Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пророческое (трансовое) состояние

Поиск

 

Лунной богиней была и Геката, владычица ночных дорог и перекрестков. И действительно, есть методики, опыты и практика путешествий по лабиринтам бессознательного при сохранении осознанности и без потери себя на этом пути. Это обычно мистические и духовные практики различных религий и течений, магические опыты, индивидуальный и неповторимый личный опыт погружения в Бездну и выхода из нее, а потом часто – повторение этого спуска, но уже в творческих поисках. Подобные возможности нам также иллюстрируют некоторые колоды Таро, например «Таро Археона». Здесь обнаженная женщина является смысловым соединением всех положений и фаз Луны, а окружают ее вещие вороны. Это своеобразное доверие опасной, но способной помочь своими неиссякаемыми ресурсами темноте бессознательного.

 

Глава 26

 

«СОЛНЦЕ» (XIX)

 

 

Третья карта Старших арканов, относящаяся к светилам, – «Солнце». В старых колодах (Висконти-Сфорцы редакции Пьерпонт Морган-Бергамо) на ней изображался мальчик, держащий в руках солнце с мужским ликом. Карта «Солнце» («Sol») есть в колоде Мантенья, и в этой колоде она иллюстрирует миф о падении Фаэтона с солнечной колесницы, однозначный намек на гордыню духа. Стюарт Каплан описывает еще одну старую колоду (д'Эстэ), в которой одноименная карта показывает известную сцену между Александром Великим и Диогеном, который попросил царя не загораживать ему солнце: здесь вновь видится спор между солнцем небесным и солнцем-в-человеке.

В Марсельской традиции на этой карте изображены два мальчика внутри каменной ограды. Стюарт Каплан ассоциирует ее с легендой о Ромуле и Реме, основателях Рима. В других колодах могли встречаться и дети, и взрослые, в блаженной радости бытия. Кроме того, в традиции Уэйта на карте появляется мальчик на белом коне (белый конь – традиционный солярный символ).

Классическая иконографи я. Два обнаженных ребенка, играющие под защитой ограды, или мальчик на белом коне.

 

 

Индивидуальность, восприятие собственной уникальности

 

Индивидуальность (от лат. individuum – неделимое, особь) – понятие, обозначающее уникальный набор психологических качеств, свойственных отдельному человеку. При всем внутреннем разнообразии компонентов, при разном уровне их развития и уникальной структуре их связей между собой весь этот комплекс и составляет уникальную структуру личности (то, что в системе Старших арканов мы увидели в IV аркане «Император»), его Эго. Однако именно континуальность (продолжительность во времени) и постоянство восприятия этого неповторимого и Развивающегося комплекса и составляет саму уникальность, индивидуальность личности, воспринимаемой в системе Таро через XIX аркан, «Солнце». Тут можно с любопытством отметить, что он четвертый от конца системы, если считать «Шута» XXII арканом: так Император и Солнце оказываются оба четвертыми позициями от начала или конца системы (это может быть отдельно отмечено при упражнениях прохождения или медитации на Старших арканах по их обусловленному порядку).

В отличие от «Императора» здесь речь идет не столько о социальной организации личности или о ее структуре, сколько о непосредственном восприятии себя и своих качеств, черт и желаний, потребностей с их уникальным потенциалом и собственными ограничениями (ребенок внутри ограды). Это не «работающая система» IV аркана, а уже созревший плод целостной личности (если рассматривать историю развития по порядку Старших арканов) или же только ее «духовное семя». Уровень развития «солнечного семени» может быть различным, и здесь случаются испытания индивидуальности среди конформизма, искушения гордыней и тщеславием при успехе, спорные вопросы эгоцентризма и эгоизма в межличностных отношениях. Вызовом этой карты будет ориентация на себя, но не на свои социальные и личные интересы (как это было бы отчасти в «Императоре»), а на экзистенциальную убежденность в себе самом, в существовании себя самого таким, какой есть.

Прекрасно показан принцип целостности, многослойности и разнообразия в колоде Таро Хайндля: здесь на карте изображено яркое Солнце, под лучами которого греется пышная роза, визуально превосходящая его по размерам. Это своего рода отражение божественного солнечного духовного принципа в земной природе, в самом материальном существовании.

