Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пророческое (трансовое) состояниеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Лунной богиней была и Геката, владычица ночных дорог и перекрестков. И действительно, есть методики, опыты и практика путешествий по лабиринтам бессознательного при сохранении осознанности и без потери себя на этом пути. Это обычно мистические и духовные практики различных религий и течений, магические опыты, индивидуальный и неповторимый личный опыт погружения в Бездну и выхода из нее, а потом часто – повторение этого спуска, но уже в творческих поисках. Подобные возможности нам также иллюстрируют некоторые колоды Таро, например «Таро Археона». Здесь обнаженная женщина является смысловым соединением всех положений и фаз Луны, а окружают ее вещие вороны. Это своеобразное доверие опасной, но способной помочь своими неиссякаемыми ресурсами темноте бессознательного.
Глава 26
«СОЛНЦЕ» (XIX)
Третья карта Старших арканов, относящаяся к светилам, – «Солнце». В старых колодах (Висконти-Сфорцы редакции Пьерпонт Морган-Бергамо) на ней изображался мальчик, держащий в руках солнце с мужским ликом. Карта «Солнце» («Sol») есть в колоде Мантенья, и в этой колоде она иллюстрирует миф о падении Фаэтона с солнечной колесницы, однозначный намек на гордыню духа. Стюарт Каплан описывает еще одну старую колоду (д'Эстэ), в которой одноименная карта показывает известную сцену между Александром Великим и Диогеном, который попросил царя не загораживать ему солнце: здесь вновь видится спор между солнцем небесным и солнцем-в-человеке. В Марсельской традиции на этой карте изображены два мальчика внутри каменной ограды. Стюарт Каплан ассоциирует ее с легендой о Ромуле и Реме, основателях Рима. В других колодах могли встречаться и дети, и взрослые, в блаженной радости бытия. Кроме того, в традиции Уэйта на карте появляется мальчик на белом коне (белый конь – традиционный солярный символ). Классическая иконографи я. Два обнаженных ребенка, играющие под защитой ограды, или мальчик на белом коне.
Индивидуальность, восприятие собственной уникальности
Индивидуальность (от лат. individuum – неделимое, особь) – понятие, обозначающее уникальный набор психологических качеств, свойственных отдельному человеку. При всем внутреннем разнообразии компонентов, при разном уровне их развития и уникальной структуре их связей между собой весь этот комплекс и составляет уникальную структуру личности (то, что в системе Старших арканов мы увидели в IV аркане «Император»), его Эго. Однако именно континуальность (продолжительность во времени) и постоянство восприятия этого неповторимого и Развивающегося комплекса и составляет саму уникальность, индивидуальность личности, воспринимаемой в системе Таро через XIX аркан, «Солнце». Тут можно с любопытством отметить, что он четвертый от конца системы, если считать «Шута» XXII арканом: так Император и Солнце оказываются оба четвертыми позициями от начала или конца системы (это может быть отдельно отмечено при упражнениях прохождения или медитации на Старших арканах по их обусловленному порядку). В отличие от «Императора» здесь речь идет не столько о социальной организации личности или о ее структуре, сколько о непосредственном восприятии себя и своих качеств, черт и желаний, потребностей с их уникальным потенциалом и собственными ограничениями (ребенок внутри ограды). Это не «работающая система» IV аркана, а уже созревший плод целостной личности (если рассматривать историю развития по порядку Старших арканов) или же только ее «духовное семя». Уровень развития «солнечного семени» может быть различным, и здесь случаются испытания индивидуальности среди конформизма, искушения гордыней и тщеславием при успехе, спорные вопросы эгоцентризма и эгоизма в межличностных отношениях. Вызовом этой карты будет ориентация на себя, но не на свои социальные и личные интересы (как это было бы отчасти в «Императоре»), а на экзистенциальную убежденность в себе самом, в существовании себя самого таким, какой есть. Прекрасно показан принцип целостности, многослойности и разнообразия в колоде Таро Хайндля: здесь на карте изображено яркое Солнце, под лучами которого греется пышная роза, визуально превосходящая его по размерам. Это своего рода отражение божественного солнечного духовного принципа в земной природе, в самом материальном существовании.
