Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономическое, политическое и культурное Развитие стран западной Европы и северной америки в XIX веке.

Поиск

Социально-экономическое развитие стран Западной Европы и США в ХIХ – начале ХХ

Новое время — эпоха становления и развития буржуазного общества, зарождения и формирования индустриальной цивилизации. В этот насыщенный событиями исторический период утверждались капиталистические порядки, значительно ускорялась динамика общественных процессов, создавались колониальные империи, и формировалась единая система мирового капиталистического хозяйства. Капитализм, ориентированный на постоянные новации и прогресс служил мощным стимулом для развития общества и по своей сути противоречил духу традиционализма. В этой связи уже на рубеже XV—XVI вв. обозначилась глубокая трансформация западноевропейского общества, получившая название модернизация.

Модернизация — процесс постепенного перехода от традиционного к современному индустриальному обществу и поступательной эволюции самого индустриального общества. Этот процесс имеет всеобъемлющий характер и охватывает все сферы жизнедеятельности общества. Модернизация включает в себя важнейшие явления — аграрную революцию (утверждение рыночных отношений в деревне, переход от экстенсивных к интенсивным методам ведения сельского хозяйства); индустриализацию (механизация всего хозяйственного комплекса, создание системы машин и крупной промышленности); урбанизацию (бурный рост городов, экономическое преобладание города и широкое распространение городского образа жизни); трансформацию социальной структуры общества (утверждение экономического типа и классового характера социальной стратификации); демократизацию политической системы (становление правового государства и гражданского общества); секуляризацию (обмирщение сознания и утверждение научного мировоззрения, освобождение общества от влияния церкви). Выделяются два основных типа модернизации: органическая (первичная) и неорганическая (вторичная). Отмеченным вариантам модернизационных процессов соответствует понятие «эшелонов капитализма».

ХVI—ХVIII вв. были переходным временем, подготовившим развитые западные страны к вступлению в индустриальную эпоху. В этот период первичная модернизация охватила страны т. н. «старого капитализма» или «первого эшелона» капиталистического развития (Голландию, Бельгию, Англию, Францию, Швейцарию, позднее США), в которых буржуазные отношения глубоко проникли во все сферы жизни общества. Для отмеченных стран модернизация носила естественный, объективный характер. Происходившие трансформации имели эволюционную природу, характеризовались органичностью и преемственностью в развитии общественных форм. Это обеспечило относительно гармоничное сочетание традиционных и индустриальных форм социально-экономических отношений.

На протяжении ХVI—ХVIII вв. модернизация, по сути, имела переходное содержание, она создавала основы для строительства будущего индустриального общества. В конце ХVIII—XIX в. модернизационный процесс вступает в зрелую фазу и приобретает уже комплексный, масштабный характер. Он развернулся в полную силу, значительно углубился и затронул более широкий круг европейских стран: Германию, Италию, отчасти Австрию, Россию. Эти страны «второго эшелона» капиталистического развития, вставшие на путь индустриализации только в XIX в., представляли собой уже другой неорганический, вторичный тип модернизации. Процесс утверждения капиталистических отношений носил здесь менее сбалансированный, во многом искусственный характер, осуществлялся «сверху», главным образом за счет реформ, ускоренного развития отдельных сфер индустриального производства. В этих условиях модернизация сопровождалась обострением противоречий между традиционными и привнесенными формами общественных отношений. Отмеченные черты предопределили более значительную роль государства в стимулировании процесса индустриализации. При этом страны «второго эшелона», вступив на путь модернизации позднее, имели возможность не только использовать уже накопившийся здесь опыт, но проводить у себя промышленную революцию и индустриализацию на более высокой технико-технологической основе.

