Неуправляемое следование желаниям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неуправляемое следование желаниям



 

В редких случаях «Колесница» может обозначать неуправляемое следование своим желаниям. Когда поводья опущены, а черные кони особенно яростно бьют копытами, или крылатые существа несут ввысь задыхающегося от восторга возничего, или… Практики, использующие перевернутые карты, скажут, что так действует перевернутая «Колесница», я же, позволяя карте сочетать различные аспекты своего принципа и разделяя в ней самой нюансы, оттенки и тени смысла, скорее иногда увижу и почувствую это в карте прямой. Такое и в самом деле случается, когда, глядя на карту, мы со всей очевидностью узнаем тот смысл, который ищем, познаем его и понимаем таким, какой он есть в данном случае. Это прямой инсайт, и умение находить и переживать его (отделяя от личных фантазий и проекций) крайне ценно.

Для меня указанное значение вовсе не противоположно прямому, потому что я вижу в VII аркане именно стремительное следование намерению, а чем оно будет обусловлено, волей или страстью, – не принципиально.

Неуправляемость следования не только и не столько осознанным желаниям, сколько некоему принципу или даже привычному сценарию мы видим и колоде «Таро Нового видения». Здесь, «с обратной стороны карты» колоды Уэйта, обнаруживается пара рабов – мужчина и женщина, Такова оборотная сторона Триумфа – подчинение некоторых важных жизненных свойств или личных устремлений. Это также похоже на зависимость от некоего принципа или сценария, от некоей цели, – и подчиненность ей. Отчасти «Колесница» этой колоды подобна уэйтовскому Дьяволу с его властью над парой закованных мужчины и женщины.

В «Олимпийском Таро» изображен юноша, летящий над облаками безо всякой повозки, по с поводьями в руках, сдерживающими четверку быков. Сиена напоминай историю о быках Аполлона, похищенных Гермесом, первом великом деянии юного бога. По этой карте можно ощущать себя и ребенком-похитителем (который не в силах сдержать свои желания), и самим объектом похищения, божественного, архетипического, слишком сильного, чтобы ему противостоять.

 

 

Преследование возвышенного

 

Следуя потоку неуправляемых событий, своей осознанно выбранной цели или же неодолимым желаниям, по Колеснице человек нередко преследует свою возвышенную цель. Вспомнив о том, что эта карта атрибутирована зодиакальному знаку Рака, обители Луны и знаку экзальтации Юпитера, мы не слишком удивимся. В «Таро Тота» Алистера Кроули возничий Колесницы везет Святой Грааль: «Центральная и самая главная деталь карты расположена в центре – это Святой Грааль. <…> В центре его – сияющая кровь; подразумевается духовная жизнь, свет во тьме. Вдобавок лучи света вращаются, подчеркивая юпитерианскую составляющую данного символа» (Кроули А. Книга Тота. Перевод А. Блейз).

В «Пражском Таро» Алекса Уколова колесница поднимается в воздух, влекомая двумя птицами, белой и черной, а возничим оказывается женщина. Я вижу в этом именно творческий, вдохновенный «отрыв от земли», столь свойственный картам колод этих авторов[38].

 

 

Колесница в нашей жизни

 

Обычно Колесница проявляется как внезапно захвативший нас поток событий и перемен при вполне ясной, хотя и не всегда очевидно достижимой цели. Как в случае и с другими Старшими арканами, у человека может возникнуть представление о своей личной заслуге в обладании этим архетипическим принципом, в полном владении им и управлении. Очень интересно, что в данной карте это происходит более мягко или, точнее, не дает благодаря самому принципу движения – зафиксироваться в некоей удобной для Эго форме. Колесница несет перемены – но вместе с тем милостиво позволяет быть рулевым, возницей происходящих изменений.

 

Глава 15

 

«СИЛА» (VIII) И УТЕРЯННОЕ БЛАГОРАЗУМИЕ

 

 

Это одна из трех карт добродетелей, присутствующих в Таро. Идея добродетели как человеческого качества пришла к нам из Античности. В символике Таро эта идея – наследница как античной философии, так и христианских религиозных воззрений. Четвертая добродетель – Благоразумие, как ни удивительно, в систему Таро не вошла.

Латинское слово virtus произошло от слова vir («мужчина»), то есть изначально понималось как некое особое свойство и качество, присущее мужчинам. Античная философия вообще очень свысока относилась к женскому полу, и особо ценные моральные качества женщин не могли быть точно такими же, как и у мужчин. Но некоторые из них (непорочность, верность и пр.) могли – хотя и условно – быть приравнены к мужским. Сила, или мужество, как античная добродетель обычно представлялась стойкостью и выдержкой в ситуациях страха и боли. Добродетельный человек, по Аристотелю, не ищет, но и не избегает опасности, если стремится к высокой цели.

