Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Страницы истории Отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси. Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв. Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в. Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в. Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник. Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: Во времена Древней Руси
Современная Россия (9 ч)
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка. Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России. Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы и определением основных видов учебной деятельности учащихся
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Тематическое планирование
| Количество часов
| Характеристика деятельности обучающихся
|
| 1 класс (66 ч)
|
| Введение. Задавайте вопросы!
| 1 ч
| Учащиеся осваивают первоначальные умения:
— задавать вопросы;
— вступать в учебный диалог;
— пользоваться условными обозначениями учебника;
— различать способы и средства познания окружающего мира;
— оценивать результаты своей работы на уроке.
| Что и кто?
| 20 ч
|
| Что такое Родина?
Что мы знаем о народах России?
Что мы знаем о Москве?
Проект «Моя малая Родина».
Что у нас над головой?
Что у нас под ногами?
Что общего у разных растений?
Что растёт на подоконнике?
Что растет на клумбе.
Что это за листья?
Что такое хвоинки?
Кто такие насекомые?
Кто такие рыбы?
Кто такие птицы?
Кто такие звери?
Что окружает нас дома?
Что умеет компьютер?
Что вокруг нас может быть опасным?
На что похожа наша планета?
Проверим себя.
| 1 1
1 1 1 1 1
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
1 1 1
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию по теме урока
— работать в паре: рассказывать (по фотографиям личным впечатлениям) на тему урока
— обсуждать
— работать со взрослыми: находить информацию относящуюся к теме урока
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
- выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);
— оценивать результаты собственного труда и труда товарищей
наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;
— моделировать форму Солнца;
— работать в паре: моделировать форму созвездий;
— работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями
— Выполнять тестовые задания учебника.
| Как, откуда и куда?
| 12 ч
|
| Как живет семья?
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки?
Откуда берутся снег и лед? Как живут растения?
Как живут животные?
Как зимой помочь птицам? Откуда берется и куда девается мусор?
Откуда в снежках грязь?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»
| 1
1 1 1 1 1 1 1 1
1
1
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;
— работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку;
— практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка;
— оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе;
— обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;
— практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм;
— запомнить правила подкормки птиц;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
— обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора;
— практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала;
— сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
— практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений;
— обсуждать источники появления загрязнений в снеге;
— формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений;
— сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему;
— Выполнять тестовые задания учебника;
— выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
— обсуждать выступления учащихся;
— оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
| Где и когда?
| 11 ч
|
| Когда учиться интересно?
Проект «Мой класс и моя школа».
Когда придет суббота? Когда наступит лето?
Где живут белые медведи? Где живут слоны?
Где зимуют птицы?
Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед?
Когда мы станем взрослыми?
Проверим и оценим свои знания.
|
| — фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д.
— коллективно составлять рассказ о школе и классе;
— презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами);
— оформлять фотовыставку;
— оценивать результаты собственного труда и труда товарищей
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее;
— работать в паре
— называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым;
— сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
— анализировать схему смены времён года и
месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года;
— называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым;
— работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;
осуществлять самоконтроль;
— рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;
— приводить примеры
животных холодных районов;
— устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.
|
| 22 ч
|
| Почему и зачем?Почему Солнце светит днем, а солнце ночью?
Почему Луна бывает разной?
Почему идет дождь и дует ветер?
Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная?
Почему мы любим кошек и собак?
Проект «Мои домашние животные».
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
Зачем мы спим ночью?
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Зачем нам телефон и телевизор?
Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда?
Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты?
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?
Зачем люди осваивают космос?
Почему мы часто слышим слово «экология»?
|
1 1
| — обсуждать, почему и как следует беречь уши;
— высказывать предположения о причине возникновения эха
— сочинят
— описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;
— запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма;
— высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку;
— работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку;
— описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку);
— обсуждать наше отношение к домашним питомцам;
— рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой;
— практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за
кошкой и собакой и их назначением;
— участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца;
В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:
— наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений;
— фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях;
— составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх;
— презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов);
— оформлять фотовыставку;
— оценивать результаты собственного труда и труда товарищей
— работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку;
— рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои.
|
Класс
Тема урока
|
| Характеристика деятельности обучающихся
| 1 четверть – 18 ч.
Где мы живём? – 4 ч.
Твой адрес в мире. Родная страна.