Результатом модернизационного процесса стало формирование нового типа общественной модели — индустриальной цивилизации. Ее отличают такие важнейшие социально-экономические черты как машинизация и автоматизация производства и управления, приоритет науки и высоких технологий, массовое производство товаров на широкий рынок, развитая система разделения труда с высоким уровнем специализации, разветвленные системы транспорта и коммуникаций, высокая степень социальной мобильности и урбанизации, постоянный рост жизненного уровня населения и значительное повышение его социокультуры. С социально-политической стороны индустриальное общество характеризуется эволюцией политической системы в направлении демократизации, утверждения правового порядка и, вместе с тем, усилением государственного начала, а также наличием множества противоречий, проявляющихся, в частности, в обострении социальной напряженности, возрастании экологических проблем, кризисе духовной сферы. Индустриальная цивилизация — первая в истории человечества техногенная по своему характеру общественная система. В основе развития данного общества лежат факторы, связанные с производством, технико-технологическими процессами, экономической занятостью.

Индустриальная цивилизация ведет отсчет с двух эпохальных событий, обозначивших переломный рубеж и давших мощный толчок прогрессивным изменениям в развитии западного общества: промышленной революции — технологического переворота, сопоставимого по своим масштабам и значению с неолитической революцией, и Великой французской революции, разрушившей основы феодального порядка в Европе. Крупнейший современный британский историк Э. Хобсбаум обозначает эти события как «двойственную революцию», вызвавшую непрерывные революционные преобразования в западном обществе на протяжении первой половины XIX в.: «Великая революция 1789—1848 гг. явилась триумфом… капиталистической промышленности... экономики и государства в определенном географическом районе мира (части Европы и некоторых областях Северной Америки), центром которых были соседние государства — Великобритания и Франция. Преобразования 1789—1848 гг. стали по существу двойным переворотом, происшедшим в тех двух странах, и были распространены отсюда по всему миру.

Таким образом, эта двойственная революция может рассматриваться не только как французская политическая и британская промышленная революция... но скорее как двойной кратер довольно значительного действующего вулкана... от этого двойного кратера англо-французской революции, она распространилась по всему свету, а потому ясно, что она приняла форму европейской экспансии и победы во всем мире».

Промышленная революция, проходившая в развитых странах в основном в период с конца ХVIII в. до последней трети XIX в., заложила основы индустриального общества. В обозначенное время шло его становление. Эпицентр индустриальной цивилизации находился в Англии с последующим перемещением на континентальную Европу и в Северную Америку. До середины XIX в. длилась фаза быстрого распространения. В формационном измерении обозначенный этап соответствовал стадии «классического (зрелого, промышленного) капитализма», основанного на принципах свободной конкуренции.

Промышленный переворот был только началом индустриализации, он дал толчок непрерывным технико-технологическим и социально-экономическим изменениям. Уже в 1850—60-х гг., в период завершения промышленной революции, в ведущих странах Запада были созданы условия для нового технологического переворота. Вторая технологическая революция в XIX в. развернулась в последней трети столетия. В современной исторической литературе она обозначена как вторая промышленная революция (в советской историографии — техническая революция). Ее стержневой основой стала энергетика, получившая новый источник — электричество. Теперь ведущие позиции заняла тяжелая индустрия, решающую роль стала играть наука. Машинный век изменил весь образ жизни людей, значительно облегчил труд и быт человека. Вместе с тем появилось и множество новых, доселе неизвестных проблем.

Вторая промышленная революция обусловила бурную индустриализацию в странах Запада и формирование здесь зрелого индустриального общества. Переход западного общества в фазу его расцвета, длившуюся до начала Первой мировой войны, завершает эпоху Нового времени (затем последует фаза заката индустриальной цивилизации и период Новейшего времени).

Новый технологический переворот повлек за собой большие изменения и в формационном плане, вызвав усиление концентрации и централизации производства и капитала, создание акционерных обществ и монополий. В этих условиях капитализм переходит на новую стадию развития: из «классического» он трансформируется в монополистический. В силу своего экспансионистского характера ранний монополистический капитализм получил название империализм.

