Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соединение земного и небесного

Поиск

 

Карта Верховного Жреца (Иерофанта) или Папы знаменует в первую очередь единение земного и божественного. Земной и смертный человек становится представителем или проводником божественной воли и сакрального права. Слово «иерофант» буквально означает «толкователь священного». В римской языческой духовной иерархии была должность верховного понтифика (первосвященника; pontifex maximus); позже понтификами называли римских католических священнослужителей.

Священнослужитель, или жрец, – это постоянный служитель религиозного культа, почитающийся как посредник между субъектами божественного права и человеческим сообществом (прежде всего – именно сообществом, а не конкретным человеком, что было обусловлено общинным уровнем сознания). С наступлением Нового времени и эпохи Реформации роль священника перестала быть исключительной; так, в протестантизме была отвергнута роль церкви как посредника в спасении души и, снималось догматическое различие между священником и мирянином. По мере исторического развития личности (полагают, что личность в современном смысле слова возникла не ранее эпохи Возрождения) священник становится все больше индивидуальным посредником между божественным началом и конкретным индивидуумом. Альтернативой священнику в сакральном посредничестве в последнее время выступают различные духовные учителя, психотерапевты и психоаналитики.

Статус священнослужителя (психоаналитика и т.д.) предполагает исключительность его положения и особенных возможностей в оной связи с божественным или сакральным. Однако вые профессиональных навыков введения в нужное состояние ощущения целостной связи себя с Универсумом ощутить нечто подобное, как и получить понимание и ответы на некоторые личные вопросы духовного свойства, можно и без постороннего вмешательства. В наше время эта возможность дается идеологическим антропоцентристским убеждением «каждый делает себя сам» и целым пластом пособий и справочников по духовно-личностному развитию. Таким образом, Иерофант перестал быть исключительно субъектным и превратился в сам принцип формирования навыка связи между человеческим и божественным, индивидуальным и всеобщим, сознательным и бессознательным, обыденным и сакральным.

Алистер Кроули в «Книге Тота» говорит об Иерофанте: «Но самая главная ассоциация с данным арканом – это основная и необходимая задача всякой магической работы, а именно: соединение микрокосма с макрокосмом. Именно поэтому окно [за спиной Иерофанта] прозрачно, а перед самим Толкователем Тайн изображена гексаграмма – символ макрокосма. В центре гексаграммы помещается пентаграмма, а в пентаграмму вписан танцующий ребенок мужского пола. В этом символически представлен закон Нового Эона – Эона Хора-Ребенка, который пришел на смену Зону «Умирающего Бога», правившего миром на протяжении двух тысяч лет» (перевод А. Блейз).

Учение Кроули о трех зонах предполагает, что человечество прожило Эон Исиды – период культа Великой Богини, затем перешло к Эону Осириса – жертвенного бога, связывающего рождение и смерть. Ныне же, возвещает Кроули, наступает эон Хора, Божественного Ребенка, основанный на формуле непрерывного роста и развития. В наше время и магические пантеоны будут состоять из наших собственных ипостасей. Поэтому современный миф становится очень узнаваемым: в деталях и событиях самых личных историй мы узнаем архетипическое.

В «Таро Элементов» карта называется «Папа–Вера», на ней изображен мужчина в жреческих одеждах, указующие персты которого направлены в небо и в землю. Он стоит на фоне овечьих стад (вспомним метафору паствы как стада), на двух кубах, совершенно белом и черно-белом, которые символизируют, очевидно, как безгрешность, так и разнообразие деяний в смертном мире. Его голова достигает небес. Но всю эту картину «перечеркивает» обнаженная мужская фигура, падающая вниз, – что ассоциируется с падением ангелов или арканом «Башня». Лозунг этой карты: «Я безгрешен, но во мне – корень всякого греха». Эта карта говорит нам о вере в свои принципы и о свободе выбирать, действовать ли согласно этим принципам или против, а также ответственности за этот выбор.

 

 

Моральный авторитет

 

Этой карте в традиции Золотой Зари соответствует древнееврейская буква вав, означающая «гвоздь». Подобно гвоздю, вера в религиозное или иное идеологическое право и правило скрепляет структуру и целостность сообщества. Моральный авторитет субъекта религиозного или иного сакрального опыта становится одной из составляющих человеческой иерархии. Так, вовне принцип Иерофанта могут представлять священники и учителя, старейшины и гуру, психоаналитики и идеологи-политологи.

