены в Петербургскую консерваторию, причём экзаменаторами, а затем и педагогами были прославленные русские композиторы Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов и А.К. Лядов. Однако в 1902 году вследствие болезни и тяжёлого материального положения А.В. Александров был вынужден прервать учебу и уехать в Бологое, где работал регентом соборного храма, а также педагогом по хоровому искусству в железнодорожном техническом училище. Здесь он обзавёлся семьёй, здесь же в 1905 году родился первенец – сын Борис, в будущем наследник и продолжатель славного дела отца. В том же году Александр Васильевич возобновляет занятия в консерватории, но революционные события вновь вынуждают его прервать учёбу.

В 1906 году А.В. Александрова пригласили в город Тверь, где ему представилась возможность более интересной работы. Он регент архиерейского хора, ведёт хоры в семинарии, в женском коммерческом училище, в гимназии и реальном училище, на земских курсах и в педагогическом институте, а впоследствии организует музыкальное училище, где работает в качестве директора, педагога и хорового дирижёра.

С 1908 года начинаются занятия в Московской консерватории, которую он успешно заканчивает, получив большую серебряную медаль (1913 г.), по двум специальностям: композиции (по классу известного композитора профессора С.Н. Василенко) и пению (по классу знаменитого педагога У. Мазетти).

В 1918 году А.В. Александрова приглашают преподавать в Московскую консерваторию, а уже в 1922 году художественный совет утвердил его в звании профессора. С первых же лет практической деятельности ярко проявляются такие его природные качества, как разносторонность и неутомимость в работе, большой музыкальный дар в сочетании с незаурядными организаторскими способностями. Так, в консерватории А.В. Александров преподаёт специальное сольфеджио, полифонию, дирижёрское мастерство, заведует хоровой кафедрой педагогического факультета и ведёт созданный по его инициативе в 1923 году хормейстерский класс, воспитанниками которого стали такие знаменитые хоровые дирижёры как К.Б. Птица, В.Г. Соколов, Г.А. Дмитревский, А.В. Рыбнов, А.Б. Хазанов и другие.

Одновременно в музыкальном техникуме имени А.Н. Скрябина он ведёт классы сольфеджио, полифонии, хорового пения и композиции. Среди его учеников такие, впоследствии известные, композиторы, как Д.Б. Кабалевский и Ю.С. Милютин.

Параллельно с педагогической деятельностью А.В. Александров активно занимался практической работой. Будучи по личному приглашению Патриарха Тихона регентом хора Храма Христа Спасителя (1918–1922 гг.), он написал большую поэму «Христос воскрес» для хора, оркестра, органа и солистов, ряд других духовных произведений, начал осуществлять первые обработки русских народных песен. Давая высокую оценку А.В. Александрову за эту работу, Преосвященный Савва, епископ Воскресенский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при открытии памятника композитору в апреле 2013 года отметил: «..Для нас, людей церкви, он важен как церковный композитор и как регент, последний регент Храма Христа Спасителя перед его закрытием».

С 1922 года Александр Васильевич работает хормейстером в Камерном театре выдающегося режиссёра А.Я. Таирова, руководит Московской государственной академической капеллой (1926–1930 гг.), консультирует работу хора в Оперном театре имени К.С. Станиславского (1928-1930 гг.). Совместно с профессором В.М. Блажевичем становится инициатором создания класса хорового мастерства среди военных дирижёров (впоследствии военно-дирижёрский факультет при Московской консерватории) и долгие годы преподаёт там.

Однако всё это было лишь подготовкой к начавшемуся в 1928 году яркому расцвету творческой жизни А.В. Александрова, когда ему предложили стать музыкальным руководителем организуемого при Центральном Доме Красной Армии Ансамбля Красноармейской песни. По замыслам инициатора создания коллектива Ф.Н. Даниловича и приглашённого им опытного режиссёра П.И. Ильина ансамбль должен был посредством литературно-музыкальных монтажей пропагандировать песни о Красной Армии. Работа А.В. Александрова заключалась в подборе и музыкальной обработке соответствующих песен, в разучивании их с вокальной группой.

Первое выступление состоялось 12 октября 1928 года. Прошло оно с большим успехом, и 1 декабря ансамбль в составе из восьми певцов, двух танцоров, баяниста и чтеца был зачислен в штат ЦДКА.