Формирование индустриального общества привело к заметным переменам в социальной жизни западного общества. Рост социальной мобильности повлек за собой сдвиги в социальной структуре общества, которая стала формироваться на основе классового фактора. Это было связано с тем, что наиболее значимыми социальными характеристиками теперь становятся отношение к собственности и место, занимаемое в системе общественного производства. Вершину социальной иерархии окончательно заняла буржуазия. Рабочий класс, живший за счет продажи своей рабочей силы, стал основным представителем наемного труда. Изменился облик крестьянства, оно дифференцировалось по своему имущественному положению. Сложился значительный слой интеллигенции, поскольку механизированное производство позволяло значительной группе населения выйти из сферы физического труда и заниматься умственной деятельностью. Основой буржуазного общества становится новая социальная группа — средний класс. Вместе с тем индустриальное общество представляло собой биполярное пространство, в нем противостояли два ведущих класса — наемные работники, живущие продажей своего труда, и капиталисты, собственники средств производства. В индустриальном обществе заметно повысился уровень жизни населения, его постоянный рост отмечается уже с середины XIX в.

В процессе модернизации глубоким изменениям подвергалась и политическая система западного общества: утверждалась буржуазная демократия. Ее типичными образцами стали конституционная монархия в Англии и президентская республика в США. В основе буржуазной демократии лежит признание равноправия и свобод всех граждан, правовая защита личных и имущественных прав, политические свободы. В разных странах основные принципы буржуазной демократии менялись в результате острой политической борьбы, отражавшей сдвиги в соотношении социальных и политических сил. Эта борьба проходила в разных формах, мирными либо насильственными методами, путем реформ или революций. Следует отметить, что революция и реформа — это не антиподы, а специфические проявления сложного процесса эволюции. Они диалектически дополняют друг друга, в целом играя сопоставимую по значимости роль в развитии общества на протяжении всей его истории. Выбор инструмента модернизации общества — революция или реформа — зависел от соотношения нового и старого укладов (буржуазных и феодальных элементов), способности правящей элиты к компромиссу с оппозицией, степени радикализации низших слоев и от специфики исторического развития той или иной страны. Образцом эволюционного развития являлась Англия, после XVII в. двигавшаяся путем реформ, революционного — Франция, пережившая в XIX в. три революции. Так или иначе, к концу XIX в. большинство стран Запада заложили основы буржуазной демократии, создали у себя буржуазную государственность.

Модернизация внесла серьезные коррективы и в систему международных отношений: изменился прежний баланс сил между ведущими державами. Англия благодаря своему первенству в индустриальном развитии в середине XIX в. стала «промышленной мастерской мира» и лидирующей мировой державой. В прошлом великая монархия Габсбургов отошла на второй план, вместе с тем аграрная Германия, прежде игравшая роль «европейской деревни», вышла на ведущие позиции в Европе. Франция, несколько веков боровшаяся за гегемонию в Европе, вынуждена была признать превосходство своих конкурентов — Англии, затем и Германии.

Индустриализация оказывала огромное влияние и на духовную жизнь общества, на самого человека. В XIX в. завершился процесс обмирщения сознания западного общества, начало которому положило гуманистическое движение. Западное общество перешло от теологического к рационалистическому мировоззрению, в основе которого лежат индивидуализм, скептицизм, светскость. Религия как интеллектуальный авторитет была вытеснена наукой, ее влияние отныне ограничивалось сферой человеческой души. Научное мировоззрение быстро завоевало всеобщее признание, поскольку было объективно, нейтрально, поддавалось проверке опытом. Наука и разум стали двигателями общественного прогресса. Менялся и сам человек. С одной стороны, он становился динамичным, прагматичным, рациональным, с другой — терял свое духовное содержание и индивидуальность, обезличивался, ощущая себя частью более крупной общности — класса или нации.