Подобные авторитетные фигуры объясняют или пытаются объяснить не бытовое, а сакральное, архетипическое, прекрасное и ужасное одновременно. К.-Г. Юнг писал: «Родоплеменные учения священно-опасны. Все тайные учения пытаются уловить невидимые душевные события, и все они претендуют на высший авторитет. Это в еще большей мере верно по отношению к господствующим мировым религиям. Они содержат изначально тайное сокровенное знание и выражают тайны души с помощью величественных образов. Их храмы и священные писания возвещают в образе и слове освященные древностью учения, сочетающие в себе одновременно религиозное чувство, созерцание и мысль. Необходимо отметить, что чем прекраснее, грандиознее, обширнее становится этот передаваемый традицией образ, тем дальше он от индивидуального опыта. Что-то еще чувствуется, воспринимается нами, но изначальный опыт потерян. Почему психология является самой молодой опытной наукой? Почему бессознательное не было уже давно открыто, а его сокровища представали только в виде этих вечных образов? Именно потому, что для всего душевного имеются религиозные формулы, причем намного более прекрасные и всеохватывающие, чем непосредственный опыт. Если для многих христианское миросозерцание поблекло, то сокровищницы символов Востока все еще полны чудес. Любопытство и желание получить новые наряды уже приблизили нас к ним. …Тяга к вечным образам нормальна, для того они и существуют. Они должны привлекать, убеждать, очаровывать, потрясать. Они созданы из материала откровения и отображают первоначальный опыт божества. Они открывают человеку путь к пониманию божественною и одновременно предохраняют от непосредственною с ним соприкосновения. Благодаря тысячелетним усилиям человеческого духа эти образы уложены во всеохватывающую систему мироупорядочиваюших мыслей. Они предстают в то же самое время в виде могущественного, обширною, издревле почитаемого института, каковым является церковь» (Юнг К.-Г. Об архетипах коллективного бессознательного. Перевод А. М. Руткевича).

Так функционирует принцип Иерофанта: он предлагает увидеть индивидуальное через вечное и всеобщее.

В межличностные отношения этот принцип будет привносить сверхидею о том, что является правильным, а что нет и почему; подчинять связи между мужчинами и женщинами, между родителями и детьми или иные личные отношения неким традициям и правилам, высокому мнению и общим принципиальным решениям. На исходе эры патриархата это частое прибежище для тех, кто ищет последнего оплота власти над другой личностью (власть Императора все же более формальна и очевидна). Карта «Иерофант» нередко выпадает как сигнификатор[24] взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Тогда па первый план выходят правила и принципы, сами по себе не очень уместные в этой сфере. Мужчина в этой ситуации может представать в образе Иерофаита-Папы, носителя некоего морального авторитета, приверженца традиции. На романтические отношения это, конечно же, будет производить гнетущий эффект. Но такие отношения могу! привлекать девушек, нуждающихся в «гуру» или «маек Ре», с которым они через некоторое время начну, бороться, либо сражаясь, либо сбегая, либо соблазняя, чтобы доказать свою победу. Старшие арканы, как мы не раз говорили, – это не столько здравое отношение, сколько одержимость архетипом. Женщина – носительница принципа Иерофанта будет привержена неким правилам и установкам, которые с трудом сможет объяснить, но будет ревностно следить за тем, чтобы остальные полагались на ее твердое знание и веру. В юнгианской картине мира это означало бы, скорее всего, одержимость Анимусом или отцовским комплексом; а вот Пожирающая Мать относилась бы к иной карте – Императрице или же Луне.

В эротической колоде «Декамерон» карта «Папа» демонстрирует прелата со склонившейся к нему монахиней. Здесь речь идет об абсолютной власти авторитета и права, отстраненности и высоком статусе, из которых следуют идеи тайны и темноты, под покровом которых совершается скрытое…

 

 

Общность

 

Один из важных аспектов карты «Иерофант» – общность. Некие правила, законы и закономерности связывают людей в единое целое, поддерживая и обеспечивая постоянство и воспроизводство системы. Основным отличием принципа Иерофанта применительно к системе (за которую в том или ином смысле отвечают также Императрица и Император) мы будем считать скрепляющую и определяющую ее духовную и идеологическую составляющую. Это духовная общность семьи и рода; это общая идея политической партии (именно партии, а не группы единомышленников, поскольку для Иерофанта важны поддержание традиции и воспроизводство системы); это признанные божества паствы и национальные традиции; это научные школы со своими отцами-основателями.

