Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности эволюции государств Азии, Африки и Латинской Америки в Новейшее время.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
После окончания Второй мировой войны в жизни народов Азии и Африки начинается новый этап. В странах, которые все еще находились в колониальной зависимости, поднялась мощная волна освободительного движения. События Второй мировой войны способствовали ослаблению политического господства европейских государств в их колониях. Они уже не могли серьезно влиять на обстановку там складывалась. Изменились и колонии за годы войны. У многих из них окрепла национальная экономика, которая работала на военные нужды метрополии, усилились позиции национальной буржуазии, увеличилась численность рабочего класса, возникли новые патриотические организации. В ряде стран Юго-Восточной Азии были созданы национальные вооруженные силы, которые боролись против японских оккупантов и приобрели опыт вооруженной борьбы. Все это создало условия для краха колониализма. Деколонизации ускорило и противостояние, начавшееся двух «сверхдержав» - СССР и США, поскольку каждая из них стремилась укрепить свой лагерь за счет привлечения народов периферии. Процесс деколонизации условно разделяют на три этапа (три волны). Первый этап продолжался с 1945 до середины 50-х годов ХХ века. На протяжении этого этапа освободившихся от колониальной зависимости страны Азии. Первыми провозгласили независимость страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Второй этап деколонизации продолжался с середины 50-х годов до середины 60-х годов ХХ века. В эти годы происходила деколонизация Северной и Тропической Африки. От колониальной зависимости освободились 34 страны. Завершается распад английских, французских и бельгийских колониальных империй. 1960 г., в течение которого независимость получили 17 африканских государств, вошел в историю как «год Африки».
За последние полвека страны Азии и Африки сумели пережить самые разнообразные перемены в области организации государства и осуществления власти, однако число вариаций типологического характера оставалось неизменным. Все сводилось, как правило, к двум основным разновидностям режима — авторитарному либо конституционно-демократическому по своим ориентациям и провозглашаемым конечным целям. Наиболее многочисленными и разнообразными стали авторитарные режимы, для которых характерно сужение социально-групповой основы осуществления власти (по сравнению с демократиями), отсутствие всеохватывающей социальной и политической идеологии (как в тоталитарных обществах) и военно-бюрократическая или партийно-бюрократическая форма осуществления государственно-регулирующей деятельности. Подобные режимы возникали чаще всего в результате военных переворотов (Латинская Америка, Арабский Восток), либо в обстановке нестабильности после обретения независимости от колониального господства (в ряде стран Африки и Азии), либо вследствие острых межнациональных и межплеменных конфликтов (Нигерия и др.). Авторитарный характер могут приобретать и древние монархии (Иордания, Марокко). Лишь сравнительно небольшой группе стран удалось сохранить конституционные начала либерально-демократического правления, которое на протяжении всего независимого существования страны подвергалось неоднократным испытаниям на прочность и на сопротивляемость авторитарным тенденциям (Индия, Филиппины, Турция, Мексика). Социальные и политические перемены сопровождаются многими и весьма драматическими конфликтами. Так, на Африканском континенте в послевоенный период региональные и внутринациональные конфликты унесли как минимум 4,5 млн жизней. За тридцатилетие, прошедшее после 1966 г., сложили головы 25 президентов и произошло около 80 неконституционных смен правительств. В Нигерии с ее 100-миллионным населением за 40 лет независимого существования (с 1960 г.) гражданское (невоенное) правление просуществовало в целом, с интервалами, не больше 10 лет, а начинала эта страна с претензии на роль "витрины западной демократии в Африке" (Экономист. 1998. 12 дек. С. 49). В периодизации политической истории развивающихся стран труднее всего избрать какой-то один хронологический принцип. Это связано прежде всего с тем, что мы имеем дело с тремя различными историческими регионами (Азия, Африка и Латинская Америка). Каждый из них имеет свою хронологию колонизации и освобождения, каждый народ и каждая европейская держава-метрополия имели свой специфический опыт колонизации и деколонизации. Схематически историю развивающихся стран можно подразделить на три самостоятельных, но весьма различающихся по длительности и по связи с современной политикой периода: доколониальный, колониальный и послеколониальный. Доколониальный период для отдельных стран приобретает весьма существенное значение, поскольку нередко напрямую связывается с задачами возрождения национального величия и отдельных культурных, прежде всего религиозно-культурных, традиций. Таков Египет с его родословной, насчитывающей свыше 5 тыс. лет, таков Ирак с такой же по времени родословной и еще с пятивековой (со времени хиджры) историей исламской культуры или Иран с 25 веками древней религии и