В христианском мировосприятии ценные моральные качества мужчин и женщин в большей степени объединены. Добродетели человека в христианстве противопоставлены искушениям и грехам и разведены волевым элементом, в результате чего необыкновенно важным для человека становится постоянный выбор.

В настоящее время добродетели Таро развиваются в соответствии с принципами современной философии и современного мировосприятия. Значительный вклад в развитие принципов этих карт внесено кроулианской традицией, здесь аркан «Сила» сменился «Вожделением («Lust»), который в данной системе насыщен и новым архетипическим смыслом[39].

Классическая иконография. Женщина, укрощающая льва.

 

 

Силовое испытание

 

В колоде Висконти-Сфорцы (известной в нескольких версиях) карта «La Fortezza» созвучна прозвищу основателя династии Муцио Аттендоло (1369–1423) – Сфорца («Сила» в значении «принуждение» или «обессиливание другого»). Поэтому некоторые исследователи (Гертруда Моукли) полагают, что на ней может быть изображен сам родоначальник.

Существует два иконографических сценария этой карты. Ранний итальянский представляет женщину с колонной (или с обломками колонны). В Марсельском Таро на этой карте изображается женщина, укрощающая льва. В то же время встречаются как старые (XV века), так и новейшие карты, на которых совмещены оба мотива – и колонна, и лев. Отмечают, что мотив женщины, сдерживающей пасть льва, чрезвычайно редок вне системы Таро, потому существует предположение, что на одной из ранних колод длинноволосого мужчину, справляющегося со львом, приняли за женщину. Кем бы мог быть этот мужчина? Если брать мифологический контекст, то это мог быть либо длинноволосый Самсон, укротивший в пустыне льва, либо Геркулес, одолевший Льва Немейского. Примечательно, что, хотя по поводу женщины с колонной никаких подозрений не возникало, тема разрушенных колонн присутствует в легенде о Самсоне: когда коварная Далила отрезала ему волосы, и его схватили враги, он сумел разрушить колонны и обрушить крышу и стены здания, похоронив и себя, и недругов.

Карта «Сила» достаточно часто может раскрываться как сценарий силовой борьбы, силовых отношений, как явного, так и, в особенности, скрытого соперничества. Она характерна для ситуаций конкуренции или борьбы за власть, влияние и статус внутри парных взаимоотношении. Например, в отношениях двух сильных личностей (или сущностей, структура личности не обязательно может быть развита) может «найти коса на камень», и тогда пара сцепится в безвыходном «клинче», когда невозможно ни уступить, ни победить. Если им еще предопределено существовать на совместном пространстве, то «Сила» может стать актуальной или фоновой картой на все время отношений. Такое часто бывает в неразвившихся любовных отношениях – когда любовные отношения были возможны, но по каким-то причинам их развитие затормозилось или вовсе «заморозилось». Тогда пара застынет в своей вечной скульптуре… пока что-нибудь не отвалится, конечно.

В «Пражском Таро» приятно улыбающаяся и стоящая в эффектной позе женщина одолела льва, который преданно пытается ее лизать, в то время как на заднем плане Самсон разрывает льву пасть. При работе с этой картой как с проективной методикой (с озвучиванием голосов всех фигур и значимых элементов карты) она часто раскрывает темы сценарной борьбы в отношениях между мужчиной и женщиной, а также соблазна и стойкости. В некоторых колодах она воспринимается как театральная роль парных отношений, предлагаемая внешнему обществу. Это одна из важнейших сценарных карт Таро, с которой возможно работать как с проективным тестом.

В эротической колоде «Декамерон» аркан «Сила» одна из самых красивых, насыщенных эмоциональной мощью карт. Здесь бородатый мужчина в кольчуге предоставляет женщине достаточно удобную позу, а, кроме того, возможность вытащить из ножен его меч. Эта карта говорит о решительном поступке, о предоставлении в пользование своей силы, о своеобразном «принесении в жертву» этой силы и, безусловно, о риске. Кроме того – и с другой стороны – здесь идет речь о познании другого человека, своего партнера, и в его силе, и в его слабости и о принятии, как того, так и этого. Искушением этой карты будет возможность воспользоваться слабостью другого для ощущения своей силы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.01 с.)