Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Контроль и учет успеваемости. Текущая, промежуточная и итоговая аттестации↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Пояснительная записка Изобретение электромузыкальных инструментов, ставшее одним из результатов научно-технической революции, привлекло большое внимание музыкантов. Связанное с этими инструментами расширение тембровой палитры, увеличение динамического размаха звучания, возможность свободного управления его пространственными характеристиками способствовало значительному расширению образной сферы музыкального искусства, послужило основой для формирования ряда его новых жанров - академических (электронная, конкретная, магнитофонная, живая электронная музыка и др.) и массовых (поп- и рок-музыка). Бурное развитие новых информационных технологий в последние десятилетия двадцатого века обусловило процесс компьютеризации электронного инструментария. Новые цифровые музыкальные инструменты: синтезаторы, сэмплеры, рабочие станции, мультимедийные компьютеры и др. при улучшении качества звучания и расширении функциональных возможностей по сравнению со своими предшественниками - аналоговыми электронными инструментами - отличаются простотой управления, компактностью и дешевизной. Вследствие чего эти новые инструменты не только прочно обосновались в профессиональной музыке, но получают все более широкое распространение и в повседневном обиходе как инструменты любительского музицирования. Это объективно ставит перед музыкальной педагогикой задачу обучения игре на этих инструментах и приобщения таким образом широких масс людей к музыкальной культуре. Цифровые инструменты предъявляют музыканту иные, по сравнению с традиционными механическими или электронными аналоговыми инструментами, более универсальные требования. Если раньше музыкант мог взять на себя одну из трех ролей: композитора, исполнителя или звукорежиссера, то сегодня, опираясь на новый инструментарий, он объединяет в своем творчестве все эти виды деятельности. Действительно, чтобы озвучить на синтезаторе или в студии компьютерной музыки нотный текст, сначала надо выбрать из большого числа наличных электронных тембров те, которые лучше всего подходят данному тексту и соответственно скорректировать фактуру изложения, то есть создать проект его аранжировки (элемент композиторской деятельности). Затем надо озвучить этот проект - исполнить его или ввести в память инструмента (исполнительская деятельность), а также - выстроить виртуальную электроакустическую среду звучания (то есть провести звукорежиссерскую работу)-. Иногда при этом необходимо внести те или иные поправки в тембры синтезатора или даже создать их новые оригинальные разновидности (то есть выступить в роли изготовителя виртуальных музыкальных инструментов). Благодаря использованию компьютерных технологий и опоре на программные заготовки каждый из этих видов деятельности приобретает более простые формы. Творчество музыканта, таким образом, становится не только более многогранным и увлекательным, но одновременно - простым и продуктивным.
Все это делает цифровые инструменты чрезвычайно ценным средством музыкального обучения. Широкий фронт музыкально-творческой деятельности позволяет преодолеть одностороннюю исполнительскую направленность традиционного музыкального обучения, способствует активизации музыкального мышления ученика и развитию в более полной мере его музыкальных способностей. А простота и доступность данной деятельности позволяет значительно расширить круг вовлеченных в нее детей и подростков. Соответственно, целью обучения становится приобщение широких масс учащихся к музицированию на электронных цифровых инструментах в самых разнообразных формах проявления этой творческой деятельности (электронной аранжировки и исполнительства, игры по слуху и в ансамбле, звукорежиссуры, создания оригинальных электронных тембров, импровизации и композиции) и на этой основе - формирование у учащихся широкого круга музыкальных способностей и интересов, хорошего музыкального вкуса. Данная общая целевая направленность получает ту или иную конкретизацию в зависимости от обращения к одному из трех предложенных направлений обучения электронному музицированию. Так обучение аранжировке и игре на клавишных синтезаторах нацелено в большей мере на приобщение к домашнему музицированию. Обучение игре в ансамбле синтезаторов направлено, в первую очередь, на подготовку выступлений в концертах художественной самодеятельности. А занятия в студии компьютерной музыки предполагают получение более сложных творческих навыков, ориентированных не только на любительскую музыкальную деятельность, но и составляющих основу деятельности профессиональной. Таким образом, та или