Карта «Иерофант» связывается с зодиакальным знаком Тельца (стоит учесть, что это – не привычные качества Солнца в Тельце, известные всем любителям «гороскопов», а именно сам знак Тельца, с качествами, которые он даст любой планете, дому или точке, в него попавшей). Это фиксированный знак земной стихии, которым управляет планета Венера, а экзальтирует в нем (то есть оказывается возвышенной и немного неконтролируемой) Луна. Последняя дает Иерофанту возвышенность и одухотворенность эмоций, а Венера, планета любви и формы, – телесность, ощутимость, материальность созданной традиции.

Иерофант знаменует своего рода рождение материи и) духа. На возвышенность духа при непременном присутствии материи может указывать и номер карты – 5, связывающий ее с пентаграммой, символом человеческого духа, но смертности людской природы (пятый, верхний конец пентаграммы символизирует стихию духа, дополняющую обычные четыре – Огонь, Воду, Воздух и Землю). В этом смысле интересно то, что «пятый элемент» Иерофанта – дух и смысл – противопоставлен четырем стихиям, которыми управляет Император (номер карты которого – 4). Таким образом, Иерофант противопоставляет свою субъективную реальность объективной данности Императора. Интересен переход от принципа Императора в жизни к принципу Иерофанта. Под влиянием первого реальность становится очевидной и взвешенной; понятно, что лежит на весах или «что надо, а что не надо». А с переходом в Иерофанта при всем этом знании появляется некая иная, особая реальность и иные, субъективные ценности, которые вполне способны перевесить здравый смысл и ясный взгляд Императора. Иногда даже как-то жалко…

Иерофант колоды Хайндля показывает преемственность и общность поколений: на ней мы видим старика, зрелого мужчину и голову кудрявого мальчика. Благословляющий жест и ключ на картине говорят об умиротворенности, знании и религиозной традиции. Спокойная и мудрая карта.


 

 

Посвятитель

 

Вернемся к значению Иерофанта как верховного жреца, посвящающего в мистерии. В целом принцип Иерофанта заключается и в фигуре посвятителя, посвящающего, воплощенной как в лично знакомом человеке, так и в общественной персоне, деятеле или сформированном учении. Вспомним и об экзальтации Луны в Тельце: Иерофант действительно предлагает нам эмоционально и интуитивно возвыситься или уйти в иной спектр реальности, чтобы увидеть ту структуру мира, которую видит он. Отсюда инаковость его мысли и особенный смысл, недостижимый для аргументов, исходящих от здравого рассудка и обыденного ума. Иерофанты элевсинских мистерий открывали посвященным тайны, благодаря которым, как считалось, смягчаются нравы людей и улучшается нравственность. В мистериях люди получали некое знание, дополняющее религиозные доктрины, некое мистическое понимание порядка вещей. Это иной лик Иерофанта Таро, который представляет не только религиозный, но и мистический смысл существования.

В колоде «Таро Нового видения» позади трона Иерофанта стоят священнослужители: один – в небесно-голубых одеждах, украшенных лилиями, и с белым голубем в руках – символом невинности и возвышенности духа; другой – в одеждах, расшитых розами, и со змеей в руках, что говорит об искушенности и мудрости. У подножия трона лежит камень с высеченным на нем агнцем – символом жертвы и ключами святого Петра – знанием. Любое значимое посвящение обычно включает в себя и отказ от невинности незнания, своего рода принесение невинности в жертву.

Не будем пренебрегать тем фактом, что в разные исторические периоды и в разных культурах жрецы и иерофанты доносили до посвящаемых различные, а иногда и прямо противоположные истины. Никогда не было и не будет единого пути для всех и на все времена, ибо человеческий мир развивается и меняется, и как человеку в разные годы и при разных условиях нужна различная пища, то же можно сказать и о пище духовной. Посвятитель – тот, кто приходит к избранным, неся им либо тайные культы и учения «не для всех» (даже в элевсинских мистериях могли участвовать только свободные и те, кто никогда не убивал человека), либо некую «новую веру», как это происходит и поныне.

