Подбора музыкальных произведений для показа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подбора музыкальных произведений для показа



В течение учебного года на зачетах

и академических концертах

Первый класс

1. Виттхауэр И. Гавот; Кабалевский Д. «Вроде марша» (соч. 39 №3); «Ах вы сени, мои се­
ни» (русская народная песня); Паулс Р. «Сонная песенка».

2. Моцарт Л. Бурре; Мясковский Н. «Беззаботная песенка» (соч. 43 №6); «Снова птицы
тут как тут» (немецкая народная песня); Градески Э. «Маленький поезд».

3. Филипп И. Колыбельная; Гедике А. Плясовая; «Во саду ли, в огороде» (русская народ­
ная песня); Савельев Б. Песня «Неприятность эту мы переживем» из м/ф «Лето кота
Леопольда».

Второй класс

1. Моцарт Л. Менуэт ре минор; Гречанинов А. «Первоцвет»; «Казачок» (украинский та­
нец); Визбор Ю. «Домбайский вальс».

2. Куперен Ф. «Смелая кукушка»; Кикта В. «Из киевской старины»; «Вечерний звон»
(русская народная песня); Мокроусов Б, «Хороши весной в саду цветочки».

3. Телеман Г. «Лур»; Голубев Е. Колыбельная (соч. 27 №5); «Во кузнице» (русская народ­
ная песня); Никитин С. «Маленький трубач».

Третий класс

1. Гендель Г. Чакона соль мажор; Хачатурян А. Андантино; «Петушок, погромче пой»
(латвийская народная песня); Дунаевский И. «Песенка моряков» из оперетты «Воль­
ный ветер».

2. Штраус И. «Анна-полька»; Эшпай А. Вариации на марийскую тему; «Хас-Булат уда­
лой» (русская народная песня); Новиков А. «Дороги».

3. Мак-Доуэл Э. «Шиповник»; Холминов А. Вариации на русскую народную тему «У во­
рот-ворот»; «Перепелочка» (белорусская народная песня); Хейне 0. Эстонский вальс.

Четвертый класс

1. ГригЗ. Вальс ля минор; Гаврилин В. Каприччио; «Раскинулось море широко» (русская
народная песня); Богословский Н. «Темная ночь».

2. Шуман Р. «Сицилийская песенка» (соч. 68 №10); Кабалевский Д. Рондо-марш; «Тон­
кая рябина»
(русская народная песня); Лвннон Д., Маккартни П. «Эй, Джуд!»

3. Дуссек Ф. Рондо соль мажор; Салманов В. «Вечерняя песенка»; «Разборчивая невес­
та»
(чешская народная песня); Дунаевский И. «Пути-дороги».


Пятый класс

1. .БоккериниЛ. Менуэт ля мажор из струнного квартета; Шостакович Д. Полька; «Степь

да степь кругом» (русская народная песня); Хвбб Б. «Солнечно» («Биппу»).

2. Дворжак А. Юмореска; Свиридов Г. «Детский альбом. Зима»; «Челита» (мексикан­
ская народная песня); Шевченко А. «Зимний сон».

3. Глинка М. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»; Прокофьев С. «Вечер»;
«Дивлюсь я на небо» (украинская народная песня); Неизвестный автор. «Старинная
полька»,

Шестой класс

1. Гендель Г. Сонатина соль мажор; Стравинский И. Полька си-бемоль мажор; «Вот
мчится тройка почтовая»
(русская народная песня); Пахмутова А. «Надежда».

2. Венда И. Сонатина ля минор; Шостакович Д. «Вальс-шутка»; «Санта Лючия» (италь­
янская народная песня); Полонский А. «Цветущий май» (фокстрот).

3. Бах И. - Гуно Ш. Аве Мария; Раков Н. Сонатина соль мажор; «Варяг» (русская народ­
ная песня); Гершвин Д. «Острый ритм» («I бот, КпуЬпт»).

Седьмой класс

Примерные экзаменационные программы

1. Бетховен Л. Соната соль минор (соч. 46) I часть; Хренников Т. «Портрет» (соч. 5);
«Среди долины ровныя» (русская народная песня); Соловьев-Седой В. «Подмосков­
ные вечера».

2. Дакен Л. «Кукушка»; Кабалевский Д. Концерт №3 ре мажор (отдельные части); «Ду-
дэй»
(американская народная песня); Морган К. Мелодия «Бимбо».

