Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ансамбль клавишных синтезаторов

Поиск

Содержание предмета

Программа для пятилетнего курса обучения

Первый класс

Основные выразительные возможности клавишных синтезаторов (многотембро-вость, звуковые эффекты, автоаккомпанемент) и главные клавиши управления автоаккомпанементом: start, stop, synchro-start, intro, ending.

Обозначение высоты, длительности, громкости и тембра звуков, их метриче­ская организация. Обозначение пауз. Аппликатура.

Организация целесообразных исполнительских движений (постановка рук). Вокальная и инструментальная импровизация музыкальных фраз и предложе­ний в процессе «диалога» с учителем (вопрос - ответ, утверждение - возраже­ние, подтверждение и т.п.). Импровизация в ансамбле с учителем на основе шу­мовых эффектов синтезатора.

Исполнение в ансамбле простейших партий, в том числе - включающих ав­тоаккомпанемент в режиме упрощенного взятия аккордов (casio chord, single finger и т.п.).

За учебный год ученик должен разучить и исполнить в электронном ансамбле 7-10 небольших произведений народной, классической и современной музыки.

Второй класс

Названия и характерные особенности банков голосов, звуковых эффектов и пат­тернов наличных синтезаторов.

Обозначение артикуляции. Фразировочная лига. Знаки повторения и сокра­щения (D.c., D.c. al fine, D.c. al *-*).

37


Понятие о мелодии, гармонии, фактуре и тембре. Трезвучия с обращениями и малый мажорный (доминантовый) септаккорд. Их буквенно-цифровое обозна­чение. Различение электронных тембров по светлой и темной окраске, а также кривой громкости (амплитудной огибающей). Синтаксические музыкальные по­строения: фраза, предложение, период.

Ансамблевая импровизация музыкальных построений (до периода включи­тельно) по предложенному образцу.

Исполнение несложных ансамблевых пьес на нескольких синтезаторах, в че­тыре руки, в режиме «-1», с использованием режимов обычной (normal) и раз­деленной (split) клавиатуры, динамической клавиатуры (touch response), а так­же - с применением автосопровождения в режимах упрощенного (casio chord, single finger и т.п.) и обычного (fingered) взятия аккордов, ритмических запол­нений (fill in) и автоматических ударных без автоаккомпанемента (drum machine). Редактирование тембра с помощью задержки, вибрации и тремоло.

За учебный год ученик должен разучить и исполнить в ансамбле синтезато­ров 5-7 произведений народной, классической и современной музыки.

Третий класс

Ознакомление с голосами синтезатора, имитирующими струнные, деревянно-ду­ховые, медно-духовые, ударные и электронные инструменты. Паттерны народ­ной, джазовой, классической и современной популярной музыки.

Обозначение темпа в общепринятых (итальянских) терминах и с помощью метронома. Фермата.

Понятие тоники, доминанты и субдоминанты. Септаккорды на II и VI ступе­нях. Тональное сопоставление и отклонение. Понятие о композиционной фор­ме. Куплетная и простые двух- и трехчастная формы.

Ансамблевая импровизация в медленном темпе мелодического узора на ос­нове простейших гармонических последовательностей (например, |С | // |G | // |F |G |С | // | или С |Аm7 |Dm7 |G7 |) с применением приемов арпеджирования и опевания аккордовых звуков.

Исполнение в ансамбле электронных и механических инструментов неслож­ных пьес с применением освоенных ранее приемов игры, а также - различных ритмических и мелодических заполнений («звуковых подушечек», «волшебных шаблонов» и т.п.). Обогащение голосов ансамблевой партии с помощью тембро­вых микстов (dual mode) и автогармонизации (auto harmonie), а также - исполь­зования звукового колеса (pitch bender) и режима портаменто.

За учебный год ученик должен разучить и исполнить в ансамбле 4-6 произ­ведений народной, классической и современной музыки академических и мас­совых жанров.

Четвертый класс

Ознакомление с голосами синтезатора из банков клавишных и хроматических ударных инструментов, струнных (смычковых, щипковых и плекторных), дере­вянно-духовых (язычковых и лабиальных) инструментов, а также - басов.


Паттерны народной музыки: европейской, североамериканской, латиноаме­риканской, карибской; паттерны архаического, классического и современного джаза.