Подобное провозвестие «нового времени» можно прочесть в карте «Таро Тота». Лон М. Дюкетт так описывает карту «Иерофант» оттуда: «Вместо бледного, серьезного прелата «не от мира сего», вершащего какую-нибудь степенную церемонию, перед нами предстает волнующий образ дерзкого и уверенного в себе вавилонского царя-жреца – посвятителя во всех смыслах этого слова. Вместо покорных служек, склонившихся перед Иерофантом Зона Осириса, на этой карте Иерофанта активно поддерживает в его трудах Багряная Жена, вооруженная мечом, – олицетворение небесной Венеры, управительницы Тельца: «Да будет женщина препоясана мечом предо мной», – повелевает Книга Закона». «Эта женщина – образ, который Венера приняла ныне, в Новом эоне, – поясняет Кроули. – Она уже не просто сосуд для своего мужского дополнения, но сама вооружена и воинственна» (Кроули А. Книга Тота. Перевод А. Блейз).

 

 

«Вера пророков и ересиархов»

 

Это не самый важный из важных аспектов данной карты, но мне он показался очень значимой для нее метафорой. Я вижу в Иерофанте веру ересиархов, убежденность в ясности своего видения духовной картины мира, свойственной пророкам и духовным учителям, великим и безумным гуру, известным и неизвестным истории. Это были люди, которые своей верой и волей заставили других людей поверить в свою картину мира, – и мир действительно изменился… или не забыл, фантазировал, вспоминал, пытался воспроизвести их учение вновь и вновь. Это, конечно, наиболее известные нам основатели мировых религий: Моисей, Иисус Христос, Мухаммед и Будда. Это легендарные Пифагор, Лао-цзы, Ориген, Платон. Это более мифические Гермес Трисмегист, Орфей, Мерлин, Христиан Розенкрейц. Это создатели религиозных и мистических легенд – Андреа (создавший легенду о Христиане Розенкрейце), Нострадамус, Анни Безант и Елена Блаватская, Карлос Кастанеда. Эти люди придумали миф и создали его, и он воплотился в реальность, сделав ее навсегда другой.

Одного из самых красивых Иерофантов я видела в колоде «Казанлар Таро». В этой колоде карта называется «Пророк» и изображает пророка Мухаммеда с закрытым лицом. Он держит в руках священный Коран и едет на аль-Бураке – звере с человеческой головой, верхом на котором пророк совершил «ночное путешествие» на седьмое небо. Всадник и его конь объяты сияющим пламенем, их сопровождают ангелы, а снизу смотрят ученые и мудрецы.

 

 

Иерофант в нашей жизни

 

Иерофант является в нашей жизни в виде людей, обладающих особым моральным авторитетом. Это могут быть хранители («жрецы») традиций той системы, к которой мы принадлежим (родственники, учителя), или же посвятители в иную, но именно духовную и идеологическую систему видения мира – духовные учителя, священнослужители самостоятельно избранной религии, мистики и маги, иногда психологи и психотерапевты (которые в современной цивилизации выполняют функции индивидуальных жрецов). Внутренний Иерофант – это представление о моральной, этической, религиозной, духовной и личностной системе смыслов и правил, формирующееся и развивающееся у каждого человека. Обычно оно во многом заимствуется из родительской культуры и уже избранного индивидуально слоя социума (и даже субкультуры), но также может иметь и индивидуально избранные черты и особенности. Для личностно и духовно развивающегося человека это представление не только о личных правилах, но и о системе мира в целом, а зачастую также о природе человеческой души и ее предназначении.

Проекция Иерофанта на другого человека может быть как полезной и развивающей, так и губительной, при слепом поклонении избранному объекту (впрочем, это свойство любой проекции). Отождествление с Иерофантом – побочный эффект некоторых профессий: учителя, священнослужителя, психолога, врача…

 

Глава 13

 

«ВЛЮБЛЕННЫЕ» (VI)

 

Карта, условно названная «Amore» – «Любовь» (а позже – «Влюбленные»), появилась в колоде Висконти-Сфорцы, как полагают, в честь бракосочетания Франческо Сфорцы и Бьянки Марии Висконти или же, по другой версии, Филиппо Марии Висконти и Бьянки Марии Савойской, а по третьей – Галеаццо Марии Сфорцы и Боны Савойской. (Интересно, что в колоде уже узнаваемая по этой карте дама будет управлять следующей «Колесницей».)

Классическая иконография. Изначально в итальянских колодах на карте изображалась пара, которую соединяет или в которую целится из лука Амур с завязанными глазами (иногда Амур держит две стрелы, по одной на каждого). Это было очевидным подражанием «портретам помолвки» – традиции, бытовавшей в Священной Римской империи и перешедшей затем и в Италию.