иная форма обучения может быть рекомендована ученику в соответствии с его индивидуальными наклонностями. Программы «Клавишный синтезатор» и «Студия компьютерной музыки» предполагают обучение предмету «Музыкальный инструмент» не только в рамках основной сетки часов учебного плана, но и в качестве предмета по выбору. Во втором случае эти инструменты способны выполнять те же дидактические функции, что и общее фортепиано. Если занятия по общему фортепиано помогают учащимся-исполнителям на одноголосных инструментах (духовикам, струнникам, ударникам и др.) развить гармонический слух, способность целостна воспринимать многоэлементную по-лифонизированную музыкальную фактуру, то цифровые инструменты, обладая помимо многоголосия массой других выразительных возможностей, способствуют значительному расширению представлений учащихся о музыкальном целом. К тому же эти новые выразительные возможности познаются учащимися в процессе продуктивной творческой деятельности, основу которой составляет аранжировка музыки для электронных инструментов, а, следовательно, появляется столь желанная для их музыкального развития возможность интеграции деятельности исполнительской (на уроках по специальности) и продуктивной, творческой (на общих для всех учащихся вспомогательных занятиях). В связи с уменьшением количества часов на занятиях по клавишному синтезатору и сту- дии компьютерной музыки как предметам по выбору именно на практической деятельности учащихся в данном случае следует сделать акцент при облегчении подачи теоретического материала. При всех различиях обучения музицированию на цифровых музыкальных инструментах, что связано с выбором его конкретной формы и функцией в учебном процессе (главной или вспомогательной), единая природа всех этих инструментов обуславливает общность задач данного обучения: • изучение художественных возможностей наличного цифрового инструмен • получение базовых знаний по музыкальной теории; • освоение исполнительской техники; • совершенствование в практической музыкально-творческой деятельности.* ознакомление с его звуковым материалом (с набором тембров и шумов) и средствами внесения различных корректив в этот звуковой материал (вибрато, глиссандо, тремоло, наложение тембров, эффекты, панорамирование и др.); ознакомление с некоторыми методами звукового синтеза (на основе различных манипуляций с формой волны и амплитудной огибающей); освоение различных приемов управления фактурой музыкального звучания (в режимах обычной и разделенной клавиатуры, использования ритм-машины, автоаккомпанемента и др.) и знакомство с интерактивными фактурными заготовками наличного цифрового инструментария (паттернами, «звуковыми подушечками», ритмо-гармоническими последовательностями в режиме «свободного сеанса» и др.); освоение художественных возможностей, открываемых с помощью применения секвенсера, объединения звуковых ресурсов нескольких МИДИ-устройств, а также, в студии компьютерной музыки, - с помощью различных музыкальных редакторов (музыкальных конструкторов, автоаранжировщиков, МИДИ-секвенсеров, редакторов аудиофайлов, виртуальных синтезаторов и др.). Изучаемый теоретический материал включает не только элементы музыкальной грамоты, но и необходимые для музыкально-творческой деятельности сведения по гармонии (интервалы, аккорды, лад, тональность, система тональных функций), фактуре (функции голосов фактуры гомофонно-гармонического склада), форме (период, простые двух- и трехчастная формы, вариационная, рондо, сложная трехчастная, сонатная, циклические формы), инструментовке и звуко-режиссуре. При этом наиболее ценным для творческой практики является получение представлений о функциональном взаимодействии различных музыкально-выразительных средств: мелодии и гармонии, фактуры, тембра (включая его звукорежиссерскую составляющую); гармонии и фактуры (нормы голосоведе- * Последней задаче подчинено решение первых трех. ния), формы (каденции); фактуры и тембра (темброфактурная фукциональ-ность), формы; тембра и формы (формообразующая функция тембра). Задача освоения исполнительской техники включает: постановку рук, приобретение навыков позиционной игры, подкладывания первого пальца, скачков, а также - выработку некоторых специфических навыков, связанных с переключением режимов звучания во время игры на электронной клавиатуре. И, наконец, четвертая, наиболее сложная задача практического освоения электронного музицирования предполагает совершенствование в данной музыкально-творческой деятельности по нескольким направлениям. Это, прежде всего, электронная аранжировка и исполнение музыки, а также - чтение с листа, игра в ансамбле, запись на многодорожечный секвенсор, подбор по слуху, импровизация и элементарное сочинение. Глубина проработки