 

 

Оптимизм, радость, удача, жизненная сила

 

Традиционными значениями этой карты в гадательной традиции толкования являются сугубо приятные и положительные явления: успех, достижения, удовлетворение; дружба, верность, помолвка, удачный брак; творческие успехи (через родство Солнца с Аполлоном), освобождение и др. Это связано с сугубо и принципиально положительной символикой дневного светила (его темный аспект, так называемое Черное Солнце, всегда воспринимается как «анти-Солнце»). И мы не можем не отметить важности его «знакового» значения во многих техниках, кроме сугубо психологических и диагностических. Ярко этот чрезвычайно позитивный аспект XIX аркана встречается в «детских» колодах, ориентированных если не на детей, то на «детские сюжеты» и определенное «мировосприятие добрых сказок». Такова, например, колода «Причудливое Таро», и в ней «Солнце» имеет вид радостной феечки посреди цветочного луга, тянущейся поутру к приветливо подмигивающему солнцу.

Восприятие принципа этой карты как не только оптимистичной радости, но и достаточной наивности, инфантильности и упрямства заметно в колоде «Таро Ведьм» (а именно «Witchy Tarot», существует несколько колод с похожим названием). В ней маленькая ведьмочка сидит на упрямом ослике, который никуда не собирается ехать, и пытается как-то с этим справиться.

А вот в, казалось бы, «детской» колоде «Таро Страны чудес» XIX аркан является изображением сцены, где Алиса встречается с Шалтаем-Болтаем, яйцеобразным существом, сидящим на высокой стене, откуда он может в любой момент свалиться, но его необходимо при этом вернуть обратно. Это прекрасное трикстерское отображение солнечной символики: целостность яйца, значимость его нахождения на высоте, регулярные падения и необходимость возвращения обратно.

 

 

Солнце и «близнечный миф»

 

Семантика Солнца в традиционных культурах тесно связана с мифом о близнецах. Их мы видим в классической иконографии Старших арканов. Близнечные мифы рассказывают о братьях – соперниках или союзниках, иногда – о брате и сестре. Достаточно часто описания сиблингов столь различны, что один из них представляются во всем хорошим, другой же – во всем плохом. В других описаниях близнецы просто слишком разные и являют собой два принципиально разных начала, например зиму и лето. Эти ассоциации могут быть связаны с образами «солнца на небе» и «солнца под землей» для архического человека, а, кроме того, с различной природой светила, только освещающего землю зимой и сильно согревающего ее летом. Особую роль близнечные культы играют в религиях с дуальной организацией космоса.

В культурной западноевропейской традиции тема рожденных близнецов сменяется темой двойничества индивидуума. Так, в романтизме особую роль начинает играть тема «темного двойника» человека, знака или спутника дурных обстоятельств и невиданных испытаний. Это тема Тени, которую отбрасывает человек благодаря Солнцу, а, следовательно, она – вечная спутница и Солнца, и человека, своего рода подобие Черного Солнца, темного аспекта самого светила.

В системе Таро присутствует тема близнецов, однако в большинстве случаев они не дифференцированы, а, наоборот, являют собой единение и союз. Лишь проблесками мы можем увидеть в современном Таро отзвуки темного лика Солнца. Например, в «Таро Археона»: яркая фигура красно-желтых тонов в позе блаженного танца, а вокруг будто слетают с нее темные маски гневных темных солнц.

 

 

Целостность (Самость)

 

Принцип целостности сейчас удобнее всего рассмотреть через термин «самость» аналитической психологии, сам архетип целостности. К.-Г. Юнг символически представлял его в образе младенца, круга или мандалы (круга в квадрате), что соответствует и иконографии XIX аркана Таро (квадрат также воспринимается Юнгом как символ четверичности и самости, но в Таро он принадлежит IV аркану, «Императору» – это еще одно доказательство невозможности просто соединить две символические системы, их можно лишь иногда соотносить). Самость, по Юнгу, – это величина, управляющая сознательным Я, которая, являясь архетипом, охватывает не только сознательную (как Наблюдающее Эго У. Джеймса) часть психики, но и ее бессознательную часть. Именно эта двойственность природы роднит архетипы Юнга с принципом карт Таро, которые всегда отчасти осознанны, отчасти подлежат осознанию, а в какой-то части не будут осознаны никогда. Вернувшись к XIX аркану и его достаточному соответствию архетипу самости, отметим особое отношение к последнему в юнгианской традиции как к «совершеннейшему выражению той комбинации судьбы, которую называют индивидуальностью».