В колодах Марсельской традиции (XVI– XVII века) на этой карте появляется тема принципиального выбора между добродетелью и грехом: молодому человеку приходится выбирать между красоткой в роскошных одеждах и скромницей в бедных одеяниях (или же между двумя практически идентичными дамам), в то время как Амур все так же целится в сердце фигуре, расположенной справа от читателя карты (и слева от героя). Существовали исторические колоды, в которых выбор был иным: дева выбирала между королем и воином (и Амур целился стрелой в последнего) или же юноша выбирал между священником, матерью, почтенным джентльменом и любовной связью. Амур по-прежнему целился в фигуру слева от главного героя, олицетворяя страсть, отличную от рассудка (и от верного выбора добродетели вместо греха).

В колодах выходцев из ордена Золотой Зари «Влюбленные» были реабилитированы. Здесь речь идет уже о священном союзе мужского и женского, менее формальном и более сакральном, чем в изначальных исторических колодах. Большинство современных колод уже не фиксированы на противопоставлении греха и добродетели в любви, потому отчетливо изображают влюбленную или брачную пару.

 

 

Союз разных

 

Изначально карта «Любовь» символизировала любовный или брачный союз. Некоторые колоды и теперь используют именно этот образ в VI аркане. Это встреча и единение не только разных людей, разных личностей, не только мужчины и женщины, но и разных семей, родов, отчасти или в полной мере – культур. Такая встреча, сопровождающаяся узнаванием и попыткой разобраться, что и как можно теперь делать вместе, присутствует в любом союзе, временном или долгосрочном. И один из аспектов карты говорит именно об этом.

В традиционной культуре разделение мужского и женского мира было культурно обусловленным. Мальчиков и девочек воспитывали по-разному, подготавливая к принципиально разной деятельности, поощряя зачастую совершенно разные качества (активность/пассивность, сила воли/покладистость, самостоятельность/зависимость и пр.), ориентируя на кардинально различные социальные, семейные и бытовые роли. Отсюда и комплементарность, функциональная связанность мужских и женских ролей, но и почти полное непонимание друг друга, боязливость, осторожность, недоверие. По сути, в этой карте впервые происходит встреча мужского и женского как равных партнеров в союзе, притом неизвестных друг другу, а потому это – встреча с Неизвестным. Но и в наше время, несмотря на достаточно похожее воспитание и совместное обучение, мужчина и женщина все равно остаются друг для друга загадкой – до тех пор, пока, при всей их комплементарности, не прояснятся основополагающие различия в их природе[25].

Принадлежность к семье и роду, казалось бы, уже не столь полно обусловливает мировоззрение и жизненные принципы, но история взаимоотношений мужчин и женщин в роду, история отношений семьи с миром (властью или средой) по-прежнему тихо пересказывается у нас в крови, нашептывается в биении пульса, выплавляется новыми историями в кости наших детей. И мы вновь оказываемся людьми из совершенно разных миров.

Эта карта может говорить нам о самом ощущении различности природы субъектов союза (выпадает она не обязательно на любовные отношения, и тем более на мужчину и женщину), но об обстоятельствах, в которых попытается существовать этот союз. Это помолвка, заявление о намерениях и проба – или, несмотря на союз, отношения все еще в чем-то непонятных друг другу существ, иногда даже в чем-то чужих. Будучи Старшим арканом, эта карта, как обычно, указывает не на бытовую сцену или историю, а на архетипическое состояние, вовлеченность в Большой Сюжет: в отсутствие сильных чувств между людьми или по отношению к ситуации это та канва сюжета, в которую не может не попасть персонаж, это ролевой сценарий, в сцене которого герой или героиня уже «записаны». Так, по «Влюбленным» могут происходить встречи бывших любовников, с непременным «срывом» в кратковременную (или не очень) сексуальную связь, но без особой страсти и желания. Связанность скорее сюжетом (иногда – Большим, мифологическим), чем взаимными чувствами, подчеркивает классический в Таро взгляд женщины на этой карте – направленный к небу (в то время как мужчина смотрит только на нее).