Трезвучие с секстой. Трезвучия тонической, доминантовой и субдоминанто­вой группы. Септаккорды на III и VII ступенях. Блюзовая гамма. Отклонения и модуляции в параллельные тональности. Синкопа (внутри- и междутактовая).

Понятие о фактурных функциях голосов. Мелодия и бас. Различные способы изложения гармонических голосов фактуры. Формообразующая функция факту­ры и тембра. Вариационная и рондообразная формы.

Импровизация мелодического орнамента на основе ритмического рисунка и гармонических последовательностей автоаккомпанемента, включающих в себя пройденные трезвучия и септаккорды (например, |Сm6 |Вb7 |Еb Db |G7 | или |С |Dm |Еm |Dm |С |Dm |Еm |F G7 |) с применением блюзовых тонов, а также прохо­дящих тонов и задержаний.

Освоение новых видов ансамблевого исполнительства: аккомпанемента вокальной и инструментальной партиям. Применение по мере необходимости приемов джазовой артикуляции и свингования в ансамблевой партии. Обога­щение ее звучания с помощью эффектов реверберации, эхо, хоруса, флэндже-ра, энхансера, софта и других. Возможна аранжировка для ансамбля синтеза­торов небольших произведений на основе полученных музыкально-теорети­ческих знаний и знаний о художественных возможностях электронных инст­рументов.

За учебный год ученик должен разучить и исполнить в ансамбле 4-6 произ­ведений народной, классической и современной музыки академических и мас­совых жанров.

Пятый класс

Ознакомление с голосами синтезатора, имитирующими народные и электронные инструменты, а также - ударные инструменты без определенной высоты звука. Паттерны современной популярной музыки: поп, рок; паттерны смешанных сти­лей: джаз-рок, фьюжн, диско. Понятие о МИДИ.

Уменьшенное и увеличенное трезвучия. Задержания к трезвучиям и септак­кордам. Септаккорды на I и IV ступенях. Модуляции в родственные тонально­сти. Педаль и контрапункт (подголосок) как функции голосов фактуры. Тембро-фактурная функциональность. Сложная трехчастная, сонатная и цик­лические формы.

Мелодическая импровизация на основе ритмо-гармонических последова­тельностей, включающих в себя пройденные трезвучия и септаккорды (напри­мер, |Сm7 |Fm7 | или |С |Аm |Dm|G7 |Еm7 |Аm7 |Dm7 |Gsus7 |) с применением ломаных арпеджио и хроматических проходящих тонов.

Объединение в ансамблевой партии звуковых ресурсов нескольких синте­заторов с помощью МИДИ-соединения. Возможна аранжировка для ансамбля синтезаторов разнохарактерных музыкальных произведений. Возможна рабо-

 

 


та с микшерным пультом: выстраивание баланса ансамбля по громкости и па­нораме, обогащение звучания с помощью различных звуковых эффектов и эк­валайзера.

За учебный год ученик должен разучить и исполнить в ансамбле синтезато­ров 4-5 произведений народной, классической и современной музыки академи­ческих и массовых жанров.

Студия компьютерной музыки

Содержание предмета

Программа для пятилетнего курса обучения

Первый класс

Возможности, открываемые компьютерными технологиями в музыкальном творчестве. Предназначение электронных музыкально-аппаратных средств: компьютера, звуковой карты или модуля, клавиатуры-контроллера, магнито­фона, динамиков и др. МИДИ-соединение. Физическое оборудование и про­граммное (системное и прикладное) обеспечение компьютера. Основные ком­поненты и стандартные операции загруженной операционной системы (напри­мер, Windows ХР).

Особенности программ - «музыкальных конструкторов» (например, DoReMix; Koan 10 Platinum; Music Generator; Dance Machine и др.): наличие музыкаль­ных фраз-заготовок, относящихся к различным фактурным пластам, и возмож­ность их свободного комбинирования в последовательности и одновременном звучании.

Ознакомление с программой-нотатором (например, Finale; Encore или Mosaic): возможность введения в память компьютера и редактирования (с по­мощью мыши, компьютерной или МИДИ-клавиатуры) нотного текста. Озна­комление с простейшими программами-автоаранжировщиками (например, Easy Keys).