Огромные стимулы для развития получило искусство, оно становилось все более «земным». Вместе с тем индустриальное общество нанесло огромный удар по духовной основе общества. Это отмечали уже в начале XX в. представители интеллектуальной элиты. О. Шпенглер в своей работе «Закат Европы» писал о гибели европейской гуманистической культуры под напором технократизма, массовой индустриальной культуры.

Таким образом, модернизация изменила облик западного общества. Она достаточно резко обозначила грань между двумя большими цивилизационными периодами в истории человечества — доиндустриальным и индустриальным. Вслед за изобретением и внедрением машин стали происходить качественные изменения, затронувшие практически все стороны жизни стран Запада: от организации производства и трудового процесса до быта и психологии человека. Благодаря своему экономическому и политическому могуществу западное индустриальное общество отныне утверждало свои культурные ценности и нормы по всему миру. Экономическое преобладание ведущих стран Запада позволило в конце XIX в. завершить процесс колонизации. Отмеченные изменения принесли и положительные и отрицательные результаты и поставили перед человечеством новые проблемы.

Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ КОЛОНИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

ВОСТОКА В XIX ВЕКЕ

 

Страны Европы, осуществив модернизацию, получили огромные преимущества по сравнению с остальным миром, который основывался на

принципах традиционализма. Это преимущество сказалось и на военном потенциале. Поэтому вслед за эпохой Великих географических открытий, связанных в основном с разведывательными экспедициями, уже в ХII-ХIII веках началась колониалистская экспансия на Восток наиболее развитых стран Европы. Традиционные цивилизации в силу отсталости своего развития были не способны противостоять этой экспансии и превращались в легкую добычу своих более сильных противников.На первом этапе колонизации традиционных обществ лидировали Испания и Португалия. Им удалось покорить большую часть Южной Америки. В середине XVIII Испания и Португалия начали отставать в экономическом развитии и как морские державы были отодвинуты на второй план. Лидерство в колониальных захватах перешло к Англии. Начиная с 1757 года торговая Ост-Индская английская компания в течение почти ста лет захватила почти весь Индостан. С 1706 года началась активная колонизация англичанами Северной Америки. Параллельно шло освоение Австралии, на территорию которой англичане посылали осужденных на каторжные работы преступников. Голландская Ост-Индская компания захватила Индонезию. Франция установила колониальное правление на островах Вест-Индии, а также в Новом Свете (Канада).Африканский континент в ХVII-ХVIII вв. европейцами осваивался только на побережье и использовался в основном как источник рабов. В XIX веке европейцы продвинулись далеко вглубь континента и к середине XIX века Африка была почти полностью колонизирована. Исключение составляли две страны: христианская Эфиопия, оказавшая стойкое сопротивление Италии, и Либерия, созданная бывшими рабами, переселенцами из США. В Юго-Восточной Азии французы захватили большую часть территории Индокитая. Относительную независимость сохранил только Сиам (Таиланд), но и у него была отнята большая территория.К середине XIX века сильному давлению развитых стран Европы подверглась Османская империя. Страны Леванта (Ирак, Сирия, Ливан, Палестина), которые официально считались частью Османской империи в этот период, стали зоной активного проникновении западных держав — Франции, Англии, Германии. В этот же период Иран утратил не только экономическую, но и политическую самостоятельность. В конце XIX века его территория была поделена на сферы влияния между Англией и Россией. Таким образом в XIX веке

практически все страны Востока попали в ту или иную форму зависимости от наиболее сильных капиталистических стран, превратившись в колонии или полуколонии. Для западных стран колонии являлись источником сырья, финансовых средств, рабочей силы, а также рынками сбыта. Эксплуатация колоний западными метрополиями носила жесточайший, хищнический характер. Ценой беспощадной эксплуатации и грабежа создавалось богатство западных метрополий, поддерживался относительно высокий уровень жизни их населения. Первоначально европейские страны не привносили в колонии свойственной им политической культуры и социально-экономических отношений. Сталкиваясь с

