Особенности эволюции государств Азии, Африки и Латинской Америки в Новейшее время.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности эволюции государств Азии, Африки и Латинской Америки в Новейшее время.



После окончания Второй мировой войны в жизни народов Азии и Африки начинается новый этап. В странах, которые все еще находились в колониальной зависимости, поднялась мощная волна освободительного движения.

События Второй мировой войны способствовали ослаблению политического господства европейских государств в их колониях. Они уже не могли серьезно влиять на обстановку там складывалась. Изменились и колонии за годы войны. У многих из них окрепла национальная экономика, которая работала на военные нужды метрополии, усилились позиции национальной буржуазии, увеличилась численность рабочего класса, возникли новые патриотические организации. В ряде стран Юго-Восточной Азии были созданы национальные вооруженные силы, которые боролись против японских оккупантов и приобрели опыт вооруженной борьбы. Все это создало условия для краха колониализма. Деколонизации ускорило и противостояние, начавшееся двух «сверхдержав» - СССР и США, поскольку каждая из них стремилась укрепить свой лагерь за счет привлечения народов периферии.

Процесс деколонизации условно разделяют на три этапа (три волны). Первый этап продолжался с 1945 до середины 50-х годов ХХ века. На протяжении этого этапа освободившихся от колониальной зависимости страны Азии. Первыми провозгласили независимость страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Второй этап деколонизации продолжался с середины 50-х годов до середины 60-х годов ХХ века. В эти годы происходила деколонизация Северной и Тропической Африки. От колониальной зависимости освободились 34 страны. Завершается распад английских, французских и бельгийских колониальных империй. 1960 г., в течение которого независимость получили 17 африканских государств, вошел в историю как «год Африки».


Третий этап продолжался с 1975 г. по 1990 г. и характеризовался завершением деколонизации Южной Африки. Главным событием этого этапа стал распад старейшей португальской колониальной империи. Ее «живучесть» объяснялась тем, что Португалия, которая не имела собственных экономических возможностей для освоения природных ресурсов своих колоний, допустила туда иностранный капитал. Как итог - португальский колониальная империя превратилась в «коллективную колонию» Запада. Западные страны были заинтересованы в сохранении португальского колониального режима в Африке. Но в 1974 г. в Португалии произошла демократическая революция, которая покончила с бывшим авторитарным режимом. Португальский колониальная империя была свергнута, а на политической карте мира появились новые государства (Ангола, Мозамбик и др..). В 1990 г. независимость получила последняя колония в Африке - Намибия. Это событие завершает глобальный процесс ликвидации колониализма. Главный итог деколонизации - возникновение около 100 независимых государств на бывшей колониальной периферии. Новые государства стали важным фактором мировой политики. Народы освободившихся стран, получили возможность выбора путей развития с учетом национальных традиций и культурно-цивилизационных особенностей.

За последние полвека страны Азии и Африки сумели пере­жить самые разнообразные перемены в области организации госу­дарства и осуществления власти, однако число вариаций типоло­гического характера оставалось неизменным. Все сводилось, как правило, к двум основным разновидностям режима — авторитар­ному либо конституционно-демократическому по своим ориентациям и провозглашаемым конечным целям.

Наиболее многочисленными и разнообразными стали автори­тарные режимы, для которых характерно сужение социально-групповой основы осуществления власти (по сравнению с демокра­тиями), отсутствие всеохватывающей социальной и политической идеологии (как в тоталитарных обществах) и военно-бюрократичес­кая или партийно-бюрократическая форма осуществления государ­ственно-регулирующей деятельности. Подобные режимы возника­ли чаще всего в результате военных переворотов (Латинская Америка, Арабский Восток), либо в обстановке нестабильности после обретения независимости от колониального господства (в ряде стран Африки и Азии), либо вследствие острых межнацио­нальных и межплеменных конфликтов (Нигерия и др.). Авторитар­ный характер могут приобретать и древние монархии (Иордания, Марокко). Лишь сравнительно небольшой группе стран удалось сохранить конституционные начала либерально-демократического правления, которое на протяжении всего независимого существо­вания страны подвергалось неоднократным испытаниям на проч­ность и на сопротивляемость авторитарным тенденциям (Индия, Филиппины, Турция, Мексика).

Социальные и политические перемены сопровождаются мно­гими и весьма драматическими конфликтами. Так, на Африканс­ком континенте в послевоенный период региональные и внутрина­циональные конфликты унесли как минимум 4,5 млн жизней. За тридцатилетие, прошедшее после 1966 г., сложили головы 25 пре­зидентов и произошло около 80 неконституционных смен прави­тельств. В Нигерии с ее 100-миллионным населением за 40 лет независимого существования (с 1960 г.) гражданское (невоенное) правление просуществовало в целом, с интервалами, не больше 10 лет, а начинала эта страна с претензии на роль "витрины за­падной демократии в Африке" (Экономист. 1998. 12 дек. С. 49).

В периодизации политической истории развивающихся стран труднее всего избрать какой-то один хронологический принцип. Это связано прежде всего с тем, что мы имеем дело с тремя различными историческими регионами (Азия, Африка и Латин­ская Америка). Каждый из них имеет свою хронологию колонизации и освобождения, каждый народ и каждая европейская держа­ва-метрополия имели свой специфический опыт колонизации и де­колонизации. Схематически историю развивающихся стран можно подразделить на три самостоятельных, но весьма различающихся по длительности и по связи с современной политикой периода: доколониальный, колониальный и послеколониальный.