За короткий срок было выпущено несколько литературно-музыкальных композиций, причём в первых программах ансамбля не было ни одной оригинальной песни Александрова. С 1929 года Александр Васильевич начинает публиковать свои обработки песен времён гражданской войны, ставшие ценнейшим вкладом в историю русской революционной песни. Это - «Гулял по Уралу Чапаев–герой», «Гей, по дороге», «Слушай, рабочий», «Наш паровоз», «Там вдали, за рекой», и, конечно, широко известная «По долинам и по взгорьям», которая в исполнении ансамбля покорила не только нашу страну, но и весь мир. Однако в последующих композициях произведения А.В. Александрова составляют подавляющее большинство, причём такие как «Волжская бурлацкая» и «Эшелонная» остаются в репертуаре коллектива на долгие годы.

«Песня – начало начал музыкального творчества, - говорил он, - Бодрая красноармейская песня является желанным другом бойцов». И Александр Васильевич посвятил свою жизнь и талант созданию, обработке и популяризации русской народной и красноармейской песни.

В 1933 году состоялось первое выступление ансамбля в Большом театре перед руководством страны. Здесь, как известно, с Александром Васильевичем беседовал И.В. Сталин. «Используйте народную песню как можно шире. Включайте в свой репертуар и лучшие классические произведения. У Вас есть все возможности для этого», - говорил он и порекомендовал значительно расширить состав ансамбля.

В том же году музыкальному руководителю А.В. Александрову и начальнику П.И. Ильину было присвоено почётное звание «Заслуженный артист РСФСР». В эти годы происходит не только количественный рост (к концу 1935 года в составе ансамбля уже 135 певцов, музыкантов и танцоров), но и осуществляются кардинальные качественные перемены. Александр Васильевич понимал, что литературно-музыкальные композиции исчерпали себя и пошёл по пути создания концертного коллектива нового типа с практически неограниченными творческими возможностями. А.В. Александров создал ансамбль как совершенно новый и самостоятельный творческий жанр, в чём стал первооткрывателем и художественным творцом. До этого такого ансамбля не существовало нигде в мире, тем более армейского музыкального коллектива.

«Это ансамбль, а не академический хор, - горячо возражал Александр Васильевич, когда кто-либо пытался обвинить его в псевдоноваторстве и в отходе от академических канонов. – Я утверждаю и могу доказать, что в ансамбле в отличие от хора любой нюанс, любая краска и любое средство выразительности имеет свой специфический солдатско-народный колорит, резко отличающийся от того, что делается в обычных хорах. У нас в ансамбле своё пианиссимо, своё фортиссимо, ибо у нас особое музыкальное сопровождение, обязывающее меня искать новые средства выразительности».

Репертуар пополняется большим количеством народных песен в обработке Александрова, в которых не искажена душа народной песни, сохранена её первоначальная красота. Возросшие исполнительские возможности ансамбля позволили включить в репертуар и многочисленные оперные хоры. Таким образом, в исполнительском искусстве коллектива произошёл своеобразный синтез традиций народного исполнительства, советской массовой песни и классического пения.

Работая с коллективом над каждым произведением, А.В. Александров всячески стремился доводить любое из них до совершенства и постоянно твердил при этом слова писателя Максима Горького, что «из берёзового полена можно сделать топорище и можно художественно вырезать прекрасную фигуру человека».

Уникальный музыкально-художественный дар А.В. Александрова вызывал всеобщее восхищение. Вот как выразил личный восторг уникальностью творческих способностей своего учителя известный дирижёр-хормейстер народный артист СССР В. Соколов: «Профессор А.В. Александров, у которого я окончил музыкальное училище при консерватории по классу теории композиции, был необыкновенно талантливым музыкантом, поражавшим своим огромным дарованием. Трудно сказать, какая из сторон его таланта была сильнее. Великолепный пианист, превосходно читающий с листа сложнейшие партитуры; мы приходили в восторг от его умения импровизировать целые фуги на заданные темы по всем вопросам полифонии. Он обладал в высокой степени абсолютным слухом и музыкальной памятью. И уже тогда, в 30-е годы, слава его как композитора и зачинателя новой формы хорового исполнительства далеко вышла за пределы нашей Родины».

26 ноября 1935 года А.В. Александров был награждён орденом «Красная Звезда» и назначен художественным руководителем коллектива.