«Средневековое Таро Скапини», Старшие арканы которого созданы по мотивам колоды Висконти-Сфорцы, являет нам встречу представителей двух семей и двух миров. Здесь, что интересно, мужчина смотрит в небо, на целящегося из лука крылатого кентавра с завязанными глазами (эдакая смесь Эрота и Хирона), а женщина – прямо на мужчину. Оба стоят на краю пропасти, которой разделяются и соединяются их миры: суровый мир мужчины, с выбором чести и трудного пути, и роскошный цивилизованный культурный мир женщины. Единение образов Эрота и Хирона также может говорить нам не только о радостях, но и страданиях любви (кентавр Хирон был ранен отравленной стрелой, но не мог умереть, поскольку был бессмертен и обрел покой лишь после того, как ревнивая жена Геракла Деянира случайно отравила своего мужа, пытаясь вернуть его любовь; Хирон обменял свое бессмертие на смерть Геракла). Интересно то, что Скапини прямо указывает, что его лучник – это Стрелец, в то время как Стрелец – знак противоположный Близнецам, которые атрибутированы этой карте в системе Золотой Зари[26].

В Золотом издании «Романтической Викторианы» присутствуют две карты «Влюбленные». На одной представлена романтическая пара в саду: юноша осторожно, покорно, но с надеждой смотрит на девушку, а та устремила взор куда-то вверх. На второй карте юный охотник (или пастух) обнимает и целует русалку, тянущуюся к нему из воды. В первом случае речь может идти о сдерживаемых культурой, но достаточно осознанных отношениях, во втором – о союзе страсти, более пылком, но едва ли долговечном.

 

 

Выбор и принятие решения

 

Со времен Марсельской традиции карта «Влюбленные» начала связываться с ценностно-ориентированным выбором, моральным, этическим, идеологическим, религиозным. На карте выбор, как правило, делает мужчина, но это не должно нас смущать (а признаться, был период, когда меня это сильно расстраивало как проявление тендерной несправедливости): речь идет о сознательном выборе и волевом решении, и в значимости последующего поступка отражены качества скорее мужского начала. (Выбор женщины – редко, но встречавшийся в Таро символизирует веление души, спонтанный или интуитивный выбор, более легкомысленный по видимости, но более значимый по последствиям.) Выбор мужчины (или человеческого сознания) в старинной интерпретаций состоит между добродетелью и пороком, одна Эрот неуклонно указывает своей стрелой на фигуру слева от героя – прекрасную и порочную или же молодую в противовес пожилой. Потому каждый раз карта изображает подвластность человека выбору желания, любви и страсти – или (поскольку стрела еще не пущена) мучительность выбора в предчувствии падения. Это своего рода Адам и Ева, как раз перед вкушением яблока[27]. Это значимое решение, влияющее на дальнейшее развитие судьбы, – и вечно длящееся мгновение перед тем, как сделать последний шаг (на этом этапе можно «зависнуть», как и на любом другом Старшем аркане, и тогда самый прекрасный принцип превратится в подгнивший плод).

Ценностный выбор, безусловно, важен в разных областях человеческой жизни, и все же именно в любви становится наиболее очевидным непредсказуемость и индивидуальность каждой ситуации с ее возможными и совершенно неоднозначно верными и неверными приоритетами. В толкованиях к «И Цзин» стойкость может быть как «к счастью», так и «к несчастью». В любви и в выборе партнера к гибели может привести не только безрассудство, но и рассудок, не только вероломство, но и принципиальность, не только легкомыслие, но и осторожность… Мы не всегда можем знать или понять заранее, к добру или к худу наш выбор. И в этом – риск и решимость Влюбленных.

Я знала мужчин, у которых было много женщин, но они не могли сделать выбор – и переходили из одной постели в другую, постепенно теряя интерес к жизни, смысл и силу. Я знала женщин, которые отказывались от выбора и принятия решения даже в замужестве, вечно тоскуя в метаниях и поисках другого варианта. Я вижу супругов, которые сделали выбор следовать своим брачным клятвам верности и преданности даже без взаимной любви. Я помню женщин, которые осознанно выбрали сугубо рассудочное отношение к супружеству, а потом мстили своим мужьям, которые не могли подарить им настоящую сказку. Я вспоминаю женщину, которая пожертвовала своей любовью ради супружеских уз и детей, но не смогла этого вынести. Я помню о подруге, которая не смогла уйти от любви и ушла к смерти. Я узнала женщину, которая не решилась выпить свой любовный напиток, а предложила его другой, наблюдая за тем, как непредсказуемо ведет себя объект ее любви, и возрадовалась тому, что этим объектом оказалась не она. И я вижу других влюбленных, которые решились рискнуть всем своим существом, сочетая и разумность, и легкомыслие, и осторожность, и самопожертвование… Только если оба в паре делают свой выбор относительно другого – случается эта Пара, Влюбленные. Однако в любом случае это вновь и вновь встречающееся испытание на пути каждого из пары, часть его героического пути.