древними цивилизациями Востока, которые давно выработали собственные традиции культуры и государственности, завоеватели добивались прежде всего их экономического подчинения.Экономическая политика в различных европейских колониях! была в значительной мере схожа. Испания, Португалия, Голландия, Франция, Англия первоначально переносили в свои колониальные владения феодальные структуры.При этом широко использовалось плантационное хозяйство. Конечно, это не были рабовладельческие плантации классического типа, как, скажем, в Древнем Риме. Они представляли собой крупное капиталистическое хозяйство, работающее на рынок, но с использованием грубых форм внеэкономического принуждения и зависимости. Многие последствия колонизации были негативными. Осуществлялся грабеж национальных богатств, нещадная эксплуатация местного населения и бедных колонистов. Торговые компании завозили на захваченные территории залежалые товары массового спроса и продавали его по высоким ценам. Из колониальных стран, напротив, вывозилось ценное сырье, золото и серебро. Под натиском товаров из метрополий хирело традиционное восточное ремесло, разрушались традиционные формы быта, системы ценностей. Вместе с тем, восточные цивилизации все больше втягивались в новую систему мировых связей и подпадали под влияние западной цивилизации. Постепенно происходило усвоение западных идей и политических институтов, создание капиталистичес; кой экономической инфраструктуры. Под влиянием этих процессов происходит реформирование традиционных восточных цивилизаций. Яркий пример изменения традиционных структур под влиянием колонизаторской политики дает история Индии. После ликвидации Ост-Индской торговой компании в 1858 году Индия стала частью Британской империи. В 1861 году был принят закон о создании законосовещательных органов –Индийских советов, а в 1880 году закон о местном самоуправлении. Таким образом было положено начало новому для индийской цивилизации явлению — выборным органам представительства. Хотя следует отметить, что в этих выборах имело право

принимать участие лишь около 1 % населения Индии. Англичане осуществляли заметные финансовые вложения в: индийскую экономику. Колониальная администрация, прибегая к займам у английских банкиров, строила железные дороги, ирригационные сооружения, предприятия.

Кроме того в Индии рос и частный капитал, который сыграл большую роль в развитии хлопчатобумажной, джутовой промышленности, в производстве чая, кофе и сахара. Владельцами предприятий были не только англичане, но и индийцы. 1/3 акционерного капитала находилась в руках национальной буржуазии.

С 40-х годов XIX века английские власти начали активно работать по формированию национальной «индийской» по крови и цвету кожи, по вкусам, морали и складу ума, интеллигенции. Такая интеллигенция формировалась в колледжах и университетах Калькутты, Мадраса, Бомбея и других городах.В XIX веке процесс модернизации происходил и в странах Востока,которые непосредственно не попали к колониальную зависимость. В 40-х годах XIX века начались реформы в Османской империи. Преобразовалась административная система и суд, создавались светские школы. Немусульманские общины (еврейская, греческая, армянская) были признаны официально, а их члены получили допуск к государственной службе. В 1876 году был создан двухпалатный парламент, который несколько ограничивал власть султана, в конституции провозглашались основные права и свободы граждан. Однако демократизация восточной деспотии оказалась весьма непрочной и в 1878 г.

после поражения Турции в войне с Россией происходит откат на исходные позиции. После государственного переворота в империи вновь воцарилась деспотия, парламент распущен, существенно урезаны демократические права граждан.Помимо Турции в исламской цивилизации европейские стандарты жизни начали осваивать только два государства: Египет и Иран. Остальной огромный исламский мир до середины XX века оставался подвержен традиционному образу жизни. Определенные усилия по модернизации страны предпринял и Китай. В 60х

годах XIX века здесь получила широкую популярность политика самоусиления. В Китае активно начали создаваться промышленные предприятия, верфи, арсеналы для перевооружения армии. Но этот процесс не получил достаточного импульса. Дальнейшие попытки развития в этом направлении с большими перебоями возобновились в XX веке.Дальше всех из стран Востока во второй половине XIX века продвинулась