Город и село. Проект«Родной город».
Природа и рукотворный мир. Экскурсия «Что нас окружает?
Обобщение по теме «Где мы живём». Тест по теме урока.
|
| – Находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
– называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
– различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
– приводить примеры народов России;
– сравнивать город и село, городской и сельский дома;
– Различать государственные признаки России и Республики Коми
– Уметь назвать свой адрес, проложить маршрут от дома до школы
– Различать сельскую местность им город, указывая признаки
– Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
|
Природа – 20 ч.
Неживая и живая природа.
Явления природы. Пр.раб. по теме «Как измерить температуру?»
Что такое погода?
«В гости к осени» Урок –экскурсия.
Неживая и живая природа осенью.
Звёздное небо.
Заглянем в кладовые Земли. Пр.раб. «Состав гранита».
Про воздух.
Про воду. Пр. раб. «Свойства воды».
Какие бывают растения? Пр.раб. «Распознавание деревьев, кустарников и трав».
Какие бывают животные?
Невидимые нити. Невидимые нити в осеннем лесу.
Дикорастущие и культурные растения. Пр. раб.
Дикие и домашние животные.
Комнатные растения. Пр.раб. по теме «Приемы хода за комнатными растениями».
Животные живого уголка.
Про кошек и собак.
Красная книга.
Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту».
Обобщение по теме «Природа». Тестпо теме урока.
|
| • различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
• оценивать отношение людей к окружающему миру;
• различать объекты и явления неживой и живой природы;
• находить связи в природе, между природой и человеком;
- проводить наблюдения и ставить опыты;
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
| Жизнь города и села – 10 ч.
Что такое экономика?
Из чего что сделано? Пр. раб. «Классификация предметов по характеру и материалу».
Как построить новый дом?
Какой бывает транспорт?
Культура и образование.
Все профессии важны. Проект «Профессии»
В гости к зиме Урок –экскурсия.
Невидимые нити в зимнем лесу. Пр.раб. «Рассматривание еловых шишек».
Обобщение по теме «Жизнь города и села». Тест по теме урока.
Презентация проектов «Родной город», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии».
|
| • находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
• соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
• различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
• прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
• узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
• различать виды транспорта;
• приводить примеры учреждений культуры и образования;
• определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных
профессий;
| Здоровье и безопасность – 9 ч.
Строение тела человека.
Если хочешь быть здоров.
Берегись автомобиля! Осторожно, поезд!
Школа пешехода. Пр. раб. «Отработка правил перехода улицы».
Домашние опасности.
Пожар!
Лесные опасности. Как нужно купаться?
Опасные незнакомцы.
Обобщение по разделу «Здоровье и безопасность». Тест по теме урока.
|
| • правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
• различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
Соблюдать правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте;
• соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
• правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
Объяснять влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности).
Объяснять основные функции систем органов человеческого тела
Объяснять правила поведения в различных жизненных ситуациях
| Общение – 7 ч.
Наша дружная семья.
Проект «Родословная»
В школе.
Правила вежливости. Пр.раб. «Отработка основных правил этикета».
Ты и твои друзья.
Мы – зрители и пассажиры.
Обобщение по разделу «Общение». Тестпо теме урока.
|
| · Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
· Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
· В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
| Путешествия – 18 ч.
Посмотри вокруг.
Ориентирование на местности. Пр. работа «Ориентирование по компасу».
Ориентирование по местным признакам.
|
| оценивать характер взаимоотношений людей в семье,
в школе, в кругу сверстников;
• приводить примеры семейных традиций;
• соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных
местах;
| Формы земной поверхности.
Водные богатства. Экскурсия «Водоемы родного края».
Неживая и живая природа весной.
В гости к весне. Урок – экскурсия.
Россия на карте. Пр.раб. «Основные приемы чтения карты».
Проект«Города России».
Путешествие по Москве.
Московский Кремль.
Город на Неве.
Путешествие по планете. Пр.раб. «Нахождение материков и океанов на карте».
Путешествие по материкам.
Страны мира. Проект«Страны мира».
Впереди летоУрок –экскурсия.
Обобщение по разделу «Путешествия». Тест по теме.
Презентация проектов «Родословная», Города России», «Страны мира».
|
| • различать водные объекты, узнавать их по описанию;
• читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
• находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
• различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны
|
Класс
Тема урока
|
|
| 1 четверть (18 ч)
Как устроен мир – 7 ч
Что такое природа. Значение природы для людей. Разнообразие природы. Экскурсия.
