Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология исследования в психологии↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 22 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В современной методологии и логике науки выделяется общая схема уровней методологии: · философская методология; · методология общенаучных принципов исследования; · конкретно-научная методология; · методика и техника исследования. Интегрирующую, критико-конструктивную и мировоззренческую, нормативно-аксиологическую функции в познании человека выполняет философская методология науки, в которой развитие человека в природе и обществе является предметом философского познания. Различные философские системы предлагают собственное объяснение мира, понимание метода достижения истинного знания о нем, способы его практического преобразования. В 40-х гг. XX в. под влиянием общей теории систем Л. фон Берталанфи сформировался системный подход — особого рода метатеория, общенаучная методология познания конкретных дисциплин. С психологической точки зрения, человек — существо многомерное, и как «элемент» он одновременно принадлежит к разным системам: биологическим и социальным, взаимодействуя с которыми и проявляет и/или приобретает различные качества. Системная методология анализа развития человека включает несколько положений. 1. Человек выступает как «элемент» различных систем, в которых он приобретает и выражает присущие этим системам различные качества. 2. Человек может быть изучен и понят при обязательном условии анализа истории и эволюции порождающих его различных физических, биологических и социальных систем. 3. Необходимым моментом понимания человека является анализ целевой детерминации различных систем, в том числе исследования зарождения, развития и функционирования целеустремленных систем (так называемый объективный телеологический подход). 4. Системная методология как задачу исследования выделяет вопрос о необходимости возникновения феномена личности, о том, «для чего нужна личность» в процессе развития природы и общества. 5. Системный анализ неизбежно обращается к поиску тех «оснований» систем, посредством которых происходит взаимодействие человека с природой, обществом и самим собой. Научный метод — это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности, состоящий из совокупности приемов или операций, осуществляемых исследователем при изучении какого-либо объекта. Научный подход к изучаемой реальности, например деятельностный или экзистенциальный, представляет метод в единстве с предметом изучения. Сущность научного подхода выражается в методологических принципах — установках, организующих направление и характер исследования, в системе координат, в которой и будут оцениваться изучаемые факты. К настоящему времени в психологии сформировались и развиваются два основных научных подхода — естественно-научная и гуманитарная парадигмы познания человека. Естественно-научное познание строится на наблюдении объектов и эксперименте с ними. Исследователь занимает позицию беспристрастного, незаинтересованного субъекта, вынося себя за скобки познаваемой реальности. Исследуемый человек рассматривается как объект в ряду других объектов природы и как источник информации: он обязан выполнять инструкции, отвечать на вопросы и т.д. Выдвижение гипотезы об устройстве или свойствах объекта и ее последующая проверка в эксперименте — неотъемлемые этапы получения знаний в естественно-научном подходе. Критериями истинности научного исследования являются проверяемость и воспроизводимость результатов. Гуманитарное познание — это, прежде всего, ценностное отношение к изучаемой действительности: нравственные, культурные, религиозные и другие аспекты оценки человека. Специальное понимание термина «гуманитарный» связано с познанием человеческой субъективности, с обращением к духовному миру человека, его личностным ценностям и смыслам. В отличие от естественно-научного подхода, утверждающего «точность» выводов о том или ином феномене, в гуманитарном подходе могут сосуществовать разные точки зрения на одну проблему, обусловленные исторической изменчивостью как исследователя, так и исследуемого. Человек и продукты его деятельности переоцениваются и переосмысливаются новыми поколениями. Один из основных способов познания в гуманитарной парадигме — понимание, вживание в изучаемую реальность, сопереживание, сочувствие другому. Определяющим в понимании является личный опыт исследователя, его ценностные ориентации, отношение к познаваемому. (Понимание отнюдь не означает одобрение всего поведения человека, имеется в виду признание права на любые собственные чувства без риска потерять уважение психолога.) Исследуемый воспринимается исследователем как активный субъект общения, а исследование имеет форму диалога двух субъектов. Гуманитарная парадигма, субъектный подход совершенно необходимы в человековедческих сферах, однако, как подчеркивает С. Л. Рубинштейн, принять субъектный подход как единственный — значит закрыть себе путь для раскрытия всех, и прежде всего самых общих, закономерностей психической деятельности. Ориентации на естествознание, измерение и эксперимент в отечественной психологии традиционно отводилось главное место, и сегодня ведущим является деятельностный подход, созданный А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, П. Я. Гальпериным, А. Р. Лурией и др. Прикладные науки, в том числе и специальная психология, пользуются системой основополагающих принципов, сформулированных в общей психологии в рамках именно деятельностного подхода. Базовым является принцип отражательности: все психические явления — это особая форма отражения окружающего мира в виде образов, понятий, переживаний и т.