Доколониальный период для отдельных стран приобретает весьма существенное значение, поскольку нередко напрямую свя­зывается с задачами возрождения национального величия и от­дельных культурных, прежде всего религиозно-культурных, тра­диций. Таков Египет с его родословной, насчитывающей свыше 5 тыс. лет, таков Ирак с такой же по времени родословной и еще с пятивековой (со времени хиджры) историей исламской культуры или Иран с 25 веками древней религии и культуры. Большая пре­емственность и постоянство наблюдаются в политических культу­рах стран Азии, испытавших влияние конфуцианства и буддизма.

Колониальный период стал периодом двойственных изменений: разрушения или деформации местных политических институтов и традиций (племенных, феодальных, религиозно-культурных) и одновременно приобщения к политическим идеям и институтам держав-метрополий, которые стали рецепироваться при помощи аппарата колониального управления и местной посреднической (компрадорской) буржуазии. Эти же процессы содействовали появ­лению первых политических организаций и партий. Так, например, Индийский национальный конгресс, ныне крупнейшая политичес­кая партия независимой Индии, возник в 1885 г. В Латинской Америке подобные объединения появились еще в первой полови­не XIX в.

С колониальным периодом связано начало законодательного регулирования не только в гражданской и карательной областях, но и в конституционной. В Индии первые конституционные акты были приняты в 1919 и 1935 гг. В Голландской Индонезии под воз­действием освободительного движения и деятельности националь­ной партии еще в 20-е гг. появляется представительное учрежде­ние — Народный совет. В борьбе за обретение политической само­стоятельности определенного успеха добиваются колонии с уцелев­шими структурами монархической организации государственного правления: Афганистан обретает независимость по договору 1921 г., Египет становится суверенной монархией в 1927 г., Ирак — в 1930 г.

На практику деколонизации большое влияние оказал способ управления подвластными территориями со стороны европейских метрополий. Он был относительно мягким в британских колониях, где к процессу управления привлекались местные властные струк­туры (племенные и феодальные правители с их аппаратом и традициями). Эта практика была впервые освоена в Индии и Нигерии усилиями генерал-губернатора лорда Лугарда еще в начале XX в. и получила затем широкое распространение под названием косвенного правления (indirect rule). Во французских колониях дей­ствовала система прямого правления, при которой все колониаль­ные чиновники и местные институты власти находились под же­стким централизованным контролем. Впоследствии такое различие в способах управления сильно сказалось на ходе и особенностях протекания освободительной борьбы: во французских колониях чаще практиковалась вооруженная борьба за независимость (дос­таточно напомнить о войнах во Вьетнаме и Алжире в 50—60-е гг.).

Политика колониальных держав в XX в. испытывает сильней­шее воздействие освободительных движений в колониях. Первой значительной коррекцией во взаимоотношениях колоний и метро­полии стал избранный Англией курс на признание за колониями прав на самоуправление. В 1919—1921 гг. статуса самоуправления (статуса доминиона) добивается Ирландия (за исключением север­ной ее части — Ольстера, где расположены шесть самых разви­тых ее территорий). В 1926 г. имперская конференция представи­телей колониальных территорий в Лондоне признает и официально закрепляет конституционное положение о том, что Англия и ее доминионы — это "автономные государственные единицы внутри Британской империи, равные по статусу и ни в каком отношении не подчиненные одна другой в своих внутренних и внешних делах, хотя они объединены общим подданством в качестве членов Бри­танского содружества наций" (British Commonwealth of Nations). В 1931 г. в связи с принятием Вестминстерского статута своеобра­зие конституционного содружества наций империи было истолко­вано как свободный союз сплоченных "общей верностью короне" наций, каждая из которых обладает отныне автономией в облас­ти законодательства; губернатор назначается здесь по совету пра­вительства доминиона и выполняет функции "назначенного для колонии монарха".

Таким образом, задолго до развала империи была найдена формула для поддержания сотрудничества и определенной предан­ности политическим и конституционно-правовым традициям коло­ниальных времен, суть которой передается названием преобразо­ванной империи — Британское Содружество Наций. Такого же рода меры были предприняты и в отношении французских колони­альных владений, которые в 1946 г. были объявлены входящими в так называемый Французский союз, состоящий из метрополии и заморских департаментов, таких, как Алжир, Гвиана, Гваделупа, и др. В 1958 г. Французский союз переименовывается во Француз­ское содружество, состоящее из метрополии и 17 колоний в Аф­рике, где с этого времени начинается череда референдумов о принадлежности к Содружеству и одновременно одобрение консти­туций уже независимых территорий.

В 50-е гг. независимости добивается большая часть колониаль­ных стран Среднего Востока; 60-е гг. стали периодом получения не­зависимости большинством английских и французских колоний в Африке; в 70-е гг. независимыми становятся португальские терри­тории в Африке. В 90-е гг. независимости добивается Юго-Запад­ная Африка, которая становится Республикой Намибия, приняв­шей одну из самых демократических конституций на континенте, во многом "списанную" с американской и последних европейских конституций.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.227.34 (0.008 с.)