Япония. Особенность японской модернизации состоит в том, что в этой стране реформы были проведены достаточно быстро и наиболее последовательно.Используя опыт передовых европейских стран, японцы модернизировали промышленность, внедрили новую систему правовых отношений, изменили политическую структуру, систему образования, расширили гражданские права и свободы. После государственного переворота 1868 года в Японии был проведен ряд радикальных реформ, получивших название реставрации Мэйдзи. В результате этих реформ в Японии было покончено с феодализмом. Правительство ликвидировало феодальные уделы и наследственные привилегии, князей-дайме,превратив их в чиновников, которые возглавляли губернии и префектуры.Титулы сохранились, но сословные различия были отменены. Это значит, что за исключением самых высоких сановников, в сословном отношении князья и самураи были приравнены к другим сословиям. Земля за выкуп перешла в собственность крестьян и это открывало путь для развития капитализма. Зажиточное крестьянство, освобожденное от налога— ренты в пользу князей, получило возможность работать на рынок. Мелкие землевладельцы нищали, продавали свои участки и либо превращались в батраков, либо уходили на заработки в город.Государство взяло на себя строительство промышленных объектов:верфей, металлургических заводов и т.д. Оно активно поощряло купеческий капитал, давая ему социальные и юридические гарантии. В 1889 году в Японии была принята конституция, согласно которой устанавливалась конституционная

монархия с большими правами императора.В результате всех этих реформ Япония за короткий срок резко преобразилась. На рубеже Х1Х-ХХ веков японский капитализм оказался вполне конкурентоспособным по отношению к капитализму крупнейших западных стран, а японское государство превратилось в мощную державу.

Глава 2. «АМЕРИКАНСКОЕ ЧУДО» - ПУТЬ США К МИРОВОМУ ЛИДЕРСТВУ.

 

Наиболее глубокие корни западная цивилизация пустила на Североамериканском континенте. Ценности западной технократической цивилизации были усвоены и развиты в США. США начинали свой исторический путь как английская колония. Первые поселения британских колонистов появились в Северной Америке в начале XVII века. За ними последовали немцы, голландцы, французские гугеноты и т.д. К середине XVII века в северных колониях начали появляться города, в которых интенсивно развивалась промышленность и торговля. Однако в течение XVII-XVIII веков североамериканские колонии представляли собой по преимуществу аграрное общество. В сельском хозяйстве было занято 8/10 населения. Английские короли стремились установить за океаном феодальные отношения. Они раздавали земли своим приближенным, жаловали хартии, согласно которым землевладелец мог отдавать свои земли зависимым производителям.Феодализм не пустил глубоких корней на Североамериканском континенте.В превращенной форме наибольшее развитие он получил в южных колониях, где надолго утвердилось плантационное хозяйство, основанное на рабском труде.На севере же развивалось капиталистическое сельское хозяйство в виде

фермерства. Этому способствовали огромные неосвоенные пространства земли.Беднейшие колонисты самовольно захватывали свободные земли и становились независимыми собственниками земли. По мере консолидации североамериканского общества, роста самосознания американского народа в Северной Америке начали развиваться сепаратистские тенденции. В 1775-1781 годах в Северной Америке происходила война за независимость. Эта война увенчалась успехом. В 1776 году была принята Декларация независимости. Американская Декларации независимости была одним из самых прогрессивных документов, отражающих мировоззрение просветителей. «Мы считаем следующие истины самоочевидными: что все люди созданы равными, что они наделены Создателем известными неотъемлемыми правами, среди которых

право на жизнь, на свободу, на стремление к счастью; что с целью обеспечения этих прав, люди создают правительства, что когда любая форма

правления становится разрушительной по отношению к этим целям, народ вправе изменить или упразднить ее» — говорится в этом документе, написанном великим американским просветителем Т.Джефферсоном. В 1787 году была принята Конституция Америки, а в 1791 — Билль о