В марте 1937 года общественность отметила тридцатилетие музыкально-педагогической деятельности А.В. Александрова. Правительство высоко оценило его заслуги как композитора и дирижёра, присвоив ему звание народного артиста СССР. В приказе народного комиссара обороны К.Е. Ворошилова по случаю юбилея было сказано: «…Краснознамённому Ансамблю тов. Александров А.В. отдаёт весь свой большой музыкальный опыт дирижёра и композитора. Его талантливому руководству Краснознамённый ансамбль песни и пляски Союза ССР обязан тем, что он стал первоклассным музыкально-хоровым коллективом нашей страны».

Год 1937 положил начало всемирному признанию высочайшего исполнительского мастерства профессора А. Александрова и созданного им коллектива. В сентябре ансамбль в составе 185 человек под руководством А.В. Александрова совершил свою первую зарубежную поездку во Францию на Международную выставку техники и искусства в Париже, где ему был присуждён «Гран-при». Музыкальные критики, искусствоведы и рецензенты газет всех направлений чрезвычайно высоко оценили выступление коллектива. Высочайшая оценка в период гастрольных выступлений ансамбля во Франции была дана самому А.В. Александрову. Так, в советской газете «Правда» в статье французского композитора и музыкального критика Жоржа Орика «Париж восхищён Краснознамённым Ансамблем» писалось: «Надо, конечно, особо приветствовать профессора Александрова, который так умело повёл своих певцов и музыкантов к победе. Я думаю, он может гордиться, как, впрочем, и певцы, музыканты, танцоры: публика зала Плейель никогда их не забудет».

«Надо отдать должное профессору Александрову, - подчёркивала французская «Энтрансижан». – Его заслуга в создании этого хора очень велика. Создать из ста голосов один и такой выразительный, с таким искусством сочетающийся с медными инструментами, балалайками и баянами, - значит создать голос его необъятной Родины и его народа».

«Пари Суар» в свою очередь сообщала: «Руководитель, профессор Московской консерватории Александров, делает лёгкое движение рукой, и с могучей силой раздаётся ошеломляющая «Марсельеза», исполняемая по-французски. Полтораста великолепных голосов умеют по неуловимому знаку руководителя с быстротой молнии переходить от полного голоса к шёпоту и от шёпота к полному голосу».

В еженедельнике «Вю э лю» отмечалось: «Руководителю хора профессору Александрову удалось добиться чуда, создав из красноармейцев ансамбль прекрасной музыкальности и поразительной силы».

Последующие затем гастроли ансамбля в Чехословакии произвели не меньший эффект. И здесь пресса особо отметила великолепные качества художественного руководителя. Газета «Руде Право», например, писала: «В хоре из оперы Верди «Риголетто» мастерство профессора Александрова можно сравнить только с мастерством знаменитейшего в мире борца-антифашиста Тосканини». «Руководитель профессор Александров, которым созданы многие вошедшие в программу песни, прекрасно управляет своим дисциплинированным ансамблем, и по его едва заметному знаку хор переходит от еле слышного пианиссимо к своей полной мощности».

Своё восхищение А.В. Александровым выразил крупнейший чехословацкий музыковед профессор Зденек Неедлы. «Всем этим коллективом, - говорил он, - руководит замечательный дирижёр. Трудно подобрать слова, чтобы охарактеризовать степень искусства дирижёра. Профессор Александров показал нам умение без какого-либо усилия руководить таким сложным ансамблем и извлекать из него всё самое лучшее». Примечательно также, что в Чехословакии после одного из концертов, когда А.В. Александров вышел из зала, публика подхватила его и несла на руках до самой гостиницы.

В сентябре 1938 года накануне 10-тилетнего юбилея главного армейского музыкального коллектива журнал «Советское искусство» отмечал, что ансамбль «за годы своего существования под художественным руководством народного артиста СССР… А.В. Александрова превратился в первоклассный музыкально-хореографический коллектив, не имеющий соперников по законченности своего мастерства, по завершённости художественной формы».

В январе 1939 года было торжественно отмечено 10-летие Краснознамённого ансамбля. В связи с этим юбилеем А.В. Александров был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В том же году Александров создает «Гимн партии большевиков», ставший прообразом Гимна СССР.