3. Бах И. Английскиая сюита ля минор: Прелюдия, Бурре; Лядов А. Прелюдия №1 (соч.
10); «Бульба» (белорусский народный танец); Морриконе Э. Мелодия из к/ф «Про­
фессионал».

Клавишный синтезатор

Содержание предмета

Программа для пятилетнего курса обучения

Первый класс

Выразительные возможности клавишных синтезаторов. Названия и характер­ные особенности банков голосов, звуковых эффектов и паттернов наличных синтезаторов. Главные клавиши управления автоаккомпанементом: start, stop, synchro-start, intro, ending.

Освоение базовых компонентов нотной грамоты: нотоносец, скрипичный и ба­совый ключи, обозначение нот (графическое, слоговое и буквенное), мажорная и минорная гаммы, тональности до одного знака при ключе, знаки альтерации, на-


звания октав, длительности, паузы, тактовый размер 2/4,3/4,4/4, затакт, наиболее употребительные динамические и штриховые обозначения, аппликатура.

Понятие о фразе, предложении, периоде и куплете. Первичные музыкальные жанры: песня, танец и марш.

Организация целесообразных игровых движений («постановка рук»). Игра нон легато, а затем легато в одной позиции и с подкладыванием первого пальца.

Подготовительные упражнения по чтению нот с листа. Исполнение простей­ших партий в ансамбле с педагогом (в четыре руки) и в режиме «-1». Пение и подбор на клавиатуре по слуху знакомых мелодий.

Импровизация (вокальная и инструментальная) фраз и предложений в про­цессе «музыкального диалога» с учителем (вопрос - ответ, утверждение - воз­ражение, подтверждение и т.п.). Импровизация «звуковых картинок» на основе шумовых эффектов синтезатора.

Освоение простейших приемов аранжировки для синтезатора: гармонизация мелодии в режиме упрощенного взятия аккордов (casio chord, single finger и т.п.) на основе трезвучий, построенных на I, IV и V ступенях мажора в трех-че­тырех тональностях; подбор паттерна, исходя из метра (двух- или трехдольного) и преобладающего ритмического рисунка мелодии (восьмыми, четвертями); подбор тембра мелодии в соответствии с ее жанровой основой и формой (пери­ода или куплетной).

В течение учебного года ученик под руководством педагога должен создать аранжировки и исполнить на синтезаторе 20-30 (10-15)* небольших произведе­ний народной, классической и современной музыки.

Второй класс

Голоса синтезатора, имитирующие струнные, деревянно-духовые, медно-духо-вые, ударные и электронные инструменты. Паттерны народной, джазовой, клас­сической и современной популярной музыки.

Диатонические интервалы в пределах октавы. Аккорды: мажорное и минор­ное трезвучие, малый мажорный (доминантовый) септаккорд. Буквенно-цифро­вое обозначение аккордов. Мажорные и минорные тональности до двух знаков при ключе. Бекар. Тактовый размер 3/8 и 6/8. Фразировочная лига. Знаки по­вторения и сокращения (D.c., D.c. al fine, D.c. al *-*).

Содержание и форма музыки. Понятие о средствах музыкальной выразитель­ности: мелодии, гармонии, фактуре, тембре. Композиционной форма. Понятие тоники, доминанты и субдоминанты. Различение электронных тембров по свет­лой и темной окраске, а также амплитудной огибающей. Простые двух- и трех-частная музыкальные формы.

Игра в режиме динамической клавиатуры (touch response), легато и стакка­то. Несложное двухголосное движение в партиях правой и левой руки.

'Здесь и далее первые два числа относятся к обучению по предмету музыкальный инструмент, вторые, указанные в скобках числа относятся к обучению в рамках предмета по выбору.



Чтение в медленном темпе с листа мелодий с сопровождением в виде выдер­жанных нот в басу. Исполнение несложных ансамблевых пьес с педагогом в че­тыре руки, на двух синтезаторах и в режиме «-1». Подбор на клавиатуре синте­затора по слуху мелодии и баса знакомых песен и фрагментов инструменталь­ных произведений с последующим их исполнением с автоаккомпанементом в режиме упрощенного взятия аккордов (casio chord, single finger и т.п.). Импро­визация музыкальных построений (до периода включительно) по предложенно­му образцу.