правах. Независимая Америка превратилась в демократическое федеративное государство, с динамично развивающейся экономикой. Высокие темпы развития позволили США в скором времени догнать, а затем и перегнать многие развитые капиталистические страны. В историографии закрепился термин «американское чудо». Каковы же истоки «американского чуда»? Объясняя этот феномен, исследователи называют ряд факторов. Немецкий социолог и историк М.Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма» интенсивное развитие капитализма в США связывает с особым духовным зарядом, который содержало учение английских протестантов-кальвинистов, переселившихся в Америку

целыми общинами в результате преследования на родине правительством. Кальвинисты рассматривали всякий труд как богоугодное дело, осуществление божественного призвания. Успех в трудовой сфере, предпринимательской деятельности расценивался ими как показатель божественного покровительства.Не менее важную роль играли демократические традиции, которые принесли с собой английские колонисты. Эти традиции в результате Американской революции получили свое дальнейшее развитие. Распространенное в американском обществе ощущение свободы и больших возможностей для самореализации стали мощным фактором для активной хозяйственной деятельности.

Реализации «американского чуда» способствовало и то решение национального вопроса, которое осуществилось в США. США называют

«этническим котлом», в котором в результате взаимодействия различных культур, складывалась новая этническая общность — «американский народ»,ассимилирующий все богатство накопленного этими народами опыта. Не малое значение в этом процессе имел тот факт, что США — это не национальное, а федеративное государство. Государство подобного типа позволяет преодолеть разделы человечества на нации, поскольку в нем преобладающими являются процессы интернационализации. В результате социального и культурного взаимодействия миллионы людей приобщились к ценностям западной цивилизации. Однако не следует представлять себе развитие США только по восходящей

линии. Это развитие сопровождалось решением конкретных противоречий и проблем. В XIX веке возросло противоречие между городским, индустриальным,демократическим Севером и плантаторским, сельскохозяйственным,рабовладельческим Югом. Это противоречие грозило разрушением государственного единства и отходом от завоеваний демократии. Обострение противоречия привело к Гражданской войне между Севером и Югом. Военные действия длились с 1861 по 1868 гг. и нанесли стране огромный урон.Некоторые города (Колумбия, Ричмонд, Атланта) были сожжены до тла. Многие заводы и железные дороги были разрушены. Однако страна довольно скоро оправилась от ран. Рабство было отменено. США сохранилось как единое государство. Во второй половине XIX века экономика США сделала мощный рывок по

пути модернизации и к началу XX века вышла на первое место по уровню промышленного производства. Помимо уже названных общих социокультурных и политических факторов, создавших благоприятные условия для интенсивного развития, в экономике США действовали внутренние факторы:

1. Богатые сырьевые ресурсы. Территория США обладает большими запасами рудных месторождений, золота, угля, нефти и т.д.

2. Приток дешевой рабочей силы. В 1860 году население США составляло 31 млн., в 1913 — 96 млн. человек.

3. Высокий уровень концентрации производства, слияние банковского капитала с промышленным.

4. Хорошее развитие инфраструктуры: железных и автомобильных дорог, электрической сети, телеграфа, телефона и т.д. Американское правительство щедро субсидировало развитие этих отраслей промышленности.

5. Бурное развитие научно-технической мысли и активное внедрение ее достижений в экономику. В США между 1860 и 1900 годами было запатентовано 676 тысяч изобретений. Наиболее известные среди них: теория электрического телеграфа С.Морзе, телефонный аппарат Д.Белла, лампа накаливания Т.Эдисона, хлопкоочистительная машина Э.Уитни, новая конструкция плуга Т.Джефферсона, жатка О.Гасси и С.Маккарти, которую в 1881 году сменил комбайн. Таким образом, благодаря этим открытиям в промышленности и сельском хозяйстве США