В 1940 году профессору А. В. Александрову присваивается учёная степень доктора искусствоведения, он вновь становится деканом хорового факультета Московской консерватории.

В тяжелейшие первые дни Великой Отечественной войны А.В. Александров создает на слова В.И. Лебедева-Кумача произведение, выразившее истинность масштабов бедствия, грандиозность предстоящих испытаний и вызвавшее высокий душевный порыв на борьбу с врагом, - гениальную патриотическую песню «Священная война». «Внезапное нападение вероломного врага на нашу Советскую Родину, - с волнением писал Александр Васильевич, - вызвало во мне, как и у всех советских людей, чувства возмущения, гнева и мести. Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось могучее оружие в руках, это песня. Песня, которая так же может разить врага, как и любое оружие. «Священная война» вошла в быт армии и всего народа как гимн мести и проклятия гитлеризму. Когда пластинку с этой песней принимал художественный совет грамзаписи, то профессор А.В. Гольденвейзер, я сам и другие заплакали. Когда группа Краснознамённого ансамбля выступала на вокзалах и в других местах перед бойцами, идущими непосредственно на фронт, то эту песню всегда слушали стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением и не только бойцы, но и мы – исполнители - нередко плакали…».

В апреле 1942 года А.В. Александрову за песенное творчество присуждается Сталинская премия 1-й степени, которую он, как истинный патриот, передает в фонд обороны страны.

Александр Васильевич продолжает напряженную творческую жизнь. В такой атмосфере он создаёт одно из лучших своих произведений – «Поэму об Украине», к 25-летию Красной Армии – не менее известную «Песню о Советской Армии», упорно работает над созданием гимна Советского Союза, музыка которого впервые прозвучала в ночь на 1 января 1944 г.

«В этом гимне, - писал А.В. Александров, - мне хотелось соединить жанры победного марша, чеканной народной песни, широкого эпического русского былинного напева. И позднее, работая над усовершенствованием Гимна Советского Союза, мне хотелось, чтобы он был другом и вдохновителем человека-гражданина, помогающим ему переносить испытания, вызывающим чувство радости и ликования за нашу Советскую Родину». Величавая музыка А.В. Александрова торжественно звучит и ныне в Государственном гимне современной России.

В июле 1943 года были торжественно отмечены 60-летний юбилей и 40-летие творческой деятельности А.В. Александрова, в связи с чем он был награжден орденом Ленина и ему было присвоено воинское звание «генерал-майор».

В начале 1945 года ансамбль выступал в Финляндии, ещё полгода до этого воевавшей на стороне фашистской Германии. И вновь небывалый успех и восторженные отзывы прессы. «Душой ансамбля является его замечательный руководитель композитор Александров. Интересно отметить сочетание качеств руководителя, композитора и военного начальника у профессора Александрова. Он с большим мастерством обработал народные песни. Программа разнообразна: воспитывающая, развлекающая. Она построена на высоком уровне, включает в себя народные песни и оперные хоры…» («Финляндская социал-демократия» от 28.01.45 г.).

Вскоре после возвращения из Финляндии у Александра Васильевича обострилась болезнь сердца и ему пришлось на несколько месяцев прервать работу.

Последняя гастрольная поездка ансамбля во главе с А.В. Александровым состоялась в 1946 году в Чехословакию (12.05-18.06) и Польшу (19.06-10.07). В знак признания больших заслуг А.В. Александрова в укреплении дружбы народов двух стран правительство Чехословакии наградило его орденом Белого Льва III-ей степени.

28 июня 1946 года за успешную концертную деятельность А.В. Александрову во второй раз присуждается Сталинская премия 1-й степени. А спустя десять дней, 8 июля, в Берлине Александр Васильевич скоропостижно скончался от разрыва сердца. Похоронен А.В. Александров был в Москве на Новодевичьем кладбище.

Генерал-майор Александр Васильевич Александров прожил в искусстве большую по значимости, прекрасную и плодотворную жизнь. Накануне своего 60-летия он писал: «Сколько пережито и какой пройден путь от того времени, когда я был мальчиком в лаптях, до настоящего момента. Много было хорошего и плохого, и жизнь была сплошной борьбой, чтобы деревенский мальчуган стал тем, что он сейчас есть. Но я не сетую ни на что, так как жизнь, полная труда, дала свои результаты, и я благодарю свою судьбу, что моя жизнь, мой труд принесли какие-то плоды дорогой Отчизне и народу. В этом большое счастье».