всех этих учебных проблем различна в каждой из трех предложенных программ. Так, если в курсе ансамбля клавишных синтезаторов главное внимание уделяется совершенствованию в исполнительской деятельности при некоторой облегченности подачи проблем творческого музицирования, то в курсе компьютерной аранжировки, напротив, акцент переносится именно на творческую продуктивную деятельность. При этом помимо необходимости более основательного изучения проблем музыкальной теории, возникает также новая задача обретения учащимися компьютерной грамотности, то есть - получения ими базовых знаний по физическому оборудованию и программному обеспечению компьютера, включая сюда практическое освоение музыкальных редакторов разного типа. Тем не менее/различия в обучении музицированию на основе того или иного электронно-цифрового инструментария носят частный характер. В сущности, клавишный синтезатор является тем же компьютером со звуковой картой, но, как правило, с более качественными звуками и ограниченными функциями. Общность этих инструментов и задач обучения делают возможным переход учащихся с одного учебного курса по цифровым инструментам на другой. В период обучения возможен даже охват всех трех курсов, например, переход с занятий по синтезатору в младших классах в студию компьютерной музыки - в старших при параллельных занятиях в классе ансамбля синтезаторов. Некоторые расхождения в подходе к решению упомянутых выше общих задач обучения электронному музицированию в каждой из данных программ не являются серьезным препятствием для такого перехода - недостающие знания и навыки по новому предмету могут быть освоены учеником в учебном процессе. В результате же его представления об электронном музыкальном творчестве станут более широкими. Общий объем и сложность приобретаемых в классе цифровых музыкальных инструментов знаний, умений и навыков в целом не превышает тех, которые получают учащиеся в классе другой традиционной специализации в системе начального музыкального образования. Так при увеличении теоретической насыщенности занятий по цифровым инструментам значительно упрощаются технические проблемы, которые зачастую становятся главным камнем преткновения < при освоении механических инструментов. Распределение по классам музыкально-теоретического материала происходит по принципу последовательного систематического охвата всех необходимых для развернутых форм электронного музицирования проблем. При этом порядок изучения этих проблем выстраивается в направлении от общего к частному, что позволяет учащимся постоянно держать в поле зрения всю систему необходимых для электронного музицирования знаний, постепенно углубляя их и, соответственно, повышая уровень данной музыкально-творческой деятельности. Изучение художественных возможностей электронных цифровых инструментов построено по принципу «от простого к сложному». Так курс компьютерной музыки начинается с ознакомления с одним из «музыкальных конструкторов». В этих редакторах музыка, подобно фигурке из детского конструктора, складывается из готовых фрагментов, что не требует от ее создателя никакой музыкальной подготовки и доступно самым маленьким ученикам. Затем осваиваются редакторы - автоаранжировщики, которые берут на себя львиную долю работы по фактурному оформлению композиции. Далее идут МИДИ-секвенсеры, предполагающие использование в музыкально-созидательном процессе готовых наборов тембров, и, наконец, более сложные в обращении программы - редакторы аудиофайлов и виртуальные синтезаторы, дающие пользователю возможность более тонкой работы со звуком. Усложнение учебных задач идет в соответствии с возрастными возможностями учащихся и во многом отвечает темпу и этапное™ усложнения аналогичных задач в действующих программах по сольфеджио и исполнительским специальностям. Это не только устраняет возможные противоречия между новыми и традиционными учебными курсами, но способствует более глубокому усвоению учащимися каждого из данных предметов. Вместе с тем, занятия электронной аранжировкой подразумевают приобщение учащихся к основам гармонии, инструментовки, звукоре-жиссуры. Освоение этих новых знаний также увязывается с решением учебных задач традиционных курсов. Например, изучение музыкальной грамоты на уроках сольфеджио становится для них плацдармом для продвижения в области музыкальной теории на занятиях по цифровым инструментам, а выработка ряда творческих навыков на этих занятиях (гармонизация, построение фактуры, инструментовка), в свою очередь, позволяет более эффективно решать художественные задачи в исполнении музыки на традиционных механических инструментах. Репертуар, на основе которого решаются учебные задачи по освоению цифровых инструментов, также является фактором, связывающим