Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Старшие арканы: особенности картСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Старшие арканы – это 22 карты, на каждой из которых традиционно изображается определенный сюжет или персонаж. Их иконография воспроизводилась на протяжении веков и породила достаточно устойчивые клише или стереотипы, которые впоследствии были насыщены особым эзотерическим смыслом. Существует мнение, по которому Старшие арканы, или «козыри» «trumps» – это изображения «триумфов» эпохи Ренессанса. Во время известных церковных праздников, карнавалов, важных событий в жизни города или в семье правителя государства устраивались процессии, в которых по городу проезжали украшенные повозки с различными аллегорическими фигурами (нечто подобное бытует до сих пор в европейских и американских карнавалах, праздничных шествиях или знаменитом Марли Гра). Религиозными или мифологическими (с аллегориями добродетелей и даже античных божеств – олицетворений планет) пантомимами и «мифодраматическими» праздниками встречали знатных гостей. В таких зрелищах могли участвовать персонажи, изображающие древних героев и героинь: Персея и Андромеду, Диониса и Ариадну, Орфея, Ахилла, Геракла… Греческим богам и богиням и философским аллегориям отводились свои роли в таких представлениях наравне с христианскими ангелами и святыми. Так и среди Старших арканов мы видим Дурака и Фокусника, Императора и Императрицу, Папу и Папессу, Силу и Смерть, Предателя и аллегории добродетелей. Дьявола и божества небесных светил… Старшие арканы в наше время обозначают архетипические силы, представленные через персонажей или сюжеты. Подразумеваются архетипы в юнговском понимании: стихийные силы коллективною бессознательного, а вовсе не ролевые архетипы постъюнгианцев (ролевыми архетипами в той или иной степени можно считать скорее Придворные карты). Это мощные Голоса и Сценарии, которые завладевают нами – и ситуацией в целом – и которые можно лишь пережить (в единении или сопротивлении, идентификации или проживании процесса), но прекратить их существование или влияние невозможно. И точно так же невозможно увидеть сквозь них реальность: нет, реальная бытовая действительность увидится нам лишь через Числовые карты. А Старшие арканы властно захватывают наш мир и требуют совершенной вовлеченности. На этом основана практика «проживания» Старших арканов день за днем, при которой мы вглядываемся и вовлекаемся в исследование Большого Сюжета своей жизни. В ходе этого можно переживать непостижимую и загадочную захваченность картой, под влиянием которой наше состояние и восприятие подчас теряют связь с текущими событиями (поэтому для данной практики лучше выдели и, удобное время), а подчас события начинают развиваться точно в русле «проживаемой» карты. В раскладах Старшие арканы говорят не столько о картине объективной реальности, сколько о силе процесса и его мифологическом смысле. Впрочем, зачастую это и есть то, что в действительности движет людьми и миром.
Порядок Старших арканов
Порядок добродетелей – довольно принципиальный момент. В разных традициях игрального Таро его меняли достаточно часто (в отличие от порядка карт Дьявол-Башня–Звезда–Луна–Солнце). Например, Справедливость могла помешаться между Страшным судом и Миром и представлять архангела Михаила (он, кстати, часто присутствует на старых картах Справедливости, означая само Правосудие). Оставшись вдвоем, Умеренность и Сила оказываются наедине с противниками: Умеренность противостоит Любви (Влюбленным), а Сила как стойкость – безудержной Колеснице. В Марсельском Таро, потомке «миланской версии» XV века, оставшиеся добродетели идут одна следом за другой, уступая свободное место двум картам. «Справедливость» обозначена VIII номером, «Сила» – XI, «Умеренность» – XIV. В оккультном Таро эпохи выходцев из ордена Золотой Зари перестановке (по сравнению с французской Марсельской колодой) подверглись также две добродетели: Сила и Справедливость. «Справедливость» стала XI номером, а «Сила» – VIII. Алистер Кроули вновь меняет порядок: Сила (в его системе – «Вожделение») вновь оказывается VIII, а Справедливость (в его системе – «Исправление») – XI, поскольку, по его мнению, «Таро представляет собой осознанную попытку представить принципы каббалы в графической форме». Для обычных раскладов, как мантических, так и диагностических, порядок карты не принципиален. Если же это по каким-то причинам имеет значение в практике, то следует ориентироваться на ту колоду, с которой вы работаете.