В память выдающегося композитора и музыкального деятеля были учреждены стипендии его имени на хоровых факультетах консерваторий Москвы и Ленинграда, имя А.В. Александрова было присвоено Краснознаменному ансамблю. В Москве на доме, где жил А.В. Александров, была установлена в его честь памятная доска.

Александр Васильевич Александров своим творчеством оставил яркий след в истории национальной и мировой музыкальной культуры.

Его музыка по-прежнему любима и востребована, продолжает звучать в нашей стране и за её пределами. В 1971 году была учреждена золотая медаль имени А.В. Александрова, ежегодно присуждавшаяся композиторам за успехи в создании военно-патриотической музыки.

В апреле 2003 года в связи со 120-летним юбилеем А.В. Александрова в селе Плахино Рязанской области был торжественно открыт бюст великому русскому композитору. Имя композитора народного артиста СССР Александра Васильевича Александрова было присвоено Плахинской средней общеобразовательной школе. В этой же школе состоялось открытие музея первого руководителя знаменитого военно-музыкального коллектива. В Москве в связи с юбилеем состоялось открытие именной плиты-звезды А.В. Александрова за его выдающийся вклад в отечественную культуру.

В октябре 2005 года Министерством обороны Российской Федерации учреждена медаль «Генерал-майор Александр Александров», которая вручается за большой личный вклад в создание и пропаганду военно-патриотической музыки России и развитие армейской музыкальной культуры.

13 апреля 2013 г. в связи со 130-летним юбилеем со дня рождения в Москве перед зданием ансамбля торжественно открыт памятник Александру Васильевичу Александрову.

В ноябре 2014 года А. В. Александрову как уроженцу Рязанской области был открыт бюст в Рязани, а сквер, где он установлен, был назван Александровским.

Основные даты жизни А.В. Александрова:

 

01(13).04.1883 г. – рождение в с. Плахино Рязанской губернии.

1890-1892 гг. – учёба в земской школе.

1892-1897 гг. – певчий в Казанском соборе Петербурга.

1897-1900 гг. – учёба в Придворной певческой капелле в регентском классе.

Получение звания регента.

1900(01) г. – поступление в Петербургскую консерваторию. Занятия у Н.А.

Римского-Корсакова, А.К. Глазунова и А.К. Лядова.

1902-1906 гг. – переезд в г. Бологое в связи с плохим состоянием здоровья и

тяжёлым материальным положением. Работа регентом

соборного хора, а также педагогом по хоровому искусству в

железнодорожном и техническом училищах. Знакомство и

женитьба на К.П. Морозовой.

1905 г. – рождение старшего сына Бориса. Возобновление занятий в

Петербургской консерватории в классе Н.Ф. Соловьева (2-й

курс).

1906-1918 гг. – переезд в г. Тверь, работа регентом архиерейского хора,

руководство хорами в семинарии, женском коммерческом

училище, в гимназии и реальном училище, на земских курсах и

в педагогическом институте.

1908 г. – начало учёбы в Московской консерватории.

1908-1911 гг. – занятия (изучение контрапункта) в классе профессора Н.А.

Ильинского.

1909-1911 гг. – занятия вокалом в классе У. Мазетти.

1910 г. – рождение сына Владимира.

1911-1913 гг. – занятия по классу инструментовки и свободного сочинения у

профессора С.Н. Василенко.

1912 г. – рождение сына Александра.

1913 г. – выпускные экзамены по композиции и пению с большой

серебряной медалью

1913-1916 гг. – досдача экзаменов полного консерваторского курса.

Организация в Твери музыкального училища и работа в нём в

качестве директора, педагога и хорового дирижера.

1918 г. – приглашение в Московскую консерваторию преподавателем

по музыкально-теоретическим предметам (сольфеджио и

гармония). Переезд в Москву.

1922 г. – по рекомендации С.Н. Василенко и Н.А. Ильинского

художественный совет утвердил А.В.Александрова

профессором консерватории. Преподавание специального

сольфеджио, полифонии, дирижёрского мастерства и

руководство специальным хоровым классом.