Развитие навыков аранжировки для синтезатора: гармонизация мелодии в режиме упрощенного взятия аккордов автоаккомпанемента с использованием тонических, субдоминантовых, доминантовых трезвучий и доминантсептаккорда в тональностях до двух знаков при ключе, простейшие случаи применения авто­аккомпанемента в режиме обычного взятия аккордов (fingered); жанровые и стилистические критерии в выборе паттерна, применение в автоаккомпанементе ритмических заполнений (fill in), применение автоматических ударных без автоаккомпанемента (drum machine), вплетение в музыкальную ткань звуковых эффектов; инструментовка пьес, написанных в простой двух- и трех-частной формах с применением режимов автосопровождения, а также - обычной (поrmal) и разделенной (split) клавиатуры, редактирование тембра с помощью за­держки, вибрации и тремоло.

В течение учебного года ученик под руководством педагога должен создать аранжировки 14-20 (7-10) различных музыкальных произведений и исполнить их на синтезаторе.

Третий класс

Голоса наличных синтезаторов из банков клавишных (различные виды фортепи­ано, органов и др.) и хроматических ударных инструментов; голоса струнных (смычковых, щипковых и плекторных), деревянно-духовых (язычковых и лаби­альных) инструментов и различных представителей басовой группы. Разновид­ности паттернов народной и современной популярной музыки: кантри, латиноа­мериканские, карибские, поп, рок. Ознакомление с художественными возможно­стями многодорожечного секвенсера.

Обращение интервалов. Хроматическая гамма. Тональности до четырех знаков при ключе. Трезвучия тонической, доминантовой, субдоминантовой группы и до-минантсептаккорд с обращениями. Трезвучие с секстой. Обозначение темпа в об­щепринятых (итальянских) терминах и с помощью метронома. Триоль. Фермата.

Понятие о фактурных функциях голосов. Мелодия и бас как основа музы­кальной ткани. Формообразующая функция гармонии, фактуры и тембра. Вари­ационная и рондообразная формы.

Чтение с листа пьес уровня трудности 1 класса. Исполнение в ансамбле с пе­дагогом или другими учениками несложных пьес с применением электронных и механических инструментов. Подбор по слуху и исполнение с автоаккомпане­ментом знакомых мелодий.


Импровизация в медленном темпе мелодического узора на основе простейших гармонических последовательностей (например, |С | // |Dm | // |G7 | // |С | // |; |С |Аm |Dm |G7|; |Сm | // | // | // |Fm | // | // | // |G7 | // | // | // |; |Сm |Вb |Аb |G7| и т.п.) с применением приемов арпеджирования и опевания аккордовых звуков под автоаккомпанемент педагога или в режиме «свободного сеанса» (free session) автоаккомпанемента. Возможно сочинение для синтезатора не­больших пьес на предложенный сюжет и песен.

Освоение новых приемов синтезаторной аранжировки: гармонизация мело­дии в режиме гтдегес! с применением трезвучий тонической, субдоминантовой, доминантовой групп и доминантсептаккорда в тональностях до четырех знаков при ключе; выбор аккомпанирующего паттерна в стилях народной и современ­ной популярной музыки, применение в автоаккомпанементе различных ритми­ческих и мелодических заполнений («звуковых подушечек», «волшебных шаб­лонов» и т.п.); художественно обоснованный выбор мелодического голоса, от­носящегося к той или иной подгруппе струнных, духовых, клавишных или хрома­тических ударных инструментов; тембровые миксты (dual mode) и автогармони-зация (auto harmonie) в мелодическом голосе, обогащение его фактуры с помо­щью звукового колеса (pitch bender) и режима портаменто; применение много­дорожечного секвенсера при записи музыкальных произведений, написанных в простых, вариационной и рондообразной формах.

В течение учебного года ученик под руководством педагога должен создать аранжировки 14-18 (7-9) различных музыкальных произведений и исполнить их (записать с помощью секвенсера) на синтезаторе.

Четвертый класс

Голоса синтезатора, имитирующие народные и электронные инструменты. Паттер­ны архаического, классического и современного джаза; паттерны смешанных сти­лей (джаз-рок, фьюжн, диско). Понятие о МИДИ. Редактирование музыкального звучания при записи на многодорожечный секвенсер: исправление допущенных ошибок, корректирование темпа, установка динамического баланса дорожек.

Тональности до шести знаков при ключе. Трезвучия и септаккорды на VII сту­пени. Септаккорды на II, III и VI ступенях. Синкопа (внутри- и междутактовая). Блюзовая гамма. Отклонения и модуляции в параллельные тональности. Различ­ные способы изложения гармонических голосов фактуры. Понятие о голосове­дении. Темброфактурная функциональность. Сложная трехчастная форма.