Глава 7
«ШУТ» («ДУРАК», «БЛАЖЕННЫЙ») (0) [9]
«Дурак» или «Шут» – карта, долгое время не имевшая постоянного места. Она помешалась либо в начале, либо в конце последовательности Старших арканов, В результате в большинстве колод она получила номер 0 и до сих пор предстает то в начале колоды, как олицетворение потенциальной силы еще не сотворенного космоса Таро, то после карты «Мир», как звено, замыкающее Старшие арканы Таро в круг[10]. «Шут» – одна из трех карт Таро, в традиционной оккультной системе не относящаяся ни к планете, ни к знаку зодиака, только к стихии; и в случае «Шута» это Воздух[11]. Классическая иконография. Молодой человек идет к самому краю обрыва, не глядя под ноги. На плече он держит узелок на палочке, в другой руке у него цветок. Иногда его глаза завязаны повязкой, как в игре в жмурки. Позади него бежит (или вцепляется ему в штаны) маленькая белая собачка. В водной пучине под обрывом притаился крокодил[12].
Блаженный (нищий, юродивый, сумасшедший) – связной с трансцендентностью
Нищие, блаженные и юродивые были наделены особым статусом в средневековом мире. В отношении к ним в христианской культуре смешивались привычный страх и брезгливость, суеверия с осознанием сакральности и особенности выбранного ими пути жизненных испытаний. Нищета была более угодна Богу, чем богатство, а странствия в поисках подаяний расценивались как духовный подвиг. Потому подаяние нищим считалось богоугодным делом. Богословие различало юродство природное и юродство добровольное, «Христа ради». Многие сияние и подвижники осознанно избирали для себя путь «глупца Христа ради», нищего странника, а юродивые и блаженные почитались за святых. Им приписывался дар ясновидения и ведовства. Чуждый миру людей, блаженный вступает в контакт с трансцендентным. Здесь безумие выступало уже «божьей болезнью», в которой юродивый мог безнаказанно высмеивать узаконенную священность: высокое превращалось в низменное, и наоборот. Насмешка и безумный хохот, эмоции и чувства вразрез с общепринятыми были знаковыми привилегиями статуса блаженного дурака. Он был своего рода Тенью-Трикстером средневекового общества, высказывая то, «о чем молчат». Так, Юродивого в «Борисе Годунове» легко доводят до слез злые мальчишки, и тот будто простодушно жалуется на них царю: «Вели их зарезать, как ты зарезал маленького царевича», озвучивая то, о чем думают, но молчат в народе. А затем выносит жестокий приговор самодержцу, отказывая в молитве за него: «Нельзя молиться за царя Ирода, Богородица не велит!» Здесь он выступает спонтанным носителем божественной власти, признаваемой самим царем. Ближе всего к этой трактовке Шута стоит карта одной из первых колод – Висконти-Сфорцы (а потому мы можем предположить, что таковым было изначальное ее значение) и ее сестры-современницы, колоды Мантенья. Такого нищего и юродивого Шута перенес к себе в колоду Луиджи Скапини («Средневековое Таро Скапини»).