1918-1922 гг. – регент в Храме Христа Спасителя. Написал большую поэму

«Христос воскрес» для хора, оркестра, органа, солистов и ряд

других сочинений духовного содержания. Начало работы над

переложением для хора русских народных песен («Горы вы

мои», «Вниз по матушке по Волге», «Волынка», «Утушка

луговая» и др.).

1919-1930 гг. – педагог в техникуме имени Скрябина. Руководство классами хорового пения, композиции, сольфеджио, полифонии. Среди учеников: Д. Кабалевский, В. Кочетов, Ю. Милютин, Н. Крюков, В. Кнушевицкий и др.

1922 г. – хормейстер в Камерном театре выдающегося театрального режиссёра А.Я. Таирова (обработка русской народной песни «Ночуй, ночуй, Дунюшка» для спектакля «Гроза» А.Н. Островского).

1923 г. – по инициативе А.В. Александрова в Московской консерватории создаётся хормейстерский класс.

1925 г. – заведующий хоровой кафедрой педагогического факультета Московской государственной консерватории. Руководство хоровым классом, а также курсом хоровой аранжировки и дирижёрского мастерства. Среди его учеников Г.А. Дмитревский, В.П. Мухин, А.В. Рыбнов, К.Б. Птица, А.Б. Хазанов.

1926-1930 гг. – руководитель Московской государственной академической капеллы.

1928 г. – инициатор создания (совместно с профессором В.Б. Блажевичем) в консерватории класса хорового мастерства среди военных дирижёров (впоследствии военно-дирижёрский факультет при Московской государственной консерватории). Долго преподавал там, дав путёвку в жизнь многим талантливым ученикам.

1928-1930 гг. – консультант по хоровой части (т.е. хормейстер) в Оперном театре имени К.С. Станиславского.

С 1928г. – музыкальный руководитель Ансамбля Красноармейской песни при ЦДКА.

1929 г. – поездка по военным округам, запись и начало обработок песен времён Гражданской войны: «Там вдали, за рекой» (лагеря Московского военного округа), «Партизанская» («По долинам и по взгорьям») (Дарницкий лагерь Киевского военного округа), «Гулял по Уралу Чапаев-герой» и других.

1932-1934 гг. – декан дирижёрско-хорового факультета.

1933 г. – первое выступление ансамбля в концерте перед руководством страны. 28 марта 1933 г. присвоено почётное звание «Заслуженный артист РСФСР». В декабре награждён именными золотыми часами. Написаны песни «Эшелонная» и «Волжская бурлацкая».

1935 г. – 27 декабря 1935 г. награждён орденом «Красная Звезда» и назначен художественным руководителем и дирижёром ансамбля.

15.03.1937 г. – 30-летие музыкально-педагогической деятельности. Присвоение звания «Народный артист СССР».

1937 г. – первая зарубежная поездка ансамбля под управлением А.В. Александрова в составе 185 чел. во Францию (со 2 по 24 сентября) на Международную выставку техники и искусства в Париже и в Чехословакию (с 26 сентября по 4 октября).

– в декабре назначен начальником и художественным руководителем Ансамбля.

1938 г. – командировка в войска ОКДВА и Заб ВО и выступления в

Монголии (июль). Концерты для участников боёв у озера Хасан.

Написана «Кантата о Сталине» («От края до края…»).

16.01.1939 г. – в связи с 10-летием ансамбля награждён орденом Трудового

Красного Знамени. 25 мая 1939 г. состоялось первое исполнение

в Кремле «Гимна партии большевиков».

1940 г. – профессор А.В. Александров вновь декан хорового факультета Московской консерватории, ему присваивается учёная степень доктора искусств.

1941 г. – 24 июня создание песни «Священная война» и её первое исполнение 26 июня на Белорусском вокзале.

1942 г. – в марте определён в кадры Красной Армии с присвоением воинского звания «комбриг». 11 апреля присуждается Сталинская премия 1-ой степени за создание «Гимна партии большевиков» и ряда боевых песен (за песенное творчество). Создание «Поэмы об Украине».

1943 г. – создание «Песни о Советской Армии». В июле в связи с 60-

летием со дня рождения и 40-летием творческой деятельности

награждён орденом Ленина и ему присвоено воинское звание

«генерал-майор». Осенью – работа над созданием гимна

Советского Союза.