Чтение с листа пьес уровня трудности 2 класса. Игра в ансамбле при объеди­нении в ансамблевой партии звуковых ресурсов нескольких МИДИ-устройств. Аккомпанемент пению и сольной инструментальной партии. Подбор по слуху знакомых произведений с имитацией фактуры оригинала.

Импровизация мелодического орнамента на основе ритмического рисунка и гармонических последовательностей автоаккомпанемента, включающих в себя пройденные трезвучия и септаккорды побочных ступеней (например, |С |Аm7 |Dm7 |G7|; |Сm |Вb7 |Еb | // |Dm7\5- |G7 |Сm | // |) с применением блюзовых то-

 

нов, а также проходящих тонов и задержаний. Возможно сочинение для синте­затора пьес в простой двух- или трехчастной формах и песен.

Дальнейшее совершенствование творческих навыков аранжировки для син­тезатора: гармонизация мелодии с использованием трезвучий и септаккордов на VII ступени, а также септаккордов на II, III и VI ступенях в пройденных то­нальностях; подбор паттернов для мелодий джазового, фольклорного и смешан­ного стилей; применение голосов синтезатора, имитирующих народные и элек­тронные инструменты; джазовая артикуляция и свингование; редактирование голосов с помощью реверберации, хоруса, флэнджера, энхансера, софта и дру­гих эффектов; запись и редактирование с помощью многодорожечного секвен­сора музыкальных произведений, написанных в различных простых, вариацион­ной, рондообразной и сложной трехчастной формах.

В течение учебного года ученик под руководством педагога должен создать аранжировки 14-18 (7-9) различных музыкальных произведений и исполнить их на синтезаторе.

Пятый класс

Голоса синтезатора, имитирующие ударные инструменты без определенной вы­соты звука. Звуковой синтез на основе установок формы волны, кривой громко­сти, панорамы и других голосовых параметров. Паттерны наличных синтезато­ров, не пройденные в предыдущих классах (например, из банков вальсов, баль­ных танцев, классических и др.). Редактирование паттерна. Различные возмож­ности редактирования музыкального звучания с помощью многодорожечного секвенсера синтезатора; квантизация, панорамирование, применение звуковых

эффектов и др.

Тональности до семи знаков при ключе. Квинтовый круг тональностей. Тре­звучия и септаккорды с альтерированными и задержанными тонами. Септаккор­ды на I и IV ступенях. Модуляции в родственные тональности.

Педаль и контрапункт (подголосок) в музыкальной фактуре. Колорит гармо­нии, фактуры и тембра. Сонатная и циклические формы. Создание музыкально­го образа - цель работы над музыкальной формой в процессе аранжировки. Взаимосвязь различных элементов музыкальной формы и их взаимодействие с центральным элементом - мелодией.

Чтение с листа пьес уровня трудности третьего класса. Исполнение в ансам­бле с участием электронных инструментов различных музыкальных произведе­ний, в том числе - в аранжировке, выполненной учениками. Совершенствование
навыков подбора по слуху и импровизации на основе полученных в ходе обуче­ния музыкально-теоретических знаний. Применение в импровизации ломаных
арпеджио и хроматических проходящих тонов. (Примерная сложность ритмо- гармонической основы импровизации: |С |С5+ |Аm | // |F |F5+ |Dm | // |Е7 | //
|Аm | // |Dm7 | // |G7 | // |; |Сm7 | // |Fm7 | // |Вb7 |Аb7 |G7sus4 | // |). Возмож­но сочинение для синтезатора пьес во всех пройденных за период обучения
формах.
36.


Аранжировка и запись на многодорожечный секвенсер музыки, основанной на гибких формах фактурного и тембрового развития и включающей в себя раз­личные виды трезвучий и септаккордов всех ступеней, модуляции в родствен­ные тональности. Достижение художественной выразительности записанной на секвенсер музыки с помощью различных операций редактирования ее фактуры, тембра, динамического баланса и панорамы, а также - используя созданные уче­ником оригинальные звуки и паттерны.

В течение учебного года ученик под руководством преподавателя должен со­здать аранжировки 10-15 (5-7) различных музыкальных произведений, испол­нить или записать их на многодорожечный секвенсер синтезатора.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.021 с.)