Из интересных и особенных изображений XIX аркана следует обратить внимание на «Таро Фантастических существ», где Солнце представлено крылатым львом, стоящим в лучах света на вершине горы. Крылатый лев в раннехристианской традиции – символ Воскрешения, что подразумевало собой именно воскрешение духа. В «Таро Святых» эта карта, что неудивительно, представлена фигурой Иисуса Христа.

 

Глава 27

 

«СУД» (XX)

 

 

Эта карта недвусмысленно посвящена христианскому представлению о Страшном суде, акте повторного возвращения на землю Иисуса Христа с тем, чтобы судить людей, отделяя праведных от неправедных. Это также та карта, значение которой меняется в настоящий момент. На картах старых колод обычно изображался трубящий архангел, поднимающий из гробов мертвых. В новых колодах Суд воспринимается скорее как Возрождение, потому иконография может быть произвольной. В кроулианской традиции карта называется «Эон» и знаменует начало нового мирового периода, соответственно, иконография в этой традиции подчинена идее смены эпох, выраженной одновременно масштабно и таинственно.

Классическая иконографи я. Трубящий архангел и поднимающиеся из склепов зрелый мужчина, женщина и ребенок.

 

 

Переоценка мира

 

Эта карта, наравне с XV арканом, несет ясный отпечаток характерного христианского мировоззрения, однако говорит нам – как и Дьявол – о вечных ценностных понятиях человеческого бытия. Суд – это переоценка мира, определение того, что хорошо, а что плохо (было, есть или может быть таковым). В этом есть сугубая данность, в отличие от колебания чаш весов в руках Справедливости. XI аркан – это внутренняя мера оценки, вполне личная и ситуативная; ее вердикт связан с подбором данных, обстоятельств, перебором и определением каждого и, наконец, волевым решением. XX аркан – это само решение, притом уже без колебания; это глобальная оценка миру или миром (как мы помним, принципы Старших арканов могут быть проявлены как человеком, так и миром по отношению к человеку или же спроецированы человеком на определенные аспекты окружающего мира).

В христианской картине мира это принятие высшего божественного и окончательного суда. При отношении к этому явлению как к метафоре внутренней жизни индивидуума это станет очень серьезной переоценкой восприятия своей реальности. Это может быть оценка собственных достижений и усилий, своих взаимодействий с другими людьми и их влияния на судьбу человека, представления об окружающем мире, которое непосредственно отразится на дальнейшей жизни человека. Традиционный Суд всегда нечеловечески, надличностно требователен. И это действительно возможность очиститься от грехов, своих или чужих, от прошлого. И я бы сказала, что в таком случае речь тут идет не столько о прощении, сколь о прощании. Это время подвести итоги, хорошие или дурные, своих или чужих поступков. И шанс перейти на другой этап, в иной период своей жизни. Само индивидуальное решение о том, «что это за мир», «с кем я был» и «кто я есть», «к чему я иду», влияет на то, что случится дальше. Отсюда непримиримость этой вселенской потребности в окончательном, хотя бы на данном этапе, решении.

А помогает в нем правильное прохождение предыдущих арканов, в особенности Солнца, которое является символом индивидуальности и связи с божественным началом. Определенный уровень восприятия XIX аркана, эгоцентричное ли это закукливание в собственном Эго или индивидуальное стремление к божественному началу, честность перед собой и искренность или же ослепленность сиянием неких идей, безусловно влияет на наступление Суда и его проживание.

Интересно сравнить проявления Суда и Башни. В последней карте есть еще личная болезненность крушения мира, попытка совладать с этим и все же – освобождение. В XX аркане меняется не только личный, приватный мир с представлениями о нем, но и представление о себе и мире в целом – он больше никогда не будет таким же, как прежде. Глобальное изменение все равно происходит, остается только присоединиться к этому процессу. Так, процесс переживания Суда по сравнению с Башней менее лично болезнен, но более глобален в своей трансформации: так можно переживать боль от сильного и внезапного удара, а потом получить известие 0 необходимости госпитализации. XX аркан – это всегда процесс более глобальный, чем мы сами наедине с собой (даже в случае сугубо психических переживании это будет «я наедине с миром, и у нас период больших изменений»).


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.65 (0.012 с.)