культуры. Большая преемственность и постоянство наблюдаются в политических культурах стран Азии, испытавших влияние конфуцианства и буддизма. Колониальный период стал периодом двойственных изменений: разрушения или деформации местных политических институтов и традиций (племенных, феодальных, религиозно-культурных) и одновременно приобщения к политическим идеям и институтам держав-метрополий, которые стали рецепироваться при помощи аппарата колониального управления и местной посреднической (компрадорской) буржуазии. Эти же процессы содействовали появлению первых политических организаций и партий. Так, например, Индийский национальный конгресс, ныне крупнейшая политическая партия независимой Индии, возник в 1885 г. В Латинской Америке подобные объединения появились еще в первой половине XIX в. С колониальным периодом связано начало законодательного регулирования не только в гражданской и карательной областях, но и в конституционной. В Индии первые конституционные акты были приняты в 1919 и 1935 гг. В Голландской Индонезии под воздействием освободительного движения и деятельности национальной партии еще в 20-е гг. появляется представительное учреждение — Народный совет. В борьбе за обретение политической самостоятельности определенного успеха добиваются колонии с уцелевшими структурами монархической организации государственного правления: Афганистан обретает независимость по договору 1921 г., Египет становится суверенной монархией в 1927 г., Ирак — в 1930 г. На практику деколонизации большое влияние оказал способ управления подвластными территориями со стороны европейских метрополий. Он был относительно мягким в британских колониях, где к процессу управления привлекались местные властные структуры (племенные и феодальные правители с их аппаратом и традициями). Эта практика была впервые освоена в Индии и Нигерии усилиями генерал-губернатора лорда Лугарда еще в начале XX в. и получила затем широкое распространение под названием косвенного правления (indirect rule). Во французских колониях действовала система прямого правления, при которой все колониальные чиновники и местные институты власти находились под жестким централизованным контролем. Впоследствии такое различие в способах управления сильно сказалось на ходе и особенностях протекания освободительной борьбы: во французских колониях чаще практиковалась вооруженная борьба за независимость (достаточно напомнить о войнах во Вьетнаме и Алжире в 50—60-е гг.). Политика колониальных держав в XX в. испытывает сильнейшее воздействие освободительных движений в колониях. Первой значительной коррекцией во взаимоотношениях колоний и метрополии стал избранный Англией курс на признание за колониями прав на самоуправление. В 1919—1921 гг. статуса самоуправления (статуса доминиона) добивается Ирландия (за исключением северной ее части — Ольстера, где расположены шесть самых развитых ее территорий). В 1926 г. имперская конференция представителей колониальных территорий в Лондоне признает и официально закрепляет конституционное положение о том, что Англия и ее доминионы — это "автономные государственные единицы внутри Британской империи, равные по статусу и ни в каком отношении не подчиненные одна другой в своих внутренних и внешних делах, хотя они объединены общим подданством в качестве членов Британского содружества наций" (British Commonwealth of Nations). В 1931 г. в связи с принятием Вестминстерского статута своеобразие конституционного содружества наций империи было истолковано как свободный союз сплоченных "общей верностью короне" наций, каждая из которых обладает отныне автономией в области законодательства; губернатор назначается здесь по совету правительства доминиона и выполняет функции "назначенного для колонии монарха". Таким образом, задолго до развала империи была найдена формула для поддержания сотрудничества и определенной преданности политическим и конституционно-правовым традициям колониальных времен, суть которой передается названием преобразованной империи — Британское Содружество Наций. Такого же рода меры были предприняты и в отношении французских колониальных владений, которые в 1946 г. были объявлены входящими в так называемый Французский союз, состоящий из метрополии и заморских департаментов, таких, как Алжир, Гвиана, Гваделупа, и др. В 1958 г. Французский союз переименовывается во Французское содружество, состоящее из метрополии и 17 колоний в Африке, где с этого времени начинается череда референдумов о принадлежности к Содружеству и одновременно одобрение конституций уже независимых территорий. В 50-е гг. независимости добивается большая часть колониальных стран Среднего Востока; 60-е гг. стали периодом получения независимости большинством английских и французских колоний в Африке; в 70-е гг. независимыми становятся португальские территории в Африке. В 90-е гг. независимости добивается Юго-Западная Африка, которая становится Республикой Намибия, принявшей одну из самых демократических конституций на континенте, во многом "списанную" с американской и последних европейских конституций.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 823; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.158.29 (0.009 с.) |