этот новый курс с уже существующими. В обоих случаях центральной составляющей этого репертуара оказывается классическая и народная музыка, в которой сконцентрированы главные ценности данного вида искусства, а также лучшие образцы современной музыки академических и массовых жанров. Важно преодолеть односторонние представления учащихся об электронных инструментах как связанных исключительно с молодежной развлекательной музыкой и сделать эти инструменты средством формирования хорошего музыкального вкуса. Общее количество произведений, которые должны быть пройдены в каждом классе, дается в годовых требованиях. При этом в программах по клавишному синтезатору и студии компьютерной музыки указываются два таких числа. Большее из них относится к обучению по предмету «Музыкальный инструмент» в рамках основного учебного плана. Меньшее, указанное в скобках, относится к использованию этих инструментов в рамках предмета по выбору. Каждое из произведений должно быть аранжировано и исполнено (записано в память секвенсора) учеником. При этом степень завершенности этой работы может быть различной - некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного показа, некоторые - для исполнения в классе или просто в порядке ознакомления. Все это необходимо отразить в индивидуальном плане ученика. В репертуарном списке приведены предназначенные для электронной аранжировки произведения. Этот список относится ко всем трем программам, поскольку в них решаются близкие по содержанию и уровню учебные и творческие задачи. Рекомендованные произведения разделены на три группы: академическая (классическая и современная) музыка, музыка массовых жанров, народная музыка. Подходы в электронной аранжировке этих произведений различны в зависимости от их жанровой принадлежности. Так музыка академических жанров требует при аранжировке большей строгости. Музыка массовых жанров, напротив, допускает широкую вариативность подходов к электронному воплощению. А народную музыку, как связанную с устной формой творчества и всегда несущую в себе элемент спонтанности, импровизационности, можно рассматривать как материал для самых разнообразных по сложности языка и масштабности формы творческих решений. Поэтому распределение по классам произведений массовых жанров в данных программах носит условный характер. А народная музыка представлена единым списком - большинство приведенных в этом списке народных песен или танцев можно проходить в любом классе. При этом в каждом классе в аранжировке одного и того же произведения данного жанра будут решаться различные по уровню трудности задачи, которые определены в годовых требованиях. Главными критериями подбора произведений, помимо охвата наиболее значимых для развития музыкальной культуры учащихся жанров и направлений, послужили яркость музыкального материала, соответствие его уровню развития музыкального мышления учащихся различных возрастных групп и особенностям современной бытовой электронной аппаратуры. Примерные перечни музыкальных произведений, рекомендуемые для показа на академических концертах и выпускных экзаменах, отражают различное продвижение учеников, обучающихся 7 или 5 лет. В целях стимулирования творческой активности учащихся решение учебных задач данных программ можно осуществлять и на основе создаваемых ими самими музыкальных композиций. Эти авторские композиции могут быть включены и в индивидуальные планы учащихся, и в программы их выступлений на академических концертах, зачетах и выпускных экзаменах. Занятия по цифровым инструментам проводятся в соответствии с типовыми учебными планами инструментальных классов ДМШ и музыкальных отделений школ искусств. Согласно этим планам, на уроки по клавишному синтезатору или в студии компьютерной музыки может быть отведено либо по 1,5 часа в неделю в 1-2 классах (или в 1 классе пятилетнего курса обучения) и по 2 часа в неделю в 3-7 классах (или во 2-5 классах пятилетнего курса обучения) как занятиям по предмету «Музыкальный инструмент», либо - по 1 часу в неделю во всех классах как занятиям в рамках предмета по выбору. На занятия по ансамблю клавишных синтезаторов как занятия по предмету «Коллективное музицирование» выделяется соответственно по 1 часу в неделю в 1-4 классах (или в 1-2 классах пятилетнего курса обучения) и по 3 часа в неделю в 5-7 классах (или в 3-5 классах пятилетнего курса обучения).