1944 г. – ансамбль во главе с А.В. Александровым выступил в Ленинграде и в войсках Карельского фронта, а также в освобождённых городах Украины (Киев, Харьков, Чугаев) и Латвии (Рига).

1945 г. – с 26 января по 10 февраля состоялись гастроли ансамбля в

Финляндии. Была написана «Песня Победы». В марте у А.В.

Александрова случился инфаркт.

1946 г. – гастроли в Чехословакии (с 12 мая по 18 июня), награждение

Орденом Белого Льва 3-ей степени. Гастроли в Польше (с 19

июня по 10 июля). 28 июня за концертную деятельность

присуждена Сталинская премия 1-ой степени.

09.07.1946 г. – скоропостижная смерть от инфаркта в Берлине.

ПРОДОЛЖАТЕЛИ ВЕЛИКОГО ДЕЛА

А.В. АЛЕКСАНДРОВА

АЛЕКСАНДРОВ Борис Александрович

(1905–1994 гг.)

Советский композитор и дирижёр Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Сталинской премий, народный артист СССР генерал-майор Борис Александрович Александров входит в плеяду выдающихся мастеров отечественного музыкального искусства. Вся его творческая биография неразделимо связана с легендарной биографией руководимого им прославленного александровского ансамбля.

Разносторонне одарённая личность, он сказал своё слово не только как композитор, оставивший богатое творческое наследие в различных жанрах музыки, в первую очередь советской военной музыки, чья роль на мировой арене имела поистине большое политическое значение, но и как талантливый дирижёр, музыкальный критик, педагог и художник.

Он прожил долгую и творчески богатую жизнь. Был современником великих отечественных композиторов С.С. Прокофьева, С.В. Рахманинова, И.Ф. Стравинского, Д.Д. Шостаковича, А.И. Хачатуряна; дружил с величайшими творцами своего времени – музыкантами, поэтами, художниками; встречался с политиками самого высокого уровня – Мао-Цзедуном, Шарлем де Голлем, Гарольдом Вильсоном, Фиделем Кастро.

Ему, обладателю красивого альта и абсолютного слуха, посчастливилось в составе детского хора Большого театра принимать участие в спектаклях, в которых пели великие Ф.И. Шаляпин, А.В. Нежданова, Н.А. Обухова, Г.С. Пирогов, В.Р. Петров, Л.В. Собинов. Его учителями были Рейнгольд Глиэр и отец – Александр Васильевич Александров. Среди учеников Б.А. Александрова – известные в будущем хоровые дирижёры народные артисты СССР К.Б. Птица и В.Г. Соколов.

Он сотрудничал с выдающимися советскими поэтами и композиторами, для которых ведущий армейский ансамбль песни и пляски стал творческой «лабораторией советской песни»; сумел вырастить плеяду замечательных солистов, чьи «золотые голоса» покорили весь мир. С ним и под его руководством работали выдающиеся хоровые дирижёры (К.П. Виноградов, В.Г. Соколов, Ю.В. Петров и другие) и хореографы (П.П. Вирский, Р.В. Захаров, А.И. Радунский, У.П. Хмельницкий).

Но его подлинной стихией стало армейское музыкальное искусство. Продолжив дело отца, он всю жизнь шёл путём прославления своим творчеством Родины и её армии, воплощения и развития военно-патриотической темы в музыкальном искусстве. «Искусство и армия, - говорил он, - для меня единое целое. Я не могу представить своё искусство без армии, и армию вижу глазами искусства. Каждое явление армейской жизни для меня – новая тема, каждый человек – герой новой песни».

Борис Александров родился 2 августа 1905 года в городе Бологое Тверской области в семье Александра Васильевича Александрова, ставшего впоследствии одним из организаторов и первым художественным руководителем знаменитого армейского ансамбля песни и пляски, ныне носящего его имя.

Однако его детство прошло в Твери, куда семья перебралась в 1906 году. В семь лет началось музыкальное образование маленького Бориса: отец привёл его в свой хор. Одновременно он стал посещать занятия по классу фортепиано в организованной отцом музыкальной школе.