д. Главными свойствами психического отражения как высшей его формы являются субъектность, активность, избирательность, целенаправленность. Любые отклонения в развитии обусловливают затруднения в становлении различных сторон отражательной деятельности психики — образной, вербальной, понятийной, эмоциональной, ценностно-смысловой. Принцип детерминизма определяет психические явления как производные от внешнего воздействия. Однако внешняя причина действует, всегда преломляясь через внутренние условия (С. Л. Рубинштейн), что в итоге может приводить к разным эффектам. К внутренним условиям относятся как биологически, так и социально обусловленные индивидуальные характеристики человека: свойства его высшей нервной деятельности (ВНД) и адаптационных механизмов, возраст, уровень и характер образования, степень включенности в социальные и межличностные отношения и т.п. При отклоняющемся развитии на индивида воздействуют как негативные (нарушение и его последствия), так и позитивные (обучение, коррекция) факторы, которые преломляются через названные выше и другие внутренние условия. В то же время феномен отклоняющегося развития сам по себе является особым классом внутренних условий. Для исследователя это сложное взаимодействие внешних причин и внутренних условий может ограничивать степень психологической прозрачности поведения человека с тем или иным нарушением в развитии. Генетический принцип (принцип развития) требует анализа всех психических явлений исключительно в динамическом плане, плане их развития и становления. Нарушенное развитие — особый способ формирования психики: одни ее стороны могут оставаться относительно сохранными, другие — повреждаться, третьи — отставать или задерживаться. Симптомы отклонения не появляются у ребенка сразу после первичного нарушения, они имеют определенную возрастную динамику. Таким образом, в процесс онтогенеза в норме включается системогенез — последовательное разворачивание в возрастном плане симптомов отклонения. Согласно принципу единства сознания (психики) и деятельности, психика развивается и проявляется в процессе внешней материальной деятельности человека, составляя ее внутренний план. При этом предметная деятельность превращается в психическую (интериоризация) и наоборот (экстериоризация). Психика непосредственно восприниматься не может, но, анализируя внешние проявления, за которыми стоят внутренние процессы, мы изучаем ее опосредованно. Аналогично и отклонения в психическом развитии нельзя видеть непосредственно, нельзя и сводить их только к внешним проявлениям. Связь сознания и деятельности не имеет прямого характера. За одним и тем же наблюдаемым расстройством могут стоять самые различные «поломки» внутренних психических механизмов. Для решения вопроса, какое именно нарушение обусловило внешнюю неуспешность деятельности, психолог должен варьировать условия ее протекания; только в этом случае он сможет более или менее достоверно установить причинно-следственные зависимости. Развивая деятельностный подход, А. Г. Асмолов систематизирует принципы развития личности, определяющие конкретные механизмы преобразования свойств человека: · объектной и предметной детерминации деятельности человека; · реактивной и активной организации процессов деятельности человека; · сочетания адаптивного и неадаптивного типов активности как условия развития деятельности человека; · интериоризации—экстериоризации как механизма присвоения и воспроизводства общественно-исторического опыта; · опосредствования и сигнификации как механизмов овладения и саморегуляции поведения человека; · зависимости психического образа от места отражаемого объекта в структуре деятельности человека; · психологического анализа «по единицам» как оппозиции принципу анализа «по элементам»; · системности; · развития и историзма. Научный подход и методологические принципы реализуются в конкретно-исследовательских методах — форме организации определенного способа познания. В общей, возрастной, педагогической психологии широко используются объективные методы наблюдения, эксперимента, тестов и т.д. Изучение развивающихся объектов реализуется в биографическом методе, в формирующем эксперименте и т.п. Конкретно-исследовательский метод еще более конкретизируется в исследовательских методиках, отвечающих целям и задачам данного исследования и содержащих описание объекта, процедур его изучения, способов фиксации полученных данных и их обработки. Все существующие исследовательские методики созданы на основе различных методов. Таким образом, различные уровни исследования находятся в определенных иерархических взаимосвязях (рис. 1).
Рис. 1. Уровни и способы организации научного познания и исследования (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев) Научное исследование направлено на открытие нового знания, помогающего интерпретировать, объяснять сущность изучаемого предмета. При этом действует правило: явление существенно, а сущность является. Тот или иной феномен каждый раз выступает как нечто новое, поэтому главной задачей науки становится открытие в этих новообразованиях относительно неизменной сущности — общей закономерности, качества, хода развития и т.п.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.111 (0.008 с.) |