Наряду с индивидуальными занятиями по клавишному синтезатору и в студии компьютерной музыки в целях организации творческих соревновательных форм общения учащихся могут проводиться и индивидуально-групповые (по 2-4 ученика) занятия с соответствующим увеличением времени каждого урока или без такового при наличии в классе нескольких комплектов музыкального оборудования (синтезаторов с наушниками или мультимедийных компьютеров с МИДИ-клавиатурой и наушниками). Минимально необходимое оборудование для проведения занятий по клавишному синтезатору и ансамблю клавишных синтезаторов составляет соответственно - клавишный синтезатор, два и более клавишных синтезаторов. Для организации концертных выступлений учащихся в обоих случаях нужно также иметь усилитель и акустические колонки. В целях балансировки звучания ансамбля клавишных синтезаторов к этому следует добавить микшерный пульт. Желательно также наличие звукового процессора, который позволяет облагородить электронное звучание и значительно расширить его выразительные возможности. Для занятий в студии компьютерной музыки минимально необходимым оборудованием является компьютер со звуковой картой, динамиками, МИДИ-клави-атурой, МИДИ-интерфейсом и соответствующим программным обеспечением. Расширить художественные возможности компьютерной студии можно за счет подключения автономных синтезаторов, звуковых модулей, сэмплеров, а также микрофонов для работы с вокалистами и исполнителями-инструменталистами. В целях организации публичных показов компьютерной музыки учащихся нужны усилитель, колонки, и, по возможности, звуковой процессор. Для записи и воспроизведения творческих работ учащихся всех форм музыкального обучения на основе цифрового инструментария желательно также иметь магнитофон (аналоговый, цифровой, пишущий CD-Rom и т.п.). Возможность применения на занятиях разнообразных видов и комплектаций цифровых инструментов, от одного синтезатора или мультимедийного компьютера до полного набора концертного электроакустического оборудования или профессиональной студии компьютерной музыки, вносит большое разнообразие в учебный процесс. Поэтому, намечая решение многих важнейших задач воспитания любителя электронного музицирования, данные программы, вместе с тем, предоставляют педагогу, в зависимости от наличного инструментария, возможность внесения в них тех или иных частных поправок, связанных с редуцированием учебной музыкально-творческой деятельности или, напротив, - с ее усложнением и обогащением.
Методические рекомендации В основе формирования способности к музицированию как творческой способности лежат два главных вида деятельности учащихся: творческая практика и изучение теории музыки. Поэтому объединяющий эти виды деятельности комплексный метод, о котором писал Г.Нейгауз применительно к обучению игре на фортепиано, становится в педагогике творчества единственно возможным методом преподавания. И учитель по цифровым инструментам еще в большей мере, чем учитель фортепианной игры «должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта...» Ценность необходимых для музыкального творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью, то есть целостным всесторонним охватом системы выразительных средств музыки, раскрытием многообразных взаимосвязей, возникающих у каждого из этих средств с другими, а также - их содержательных возможностей в музыкальном целом. В системе всегда можно выделить ведущий структурообразующий элемент. Таковым элементом музыки гомофонно-гармонического склада, ее «монадой», порождающей все другие элементы музыкального целого, является мелодия. Все другие элементы музыкального целого по отношению к мелодии можно подразделить на две группы: ритмо-гармонический каркас послужит ее «фундаментом», а фактура, тембр и средства исполнительского интонирования будут составлять красочно-орнаментальный слой музыкальной мысли. Данная схема, охватывающая все элементы выразительности музыки гомофонно-гармонического склада, позволяет каждый из них рассматривать через призму многосторонних функциональных связей. Кроме того, эта схема служит моделью формализации музыкальной деятельности, на которую ориентирована конструкция современного популярного синтезатора и многие музыкальные редакторы компьютера, поэтому вполне закономерным будет взять ее за основу в систематизации музыкально-выразительных средств при изучении теории в рамках обучения электронному музицированию. Закономерности использования выразительных средств, отражающие функциональное взаимодействие этих средств между собой и с музыкальным целым, могут быть представлены в виде свода правил. Так в работе над гармонизацией, входящей в процесс электронного музицирования, учащиеся всегда должны добиваться согласного сочетания мелодии и гармонии, стремиться к плавному голосоведению в сопровождении; в работе над фактурой - «освежать» фактуру сопровождающих голосов на границах развертывания музыкальной мысли, выделять различные пласты фактуры, звучащие одновременно, с помощью контрастных тембров и регистров и, наоборот, единые пласты объединять одним тембром, следить за соответствием фактуры сопровождения характеру мелодической линии (по жанровым деталям, драматургии, выразительности); в работе над инструментовкой - при смене музыкальной мысли обновлять тембр мелодии, 2 Зак. 3070 «прорисовывать» каждый план звучания различными тембрами, для выделения мелодии применять октавные или основанные на контрастных тембровых сочетаниях дублировки и т.