Человек. Ступени познания.
Проект «Богатства, отданные людям».
Общество. Особенности его организации.
Мир глазами эколога.
Природа в опасности. Охрана природы. Практическая работа «Моделирование влияния человека на природу».
Обобщение по разделу «Как устроен мир». Тестирование.
| | находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
• осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
• находить на карте страны — соседи России и их столицы;
• определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
• осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
| Эта удивительная природа – 19 ч
Тела, вещества, частицы. Практическая работа «Моделирование расположения частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществе».
Разнообразие веществ.
Воздух и его охрана. Практическая работа «Состав и свойства воздуха».
Вода. Практическая работа «Свойства воды».
Превращения и круговорот воды.
Берегите воду!
Что такое почва? Практическая работа «Состав почвы».
Разнообразие растений. Экскурсия.
Солнце, растения и мы с вами.
Размножение и развитие растений. Практическая работа «Рассматривание плодов и семян растений. Способы их распространения».
Охрана растений.
Разнообразие животных. Экскурсия.
Кто что ест? Практическая работа «Моделирование цепей питания».
Проект «Разнообразие природы родного края».
Размножение и развитие животных.
Охрана животных.
В царстве грибов.
Великий круговорот жизни.
Обобщение по разделу «Эта удивительная природа». Тестирование.
| | • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
• различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
• проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
• исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
• классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
• пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
• обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения
необходимости бережного отношения к природе;
• приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
• использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
·
| Мы и наше здоровье – 10 ч
Организм человека.
Как мы воспринимаем окружающий мир. Органы чувств.
Надежная защита организма. Практическая работа «Первая помощь при небольших повреждениях кожи».
Опора тела и движение.
Наше питание. Пищеварительная система. Проект «Школа кулинаров».
Дыхание и кровообращение. Практическая работа «Подсчёт ударов пульса».
Умей предупреждать болезни.
Здоровый образ жизни.
Обобщение по разделу «Мы и наше здоровье». Тестирование.
| | • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
• использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
• оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
• вырабатывать правильную осанку;
• выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
• понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
| Наша безопасность – 7 ч
Огонь, вода и газ.
Чтобы путь был счастливым.
Дорожные знаки. Проект «Кто нас защищает».
Опасные места. Железная дорога.
Природа и наша безопасность.
Экологическая безопасность. Практическая работа «Очистка воды».
Обобщение по разделу «Наша безопасность». Тестирование.
| | • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
• соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, железной дороге, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
• понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
• соблюдать правила безопасного поведения в природе;
• понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
| Чему учит экономика – 11 ч
Ø Для чего нужна экономика?
Природные богатства и труд людей – основа экономики.
Полезные ископаемые. Практическая работа.
Растениеводство. Практическая работа «Культурные растения».
Животноводство.
Какая бывает промышленность? Проект «Экономика родного края».
Что такое деньги? Практическая работа «Знакомство с различными монетами».
Государственный бюджет.
Семейный бюджет.
Экономика и экология.
Обобщение по разделу «Чему учит экономика». Тестирование.
| | • раскрывать роль экономики в нашей жизни;
• осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
• различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
• понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
• объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
• понимать, как ведётся хозяйство семьи;
| Путешествие по городам и странам – 14 ч.
Золотое кольцо России – слава и гордость страны.
Города золотого кольца России и их достопримечательности.
Проект «Музей путешествий».
Наши ближайшие соседи.
На севере Европы.
Что такое Бенилюкс?
В центре Европы.
Путешествие по Франции.
Путешествие по Великобритании.
На юге Европы.
По знаменитым местам мира.
Достопримечательности нашего города. Экскурсия.
Обобщение по разделу «Путешествие по городам и странам». Тестирование.
Урок-КВН по теме «Мир вокруг нас».
| | • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
• рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица,текст и иллюстрации учебника);
• приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
• использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
· доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
| Календарно-тематическое планирование 4 класс
Тема урока
| Основные виды учебной деятельности
| Мир глазами астронома.
Стартовая диагностика
| Знакомиться с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь.Изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы. Работать со взрослыми; находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах, астероидах, готовить сообщения
Объяснять значения слов: «астрономия», «астроном». Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Рассказывать о мире с точки зрения астронома
Извлечение информации из учебника. Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Работа в паре. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Планеты Солнечной системы.
Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку. Различать планеты и их спутники. Анализироватьсхемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года. Работать со взрослыми: наблюдать луну невооружённым глазом и с помощью бинокля (телескопа). Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения
Характеризовать планеты Солнечной системы. Называть естественные спутники планет.
Рассказывать об изучении планет астрономами, об особенностях движения Земли в космическом пространстве.
Называть причины смены дня и ночи и времён года. Моделировать движение Земливокруг своей оси и вокруг Солнца
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.
Моделирование объектов окружающего мира.
Сотрудничество с учителем и учащимися
| Звёздное небо – Великая книга Природы.
Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира»
| Изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия. Моделировать изучаемые созвездия. Определять направление на север по Полярной звезде. Выполнять задания электронного приложения к учебнику. Работать с терминологическим словариком
Называть правила наблюдения звёздного неба. Называть созвездия: Малая Медведица, Большой Пёс, Телец. Называть звёзды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран, Плеяды – скопления звёзд в созвездии Тельца
Моделирование объектов окружающего мира. Выражение с достаточной полнотой и точностью своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Сотрудничество с учителем и сверстниками
| Мир глазами географа.
Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте»
| Сравнивать глобус и карту полушарий.
Находить условные знаки на карте полушарий. Обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества. Составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий.
Извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них. Работать с терминологическим словариком
Рассказывать об истории создания карт в мире и в России, об истории создания глобуса.
Понимать, что изучает география. Работать с картами полушарий. Показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли. Объяснять значения слов: «география», «географ»
Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных источников информации. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы
| Мир глазами историка
| Составлять рассказы о мире с точки зрения историка. Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого. Обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого. Посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села). Работать с терминологическим словариком. Готовить сообщение о прошлом своего региона, города (села)
Понимать, что история – это наука, которая изучает то, что было в прошлом людей. Называть источники исторических сведений. Понимать значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории. Объяснять значения слов: «история», «историк», «исторический источник», «архив», «летопись», «археология», «археолог»
Достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных источников информации. Сотрудничество с учителем и сверстниками
| Когда и где?
Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами»
| Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события. Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях. Анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях
Понимать, что означают слова и выражения: «век», «тысячелетие», «наша эра», «до нашей эры». Рассказывать о летоисчислении в древности и в наши дни. Работать с «лентой времени». Работать с исторической картой
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
| Мир глазами эколога
| Рассказывать о мире с точки зрения эколога. Анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению. Знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды. Находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения.Изучать экологический календарь
Понимать, что если люди погубят окружающую природу, то и сами не выживут. Рассказывать о развитии человечества во взаимодействии с природой.
Называть экологические проблемы и пути их решения. Называть международные соглашения по охране окружающей среды, международные экологические организации. Использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в её охране
Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Моделирование связей организмов с окружающей средой, обсуждение и оценивание предложенных моделей. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
| Природное сообщество «Водоем». Экскурсия №1
| Наблюдать объекты и явления природы.
Определять природные объекты с помощью атласа-определителя.
Фиксировать результаты наблюдений.
Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в разных природных сообществах
Рассказывать о природных сообществах, характерных для края.
Наблюдать объекты и явления природы
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.
| Сокровища Земли под охраной человечества.
Всемирное наследие
| Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия. Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия. Знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям. Читать в учебнике текст об одном из объектов Всемирного наследия, использовать его как образец для подготовки собственных сообщений.
Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и готовить о них сообщения
Понимать, что такое всемирное наследие. Рассказывать о составных частях Всемирного наследия: природном и культурном наследиях. Называть объекты Всемирного наследия, используя карту. Называть объекты Всемирного наследия, которые находятся в России
Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
| Сокровища Земли под охраной человечества.
Международная Красная книга.
Тест № 1
| Знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги. Читать в учебнике текст о животном из Международной Красной книги и использовать его как образец для подготовки собственных сообщений. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию о животных из Международной Красной книги и
Рассказывать о Международной Красной книге. Рассказывать о том, что нужно сделать для спасения каждого вида.
Объяснять, почему животные оказались под угрозой исчезновения
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.
Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися
| Равнины и горы России.
Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России»
| Находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте.
Различать холмистые и плоские равнины. Характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным вп |
|