происходила техническая революция.Наряду с несомненными успехами американской экономики, позволивший США занять лидирующее положение в мире, в этот период в общественной жизни проявился и ряд негативных моментов. На протяжении XIX века несколько раз США потрясли экономические кризисы, среди которых самый сильный произошел в 1892 году. Хотя американские рабочие получали больше своих европейских коллег, уровень жизни их был низок, а условия труда очень тяжелые. В результате усиливается классовая борьба. В 80-е годы XIX в. в США возникают организации, отстаивающие интересы людей труда: «Благородный орден рыцарей труда», «Американская федерация труда» и др. Однако в классовой борьбе рабочих США преобладали экономические мотивы. Рабочий класс и его идеологи не ставили перед собой задачу завоевания политической власти, а добивались улучшения условий труда, повышения заработной платы, права на проведение забастовок, на заключение коллективных договоров и т.д. Утвердившиеся в США демократические институты позволяли представителям различных социальных сил вести интенсивный диалог с правительством и мирным, демократическим путем добиваться реализации своих целей.

Глава 3. ПОСТРОЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ

ПРОЦЕССЫ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ.

 

В Европе и Северной Америке XIX век — это век окончательного утверждения западного типа цивилизации в качестве техногенной цивилизации.Техногенная цивилизация — это особый тип цивилизационного развития,основанный на ускоряющемся прогрессе науки и технологии, быстром изменении предметного мира и социальных связей, на доминировании в культуре научной рациональности, которая выступает как самодавлеющая ценность. На основе техногенной цивилизации в XIX веке формируются индустриальные, в XX веке постиндустриальные общества. Индустриальное общество — это общество, в котором машинная индустрия (техника и технология) занимают ведущее место, определяя его экономическое благополучие, военный потенциал, международный статус. Главную роль в культуре данного общества занимает научная рациональность. Развитию естественных и технических наук придается приоритетное значение. В результате формируется огромная армия специалистов в области естественных наук и техники, которые заняты обслуживанием производства.

Рассмотрим же более внимательно определяющие черты индустриальных обществ:

1. Быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний. Сформировавшийся в XVIII веке союз науки и производства, в XIX веке оформляется окончательно, создав принципиально новые возможности для наращивания темпов развития производства. В аграрной доиндустриальной цивилизации важнейшее значение имела повторяемость, усвоение опыта предшествующих поколений. Орудия труда и технология изготовления изделий не менялось столетиями. В техногенной цивилизации происходит непрерывное технологическое обновление.

2. Следствием союза науки и производства являются промышленная, научная и научно техническая революции, существенным образом изменившие взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производства. Вследствие узкой специализации и жесткой организации труда человек превращается в придаток машины, он становится как бы частью

технологического процесса.

3. По мере развития техногенной цивилизации происходит ускоряющееся обновление искусственно созданной человеком предметной среды, в которой непосредственно протекает жизнедеятельность человека (механического транспорта, бытовой техники и т.д.).

4. Индустриальный характер производства, формирование развитой прослойки технических специалистов, культ научной рациональности обусловливают распространение идеологии технократизма. В основе технократизма лежит идея рационального, технологического устройства

общества по типу производственных организаций, стремление перенести методы управления производственной организацией на все общество.

5. Вместе с тем техногенная цивилизация внедряет на производстве корпоративный коллективизм. Разделение труда обусловливает тесную

взаимозависимость людей в производственном цикле. При такой организации производства не одиночка-ремесленник, а значительные коллективы должны работать как единый слаженный механизм. И поскольку труд стал коллективным, каждый зависит от коллектива, формируются коллективные интересы. Производственные организации выступают как корпоративные объединения людей,

имеющих общие интересы. Производственные организации-корпорации (фабрики,заводы и т.д.) становятся ведущей формой социальной организации общества.

6. Параллельно с корпоративным коллективизмом формируется социально- групповое и классовое сознание. Развитие частнособственнических

капиталистических отношений углубляло социально-классовую дифференциацию общества. С одной стороны, осознает общность своих социальных интересов буржуазия, класс капиталистов, с др<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 2818; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.126.33 (0.021 с.)