В системе Золотой Зари VI аркан связан со знаком Близнецов, которым в астрологии управляет планета Меркурий. Древнееврейская буква, атрибутированная этой карте, – зайин, что значит «меч». Это еще раз подводит нас к Влюбленным как к осознанному выбору, решению, принятому в результате размышлений. Это связано со сферой разума и коммуникации, соответствующей Меркурию, темой выбора, так знакомой знаку – и символу – Близнецов[28], а также символикой разделяющего меча как окончательного решения и масти Мечей в Таро, связанной с принципами и представлениями о мире. Алистер Кроули в «Книге Тота» напоминает о том, что масть Мечей в Таро означает анализ, а, кроме того, указывает на то, что Ату VI вместе с Ату XIV (в колоде Тота – «Искусство», бывшая «Умеренность») «составляет всеобъемлющую алхимическую максиму: «Sole et coagula» («растворяй и сгущай»). Иными словами, «Влюбленные» представляют собой Анализ, за которым последует Синтез. Таким образом, это IV алхимический аркан (после «Мага» – Ртути, «Императрицы» – Соли и «Императора» – Серы), пятым же будет «Умеренность» (или «Искусство»).

В колодах, не настолько символически проработанных как магические и оккультные («Таро Тота», колода Хайндля и некоторые другие), карты могут иметь совершенно буквальное, оракульное значение. Это зависит от уровня символической точности и насыщенности каждой колоды, а также непредсказуемой игры бессознательного. Карта «Влюбленные» может метафорически изображать буквальную сцену, присутствующую в реальности: любовный треугольник, проблему выбора между двумя женщинами и даже между отношениями с брачной партнершей и матерью (не без психологического инцеста, впрочем). Так, в колоде «Фантастический зверинец» мы видим последний этап любовного треугольника: юная косуля входит под ручку с импозантным быком, в то время как интеллигентный олень (с большими рогами) стоит позади и растерянно смотрит на происходящее.

 

 

Страсть, желание

 

Карта «Влюбленные» может обозначать и любовные чувства в паре, страсть, желание, стремление быть вместе. В этом случае она оказывается «благоприятной» картой для столь часто встречающихся запросов на отношения.

Алистер Кроули в своей книге «Шаг за шагом – к Истине» пишет: «Формула Тетраграмматона – это безупречное математическое выражение Любви. Суть ее такова: любые два объекта соединяются, что влечет за собой два следствия: во-первых, оба они уничтожаются в экстазе, вызванном избавлением от муки обособленности; а во-вторых, созидается третий объект – также в экстазе, но на сей раз вызванном осознанием бытия, которое остается Радостью до тех пор, пока, развившись до определенной меры, этот новый объект не начинает постигать свое несовершенство и испытывать любовь» (перевод А. Блейз). И эта карта, как в «Таро Тота», так и в иных колодах, может быть отражением самого любовного экстаза, этих мгновений, сопровождающих всякое любовное чувство, разделенное в реальности или не разделенное: при неразделенной любви мгновения экстаза в единении с воображаемым объектом сопровождаются муками отчаяния от осознания реальной отчужденности.

В колодах Таро Золотой Зари (а каждый участник ордена самостоятельно рисовал себе колоду по образцу, предоставленному Мазерсом) карта «Влюбленные» обозначала именно страсть и желание. В современной колоде, изготовленной по инструкциям Израэля Регарди. одного из поздних членов Золотой Зари, этот аркан выглядит совсем необычно: Андромеда (или подобная ей дева) стоит прикованная к скале, к ней подбирается из пучин морских чудовище, похожее на волка, а с небес спускается герой Персей (или вооруженный ангел) в доспехах и с мечом, намереваясь, очевидно, избавить деву от чудовища. На этой карте мы видим и мгновение страстного пыла, и конкуренцию с соперником, и объект желания, и пресловутый выбор девы… многое из того, что мы переживаем, испытывая сильное и глубокое (а значит, и разнообразное) влечение к другому.