Оптимизм, радость, удача, жизненная сила
Традиционными значениями этой карты в гадательной традиции толкования являются сугубо приятные и положительные явления: успех, достижения, удовлетворение; дружба, верность, помолвка, удачный брак; творческие успехи (через родство Солнца с Аполлоном), освобождение и др. Это связано с сугубо и принципиально положительной символикой дневного светила (его темный аспект, так называемое Черное Солнце, всегда воспринимается как «анти-Солнце»). И мы не можем не отметить важности его «знакового» значения во многих техниках, кроме сугубо психологических и диагностических. Ярко этот чрезвычайно позитивный аспект XIX аркана встречается в «детских» колодах, ориентированных если не на детей, то на «детские сюжеты» и определенное «мировосприятие добрых сказок». Такова, например, колода «Причудливое Таро», и в ней «Солнце» имеет вид радостной феечки посреди цветочного луга, тянущейся поутру к приветливо подмигивающему солнцу. Восприятие принципа этой карты как не только оптимистичной радости, но и достаточной наивности, инфантильности и упрямства заметно в колоде «Таро Ведьм» (а именно «Witchy Tarot», существует несколько колод с похожим названием). В ней маленькая ведьмочка сидит на упрямом ослике, который никуда не собирается ехать, и пытается как-то с этим справиться. А вот в, казалось бы, «детской» колоде «Таро Страны чудес» XIX аркан является изображением сцены, где Алиса встречается с Шалтаем-Болтаем, яйцеобразным существом, сидящим на высокой стене, откуда он может в любой момент свалиться, но его необходимо при этом вернуть обратно. Это прекрасное трикстерское отображение солнечной символики: целостность яйца, значимость его нахождения на высоте, регулярные падения и необходимость возвращения обратно.
Солнце и «близнечный миф»
Семантика Солнца в традиционных культурах тесно связана с мифом о близнецах. Их мы видим в классической иконографии Старших арканов. Близнечные мифы рассказывают о братьях – соперниках или союзниках, иногда – о брате и сестре. Достаточно часто описания сиблингов столь различны, что один из них представляются во всем хорошим, другой же – во всем плохом. В других описаниях близнецы просто слишком разные и являют собой два принципиально разных начала, например зиму и лето. Эти ассоциации могут быть связаны с образами «солнца на небе» и «солнца под землей» для архического человека, а, кроме того, с различной природой светила, только освещающего землю зимой и сильно согревающего ее летом. Особую роль близнечные культы играют в религиях с дуальной организацией космоса. В культурной западноевропейской традиции тема рожденных близнецов сменяется темой двойничества индивидуума. Так, в романтизме особую роль начинает играть тема «темного двойника» человека, знака или спутника дурных обстоятельств и невиданных испытаний. Это тема Тени, которую отбрасывает человек благодаря Солнцу, а, следовательно, она – вечная спутница и Солнца, и человека, своего рода подобие Черного Солнца, темного аспекта самого светила. В системе Таро присутствует тема близнецов, однако в большинстве случаев они не дифференцированы, а, наоборот, являют собой единение и союз. Лишь проблесками мы можем увидеть в современном Таро отзвуки темного лика Солнца. Например, в «Таро Археона»: яркая фигура красно-желтых тонов в позе блаженного танца, а вокруг будто слетают с нее темные маски гневных темных солнц.
Целостность (Самость)
Принцип целостности сейчас удобнее всего рассмотреть через термин «самость» аналитической психологии, сам архетип целостности. К.-Г. Юнг символически представлял его в образе младенца, круга или мандалы (круга в квадрате), что соответствует и иконографии XIX аркана Таро (квадрат также воспринимается Юнгом как символ четверичности и самости, но в Таро он принадлежит IV аркану, «Императору» – это еще одно доказательство невозможности просто соединить две символические системы, их можно лишь иногда соотносить). Самость, по Юнгу, – это величина, управляющая сознательным Я, которая, являясь архетипом, охватывает не только сознательную (как Наблюдающее Эго У. Джеймса) часть психики, но и ее бессознательную часть. Именно эта двойственность природы роднит архетипы Юнга с принципом карт Таро, которые всегда отчасти осознанны, отчасти подлежат осознанию, а в какой-то части не будут осознаны никогда. Вернувшись к XIX аркану и его достаточному соответствию архетипу самости, отметим особое отношение к последнему в юнгианской традиции как к «совершеннейшему выражению той комбинации судьбы, которую называют индивидуальностью». Из интересных и особенных изображений XIX аркана следует обратить внимание на «Таро Фантастических существ», где Солнце представлено крылатым львом, стоящим в лучах света на вершине горы. Крылатый лев в раннехристианской традиции – символ Воскрешения, что подразумевало собой именно воскрешение духа. В «Таро Святых» эта карта, что неудивительно, представлена фигурой Иисуса Христа.