В 1918 году, когда семья Александровых переехала в Москву, Борис был принят в детский хор Большого театра, который, по его словам, стал «первым музыкальным университетом». В это же время он начал заниматься на фортепианном отделении Мерзляковского музыкального училища при Московской консерватории, затем учился в музыкальном техникуме имени А.Н. Скрябина. Кроме того, имея художественные способности, окончил Пречистенские рабочие курсы по классу изобразительного искусства. С 1923 проходит учёбу в Московской консерватории, которую завершил в 1929 году по классу композитора Р.М. Глиэра. В годы обучения в консерватории молодой композитор принял участие в конкурсе, посвящённом памяти В.И. Ленина, и получил вторую премию.

Первое знакомство Бориса Александрова с ансамблем произошло весной 1929 года, когда А.В. Александров привлёк сына к работе в качестве композитора в монтаже «Поэма о Царицыне», где им был написан финал, сделаны первые оркестровые переложения и обработки народных песен.

С 1930 до середины 1937 года Б.А. Александров работает музыкальным руководителем, дирижёром и композитором в Центральном театре Красной Армии, а с 1933 по 1941 годы – он доцент Московской консерватории по классу инструментовки у теоретиков и дирижёров–хоровиков.

В 1937 году произошли два знаменательных события в жизни Бориса Александрова. Во-первых, им была создана знаменитая, ставшая отечественной классикой, оперетта «Свадьба в Малиновке», в которой определились такие характерные черты автора, как интерес к героико-патриотической теме, яркая мелодичность и народный колорит музыки. Во-вторых, произошло решающее событие, определившее всю его дальнейшую творческую судьбу, - он стал заместителем художественного руководителя Краснознамённого ансамбля, соратником и ближайшим помощником своего отца. С этих пор вся его жизнь посвящена прославленному коллективу.

Вспоминая первое время работы в ансамбле, Борис Александрович рассказывал: «Я до ансамбля много пел в хоре, но когда пришёл в коллектив, Александр Васильевич сначала посадил меня аккомпанировать певцам, разучивать с ними хоровые партии, и только потом допустил к дирижированию».

И Б.А. Александров проявил себя как талантливый дирижёр. Современники вспоминали, что высоких художественных результатов ему помогали добиваться прекрасная музыкальная память, великолепный слух, сильная дирижёрская воля, живой темперамент, глубокое проникновение в идейно-художественный замысел исполняемого произведения, безупречный вкус и чувство меры.

При всём при этом музыка захватывала его целиком, а техника дирижирования рассматривалась лишь как средство выявления и передачи всей глубины исполняемого произведения. И в этом было что-то от манеры дирижирования Н.С. Голованова и А.В. Александрова, а точнее – от русской дирижёрской школы, давшей музыкальной культуре немало блистательных имён.

«Меня всегда восхищала, - писал впоследствии народный артист СССР В.Г. Соколов, - и восхищает необыкновенная музыкальная, я бы сказал, исполнительская память Бориса Александровича, которая позволяет ему свободно, без всякого напряжения, дирижировать наизусть огромным количеством песен.… Всё многообразие приёмов, создающих образ песни, прочно зафиксировано в памяти дирижёра, и волевые его жесты неукоснительно утверждают созданный исполнительский облик».

Работа в Краснознамённом ансамбле и сама военная тематика оказали огромное влияние на творчество композитора Бориса Александрова. Перед войной специально для ансамбля он написал «Песню 10-й армии» и «Будённовскую кавалерийскую», отразившие его неповторимый композиторский стиль, отличающийся русской напевностью и точной передачей специфики строевой солдатской песни.

Когда началась Великая Отечественная война, ансамбль был разделён на четыре группы, три из которых отправились в действующую армию, а четвёртая, в числе руководителей которой был и Борис Александров, осталась в Москве для обслуживания уходящих на фронт частей и для выступлений по радио.

После разгрома фашистов под Москвой в декабре 1941 года Б.А. Александров создаёт ставшее песенной классикой выдающееся произведение, воспевающее могущество и непобедимость нашей великой Родины – песню «Да здравствует наша Держава» на слова артиста ансамбля А. Шилова.

В 1942 году Борис Александров стал организатором и первым художественным руководителем Ансамбля советской песни Всесоюзного радио (до 1947 года) – коллектива, активно пропагандировавшего песни советских композиторов и народную музыку патриотической направленности. Коллектив состоял из смешанного хора, оркестра и группы известных певцов-солистов. Передачи шли прямо в эфир. Поэтому нередко приходилось выступать перед микрофоном поздней но



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 788; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.210 (0.015 с.)