Освоение базовых компонентов нотной грамоты: нотоносец, скрипичный и басовый ключи, обозначение нот (графическое, слоговое и буквенное), мажор­ные и минорные тональности до одного знаки при ключе, знаки альтерации, на­звания октав, длительности, паузы, тактовый размер 2/4,3/4,4/4, наиболее упо­требительные динамические и штриховые обозначения.

Понятие о музыкальной фразе и предложении. Ритмическая остинатность. Квадратность.

Организация целесообразных движений при игре на подключенной к ком­пьютеру МИДИ-клавиатуре («постановка рук»). Игра нон легато, а затем легато в одной позиции и с подкладыванием первого пальца.

40 -


Подготовительные упражнения по чтению нот с листа. Исполнение простей­ших партий в ансамбле с педагогом (в четыре руки) и в режиме «-1». Пение и подбор по слуху на подключенной к компьютеру МИДИ-клавиатуре знакомых попевок и песенок.

Импровизация (вокальная и инструментальная) коротких (1-2 такта) фраз в процессе «музыкального диалога» с учителем (вопрос - ответ, утверждение -возражение, подтверждение и т.п.). Создание образных картинок на основе шу­мовых эффектов синтезатора звуковой карты или звукового модуля.

За учебный год ученик под руководством педагога с помощью одной-двух программ - «музыкальных конструкторов» и программы-автоаранжировщика должен в виде компьютерных файлов создать 8-10 (4-5)* музыкальных ком­позиций, а также набрать в нотном редакторе текст 3-5 (2-3) небольших пьес.

Второй класс

Главные особенности программ-автоаранжировщиков (например, Easy Keys, Visual Arranger, The Jammer, Band-in-a-Box, MiBACC Jazz и др.): возможность вве­дения гармонических последовательностей и разметки музыкальной формы, вы­бора стиля автоаккомпанемента и генерирования сольных партий, добавления партии мелодии и др.

Голоса синтезатора звуковой карты (звукового модуля), имитирующие струн­ные, деревянно-духовые, медно-духовые, ударные и электронные инструменты. Паттерны народной, джазовой, классической и современной популярной музыки.

Диатонические интервалы в пределах октавы. Аккорды: мажорное и минор­ное трезвучие, малый мажорный (доминантовый) септаккорд. Буквенно-цифро­вое обозначение аккордов. Мажорные и минорные тональности до двух знаков при ключе. Тактовый размер 3/8 и 6/8. Фразировочная лига. Знаки повторения и сокращения (D.c., D.c. al fine, D.c. al *-*).

Содержание и форма музыки. Понятие о средствах музыкальной выразитель­ности: мелодии, гармонии, фактуре, тембре. Композиционная форма. Понятие тоники, доминанты и субдоминанты. Различение электронных тембров по свет­лой и темной окраске, а также амплитудной огибающей. Понятие о вступлении, экспозиции, середине, репризе, коде. Период, куплет, простые формы.

Игра на подключенной к компьютеру МИДИ-клавиатуре легато и стаккато. Чтение в медленном темпе с листа мелодий с сопровождением в виде выдер­жанных нот в басу. Исполнение несложных ансамблевых пьес с педагогом в че­тыре руки. Подбор на МИДИ-клавиатуре по слуху мелодий знакомых песен и фрагментов инструментальных произведений, их гармонизация и исполнение под аккомпанемент программы-автоаранжировщика. Импровизация на подклю­ченной к компьютеру МИДИ-клавиатуре музыкальных построений (до периода включительно) по предложенному образцу.

'Здесь и далее первые два числа относятся к обучению по предмету музыкальный инструмент, вторые, указанные в скобках числа относятся к обучению в рамках предмета по выбору.


На основе приобретаемых знаний, умений и навыков с помощью одной-двух программ-автоаранжировщиков ученик под руководством педагога за учебный год должен создать в виде компьютерных файлов 11-15 (5-8) аранжировок раз­личных музыкальных произведений.

Третий класс

Редактирование музыкального материала в программах-автоаранжировщиках: транспонирование, смена инструментов, добавление сопутствующих голосов ме­лодии (аит.о паптюте), применение шаблонов вступления, коды и ритмических за­полнений. Конвертирование созданных с помощью автоаранжировщика файлов в МИДИ-формат с последующей доработкой композиции в МИДИ-секвенсере.