д. Вместе с тем, применение правил ни в коем случае не должно носить характер навязанных педагогом догматических предписаний, засушивающих творческую практику. Ценными знания ученика для данной практики становятся лишь в случае их косвенного воздействия на нее, и они никак не могут подменить собой воображения учащегося. Эффективным для музыкального развития учащихся является такое введение нового теоретического материала, которое вызвано насущными требованиями творческой практики. Столкнувшись с той или иной трудностью, ученик должен сам сформулировать проблему, и новые горизонты теории открываются ему в процессе решения этой проблемы. Данный метод позволяет на уроке сохранить высокий творческий тонус при обращении в сферу теории и ведет к более глубокому ее усвоению. Важным условием придания обучению проблемного характера является методическая направленность в подборе музыкального материала, каждый последующий пример которого должен включать в себя какие-то новые сложности, требующие своего теоретического осмысления. В учебно-творческой практике вполне допустимы случаи, когда ученик берется за музыкальное произведение, аранжировка которого ставит перед ним отдельные заведомо непреодолимые изданный момент трудности. В этом случае в целях поддержания творческого интереса ученика педагог, выполняя эти трудные операции, может в своих объяснениях затронуть теоретический материал из последующих разделов программы, тем самым подготавливая почву для их целостного изучения в будущем. С другой стороны, прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных, обращение к которым диктует творческая практика учащихся. Такие методические приемы «забегания вперед» и «возвращения к пройденному», определяя собой многократное обращение учащихся к важным для творческой практики теоретическим проблемам, придают объемность их «линейному», последовательному и систематическому изложению в данных программах и способствуют их лучшему усвоению. Чтобы подвести школьников, особенно младших, к системе музыкальных понятий, освоение которых необходимо для музицирования на цифровых инструментах, следует прибегать к образным сравнениям. Например, необходимое при обучении электронному музицированию представление об иерархии средств выразительности в музыкальном целом можно уподобить «кошкиному дому», где мелодией станет кошка, а сопровождением, как «средой обитания» мелодии, - дом, в котором эта кошка живет. При этом ритмо-гармонический комплекс нашего музыкального целого найдет свою аналогию в форме этого дома, бас - в его фундаменте, в котором главенствуют три краеугольных камня - тоника, доминанта и субдоминанта, фактура отразится в отделке, а тембр - в раскраске дома.
Ту же трехслойную структуру средств музыкальной выразительности можно уподобить корням, стволу, ветвям и листьям дерева. Еще пример: «бас-кенгуру» любит «прыгать» по квартам, а если «шагом» пройти расстояние, которое наш «кенгуру» преодолевает в два прыжка (I-IV, V-I), то мы получим два тетрахорда, из которых состоит лад (I-II-III-IV, V-VI-VII-I) и т.д. При всей важности освоения теоретических знаний следует учитывать, что они являются пусть необходимым, но все же средством для достижения главной цели обучения - приобщения к практике музицирования на основе цифрового инструментария. Главным методическим принципом организации творческой практики учащихся здесь выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Основным видом таких заданий является исполнение различных музыкальных произведений, что, как было сказано, в электронной музыке всегда связано с их аранжировкой. Аранжировка представляет собой сложную творческую деятельность, состоящую из четырех основных действий: это анализ текста оригинала, составление проекта аранжировки, отбор звуковых средств, проверка и корректировка результата. Каждое из этих действий, в свою очередь, делится на ряд операций, поэтому приобщение учащихся к искусству аранжировки возможно лишь в опоре на дидактический принцип расчленения сложной задачи на простые составляющие. Аранжировщик должен не только грамотно и художественно убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их чередования. Поэтому важным методом обучения аранжировке является разъяснение ученику последовательности действий и операций этой деятельности, в основе чего лежит поисковое движение сужающимися концентрическими