В «Сказочном Таро» Алекса Уколова и Карен Махони этот аркан связывается со сказкой «Рваный Чепчик». Безусловно, карта может иметь универсальное для своего аркана значение, однако в связи со сказкой к нему добавляются и другие смыслы: активная и продуктивная женская деятельность; выбор точки зрения на происходящее; активность в любви (хотя и без гарантии счастливого исхода); принцип «красота в глазах смотрящего» или Русский его аналог «не по хорошу мил, а по милу – хорош»; обратный вариант – обесценивание партнера в своих глазах (и глазах других людей); иногда – то идеализация,؀ то обесценивание; стремление показать партнеру перемены и доказать, что ты его достойна; и даже «пораженческие отношения» (но именно по принципу «я не настолько хорош, что меня можно полюбить»), и в этом – вызов «Влюбленных» данной колоды.

«Таро Элементов» предлагает в качестве VI аркана «Выбор–Страсть». Лозунг этой карты – «Чего ни захочу – все случится». На ней изображены мужчина и женщина под плодоносным деревом, за которым спрятался искуситель (красный человечек, чьи ноги скрыты от зрителя). Трудно предположить тут иной сюжет, кроме библейского, и, тем не менее, здесь он не выглядит трагичным. Скорее это та сила страсти, которая не позволит избежать перемен.

 

 

Алхимический брак

 

Наиболее значимое развитие смысла Старших арканов предложено в традиции «Таро Тота» Алистера Кроули. Он усматривает в VI аркане, «Влюбленных», образ Алхимической Свадьбы. Этот принцип, символизирующий единение мужского и женского начал, был одним из наиважнейших в алхимии (как сугубо химической, так и духовной).

В «Книге Тота» карта описывается так:

«Фигура в капюшоне, стоящая в центре данной карты, – это одна из ипостасей Отшельника, о котором речь пойдет в Ату IX. Сам же Отшельник – это ипостась бога Меркурия, описанного в Ату I; облачения, скрывающие его тело, словно напоминают, что окончательный смысл всего сущего обретается за пределами проявленности и разума. (Как объяснялось в другом месте, по большому счету возможны только две операции – анализ и синтез.) Он стоит в позе Знака Входящего, словно проецируя вовне таинственные силы творения. Руки его обвиты свитком, обозначающим Слово, в котором заключены и его сущность, и его весть. Но Знак Входящего – это также Знак Благословения и Освящения; таким образом, роль Отшельника на данной карте – совершение Герметического Бракосочетания. За спиной его помешаются фигуры Евы, Лилит и Купидона. Эта символика включена сюда для того чтобы сохранить до некоторой степени первоначальную форму карты и показать ее происхождение ее родословную, ее неразрывную связь с прошлым. На колчане Купидона начертано слово «Telema» – Слово Закона. <…> Его стрелы – кванты Воли. Таким образом показано, что эта основополагающая формула магической работы – анализ и синтез – продолжает жить в Зонах.

Теперь можно обратиться собственно к Герметической Свадьбе.

Эта часть карты представляет собой упрощенную иллюстрацию к «Химической свадьбе Христиана Розенкрейца» – шедевру столь обширному и пространному, что процитировать его здесь с пользой для дела нам не удастся. Но суть анализа – это непрестанное раскачивание на качелях противоречивых идей. И данная часть карты – это символ двойственности. Королевскую чету составляют Черный, или Мавританский, Король в золотой короне и Белая Королева – в серебряной. Короля сопровождает Красный Лев, Королеву – Белый Орел.

Символика мужского и женского начал развивается в атрибутах жениха и невесты: у Короля – Священное Копье, у Королевы – Святой Грааль. Новобрачные держатся за руки в знак согласия, а их атрибуты поддерживают двое младенцев, поменявшихся друг с другом: белый ребенок держит не только Чашу, но и розы, а черный – не только копье своего отца, но и палицу, аналогичный символ. В самой нижней части карты изображен итог этого Бракосочетания в своем изначальном и пантоморфном виде – крылатое Орфическое яйцо. Это яйцо символизирует сущность всей жизни, подпадающей под формулу мужского и женского. Оно подкрепляет символическое значение Змей, которыми расшито одеяние Короля и Пчел, украшающих мантию Королевы. <…>…это яйцо представляет собой полный символ равновесия – последнего условия для начала Великого Делания. Но последняя тайна остается неразгада<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.195.153 (0.022 с.)