МИДИ-секвенсеры (например, Cakewalk Pro Audio, Cubase, Audio VST, LOGIC Audio, Musicator Win и др.): ввод и редактирование музыкального материала, представляемого в виде МИДИ-сообщений в форме окна треков, графического изображения (Piano Roll), списка событий, нотного текста, микшерного пульта, редактора управления темпом и др.

Голоса синтезатора звуковой карты (звукового модуля) из банков клавишных (различные виды фортепиано, органов и др.) и хроматических ударных инстру­ментов; голоса струнных (смычковых, щипковых и плекторных), деревянно-ду­ховых (язычковых и лабиальных) инструментов и различных представителей ба­совой группы. Разновидности паттернов автоаранжировщика, относящиеся к народной и современной популярной музыке: кантри, латиноамериканские, ка-

рибские, поп, рок.

Обращение интервалов. Хроматическая гамма. Тональности до четырех зна­ков при ключе. Трезвучия тонической, доминантовой, субдоминантовой группы и доминантсептаккорд с обращениями. Трезвучие с секстой. Обозначение тем­па в общепринятых (итальянских) терминах и с помощью метронома. Триоль.

Фермата.

Понятие о фактурных функциях голосов. Мелодия и бас как основа музы­кальной ткани. Формообразующая функция гармонии, фактуры и тембра. Вари­ационная и рондообразная формы.

Несложное двухголосное движение в партиях правой и левой руки при иг­ре на подключенной к компьютеру МИДИ-клавиатуре. Чтение с листа пьес уровня трудности 1 класса. Исполнение в четырехручном ансамбле с педагогом или другими учениками несложных пьес. Подбор по слуху мелодий знакомых произведений, их гармонизация, выбор паттерна автоаранжировщика с имита­цией фактуры оригинала и исполнение этих произведений на МИДИ-клавиату­ре в режиме «-1».

Импровизация на подключенной к компьютеру МИДИ-клавиатуре в режиме «-1» в медленном темпе мелодического узора на основе простейших гармониче­ских последовательностей сопровождения (например, |С | // |0т | // |С7 | // |С | // |; |С |Аm |Dm |G7|; |Cm | // | // | // |Fm | // | // | // |G7 | // | // | // |; |Сm |Вb |Аb |G7| и т.п.) с применением приемов арпеджирования и опевания аккордо-

42 "

вых звуков. Возможно сочинение для инструментов компьютерной студии не­больших пьес на предложенный сюжет и песен.

На основе приобретаемых знаний, умений и навыков с помощью одной-двух программ-автоаранжировщиков и одного-двух МИДИ-секвенсоров ученик под руководством педагога за учебный год должен создать в виде компьютерных файлов 10-14 (5-7) аранжировок различных музыкальных произведений.

Четвертый класс

Новые приемы редактирования музыкального материала в программах-авто-аранжировщиках и МИДИ-секвенсерах по ритму (квантизация, гуманизация), панораме, динамическому балансу голосов (volume) и фразировке (в МИДИ-секвенсорах - velocity). Использование аудиодорожек МИДИ-секвенсеров.

Голоса синтезатора звуковой карты (звукового модуля), имитирующие на­родные инструменты (из банка ethnic), электрогитары и электронные инстру­менты (из банков synth lead, synth pad, synth effects и им подобных). Паттерны автоаранжировщика, относящиеся к архаическому, классическому и современ­ному джазу; паттерны смешанных стилей (джаз-рок, фьюжн, диско). Редактиро­вание паттерна.

Совершенствование звучания компьютерной аранжировки с помощью про­грамм - аудиоредакторов (например, Sound Forge, WaveLab, Cool Edit Pro, Sound Designer 2 и др.). Особенности этих программ: возможности редактирования (копирования, вырезания, вставки, постепенного увеличения и уменьшения громкости, смешивания файлов и т.п.) и обработки звучания с помощью различ­ных эффектов (хоруса, реверберации, задержки, эха, флэнджера, дисторшна, ви­брато, эквалайзера и др.).

Тональности до шести знаков при ключе. Трезвучия и септаккорды на VII сту­пени. Септаккорды на П, III и VI ступенях. Синкопа (внутри- и междутактовая). Блюзовая гамма. Отклонения и модуляции в параллельные тональности.