кругами от самых общих параметров будущей аранжировки ко все более частным. Например, при составлении проекта аранжировки ученик должен последовательно определить ее жанрово-стилистическую направленность и линию драматургического развития, выстроить форму, произвести гармонизацию, наметить общие очертания фактуры. При отборе звуковых средств он также последовательно должен выбрать подходящий режим игры на синтезаторе или музыкальный редактор компьютера, затем, если выбран интерактивный режим музицирования, - приступить к поиску нужного паттерна, тембрового решения и шумовых эффектов, режима исполнительской артикуляции, оптимального варианта корректировки звучания по звукорежиссерским параметрам. Совершенствованию работы ученика над аранжировкой на всех ее этапах -от анализа текста оригинала до внесения коррективов в готовый продукт будет способствовать метод авторской интроспекции. Суть его сводится к вовлечению учеников в творчество путем показа им определенных сторон творческого процесса с комментариями собственных действий. Это должно привлечь внимание детей к закономерностям, которые служат основанием для тех или иных операций по созданию аранжировки для цифровых инструментов. Приемы объяснения учеником собственных действий, а также совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы над аранжировкой, с педагогом или другими учащимися (при индивидуально-групповой форме занятий) помогают расширить их представления о средствах, способах, художественных возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию музыкального воображения и мышления учащихся. Приемы критики и самокритики призваны культивировать у ученика чувство творческой неудовлетворенности, основанное на противоречии между воображаемым, идеальном образом данной аранжировки и ее конкретным воплощением. Это чувство заставляет автора вновь обращаться к уже готовому произведению с целью его усовершенствования, и тем самым это чувство становится психологической основой для развития художественного мастерства. Если ученик сумел грамотно выстроить аранжировку, то это еще не означает, что он в целом справился с творческим заданием - эту аранжировку нужно еще воплотить в звуки, то есть исполнить на электронном клавишном инструменте. Техника игры на нем близка фортепианной, поэтому методический опыт, накопленный в фортепианной педагогике по решению таких проблем как освоение целесообразных игровых движений, преодоление зажатости рук и корпуса и т.п. может послужить ориентиром при решении аналогичных проблем в условиях обучения игре на синтезаторе или подключенной к компьютеру МИДИ-клавиатуре. Вместе с тем, управление с помощью специальных кнопок, расположенных на панели синтезатора, или обозначений в рабочем окне музыкального редактора многими исполнительскими параметрами, к которым относятся: тембр, динамика, артикуляция, отзвук, шумовые эффекты, «звуковые подушечки», автоаккомпанемент, темп, агогика, воспроизведение заранее записанных на секвенсе-ре фрагментов фактуры и др., - значительно облегчает технику игры на электронном клавишном инструменте, снимает многие проблемы работы над туше, развития беглости пальцев, накладывающие порой столь характерный отпечаток на весь процесс обучения игре на фортепиано. В связи с этим значение различных упражнений на развитие беглости пальцев, гамм, этюдов в обучении игре на синтезаторе (МИДИ-клавиатуре) по сравнению с фортепиано резко падает. Зато появляются новые специфические технические проблемы, например, переключение режимов звучания во время игры, достижение ритмической синхронности игры под автоаккомпанемент, освоение легкого туше одними пальцами без участия мускульных усилий всей руки, плеча, корпуса и т.п. Для преодоления подобных трудностей, возникающих по ходу выучивания пьесы, ученику может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков. Так для достижения синхронности игры под автоаккомпанемент рекомендуется хорошо выучить текст, исполнять его под электронный метроном, играть одну мелодию, мысленно представляя себе фактуру автоаккомпанемента, играть один автоаккомпанемент, пропевая мелодию вслух или про себя и т.д. Опыт работы над аранжировкой и игровые навыки, на которые опирается ученик при звуковом воплощении на электронном инструменте различных музыкальных произведений, становятся ключом для выполнения им и других творческих заданий, связанных с подбором по слуху, элементарным сочинением и импровизацией. Методы приобщения учащихся к этим видам творческой деятельности схожи со слуховым методом обучения игре на фортепиано, поскольку перед обучающимися в обоих случаях возникают те же проблемы: формирование зрительно-
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.5.186 (0.014 с.) |