Путь дурака
Дурак, или Глупец (как одна из ипостасей архетипа Шута), в Таро –■ это, прежде всего, сказочный дурак, наивный глупец, бесхитростный и непредсказуемый. Ему удается сделать то, что не удавалось другим, «умным братьям»: то, чего не хотел делать никто, и что казалось совершенно бессмысленным и невозможным. Происходи! это, как ни странно, во многом благодаря особой коммуникации Дурака с неизведанным[13], к которому он подходит спокойно и практично, со своей «дураковской» точки зрения. Эти простые ходы и помогают – не разрубить даже, а именно развязать гордиев узел: это простое, по-своему неловкое и как будто случайное превращение спутанного клубка в ровную нить судьбы. Это взгляд и решение человека вне игры и вне ситуации, как будто со стороны, или из своей непривязанности. В сложных и запутанных ситуациях подход Дурака зачастую может оказаться спасительным. Человек – существо смертное и сложное. Ни один из нас не способен воплотить в себе целиком весь архетип. Однако Дурак был особенно надежно и давно, пожалуй, еще с эпохи Просвещения, вытеснен из пантеона значимых образов. Немного свободы было дано лишь «естественному человеку» Руссо (а затем и идеализированным пролетариям, например), но это совсем другое. Не случайно в колодах XVIII–XIX веков Дурак выглядит нелепо, не смотрит, куда идет, и вот-вот свалится в пропасть. Даже собачка рядом с ним не то преследует идиота, не то пытается его остановить. Ушли в прошлое и оказались непонятны безумные выходки греческого Диониса… нищие стали вызывать только страх, брезгливость или же сострадание… быть дураком в технократическом обществе тоже стало как-то… неэффективно. Но Дурак вернулся – в области полуреального и полусакрального, полушутовского и полупрактичного. Современный человек устает быть всегда собранным, дисциплинированным и ориентированным на будущее… тем более что эта модель, как и любая другая (и высокая идея, ролевой архетип), не может быть единственно верной. И тогда появляется Дурак… он приходит во время карнавальных офисных вечеринок и спонтанных дурацких приключений, в соединении с толпой на государственных карнавальных праздниках и на семинарах новоиспеченных гуру, предлагающих странное нечто (о, мы уже можем догадаться, зная бесхитростный юмор Шута!) в блестящей обертке с надписью «путь дурака… и вы исцелитесь». В «Сказочном Таро» («Fairytale Tarot» Алекса Уколова и Карен Махони) мы видим классического сказочного дурака. Эта карта соотносится со сказкой «Бедный работник с мельницы и кошечка» о дураке Гансе, самом глупом работнике мельницы, который поступил в услужение к кошечке… а она оказалась королевной и взяла его себе в мужья. А та самая мельница, ради которой он старался, так и вовсе ему оказалась не нужна. В настоящее время эта карта в целом перестала обозначать «идиота, которым лучше не быть», – наоборот, она чаще указывает на непредсказуемый счастливый случай. Хотя, безусловно, в отдельных случаях она может обозначать тему «идиотской ситуации», которая нас вовсе не устроит, – и тогда эта карта вновь предстает в свете старых и практичных толкований. Кроме того, не стоит избегать правды: все мы время от времени оказываемся в совершенно дурацкой – в буквальном смысле слова – роли. Важно уметь пережить это и прочувствовать, чтобы суметь подняться из глубины своего переживания и идти дальше.
Неискушенность реальностью
Безумие и глупость сменились беспечностью Дурака в колоде Уэйта. Здесь мы видим скорее фигуру легкомысленного молодого человека. Легкость или легковесность, наивность или оптимизм… акценты всякий раз расставляются по-разному, в зависимости от реальной ситуации и интуиции толкователя. Здесь Дурак кажется совершенно не искушенным реальностью… но последствия этого нам тоже неизвестны. Мы видим лишь самое начало. Колода «Богемские Барочные коты» изображает Шута как Легкомысленного Юнца, прекрасного в своих оптимистичных и совершенно нереалистичных ожиданиях, возлагаемых на реальный мир. Это скорее представитель золотой молодежи (или, если угодно, кошачьего племени), чем «прожигатель жизни»; это доверчивый, радостный и открытый миру любитель прекрасного и изящного. В жизни так многое удается! А значит, этот мир не может быть плох. Соответственно, на этой карте нет собачки (все-таки собака – это угроза для кошки), зато есть золотой ангел на крыше – защита и спасение для таких не потрепанных жизнью прекраснодушных дурачков.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.32.6 (0.013 с.) |