Различные способы изложения гармонических голосов фактуры. Понятие о голосоведении. Тембро-фактурная функциональность. Сложная трехчастная форма.

Чтение на подключенной к компьютеру МИДИ-клавиатуре с листа пьес уров­ня трудности 2 класса. Игра в ансамбле (в четыре руки). Подбор по слуху мело­дий знакомых произведений, их гармонизация, выбор паттерна программы-ав-тоаранжировщика с имитацией фактуры и тембра оригинала и исполнение этих произведений на МИДИ-клавиатуре в режиме «-1».

Импровизация на подключенной к компьютеру МИДИ-клавиатуре в режиме «-1» мелодического орнамента на основе ритмического рисунка и гармоничес­ких последовательностей сопровождения, включающих в себя пройденные тре­звучия и септаккорды побочных ступеней (например, |С |Аm7 |Dm7 |G7|; |Сm |Вb7 |Еb | // |Dm7\5- |Сm | // |) с применением блюзовых тонов, а также про­ходящих тонов и задержаний. Возможно сочинение для инструментов компью­терной студии пьес в простой двух- или трехчастной формах и песен.


На основе приобретаемых знаний, умений и навыков с помощью программ-автоаранжировщиков, МИДИ-секвенсеров и аудиоредакторов ученик под руко­водством педагога должен создать в виде компьютерных файлов 9-13 (5-6) аран­жировок различных музыкальных произведений или собственных композиций.

Пятый класс

Добавление голосов в паттерн автоаранжировщика и создание нового паттерна. Редактирование в МИДИ-секвенсере звуковысотной интонации (вибрато, порта­менто, глиссандо), а также - обогащение звучания с помощью эффектов хоруса, реверберации и др. Л

Голоса синтезатора'звуковой карты (звукового модуля), имитирующие удар­ные инструменты без определенной высоты звука и шумы.

Синтезирование и обработка сигнала на основе программ-аудиоредакторов.

Возможности обогащения тембровой палитры аранжировки с помощью про­грамм - виртуальных синтезаторов (например, Reality, GigaSampler и др.), а так­же - эмуляторов синтезаторов и звуковых модулей (например, Virtual Sound Canvas VST-88, ReBirth RB-338 и др.): использование голосов из их тембровых банков, а также оригинальных синтезированных звуков, созданных самими уча­щимися на основе этих программ.

Тональности до семи знаков при ключе. Квинтовый круг тональностей. Тре­звучия и септаккорды с. альтерированными и задержанными тонами. Септаккор­ды на I и IV ступенях. Модуляции в родственные тональности.

Педаль и контрапункт (подголосок) в музыкальной фактуре. Колорит гармо­нии, фактуры и тембра. Сонатная и циклические формы. Создание музыкально­го образа - цель работы над музыкальной формой в процессе аранжировки. Взаимосвязь различных элементов музыкальной формы и их взаимодействие с центральным элементом - мелодией.

Чтение на подключенной к компьютеру МИДИ-клавиатуре с листа пьес уровня трудности третьего класса. Совершенствование навыков аранжировки и исполнения подобранных по слуху произведений в режиме «-1», а также -импровизации на основе полученных в ходе обучения музыкально-теорети­ческих знаний. Применение в импровизации ломаных арпеджио и хроматиче­ских проходящих тонов. (Примерная сложность ритмогармонической основы импровизации: |С |С5+ |Аm | // |F |F5+ |Dm | // |Е7 | // |Аm | // |Dm7 | // |G7 | // |; |Сm7 | // |Fm7 | // |Вb7 |Аb7 |G7sus4 | // |). Возможно сочинение для инструментов компьютерной студии пьес во всех пройденных за период обу­чения формах.

На основе приобретаемых знаний, умений и навыков с помощью про-грамм-автоаранжировщиков, МИДИ-секвенсеров, аудиоредакторов, а также виртуальных синтезаторов или эмуляторов синтезаторов и звуковых модулей ученик под руководством педагога должей создать в виде компьютерных файлов 8-12 (4-6) аранжировок различных музыкальных произведений или собственных композиций.


Примерные варианты



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.141.155 (0.009 с.)