Глава 27
«СУД» (XX)
Эта карта недвусмысленно посвящена христианскому представлению о Страшном суде, акте повторного возвращения на землю Иисуса Христа с тем, чтобы судить людей, отделяя праведных от неправедных. Это также та карта, значение которой меняется в настоящий момент. На картах старых колод обычно изображался трубящий архангел, поднимающий из гробов мертвых. В новых колодах Суд воспринимается скорее как Возрождение, потому иконография может быть произвольной. В кроулианской традиции карта называется «Эон» и знаменует начало нового мирового периода, соответственно, иконография в этой традиции подчинена идее смены эпох, выраженной одновременно масштабно и таинственно. Классическая иконографи я. Трубящий архангел и поднимающиеся из склепов зрелый мужчина, женщина и ребенок.
Переоценка мира
Эта карта, наравне с XV арканом, несет ясный отпечаток характерного христианского мировоззрения, однако говорит нам – как и Дьявол – о вечных ценностных понятиях человеческого бытия. Суд – это переоценка мира, определение того, что хорошо, а что плохо (было, есть или может быть таковым). В этом есть сугубая данность, в отличие от колебания чаш весов в руках Справедливости. XI аркан – это внутренняя мера оценки, вполне личная и ситуативная; ее вердикт связан с подбором данных, обстоятельств, перебором и определением каждого и, наконец, волевым решением. XX аркан – это само решение, притом уже без колебания; это глобальная оценка миру или миром (как мы помним, принципы Старших арканов могут быть проявлены как человеком, так и миром по отношению к человеку или же спроецированы человеком на определенные аспекты окружающего мира). В христианской картине мира это принятие высшего божественного и окончательного суда. При отношении к этому явлению как к метафоре внутренней жизни индивидуума это станет очень серьезной переоценкой восприятия своей реальности. Это может быть оценка собственных достижений и усилий, своих взаимодействий с другими людьми и их влияния на судьбу человека, представления об окружающем мире, которое непосредственно отразится на дальнейшей жизни человека. Традиционный Суд всегда нечеловечески, надличностно требователен. И это действительно возможность очиститься от грехов, своих или чужих, от прошлого. И я бы сказала, что в таком случае речь тут идет не столько о прощении, сколь о прощании. Это время подвести итоги, хорошие или дурные, своих или чужих поступков. И шанс перейти на другой этап, в иной период своей жизни. Само индивидуальное решение о том, «что это за мир», «с кем я был» и «кто я есть», «к чему я иду», влияет на то, что случится дальше. Отсюда непримиримость этой вселенской потребности в окончательном, хотя бы на данном этапе, решении. А помогает в нем правильное прохождение предыдущих арканов, в особенности Солнца, которое является символом индивидуальности и связи с божественным началом. Определенный уровень восприятия XIX аркана, эгоцентричное ли это закукливание в собственном Эго или индивидуальное стремление к божественному началу, честность перед собой и искренность или же ослепленность сиянием неких идей, безусловно влияет на наступление Суда и его проживание. Интересно сравнить проявления Суда и Башни. В последней карте есть еще личная болезненность крушения мира, попытка совладать с этим и все же – освобождение. В XX аркане меняется не только личный, приватный мир с представлениями о нем, но и представление о себе и мире в целом – он больше никогда не будет таким же, как прежде. Глобальное изменение все равно происходит, остается только присоединиться к этому процессу. Так, процесс переживания Суда по сравнению с Башней менее лично болезнен, но более глобален в своей трансформации: так можно переживать боль от сильного и внезапного удара, а потом получить известие 0 необходимости госпитализации. XX аркан – это всегда процесс более глобальный, чем мы сами наедине с собой (даже в случае сугубо психических переживании это будет «я наедине с миром, и у нас период больших изменений»).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.65 (0.012 с.) |